Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Древние славяне происхождение. Происхождение, расселение и занятия древних славян

Происхождение слова Славяне. Древние славяне происхождение


Происхождение, расселение и занятия древних славян :: SYL.ru

Древними славянами называют раннесредневековые племена, проживавшие в VI-VIII веке, когда на территории Евразии происходило активное расселение. В письменных источниках, первые упоминания о них датируются VI веком нашей эры. Сегодня мы с вами познакомимся с происхождением, расселением и занятиями древних славян.

Происхождение

Прежде чем рассмотреть занятия древних славян, поговорим об их происхождении и расселении. Однозначно славянскими ученые определяют такие археологические культуры VI-VII веков:

  1. Пражско-корчакскую (верхняя Эльба – средний Дунай).
  2. Пеньковскую (средний Днестр – Северский Донец).
  3. Колочинскую (Гомельская и Брянская области).

Киевскую археологическую культуру II-IV веков большинство ученых считает предшественником перечисленных выше культур. Касательно еще более ранних периодов в истории славян, авторитетом пользуются предположения В.В. Седова. Ученый считал, что к раннеславянским культурам можно отнести культуру подклешевых погребений IV-I века до нашей эры, которая после миграции кельтских племен преобразовалась в пшеворскую. В Польше кельты ассимилировались со славянами, которых ученый ассоциирует с венедами. О славянском происхождении венедов впервые было упомянуто готским историком Иорданом в VI веке нашей эры.

Во II-III вв. происходила миграция пшеворских племен из Висло-Одерского региона в сторону междуречья Днепра и Днестра, которое тогда заселялось позднескифскими и сарматскими племенами. Одновременно с этим происходило перемещение германских племен готов и гепидов на юго-восток. Так в районе от нижнего Дуная до лесостепного левобережья Днепра образовалась полиэтническая культура с преобладанием славян. При славянизации местных скифов и сарматов, в Приднепровье сформировался новый племенной союз, который в византийских источниках нарекли антами.

По данным В.В. Седова, принадлежность антов к славянам несомненна. Верования, язык и занятия у древних славян и антов были практически одинаковыми. Однако византийские историки VI века отмечали, что между антами и славянами был ряд различий, кроме территориальных. Вероятно, что они были отдельными племенными образованиями, также имели отличия этнографического характера.

По мнению Седова, из антов произошло пять славянских племен: сербы, хорваты, уличи, тиверцы и поляне. Когда VII век приходил на смену VI, анты были союзниками Римской империи и подняли восстание против аваров. У аваров на тот момент было достаточно сил, чтобы полностью уничтожить противника. Произошло это или нет неизвестно, однако после войны 602 года упоминания об антах исчезли со страниц источников.

Славянское население Европы было представлено племенными союзами, каждый из которых мы кратко рассмотрим ниже.

Дулебы

Этот племенной союз древних славян, расселение и занятия которых мы рассматриваем, начиная с VI века, обитал в бассейне Буга и притоков Припяти. Исследователи признали дулебов одними из наидревнейших восточнославянских этнических групп. Как и у многих других древних славян, занятия дулебов были связаны в основном с земледелием. Именно из дулебов позже образовались племенные союзы - волыняне и древляне. В седьмом веке дулебы подверглись нападению аваров. В 907 году они участвовали в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. В X веке объединение распалось, а его земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне

Этот племенной союз заселял обе стороны Западного Буга и район около истока реки Припять. Предположительно предками волынян были дулебы. В русских летописях эта этническая группа встречается впервые в 907 году, когда ее представители в качестве толковинов (переводчиков) принимали участие в упомянутом выше походе на Византию. В 981 году князь Владимир подчинил себе земли, на которых обитал этот племенной союз. Так появился город Владимир-Волынский.

Вятичи

Племенной союз, обитавший в бассейнах верхней и средней части реки Ока, а также по реке Москва. Их родоначальником, судя по «Повести временных лет», был Вятко, пришедший от поляков со своим братом Радимом – родоначальник радимичей. Согласно археологическим наблюдениям, расселение вятичей произошло с территорий Днепровского левобережья или верховья Днестра. Многие исследователи считают субстратом вятичей местное балтское население. В бассейне Оки племенной союз расселялся в VI-VIII веках. В качестве союзников он принимал участие в походе на Византию, однако долгое время не зависел от киевских князей, оставаясь язычниками. К XII веку территория вятичей была поделена между Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами.

