Танк БТ-2, советский быстроходный танк. Бт 2


БТ-2 – легкий советский колесно-гусеничный танк

легкий танк БТ-2Легкий танк БТ-2

БТ-2 – это легкий советский колесно-гусеничный танк, первый из семейства «Быстроходные танки», что отражено в его названии.

История создания

Разработка началась 1 июня 1931 года. БТ-2 был создан на базе танка «Кристи», и является его советским развитием. Стоить отметить, что как раз два закупленных танка «Кристи» в СССР именовались как БТ-1.

Никаких различий между танком «Кристи» и БТ-2 не должно было быть – требовалось создать абсолютно идентичный образец. Это должно было упростить изготовку деталей для производства танка.

gibrid-bt-2-i-bt-5-v-kubinkeОдна из особенностей танка БТ-2 — это колесно-гусеничный ход. Танк мог двигаться как на гусеницах, так и колесах (предварительно сняв гусеницы). Первые 6 образцов должны были построить к 1 ноября 1931 года, но построены были только 3 танка. Планировалось, что три машины будут принимать участие в параде 7 ноября на Красной площади. Но доехали только две машины — третья загорелась и уже никак не смогла принять участие в параде.

Быстро запущенное серийное производство танков в 3000 единиц год никак не ладилось. Танк также имел ряд недостатков с силовой установкой и ходовой частью. А ведь именно скорость была одним из самых лучших достоинств танка! Например, иногда, когда запускали двигатель, он самовозгорался. Из-за проблем с унификацией орудий и башен к БТ-2 не редко устанавливались в башню только два пулемета, а орудия не было.

Несмотря на все свои недостатки, БТ-2 производился два года (1931-1933). И вместо 6 тыс. машин, были произведены только 620. В дальнейшем танк БТ-2 заменен БТ-5.  Тем не менее в войсках БТ-2 эксплуатировался аж до 1944 года, приняв активное участие в начальном периоде Великой Отечественной войны.

podbityj-bt-2Подбитый немецкими солдатам легкий советский танк БТ-2

Вооружение

Вооружением БТ-2 была 37-мм пушка Б-3. Разработана немецкой фирмой «Рейнметалл». В Германии орудие именовалось 3,7-cm PaK 35/36.

  • Боекомплект, сн. — 92
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда,  м/с, — 820
  • Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 825
  • Прицельная дальность, м, — Неизвестно
  • Углы вертикальной наводки, град.: -8°…+25°

Бронепробиваемость

  • Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
  • Бронебойный, На расстоянии 100 м, мм/град. — 42/90°
  • Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 35/90°
  • Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 23/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 15
  • Дополнительное вооружение:
  • Один пулемет ДТ устанавливался справа от орудия.

ТТХ

  • Масса, т — 11
  • Экипаж, ч — 2. Командир(он же наводчик и заряжающий), Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм  — 5500
  • Ширина корпуса, мм — 2230
  • Высота, мм  — 2174

Бронирование

Лоб корпуса (верх), мм 13
Лоб корпуса (низ), мм 13
Борт корпуса, мм/град. 13/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10/0°
Корма корпуса (низ), мм 10
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 13/0°
Маска орудия, мм 13
Борт башни, мм/град. 13/0°
Корма башни, мм/град. 13/0°

 

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 400
  • Максимальная скорость, км/ч — 52 на гусеницах. На колесах — 72.
  • Запас хода по шоссе, км — 160 на гусеницах. На колесах — 200.
  • Удельная мощность, л. с./т  — 36,2
  • Преодолеваемый подъём, град.  — 32°

Модификации

  • БТ-2 Пушечный — Убран пулемет ДТ установленный справа от пушки.
  • БТ-2 Пулеметный — Убран пулемет ДТ установленный справа от пушки. Вместо орудия Б-3 установлена пулеметная установка ДА-2 состоящая из двух спаренных пулеметов ДТ.
  • БТ-2 Химический — Вместо противотанкового орудия установлен огнемет. Всего выпущено 14 штук.
  • БТ-2 Саперный — Инженерный танк. Числился всего 1 танк такой модификации.
  • БТ-2-ИС — Модификация танка произведенная в 1935 году Н.Ф.Цыгановом. Увеличилось количество ведущих колес до 3. Это повысило проходимость и живучесть ходовой части. Изготовлен в единственном экземпляре. Не принят на вооружение по причине начала работ на танком БТ-5-ИС.
  • БТ с 76-мм пушкой — Попытка увеличения огневой мощи. Был изготовлен один экземпляр, но испытания не производились.
  • БТ-2 с 203-мм пушкой — Выпущен в единственном экземпляре в 1934 году. В танк ставилась 203 мм. пушка Курчевского. Не принят на вооружении по причине сильного отката после выстрела и повреждения некоторых компонентов машины.

Боевое применение

Бои на Халхин-Голе (11 мая — 16 сентября, 1939 года.) — О применении БТ-2 в этих столкновениях мало что известно. Точно известно, что многие БТ-2 были потеряны в результате технических поломок. Хотя по другим источникам сказано, что БТ-2 и вовсе не принимали участие в этом конфликте.

Война с Польшей (17-29 сентября, 1939 года.) — БТ-2 в этом конфликте принимали очень малочисленное значение, т.к. в СССР на то время активно использовали БТ-5 и БТ-7.

Советско-финская война (Зимняя война) (30 ноября 1939 — 12 марта 1940) — Тут уже применялось достаточно большее количество БТ-2 в сравнении с войной с Польшей. Основными потерями так же  оставались технические поломки. Кроме того, танки очень часто застревали в снегу и грязи.

Великая Отечественная война (1941 — 1944) — Танки БТ-2 к 1941 году значительно устарели. Однако из-за нехватки боевых машин использовались до 1944 года. К началу войны в войсках числилось 580 танков БТ-2, из которых только 366 были в строю. Основные потери БТ-2 понесли в июне-августе 1941 года. На 1943 год 12 БТ-2 оставалось в блокадном Ленинграде, где и пробыли  до 1944 года (до снятия блокады с Ленинграда), приняв затем активное участие в снятии блокады Ленинграда. После этого танки были списаны на металлолом.

Танк в культуре

Танк БТ-2 присутствует в таких многопользовательских играх, как World of Tanks и War Thunder.

Память о танке

До наших дней не дошел ни один БТ-2, однако в Бронетанковом музее Кубинки можно увидеть БТ-5 с башней и подбашенным листом БТ-2, то есть своеобразный гибрид БТ-2 и БТ-5.

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

БТ-2 — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

БТ-2 серийный пушечно-пулеметный Размеры Бронирование Вооружение
Подвижность
БТ-2 серийный пушечно-пулеметный
Боевая масса, т 11,05
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 2
Количество выпущенных, шт 620
Длина корпуса, мм 5500
Ширина корпуса, мм 2230
Высота, мм 2174
Клиренс, мм 350
Тип брони
гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 13/30°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 13/211°
Борт корпуса (верх), мм/град. 13/90°
Борт корпуса (низ), мм/град. 13/90°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10/90°
Корма корпуса (низ), мм/град. 10/30°?, 10/90°, 10/210°?
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 13/90°
Маска орудия, мм/град. 13
Борт башни, мм/град. 13/90°
Корма башни, мм/град. 13/90°
Калибр и марка пушки 37 мм Б-3 (5К)
Длина ствола, калибров 45
Боекомплект пушки 92
Прицелы телескопический
Пулемёт(ы) 1 - 7,62 мм ДТ
Боекомплект пулемёта(ов) 2709
Тип двигателя Карбюраторный авиационный
Модель двигателя «Либерти» (М-5-400)
Запас хода по шоссе, км 160 (на колесах - 200)
Запас хода по пересеченной местности, км 150
Тип подвески индивидуальная пружинная
Ширина гусеницы, мм 263
Скорость по шоссе, км/ч 51,6 (на колесах - 72)
Скорость по пересеченной местности, км/ч
32 (по проселку)
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,59 (5,4 - на колесах)
Преодолеваемый подъём, град. 32°
Преодолеваемая стенка, м 0,55
Ширина преодолеваемого рва, м 2,25
Преодолеваемый брод, м 1,0

БТ-2 (БТ, Б-Т) — советский легкий колесно-гусеничный танк. Выпускался в 1932-1933 гг. Название расшифровывается как «быстроходный танк».

Танк БТ-2 имел классическую компоновку и разделялся на четыре отделения (от носа к корме): управления, боевое, силовое и трансмиссионное. Корпус танка не имел рациональных углов наклона, за исключением передней части, которая имела вид усеченной пирамиды для обеспечения поворота передних ведущих колес и уменьшения мертвого пространства при стрельбе. В верхнем лобовом листе размещался люк для посадки механика-водителя. Башня танка цилиндрическая, клепаная, со скосом спереди сверху. Численность экипажа танка составляла 2 человека (информация некоторых источников об экипаже в 3 человека не соответствует действительности).

Стандартное вооружение танка включало 37 мм танковую пушку Б-3(5К) обр.1930 с горизонтальным клиновым четвертьавтоматическим затвором и один 7,62 мм пулемет ДТ в шаровой установке справа от пушки. Характеристики пушки:

  • Начальная скорость: 700 м/с
  • Углы наведения по вертикали: от -8 до +25 градусов.
  • Прицелы: телескопический
  • Скорострельность пушки с исправлением наводки: до 12 выстр/мин.
  • Наибольшая дальность стрельбы: 2000 м.
  • Приводы наведения: ручные.
  • Боекомплект: 92 выстрела

Боекомплект к пулемету составлял 43 магазина (2709 патронов).

