Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Экономическая политика. 3.Экономическая политика государства. Особенности современной экономической политики россии

Государственная экономическая политика. Экономическая политика


Государственная экономическая политика

Государственная экономическая политика

Экономическая политика каждого государства определяется несколькими мерами воздействия, которые направлены на осуществление важных идей и решений, которые связаны с экономической политикой государства. Для того чтобы реализовать экономическую политику и достигнуть поставленных целей необходимо проанализировать экономический цикл государства и состояние развития, спрогнозировать её будущее и принять план по развитию.

 

Как формируется экономическая политика

Так как административный вид управления экономикой ушёл в прошлое, а рыночная экономическая система стала использоваться всё более широко, то это повлияло и на экономическую политику целого государства. Все крупные страны стали нацеливать себя на крупное производство машин, техники, исчислительных предметов, запчастей к ним. Тяжелое машиностроение стало основой развития любой страны в мире. Оно и определяет место какого-либо государства в Международном Делении Труда(МДТ). Постоянное расширение рынков збыта и предложения приводит к конкуренции, что в свою очередь приводит к понижению цен на товары и услуги, которые предлагаются.

 

Огромным опытом для всех политических деятелей, наверное, стал мировой кризис в 1929-1933 годах. Можно сделать вывод, что после такой сложной ситуации необходимо было срочно поднимать экономику не только отдельных государств, но и всего мира. Так как в те времена государство проявляло слишком большое и сильное влияние на рынок, новой целью стала необходимость его уменьшить или свести к минимуму, предоставив некую свободу предпринимателям. Тогда и появился термин «экономическая политика», который обозначал минимальное вмешательство государства в регулирование рынков, но надзирательные меры.

Первыми шагами в новой политике было страхование, которое ввели в 1800-тых годах. В 20 столетии экономическую политику отдельных государств стали рассматривать как комплексные меры, которые должны быть приняты для эффективного воздействия и для того чтобы приносить максимальных доход государству.

Безусловно две мировые войны также очень сильно подействовали не только на экономику, но и на общее развитие стран. Проблемы появились и в политике, и в региональном развитии, и в социальной сфере.

 

В чём суть государственной экономической политики

Каждое государство имеет свою Конституцию. В ней обязательно указывается, что оно обязано осуществлять ряд действий для обеспечения нужного уровня развития. Одним из таких регуляторов и есть экономическая политика, которая может иметь такие цели:

1. Постоянный рост экономики и расширение зон влияния.

2. Обеспечение определённого уровня количества занятых и рабочих мест на рынке.

3. Обеспечение государственного бюджета для того чтобы иметь возможность реализовывать какие-либо идеи.

Экономическая политика государства имеет совершенно разные направления и сферы своего функционирования. Она проявляется как в социальной, общеэкономичесвой, культурной политике, так и в аграрной, транспортной и промышленной. Существуют и другие кардинально противоположные направления. Главное, что они все дополняют друг друга. Без проведения общеэкономической политики (установление бюджета, распределение денежных средств по отраслям), и других видов существовать просто не будет.

 

alt="государственная экономическая политика"В общем, экономическая политика государства- это целая цепь взаимодействующих элементов, которые и формируют общие понятия о государстве и его управлении.

Существует также несколько основных элементов, которые включаются в понятие государственной экономической политики, это следующие:

1. Формирование бюджета, распеределение средств по отраслям, предоставление кредитов населению и предпринимателям.

2. Взыскание налогов как скрытых, так и открытых в виде исчисления процентов из заработной платы или таможенных налогов.

3. Регулирование количества безработных и занятых, регулирование заработных плат в различных сферах, налоги на богатство.

Кроме этого есть и отдельные субьекты экономической политики государства, которые могут быть следующими:

1. Государство. Само государство является непосредственно субьектом экономической политики, которое осуществляет экономическую политику не полностью на всей своей территории, а по местах, регионах, отдельных областях. Государство считается главным субтектом, который принимает меры относительно проведения политики и осуществляет их в жизни. Это проявляется и на законодательном уровне путём принятия нормативных актов, законов, договоров, указов и так далее различными уполномоченными органами власти.

2. Правительство. За то, как будут реализованы меры, которые принимает государство, отвечает правительство. Оно ставит конкретные цели перед исполнительными органами власти в регионах, областях, на местах и контролирует их скорейшее выполнение.

Существуют и некие институты. Например, общественно-правовой, экономический. Это те сферы, в которых меры будут действовать и другие близкие к экономической политике субьекты. Институты могут также получать некоторые указания и выполнять их. Например, страхование или кредитование, общественный транспорт.

Кроме государственных субьектов экономики существуют и негосударственные, которые имеют прямо противоположное толкование. Негосударственные субьекты экономической деятельности страны представляют интересы отдельных социальных груп или вёрств населения. Они могут быть профессиональными союзами, религийными или культурными организациями, которые нацелены донести информацию в массы. Их роль определяется зависимо от количества поклонников их деятельности и их поддержки.

Государственные и негосударственные субьекты могут запросто противоречить друг другу, поэтому они часто как бы борятся за возможность владеть управленческой деятельностью.

Кроме интститутов и союзов государства существуют такие же понятия, но которые относятся к обществу. Общество также оказывает влияние, давая спрос на товары и услуги. Другой вид общественных организаций- это политические партии, благотворительные формы, журналисты и телевидение, учёные, художники, музыканты, актёры и другие люди, которые совершают окончательное влияние на формирование политики государства. Так и формируется система государства, которая выполняет экономические функции. С её помощью очень легко определить все главные задания. Например, политические партии разрабатывают программные цели, в которых и выкладывают ближайшие планы развития экономической политики в том числе.

Помимо государственных и надгосударственных элементов, осуществляющих влияние на развитие страны, существуют и надгосударственные формы правления. Ярким примером может служить известный всем Европейский Союз, который обьединяет некоторое количество стран, все они имеют общую законодательную основу и отвечают некоторым требованиям управленческой организации. Объединившись, они все вместе могут развиваться и развивать экономику.

Вообще можно сказать, что каждое государство имеет свою политику, которой придерживается и которая прописана в Конституции. Безусловно существуют и общие правила, которые касаются всех. Государство- это основная управленческая структура, которая влияет на деятельность всех элементов, совершающих экономическую политику.

 

С помощью чего экономическая политика приводится в действие, как действует механизм экономической политики

Для того чтобы быстро и качественно реализовать механизм экономической политики государства, ему необходимо провести ряд мер, которые зависят от нынешнего состояния экономики и того как же отдельные структуры хотят действовать на него.

Существуют такие меры, которые могут применятся для выхода из неблагополучного состояния экономики и кризиса:

1. Прямое влияние. Такие меры предполагают принятие решений самим государством и управленческим аппаратом, а не отдельными структурами. Государство- это субъект, который руководит другими структурами. Например, отчислениями их бюджета финансовыми или кадровыми структурами.

