Гоголь Николай Васильевич. Что написал гоголь


Тайны Гоголя: чего боялся и что скрывал великий писатель

1 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя.

1 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя.

Еще при жизни его называли и монахом, и шутником, и мистиком, а в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое.

С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов. Уже несколько поколений исследователей творчества писателя не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: почему Гоголь не был женат, зачем он сжег второй том "Мертвых душ" и сжигал ли вообще и, конечно же, что погубило гениального писателя.

Рождение

В доме-музее Н.В.Гоголя в селе Васильевка на Украине

Точная дата рождения писателя долгое время оставалась загадкой для его современников. Сначала говорилось, что Гоголь родился 19 марта 1809 года, затем 20 марта 1810 года. И только после его смерти из публикации метрики было установлено, что будущий писатель появился на свет 20 марта 1809 года, т.е. 1 апреля по новому стилю.

Гоголь родился в крае, овеянном легендами. Рядом с Васильевкой, где было имение его родителей, находилась известная ныне всему миру Диканька. В те времена в деревне показывали дуб, у которого проходили свидания Марии с Мазепой и сорочку казненного Кочубея.

Еще мальчиком отец Николая Васильевича ездил в храм в Харьковской губернии, где был чудесный образ Божьей матери. Однажды он увидел во сне Царицу Небесную, которая указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: "...Вот твоя жена". Вскоре он узнал в семимесячной дочери соседей черты того ребенка, которого видел во сне. На протяжении тринадцати лет Василий Афанасьевич продолжал следить за своей суженой. После того, как видение повторилось, он попросил руки девушки. Через год молодые поженились, пишет hrono.info.

Таинственный Карло

Портрет матери писателя Н.В.Гоголя

Через некоторое время в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет.

От матери Николай Васильевич унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к богобоязненной религиозности и интерес к предчувствию. Отцу же его была присуща мнительность. Неудивительно, что Гоголя с детства увлекали тайны, вещие сны, роковые приметы, что позже проявилось на страницах его произведений.

Когда Гоголь учился в Полтавском училище, скоропостижно скончался его младший брат Иван, слабый здоровьем. Для Николая это потрясение было настолько сильным, что его пришлось забрать из училища и отправить в Нежинскую гимназию.

В гимназии Гоголь прославился как актер гимназического театре. По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным - о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта "Черный карлик".

Первая сожженная книга

В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое "для общего блага, для России". С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование.

Гоголь публикует свое первое произведение – поэму в духе немецкой романтической школы "Ганс Кюхельгартен". Псевдоним В.Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов - это его псевдоним.

Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. "Переписывая глупости господ-столоначальников", молодой канцелярист внимательно присматривался к жизни и быту своих коллег чиновников. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей "Нос", "Записки сумасшедшего" и "Шинель".

"Вечера на хуторе близ Диканьки", или детские воспоминания

После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька.

Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя.

Репродукция иллюстрации Аминадава Каневского к повести Николая Гоголя "Майская ночь"

Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. "Мне казалось, что я утопил человека", - писал позже Гоголь.

Почему Гоголь не был женат?

Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории.

В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга.

Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской, пишет gogol.lit-info.ru. С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант. Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной.

В отношении графини Николай Васильевич мнил себя духовным наставником и учителем. Он давал ей советы, касающиеся русской литературы, стремился поддержать в ней интерес ко всему русскому. В свою очередь, Анна Михайловна всегда интересовалась здоровьем, литературными успехами Гоголя, чем поддерживала в нем надежду на взаимность.

По семейному преданию Виельгорских, Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне в конце 1840-х годов. "Однако предварительные переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака", - сообщается в новейшем издании переписки Гоголя с Виельгорскими.

После неудачной попытки устроить свою семейную жизнь Гоголь писал Василию Андреевичу Жуковскому в 1848 году, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной.

"Вий" - "народное предание", придуманное Гоголем

Наталья Варлей в фильме "Вий"

Увлечение историей Украины вдохновило Гоголя на создание повести "Тарас Бульба", вошедшей в сборник 1835 года "Миргород". Экземпляр “Миргорода” он передал министру народного просвещения Уварову для поднесения императору Николаю I.