Древляне

Это племенной союз на протяжении четырех веков (VI-X) занимал территорию Полесья и правобережье Днепра, около рек Тетерев, Уборть, Уж, и Ствига, находясь немного западнее полян. Район его проживания совпадает с районом лука-райковецкой культуры. По объяснению летописца, название "древляне" связано с их предпочтением обитать в лесах. На землях этого племенного союза были обнаружены захоронения с трупосожжением в урнах, которые хоронились в бескурганные могильники. Ближе к VIII веку начали распространяться погребения в курганах, к X – безурновые захоронения, а к XIII – трупоположения в курганах.

Из-за отсутствия в могилах древлян оружия, можно полагать, что они были мирным племенем как и многие другие древние славяне. Жизнь и занятия древлян строились вокруг земледелия, выращивания домашнего скота и прочих промыслах (гончарный, кузнечный, ткацкий, кожевенный). В 883 году князь Олег покорил их и наложил на них дань. В 945 году князь Игорь отправился к древлянам за данью и решил взять больше чем положено, за что был убит. Месть вдовы Ольги была жестокой. Она спалила город Искоростень – столицу древлян, взяла в плен старейшин, часть людей убила, еще часть взяла в плен и лишь некоторых оставила для уплаты дани. Вся земля племени тогда была присоединена к киевскому уделу.

Дреговичи

Точные границы обитания этого племенного союза до сих пор не установлены. Ряд исследователей, в том числе и В.В. Седов, полагают, что они в VI-IX веках занимали земли средней части бассейна реки Припять. Заселяя Беларусь, дреговичи шли с юга на север, что указывает на южное происхождение племени. Согласно летописи, дреговичи, древляне, поляне и кривичи, произошли от осевших на белорусских землях племен хорутан, сербов и белых хорватов, которые пришли туда в VI-IX вв. В X веке, земли дреговичей перешли в состав Киевской Руси, а еще позже – Полоцкого и Туровского княжеств.

Кривичи

Этот племенной союз VI-XI вв. проживал на территории нынешней Смоленской, Брянской, Псковской, Могилевской и Витебской области, а также восточной Латвии. Он был сформирован из местного балтского и пришлого славянского населения. Кривичей разделяют на две крупные группы: полоцко-смоленскую и псковскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей были найдены украшения балтского типа. В «Повести временных лет» указано, что в середине IX века, кривичи платили дань «заморским» варягам, а несколько позже пригласили Рюрика с братьями на княжение. В 882 году князь Олег пошел на Смоленск и взял его. Как и другие племена славян, они ходили с ним на Византию и платили дань. В XI-XII веке на территории расселения кривичей образовались Смоленское и Полоцкое княжества.

Поляне

Этот племенной союз славян обитал в районе современного Киева. Так как территория его расселения находилась на стыке целого ряда археологических культур, происхождение полян остается неясным. Примерно до средины VIII века, поляне были в оборонительном положении относительно соседствующих племен, но культурное и экономическое превосходство позволило им перейти в наступление. В результате к концу IX века им были подвластны древляне, северяне, дреговичи и многие другие племенные союзы. Раньше других у полян водворилось и христианство. Центральным городом полянских земель был Киев. С этим племенным союзом связана одна из главных версий происхождения Руси, которая упоминается в «Повести временных лет».

По данным ученых, эта версия выглядит более правдоподобно, нежели «варяжская легенда». Древнерусский автор считал полян славянами, которые стали первыми использовать для своей идентификации слово «русь». По словам летописца Нестора, поляне резко отличались от соседей по нравственным свойствам и формам общественного была. Во второй половине X века на земли полян пришел еще один народ, который многие историки называют рутами-русами, пришедшими из Великой Моравии. Со временем поляне и русы смешались и стали говорить на славянском языке, а их союз получил название поляне-русь.