2. Непрямое или косвенное воздействие. Такой метод воздействия применяется в случаях когда состояние экономики подвешенное, но не критичное. Государство имеет право принимать отдельные решения, но элементы управления также имеют некую самостоятельность и указы государственного аппарата воспринимаются больше как рекоммендации по воздействию на экономические регуляторы.

 

Предлагается и другой вариант классификации методов по реализации экономической политики государства. Данный метод уже основан на власти институтов управления и их правах и обязанностях.

1. Административные меры. Административные меры гарантируются в своём выполнении Конституцией РФ. Это законодательная база, нарушение которой влечёт за собой некоторые последствия. Иногда уголовную ответственность в том числе. Государство как гарант безопасности каждого гражданина должно поддерживать права собственности, свободу слова, конкурентную среду, право выбора и личностного принятия решений, в том числе в экономической сфере.

2. Экономические меры. Экономические меры не являются насильными или принудительными в отличии от административных, которые должны придерживаться всеми гражданами государства. Под экономическими мерами имеется ввиду общее положение экономики и действие отдельных структур для исправления её состояния, централизации и регуляции вложений и расходов. Это распределение бюджета, предоставление кредитов, получение кредитов, получение помощи.

3. Институциональные. Этот метод понимается как воздействие отдельных институтов на экономическую государства. Государство имеет ограниченные возможности, а отдельные институты в зависимости от своего поля деятельности имеют право принимать решения связанные с различными вопросами. Институты абсолютно не всегда связаны со сферой экономики, иногда они просто определяют социальные правила поведения, морали, традиции и обычаи, которые сложились столетия назад.

В зависимости от формы постановки управленческой деятельности в сфере государственной экономической политики могут быть применены разные методы для достижения поставленный целей. Например, в рамках налогово-бюджетной политики меры предпринимаются по отношению к распределению бюджетных средств государства. Так расходы государства значительно уменьшаются, соответственно различные структуры управления, как охороной здоровья, так и культурой и спортом, получают меньше денежных средств на своё развитие и ухудшается уровень жизни населения. Расходы показывают ту сумму, которая отходит на закупку необходимых пакетов социальных товаров, то есть всего самого необходимого, по надобности полезных ископаемых, того же газа или нефти, сырья. Это имеет очень сильный удар по ВВП, меняется политика налогов, они становятся выше, что приводит к возмущению граждан государства, ведь их доход остаётся на былом уровне.

В своей экономической политике государство может оказывать влияние и на темпы, количество производимых товаров и услуг, используя экономические рычаги для управления. Это реализуется с помощью местных, региональных бюджетов, привлекаемых инвестиций, в том числе и иностранных.

Также очень важным фактором по осуществлению государственной экономической политики, который введён в практику всех стран мира является социальное обеспечение граждан. Сюда входит индексация заработной платы, установление государственного прожиточного минимума (может устанавливаться по регионам, как в России). То есть государство обязано способствовать развитию и каждой отдельной семьи, улучшая качество жизни и покупательную возможность своих граждан.

utmagazine.ru

Экономическая политика - это... Что такое Экономическая политика?

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент[1][2][3].

Истоки формирования экономической политики

Рыночная экономика, которая стала основным способом ведения народного хозяйства, в течение последних нескольких столетий претерпела ряд существенных изменений. Основой для рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров, что было обусловлено переходом на крупное машинное производство. Развитие машинного способа позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Удешевление продукции наряду с повышением доходов населения привели к резкому расширению рыночного оборота[4].

Экономические процессы, происходившие в XVIII и XIX веках создали качественно новую ситуацию в обществе, создав основу для другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства.

Решающим уроком для всей рыночной системы явился мировой экономический кризис 1929—1933 годов. Итогом этого урока стал вывод о том, что роль государственного участия необходимо поднять на новый качественный уровень, найти более эффективный вариант взаимосвязи двух социально-экономических явлений (рынок и государство). В условиях динамичного развития рынка государственные меры должны были выйти за рамки невмешательства, нейтрального поведения государства в роли «ночного сторожа». Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее название «экономическая политика»[4].

Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны ещё в конце XIX века. Примером может служить Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По инициативе Отто фон Бисмарка было приняты законы, на основе которых возникла новая сфера — социальное страхование. В 1883 году в частности, законом было введено страхование по болезни, в 1884 году — страхование от несчастных случаев и, наконец, в 1889 году — страхование по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обслуживанию[4].

Первые попытки реализации экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В этих условиях как относительно самостоятельные направления рассматривались таможенная, аграрная, промышленная и социальная формы политики. Позднее, в начале XX века на смену такому разрозненному подходу пришел вариант комплексного, взаимосвязанного подхода. Экономическая политика приобрела более комплексный общеэкономический характер.

Существенным образом на формирование общеэкономической политики повлияли две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Вмешательство государства в экономические процессы стало носить не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позже международный характер[4][5].

Содержание и направления экономической политики

На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:

  1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики;
  2. Поддержание эффективного размера занятости;
  3. Cтабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией;
  4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.

Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики[4].

Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются:

Субъекты экономической политики

Субъектами экономической политики могут выступать[6]:

  • Государство, включая региональные и местные институциональные образования;
  • Негосударственные союзы и объединения.

Государство, являясь главным субъектом экономической политики, обладает властными полномочиями, используя которые, оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и законодательное оформление основных направлений экономической политики. Отвечает за её реализацию исполнительная власть — правительство. Правительство, в свою очередь, ставит задачи и передаёт права по реализации экономической политики конкретным органам исполнительной власти.

К негосударственным союзам и объединениям относят институты, имеющие так называемый «общественно-правовой статус». Эти близкие к государству структуры также являются субъектами экономической политики. Им могут передаваться определённые задачи управления, которые изъяты из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в Германии относятся региональные управления по страхованию, Фонд выравнивания бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии таковыми являются: агентство по поддержке общественного транспорта, учреждения по противопожарной безопасности[6].

К негосударственным субъектам экономической политики относятся также различные объединения, выражающие интересы определенных слоёв общества и групп населения. Это могут быть профессиональные союзы, союзы предпринимателей, религиозные и культурные организации. Роль негосударственных субъектов в выработке и реализации экономической политики определяется возможностью оказания влияния (давления) на власть. Интересы частных групп могут не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. В этих условиях между негосударственными субъектами и государством часто возникает открытая борьба за проявление своих властных возможностей.

Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние на формирование экономической политики могут оказывать определённые группы и институты общества. К ним следует отнести: политические партии и организации, средства массовой информации, влиятельные личности (учёные, политики). Степень влияния этих субъектов на экономическую политику определяется обстановкой в стране, типом политической системы, её структурой.

В развития процессов глобализации среди субъектов экономической политики появились также институты, имеющие надгосударственный характер. Основой их деятельности являются межгосударственные соглашения. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Таким образом в последне время возникает форма надгосударственной экономической политики. Примером тому является деятельность Европейского союза.

В целом на основе опыта выработки и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном, однако при этом оно должно сорганизовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики[6].

Инструменты реализации экономической политики

Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

Классификация методов экономической политики

Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы[7]:

  1. Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.
  2. Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создаёт условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

Существует ещё одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно-институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы[7].