 

В сборник вошло одно из самых мистических произведений Гоголя – повесть "Вий". В примечании к книге Гоголь написал, что повесть "есть народное предание", которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив. Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое точно напоминало бы "Вий".

Имя фантастического подземного духа - Вия - было придумано писателем в результате соединения имени властителя преисподней "железного Ния" (из украинской мифологии) и украинского слова "вия" - веко. Отсюда - длинные веки гоголевского персонажа.

Бегство

Встреча в 1831 году с Пушкиным имела для Гоголя судьбоносное значение. Александр Сергеевич не только поддерживал начинающего писателя в литературной среде Петербурга, но и подарил ему сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Хлестаков на иллюстрации Ювеналия Коровина к комедии Гоголя "Ревизор"

Пьеса "Ревизор", впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедрыми на похвалы. Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в этом же году уехал за границу "размыкать тоску".

Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику. Гоголь собрался в путешествие еще до премьеры "Ревизора". Он уехал за границу в июне 1836-го, исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии. В 1839 году писатель возвращался на родину, но через год вновь объявил друзьям об отъезде и пообещал привезти в следующий раз первый том "Мертвых душ".

В один из майских дней 1840 года Гоголя провожали его друзья Аксаков, Погодин и Щепкин. Когда экипаж скрылся из виду, они заметили, что черные тучи заволокли половину неба. Внезапно сделалось темно, и друзьями овладели мрачные предчувствия о судьбе Гоголя. Как оказалось, неслучайно…

Болезнь

В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию). Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжелая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Как пишут некоторые исследователи жизни Гоголя, болезнь поразила мозг писателя. У него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. Но самым страшным для Гоголя были видения, посещавшие его во время болезни.

Как писала сестра Гоголя Анна Васильевна, за границей писатель надеялся получить от кого-нибудь "благословение", и когда проповедник Иннокентий подарил ему образ Спасителя, то писатель воспринял его как знак свыше ехать в Иерусалим, к Гробу Господню.

Однако пребывание в Иерусалиме не принесло ожидаемого результата. "Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, - говорил Гоголь. - У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия".

В ночь на 12 февраля 1852 года

Лишь ненадолго болезнь отступила. Осенью 1850 года, оказавшись в Одессе, Гоголь почувствовал себя лучше, он вновь стал бодрым и веселым как и прежде. В Москве он прочитал отдельные главы второго тома "Мертвых душ" своим друзьям, и, видя всеобщее одобрение и восторг, начал работать с удвоенной энергией.

Иллюстрация Кукрыниксов к роману Гоголя "Мертвые души"

Однако, как только второй том "Мертвых душ" был дописан, Гоголь ощутил опустошенность. Все больше им стал овладевать "страх смерти", которым когда-то мучился его отец.

Тяжелое состояние усугубляли беседы с фанатичным священником - Матвеем Константиновским, который укорял Гоголя в его мнимой греховности, демонстрировал ужасы Страшного суда, мысли о которых мучили писателя с раннего детства. Духовник Гоголя потребовал отречься от Пушкина, перед талантом которого Николай Васильевич преклонялся.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.

Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том "Мертвых душ". Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих неясно, пишет "Комсомольская правда".

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.

В то время  врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его. Если бы медики своевременно начали лечить его от депрессии, писатель прожил гораздо дольше, пишет Седмица.Ru, цитируя доцента Пермской медицинской академии М. И. Давидова, проанализировавшего сотни документов, изучая болезнь Гоголя.

Тайна черепа

Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты. Когда останки Гоголя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружили, что из гроба покойного украден череп.

По версии профессора Литературного института, писателя В.Г.Лидина, присутствовавшего на вскрытии могилы, череп Гоголя был извлечен из могилы в 1909 году. В том году меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. "В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, - череп артиста Щепкина, другой - Гоголя, о третьем - ничего не известно", - писал Лидин в  своих воспоминаниях "Перенесение праха Гоголя".