Радимичи

Народ обитал в Верхнем Поднепровье в VIII-IX вв. Его родоначальником был Радим и его брат Вятко, которые пришли «от ляхов». В IX веке радимичи выплачивали дань Хазарскому каганату. В 885 году их подчинил князь Олег. Последнее упоминание об этом племенном союзе датируется 1169 годом, когда его территория была поделена между Черниговским и Смоленским княжеством.

Северяне

Северяне – племенной союз, обитавший в бассейнах рек Десна, Сула и Сейм. Со стороны запада их соседями были дреговичи и поляне, а со стороны севера – вятичи и радимичи. Ученые соотносят этот племенной союз с носителями волынцевской культуры, проживавшими на левом берегу Днепра в VII-IX вв. Как и в случае с другими древними славянами, занятия северян были сосредоточены вокруг земледелия. В IX веке они выплачивали дань хазарам, пока в 882 году не были подчинены киевским князем Олегом. Позже на территории северян образовалось Черниговское княжество.

Словене ильменские

Этот племенной союз проживал в Новгородской области, близ озера Ильмень, недалеко от кривичей. Вместе с соседями словене ильменские участвовали в призвании варягов. Воины этого племенного союза воевали за дружину князя Олега и ходили на полоцкого князя Рогволда под предводительством Владимира Святославовича.

Тиверцы

Это восточнославянское племя проживало в междуречьях Прута, Днестра и Дуная, в том числе на Буджанском побережье Черного моря. Тиверцы участвовали в походах князей Олега и Игоря. В середине X века они стали входить в состав Киевской Руси, а в начале XII – ушли на север под давлением половцев и печенегов, смешались с другими славянскими племенами.

Уличи

Уличи, судя по «Повести временных лет», проживали в нижних течениях Буга, Днепра и на побережье Черного моря. Город Пересечен был центром племенного союза. Долгое время уличи оказывали киевским князьям сопротивление. В отличие от большинства восточнославянских племен, они не принимали участие в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. На рубеже 940-х, воевода Свенельд целых три года осаждал Пересечен. Под натиском кочевых племен, уличи все-таки отошли на север и вошли в состав Киевской Руси.

Теперь поближе познакомимся с занятиями, бытом, нравами и обычаями древних славян.

Быт и обычаи

Древние славяне были оседлым земледельческим народом, который знал толк в выращивании полезных растений. Они разводили домашних животных, промышляли рыбалкой и охотой, а также совершенствовали свои навыки в некоторых ремеслах. Предки не имели амбиций касательно соседних земель, поэтому военное дело никогда не входило в перечень основных занятий древних славян. Как показывает лингвистический анализ, славяне начали осваивать оседлый образ жизни еще тогда, когда были частью индоевропейских народов. Они умели молоть хлебные зерна и делать из них муку, из которой в результате получался добротный хлеб. Из муки и хмеля делали дрожжи, брагу и пиво; из льняных и конопляных волокон – пряжу, из кожи животных – сапоги, а из кожи с шерстью – кожухи и шубы. Еще до разделения, славянам были известны способы обработки некоторых металлов. Древнейшие поселки, обнаруженные археологами, относятся к V-VI векам до нашей эры. Находки, добытые в этих раскопках, позволяют современному человеку восстановить картину жизни древних славян: быт, нравы, обычаи и занятия.

Свои поселения древние славяне не укрепляли. Они жили в постройках, которые были немного углублены в почву; в наземных домах, каркас которых держался на врытых в землю столбах. При раскопках поселений и могил древних славян были найдены кольца, застежки, булавки, а также разнообразные керамические изделия (миски, горшки, кувшины, кубки, амфоры). Позже славяне начали строить свои дома в труднодоступных для врагов местах – на болотах или высоких берегах водоемов. Так как главным хозяйственным занятием древних славян было земледелие, для поселений они выбирали районы с плодородными почвами. В холодное время года славяне перебирались в полуземлянки, в которых обустраивались глинобитные или каменные печи.

Общественно-политический строй

Политической основой восточнославянских племенных союзов были институты так называемой военной демократии. Их возглавляли князья, которые выполняли управленческие и военные функции. Они опирались на дружину и воинское братство, состоящее из профессиональных военных. Княжеская власть носила догосударственный характер. Она была авторитетно-властным полномочием и обязанностью, а не авторитарно-властным господством и привилегией. Кроме князя и дружины, важную роль в общественно-политической деятельности играло народное собрание «вече» и совет старейшин.