Часть танков по причине нехватки пушек имела другое вооружение. Вместо пушки устанавливалась спаренная пулеметная установка с 7,62 мм танковыми пулеметами ДТ (установка ДТ-2). Углы наведения установки по вертикали составляли от -25 до +22 градусов, по горизонтали (без поворота башни) - вправо 6 градусов, влево 8 градусов. Боекомплект пулеметов не увеличивался и составлял 2709 патронов. Существует приказ об установке на БТ-2 спаренных авиационных пулеметов ДА (установка ДА-2), однако неясно, был ли он выполнен (фотографий и других документов о БТ-2 с ДА-2 не обнаружено). Два танка были вооружены авиационными пулеметами ШКАСС. 60 первых танков имели башню без дополнительной пулеметной шаровой установки, соответственно, они были вооружены либо одной 37 мм пушкой Б-3, либо 2 спаренными пулеметами. Всего было выпущено 350 (по другим данным 412) танков с пулеметным вооружением и 280 (по другим данным 208) танков с пушечным и пушечно-пулеметным вооружением. Возможно, число пушечных танков было еще меньше, поскольку на 1 ноября 1936 в РККА состояло 187 боевых и 36 учебных пушек Б-3.

Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогеной брони, собираемой на болтах и заклепках. Броня (кроме передней части корпуса и, в какой-то мере, башни) не имела рациональных углов наклона и защищала только от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого и среднего калибра.

Танк был снабжен авиационным карбюраторным четырехтактным 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения «Либерти» (или его производимым в СССР аналогом М-5-400) мощностью 400 л.с. Значительная часть двигателей была бывшими в употреблении. Трансмиссия механическая, состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, трехступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых редукторов и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущих при колесном ходе. Танк имел индивидуальную пружинную («свечную») подвеску, широко известпую как «типа Кристи». Три вертикальные пружины относительно каждого борта корпуса располагались между наружным броневым листом и внутренней стенкой борта корпуса, а одна располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении. Вертикальные пружины были связаны через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтальные - с передними управляемыми катками.

Танк имел комбинированный колесно-гусеничный движитель, состоящий из 2 ведущих колес заднего расположения диаметром 640 мм, 2 направляющих колес переднего расположения диаметром 550 мм, 8 опорных катков диаметром 815 мм с резиновыми бандажами и 2 стальных многозвенных гусеничных цепей с шириной трака 263 мм. При переходе на колесный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся же танк поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колесный занимал 30-40 минут.

Необходимо отметить, что среднетехническая скорость танка была существенно ниже максимальной и составляла на гусеницах 25 км/ч по шоссе и 22 км/ч по проселку, а на колесах 22 км/ч по шоссе. На колесном ходе танк мог передвигаться только по дорогам с твердым покрытием, по причине высокого удельного давления на грунт и начичия только одной пары ведущих колес (катков). В то же время высокая удельная мощность позволяла танкам осуществлять прыжки через препятствия на 1,5-2 (до 4!) метров.

Приборы наблюдения и связи[править]

Танк не имел специальных наблюдения и связи. В боевой обстановке наблюдение механиком-водителем осуществлялось через смотровую щель, а командиром - через прицел. Радиостанции не было, внешнюю связь планировалось осуществлять с помощью флажковых сигналов, для чего в башне имелся специальный люк. Внутренняя связь осуществлялась с помощью светосигнального устройства.

История создания[править]

30 декабря 1929 в Северо-Американские Соединенные Штаты прибыла советская делегация во главе с начальником Управления механизации и моторизации (УММ) РККА И.Халепским. Задачей комиссии было знакомство с передовыми образцами бронетанковой техники их закупка. Комиссию заинтересовали танки конструктора Дж.У.Кристи, специализировавшегося на проектировании быстроходных колесно-гусеничных танков. Танки Кристи демонстрировали рекордные показатели скорости (например, танк «М. 1928» наделал много шума незадолго до приезда комиссии), но не вызывали особого интереса в американской армии, традиционно находившейся (по сравнению с флотом) на вторых ролях и имеющей в то время очень незначительное количество танков. Советской комиссии Кристи предложил усовершенствованный танк «М. 1940». Поначалу перспектива закупки танка вызывала большие сомнения, поскольку танк подобной концепции не входил в советскую систему вооружений. Однако Кристи (в отличие от ряда других фирм) охотно шел на сотрудничество, выражая готовность передать любую техническую документацию и даже работать в СССР; танк показался достаточно простым для серийного производства; и, наконец, появилась информация, что танк Кристи собираются производить поляки (а Польша считалась в те годы наиболее вероятным потенциальным противником). В итоге 28 апреля 1930 был подписан договор, предусматривающий продажу СССР двух танков М. 1940 с технической документацией и лицензией на производство, за $60 тыс. Вопреки некоторым утверждениям, будто сделка была тайной и танки продавались под видом тракторов, договор был открытым и был одобрен правительством САСШ. 21 ноября 1930 РВС СССР принимает решение о производстве танков Кристи в СССР. Примерно в то же время танк получил свое имя - БТ. 24 декабря 1930 танки были отгружены в СССР. Прибывшие танки оказались без башен, за что с Кристи удержали $25 тыс. (это послужило для него поводом для отказа от работы в СССР).

14 марта 1931 начались показы танка представителям командования РККА. Танк произвел благоприятное впечатление. Первоначально планировалось, что его производством займется Ярославский автозавод, но быстро стало ясно, что производство столь сложного танка ему не под силу. Одно время планировалось развернуть его производство на заводе «Большевик», но он был перегружен заказами, а Харьковский паровозостроительный завод, после отмены заказа на Т-24, оказался свободен. В итоге БТ решили производить в Харькове. 23 мая 1931 протоколом Комитета Обороны «О танкостроении» предписывалось ввести танк БТ в систему вооружения РККА и развернуть его производство на ХПЗ. Планировалось, что БТ будет «танком-истребителем»: действуя совместно с Т-26, он должен был защищать его от танков противника. В мае-июне 1931 танки Кристи проходили испытания, по результатам которых был составлен отчет, требовавший устранения ряда недоработок и усовершенствования конструкции. Это сделало невозможным прямое копирование танка, как планировалось вначале. Башню танка вообще еще нужно было создать. Для доводки танка было создано специальное КБ под руководством Н.Тоскина.

Первые 6 танков планировалось изготовить к 7 ноября 1931 для участия в парадах. Производство первых образцов шло трудно, поскольку руководство ХПЗ не горело желанием осваивать совершенно новый и незнакомый танк, предлагая продолжить производство Т-24. После принятия ряда решений на уровне руководства УММ и правительства с большим трудом удалось построить 3 опытных образца, 2 из которых участвовали в параде 7 ноября 1931 в Москве (у третьего танка загорелось моторное отделение). У руководства РККА возникли сомнения по поводу целесообразности производства танка, однако в итоге было решено продолжить производство.

Серийное производство танка сразу столкнулось с большим количеством трудностей. СССР в то время был, по сути, технологически отсталой аграрной страной, и для производства передового образца зарубежной бронетанковой техники не хватало буквально всего - подготовленных кадров, станков, качественных материалов. Возникали проблемы с производством качественной брони и формированием из нее корпуса и башен. Танк остался без двигателя - производство М-5 было прекращено. На танки стали ставить моторы, выработавшие свой ресурс в авиации, а также пришлось срочно закупать в САСШ имевшиеся там запасы данного («Либерти») устаревшего двигателя. Закупили 2000 шт., частично тоже б/у. Неновые двигатели требовали ремонта, отличались невысокой надежностью и пожароопасностью.

Крупные проблемы возникли с вооружением. Первоначально планировалось установить на танк 37 мм пушку ПС-2, но наладить ее серийное производство не удалось. Положение спасло принятие на вооружение пушки Б-3, представлявшую собой наложение ствола и казенника противотанковой пушки 1К (закупленная немецкая пушка фирмы «Рейнметалл») на ложе с противооткатными устройствами пушки ПС-2. Однако и с производством Б-3 возникли проблемы, эта пушка выпускалась на заводе им.Калинина с большим трудом полукустарным методом. Кроме того, отработать спаренную установку пушки и пулемета так и не удалось. Это привело к необходимости перерабатывать конструкцию башни для установки сбоку шаровой установки пулемета. Однако первые 60 башен были выпущены без такой установки, и, соответственно, танки остались без пулеметного вооружения. Поскольку выпуск танков опережал производство пушек, часть танков пошла в войска невооруженными. Сначала планировалось установливать на танки 37 мм пушку Гочкиса, но их в наличии в достаточном количестве не оказалось. Чтобы как-то исправить ситуацию, было решено прямо в войсках вместо пушки устанавливать спарку пулеметов ДТ или ДА. Это рассматривалось как временная мера, планировалось в будущем заменить их на 45 мм пушку, но этого так и не было сделано. В итоге большая часть БТ-2 оказалась вооружена только пулеметами.

Постепенно производственные проблемы были решены. В 1932 было изготовлено 396 танков, в 1933 - еще 224. В связи с началом производства танка БТ-5 (по сути, БТ с новой башней с 45 мм пушкой) производство БТ (получившего имя БТ-2) было прекращено.

Служба и боевое применение[править]

Танки БТ-2, поступившие в войска, быстро стали рассматриваться скорее как учебные. Процесс их освоения личным составом шел тяжело. Не особенно высокое качество сборки машин, помноженное на низкую квалификацию обслуживающего персонала, давало постоянные поломки. Их устранение затруднялось вечным дефицитом запчастей. Тем не менее динамические возможности танка впечатляли, особо знамениты были прыжки танка на достаточно большие расстояния (до 4 метров!), с гордостью демонстрируемые высокому начальству и иностранным гостям. Первоначально БТ-2 поступили на вооружение мехкорпусов, после их расформирования - механизированных и танковых бригад. Постепенно, по мере насыщения войск более совершенными танками, они все больше переходили на выполнение учебных задач, как в частях, так и в учебных заведениях, в которых к концу 1930-х имелось до 130 танков БТ-2. В мае 1940 все 597, находящихся к тому времени на вооружении РККА танков БТ-2 было решено «оставить как учебный парк до полного износа». Однако массированное формирование мехкорпусов вынудило вновь поставить в строй эти машины.

Впервые БТ-2 пошли в бой в конфликте на реке Халхин-Гол. Затем они принимали участие в так называемом «освободительном походе в Западную Украину и Белорусию». Значительное их количество участвовало в советско-финской войне. Так, в составе 1 легкотанковой бригады имелось 82 БТ-2, большая часть из которых в ходе тяжелых боев вышла из строя по техническим причинам и была эвакуиронана на завод. Были и боевые потери - 4 танка сгорело, 2 утонуло. Вообще же потери БТ-2 в конфликтах и войнах 1939-1940 были невелики.

К 1 июня 1941 на вооружении РККА имелось 580 линейных танков БТ-2, в том числе 396 в западных округах. Из них 366 были на ходу и использовались только в качестве учебных машин, 119 БТ-2 требовали среднего, а 30 - капитального ремонта, еще 72 были чисто учебными и использовались в основном в качестве учебных стендов. С началом боевых действий все находившиеся в войсках в качестве учебных машин танки БТ-2 были поставлены в строй. БТ-2 входили в состав танковых и моторизованных дивизий мехкорпусов и участвовали в боях практически по всему фронту. Так, в 5 мехкорпусе было 10 БТ-2, в 6 мехкорпусе - 30, в 7 мехкорпусе - 27, в 8 мехкорпусе - 14, в 24 танковой дивизии 10 мехкорпуса - 139. В ходе боев эти сильно изношенные машины были быстро потеряны, так, в той же 24 тд на 24 июля 1941 уже не было ни одного БТ-2. По некоторым данным, ощущалась острая нехватка 37 мм снарядов, поскольку их производство было давно прекращено. Находившиеся во внутренних округах БТ-2 были спешно приведены в боеготовое состояние и брошены в бои лета-осени 1941, и также были в своем большинстве быстро потеряны. Некоторое количество БТ-2 применялось в Московской битве, например, в 18 танковой бригаде было 5 БТ-2. Отдельные машины этого типа встречались на фронте в 1942-1943 (в частности, имеется фотография пулеметного БТ-2 в бою, датируемая летом 1942). Некоторое количество этих машин имелось на Ленинградском фронте, например, летом 1943 их было 12. По некоторым данным, они воевали еще в 1944.

Наличие БТ-2 в войсках на дату
1.01.1934 1.01.1939 1.05. 1940 15.09.1940 1.01.1941 1.06.1941
620 620 512 543 567 580

Модификации и прототипы[править]

Указать, сколько конкретно было выпущено танков каждой модификации, не представляется возможным, поскольку у разных авторов данные сильно различаются. Совершенно точно то, что пулеметных танков было значительно больше, чем пушечных.

  • «М. 1940». Закупленные танки Кристи (2 шт), использованные как прототипы. Судьба не выяснена.
  • БТ-2 пушечно-пулеметный. Вооружение - 37 мм пушка Б-3 и 1 пулемет ДТ. Серийная модификация.
  • БТ-2 пушечный. Вооружение - 37 мм пушка Б-3.
  • БТ-2 пулеметный. Вооружение - 1 пулемет ДТ в шаровой установке и 2 спаренных пулемета ДТ (возможно также ДА). Серийная модификация.
  • БТ-2 пулеметный без шаровой установки. Вооружение - 2 спаренных пулемета ДТ (возможно также ДА). Серийная модификация.
  • БТ-2 химический. Огнеметный (химический) танк. На 1 июня 1941 имелось 14 таких танков, все во внутренних округах. Информации о судьбе нет.
  • БТ-2 саперный. Мостоукладчик. На 1 января 1940 числился один такой танк в Ленинградском военном округе. Судьба не выяснена.
  • БТ-2-ИС (БТ-ИС). Представлял собой БТ-2 с тремя ведущими колесами, и, соответственно, имел повышенную проходимость на колесном ходу. Создан в 1935 группой под руководством Н.Цыганова. Был изготовлен в единственном экземпляре. Испытания прошли успешно. Судьба не выяснена.
  • БТ-2 с 76 мм пушкой. Экспериментальный образец был построен, но, судя по всему, не испытывался. Судьба неизвестна.

К настоящему времени сохранился любопытный гибрид в Кубинке, представляющий собой БТ-5 с установленным на него подбашенным листом с башней БТ-2. Кроме этого, в конце 1990-х поисковым отрядом был обнаружен в озере БТ-2, который затем таинственно исчез; по некоторым данным, его следы всплыли за границей.

Оценка проекта[править]

БТ-2 был, безусловно, этапным танком для советской промышленности. Достаточно сравнить его с предшествующим советским танком Т-18. На БТ-2 впервые в конструкции серийного танка были введены мощный двигатель (по удельной мощности БТ-2, вероятно, остался непревзойденным по сей день), колесно-гусеничный ход, «свечная» подвеска, пушка с мощной баллистикой. Его серийное производство стало большим успехом молодой советской промышленности.

На момент производства БТ-2 был одним из лучших танков мира. Он имел для выдающуюся тех времен скорсть и мощное вооружение (в пушечно-пулеметном варианте). БТ-2 продолжал оставаться вполне «на уровне» до конца 1930-х гг. В то же время БТ-2 имел ряд недостатков:

  • Слабое (преимущественно пулеметное) вооружение большинства танков
  • Низкая надежность
  • Недостаточная численность экипажа
  • Неудобство обзора из танка
  • Отсутствие радиостанции
  • Неудачное расположение пулемета (сбоку башни)
  • Плохая обитаемость

Большинство недостатков были связаны с недоработанностью проекта и проблемами в организации серийного производства. В значительной мере они были устранены на следующей модификации - БТ-5.

К 1941 БТ-2 уже явно устарел, особенно пулеметные модификации. Его броня защищала только от пуль стрелкового оружия и легко пробивалась имеющимися в Вермахте в большом количестве 7,92 мм противотанковыми ружьями и 37 мм противотанковыми пушками. Также БТ-2 легко поражался любым немецким танком, кроме пулеметного PzKpfw I. Соответственно, он мог использоваться в основном для разведки, патрулирования и других вспомогательных целей. Хорошие динамические возможности (правда, с поправкой на сильную изношенность) давали возможность использовать этот танк в составе крупных танковых соединений. Увы, обстановка первого года войны не способствовала лихим танковым рейдам советских войск по тылам противника, в которых БТ-2 мог оказаться весьма кстати. Использование же этого танка для поддержки пехоты неизбежно вело к большим потерям. Пушка БТ-2 позволяла ему бороться с немецкими легкими танками PzKpfw I,PzKpfw II, PzKpfw 35(t), PzKpfw 38(t) (с последними - при стрельбе в борт, и то, ранних модификаций). Поразить средние танкиPzKpfw III, PzKpfw IV было затруднительно, шанс появлялся только при стрельбе в борт с близких дистанций под углом, близким к нормали.

Интересно сравнить БТ-2 с немецкими танками начала войны. Пулеметные модификации БТ-2 по возможностям близки к PzKpfw I, уступая ему в приборах наблюдения, но превосходя того по скорости. Пушечно-пулеметная модификация ближе к PzKpfw II, по сравнению с которым БТ-2 хуже бронирован (кроме ранних модификаций немецких танков), слабее по приборам наблюдения и связи, имеет несколько большие размеры, но имеет более мощную пушку и большую скорость. Сравнение с PzKpfw 35(t) уже скорее не в пользу советского танка. Немец (точнее бывший чех) несколько лучше бронирован, имеет больше пулеметов (к тому же, удобнее расположенных) и примерно такую же пушку, но имеют значительное преимущество в приборах наблюдения и связи. Размеры 35(t) также были меньше, маневренность лучше. Советский танк выигрывает лишь в скорости. Сравнение же PzKpfw 38(t) или PzKpfw III, особенно поздних модификаций, уже не оставляет советскому танку никаких шансов, главным образом по причине лучшего бронирования немцев и наличия у них более многочисленного экипажа.

Конечно, на 1941 БТ-2 обладал достаточно скромными характеристиками. Но никогда не стоит забывать, что с этого не очень надежного, слабо бронированного и вооруженного танка ведет свое начало линия советских танков БТ, чье развитие привело в итоге к созданию знаменитого Т-34.

  • М.Свирин. Броня крепка. История советского танка 1919-1937. — М.,ООО «Издательство Яуза», ООО «Издательство Эксмо», 2005. — 384 с.,ил. ISBN 5-699-13809-9
  • М.Барятинский, М.Коломиец. Легкие танки БТ-2 и БТ-5. Бронеколлекция, № 1, 1996.
Red Army flag.svg Flag of the Soviet Union.svg

 

traditio.wiki

Лёгкий танк БТ-2

Тем не менее БТ-2 оказали Красной Армии неоценимую помощь в подготовке танковых экипажей. Было выпущено более 600 таких машин, поступивших на вооружение механизированных соединений. Несмотря на все недостатки танка (слабое вооружение, отсутствие средств связи, тесное боевое отделение), танкисты отмечали его хорошие динамические качества - скорость, маневренность, а также способность машины преодолевать в прыжке различные препятствия. С начала 30-х годов, впрочем, без особого успеха, предпринимались попытки установить на БТ-2 76-мм орудие и даже динамореактивную пушку. Четыре БТ-2 в 1937 году переоборудовали в мостовые танки, оснащенные мостом грузоподъемностью до 15 тонн. Вес моста и его оборудования составлял 2670 кг, а время его наведения - 30-45 секунд. Нужно отметить, что танки БТ-2 довольно активно применялись в вооружённых конфликтах в которых принимал участие СССР. Есть, например, такое упоминание о боевых действиях на реке Халхин-Гол: 3 июля японцы силами пехотного полка переправились через Халхин-Гол и заняли район у горы Баин-Цаган. Второй полк двинулся вдоль берега реки с целью отрезать от переправы и уничтожить наши части на восточном берегу. Чтобы спасти положение, в атаку была брошена 11-я танковая бригада (132 танка БТ-2 и БТ-5). Танки шли без поддержки пехоты и артиллерии, что обусловило большие потери, но задача была выполнена: на третий день японцы были выбиты с занимаемых позиций на западном берегу. После этого на фронте установилось относительное затишье. Кроме того БТ-2 принимали участие в Освободительном походе в западную Украину в 1939 году, в советско-финскую войну и в начальном периоде Великой Отечественной. Всего в период с 1932 по 1933 гг. было выпущено 208 танков БТ-2 в пушечно-пулемётном исполнении и 412 в пулемётном варианте. Башни БТ-2: с пушкой; с пушкой и пулеметом; с двумя пулеметами.
Фотографии лёгкого танка БТ-2 

            Чертежи лёгкого танка БТ-2:                    - внутреннее устройство                    - боковые проекции

Вернуться к лёгким танкам  Вернуться на главную страницу Hosted by uCoz

bronetehnika.narod.ru

БТ-2 | Военная Техника Вики

БТ-2
Название

Быстроходный Танк 2

Назначение

Быстроходный танк-истребитель

Изготовитель

ХПЗ (Харьковский паровозостроительный завод)

Начало создания

1931 г.

Применение в войсках

СССР

Классификация

лёгкий танк

Экипаж

три человека

Вес

11,05 т.

Мощность двигателя

400 л. с. при 750 об / мин

Топливный бак

350 л.

Расход топлива

4 л / км

Максимальная скорость

105 км / ч

Число передач

пять

Бронирование корпуса

15 / 13 / 10 мм

Вооружение

главное оружие — 37-мм пушка Б-3; пулемёт — ДТ (пушечно-пулемётная версия)

Эксплуатация начата

1931 год

Выведен из состава войск

1944

Текущий статус

не производится (с 1933 г.)

БТ-2 (Быстроходный Танк) — советский колёсно-гусеничный танк межвоенного периода.

    В 1929 году в США приехала советская делегация. На то время СССР вооружался лишь отсталыми машинами МС-1 и британскими танками времён Первой Мировой Войны. Танк М1928 к тому времени уже наделал много шума, поэтому Кристи предложил Советскому Союзу купить лёгкий усовершенствованный танк M1940. Было куплено два прототипа, которые были без башен. Впервые советские М1940 были показаны в 1931 году. В целом, быстрый танк произвёл хорошее впечатление. Серийный выпуск начали налаживать в том же году на заводе ХПЗ. Производство танков шло медленно и неохотно, так как коллектив ХПЗ хотел дорабатывать средние танки Т-12 и Т-24. Осваивание новых машин к 1932 году тоже шло неохотно: зарубежная и неосвоенная техника вкупе с низкой квалификацией танкистов давали постоянные поломки.

    Боевое применениеПравить

    БТ-2 применялся в конфликте на Халхин-Голе, в походе на Западную Украину и Белоруссию. Также в Зимней Войне. Интересно то, что потери БТ-2 в конфликтах 1939-1940 годов были невелики. К 1941 году в войсках имелось около 600 БТ-2. Танк применялся вплоть до конца войны.

    Боевая эффективностьПравить

    На Халхин-Голе основными противниками БТ-2 были лёгкие танки Ха-Го и иногда Чи-Ха. Они были на равных. В Зимней Войне основными противниками были трофейные Т-28 и лёгкие танки Виккерса. То же самое. А в Великой Отечественной уже врагами были средние танки Pz III и Pz IV, коих БТ-2 не брал даже в борта. Этим и объясняются потери БТ-2 в 1941-1943-х годах.

    Хоть танк далеко не самый лучший, его смогла производить массово советская промышленность тех годов, что уже было достижением. БТ-2 дал толчок развитию других танков, таких как Т-34, например.

    Легкий танк БТ 2 BT 2 light tank

    ru.wartech.wikia.com

    Танк БТ-2

    Самый популярный и второй по объемам производства советский легкий танк предвоенного периода. Танки БТ-2 состояли в штатах таковых и механизированных бригад, а также корпусов основным назначением которых было решение самостоятельных задач, главным образом как инструмент развития успеха. Помимо этого танки БТ-2  состояли в составе механизированных полков кавалерийских дивизий.  Свое крещение огнем  получили в ходе боев во время революции в Испании. 

    Фото Расчет танка БТ-2Для поддержки республиканских войск только в тысяча девятьсот тридцать пятом году туда отправили пятьдесят советских танков БТ-5. Годом позднее БТ-7 приняли участие в составе второй механизированной бригады в боях на озере Хасан. Весной тысяча девятьсот тридцать девятого года в боях у реки Халин-Гол были задействованы две танковые бригады, имевшие в своем составе танки БТ общим числом около 400 боевых машин. В течении «зимней войны» значительное число БТ всех модификаций приняло участие в боях в составе тридцать четвертой легкотанковой бригаде и десятом танковом корпусе.

    К началу войны РККА в танковом составе приграничных округов числились триста девяносто шесть танков БТ-2 из общего числа в семь тысяч пятьсот сорок девять машин всех модификаций.

    История создания легкого танка.

    Фото танка Кристи Т3 изготовленного по образцу M1, для армии СШАДанная боевая машина сконструирована на основе колесно-гусеничного танка  М.1931, талантливого американского конструктора У.Кристи. Для определения степени трудоемкости будущего БТ-2, в Нью-Йорк отправился член НТК Н.Тоскин. И вскоре на имя И.Халепкого пришло уведомление о готовности изобретателя Кристи, посетить СССР. К уведомлению прилагались 127 листов чертежей нового танка. По условиям контракта, Кристи обязывался в начале осени 1930 г. предоставить два танка представителям заинтересованной стороны, в качестве которых выступал АМТОРГ. Но затянул изготовление танков, так что первый танк отгружен в СССР лишь в конце сентября 1930г. Танки прибыли как раз после показа военным английского «Виккерса» и в начале марта 1931г, первый танк Кристи был отгружен на склад АБТУ.

    Советское правительство приняло решение о лицензионном строительстве танка, раньше, чем он прибыл в Советский Союз. Индекс новой машины, который согласно системе сквозной нумерации должен быть либо Т-28 либо Т-29. Но поскольку танк не отвечал всем требованиям существующей системы танкового вооружения, то армейского индекса не получил, а наиболее разумным показалось присвоить ему индекс «БТ» - аббревиатура «быстроходный танк». На показах верхушки РККА, прошедших 14 марта 1931 г. боевая машина в целом понравилась, хотя впечатление которое она произвела, было несравнимо с отзывами, о танке, купленном в Англии.

    Фото танка БТ-2 вооруженного спаркой ДА-2В наше время может показаться странным, но поспешность, с которой осваивали в производстве танк БТ-2, объяснялась опасением, что это танк будут строить в Польше. Изначально, в качестве места основного производства рассматривался автозавод в Ярославле (ЯАЗ). Его руководство убедительно говорило о возможности быстрого освоении производства будущего танка БТ-2, при условии, что заводу окажут кадровую и техническую помощь.

    Через некоторое время стало очевидным, что Ярославский автозавод не в одиночку, не при помощи АМО, не сможет производить заокеанскую новинку. На совещании прошедшем, в апреле 1932г. на заводе «Большевик», в присутствии Ворошилова, Тухачевского и Халепского было решено построить в текущем году на производственных мощностях завода 100 танков БТ-2. Выполнение заказа обеспечивалось прекращением выпуска Т-18, а также дополнительными поставками цементованной брони.

    Вследствие того что план производства легкого танка Т-26 заводом «Большевик» постоянно срывался, а ХПЗ им. Коминтерна, в виду прекращения выпуска танков Т-24 оказался не задействован, то заказ на БТ-2 был перенесен в Харьков. Что было вполне разумно, поскольку инструментальный и станочный парк завода мог практически полностью изготовить БТ, при условии кооперации по двигателю, вооружению и литью. К 17 мая был готов план производства БТ-2 на Харьковском заводе. План предусматривал изготовление первой партии легких танков в количестве 100 штук к началу 1932г. Окончательное решение о судьбе БТ-2 принято 23 мая 1931г., когда Комитет обороны решил принять на вооружение легкий танк БТ как «быстроходный танк-истребитель».

    Производство танков БТ-2.

    Фото подготовка к эвакуации танка БТ-2Налаживание серийного производства БТ-2 проходило медленно и сопровождалось большими трудностями. Для выполнения производственной программы не хватало самого важного – кадров, станков, сырья и материалов. Проблемы собственного производства ХПЗ, осложняли проблемы смежников. Срывались поставки шарикоподшипников, двигателей, деталей из брони для производства корпусов танка, коробок перемены передач. Особую тревогу вызвали поставки двигателей «Либерти», выпуск которых заводом «Большевик» прекратил.

    Завод Авиационного Объединения, который должен был принять эстафету производства двигателя М-5, достроен еще не был. Поэтому программа производства БТ-2 оказалась под угрозой возможного срыва. Чтобы снабдить первую партию из 100 легких танков БТ, советское правительство закупило двигатели «Либерти» в Америке, две партии по 50 моторов в сентябре и октябре 1931г.

    Фото танк БТ-2 преодолевает препятсвияОставшиеся БТ-2 двигателями должен был обеспечить один из авиационных заводов, на котором планировали восстановить выпуск М-5. Но в это время авиационные заводы переходили на выпуск более перспективного лицензионного двигателя М-17, поэтому программу выпуска БТ решили обеспечить закупкой в США дополнительного количества б/у двигателей.

    В январе 1932г в Краматорске освоили производство опорных катков и траков. Дополнительно из США поступило несколько металлообрабатывающих станов и получены первые 100 двигателей. Завершились испытания тридцати семи миллиметровой пушки ПС-2.

    Но трудности производства отступать не хотели. Как оказалось, что двигатели АСТОРГ купил весьма плохого качества. Нередкими были случаи самовоспламенения, трудно заводились на морозе, постоянно перегревались. Многие двигатели из-за сильного износа поршневой группы отличались повышенным потреблением масла. Со своими функциями не справлялись воздухоочистители.

    ТТХ танка БТ-2

     
     Тип танка.
     БТ-2
     ТТХ/год выпуска.  1932
     Экипаж, чел.  3
     Размеры, мм.  
     Длина полная.   5500
     Ширина полная.   2230
     Высота.  2174
     Клиренс.  350
     Ширина трака.   263
     Вооружение.   
     Пушка кал. тип.  37-мм 5К
     Снарядов, шт.  92
     Пулеметов шт. х тип.  1хДТ
     Патронов, шт.  2709
     Толщина брони, мм.  
     Верт. корпуса.   13
     гориз.коруса.   10-6
     Башня  13
     Двигатель. 
     Тип  4т/12ц/к/ж
     Марка  "Либерти"
     Мощность макс. л/с.  400
     При частоте об./мин.  1650
     Передач КПП.   3/1
     Скороть макс. гус/колесный ход. 
     Шоссе  51,6/72
     Проселок  32/-
     Скорость сред.тех.  км/час.  
     Шоссе  25/40
     Проселок 22/-
    Тип топлива Бензин 1с
    Емкость топливного бака, л.  360
    Преодолеваемые препятсвия.  
    Уд. давление на грунт кгс/см2  0,59
    Подъем, град.  32
    Спуск, град.  30
     Крен, град.  30
     Ров, мм  1

    Эскиз танка БТ-2 с раздельной установкой вооружения.

    Эскиз танка БТ-2 с раздельным вооружением

    Продольный разрез танка вооруженного ДА-9

    Продольный разрез танка

    Варианты башен.

    Башни танка БТ-2

    Траки, которые отливали в Краматорске вплоть до конца 1933г, из-за литья из некачественной стали постоянно лопались. Шестерни КПП не держали нагрузки. Первые танки БТ-2 заказчик принял в марте-апреле 1932г. и одним из первых новинку получила мехбригада им. Калиновского. В части танки БТ поступали без вооружения, процесс освоения сопровождался большим количеством поломок и рекламаций соответственно.

     Вооружение БТ-2.

    Фото пулеметная спарка ДА-2Согласно плану, главным оружием танка БТ-2 должна была быть 37-мм пушка. Сама пушка в это время серийно не производилась и не была принята на вооружение. Имеющаяся 37-мм пушка ПС-2 не освоена в производстве и с ее дальнейшим выпуском были определенные трудности. С другой стороны принята на вооружение 37-мм ПТП обр. 1930г., производство которой осваивал завод им. Калинина. По решению Артиллерийского комитета, КБ завода «Большевик» провело работы по наложению ствола с казенником пушки 19K (бывшая пушка «Ренметалл») в ложе танковой пушки ПС-2. В итоге получили 37-мм танковую пушку Б-3.

    Для освоения пушки в производстве ее предали на завод №8 им. Калинина, где не отказали себе в удовольствии и изменили ее индекс на собственный внутризаводской – 5К. Первые образы были отгружены заказчику в этом же году. Пушка не имела спаренного пулемета ДТ, как это было говорено заданием, неудовлетворительно работала полуавтоматика затвора. Как результат, в первом квартале 1932г, пришлось спешно корректировать чертежи башни, а 60 готовых башен приспосабливать под раздельную установку танкового орудия и пулемета. Но поскольку амбразура в башнях вырезалась «по-месту», то места где бы можно было установить шаровую установку спаренных пулеметов, не нашлось. Раздельно пушку и пулемет удалось установить только на 240 башнях нового выпуска.

    Фото 37-мм пушка Б-3Первоначально планировали вооружить 37-мм пушкой первые 300 танков БТ, на все последующие должны были быть установленв 45-мм танковые пушки 1932г. Поскольку завод №8 не смог ее освоить в срок, остаток из 310 танков, также довольствовался пушкой Б-3(5-К). Но проблемы были и с выпуском этих орудий, так завод им. Калинина отгрузил ХПЗ только 190 пушек, поэтому танки орудий, которым не хватило, должны были вооружить спаркой пулеметов ДТ. Понимая недостатки такого решения Комитет обороны, своим постановлением обязывал вооружить оставшиеся 300 танков, пушкой Гочкиса демонтировав их с танков Т-18. А с января 1934г., заменить эти башни, на башни рассчитанные под установку 45-мм пушки.

    Фото танка БТ-2 с раздельной установкой пушки пулеметаФактически это решение осталось на бумаге. Пушки танков Т-18 уже перекочевали на танки Т-26 и все легкие танки БТ-2, которым не хватило 37-мм пушки Б-3, вооружали спаркой пулеметов или оставляли не вооруженными. Танков БТ в 1932г. изготовили 396 штук, а в1933г -224 танка. Танку присвоили индекс БТ-2, в связи с освоением новой модификации этого легкого танка.

    В тысяча девятьсот тридцать втором году прошла реорганизация танкового отдела ХПЗ. В его вошел СКБ, из состава, которого выделили группу молодых конструкторов занимавшихся совершенствованием серийных танков. Испытания новых танков проводил опытный отдел.

    Фото танка БТ-2 с раздельной установкой вооруженияВесной тысяча девятьсот тридцать второго года военная приемка приняла от производителя первые серийные танки. И в танковых частях приступили к освоению новых танков БТ-2. Одним из первых их получили танкисты механизированной бригады имени Калиновского.Отзывы танкистов на новую машину были самые не благоприятные. Поломки при эксплуатации были обычным явлением. Проблему усугублял тот факт, что танкисты получали БТ-2 без вооружения.

     

    БТ-2. Внутренне устройство танка.

    Легкий танк БТ-2 состоял из:

    • башни;
    • бронекорпуса;
    • двигательной установки;
    • трансмиссии;
    • вооружения;
    • ходовой части;
    • электрооборудования.

    Фото танков БТ-2 в строю бригады им. КалиновскогоБронекорпус танка, являлся основной его частью. Его назначение - защита от бронебойных пуль и некрупных осколков снарядов полевой артиллерии. Бронекорпус одновременно служил рамой, на которой устанавливали узлы и механизмы танка. Форма корпуса коробчатая, сборка с использованием болтов и заклепок. Передняя часть заужена для обеспечения необходимого радиуса поворота передних колес. Бортовые стенки корпуса двойные, в промежутке располагались элементы подвески и бензобаки.

    Для удобства наблюдения механиком-водителем, а также сокращения мертвого пространства перед танком передний лобовой лист установлен под большим углом. Изнутри корпус разделен перегородками на отделение управления, боевое , трансмиссионное и силовое. В отделении управления устанавливались приводы управления передачей и трансмиссией, щиток с приборами, место для сидения механика-водителя.

    Внутри боевого отделения уславливалось вооружение, приборы для наблюдения и ведения огня, стеллажи для размещения боекомплекта, противопожарное оборудование. Здесь же было оборудовано рабочее место для командира танка.

    Фото танк БТ-2 Силовое и боевое отделения разделяла сплошная перегородка. В силовом отделении устанавливался бензиновый двигатель «Либерти» либо его отечественный клон М-5. Там же располагались радиаторы, аккумуляторная батарея и маслобак. Разборная перегородка отделяла трансмиссионное отделение от силового отделения. Коробка передач установлена в трансмиссионном отделении.

    Башня танка – клепанная, цилиндрическая. Спереди башня имела скос. Под скосом амбразура для пушки либо спарки пулеметов ДТ.

    Силовая установка танка включала в себя двигатель, системы смазки, питания воздухом и топливом, охлаждения и запуска. Танковый двигатель марки «Либерти» либо М5. Двигатель авиационный, четырехтактный, V-образный. Карбюраторный мотор имел 12 цилиндров и мощность 400 л/с. Система питания двигателя принудительная при помощи топливного насоса. Два бензиновых бака разместили по обе стороны двигателя, между бортовых бронелистов. Каждый бак имел емкость 180 л. Система смазки двигателя включала масляный бак емкостью в двадцать литров и масляного насоса, пары фильтров и манометра на щитке мевода.