Слухи об украденной голове писателя позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе "Мастер и Маргарита". В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Гоголь Николай Васильевич Википедия

Имя при рождении Псевдонимы Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Гражданство (подданство) Род деятельности Жанр Язык произведений Подпись Произведения на сайте Lib.ru
Николай Васильевич Гоголь
"Карандашный портрет Н. В. Гоголя" Э. А. Дмитриев-Мамонов, 1840-е гг.
Николай Васильевич Яновский[1]
В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Г. Янов; N. N.; ***[2]
20 марта (1 апреля) 1809[3][4] или 19 (31) марта 1809[5][6]
местечко Большие Сорочинцы[7],Полтавская губерния,Российская империя
21 февраля (4 марта) 1852[3][4](42 года)
Москва, Российская империя
  •  Российская империя
прозаик, драматург, поэт, литературный критик, публицист
драма, проза
русский
Произведения в Викитеке

ru-wiki.ru

О Гоголе

О Гоголе

     Гоголь Николай Васильевич - не только писатель, чьи произведения уже около двух веков являются достижением мировой литературы, но он и художник, и поэт! Проза Гоголя так звучна и мелодична, что сравнить её можно только с творением поэта! Наш славный русский язык в произведениях Гоголя преображается и становится ещё живее, ещё разнообразнее.  Образы,   созданные Гоголем, будь то люди или природа, или же какие-то явления, всегда яркие, живые. Вспомните описание полудня в повести "Сорочинская ярмарка". Сколько красок, как точно Гоголь написал о ярком солнце, могучем дубе, крона которого при малейшем дуновении ветерка превращается в разноцветное сверкание драгоценных камней! Да, Гоголь художник! Он и вправду рисовал. Часто в детстве зарисовывал дом, в котором жил, озеро с тонкими ивами по берегам. Он составлял узоры для домашних ковров, которые выделывались в Васильевке, расписывал стены арабесками. Позже, во время учёбы в Нежине, Гоголь изготавливал декорации для театральных постановок, шил костюмы. В Петербурге он  посещал классы для вольноприходящих любителей живописи и, может быть, рисовал сам. Художники стали героями двух повестей Гоголя "Портрет" и "Невский проспект".  Гоголь был дружен с живописцем Ивановым, не раз выручал его в трудные минуты. Всё это говорит о необыкновенно богатом таланте Гоголя! Но Гоголь был ещё и прекрасным артистом. Окружавшие его люди считали, что если б он посвятил себя театру, то затмил бы известных тогда комиков.       А каким же он был человеком? Когда Гоголь только начал учиться в Нежине, у него было немного друзей. Сверстники считали его замкнутым, необщительным. Но они, скорее всего, ошибались. В те юные годы самой большой мечтой Гоголя являлось желание принести пользу людям, отечеству. Он хотел трудиться на юридическом поприще. Но он был человеком ранимым, не переносил критики. А дружить - значит открыться, обнажить свою душу. Боясь быть непонятым, Гоголь предпочитал оставаться один. И всё-таки были люди, ради которых Гоголь был готов на всё. Прежде всего, его родные, родители, сёстры. Особенно он относился к Пушкину. Гоголь его боготворил. Для него Пушкин - святыня. Возможно, Гоголь несколько остерегался близких отношений. Зато, если он проникался к кому-то любовью и уважением,  отдавал этому человеку всю свою душу. Гоголь умел быть преданным. Обладая добрым характером, всё же, по словам самого Гоголя, в гневе бывал жёстким и даже грубым. Он сочувствовал бедным людям. Когда стал уже известным и, случалось, приезжал погостить на родину, чем мог, помогал крестьянам, оставшимся без урожая.      