Административные меры

Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается правовой инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений.

Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.

Экономические меры

К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим мерам относят:

Институциональные меры

Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности».

Различными вариантами распространения институциональных форм являются[7]:

  • структура органов исполнительной государственной власти, непосредственная задача которых — практическая реализация целей правительства;
  • формирование и поддержание объектов государственного сектора экономики, то есть государственной собственности;
  • разработка национальных экономических программ и экономических прогнозов;
  • поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;
  • правовая, информационная поддержка негосударственных структур: предпринимательских и профессиональных союзов;
  • участие в различных формах экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (Большая семёрка, большая восьмёрка, большая двадцатка, АТЭС и другие).

Применение методов реализации экономической политики

Применительно к различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.

В рамках Фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоёв населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым -на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объёмы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние роль на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

  1. Установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  2. Установление минимальной величины заработной платы;
  3. Установление порядка взносов на нужды социального страхования;
  4. Государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры».

Примечания

Литература

См. также

dic.academic.ru

3.Экономическая политика государства. Особенности современной экономической политики россии

Экономическая (макроэкономическая) политика государства представляет собой набор определенных целей в области нацио­нальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения.[2; стр 469]

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и бли­жайший период, долгосрочная — на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реали­зации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Центральное место в разработке экономической политики за­нимает процесс определения целей. Они должны отражать обще­национальные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную матери&чъную базу и четкую экономи­ческую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эконо­мической политики.

Конечная цель представляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в дости­жении максимально возможных параметров экономического рос­та для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация ос­новной цели экономической политики в значительной мере за­висят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель прак­тически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение тем­пов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объ­ема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следова­тельно, и в определении и постановке экономических целей ве­дущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельно­сти и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций прави­тельства — исполнительного органа государственной власти — является разработка основных направлений социально-эконо­мического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений разви­тия являются обязанностью Совета Федерации и Президента.[5;стр 423-425]

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и тамо­женной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уро­вень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэконо­мическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику периода экономической стаби­лизации и экономического роста — конца XX — начала XXI в.[3;стр 404]

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических от­ношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Современный этап экономического развития России сущест­венно отличается от предыдущего. Он характеризуется опреде­ленной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в струк­туре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

И так, государство, оказывает все более существенное влияние на сдерживание темпов и инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.[4,стр 229]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

В начале XXIстолетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. 2003.

  2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – 2005

  3. Макроэкономика: Учебник / Под ред. К.А. Хубиева. 2007.

  4. Экономическая политика государства: учебное пособие / Ю.Н. Мосейкин, 2009.

  5. Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. Москва 2011

  6. Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. Москва 2008

  7. Экономическая теория/Под ред. В.Д. Камаева. Москва 2010

studfiles.net

Журнал «Экономическая политика»

Журнал «Экономическая политика» — рецензируемое научное издание, учрежденное Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара. В настоящее время издается при спонсорской поддержке компании BP и Всемирного банка.

«Экономическая политика» — экономический журнал широкого профиля, в котором в первую очередь публикуются материалы, посвященные экономической политике в современной России, а также глобальным экономическим проблемам. Тематика публикаций охватывает макроэкономическую, налоговую и бюджетную, денежно-кредитную, промышленную, социальную политику, регулирование и конкурентную политику и др. В журнале освещаются также такие теоретические темы, как современная политическая экономия, проблемы экономической теории, институциональная экономика и т. д. Характер и масштаб проблем, затрагиваемых на страницах журнала, обусловливают междисциплинарный подход, применяемый во многих публикациях, а также в деятельности Редакционной коллегии и Редакционного совета. Хотя российская тематика естественным образом преобладает в журнале, Редакция старается максимально охватить политэкономические процессы в современном мире, материалы, посвященные внешнеэкономической и международной тематике, а также переводы классических или значимых современных работ зарубежных авторов.

Журнал адресован широкому кругу читателей, интересующихся вопросами экономической политики, теории и истории, но в первую очередь тем, кто принимает решения, вырабатывает рекомендации, анализирует экономическую политику или зависит от выработанных и принятых решений.

В Редакционную коллегию журнала «Экономическая политика» входят ведущие российские и зарубежные специалисты, представляющие разные отрасли знания, так или иначе связанные с исследованием экономической политики и с проведением ее в жизнь. Редакционный совет журнала включает российских и зарубежных специалистов, известных своими достижениями в области выработки и анализа экономической политики.

Журнал «Экономическая политика» включен в Перечень ведущих российских рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, по специальностям:

08.00.00 – Экономические науки                                                                                                                                       12.00.00 – Юридические науки

Издатель: АНО «Редакция журнала „Экономическая политика"».

Издается с 2006 года, выходит 6 раз в год.

Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-25546

ISSN 1994-5124 (print), 2411-2658 (online)

Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения Редакции.

Публикуемые материалы прошли процедуру рецензирования и экспертного отбора. Рецензии на статьи высылаются по просьбе авторов, рукописи не возвращаются.

​В соответствии с уставной деятельностью АНО «Редакция журнала "Экономическая политика"», автор, предоставляя статью к публикации, тем самым передает ее в качестве благотворительного пожертвования с целью издания журнала, способствующего развитию научного знания, и предоставляет Редакции журнала право на использование и обработку персональных данных.

Мнение Редакции, Редколлегии и Редакционного совета может не совпадать с позицией авторов статей.

В системе РИНЦ 18-11/09-3

Почтовый адрес: 125009, г. Москва, Газетный переулок, 3-5, стр.1. Редакция журнала «Экономическая политика».

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР

Владимир МАУ, д. э. н., D. Phil. (Econ.), проф., ректор ­Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) (Москва, Россия)

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Абел АГАНБЕГЯН, академик РАН, д. э. н., проф., заведующий кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС (Москва, Россия)

Валерий АНАШВИЛИ, заместитель главного редактора, директор Центра современной философии и социальных наук философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, Россия)

Игорь БАРЦИЦ, д. ю. н., проф., директор Института государственной службы и управления РАНХиГС (Москва, Россия)

Джек ГОЛДСТОУН, PhD (Soc.), проф., директор Центра глобальной политики, Университет Джорджа Мэйсона (Фэрфакс, США)

Марек ДОМБРОВСКИЙ, PhD (Econ.), проф. Центра социально-экономических исследований (Варшава, Польша)

Сергей ДРОБЫШЕВСКИЙ, д. э. н., доцент, директор по научной работе ИЭП им. Е. Т. Гайдара (Москва, Россия)

Лоуренс КОТЛИКОФФ, PhD (Econ.), проф. экономики, Бостонский университет (Бостон, США)

Энн КРЮГЕР, PhD (Econ.), проф. Школы международных исследований им. П. Нитца Университета Дж. Хопкинса (Вашингтон, США)

Юрий КУЗНЕЦОВ, к. э. н., заместитель главного редактора (Москва, Россия)