Прежде чем появились первые признаки государственности, славяне жили общиной, в которой постепенно закреплялось такое понятие как частная собственность. Каждая семья имела право на владение лядиной – участком расчищенной земли.

Интеграция племенных союзов восточных древних славян, занятий и быт которых мы рассмотрели, привела к образованию в IX веке нескольких геополитических центров. На юге выделились поляне с центром в Киеве, а на северо-западе – словене, с центром сначала в Ладоге, а затем в Новгороде. Когда эти два центра объединились, образовалась новая организационная форма общества, получившая название Древнерусское государство.

Религия

Рассматривая происхождение, расселение, занятия и быт древних славян, нельзя упустить такой важный аспект как религия. Как и большинство народов того времени, древние славяне были язычниками. Письменные религиозные тексты от первоисточника отсутствуют, точной информации о верованиях этих племен нет. Источниками по данному вопросу выступают, разве что тексты арабских и греческих путешественников, археологические памятники и этнографические сведения.

Довольно широко у славян были распространены тотемические верования. Характерными тотемными были звери: лось, медведь и кабан. Постепенно восхваление животных-предков преобразовалось в почитание священного животного определенного божества. Так, у Перуна священным был кабан, а у Велеса – медведь. Общеславянского пантеона божеств, который можно было бы считать единым, так и не было создано. Последняя попытка создать нечто подобное была предпринята в 980 году князем Владимиром. В созданный им киевский пантеон вошло шесть божеств. Их подбор служил политическим целям, чем отображал истинные верования киевлян.

Во главе пантеона стоял бог Перун, который считался покровителем князей и воинской дружины. На втором плане стояли божества: Стрибог, Хорс, Симаргл, Даждьбог и Макошь (единственное женское божество этого пантеона). Тем временем, Велес – один из наиболее уважаемых народом богов, покровитель богатства, торговли и скота, в княжеский пантеон включен не был. Это было довольно странным решением, учитывая основные занятия древних славян, кратко изложенные выше.

Все же Велесу отдали должное - его идол был установлен у подножия Старокиевской горы на Подоле. Данная религиозная реформа не увенчалась успехом, поэтому было принято решение заменить существующую веру на византийскую. В 988 году Русь приняла христианство. Славянское язычество кануло в лету, однако его отголоски и по сей день можно встретить в народной культуре в виде верований, сказок, гаданий, песен и обрядов.

В заключение

Сегодня мы рассмотрели расселение, род занятий, верования древних славян. В заключение стоит отметить, что эти племена проживали в VI-VIII вв. на территории восточной Европы. Жизнь и занятия древних славян были преимущественно мирными, направленными на созидание и развитие.

www.syl.ru

Древние славяне

Этногенез славян. Проблема происхождения, или, говоря по-научному, этногенеза, славян одна из самых сложных в отечественной истории. Практически полное отсутствие письменных источников по данной теме выводит здесь на первый, план данные лингвистики и археологии, к сожалению, пока не дающие целостной картины. Среди множества существующих сейчас точек зрения о происхождении и прародине славян можно выделить несколько основных, получивших наибольшее признание среди ученых.Из письменных источников мы знаем, что в первых веках нашей эры расширение границ Римской империи привело к необходимости более подробного изучения античными исследователями племенного мира, в результате этого в орбиту их интересов попали и славяне. Римским писателям I—II вв. н. э. Плинию-Старшему, Тациту и Клавдию Птолемею славяне известны под именем венедов. По их сведениям, общественный строй славян того времени находился на стадии формирования государственности, а основным занятием населения было оседлое земледелие.Первые письменные сообщения, в которых славяне выступают непосредственно под этим (славяне) названием, относятся к VI в. (Прокопий Кесарийский, Иордан).На основе анализа общеславянской лексики (словаря) лингвисты установили, что прародиной славян, т.е. местом формирования нашего народа, была местность удаленная от гор и морей, но богатая водными ресурсами (реками) и лесами умеренного пояса. Первой археологической культурой, которую уверенно можно связать со славянами, ученые называют — пражской. Эта культура известна с IV в. н.э., на протяжении VI—VII вв. она распространилась на огромной территории, от среднего Днепра на востоке до бассейна Припяти и Балтийского моря на севере, от левобережья Эльбы на западе и Подунавья на юге. Тогда же славяне расселись и на Балканах.Поселения славян расположены в местах, удобных для земледелия, обычно в долинах небольших рек. Поселения в основном не имеют укреплений, и большинство из них погибло от пожара, видимо, связанного с вражеским нашествием.Восточные славяне в VI—IX вв. Эпоха Великого переселения народов (конец IV—VIII вв. н.э.), значительно изменила этническую карту Европы. К этому времени древнеславянская общность распалась на целый ряд новых этнических образований. К VII в., судя по свидетельству данных лингвистики, окончательно обособились и восточные славяне.Интерес к истории восточных славян возник очень давно. Впервые на вопрос о происхождении древне-славянского народа попытался ответить в начале XII в. киевский летописец Нестор, автор «Повести временных лет». По его представлениям, славяне в древности жили на Дунае, «где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Затем на них напали волохи, и притесняемые славяне начали широкое расселение по Центральной и Восточной Европе. Летописец в своем произведении называет все известные ему славянские племена и указывает их географическое положение.Особенно подробно Нестор описывает восточнославянские (или, как они именуются в летописях, русские) племена, составившие основу древнерусской народности. Автору «Повести временных лет» было известно славянских племен, населявших Восточную Европу. В Среднем Поднепровье жили поляне, на земле которых возник Киев. Их западными соседями были древляне. Из их городов последних в летописи упоминаются Овруч и Искоро-стень. К западу от древлян находились владения волынян, между Бугом и Днестром — хорватов. В среднем течении Днестра обосновались тиверцы, чуть севернее, ближе к Поднепровью — уличи. На севере России, в районе современного Новгорода, жили словене, на Оке — вятичи, на Соже — радимичи, у истоков Днепра — кривичи.Социально-экономические отношения. Основным занятием восточных славян было оседлое земледелие, определенное природными богатствами страны. Скотоводство, охота, рыболовство и собирательство имели подсобное, вторичное значение. Существовали ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, ткачество и другие. Но большинство необходимых предметов либо производилось славянами-земледельцами самостоятельно, либо ввозилось в обмен на рабов, пушнину и некоторые другие товары.Из-за ограниченности агротехнических возможностей у славян, как и у большинства народов, преобладал экстенсивный способ обработки земли. Через определенный период истощенные ежегодной запашкой земли забрасывались, а население переходило на другие места. Это способствовало широкому расселению славян на ранее пустующие или малозаселенные другими народами земли.Господствующей общностью у славянских племен была территориальная община — вервь. Будучи частью общины, каждый свободный общинник имел равные с другими права на все имущество данной общины. Лес, река, пастбище принадлежали всем вместе и никому в отдельности. Земельные наделы, как считают некоторые историки, находились во временном пользовании общинников, раз в несколько лет происходил передел земли. Продать, подарить, обменять или совершить другое экономическое действие с землей общинник не мог. Рабство и другие формы зависимости практически не играли существенной роли в жизни общины, слишком невелика была прибыль от ее использования.Как и у других народов, находящихся на этой стадии развития, общественные вопросы у славян решались сообща, на общем собрании общинников (взрослых мужчин — воинов) — вече. С течением времени право собирать вече, а затем и выступать там перешло исключительно к вождям и старейшинам крупных родов. Это говорит о быстром расслоении общества, как в экономическом, так и в социальном отношении. Таким образом, в VIII в. восточные славяне по своему уровню развития вплотную подошли к возможности создания государства.

Культура и религия древних славян. Известный византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский писал: «Славяне считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания». Арабские авторы IX—X вв. сообщают, что покойников своих славяне сжигают и справляют тризну, почитают быка и являются огнепоклонниками.В начале XII в. русский летописец Нестор писал о недавнем прошлом радимичей, вятичей и северян, о том, что они жили в лесах «зверинским» образом, не знали брака, мертвых своих сжигали и помешали пепел вдоль дорог. Описывая начало правления князя Владимира в Киеве, под 980 г. летопись сообщает, что им поставлены были кумиры: «Перуна древяна, а главу его серебряну, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы...»У восточнославянских племен IX—X вв. распространен был обряд трупосожжения с помещением остатков кремации под курганной насыпью. Анализ костных останков показал, что в ряде случаев вместе с человеком сжигались такие животные, как конь, собака, иногда птица (петух или курица). Этнографические исследования XVIII—XIX вв. некоторых примитивных народов позволяют рассматривать такие жертвоприношения животных и сожжение покойников, как обычай, связанный с верой в определенные пути мертвых и культ плодородия.Главным богом восточных славян в X в. можно считать Перуна, бога-воителя и громовержца, именем которого клянется Русь при подписании договора с Византией в 944/45 гг. и существование деревянных кумиров которого упоминается летописью в Киеве и Новгороде. Большинство обрядовых праздников отражало циклы сельскохозяйственных работ, и сельскохозяйственные продукты были основными объектами языческих жертвоприношений. С аграрными культами связаны имена богов Даждьбога, Хорса, Стрибога и Велеса.

www.istmira.com

Происхождение слова Славяне — Славянская культура

Происхождение слова Славяне

Долгое время не утихают споры о том, кто же такие Славяне на самом деле. Отчего происходит само слово "Славяне" и что оно означает. Многие учёные, исследователи и просто охотники за сенсациями выдвигают различные варианты, вплоть до самых фантастических и неправдоподобных. Здесь мы попытаемся разобрать основные версии происхождения этнонима, без всяких прикрас и выдумок. 

Во-первых, стоит сказать о том, что Славяне это крупнейшая в Европе группа народов. Важно понимать, что это не отдельное племя, а именно группа или союз народов, так что понятие национальность здесь не имеет места силы. Лютичи, кривичи, поляне, древляне, поляки, хорваты и многие другие племена и народы носят звание славян. Больше всех славян находится в России - больше 130 млн. человек, за нами следуют Белорусы, Украинцы, Поляки, Чехи, Словаки, Болгары, Сербы, Хорваты, Словенцы, Черногорцы, Македонцы и др. Мы не будем здесь разбирать подробно - где жили славяне, с кем граничили и т.д. Всё это вы найдёте в статьях Славянские Племена. Скажем лишь о том, что похожие названия носили два племени на территории Древней Руси - это Склавины и Словене. За границей Руси такими племенами были Словенцы и Словаки.

Итак, какие же есть предположения и версии о происхождении термина Славяне. Мне лично не верится в то, что славяне - это Славящие Вены или Славящие Ян и Инь, поэтому эти версии мы не рассматриваем.

1. Довольно любопытной является версия, происхождения названия из мифологических источников, в частности: Славяне - жители Славии. Славь, так же как и Правь, является местом обиталища Богов. Однако термин Славь подвергается сомнению. Был ли такой термин в древности или появился при содействии современных писателей и выдумщиков - неизвестно. Да и почему бы народы стали называть себя небожителями - тоже кажется странным и маловероятным.

2. Ещё одна версия этимологии слова Славяне восходит к "Слово". Противопоставление СВОЙ-ЧУЖОЙ у древних народов было очень значимо и велико. Так, например, название германских народов "Немцы" относится именно к этой истории: германские народы не говорили на славянском языке и их называли "Немые" или "Немцы". Тот, кто обладает СЛОВОМ, то есть говорит понятным языком, мог называться словеном, в последствии - славяном, славянином.

3. Известный исследователь и писатель Б.А. Рыбаков выдвигает другую версию происхождения данного этнонима. В древние времена, племена, которые жили на территориях современной России, называли Венедами (финны до сих пор называют Россию Венейя, а эстонцы - Венемаа.). Таким образом, можно разделить слово на два составляющих. Сам Рыбаков говорит о СлыВены, то есть Послы Венедов.

4. Также не стоит отвергать слово СЛАВА, то есть Славные, например Славные Воины.

5. В Велесовой Книге есть вариант происхождения этнонима Славяне от "Славящие Богов".