Исследователи творчества Гоголя считают, что писать он начал исключительно из-за желания заработать деньги. Приметил, что в Петербурге очень интересуются всем, что связано с Украиной и создал "Вечера...". Но я с этим не согласна. Во-первых, Гоголь ещё во время учёбы в Нежине, пробовал себя в литературном деле. Во-вторых, первое, что Гоголь издал в Петербурге, была поэма  "Ганц Кюхельгартен". Понятно, что этот поступок не был продиктован желанием заработать деньги. В-третьих, во время пребывания в нежинской гимназии, Гоголь завёл тетрадь "Всякой всячины". В неё Гоголь записывал различные сведения об Украине. Например, описания народного костюма, легенды, сказки. Как известно, многое он использовал, когда писал "Вечера...". Вообще, многие критики относятся к так называемым "украинским повестям" Гоголя, как к очень несерьёзным творениям. Но я считаю, что это неверно. В первых повестях Гоголя проявились все особенности и достоинства его прозы: живописное описание природы, яркие характеры, особенный, присущий только Гоголю, язык.      Произведения Гоголя анализировали и его современники, и критики нашего времени. Но многие пишут о нём так, что даже не хватает терпения дочитать книгу до конца. Кажется, они не прочитали ни одного произведения, написанного Гоголем. Но, конечно, не все пишут о Гоголе в таком духе. Замечательные книги о нём написал Золотусский Игорь Петрович. Он побывал во всех местах, где когда-либо жил Гоголь, работал в архивах. После долгой и упорной работы, появилась книга "Гоголь" из серии ЖЗЛ. Вторая книга Золотусского -  "По следам Гоголя". Обе эти книги - лучшее из всего, что написано о Гоголе. Самое главное, что отличает работы Золотусского от книг других авторов - искренняя любовь к Гоголю, понимание его творчества и личности. При всём этом, Золотусский не превозносит личность Гоголя. Он пишет правду.  Золотусский показал, что вся мистичность и загадочность Гоголя, придуманная людьми, не пытавшимися понять его, всего лишь вымысел.  Вот отрывок из этой книги: "Рим сейчас - это современный Вавилон, в центре которого остался Рим прежних времён, тихий, уютный, любимый Гоголем. На высоте Монте Пинчио тоже ревут моторы, и след Гоголя легко потерять в этой какофонии  ХХ  века. Но стоит подняться выше, укрыться под сенью высоких лип парка Боргезе, зайти в любую из римских церквей, которые всегда пусты, пройти мимо Колизея в сторону терм  Каракаллы - там трава, запущенность, кошки бегают по развалинам, -  как навеется  вдруг дорогой образ, поплывут перед глазами знакомые строки, и сердце поверит: он ходил здесь, он здесь был". Кроме всего этого Игорь Петрович  открыл музей Гоголя в Васильевке  на Украине!      Книги Н.В. Гоголя для меня - открытие, сокровища, которые никогда не иссякнут, источник истины и света.