Александр РАДЫГИН, д. э. н., проф., декан экономического факультета РАНХиГС (Москва, Россия)

Джеффри САКС, PhD (Econ.), проф., директор Института Земли, Колумбийский университет (Нью-Йорк, США)

Сергей СИНЕЛЬНИКОВ-МУРЫЛЕВ, д. э. н., проф., ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, проректор РАНХиГС, заместитель главного редактора (Москва, Россия)

Юрий ТИХОМИРОВ, д. ю. н., проф., главный научный сотрудник Центра публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)

Дэниэл ТРЕЙЗМАН, PhD (Government), проф., факультет политических наук, Калифорнийский университет (Лос-Анджелес, США)

Павел ТРУНИН PhD (Econ.), руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара (Москва, Россия)

Теодор ШАНИН, д. э. н., PhD (Sociol.), действительный член Российской академии сельскохозяйственных наук, проф. Манчестерского университета, президент Московской высшей школы социальных и экономических наук (Москва, Россия)

Ксения ЮДАЕВА, PhD (Econ.), первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации (Москва, Россия)

 

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

Франсуа БУРГИНЬОН, PhD (Econ.), проф. Парижской школы экономики (Париж, Франция)

Андрей ВОЛКОВ, д. э. н., проф. Московской школы управления «Сколково» (Москва, Россия)

Евгений ГАВРИЛЕНКОВ, д. э. н., проф., управляющий директор, главный экономист инвестиционной компании «Сбербанк КИБ» (Москва, Россия)

Алан ГЕЛБ, PhD (Econ.), старший научный сотрудник Центра глобального развития (Вашингтон, США)

Герман ГРЕФ, к. э. н., президент, председатель правления Сберегательного банка Российской Федерации (Москва, Россия)

Владимир ДРЕБЕНЦОВ, к. э. н., главный экономист, вице-президент по внешним связям группы ВР по России и СНГ (Москва, Россия)

Александр ДЫНКИН, д. э. н., проф., академик РАН, директор Института мировой экономики и международных отношений РАН (Москва, Россия)

Леонид ЕВЕНКО, д. э. н., проф., научный руководитель Высшей школы международного бизнеса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия)

Александр ЖУКОВ, к. э. н., первый заместитель председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (Москва, Россия)

Михаил ЗАДОРНОВ, к. э. н., президент — председатель правления ВТБ24 (Москва, Россия)

Сергей КАРАГАНОВ, д. э. н., проф., декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия)

Михаил КОПЕЙКИН, д. э. н., проф., член правления, заместитель председателя государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (Москва, Россия)

Алексей КУДРИН, д. э. н., председатель Счётной палаты Российской Федерации, проф., декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия)

Джон ЛИТВАК, PhD (Econ.), ведущий экономист Всемирного банка в Нигерии (Вашингтон, США)

Елена ЛОБАНОВА, д. э. н., проф., декан Высшей школы финансов и менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия)

Аугусто ЛОПЕЗ-КЛАРОС, PhD (Econ.), директор офиса по глобальным индикаторам и аналитике Всемирного банка (Вашингтон, США)

Прадип МИТРА, PhD (Econ.), консультант в офисе главного экономиста Всемирного банка (Вашингтон, США)

Сергей МЯСОЕДОВ, д. соц. н., проф., проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, директор Института бизнеса и делового администри- рования (Москва, Россия)

Вадим НОВИКОВ, старший научный сотрудник РАНХиГС (Москва, Россия)

Рустем НУРЕЕВ, д. э. н., проф., заведующий кафедрой экономического анализа организаций и рынков факультета экономики НИУ «Высшая школа экономики», руководитель департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ (Москва, Россия)

Александр РОМАНОВ, д. м. н., проф., член-корреспондент Российской академии медицинских наук, главный врач ФГУ «Центр реабилитации» Управления делами Президента Российской Федерации (Москва, Россия)

Сергей СТЕПАШИН, д. ю. н., проф. (Москва, Россия)

Александр ХЛОПОНИН, заместитель председателя Правительства Российской Федерации (Москва, Россия)

Андрей ШАСТИТКО, д. э. н., проф., директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, Россия)

Сергей ШАТАЛОВ, д. э. н., советник Министерства финансов Российской Федерации (Москва, Россия)

Игорь ШУВАЛОВ, к. ю. н., первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации (Москва, Россия)

Револьд ЭНТОВ, академик РАН, д. э. н., проф., главный научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара (Москва, Россия)

Евгений ЯСИН, д. э. н., проф., научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия)

ecpolicy.ru

Экономическая политика - это... Что такое Экономическая политика?

        система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса в досоциалистических формациях, в интересах всего общества — при социализме, область экономической науки. Социальное содержание Э. п., её цели и выбор средств их достижения определяются характером обществ. строя, отношениями собственности (См. Собственность) на средства производства; как всякая Политика она является концентрированным выражением экономики (См. Экономика), исторически определённого способа производства. На Э. п., вырабатываемую стоящей у власти политических партией, оказывают влияние многие факторы: соотношение классовых сил, степень развития классовой борьбы в стране и на международной арене, состояние мира или войны и т.п.          Зарождение Э. п. относится к периоду возникновения классов и образования государства (См. Государство). В классово-антагонистическом обществе она служит выражением интересов эксплуататорских классов, средством их защиты и реализации. При рабовладельческом и феодальном строе ограничивалась, как правило, взиманием налогов и регулированием денежного обращения. В период становления капиталистического способа производства буржуазное государство осуществляло меры по созданию и развитию мануфактур, вырабатывало законы, закрепляющие господство капитала над наёмным трудом; широкое развитие получили Меркантилизм и Протекционизм. Рост промышленной буржуазии вызвал к жизни политику свободного предпринимательства и Фритредерство. Э. п. буржуазного государства в этот период отражала исторических условия капитализма свободной конкуренции. В эпоху империализма буржуазное государство всё более активно вторгается в процесс капиталистического воспроизводства. Государственное монополистическое регулирование представляет сложный механизм социально-экономического и политического маневрирования, осуществляется в интересах сохранения капиталистического хозяйства. Оно включает программирование экономики, развитие государственного сектора, систему субсидий, антиинфляционные мероприятия, кредитно-финансовая деятельность, направленную на внешнеэкономическую экспансию (См. Экспансия) (налоговая льгота для монополий-экспортёров, правительственные гарантии экспорта, таможенная политика и т.д.), и другие меры. Монополии капиталистических стран действуют на международной арене в значительной степени через государственный аппарат. После 2-й мировой войны 1939—45 возникли и получили широкое распространение межгосударственные монополистические организации, охватывающие целые отрасли (например, Европейское объединение угля и стали), или более общего характера (см. Европейское экономическое сообщество, Интеграция экономическая).          Э. п. буржуазных государств и партий в эпоху империализма отражает процесс приспособления капитализма к новым историческим условиям. Однако она не способна обеспечить планомерного развития хозяйства в масштабе всего общества, стабилизации капитализма как системы; Общий кризис капитализма продолжает углубляться. Э. п. буржуазных государств в целом противоречит коренным интересам трудящихся и потому ведёт к обострению классовых противоречий.

         В развивающихся странах, проводящих независимый курс, Э. п. направлена на ограничение всевластия иностранных монополий, создание государственного сектора экономики, развитие промышленного производства, проведение аграрных реформ. Эти страны выступают за установление нового международного экономического порядка: справедливого и равноправного международного разделения труда и внешнеэкономического обмена.

         Принципиально иную роль играет Э. п. в условиях социализма, основанного на обществ. собственности на средства производства и развивающегося планомерно, путём сознательного использования экономических законов. Проводя Э. п., социалистическое государство регулирует материальное производство — основу развития общества — и тем самым определяет перспективы и темпы социального прогресса; непосредственно воздействует на изменение социальной структуры общества и рост благосостояния народа, обеспечивает решение коренных социально-экономических задач коммунистического строительства. Своими успехами в этом строительстве социалистические страны оказывают определяющее влияние на мировое развитие.

         Принципиальные установки по вопросам Э. п., экономическая стратегия и очередные задачи определяются коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран, прежде всего — на партийных съездах, пленумах центральных руководящих партийных органов. Э. п. коммунистических партий, базирующаяся на марксистско-ленинской теории, выражает коренные интересы трудящихся масс во главе с рабочим классом, всех слоев и социальных групп социалистического общества; её отличают научность, реализм, целеустремлённость и последовательность. Важнейшие принципы Э. п. социалистического государства были разработаны В. И. Лениным. Принципиальные установки по вопросам Э. п. конкретизируются и осуществляются в деятельности социалистического государства через систему управления и планирования народного хозяйства. Долгосрочные, пятилетние и годовые планы, разрабатываемые государством, отражают условия и особенности того или иного периода развития страны (см. Планирование народного хозяйства, Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР). Применительно к специфическим условиям, которые складывались в первые годы после победы Великой Октябрьской социалистической революции в России, Коммунистическая партия и Советское государство осуществляли политику «военного коммунизма» (См. Военный коммунизм) и новую экономическую политику (См. Новая экономическая политика). В результате проведения индустриализации (См. Индустриализация), коллективизации сельского хозяйства (См. Коллективизация сельского хозяйства) и осуществления культурной революции была создана мощная индустрия, преодолена многовековая отсталость страны, что обеспечило победу социализма. С конца 30-х гг. Э. п. КПСС и Советского государства была направлена на укрепление победившего социализма и построение развитого социалистического общества, расширение и укрепление материально-технической базы социализма, совершенствование социалистических производственных отношений, повышение жизненного и культурного уровня трудящихся. До сер. 50-х гг. основная часть фонда накопления страны направлялась на ускорение темпов развития тяжёлой промышленности, что было вызвано необходимостью восстановления народного хозяйства, разрушенного во время Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—45 (См. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-45), укрепления экономической и оборонной мощи Советской страны и всей мировой системы социализма. С середины 50-х гг. Советское государство уже имело возможность выделить больше средств для развития лёгкой промышленности, жилищного строительства, сельского хозяйства. В конце 50-х гг. укрепилась материально-техническая база социализма, СССР превратился в могучую и несокрушимую державу; полностью и окончательно победил социализм.

         Построение развитого социалистического общества в СССР обусловило необходимость разработки долговременной ориентации Э. п., экономической стратегии в новых условиях. При общем подъёме экономики обнаружилось, что применявшиеся методы планирования и экономического стимулирования производства не соответствовали новому, более высокому уровню производительных сил, стали сдерживать их развитие. Поэтому в 60—70-х гг. главное внимание партии и государства было сосредоточено на решении коренных вопросов совершенствования производственных отношений, улучшении системы управления народным хозяйством, планирования и стимулирования производства. Это нашло отражение в документах Мартовского (1965) и Июльского (1970) пленумов ЦК КПСС по развитию с.-х. производства; постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1966) о внедрении ежемесячной гарантированной оплаты труда колхозников; Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС по совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования промышленного производства; постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1973) по дальнейшему улучшению управления промышленностью. Экономическая стратегия, соответствующая условиям и задачам развитого (зрелого) социализма, была выработана 24-м и 25-м съездами КПСС. «Как и всякая стратегия, экономическая стратегия партии начинается с постановки задач, с выдвижения фундаментальных, долговременных целей... Экономическая стратегия включает в себя и четкое определение средств, тех путей, которые ведут к поставленным целям» (Материалы XXV съезда КПСС, 1977, с. 39, 40). На Октябрьском (1976) пленуме ЦК КПСС, одобрившем десятый пятилетний план, были определены узловые вопросы развития экономики, разработана эффективная тактика решения хозяйственно-политических задач.

         Высшая цель Э. п. социалистического государства и партии — неуклонный подъём материального и культурного уровня жизни народа. Построение развитого социализма расширяет возможности для её реализации. Создаются условия для более полного удовлетворения возрастающих материальных и духовных потребностей народа, улучшения социально-экономических и производственных условий труда, совершенствования социалистического образа жизни (См. Образ жизни) и социальной структуры советского общества, сближения уровня благосостояния и культуры, условий труда и быта различных социальных групп города и деревни. Долговременные цели Э. п. конкретизируются в социальной программе пятилетних планов (например, Программа социального развития и повышения уровня жизни народа в 10-й пятилетке, определённая 25-м съездом КПСС).          Среди средств, которые используются для достижения поставленных целей, на первый план выдвигаются повышение эффективности обществ. производства на основе его интенсификации, ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда и всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства, соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социализма. Курс на повышение эффективности обществ. производства обусловлен как долговременными задачами создания материально-технической базы коммунизма (См. Материально-техническая база коммунизма), достижения победы в экономическом соревновании с капиталистической системой, так и специфическими условиями развития народного хозяйства на современном этапе, в частности ограниченностью возможностей расширения производства за счёт экстенсивных факторов.

         При определении экономической стратегии партии выделяются основные направления развития и совершенствования производства на отдельных этапах. Так, в 10-й пятилетке (1976—80) поставлены задачи дальнейшего наращивания экономической мощи страны, расширения и коренного обновления обществ. фондов, обеспечения устойчивого сбалансированного роста тяжёлой промышленности — фундамента экономики. Решение этих задач обеспечивается проведением в жизнь единой научно-технической политики, которая является важным составным элементом Э. п. партии и социалистического государства.

         Э. п. включает политику капитальных вложений и рационального размещения производительных сил, доходов и цен, заработной платы, аграрную, финансово-кредитную и демографическую политику. В самостоятельное направление всё более выделяется политика рационального природопользования (См. Природопользование) и охраны окружающей среды (См. Окружающая среда). Важная часть Э. п. — внешнеэкономическая политика, воздействующая на развитие интеграции социалистической экономической (См. Интеграция социалистическая экономическая), укрепление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с развивающимися странами, расширение экономических и научно-технических связей с промышленно развитыми капиталистическими странами на основе последовательного соблюдения принципов мирного сосуществования.

         Успешное осуществление Э. п., выработанной марксистско-ленинскими партиями стран — членов СЭВ, привело к завершению в большинстве из них переходного периода от капитализма к социализму и построению социалистического общества. В наст. время эти страны проводят Э. п., направленную на дальнейший рост общественного производства, повышение его эффективности, повышение материального и культурного уровня жизни народа. Решаются задачи, связанные с построением развитого социалистического общества.

         Э. п. при социализме отличают гуманизм целей и подлинно народный характер. Постоянно расширяющееся участие трудящихся в разработке и осуществлении Э. п.— важная закономерность социалистического и коммунистического строительства. Формами этой деятельности являются всенародное обсуждение важнейших документов по проблемам Э. п., участие трудящихся в решении вопросов развития производства, в работе различных общественных организаций, широкий размах социалистического соревнования (См. Социалистическое соревнование).          Э. п. всё более формируется как важное и самостоятельное научное направление, имеющее своим предметом изучение научных основ и принципов политического руководства экономикой, практического опыта осуществления Э. п. на различных этапах развития социалистического общества. Э. п. опирается на положения марксистско-ленинской философии, политической экономии и теории научного коммунизма, а также учитывает достижения смежных наук (теории планирования и управления, социологии, права и др.). В ходе выработки экономической стратегии и тактики вносятся рекомендации по вопросам улучшения руководства народным хозяйством, определяются пути и формы мобилизации трудящихся масс на решение стоящих перед обществом задач. Многие вопросы, относящиеся к Э. п. как отрасли науки, являются дискуссионными (например, определение предмета Э. п., особенностей её метода, размежевания с родственными и смежными научными дисциплинами). В СССР изучение Э. п. КПСС включается в программу системы политического просвещения и экономического образования (См. Экономическое образование).

         Лит.: Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Ленин В. И., Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39; его же, Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина, там же, т. 42; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977; Брежнев Л. И., Об основных вопросах экономической политики КПСС на современном этапе. Речи и доклады, т. 1—2, М., 1975; Абалкин Л. И., Политическая экономия и экономическая политика, М., 1970; Буржуазные экономические теории и экономическая политика империалистических стран, М., 1971; Вопросы экономической политики КПСС на современном этапе, 3 изд., М, 1974; Кашин В. Н., Экономическая стратегия и политика КПСС в условиях развитого социализма, «Плановое хозяйство» 1976, № 10.

         Л. И. Абалкин.

dic.academic.ru

Экономическая политика государства — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Экономи́ческая поли́тика госуда́рства — совокупность политических, социальных, экономических, юридических мер, направленных на развитие и оптимизацию экономических процессов в стране.

В реализации экономической политики государство учитывает общесоциальные ценности — справедливость, свободу, безопасность и т. п. Однако одновременный социальный прогресс по каждому из этих направлений невозможен, поэтому политика государства может быть противоречивой, а состояние экономики в каком-то отношении может временно ухудшаться.В экономической политике государства можно выделить несколько основных направлений.1. Денежно-кредитная политика — совокупность мер, регулирующих количество денег в обращении и направленных на стабилизацию производства и уровня цен, полную занятости населения, укрепление курса национальной валюты. Посредством денежно-кредитной политики государство воздействует на инфляцию, экономический рост, безработицу.2. Финансовая политика — деятельность государства по рациональному использованию финансов и предотвращению кризисных явлений в экономике.3. Стабилизационная политика — комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики, полную занятость населения, поддержание баланса спроса и предложения на рынке.4. Социальная политика — деятельность государства, направленная на улучшение качества и уровня жизни населения, обеспечение достаточного дохода и финансовой поддержки в неблагоприятных жизненных ситуациях.5. Внешнеэкономическая политика — политика государства в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, привлечения иностранного капитала, внешних займов, международных экономических проектов.6. Инвестиционная политика — система мер, направленных на регулирование инвестиционной деятельности государ­ства, изыскание источников инвестиций и их рациональное использование.В жизни общества иногда возникают обстоятельства, при которых необходимо государственное вмешательство: регулирование рынка, ограничение его деятельности определенными законами в интересах общества.В экономике существует понятие «фиаско (провал, несостоятельность) рынка» — такая ситуация, при которой рынок не способен выполнять одну или несколько из своих функций и решать экономические задачи.Вмешательство государства в экономику необходимо для создания правовой базы рыночных отношений и поддержание стабильности рыночной системы, для производства общественных благ, для предотвращения монополизации производства и обеспечения эффективной конкуренции. Государство также регулирует кредитный рынок, внешнюю торговлю, распределение доходов, контролирует объем денежной массы в экономике и уровень занятости населения.Государственный сектор экономики — это совокупность отраслей и сфер экономики, предприятий, организаций и учреждений, которые находятся в собственности государства и управляются государственными органами.Общественные блага – блага, к которым имеют доступ все индивиды (например, безопасность, бесплатное образование, доступ к культурному достоянию и т. п.). Общественные блага неконкурентны (потребление такого блага одним человеком не сокращает количество блага, доступное другим) и носят неисключающий характер (доступны всем людям). Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага. Производство общественных благ невыгодно для частных фирм (в отличие от производства частных благ, потребление которых может регулировать и ограничивать сампроизводитель), поэтому государство регулирует производство и распределение общественных благ.Основные сферы социальной жизни и задачи, которые решает государственный сектор экономики: формирование и регулирование государственного бюджета, внутренняя и внешняя безопасность страны, поддержка важных научных отраслей экономики и ускорение научно-технического прогресса, развитие инфраструктуры, сохранение исторического и культурного наследия, предоставление населению услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры.

megabook.ru

Экономическая политика: понятия, цели и методы

Экономическая политика: понятия, цели и методы

РЕФЕРАТ

Дисциплина: "Экономика"

На тему: Экономическая политика: понятия, цели и методы

Преподаватель

Назарова С.Г.

Санкт-Петербург

Содержание

Введение

. Понятие "Экономическая политика"

. Экономическая политика

. Инструменты экономической политики

3.1 Финансовая политика

.2 Денежно- кредитная

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В настоящее время экономическая наука переходит на новый уровень познания, связанный с ускорением научно-технического прогресса, социально- экономическим развитием, массовой информатизацией, ростом экономической самостоятельности предприятий. Происходит переход к рыночной экономики, а это значит развитие предпринимательства, частной собственности, увеличение коммерческих банков, установление рыночной цены, появление конкуренции. Конечно, достоинства рыночной системы очевидны, не зря же почти все страны мира идут именно по этому пути рыночной организации хозяйства. Однако, не смотря на это, рыночная, как и любая экономическая система имеет свои недостатки. В условиях перехода к экономике рыночного типа одной из главных задач успешного проведения реформ является государственное регулирование всех социально-экономических процессов в отраслях производства, в социальной сфере и в регионах. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. В данном реферате я рассмотрю влияние экономической политики государства на национальную экономику.

Государственное регулирование используется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на их развитие огромное влияние. Государственное регулирование устанавливает правила и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил, а также обеспечивает самостоятельную деятельность всех экономических структур.

1. Понятие "Экономическая политика"

Государственное регулирование влияет на экономические функции государства посредством экономической политики.

Экономическая политика - целенаправленная система мер, производимая государством, с целью наведения порядка в экономике. Эта политика отображает интересы общества, людей различных слоев, также она призвана поддерживать национальную экономику. Крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики составляют содержание экономических реформ. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений - социализацией, повышением материального благосостояния населения. Экономическая политика опирается на экономические законы, такие как спроса и предложения, закона стоимости и пр.

Целью рассматриваемой политики является поддерживание законных взаимоотношений между производителем (поставщиком) и потребителем ( покупателем). В современном обществе существует несколько видов субъектов экономической политики:

Очень большое значение отдается субъектам влияния и исполнения. К ним можно отнести политических деятелей, представителей СМИ, общественным организациям и сообществам. Также, огромное влияние на экономическую политику оказывает каждый человек, выступая в роли покупателя или производителя. На основании сложной системы субъектов экономическая политика имеет 2 положения:

- На экономическую политику влияет 2 решающий фактора: уровень экономического мышления, а также непостоянность хозяйственных ситуаций.

Экономическая политика является одним из ключевых рычагов для поддержания экономического курса.

Государственное регулирование на экономику происходит во всех развивающих странах. Эффективное развитие экономики немыслимо без вмешательства государства.

Также, можно говорить об экономической политике в немного другом направлении. Экономическая политика - разработка множества стратегий, методов, направленные на создание наиболее успешной национальной политики. Также, экономическая политика влияет на формирование единого экономического мышления, что немало важно.

В Экономической политике можно выделить 2 направления принимаемых мер: это общеэкономические и прикладные. К Общеэкономическим относится поддержание макроэкономического равновесия, а к прикладным решение вопросов, несущие менее масштабный размах.

От состояния национальной политики государства зависит формирование типы экономической политики. Взаимосвязь между спросом и предложением, изменение ВВП, безработица, уровень занятности являются указателями, на которых строится государственная экономическая политика.

Внутренняя политика, внешняя, различные политические идеологии, военная политика - все это непосредственно связано с экономической политикой государства. Создание государственного бюджет, принятие различных экономических решений, ставка государственнoгo налогообложения , социальные программы - это все регулирует государство, непосредственно через экономическую политику.

2. Цели экономической политики

Для выработки экономической политики огромное значение имеют правильно поставленные цели. Экономическая политика представляет собой процесс осуществления назначенных целей. Чтобы правильно их поставить нужно четко и ясно понимать всю структуру общества. Если говорить в широком смысле, то главная цель экономической политики - обеспечение максимального благосостояния всего общества. Однако этой цели не так легко достичь, ибо практика показала, насколько сложным в теоретическом плане является понятие "благосостояние".

Кроме основной цели существуют и другие, их называют "функции государства".

Главные цели экономической политики:

)Внутренняя и внешняя безопасность;

)Правовой порядок ;

)Свободное развитие общества;

)Антимонопольное регулирование.

Выполнение этих целей способствует развитию условий для существования рыночной экономики.

Антимонопольное регулирование - ещё одна из главных задач , на выполнение которой направлена деятельность государства и общественных организаций. В мировой экономической литературе данная целевая ориентация особо сильно не обрисовывается. Это связано с тем, что в хозяйственной практике развитых стран данная проблема в течение XX в. в основном успешно решается. Происходит это путем правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

Политика поддержки конкуренции со временем приняла новые направления своего развития. С нарастанием международного соперничества (во второй половине XX в.) позиция государства наткнулась на некоторые сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряженных случаях государство допускает "исключения из правил" - некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, дается разрешение на объединение.

3. Инструменты экономической политики

Эффективное действие экономической политики государства возможно лишь с помощью совокупности различных мер, инструментов, образующий механизм государственного влияния на экономику. Чтобы правильно их использовать, требуется знание структуры данных мер. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов их классификации. По способу функционирования выделяют два способа регулирования: прямого и косвенного.

Метод прямого воздействия - регулирование со стороны государства, основанные на решениях, предписанных государством. Зачастую, в следствии прямого воздействия на экономику со стороны государства происходит экономический рост. Однако у этого метода есть свои недостатки. Такой метод мешает продуктивному развитию рыночной экономики

Методы косвенного воздействия заключаются в том, что государство не прямо влияет на экономику, как в случае с методом прямого воздействия. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Преимуществом данного метода является то, что оно не создает никаких помех рыночным процессам, а даже наоборот способствует их полной реализации.

Кроме рассматриваемой классификации, существует ещё одна, не мало важная - критерий подхода. Происходит разделение на административные, экономические, институциональные методы.

Административные меры.

Административные меры регулируют правовую инфраструктуру. Их функция - обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.

Административные меры включают в себя меру запрета, принуждения и разрешения. Степень активности административных мер в различных сферах различается по-разному. Наиболее сильно административные меры проявляют себя в охране окружающей среды, а также в области социальной защиты.

Институциональные меры.

Если говорить о методе воздействия государства на экономику, то он имеет организационно - институциональную форму.

В экономике понятие "институциональность" постепенно стираются, тем более в экономическом мышлении общества. Это говорит о том, что явления экономической жизни в развитом правовом государстве теряют свой случайный характер. На экономическую политику влияют правовые, этические, психологические, организационные нормы и обычаи, что приводит к соданию понятия "институт". Как считает У. Гамильтон, институты - словесный символ для наилучшего описания группы общественных обычaев. Для примера существуют такие институты как "институт права", "социальный институт".

Версиями распространения институциональных форм в современных условиях являются:

развитие исполнительных структур государственной власти, естественная задача которых - практическое осуществление целей правительства;

создание и поддержание государственного сектора;

выработка экономических программ и экономических прогнозов;

поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;

обеспечение консультационных экспертных советов по проблемам экономики;

правовая, информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

Экономическая политика в России всегда отличилась от других стран. Это различие заключалось в форме создания большого количества самих учреждений и в меньшей степени - правовых институтов.

Экономические меры.

К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют влияние на определенных аспектах рыночного процесса. Сюда входит метод влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, налогообложение.

К экономическим мерам можно отнести:

программирование;

прогнозирование;

финансовую политику;

- денежно-кредитную политику.

Составление программ и прогнозов является косвенным методом государственного регулирования. Данный процесс основывается на экономической информированности деловых кругов. Государство способно дать направление, подсказать, но окончательное решение принимает частное лицо.

3.1 Финансовая политика

В понятии "Финансовая политика" существует два направления. С одной стороны, данная политика действует на реализацию целей экономической политики, а с другой финансовые меры являются одним из монолитных элементов общей экономической политики.

Финансы - совокупность экономических отношений, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. Под "Финансами" обычно понимают систему производственных отношений, а не движение средств.

Для реализации своих целей в функционировании финансовой системы, государство использует финансовую политику. Регулирование макроэкономического равновесия, достижение стабилизации с помощью доходов и расходов принято называть "фискальной политикой". Расходы государства - это выделяемые средства для приобретения материальных благ и услуг для обеспечения максимального благосостояния общества. Изготовление общественных благ осуществляется рыночной системой и если она даст отказ, то в этот процесс вмешивается государство. Существует некая экономимческая закономерность : государство большее количество денег выделяет на производство общественных благ ( обычно социального характера) и ликвидирует негативные внешние эффекты, возникающие при потреблении ряда частных благ.

Существуют разные способы получения государственных доходов. Эти способы можно поделить на два типа: налоговые и неналоговые. К неналоговым обычно относят различные взносы, а также сборы. Налоговый способ представляет собой принудительную форму изъятия средств. Принято считать, что налоги - основной источник доходов государства.

Экономическая суть налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, а также представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги появились совместно с товарным производством и с возникновением государства.

Характерные признаки налогов:

связь налогов с государственной властью;

участие в экономических процессах;

принудительное изъятие средств, на основе закона.

Для того чтобы налогообложение проходило рационально, необходимо придерживать следующих принципов и условий:

принцип дешевизны обложения, т.е. налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты государства на его осуществление были так низки, насколько это вероятно;

принцип дешевизны уплаты налогов, т.е. взыскание налогов должно предусматривать, чтобы расходы налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были предельно низки;

принцип ограничения бремени налогов, т.е. платеж налогов должен быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность;

конъюнктурная эффективность, т.е. процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени мог способствовать на исполнение политики конъюнктуры и занятости;

эффективность распределения, т.е. налогообложение должно влиять на распределение доходов, с целью придания справедливости.

Существуют определенные методы налогообложения - изменение величины ставок в соотношении налоговой базы. В Современной экономик выделяют 4 типа методов налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Разберём каждое из них:

.При равном налогообложении проихоит установление для каждого плательщика равной суммы налога. Этот метод является одним из самых древних, только раньше он назывался "подушная подать". Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях.

. Пропорциональное налогообложение - метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка налога, которая не зависит от величины дохода. экономический политика антимонопольный регулирование

. Прогрессивное налогообложение - для этого порядка налогообложения характерен рост ставки налога при росте налоговой базы.

. Регрессивное налогообложение - метод налогообложения для которого характерно сокращение размера налоговой ставки при росте налоговой базы. Другими словами, происходит уменьшение нормы налогообложения по мере возрастания налогоплательщика.

Регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденного уровня ставок обложения. Приведем динамику налогообложения в России:

.2 Денежно- кредитная политика

В экономической политике государство применяет денежно-кредитные меры. Эти меры можно рассматривать с двух сторон, как и финансовые . С одной стороны, это составная часть всей экономической политики. Одновременно кредитное регулирование выступает в роли инструмента государственного вмешательства в экономику.

По своему смыслу кредитно- денежная система составляет совокупность всех мероприятий Центрального банка, регулирующий денежные обращения, а также действующий на макроэкономический процесс.

В денежно-кредитной политике Субъектом выступает Центральный банк (ЦБ.Он выполняет целевые установки государства, а также является правительственным институтом .В ходе разделения властей, Центральный банк получил некоторую степень самостоятельности. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

У Центрального банка существует две основные задачи:

.Обеспечить полноценной валютой всю национальную экономику.

.Влияние на кредитную деятельность коммерческих банков. В данном случае Центральный банк работает в интересах макроэкономической политики.

Государство, проводя свою политику, тесно связано с Центральным банком.

Чтобы поддерживать свое влияние в сфере денежно- кредитного обращения, Центральный банк пользуется некоторыми инструментами:

В целом, если рассматривать строение принимаемых мер, то можно все представить в следующей схеме:

В Федеральном законе "О Центральном Банке Российской Федерации" (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

. Операции на открытом рынке.

. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

. Рефинансирование кредитных организаций.

. Валютные интервенции.

. Установление ориентиров роста денежной массы.

. Прямые количественные ограничения.

. Эмиссия облигаций от своего имени.

В некоторых странах, Центральный банк может ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. Именно поэтому вводится процентная норма расширения кредитных операций за конкретный отрезок времени. Если данные условия не выполняются, Центральный банк прибегает к санкциям. В таком случае бани могут выплатить штрафные проценты или перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные, действует в нужном направлении на видоизменение курса национальной денежной единицы - это и есть девизная политика.

Для деловых банков Центральный банк является кредитором. На основании закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления "цены" кредита выступает как метод влияния на кредитную систему. Используя такой вид регулирования, центральный банк осуществляет купли- продажу ценных бумаг. Покупка Центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает, вследствие чего увеличиваются возможности для кредитных операций коммерческих банков.

Проблемы кредитной политики:

.Кредитная политика, оказывает виляние на все секторы экономики.

Негативное влияние процентных неизменяемостей проявляется по отношению к тем сферам народного хозяйства, которые обременены долгами.

.Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки, повышая цену своих бумаг.

.Административное предписание уровня процента "сверху" не является рыночно-ориентированным действием. Ослабление рыночных основ экономики приводит к нежелательным последствиям. Например, итогом может быть усиление элементов теневой экономики

Заключение

В данном реферате, я рассматривала экономическую политику государства, её цели, методы и инструменты, с помощь которых государство действует на экономику. На современном этапе это одна из важных проблем экономики. Государственное регулирование экономики не может быть низменным, так как экономика всегда движется поступательным движением. Экономическая политика государства должна действовать с учетом достижение максимально возможного уровня производства и занятости, а также роста благосостояния общества. В результате написания данного реферата, я пришла к следующим выводам:

.правительство не может самостоятельно должным образом ограничивать своё воздействие на экономику

.В условиях основания рыночной экономики должен сформироваться новый тип внешнего контроля экономического поведения со стороны института конкуренции, который максимально будет сочетаться с самоконтролем.

.Существуют расхождения между прогнозными показателями и результатами выполнения среднесрочных программ. Это можно объяснить несовершенством действующего законодательства, отсутствием механизмов эффективного контроля над осуществлением программ, недостаточной проработкой процедурных вопросов, нечёткостью понятий.

В Современном обществе государство регулирует практически все сферы общественной жизни. Однако, с развитием экономических отношений, укреплением рыночной системы, государство имеет все меньше прав контролировать все экономические процессы. Но не смотря на это, государство в полной мере поддерживает конкуренцию, проводит антимонопольную политику, а также способствует порядку в торговых отношениях.

Список используемой литературы

1.Андрианов А. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. Мировой опыт и Россия // Вопросы экономики. 1996. № 9 (Экономист. 1996. № 5).

.В.Д.Камаев /Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / - 8-е изд., перераб. и доп.. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

.И.П. Николаев /Экономическая теория: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

.Ойкен В. Основные принципы экономической политики / Пер. с англ.-М., 1995.

.Соколинский В.М. Государство и экономика. - М., 1997.

diplomba.ru