    Фото танк БТ-2 преодолевает препятствие Ходовая часть. Особенностью БТ-2, во много отличавшей его от других танков было наличие колесно-гусеничного хода. При движении по дорогам с твердым покрытием, экипаж танка снимал гусеничные цепи и закреплял их на надгусеничных полках. Затем на ступицах задних колес устанавливались блокировочные кольца, устанавливали рулевое колесо на шток рулевой колонки. На смену типа движителя затрачивал около 40 мин. В таком состоянии привод от КПП передавался на заднюю пару колес. Подвеска танка - индивидуальная пружинная. Три пружины, установлены вертикально между наружным бортом и внутренней стенкой и одна горизонтально внутри боевого отделения.Вертикально расположенные пружины посредством балансиров связаны с задними и передними опорными катками.

    Основным вооружением БТ-2 была 37-мм ТП Б-3(5К) установленая в подвижной бронировке. Пушка могла вести огонь осколочным снарядом на дистанцию до двух километров. Начальная скорость БС -700 м/с, осколочной гранты -710м/с. Скорострельность пушки -12 выс./м. Пулемет ДТ считался вспомогательным вооружением. Его шаровая установка монтировалась справа от орудия. Наведение на цель пушки и пулемета в горизонтальном направлении при помощи планетарного механизма, а вертикальном направлении плечевым упором. Наведение на цель пушки производилось посредством телескопического прицела. Возимый боекомплект пушки -92 выстрела, для пулемета – 2709 патрона, в 43 дисках. Из-за дефицита пушек, часть танков несла пулеметную установку ДТ-2, редко ДА-2.

    Танк БТ-2  на  видео.

    • Легкий танк БТ-2 видео.

    ww2tanki.ru

    Легкий танк БТ-2

    Год разработки: 1930 г.Год производства: 1931-1932 г.Боевая масса: 11.5 тоннДлинна: 5.5 ммШирина: 2.23 ммВысота: 2.17 ммДвигатель:a. Скорость: 72 км\чb. Запас хода: 120 кмРадио: -Броня:a. Лоб: - ммb. Борт: - ммc. Корма: - ммd. Рубка: - ммe. Корпус: (верх) - ммf. Корпус: (низ) - ммg. Крыша/Днище: - ммЭкипаж: 2 чел.Вооружение: 1-37мм пушка.

     

     

    Легкий танк БТ-2 был принят на вооружение Красной Армии в мае 1931 г. и предназначался для вооружения танковых и механизированных частей и соединений, формировавшихся для ведения самостоятельных маневренных боевых действий. Он был разработан на базе колесно-гусеничного танка американского конструктора Кристи и явился первым в семействе танков БТ (быстроходный танк), созданным в Советском Союзе. Танк обладал высокими скоростными качествами.Благодаря оригинальной конструкции ходовой части он мог двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу. Первые серийные танки БТ-2 имели много конструктивных недостатков, которые постепенно устранялись в ходе серийного производства. Танки БТ-2, как и последующие танки семейства БТ, производились на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна.

     

    Броневая защита танка — противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6, 10 и 13 мм. При переходе Ижорского завода в сентябре 1932 г. на изготовление брони марки «ПИ», максимальная толщина броневых листов корпуса и башни стала составлять 15 мм. Броневой корпус машины служил одновременно и каркасом, на котором монтировались все механизмы танка. Он имел коробчатую форму и собирался на заклепках из отдельных броневых листов. Передняя часть корпуса для обеспечения поворота передних управляемых колес была с боков сужена. Носовая часть состояла из стальной отливки, к которой приклепывались и приваривались передние броневые листы и днище. Кроме того, отливка служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления.

     

    Основным оружием танка БТ-2 являлась 37-мм пушка Б-3 с клиновым затвором, устанавливаемая в подвижной бронировке. Она имела ствол моноблок с люлькой обойменного типа, складной приклад гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Углы вертикального наведения пушки составляли от — 8° до + 25°. Пушка позволяла вести огонь осколочными снарядами на дальность до 2000 м с боевой скорострельностью 12–15 выстр./мин. Бронебойный снаряд пушки имел начальную скорость 700 м/с и на дальности 1500 м пробивал по нормали 13-мм броню. Вспомогательным оружием танка являлся 7,62-мм пулемет ДТ, установленный в отдельной шаровой опоре справа от пушки. Наведение пушки и пулемета в вертикальной плоскости производилось плечевыми упорами, а поворот башни в горизонтальной плоскости осуществлялся с помощью планетарного механизма поворота с ручным приводом. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел. В боекомплект танка входили 92 выстрела и 2709 патронов (43 диска по 63 патрона).

     

    Боекомплект размещался в боевом отделении: артиллерийские выстрелы — на правой стенке и в корме башни, пулеметные диски — на левой стенке. В боевом отделении выстрелы размещались в специальных обоймах, расположенных в 10 рядов под углом 75° к борту. В каждой обойме, имевшей коробчатый профиль, укладывались по три выстрела в ряд. Причем 30 выстрелов располагались головной частью вперед по ходу машины, а 30 выстрелов — головной частью к корме машины. Эти 60 выстрелов могли быть или все осколочные, или все бронебойные, или 30 осколочных и 30 бронебойных. В башне выстрелы располагались вертикально в один ряд, укладка состояла из 32 обойм. Пулеметные диски размещались в 39 гнездах (3 ряда по 13 гнезд).

     

    Силовая установка танка состояла из двигателя и систем, обеспечивавших его работу: топливной системы, системы воздухоочистки, системы выпуска отработавших газов, системы смазки, системы охлаждения, системы зажигания и системы пуска.  Двигатель — авиационный, двенадцатицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, V-образный с углом развала цилиндров 45°, жидкостного охлаждения, марки «Либерти», с дополнением заводного механизма, воздушного вентилятора и маховика. Максимальная мощность двигателя составляла 400 л. с (294 кВт) при 1650 об/мин. Пуск двигателя осуществлялся двумя электрическими стартерами «МАЧ» мощностью 1,3 л. с. (0,96 кВт) каждый, установленные на коробке передач (или одним электростартером «Сцинтилла» мощностью 2 л. с. (1,47 кВт), а также вручную с помощью заводной рукоятки.

    Топливная система — принудительная. В нее входили: два бензиновых бака, расположенных по бокам двигателя между стенками бортовой брони, емкостью по 180 л каждый; механический бензиновый насос шестеренчатого типа: редуктор для поддержания постоянного давления топлива в системе; манометр; бензопроводы различного диаметра из отожженной красной меди; поршневой воздушный насос для создания избыточного давления в правом бензобаке при пуске двигателя; четыре водяных подогревателя рабочей смеси; два двойных карбюратора «Зенит» модели Д-52 или И5–52. Особенностью танка БТ-2 являлась установка на них комбинированного колесно-гусеничного движителя.  Гусеничный движитель располагался по обеим сторонам корпуса. Он состоял из: двух стальных многозвенчатых гусениц с открытым металлическим шарниром; двух ведущих колес кормового расположения; двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и восьми опорных катков.  Каждая гусеница состояла из 23 плоских и 23 с выступами (гребнями) штампованных траков, соединявшихся между собой с помощью стальных цементированных пальцев. Каждый трак имел 13 проушин (7 с одной стороны и 6 с другой). Стопорение пальцев в проушинах траков осуществлялось с помощью шплинтов. Наружная поверхность трака гладкая, места соединения звеньев траков выступали и играли роль шпор. Плоские траки имели отверстия для крепления дополнительных шпор. Ширина трака составляла 260 мм, шаг — 225 мм, масса трака с гребнем — около 10 кг и без гребня — около 6 кг.  Ведущие колеса двухдисковые, стальные, литые с наружными резиновыми бандажами, гребневого зацепления с гусеницами. Диски соединялись между собой с помощью четырех пальцев, на осях которых симметрично располагались ролики, с помощью которых ведущие колеса за гребни траков вращали гусеницы. Диаметр ведущего колеса составлял 640 мм. Приводы управления танком были механические. Поворот танка на гусеничном ходу осуществлялся с помощью двух рычагов управления, расположенных в отделении управления справа и слева от сидения механика-водителя. Для обеспечения поворотов танка на колесном ходу использовался деревянный штурвал, воздействующий через передаточный механизм на передние опорные катки. Для плавного торможения и удержания танка на подъемах и спусках применялся ножной тормоз со стопором. Педаль тормоза располагалась с правой стороны рулевого механизма и могла стопориться щеколдой (храповиком). С левой стороны рулевого механизма располагалась педаль управления главным фрикционом. Педаль подачи топлива (газа) располагалась правее педали тормоза на одном валике с ней. Управление переключением скоростей в коробке передач осуществлялось с помощью кулисного механизма, установленного с правой стороны сидения механика-водителя. Установка раннего или позднего зажигания осуществлялась механиком-водителем с помощью зубчатого сектора с рычажком, расположенного правее кулисного механизма.

     

    www.tankimira.ru

    Танк БТ-2. История, характеристики, боевое применение.

    Танк БТ-2

    Танк БТ-2

    БТ-2 (Быстроходный Танк) — легкий советский колесно-гусеничный танк.

    • Прародитель: американский танк Уолтера Кристи M.1931
    • Дальнейшее развитие: БТ-5; БТ-7; Т-34
    • Родственники: Британский крейсерский танк Cruiser MK-3

    В 1929 Революционный Военный Совет СССР утвердил документ, на многие годы вперед определявший концепции развития бронетанковых сил Красной Армии – «Система танко-тракторного автоброневого вооружения РККА». Параллельно с этим активно продвигалась «теория глобальной наступательной операции» как основная часть военной доктрины Советского государства, подразумевавшая многократное увеличение бронетанковых войск.

    В начале 1930 года комиссия под руководством начальника управления моторизации и механизации РККА Иннокентия Андреевича Халепского отправилась за рубеж с целью ознакомления с образцами иностранной техники и возможностью их закупки с сопутствующей технологической документацией для налаживания серийного производства в СССР.

    Танк M.1931

    Танк M.1931. Уолтер Кристи на своём танке.

    Летом 1930 года в США состоялась встреча советской делегации с американским конструктором Уолтером Кристи, на которой советской стороне была представлена новая разработка Кристи – танк М.1931.

    *До середины XX века в СССР современные США называли САСШ (Северо-Американские соединенные штаты).

    Поначалу советскую делегацию не заинтересовал необычный танк, так как он выходил за рамки установленной концепции танко-тракторного вооружения РККА. Но вскоре появилась информация, что Кристи так же ведет переговоры с польской делегацией. На то время Польша входила в список злейших врагов Советского государства, и допустить попадания в польскую армию новой машины было категорически нельзя.

    Между сторонами был заключен договор на поставку двух танков Кристи в Советский Союз. Так же Кристи обязывался предоставлять информацию о дальнейшей модернизации танка и передать сопутствующие технологические документы. Стоимость сделки составила $160.000, из них $60.000 непосредственно за оба танка и запасные части к ним и $100.000 за технологическую документацию и патенты на производство.

    *Для сравнения: средняя зарплата учителя в государственной школе в США составляла около 500$ в год. А вышедший в 33 году FORD B (V8) можно было купить за 480$.

    М.1931 в СССР

    Танк М.1931 в СССР

    В декабре 1930 года танки были отправлены в СССР. О сделке был заблаговременно информирован Государственный Департамент США и получены все необходимые разрешения.

    Американский конструктор не до конца выполнил свою часть соглашения. В СССР танки прибыли без башен и вооружения, сопутствующая технологическая документация так же была не полной. За это с Кристи удержали $25.000.

    *На отлично сработала Советская разведка: недостающая документация была тайно приобретена у сотрудников к/б Кристи.

    Спустя какое-то время Кристи самостоятельно обратился к советской стороне с предложением о приобретении его нового танка М.1932, имеющего еще более выдающиеся скоростные характеристики. Летом 1932 года машина была переправлена в СССР (в этот раз уже в тайне, так как ГосДеп США запретил сделку).

    Танк Кристи M.1932

    Танк Кристи M.1932

    Несмотря на свои на самом деле выдающиеся показатели в скорости «Летающий Танк Кристи» М.1932 оказался слишком ненадежным, и в серийное производство не пошел. Единственный экземпляр, получивший название БТ-32 был показан в 1933 года в Харькове на параде в честь Октябрьской Революции.

    *M.1932 с 750-сильным двигателем мог развивать скорость до 190км/ч

    Чертеж танка БТ-2

    Чертеж танка БТ-2

    21 ноября 1930 года танк Кристи М.1931 был принят Революционным Военным Советом СССР для серийного выпуска. Два опытных образца прибыли в СССР только весной 1931 года, т.е. решение о серийном выпуске было принято ДО фактического получения американских танков.

    Начался процесс освоения производства на промышленных мощностях Советского союза. С 21 мая 1931 года новая машина с индексом БТ-2 (Быстроходный Танк) начала собираться на Харьковском паровозостроительном заводе. Башня единого образца производилась на Ижорском и Мариупольском заводах. Во внутризаводской документации два опытных танка M.1931 проходили как «Оригинал I» и «Оригинал II». По некоторым данным им так же был присвоен индекс БТ-1.

    В Харькове, 7 ноября 1931 на параде в честь годовщины Октябрьской Революции, 3 первые танка БТ-2 были показаны широкому зрителю. История получилась не очень красивая, т.к. один танк просто не доехал до места проведения парада (возгорание двигателя), два же других с трудом смогли покинуть улицы города из за неполадок в коробке передач.

    Первые серийные танки БТ-2 поступили в РККА 1932 году. Низкое качество сборки, дефицит запасных частей, ненадежный двигатель и, как следствие, противоречивая реакция в войсках, но в целом машина была принята. В первую очередь, благодаря своим прекрасным динамическим характеристикам.

    Во время учений 1935 года один из танков БТ-2 совершил прыжок на 40 метров. Это привело в восторг всех наблюдателей. Как после такого прыжка себя чувствовали танкисты – не уточняется.

    Двигатель БТ-2

    На БТ-2 устанавливались отлетавшие свой ресурс и прошедшие капитальный ремонт авиационные двигатели – американский V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный L-12 «Либерти» или его отечественный аналог М-5-400. Мощность: 1650 об/мин, 400 л.с.

    *М-5 был снят с серийного производства еще в 1930 году, в связи с чем в США было закуплено 2 тысячи б/у «Либерти».

    Идеи об установке на танк другого, находящегося в серийном производстве, авиационного двигателя М-17 не находили поддержки, т.к. вышеупомянутых М-17 не хватало даже на нужды авиации.

    В 1933 году начались испытания машины с экспериментальным дизельным двигателем БД-2 (Быстроходный Дизель) ~360 л. с. Дизельный двигатель снижал вероятность возгорания, возрастал запас хода и общая надежность. Опытный образец танка получил индекс БДТ-1.

    Только в 1939 году сильно модифицированный БД-2 с новым индексом В-2 (500 л.с., при 1800 об/мин) ушел в серийное производство. Устанавливался на танки БТ-7М.

    *Соотношении лошадиных сил на тонну веса у БТ-2 составляло 35,4.Для сравнения, у современного Т-90А этот показатель равен 21,5 лс/т, а у американского Абрамс М1А2 — 24,1 лс/т.

    Ходовая часть БТ-2

    Ходовая часть БТ-2

    Ходовая часть БТ-2

    • Ведущие колеса – задние, диаметром 640мм.
    • Опорные катки – 4 с каждого борта, диаметром 815 мм.
    • Два направляющих катка-ленивца, используемые для натяжения гусеничной цепи.
    • Опорные катки и катки-ленивцы были обрезинены.

    Танк БТ-2 имел два типа движителя – гусеничный и колесный. Для перехода с гусеничного на колесный ход необходимо было снять гусеничные цепи, закрепить их на надгусеничных полках и установить блокировочные кольца на ступицы задних опорных катков (4-ю пару). Вращение передавалось через редуктор (гитару) с ведущих задних колес. Для управления на гусеничном ходу использовались рычаги, на колесном ходу — руль.

    Каждая гусеничная цепь состояла из 46 траков (23 плоских трака и 23 трака с гребнем).Ширина трака — 260мм.

    Прыжок БТ-2

    Прыжок БТ-2

    Процесс перехода с гусеничного на колесный ход занимал чуть более получаса.

    Максимальная скорость на гусеничном ходу составляла 52 км/ч, на колесном – 72 км/ч. Оптимальным показателям скорости для БТ-2 было 25-30 км/ч как на гусеничном, так и на колесном ходу. Такой темп позволял максимально долго сберечь низкокачественные траки и шины.

    ТТХ серийных БТ-2

    • Экипаж: 2 человека
    • Боевая масса: 11,3 т.
    • Габариты:
      • Длина корпуса: 5350 мм
      • Ширина корпуса: 2230 мм
      • Высота: 2160 мм
      • Клиренс: 350 мм
    • Толщина брони:
      • Лоб: 13мм.
      • Борт: 13мм.
      • Корма: 10 мм.
      • Крыша: 10 мм.
      • Днище: 6 мм.
      • Башня – 13 мм во всех проекциях.
    • Двигатель:
      • L-12 «Либерти» или М-5-400
      • Мощность: 1650 об/мин, 400 л.с.
    • Движитель:
      • Гусеничный или колесный ход
    • Максимальная скорость:
      • На гусеничном ходу – 52 км/ч.
      • На колесном ходу — 72 км/ч.
    • Запас хода:
      • На колесном ходу: ~200 км.
      • На гусеничном ходу: 120 км – 150 км.
    • Преодоление препятствий:
      • Угол подъема: 42
      • Высота стенки: 0,55 м.
      • Ширина рва: 2 — 2,5 м.*разные источники дают значения в этом диапазоне
      • Глубина брода: 1 м.

    Варианты вооружения БТ-2

    Танк БТ-2 с пушкой Б-3 и пулеметом в отдельной утсановке

    Танк БТ-2 с пушкой Б-3 и пулеметом в отдельной установке

    БТ-2 с пулеметным вооружением

    БТ-2 с пулеметным вооружением

    • 37-мм танковая пушка Б-3 (заводской индекс 5-К). БТ-2 планировалось оснащать 37-мм пушкой в спаренной установке с пулеметом ДТ, однако из за возникших трудностей в производстве, первые 60 экземпляров были выпущены без пулеметного вооружения.
    • 37-мм танковая пушка Б-3 и пулемет ДТ в раздельных установках. Т.к. технически не удалось разместить пушку и пулемет в спаренной установке, конструкция башни была изменена, и пулемет разместили в отдельной шаровой установке справа от основного орудия.
    • 7,62-мм спаренные пулеметы ДА-2.
    • 7,62-мм спаренные пулеметы ДА-2 в одной установке и одиночный ДТ в другой.

    *Танков БТ-2 с пулеметным вооружением было выпущено больше, чем с пушечным.

    БТ-5 на параде в Минске. 1936 г.

    БТ-5 на параде в Минске. 1936 г.

    Экспериментальный образец: 45-мм пушка 20-К и пулемет ДТ в одной установке.

    Более мощное орудие требовало увеличения объема башни. Все попытки переработать стандартную башню (цилиндрической формы, клёпаную, со скосом спереди сверху) не увенчались успехом. В последствии, заменив башню на другую (большего объема, с кормовой нишей) удалось провести успешные испытания. В 1933 году машина с 45-мм пушкой пошла в серийное производство, но уже с индексом БТ-5.

    При этом не прекращались попытки установить на БТ-2 76-мм пушку.

    Из множества вариантов лишь несколько идей нашли свое воплощение в единичных экспериментальных машинах. Ни одна из них, в последствие, не вошла в серийное производство.

    Танк Д-38

    Танк Д-38

    В самом необычном варианте на танк предлагалось устанавливать не только 76-мм пушки и пулемет ДТ в башне, но и 37-мм пушку и ДТ в корпусе. Экипаж увеличивался до 3х человек, масса танка возрастала до 14 т, толщина бронирования в основных проекциях увеличивалась до 20мм. Танк получил название Д-38. Была подготовлена вся документация и даже построен макет в натуральную величину. Однако комиссия из Управления моторизации и механизации РККА признала проект неудовлетворительным.

    Дальнейшие работы над танком с индексом Д-38 привели к отказу от размещения 37-мм пушки в корпусе. В новой, увеличенной башне разместилась 76-мм полковая пушка с укороченной длиной отката и пулемет ДТ в отдельной установке. Был построен единственный действующий образец.

    БТ-203

    БТ-203

    Совсем уже невероятным кажется проект, по которому БТ-2 пытались оснастить 203-мм безоткатной пушкой Леонида Васильевича Курчевского. По одним источникам проект был свернут еще на стадии разработки документации. По другим – что был построен единственный экспериментальный танк с индексом БТ-203, который был забракован после полевых испытаний.

    Информации по проекту БТ-203 очень мало. Единственное упоминание в печатной литературе встречается в книге Вячеслава Олеговича Шпаковского «Танки. Уникальные и парадоксальные».

    • 37-мм пушка Б-3 (5-К)
      • Калибр: 35 мм.
      • Длина ствола: 45 калибров
      • Начальная скорость: 700 м/с.
      • Углы наведения по вертикали: от −8 до +25 градусов
      • Прицел: телескопический
      • Скорострельность: до 12 выстр/мин.
      • Наибольшая дальность стрельбы: 2000 м.
      • Приводы наведения: ручные
    • Пулемет ДТ:(Дегтярёва Танковый)
      • Масса: 8,3 кг.
      • Длина: 1250 мм.
      • Патрон: 7,62×54 мм.
      • Дисковый магазин: 63 патрона.
      • Скорострельность: 600 выстрелов/мин.
      • Начальная скорость пули: 840 м/с.
      • Прицельная дальность: 800 м.
    • Пулемет ДА:(Дегтярёва Авиационный)
      • Масса без магазина: 7,1 кг.
      • Длина: 940 мм.
      • Патрон: 7,62×54 мм.
      • Дисковый магазин: 63 патрона.
      • Скорострельность: 600 выстрелов/мин.
      • Начальная скорость пули: 840 м/с.
      • Прицельная дальность: 800 м.
    Варианты вооружения БТ-2

    Варианты вооружения БТ-2

    Боекомплект пушки составлял 92 выстрела, боекомплект пулеметов в зависимости от варианта вооружения не изменялись, и всегда составлял 2709 патронов

    *Пулеметы ДТ и ДА были разработаны на базе пулемета ДП (Дегтярёва Пехотный).ДТ от ДП отличало: выдвижной металлический приклад, диоптрический прицел, увеличенный магазин.ДА от ДП отличало: отсутствие защитного кожуха, увеличенный магазин, приклад заменен двумя рукоятями (верхней и нижней).ДА-2 представлял собой два соединенных ДА. Имел параллельный спуск, верхние рукояти заменены на общий плечевой упор и подщечник, на стволах устанавливался дульный тормоз.

    Отличия танка Кристи M.1931 от БТ-2

    Различия БТ-2 и M1931

    Сверху M.1931, снизу БТ-2

    • Цепная передача, соединяющая ведущее колесо гусеничного хода с задним опорным катком (выступающим в роле ведущего при колесном ходе), заменена на коробчатую (т.н. «Гитара»), что увеличило надежность.
    • Заново сконструированная башня.
    • Нос танка приобрел форму усеченной пирамиды (вместо остроконечной пирамиды у M.1931). Появились буксировочные крючья.
    • Изменен люк посадки механика-водителя.
    • С 1933 года на БТ-2 начали устанавливаться облегченные штампованные катки.

    Основные недостатки БТ-2, выявленные в полевых условиях

    БТ-2 смена траков
    • Ненадежность двигателя и высокая пожароопасность.
    • Плохая заводская сборка.
    • Низкое качество стали, применяемой для изготовления траков, приводило к их регулярному разрушению. При этом запасные траки были крайне дефицитными. Так, за первое полугодие 1933 года в СССР было выпущено 80 (восемьдесят) запасных траков для гусеничных цепей БТ.
    • Низкое качество резины приводило к случаям раннего разрушения бандажей на опорных катках.
    • Плохая обитаемость машины. К общей тесноте добавлялись невыносимая жара летом и холод зимой.

    Боевое применение БТ-2

    БТ-2 на марше

    Боевое крещение БТ-2 получил в освободительном походе на Западную Беларусь и Западную Украину (17-29 сентября 1939 гг).

    • 44 танковый полк 3 кавалерийская дивизия – 34 танка БТ-2 – без потерь.
    • 32 танковый полк 5 кавалерийская дивизия – 35 танков БТ-2 и БТ-5 – без потерь.
    • 42 танковый полк 4 кавалерийский корпус – 41 танк БТ-2 – потери: 3 танка.

    Затем БТ-2 использовался в «Зимней войне» с Финляндией (30 ноября 1939 года — 12 марта 1940 года).

    *Достоверных фактов того, что именно БТ-2 принимали участие в конфликте на реке Халхин-Гол (11 мая — 16 сентября 1939 года) найти не удалось. В большинстве документов говорится о БТ-5 и БТ-7.

    К середине 1940 года все остававшиеся в РККА БТ-2 (546 единиц) были переведены в учебные парки войсковых частей, где должны были дослужить оставшийся им ресурс и уйти на покой. За без малого десятилетие военной службы, машина с противопульным бронированием и 37-мм пушкой устарела и не могла наравне конкурировать с современными западноевропейскими танками типа немецкого Pz.KPFW III.

    С началом Великой Отечественной войны танки-ветераны вновь приняли участие в боях. Большинство БТ-2 были потеряны еще в первые месяцы войны, однако, единичным экземплярам удалось «дожить» до середины 42 года. Так на 1 апреля 1942 года в 106-м отдельном танковом батальоне 23-й армии числилось 11 боеспособных БТ-2 и 4 танка на ремонте; на 1 июня 1942 в составе 3-го отдельного разведывательного батальона 42-й армии было 15 танков БТ-2; на 1 сентября 1942 года в составе 86-го отдельного танкового батальона 55-й армии — 10 БТ-2. К лету 1943 года в частях Ленинградского фронта оставалось 12 БТ-2.

    К сожалению, на сегодняшний день из 620 выпущенных БТ-2 ни одного полностью аутентичного экземпляра не сохранилось.

    Мифы и заблуждения о БТ-2

    БТ-2 и БТ-4

    Сверху фотомонтаж БТ-4, снизу исходное фото БТ-2

    • В некоторых источниках можно встретить информацию, что прообразом для БТ-2 стали модели Кристи M.1940. Это не совсем правильно. Уолтер Кристи возлагал большие надежды на разработанную в 1928 году модель танка М.1928. Он называл прототип «Танк десятилетия» и присвоил ему соответствующее громкое неофициальное название «Model 1940». Однако, прототип «Танка Десятилетия» подвергся сильной критике со стороны американских военных и не пошел в серийное производство. К 1931 году Кристи модернизировал М.1928 «Model 1940». Модернизированная модель получила индекс М.1931. Именно на основе М.1931 стали собираться БТ-2. Танк Кристи с официальным названием М.1940 увидел свет только в 1937 году.
    • Два М.1931 Кристи попали в Советский союз легально, с разрешения Госдепартамента США, а не под видом тракторов в обстановке секретности.
    • На БТ-2 никогда не устанавливались две башни. Часто встречающийся на просторах сети материал о БТ-4 – машине на базе БТ-2 с двумя башнями есть не более чем вымысел. На ХПЗ реально существовали планы по производству машины с индексом БТ-4, однако ее единственным отличием от БТ-2 был клёпано-сварной корпус (на БТ-2 корпус был клёпаный), упрощенные надгусеничные полки и изменённый буксировочный зацеп. Фотографии двухбашенного БТ — качественный, но монтаж.
    • Экипаж серийных БТ-2 состоял только из двух человек. Никогда в БТ-2 не находился третий член экипажа.
    • Никогда на БТ-2 не устанавливалась радиостанция.

    Интересные ссылки по теме

    soldatiki.by