 

Бессмертие Гоголя

   Николай Васильевич Гоголь оставил потомкам великое литературное наследие. Велико он не по объёму, но по содержанию. Почему к произведениям Гоголя обращаются снова и снова? Почему каждое новое поколение находит в творчестве писателя что-то новое, ранее не замеченное? Почему и по сей день пишут о Гоголе, его судьбе, произведениях. Кажется, всё уже прочитано и сказано, но мы вновь возвращаемся к Гоголю. На эти вопросы можно ответить кратко. Гоголь - гений, и произведения его гениальны, а потому неисчерпаемы. Но мы всё же попытаемся найти суть его творчества, которая и делает произведения Гоголя столь нужными каждому человеку.

  Творческая судьба Гоголя была одновременно и счастливой и трагичной. Счастливой потому, что уже после выхода первых произведений Гоголь стал известен. Позже передовая молодёжь России признала Гоголя своим идейным отцом. Трагичной же она была потому, что большинство людей не видели в его творениях самого главного, о чём хотел сказать Гоголь. Публика хвалила его за весёлость (Вечера на хуторе близ Диканьки), позже критика подметила удивительную способность писателя выставлять ярко все отрицательные стороны человека (Повесть о том, как, Ревизор). Действительно, критический реализм Гоголя - важнейшая составляющая его произведений, но писательская цель Гоголя была шире и глубже, чем просто отразить пороки общества. Гоголь стремился показать, что человек не может и не должен потратить жизнь впустую, погрязнуть в мелочах и дрязгах, как это сделали Иван Иванович и  Иван Никифорович. Гоголь видел и понимал, что человеку на самом деле нужны любовь и уважение, а не безмерные богатства и власть, как казалось, например, Городничему из Ревизора.  В каждом, пусть даже ничтожном человеке, Гоголь видел душу, страждущую спасения. Кроме этого, писатель, как и большинство прогрессивных людей его времени, думал о путях спасения России. Но спасение он  видел не в революции и не в Западном прогрессе, так же он не разделял точку зрения славянофилов о том, что Россия должна идти по пути самобытности и приверженности к традициям. Гоголь считал, что для исправления всего общества, нужно исправление составляющего этого общества, то есть человека. Обо всём этом Гоголь написал в книге Выбранные места из переписки с друзьями. Писатель ожидал, что это произведение поможет России в целом и каждому человеку в частности. Но вышло иначе. Именно после выхода этой книги обнаружилась та пропасть, которая разделяла Гоголя и его читателей. Все, кто до этого хвалил Гоголя, теперь его ругали, а его вечные литературные враги, теперь превозносили  писателя. Именно в это время на Гоголя со всех сторон посыпались обвинения в сумасшествии, гордыни, непомерном самомнении. Кто-то решил, что Гоголь изменил себе, своему писательскому дару, искусству. К сожалению, лишь после смерти писателя, люди стали понимать, что Гоголь во многом был прав. Понадобилось много времени для того, чтобы рассмотреть произведения Гоголя глубже, увидеть их суть.

 

 

 

Илья Ефимович Репин  

     Илья Ефимович Репин - автор огромного количества портретов, жанровых картин, исторических полотен. Но Репин для меня интересен не только как художник, но и как личность. Самое прекрасное в нём - это огромная, искренняя, горячая любовь к искусству. Во многих письмах к своим друзьям Репин писал, что самые радостные и счастливые минуты его жизни - это минуты творчества. Илья Ефимович, прежде чем написать ту или иную картину, много изучал, делал огромное количество рисунков. Так было, например, с картиной Запорожские казаки. Прежде чем написать это великое полотно, Репин несколько раз побывал в Украине, где писал этюды казаков, костюмов, оружия. И так было при создании любой картины.

    Чем же так интересно творчество Репина? Наверное, каждому человеку нравится что-то своё. Кто-то считает творчество Репина вершиной русского реализма в живописи и любит его именно за это. Кто-то ценит портретные работы художника. А я люблю его за красоту, необыкновенное мастерство, за интересное и глубокое содержание каждой картины. Всё его творчество проникнуто жизнью, радостью, светом. Полотна Репина отражают жизнь в разных её проявлениях.

    Дарование Репина отразилось не только в живописи, но и в литературе. Илья Ефимович написал прекрасную книгу, которая называется Далёкое близкое. История этой книги сложная. Сначала Репин написал главы книги, посвящённые выдающимся деятелям русской культуры, с которыми был лично знаком. И только благодаря уговорам близких Репин написал и о себе. Удивительно, но публика отозвалась о книге отрицательно. А ведь она достойна называться классикой нашей литературы! Язык книги необычайно живой, реалистичный, меткий, с большим количеством простонародных выражений. Репин не только умел подметить в предмете или человеке самое главное, но и мог это выразить прекраснейшим богатым языком. Сколько волнительных минут переживаешь, когда читаешь эту книгу! С каким жаром, восхищением перед жизнью, искусством написана каждая строчка! Как интересно Репин рассказывает о своей жизни, о людях, с которыми ему довелось быть знакомым. А как увлекательно художник написал, например, о критике Стасове, художниках Серове, Ге, Куинджи! Сколько в книге глубоких, порой очень оригинальных мыслей об искусстве и его предназначении!

    Вот это бесконечное восхищение Репина перед жизнью, его любовь к добру и красоте и делают его творчество таким ценным и нужным всем нам! Неправда, когда говорят, что Репин писал некрасивые картины, что его живопись ценна только содержанием. Нет, картины Репина бесконечно красивы! Он нашёл эту красоту в самых обыденных простых явлениях жизни! Но, безусловно, идейная сторона творчества Репина столь же важна и интересна.

    Творчество Репина глубоко и неисчерпаемо. Прикоснитесь к нему, полюбите его, и Ваша жизнь наполнится радостью познания истинного искусства!

 

 

 

Иван Константинович Айвазовский  

     Картины Айвазовского завораживают с первого взгляда и навсегда. Всё нарисованное кажется невероятным, грандиозным, но в то же время живопись Айвазовского очень реалистична.  Часто Ивана Константиновича называют певцом или поэтом моря. Он действительно воспевал морскую стихию, её величие и красоту, огромную, порою разрушительную силу. Мне кажется, что Айвазовский, изображая морскую катастрофу, мало сочувствует людям, он любуется  ею. Свои картины мастер писал по памяти, не пользуясь даже этюдами, так как считал, что писать с натуры такие переменчивые и стремительные стихии, как вода или ветер, невозможно.       За свою творческую жизнь Айвазовский написал более 6 тысяч картин. Некоторые критики считают, что созданные им полотна штамповались по одной и той же схеме, были лишены мысли и души. Потому, собственно, Айвазовский и создал такое огромное количество картин, и что это не шедевры вовсе, а просто нарядные приторные  картинки. Но я полностью не согласна с таким мнением. Талант это то, что до конца людьми не понято. А значит, мы не можем устанавливать правила для создания талантливыми людьми их великих произведений. И такое мнение, что высокое произведение искусства должно создаваться долго и мучительно, не может быть правилом. Что же касается театральности картин Айвазовского, то я считаю это мнение вообще не обоснованным. Просто некоторыми людьми окружающий их мир воспринимается не таким, каков он есть на самом деле. Они не замечают его красивых, удивительных явлений. И потому  те произведения искусства, которые показывают и доказывают обратное, кажутся им не достойными.      Ну а я, как и многие другие люди, люблю и восхищаюсь творчеством Ивана Константиновича Айвазовского. И каждая картина этого великого мастера прекрасна. Когда смотришь на полотна Айвазовского, то невольно начинаешь восхищаться морем. А ещё огромным, гениальным талантом и трудом бессмертного в живописи  Ивана Айвазовского.

 

 

 

Фёдор Александрович Васильев  

     Первая картина Васильева, которую я увидела,  было полотно Мокрый луг. Мне она сразу понравилась. Тогда я ещё не знала историю её создания, но явственно чувствовала ощущение грусти, тоски, которое присутствует в картине. Вскоре я узнала, что художник создал её во время пребывания в Крыме. Что он страстно любил русскую природу, скучал о ней, но не мог покинуть юг из-за тяжёлой болезни. И тогда, используя старые зарисовки и свою память, Васильев создал Мокрый луг.  На первый взгляд эта картина очень простая: мокрый после дождя луг, небо в тучах, да деревца вдалеке. Но сколько чувств, выразительности  и глубины в этой картине. В ней вся русская природа, по особенному красивая и скромная, часто грустная и немного застенчивая. И в ней же, как мне кажется, сущность Васильева, как художника. Мокрый луг - произведение большого мастера. Но такую лиричную, неповторимо прекрасную картину мог создать только тот человек, который искренне и глубоко любил родную природу, и, несмотря на все трудности, смог сохранить это чувство в своей душе. Именно таким человеком и был  Фёдор Александрович. Он обладал прекрасной памятью, любознательностью и трудолюбием. Работал много и упорно. Многого и достиг. Уже в семнадцать лет он имел право называть себя пейзажистом. Но, несмотря на большое количество работы, всё, что он делал, он делал с чувством, со страстью. Механически он рисовать не мог. Потому, быть может, у Васильева нет ни одной работы, которую бы можно было назвать просто пейзажем, просто изображением местности. Природа на его полотне всегда является столь же живущим существом, как и человек. У него она всегда в предчувствии  изменений. То это восход или закат, то состояние перед грозой  или,  наоборот, после дождя. Словом, она неспокойна.      Васильев рано ушёл из жизни. Но его великие произведения оставили память о нём навсегда. Как и его современники, мы не перестаём восхищаться его творчеством.  Оно - свидетельство  огромного таланта художника  и вечной силы человеческого духа.

 

 

 

Ефим Ефимович Волков  

    Пейзажи Ефима Волкова на первый взгляд кажутся довольно обычными. Здесь нет пронзительно-лиричных видов, как у Левитана, мотивы просты, но зато как узнаваемы! Чем дольше вглядываешься в эти картины, тем больше любишь их, тем сильнее они начинают действовать на воображение! Вот полотно под названием Весна. Сколько чувства в нём, прелести, нежности. Зритель не просто любуется красотой пейзажа, он начинает ощущать застенчивую прелесть ранней весны, чувствует прохладу  её первых дней. Так и хочется сорваться с места и очутиться среди этих тонких берёзок, пройтись по влажной, едва пробудившейся земле.

     Или вот другая картина художника Лето.  Смотришь на неё и чувствуешь тепло солнца, радость летнего дня. Так заманчиво бежит вдаль извилистая тропинка.

     Очень красивы и интересны полотна Волкова, на которых изображена осень. Это и Осень, и Осенью,  и Октябрь. И многие другие произведения. В каждой из этих картин осенняя природа изображена удивительно поэтично и красиво. Художник очень тонко передал всю цветовую гамму этого времени года, изобразил всю прелесть лёгкого прозрачного осеннего дня.

     Я бесконечно долго могу любоваться этими произведениями! В каждое из них художник вложил частичку своей души, души, влюблённой в природу, в её красоту, поэтичность. Сколько часов провёл пейзажист среди этих задумчивых берёзок, лугов и полянок. Сколько пережил и передумал! Вглядываясь в его творения, мы чувствуем эти переживания. И сколько будет существовать человечество, столько оно будет восхищаться великими творениями по-настоящему талантливых художников.

irina480.narod.ru

ГОГОЛЬ - это... Что такое ГОГОЛЬ?

  • Гоголь — Гоголь, Николай Васильевич Запрос «Гоголь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Николай Васильевич Гоголь Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский[1] …   Википедия

  • Гоголь — Николай Васильевич (1809 1852) один из крупнейших представителей поместного стиля 30 х и начала 40 х гг. Р. на Украине, в местечке Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов. Главнейшие этапы его жизни таковы: детство свое до 12… …   Литературная энциклопедия

  • гоголь — птица из породы уток нырков (2): А Игорь князь поскочи горнастаемъ къ тростію, и бѣлымъ гоголемъ на воду... 40 41. Игорь рече: „О Донче! не мало ти величія, лелѣявшу князя на влънахъ... стрежаше ѐ гоголемъ на водѣ, чаицами на струяхъ, чрьнядьми… …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • ГОГОЛЬ — ГОГОЛЬ, гоголя, муж. (зоол.). Птица из породы уток нырков. «Блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем.» Гоголь. ❖ Ходить гоголем (разг. ирон.) держаться франтом, щеголем. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • ГОГОЛЬ — муж. как название семейное толстоголовых плоских и круглых уток, заключает в себе роды: гоголь, гагк, дзынг и чернеть; как вид, это близкий крохалю красивый нырок или утка Fuligula круглоклювая; | утка Anas clangula. | урал. казач. поплавок,… …   Толковый словарь Даля

  • Гоголь Н.В. — Гоголь Н.В. Гоголь Николай Васильевич (1809 1852) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Гоголь Н.В. биография • Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот лень. • Какой же русский не… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • гоголь — См …   Словарь синонимов

  • ГОГОЛЬ — Николай Васильевич (1809 52), русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник Вечера на хуторе близ Диканьки (1831 32), насыщенный национальным колоритом (украинский этнографический и фольклорный материал), отмеченный… …   Современная энциклопедия

  • ГОГОЛЬ — ГОГОЛЬ, крупная нырковая утка. Длина до 45 см, масса до 1,4 кг. В полете издает крыльями звенящий звук (свист). Обитает в лесной зоне Северного полушария. Гнездится в дуплах высоких деревьев около водоемов. Объект охоты …   Современная энциклопедия

  • ГОГОЛЬ — ГОГОЛЬ, я, муж. Нырковая утка. • Ходить гоголем (разг.) держаться гордо, с независимым видом. | прил. гоголиный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru