Довженко Александр Петрович. Довженко александр


Довженко, Александр - это... Что такое Довженко, Александр?

Алекса́ндр Петро́вич Довже́нко (30 августа (11 сентября) 1894, с.

Сосница (Украина) — 25 ноября 1956, Москва), советский украинский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР (1950).

Биография

Детство и начало творческой биографии

Александр Петрович Довженко родился 11 (по другим данным — 10) сентября 1894 года в селе Сосница Черниговской губернии (ныне Черниговская область), точнее, на его околице, которую называли Вьюнище. Семья была многодетной даже по тем временам — 14 детей, Из всех детей неграмотного крестьянина Петра Довженко выжило только двое — Александр и его сестра Полина, которая впоследствии стала врачом.

Чтобы найти деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья. Учился Александр легко, много читал, да так, что мать временами ругала.[1]

В 1911—1914 годах Александр учится в Глуховском учительском институте (Черниговская губерния). Первая мировая война обходит стороной Александра, его комиссовали из-за больного сердца. В 1917 году переезжает в Киев. [2]

Работал учителем, в системе Наркомпроса Украины. В 1921—1923 годах на дипломатической службе. Получив стипендию, учился живописи в Германии. С 1923 года работал в газете «Вісті ВУЦИК» как художник-карикатурист. Сотрудничает с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ. [3]

В 1926 году Довженко «заболел» кинематографом. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Первая его работа как режиссёра короткометражная картина «Ягодка любви».

Расцвет и конец карьеры

Александр Довженко впервые заявил о себе, как о интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.

В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов «Земля», который получил признание, как в СССР, так и за рубежом. Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни.

Этапными работами стали фильмы «Иван», «Аэроград», «Щорс». Ещё во время работы над картиной «Иван» (1932) Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя. Картина «Щорс» (1939) была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма. Столь тесная связь с высшей властью имеет оборотную сторону. Постепенно накапливаются противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официальной идеологией. [4]

В 1934 году Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, опасаясь волны репрессий. С конца 1930-х он всё больше уделяет времени литературе и подготовке сценариев к будущим картинам. В годы Великой отечественной войны снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки. Написанный в 1943 году сценарий к фильму «Украина в огне», после обсуждения в Политбюро ЦК КПСС, получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству. [5]

Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм «Мичурин». Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался, в попытках удовлетворить требованиям цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего кроме пропагандистского пафоса[3]. Другие же критики утверждают, что несмотря на переделки в угоду идеологии фильм всё-таки получился талантливым и стал событием в советском кинематографе[6]. По ходу съёмок режиссёр заработал инфаркт.

Ещё более печальна судьба последней работы Довженко фильма «Прощай, Америка!». Фильм был задуман как госзаказ, агитационный памфлет по мотивам книги Анабелл Бакард, политической перебежчицы из США в СССР. Довженко снова начал бесконечно переделывать и перемонтировать картину, пытаясь снять идеологически верную работу. Но, уникальный случай, когда фильм был почти готов, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съёмки. В 1951 году Анабелл неожиданно бежала обратно в США и идеологическое начало фильма потеряло смысл. Фильм так и остался незаконченным. «Прощай, Америка!» пролежала в архиве 46 лет и только в 1995 году попала на экраны. [3]

В последние годы Довженко был занят педагогической работой — преподавал во ВГИКе. Продолжал работать над сценариями будущих картин. Он просил разрешения вернуться назад на родину на Украину, но не получил на это официального разрешения властей. Также он приступил к роману-эпопее «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории. [5]

Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы… из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе[7]

Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта, перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Наследие и память о художнике

Многие из своих сценариев он так и не успел при жизни реализовать в картины. Супруга Александра Довженко режиссёр Юлия Солнцева уже после его смерти сняла картины по его сценариям «Поэма о море», «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна».

В Соснице с 1960 года действует мемориальный музей классика кинематографа. В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя Довженко. В 1972 утверждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». В 1994 году по указу президента Украины учреждена Государственная премия в области кинематографии имени Довженко. [7] В городе Сосница (Черниговская область) начиная с 2004 года, когда отмечалось 110-летия со дня рождения А. П. Довженко, проводится Всеукраинский молодёжный кинофестиваль «На волнах очарованной Десны». Торжественное открытие фестиваля состоялось в усадьбе кинорежиссёра — мемориальном музее А.Довженко, конкурсная программа демонстрируется в кинотеатре имени А. Довженко.

Очерк творчества

постер к фильму «Земля»

Тематика ранних произведений Довженко тесно связана с революционным пафосом и становлением советского кино. Пленённый богатством художественных возможностей кинематографического языка Довженко становится пламенным трибуном пролетарской революции. Так в основе сюжета фильма «Арсенал» — восстание рабочих киевского завода, «Аэроград» рассказывает о защите восточных рубежей СССР от врагов революции. В первых фильмах мастера зритель мог наблюдать смешение многих жанров: сатиры, гротеска, сказки и революционного эпоса. [3]

Работы Довженко в предвоенный период, в области документального кино позволяют отнести его к основположникам разработки художественных средств военной кинопублицистики.

Построение композиции, чёткая проработка каждого кадра — особенности работ Довженко как зрелого мастера. Идеология в них уходит на второй план, вытесняемая вечными ценностями. В отличии от динамичной манеры Эйзенштейна, камера Довженко несколько статична и кадры напоминают фотографию. Смелость сценарных решений, естественность смен сцен, отсутствие склеек и переходов удивляла даже маститых современников режиссёра. Новаторский монтаж Довженко оказал глубокое влияние на мировой кинематограф. Козинцев писал о своём впечатлении от фильмов Довженко:

Сколько уж лет прошло, а все мчатся на меня кони из «Арсенала», я вижу со всей отчетливостью, как выкатывает на сцену пулемет батько Боженко, пляшет в лунную ночь тракторист, лежит под яблоней старый дед, и Мичурин идет сквозь ветер и летящие рыжие листья. Повторяли — не получалось. Фильм Бертолуччи, «Двадцатый век»: старик умирает под яблоней. Сравнение с «Землей» уничтожает фильм, режиссера. У Довженко кадры скреплены страстью. Для того, чтобы потрясать, — надо быть потрясенным. [8]

Через всё творчество Довженко красной нитью проходит тема единения человека и природы. Особенно ярко это проявилось в картинах «Земля» и изуродованной цензурой «Жизни в цвету». Он не заинтересован в голой киноэстетике, Довженко как художника интересует уникальная ценность человеческой жизни. Исследователь творчества Довженко Рауль Хаузман писал о особенностях творческой манеры режиссёра: [9]

фильм «Земля» — произведение не эстетическое, а исследующее действительные жизненные побуждения, изображающее превращения чувств и структуры вещей. Все возражения здесь оказываются несостоятельными: «Земля» Довженко диалектична как с точки зрения оптической, так и содержательной; она не «биологична», поскольку рождение и смерть факторы хоть и биологические, но в то же время диалектические.

Фильмография

Почтовая марка СССР,посвящённая А.Довженко

Режиссёр

Сценарист

  • 1939 — Буковина, земля Украинская
  • 1940 — Освобождение
  • 1943 — Битва за нашу Советскую Украину
  • 1945 — Страна родная
  • 1945 — Победа на Правобережной Украине
  • 1959 — Поэма о море (фильм не закончен автором)
  • 1960 — Повесть пламенных лет (поставлен Ю.Солнцевой)
  • 1965 — Зачарованная Десна (поставлен Ю.Солнцевой)[10]

Интересные факты

Премии и призы

Ссылки

Примечания

Фильмы Александра Довженко

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Довженко Александр Петрович Википедия

Имя при рождении Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Гражданство Профессия Карьера Направление Награды
Александр Довженко
Олександр Довженко
А. П. Довженко
Александр Петрович Довженко
30 августа (11 сентября) 1894(1894-09-11)
Сосница,Сосницкий уезд,Черниговская губерния,Российская империя
25 ноября 1956(1956-11-25) (62 года)
Переделкино,Московская область, РСФСР, СССР
Российская империя Российская империя→УНР УНР→Украинская держава Украинская держава→УНР УНР→Украинская ССР Украинская ССР→СССР СССР
кинорежиссёр, сценарист
1914—1956
социалистический реализм

ru-wiki.ru

Довженко Александр Петрович - это... Что такое Довженко Александр Петрович?

Алекса́ндр Петро́вич Довже́нко (30 августа (11 сентября) 1894, с.

Сосница (Украина) — 25 ноября 1956, Москва), советский украинский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР (1950).

Биография

Детство и начало творческой биографии

Александр Петрович Довженко родился 11 (по другим данным — 10) сентября 1894 года в селе Сосница Черниговской губернии (ныне Черниговская область), точнее, на его околице, которую называли Вьюнище. Семья была многодетной даже по тем временам — 14 детей, Из всех детей неграмотного крестьянина Петра Довженко выжило только двое — Александр и его сестра Полина, которая впоследствии стала врачом.

Чтобы найти деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья. Учился Александр легко, много читал, да так, что мать временами ругала.[1]

В 1911—1914 годах Александр учится в Глуховском учительском институте (Черниговская губерния). Первая мировая война обходит стороной Александра, его комиссовали из-за больного сердца. В 1917 году переезжает в Киев. [2]

Работал учителем, в системе Наркомпроса Украины. В 1921—1923 годах на дипломатической службе. Получив стипендию, учился живописи в Германии. С 1923 года работал в газете «Вісті ВУЦИК» как художник-карикатурист. Сотрудничает с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ. [3]

В 1926 году Довженко «заболел» кинематографом. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Первая его работа как режиссёра короткометражная картина «Ягодка любви».

Расцвет и конец карьеры

Александр Довженко впервые заявил о себе, как о интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.

В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов «Земля», который получил признание, как в СССР, так и за рубежом. Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни.

Этапными работами стали фильмы «Иван», «Аэроград», «Щорс». Ещё во время работы над картиной «Иван» (1932) Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя. Картина «Щорс» (1939) была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма. Столь тесная связь с высшей властью имеет оборотную сторону. Постепенно накапливаются противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официальной идеологией. [4]

В 1934 году Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, опасаясь волны репрессий. С конца 1930-х он всё больше уделяет времени литературе и подготовке сценариев к будущим картинам. В годы Великой отечественной войны снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки. Написанный в 1943 году сценарий к фильму «Украина в огне», после обсуждения в Политбюро ЦК КПСС, получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству. [5]

Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм «Мичурин». Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался, в попытках удовлетворить требованиям цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего кроме пропагандистского пафоса[3]. Другие же критики утверждают, что несмотря на переделки в угоду идеологии фильм всё-таки получился талантливым и стал событием в советском кинематографе[6]. По ходу съёмок режиссёр заработал инфаркт.

Ещё более печальна судьба последней работы Довженко фильма «Прощай, Америка!». Фильм был задуман как госзаказ, агитационный памфлет по мотивам книги Анабелл Бакард, политической перебежчицы из США в СССР. Довженко снова начал бесконечно переделывать и перемонтировать картину, пытаясь снять идеологически верную работу. Но, уникальный случай, когда фильм был почти готов, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съёмки. В 1951 году Анабелл неожиданно бежала обратно в США и идеологическое начало фильма потеряло смысл. Фильм так и остался незаконченным. «Прощай, Америка!» пролежала в архиве 46 лет и только в 1995 году попала на экраны. [3]

В последние годы Довженко был занят педагогической работой — преподавал во ВГИКе. Продолжал работать над сценариями будущих картин. Он просил разрешения вернуться назад на родину на Украину, но не получил на это официального разрешения властей. Также он приступил к роману-эпопее «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории. [5]

Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы… из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе[7]

Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта, перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Наследие и память о художнике

Многие из своих сценариев он так и не успел при жизни реализовать в картины. Супруга Александра Довженко режиссёр Юлия Солнцева уже после его смерти сняла картины по его сценариям «Поэма о море», «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна».

В Соснице с 1960 года действует мемориальный музей классика кинематографа. В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя Довженко. В 1972 утверждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». В 1994 году по указу президента Украины учреждена Государственная премия в области кинематографии имени Довженко. [7] В городе Сосница (Черниговская область) начиная с 2004 года, когда отмечалось 110-летия со дня рождения А. П. Довженко, проводится Всеукраинский молодёжный кинофестиваль «На волнах очарованной Десны». Торжественное открытие фестиваля состоялось в усадьбе кинорежиссёра — мемориальном музее А.Довженко, конкурсная программа демонстрируется в кинотеатре имени А. Довженко.

Очерк творчества

постер к фильму «Земля»

Тематика ранних произведений Довженко тесно связана с революционным пафосом и становлением советского кино. Пленённый богатством художественных возможностей кинематографического языка Довженко становится пламенным трибуном пролетарской революции. Так в основе сюжета фильма «Арсенал» — восстание рабочих киевского завода, «Аэроград» рассказывает о защите восточных рубежей СССР от врагов революции. В первых фильмах мастера зритель мог наблюдать смешение многих жанров: сатиры, гротеска, сказки и революционного эпоса. [3]

Работы Довженко в предвоенный период, в области документального кино позволяют отнести его к основположникам разработки художественных средств военной кинопублицистики.

Построение композиции, чёткая проработка каждого кадра — особенности работ Довженко как зрелого мастера. Идеология в них уходит на второй план, вытесняемая вечными ценностями. В отличии от динамичной манеры Эйзенштейна, камера Довженко несколько статична и кадры напоминают фотографию. Смелость сценарных решений, естественность смен сцен, отсутствие склеек и переходов удивляла даже маститых современников режиссёра. Новаторский монтаж Довженко оказал глубокое влияние на мировой кинематограф. Козинцев писал о своём впечатлении от фильмов Довженко:

Сколько уж лет прошло, а все мчатся на меня кони из «Арсенала», я вижу со всей отчетливостью, как выкатывает на сцену пулемет батько Боженко, пляшет в лунную ночь тракторист, лежит под яблоней старый дед, и Мичурин идет сквозь ветер и летящие рыжие листья. Повторяли — не получалось. Фильм Бертолуччи, «Двадцатый век»: старик умирает под яблоней. Сравнение с «Землей» уничтожает фильм, режиссера. У Довженко кадры скреплены страстью. Для того, чтобы потрясать, — надо быть потрясенным. [8]

Через всё творчество Довженко красной нитью проходит тема единения человека и природы. Особенно ярко это проявилось в картинах «Земля» и изуродованной цензурой «Жизни в цвету». Он не заинтересован в голой киноэстетике, Довженко как художника интересует уникальная ценность человеческой жизни. Исследователь творчества Довженко Рауль Хаузман писал о особенностях творческой манеры режиссёра: [9]

фильм «Земля» — произведение не эстетическое, а исследующее действительные жизненные побуждения, изображающее превращения чувств и структуры вещей. Все возражения здесь оказываются несостоятельными: «Земля» Довженко диалектична как с точки зрения оптической, так и содержательной; она не «биологична», поскольку рождение и смерть факторы хоть и биологические, но в то же время диалектические.

Фильмография

Почтовая марка СССР,посвящённая А.Довженко

Режиссёр

Сценарист

  • 1939 — Буковина, земля Украинская
  • 1940 — Освобождение
  • 1943 — Битва за нашу Советскую Украину
  • 1945 — Страна родная
  • 1945 — Победа на Правобережной Украине
  • 1959 — Поэма о море (фильм не закончен автором)
  • 1960 — Повесть пламенных лет (поставлен Ю.Солнцевой)
  • 1965 — Зачарованная Десна (поставлен Ю.Солнцевой)[10]

Интересные факты

Премии и призы

Ссылки

Примечания

Фильмы Александра Довженко

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ДОВЖЕНКО Александр Петрович - это... Что такое ДОВЖЕНКО Александр Петрович?

 ДОВЖЕНКО Александр Петрович ДОВЖЕНКО Александр Петрович (11 сентября 1894, село Сосницы, Черниговская губерния, Украина — 25 ноября 1956, Москва), украинский сценарист, режиссер, актер. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Лауреат Ленинской премии (1959 — посмертно за литературный сценарий «Поэма о море»). В 1957 Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя А.П. Довженко. В 1972 утверждена Золотая медаль имени А.П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». Окончил Глуховский учительский институт (1914). Учился в Киевском университете и Коммерческом институте в Киеве. Преподавал физику, естествознание и гимнастику в гимназии (1914—1917). В 1920—1921 принимал участие в создании Киевского отдела народного образования, в 1921—1923 — на дипломатической службе в Польше и Германии. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище. В 1923—1926 — художник-иллюстратор газеты «Вiсти ВУЦВК» в Харькове. С 1926 — режиссер-постановщик на киностудиях Одессы, Киева, Москвы. В 1949—1951 и 1955—1956 — преподаватель ВГИКа. Драма взаимоотношений человека с природой — вот определяющий мотив его творчества. Жизнь народа и жизнь природы связаны и взаимообусловлены. Ритмы социальной и естественной жизни неизменно соотнесены — отсюда и возникает последняя в кинематографе Довженко тенденция к удлинению кадра, опора на внутрикадровое (преимущественно природное) движение, что весьма нетипично для советского киноавангарда 20-х годов. Отсюда — и пафос его кинематографа. Все это в полной мере сказалось уже в первой авторской работе Довженко в кинематографе, куда он пришел из живописи (которой учился в Мюнхене), — кинопоэме «Звенигора» (1928). Однако полное подчинение силам природы поставило человека на край гибели, делая его бессильным перед лицом любой стихии — как естественной, так и исторической. Поэтому пиетет перед историческим прошлым у художника, как правило, отсутствует. История представляется ему цепью катастроф. Спасение же — в разгадке тайн природы, ее языка, в сотворчестве с ней — приобщение к вечности. Такую возможность и предоставляет народу, по Довженко, революция, выступающая реальным воплощением многовековых народных чаяний, нашедших отражение в фольклоре. Фольклорные мотивы, постоянно используемые режиссером в фильмах, есть воплощение народного сознания, его мудрости и ограниченности одновременно. Фольклорная метафора в «Звенигоре» возникает у Довженко от полноты ощущения идеала и незнания действительного исторического пути к нему (мотив заколдованного клада). С еще большей остротой коллизия эта возникает в следующей картине Довженко «Арсенал», посвященной революции на Украине, где центральным событием оказывается большевистское восстание в Киеве в январе 1918 года против правительства Петлюры. Решенный в традициях историко-революционной эпопеи, фильм дает образ народа-массы как жертвы стихии. Другим воплощением массы и одновременно антагонистом ее оказывается рабочий Тимош, осознающий свое историческое предназначение и потому вырастающий в знаменитом финале до легендарного сверхгероя, неуязвимого в своем бессмертии для вражеских пуль. Наивысший в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом фильме «Земля» (1930), как бы спрессовавшем в традиционном для тех лет сюжете об убийстве кулаками молодого сельского активиста весь опыт мировой культуры. Пафос сотворчества человека с природой, действия по ее законам, а не насилие над ней определили внутреннюю гармонию фильма и отказ от монтажной эстетики. В споре между старым и новым в «Земле» безоговорочно побеждало — вечное. Именно в «Земле» с максимальной полнотой воплотились идеалы Довженко, и именно «Земля» наглядно показала расхождение их с государственными. В последующих произведениях Довженко делает серьезные внутренние усилия, чтобы примирить свой авторский идеал с официальной доктриной, что лишает эти картины гармонии и цельности «Земли», но придает им затаенный внутренний драматизм. Признавая неизбежность разрыва с традициями народной жизни, Довженко оставляет за собой право воспринимать этот разрыв как историческую и личную драму, ровно как и противостояние двух ипостасей образа народа — массы и героя, овладевающего стихиями. Все это находит воплощение в его произведениях 30—40-х годов: «Иван», «Аэроград», «Щорс», «Мичурин». В 1934 году Довженко покидает Украину, спасаясь от волны репрессий против национальной интеллигенции, и находит в Москве приют и покровительство Сталина, намеревающегося сделать Довженко придворным художником. По его личному указанию Довженко создал миф гражданской войны в фильме «Щорс». Однако он так же пытался облагородить настоящее идеальным образом прошлого, как некогда в «Земле» — будущим. Драматичен образ главного героя — монументального богатыря, скрывающего от всех свои переживания. Именно в период работы над «Щорсом» сценарий Довженко из краткого монтажного плана превращается в самостоятельное литературное произведение, существующее параллельно с фильмом. Литературе отныне более всего доверяет Довженко самые сокровенные мысли и чувства, особенно после того, как жестокому разгрому Сталина подвергся сценарий «Украина в огне» (1943). Страх перед угрозой гибели целого народа, вновь обострившийся в те дни у Довженко, вызвал к жизни сценарий-плач о трагедии народа, брошенного в первые недели войны на произвол судьбы равнодушным государством. Дальнейшие кинематографические замыслы Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как это произошло с замечательно поэтичной «Жизнью в цвету» (1946—47), превращенной в канонический историко-биографический опус «Мичурин» (1949). Основное внимание в эти годы Довженко уделяет работе над эпохальным замыслом национального романа «Золотые ворота». Но этот замысел не был завершен, и место подобного произведения в украинской литературе не занято до сих пор. Однако эта работа дала толчок к созданию сценария о строительстве Каховского водохранилища «Поэма о море» (1936), где внутренняя борьба Довженко с самим собой достигает предельной и неразрешимой остроты: идеал и реальность взаимно отторгают друг друга. И накануне первого съемочного дня Довженко умер в Москве, так и не получив разрешения вернуться на воспетую и оплаканную им Украину. 1926 Ягодка любви («Парикмахер Жан Колбасюк», «Женитьба Капки») (см. ЯГОДКА ЛЮБВИ) автор сценария, режиссер 1927 Звенигора (см. ЗВЕНИГОРА) режиссер 1927 Сумка дипкурьера (см. СУМКА ДИПКУРЬЕРА) актер, режиссер, автор сценария 1928 Арсенал («Январское восстание в Киеве в 1918 году») (см. АРСЕНАЛ) режиссер, автор сценария 1930 Земля (см. ЗЕМЛЯ (1930)) режиссер, автор сценария 1932 Иван (см. ИВАН (1932)) автор сценария, режиссер 1935 Аэроград (см. АЭРОГРАД) автор сценария, режиссер 1939 Щорс (см. ЩОРС) автор сценария, режиссер 1948 Мичурин (см. МИЧУРИН) режиссер, автор сценария 1958 Поэма о море (см. ПОЭМА О МОРЕ) автор сценария 1960 Повесть пламенных лет (см. ПОВЕСТЬ ПЛАМЕННЫХ ЛЕТ) автор сценария 1964 Зачарованная Десна (см. ЗАЧАРОВАННАЯ ДЕСНА) автор сценария

Энциклопедия кино. 2010.

  • ДОВЕРИЕ (1975)
  • ДОВЖЕНКО Николай

Смотреть что такое "ДОВЖЕНКО Александр Петрович" в других словарях:

  • Довженко Александр Петрович — [30.8(11.9).1894, с. Сосницы, ныне Черниговской области, ‒ 25.11.1956, Москва], украинский советский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР (1950). В 1914 окончил Глуховский учительский институт. После Великой Октябрьской… …   Большая советская энциклопедия

  • ДОВЖЕНКО Александр Петрович — (1894 1956) российский и украинский кинорежиссер, драматург, народный артист России (1950). Один из основоположников советской кинематографии, создатель киноэпопей, проникнутых поэзией, отразивших коренные сдвиги эпохи: Арсенал (1929), Земля… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Довженко Александр Петрович — (1894 1956), кинорежиссёр, драматург, народный артист РСФСР (1950). Один из основоположников отечественной кинематографии, создатель киноэпопей, проникнутых поэзией, отразивших коренные сдвиги эпохи: «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля»… …   Энциклопедический словарь

  • Довженко Александр Петрович — Александр Довженко Олександр Петрович Довженко Дата рождения: 30 августа (11 сентября) 1894(18940911) Место ро …   Википедия

  • Довженко, Александр Петрович — Запрос «Довженко» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Довженко Имя при рождении: Александр Петрович Довженко Дата рождения: 29 августа (10 сентя …   Википедия

  • ДОВЖЕНКО Александр Петрович — (11.9.1894—25.11.1956), советский режиссёр, писатель, сценарист. Народный артист РСФСР (1950). Родился в селе Сосницы, ныне Черниговской области, в крестьянской семье. В 1914 окончил Глуховский институт, был учителем. После 1917 работал в… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • ДОВЖЕНКО Александр Петрович — (1894—1956), украинский советский писатель, киносценарист, режиссер, народный артист РСФСР (1950). Сценарии и пост. фильмов «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), «Шорс» (1939), «Мичурин» (1948), «Поэма о море» (1956; пост. Ю. Солнцевой, 1959),… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Довженко Александр Петрович — (1894, село Сосницы Черниговской области  1956, Москва), кинорежиссёр, писатель, народный артист РСФСР (1950). Один из основоположников отечественного киноискусства. В 1914 окончил Глуховский учительский институт. В кино с 1926. С середины 30… …   Москва (энциклопедия)

  • ДОВЖЕНКО Александр Петрович — (1894 1956) кинорежиссер и писатель, один из основоположников советской кинематографии. По окончании учительского института работал учителем, затем в Наркомпросе Украины, находился на дипломатической службе, проблемы к рой получили отражение в… …   Эстетика: Словарь

  • Довженко, Александр — Александр Довженко Олександр Петрович Довженко Дата рождения: 30 августа (11 сентября) 1894(18940911) Место ро …   Википедия

Книги

  • Аэроград (DVD), Довженко Александр Петрович. Аэроград Художественный кинофильм 1935 г., 77 мин., СССР. Кинокомпании: Украинфильм, Мосфильм В ролях: Сергей Столяров, Владимир Уральский, Шагайда Степан, Степан… Подробнее  Купить за 351 руб
  • Звенигора. Отец Сергий (DVD), Довженко Александр Петрович, Протазанов Яков. Звенигора / Отец Сергий Содержание сборника Звенигора o Режиссер: Александр Довженко o В ролях: Н. Надемский, Семен Свашенко, А. Подорожный, Мария Паршина o 1928, 90 мин., СССРСемен… Подробнее  Купить за 351 руб
  • Земля (DVD), Довженко Александр Петрович. Земля 1930 г. (восст. 1971), 69 мин. Автор сценария и режиссер А. Довженко Композитор В. Овчинников В ролях: С. Шкурат, С. Свашенко, Ю. Солнцева, Е. Максимова, И. Франко и др. Кинопоэма,… Подробнее  Купить за 351 руб
Другие книги по запросу «ДОВЖЕНКО Александр Петрович» >>

dic.academic.ru

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО. Близкие и далекие

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО

Люди, работающие в любых областях, заметно делятся на три категории — на тех, кто уже своей профессии, тех, кто точно входит в ее рамки, и, наконец, на тех, кто значительно шире своей профессии. Эти последние обыкновенно бывают людьми беспокойными и кипучими. Они — настоящие созидатели.

Александр Петрович Довженко был значительно шире своей профессии режиссера кино и сценариста. Режиссура была только одним из обликов этого удивительного художника, мыслителя и спорщика.

В жизни не было ничего, что бы его не интересовало, — от глубоких психологических сдвигов в нашем обществе до наилучшего способа кладки печей и от анализа актерских приемов Чаплина до происхождения песни «Распрягайте, хлопцы, коней, та лягайте, хлопцы, спать».

На все у него были свои мысли, требовавшие в силу неукротимого темперамента Довженко немедленного воплощения в жизнь.

Если бы дети могли понимать до конца разговоры взрослых, то они, конечно, считали бы Довженко настоящим чародеем. Потому что, когда бы он ни появлялся, он всякий раз приносил с собою много не только новых мыслей, но и поразительных рассказов. Слушать его можно было часами, лишь бы хватило у людей для этого физических сил.

В последний раз я встретился с Довженко в одном из киевских садов над Днепром. Летняя зеленая пышность сада сменилась уже пышностью осени.

Довженко только что вернулся из Каховки, куда ездил работать над новым своим сценарием. Он объехал все строительство, изучил его и пришел к нескольким удивительным на первый взгляд выводам. Он тотчас же изложил эти свои мысли в виде докладной записки в правительство и привез свой доклад в Киев.

Сущность этого доклада сводилась к следующему. На дне будущего Каховского моря снесено много тысяч крестьянских хат. Людей переселяют на днепровские кручи, где строят новые колхозные села.

Вот об этих новых селах Довженко и писал. Они были построены по типовым проектам и выглядели казарменно и уныло. Одинаковые дома стояли в степи шеренгами в три-четыре линии на математически точном расстоянии друг от друга. Дома эти не были огорожены. Архитектурный проект не предусматривал никаких оград. Получался шахматный поселок на выжженном солнцем пустыре.

В этих селах не было центра и хотя бы одного приметного высокого сооружения — никакого ориентира. В старину такими ориентирами были колокольни. Сейчас нужно было строить хотя бы башни с часами. Плоская степь невольно наводила на мысль о необходимости одного-двух таких приметных зданий в каждом селе.

Довженко справедливо писал, что у людей не может быть никакой охоты жить в этих не отличимых друг от друга домах, где, кстати, не растет за окнами ни одного деревца. В нашей гигантской работе по подъему земледелия, говорил Довженко, нужно думать не только о совершенных методах работы, но и о состоянии и настроении людей.

«Новые села, — писал Довженко, — должны быть живописными, разнообразными и уютными. Почему в новых селах нет переулков, поворотов, зарослей, садов? Почему украинская живописность уступила место деляческой сухости и какой-то мертвой скаредности мысли у архитектора, строившего эти села? Почему при постройке их не была принята во внимание живая душа человеческая? Неужели мы можем мириться с таким пренебрежением к колхозникам, которые, как очевидно думают строители таких сел, — только рабочие руки, не чувствующие красоты и нисколько в ней не нуждающиеся. Нужно в корне переменить это дело и приостановить насаждение уныния в нашей стране».

Мы стояли с Довженко над обрывом Днепра. Он поднял трость и показал на юг. Там в голубеющем тумане светились воды Днепра и вся даль поблескивала слабым свечением, должно быть от летящей по ветру паутины. Там простиралась любимая его Украина.

Довженко оставил не только превосходные свои фильмы. Он оставил рассказы, очерки, пьесы. Они написаны с жаром души, они патетичны в лучшем смысле этого слова, как патетична во многом проза Гоголя.

У Довженко была очень маленькая записная книжка. Там были записаны одним только словом сюжеты его устных и совершенно великолепных рассказов. Бесконечно жаль, что сейчас их уже нельзя записать и восстановить. Они ошеломляли слушателей неожиданными поворотами сюжета, покоряли их юмором и поэзией. Я слышал только три рассказа — о народной медицине, лейтенанте Сливе и поездке в Батурин, — но не забуду их никогда. Они всегда будут для меня вершинами словесного творчества, к сожалению навсегда утерянного, так как никто уже не сможет повторить тончайших интонаций Довженко, пленительного украинского строя его речи и его лукавого юмора.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Довженко Александр Петрович - это... Что такое Довженко Александр Петрович?

Алекса́ндр Петро́вич Довже́нко (30 августа (11 сентября) 1894, с.

Сосница (Украина) — 25 ноября 1956, Москва), советский украинский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР (1950).

Биография

Детство и начало творческой биографии

Александр Петрович Довженко родился 11 (по другим данным — 10) сентября 1894 года в селе Сосница Черниговской губернии (ныне Черниговская область), точнее, на его околице, которую называли Вьюнище. Семья была многодетной даже по тем временам — 14 детей, Из всех детей неграмотного крестьянина Петра Довженко выжило только двое — Александр и его сестра Полина, которая впоследствии стала врачом.

Чтобы найти деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья. Учился Александр легко, много читал, да так, что мать временами ругала.[1]

В 1911—1914 годах Александр учится в Глуховском учительском институте (Черниговская губерния). Первая мировая война обходит стороной Александра, его комиссовали из-за больного сердца. В 1917 году переезжает в Киев. [2]

Работал учителем, в системе Наркомпроса Украины. В 1921—1923 годах на дипломатической службе. Получив стипендию, учился живописи в Германии. С 1923 года работал в газете «Вісті ВУЦИК» как художник-карикатурист. Сотрудничает с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ. [3]

В 1926 году Довженко «заболел» кинематографом. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Первая его работа как режиссёра короткометражная картина «Ягодка любви».

Расцвет и конец карьеры

Александр Довженко впервые заявил о себе, как о интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.

В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов «Земля», который получил признание, как в СССР, так и за рубежом. Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни.

Этапными работами стали фильмы «Иван», «Аэроград», «Щорс». Ещё во время работы над картиной «Иван» (1932) Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя. Картина «Щорс» (1939) была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма. Столь тесная связь с высшей властью имеет оборотную сторону. Постепенно накапливаются противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официальной идеологией. [4]

В 1934 году Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, опасаясь волны репрессий. С конца 1930-х он всё больше уделяет времени литературе и подготовке сценариев к будущим картинам. В годы Великой отечественной войны снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки. Написанный в 1943 году сценарий к фильму «Украина в огне», после обсуждения в Политбюро ЦК КПСС, получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству. [5]

Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм «Мичурин». Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался, в попытках удовлетворить требованиям цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего кроме пропагандистского пафоса[3]. Другие же критики утверждают, что несмотря на переделки в угоду идеологии фильм всё-таки получился талантливым и стал событием в советском кинематографе[6]. По ходу съёмок режиссёр заработал инфаркт.

Ещё более печальна судьба последней работы Довженко фильма «Прощай, Америка!». Фильм был задуман как госзаказ, агитационный памфлет по мотивам книги Анабелл Бакард, политической перебежчицы из США в СССР. Довженко снова начал бесконечно переделывать и перемонтировать картину, пытаясь снять идеологически верную работу. Но, уникальный случай, когда фильм был почти готов, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съёмки. В 1951 году Анабелл неожиданно бежала обратно в США и идеологическое начало фильма потеряло смысл. Фильм так и остался незаконченным. «Прощай, Америка!» пролежала в архиве 46 лет и только в 1995 году попала на экраны. [3]

В последние годы Довженко был занят педагогической работой — преподавал во ВГИКе. Продолжал работать над сценариями будущих картин. Он просил разрешения вернуться назад на родину на Украину, но не получил на это официального разрешения властей. Также он приступил к роману-эпопее «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории. [5]

Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы… из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе[7]

Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта, перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Наследие и память о художнике

Многие из своих сценариев он так и не успел при жизни реализовать в картины. Супруга Александра Довженко режиссёр Юлия Солнцева уже после его смерти сняла картины по его сценариям «Поэма о море», «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна».

В Соснице с 1960 года действует мемориальный музей классика кинематографа. В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя Довженко. В 1972 утверждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». В 1994 году по указу президента Украины учреждена Государственная премия в области кинематографии имени Довженко. [7] В городе Сосница (Черниговская область) начиная с 2004 года, когда отмечалось 110-летия со дня рождения А. П. Довженко, проводится Всеукраинский молодёжный кинофестиваль «На волнах очарованной Десны». Торжественное открытие фестиваля состоялось в усадьбе кинорежиссёра — мемориальном музее А.Довженко, конкурсная программа демонстрируется в кинотеатре имени А. Довженко.

Очерк творчества

постер к фильму «Земля»

Тематика ранних произведений Довженко тесно связана с революционным пафосом и становлением советского кино. Пленённый богатством художественных возможностей кинематографического языка Довженко становится пламенным трибуном пролетарской революции. Так в основе сюжета фильма «Арсенал» — восстание рабочих киевского завода, «Аэроград» рассказывает о защите восточных рубежей СССР от врагов революции. В первых фильмах мастера зритель мог наблюдать смешение многих жанров: сатиры, гротеска, сказки и революционного эпоса. [3]

Работы Довженко в предвоенный период, в области документального кино позволяют отнести его к основположникам разработки художественных средств военной кинопублицистики.

Построение композиции, чёткая проработка каждого кадра — особенности работ Довженко как зрелого мастера. Идеология в них уходит на второй план, вытесняемая вечными ценностями. В отличии от динамичной манеры Эйзенштейна, камера Довженко несколько статична и кадры напоминают фотографию. Смелость сценарных решений, естественность смен сцен, отсутствие склеек и переходов удивляла даже маститых современников режиссёра. Новаторский монтаж Довженко оказал глубокое влияние на мировой кинематограф. Козинцев писал о своём впечатлении от фильмов Довженко:

Сколько уж лет прошло, а все мчатся на меня кони из «Арсенала», я вижу со всей отчетливостью, как выкатывает на сцену пулемет батько Боженко, пляшет в лунную ночь тракторист, лежит под яблоней старый дед, и Мичурин идет сквозь ветер и летящие рыжие листья. Повторяли — не получалось. Фильм Бертолуччи, «Двадцатый век»: старик умирает под яблоней. Сравнение с «Землей» уничтожает фильм, режиссера. У Довженко кадры скреплены страстью. Для того, чтобы потрясать, — надо быть потрясенным. [8]

Через всё творчество Довженко красной нитью проходит тема единения человека и природы. Особенно ярко это проявилось в картинах «Земля» и изуродованной цензурой «Жизни в цвету». Он не заинтересован в голой киноэстетике, Довженко как художника интересует уникальная ценность человеческой жизни. Исследователь творчества Довженко Рауль Хаузман писал о особенностях творческой манеры режиссёра: [9]

фильм «Земля» — произведение не эстетическое, а исследующее действительные жизненные побуждения, изображающее превращения чувств и структуры вещей. Все возражения здесь оказываются несостоятельными: «Земля» Довженко диалектична как с точки зрения оптической, так и содержательной; она не «биологична», поскольку рождение и смерть факторы хоть и биологические, но в то же время диалектические.

Фильмография

Почтовая марка СССР,посвящённая А.Довженко

Режиссёр

Сценарист

  • 1939 — Буковина, земля Украинская
  • 1940 — Освобождение
  • 1943 — Битва за нашу Советскую Украину
  • 1945 — Страна родная
  • 1945 — Победа на Правобережной Украине
  • 1959 — Поэма о море (фильм не закончен автором)
  • 1960 — Повесть пламенных лет (поставлен Ю.Солнцевой)
  • 1965 — Зачарованная Десна (поставлен Ю.Солнцевой)[10]

Интересные факты

Премии и призы

Ссылки

Примечания

Фильмы Александра Довженко

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru

Довженко, Александр - это... Что такое Довженко, Александр?

Алекса́ндр Петро́вич Довже́нко (30 августа (11 сентября) 1894, с.

Сосница (Украина) — 25 ноября 1956, Москва), советский украинский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР (1950).

Биография

Детство и начало творческой биографии

Александр Петрович Довженко родился 11 (по другим данным — 10) сентября 1894 года в селе Сосница Черниговской губернии (ныне Черниговская область), точнее, на его околице, которую называли Вьюнище. Семья была многодетной даже по тем временам — 14 детей, Из всех детей неграмотного крестьянина Петра Довженко выжило только двое — Александр и его сестра Полина, которая впоследствии стала врачом.

Чтобы найти деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья. Учился Александр легко, много читал, да так, что мать временами ругала.[1]

В 1911—1914 годах Александр учится в Глуховском учительском институте (Черниговская губерния). Первая мировая война обходит стороной Александра, его комиссовали из-за больного сердца. В 1917 году переезжает в Киев. [2]

Работал учителем, в системе Наркомпроса Украины. В 1921—1923 годах на дипломатической службе. Получив стипендию, учился живописи в Германии. С 1923 года работал в газете «Вісті ВУЦИК» как художник-карикатурист. Сотрудничает с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ. [3]

В 1926 году Довженко «заболел» кинематографом. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Первая его работа как режиссёра короткометражная картина «Ягодка любви».

Расцвет и конец карьеры

Александр Довженко впервые заявил о себе, как о интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.

В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов «Земля», который получил признание, как в СССР, так и за рубежом. Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни.

Этапными работами стали фильмы «Иван», «Аэроград», «Щорс». Ещё во время работы над картиной «Иван» (1932) Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя. Картина «Щорс» (1939) была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма. Столь тесная связь с высшей властью имеет оборотную сторону. Постепенно накапливаются противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официальной идеологией. [4]

В 1934 году Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, опасаясь волны репрессий. С конца 1930-х он всё больше уделяет времени литературе и подготовке сценариев к будущим картинам. В годы Великой отечественной войны снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки. Написанный в 1943 году сценарий к фильму «Украина в огне», после обсуждения в Политбюро ЦК КПСС, получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству. [5]

Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм «Мичурин». Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался, в попытках удовлетворить требованиям цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего кроме пропагандистского пафоса[3]. Другие же критики утверждают, что несмотря на переделки в угоду идеологии фильм всё-таки получился талантливым и стал событием в советском кинематографе[6]. По ходу съёмок режиссёр заработал инфаркт.

Ещё более печальна судьба последней работы Довженко фильма «Прощай, Америка!». Фильм был задуман как госзаказ, агитационный памфлет по мотивам книги Анабелл Бакард, политической перебежчицы из США в СССР. Довженко снова начал бесконечно переделывать и перемонтировать картину, пытаясь снять идеологически верную работу. Но, уникальный случай, когда фильм был почти готов, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съёмки. В 1951 году Анабелл неожиданно бежала обратно в США и идеологическое начало фильма потеряло смысл. Фильм так и остался незаконченным. «Прощай, Америка!» пролежала в архиве 46 лет и только в 1995 году попала на экраны. [3]

В последние годы Довженко был занят педагогической работой — преподавал во ВГИКе. Продолжал работать над сценариями будущих картин. Он просил разрешения вернуться назад на родину на Украину, но не получил на это официального разрешения властей. Также он приступил к роману-эпопее «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории. [5]

Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы… из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе[7]

Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта, перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Наследие и память о художнике

Многие из своих сценариев он так и не успел при жизни реализовать в картины. Супруга Александра Довженко режиссёр Юлия Солнцева уже после его смерти сняла картины по его сценариям «Поэма о море», «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна».

В Соснице с 1960 года действует мемориальный музей классика кинематографа. В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя Довженко. В 1972 утверждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». В 1994 году по указу президента Украины учреждена Государственная премия в области кинематографии имени Довженко. [7] В городе Сосница (Черниговская область) начиная с 2004 года, когда отмечалось 110-летия со дня рождения А. П. Довженко, проводится Всеукраинский молодёжный кинофестиваль «На волнах очарованной Десны». Торжественное открытие фестиваля состоялось в усадьбе кинорежиссёра — мемориальном музее А.Довженко, конкурсная программа демонстрируется в кинотеатре имени А. Довженко.

Очерк творчества

постер к фильму «Земля»

Тематика ранних произведений Довженко тесно связана с революционным пафосом и становлением советского кино. Пленённый богатством художественных возможностей кинематографического языка Довженко становится пламенным трибуном пролетарской революции. Так в основе сюжета фильма «Арсенал» — восстание рабочих киевского завода, «Аэроград» рассказывает о защите восточных рубежей СССР от врагов революции. В первых фильмах мастера зритель мог наблюдать смешение многих жанров: сатиры, гротеска, сказки и революционного эпоса. [3]

Работы Довженко в предвоенный период, в области документального кино позволяют отнести его к основположникам разработки художественных средств военной кинопублицистики.

Построение композиции, чёткая проработка каждого кадра — особенности работ Довженко как зрелого мастера. Идеология в них уходит на второй план, вытесняемая вечными ценностями. В отличии от динамичной манеры Эйзенштейна, камера Довженко несколько статична и кадры напоминают фотографию. Смелость сценарных решений, естественность смен сцен, отсутствие склеек и переходов удивляла даже маститых современников режиссёра. Новаторский монтаж Довженко оказал глубокое влияние на мировой кинематограф. Козинцев писал о своём впечатлении от фильмов Довженко:

Сколько уж лет прошло, а все мчатся на меня кони из «Арсенала», я вижу со всей отчетливостью, как выкатывает на сцену пулемет батько Боженко, пляшет в лунную ночь тракторист, лежит под яблоней старый дед, и Мичурин идет сквозь ветер и летящие рыжие листья. Повторяли — не получалось. Фильм Бертолуччи, «Двадцатый век»: старик умирает под яблоней. Сравнение с «Землей» уничтожает фильм, режиссера. У Довженко кадры скреплены страстью. Для того, чтобы потрясать, — надо быть потрясенным. [8]

Через всё творчество Довженко красной нитью проходит тема единения человека и природы. Особенно ярко это проявилось в картинах «Земля» и изуродованной цензурой «Жизни в цвету». Он не заинтересован в голой киноэстетике, Довженко как художника интересует уникальная ценность человеческой жизни. Исследователь творчества Довженко Рауль Хаузман писал о особенностях творческой манеры режиссёра: [9]

фильм «Земля» — произведение не эстетическое, а исследующее действительные жизненные побуждения, изображающее превращения чувств и структуры вещей. Все возражения здесь оказываются несостоятельными: «Земля» Довженко диалектична как с точки зрения оптической, так и содержательной; она не «биологична», поскольку рождение и смерть факторы хоть и биологические, но в то же время диалектические.

Фильмография

Почтовая марка СССР,посвящённая А.Довженко

Режиссёр

Сценарист

  • 1939 — Буковина, земля Украинская
  • 1940 — Освобождение
  • 1943 — Битва за нашу Советскую Украину
  • 1945 — Страна родная
  • 1945 — Победа на Правобережной Украине
  • 1959 — Поэма о море (фильм не закончен автором)
  • 1960 — Повесть пламенных лет (поставлен Ю.Солнцевой)
  • 1965 — Зачарованная Десна (поставлен Ю.Солнцевой)[10]

Интересные факты

Премии и призы

Ссылки

Примечания

Фильмы Александра Довженко

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dis.academic.ru