6. Одной из самых авторитетных версий является образование слова от одной из рек, в бассейне которого жили определённые народы, но потом расселились и своё название распространили в те места, куда приходили. В частности такой рекой был Днепр, который в древности назывался Славутич. По мнению многих исследователей, именно отсюда пошли корни славянских народов. Так же были реки Слуя, Слава, Славница

7. С.Б.Бернштейн и И.Ю.Миккола утверждают о том, что термин Славяне произошёл от индоевропейского слова "slauos", что означает Народ. Эта версия также имеет право на существования, потому что многие учёные подтверждают теорию восточного и индийского происхождения народов современной России.

8. От двух родственных славянских слов, восходящих к общему индоевропейскому корню *ḱleu̯- "молва, известность".

Наиболее приоритетной среди всех этих вариантов является происхождение слова "Славяне" от названия реки Славутич, по берегам которого жили народы, именуемые славянами. Название же Славутич имеет близкий по значению смысл - Славный (Красивый, Могучий). Однако приверженцев всех теорий предостаточно и споры не утихают ни на минуту, потому что только таким образом можно достучаться до правды. 

Существуют еще несколько версий происхождения этнонимa «славяне» .

1. Часто этимологию самоназвания связывают со словом «слово» . Таким образом «славяне» («словяне» ) — люди, говорящие «словами» (то есть по-нашему) . Сравнительно с этим название неславянского (то есть иноязычных племён) — нѣмьци «немые» . Аналогичного происхождения самоназвание албанцев — shqiptarët («говорящие понятно») . Эта этимология отвергалась многими авторами из-за того, что этнонимы на -ѣне, -яне связаны практически всегда с топонимами, а не с абстрактными понятиями [1]. Из славистов XX века её защищал Р. О. Якобсон [2].

2. Этимология самоназвания восходит к индоевропейскому корню *kleu-, основное значение которого «слышать» и часто встречается в различных употреблениях в значении выражений «слава» и «известность» . Таким образом славяне — это «знаменитые люди» , то есть люди, о которых слышно, о которых говорит молва, о которых идет слава. [3]. Эта точка зрения, популярная в XIX веке, ныне фактически не имеет приверженцев; общеславянской является именно огласовка с -о-, в то время как огласовка с -а- является результатом вторичного сближения со словом слава с XVI—XVII в. [1]; кроме того, верно и предыдущее возражение относительно сочетаемости суффикса.

3. Название имеет топонимическое происхождение; возможно, это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (ср. ниже о конкретных племенных этнонимах на слов-). Конкретный топоним надёжно отождествить не удаётся, вероятно, это название реки; ср. Славутич — поэтическое название Днепра; названия рек Слуя — приток Вазузы, сюда же польск. названия рек Sɫawa, Sɫawica, сербское Славница. Эти гидронимы восходят к индоевропейскому корню со значением «омывать» , «очищать» [1]. Указывалось на литовскую деревню Šlavė́nai на реке Šlavė̃ как на точную этимологическую параллель названию «словѣне» , образованную при этом от гидронима [2].

4. Название связано со *s-lau-os — народ, ср. греч. λᾱός; сторонниками этой точки зрения были И. Ю. Миккола [1] и С. Б. Бернштейн [2].

Письменные памятники с VI века устойчиво говорят о словенах (словѣне) и о славянской земле, существенных ратных достижениях славян, особенно на землях Византии, где славяне, вероятно, и получают греческий вариант своего названия — sklabos (читается как sklävs), который позже был заимствован в европейских языках в различных трансформациях.

В греческом языке от их племенного названия было образовано также название раба (среднегреческое σκλάβος[1], отсюда позднелат. sclavus, немецкое Sklave и т. п. [4]), поскольку славянские пленники в раннем Средневековье нередко становились объектом византийской, германской и арабской работорговли [5], их значительный процент среди пленников объясняется, в частности, тем, что славяне — самый многочисленный народ Европы [6]. Из древнерусских источников известно, что слуги («челядь» ) были и в дальнейшем объектом экспорта славянских княжеств.

Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков (с несколько иным суффиксом) , словенцев, словинцев. Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли.

Похожие статьи:

Фотографии → Славянский мир. Словенцы в фотографиях

История → Славянские народы сегодня

История → От косезов и хорутан - к современным словенцам

История → Время собирать камни... Часть 3

Путешествия → Двиград

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru