Изучение сказочного героя. Где живет Баба-яга? Баба яга на


Баба Яга в мифологии — от славянской богини к злой старушке

Какую роль играет Баба Яга в славянской мифологии и какова история этого героя? С детства нам известно, это дряхлая колдунья или ведьма, негативный герой, который обитает на окраине леса и ворует младенцев. Но верен ли образ, который преподносят сказки, и существовала ли Баба Яга на самом деле?

В статье:

Баба Яга в славянской мифологии — персонаж, которого мы знаем

баба яга в славянской мифологии

Баба Яга в исполнении Георгия Миллера

Баба Яга — грозная славянская колдунья. В арсенале у ведьмы разнообразные артефакты: ступа, метла, плащ невидимка, сапоги-скороходы.

Сказки описывают место обитания Бабы Яги так: высокий забор из человеческих костей вокруг избы, на заборе расположены черепа, роль засова играет человеческая нога, а замок — это рот с острыми зубами. Сама колдунья полуслепая, с металлическими зубами и костяной ногой.

Злобная и коварная колдунья всё время пытается завлечь кого-то в свой дом, зажарить в печи младенцев и старается убить добрых молодцев.

На самом деле такой образ далеко не уникален и встречается не только в славянской, но и в скандинавской, тюркской и иранской мифологии. Похожая колдунья даже есть в африканских легендах.

Однако стоит ли верить образу, который сформировали нам сказки в детстве? Все становится немного более ясно, если вспомнить о древнем обществе и матриархате. В давние времена для того, чтобы стать взрослым, необходимо было владеть определенными навыками и доказать, что человек действительно ими владеет.

Если говорить о матриархате, то подобное решение (стал взрослым человек или нет) принимается женщиной. Матриархат закончился, а вот функция главной женщины осталась. Вполне логично предположить, что такие женщины стали отныне жрицами, которые стали вынуждены уходить в леса.

С завершением матриархата жрицы становятся отшельницами и уже проживают отдельно от других людей. Они все также продолжали испытывать «претендентов на взрослость».

Задумывались, какие ситуации описывают сказки, если главный герой мужчина? Попадая в плен к ведьме, он должен выполнить какие-то задания. На самом деле они были вполне просты, для прохождения испытания необходимо было кого-то поймать, что-то принести, дров наколоть, кого-то победить.

баба яга у славянА разве не подобным образом мужчина мог доказать, что он состоялся  как воин, как человек, способный найти себе пропитание, защитить свою будущую жену, род?

Если говорить о женщинах, встречающихся в подобных сказках, то в основном это царевны, особенные красавицы и рукодельницы. Если мы посмотрим на этих девушек, то поймем, что именно такие женщины могли стать женами князей, либо сами претендовали на какую-то значимую роль в обществе.

Протестировать таких претенденток явно не могли обычные родственники. Сделать это должна была именно старшая жрица. В данном случае задания, назначаемые Бабой Ягу были также естественными: приготовить, пошить, убрать.

Таким образом можно прийти к тому, что Баба Яга действительно существовала. Однако это был собирательный образ всех тех жриц, чья цель была — помогать людям, а не вредить.

Баба Яга — заботливая берегиня

баба яга мифология Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.

По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга — это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому — «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.

Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.

Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.

ритуал припекания детейНапример, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.

К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.

Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.

Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.

Баба Яга — на самом деле богиня Макошь?

Выше перечисленные теории относительно происхождения Бабы яги далеко не единственные. Если мы обратимся в славянским мифам, то узнаем еще одну, весьма странную и, казалось бы, нереальную легенду.

баба яга история происхожденияСогласно ней Баба Яга — это далеко не ужасающая колдунья обитающая в отдаленной избушке в темном лесу. А легендарный персонаж, темная ведьма и жена самого Велеса. Это подталкивает к мысли, что, возможно, за обликом Бабы Яги на самом деле прячется богиня Макошь, которая и являлась супругой Велеса.

Как известно, Макошь была одной из центральных фигур в славянских мифах, особой популярностью она пользовалась у представительниц женского пола. Ее считали божеством удачи, плодородия и благодати.

Колдунья живущая между двумя мирами

Так как долгое время Яга жила на окраине леса (на рубеже между миром людей и темным лесом — миром мертвых) это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она все время жила на рубеже между явью и навью.

изба бабы ягиВозможно, именно поэтому обыватели и приписали ей черты колдуньи, которая обитает между двумя мирами. Эта информация объясняет наличие у ведьмы костяной ноги, ведь она является частью загробного мира. В таком случае Баба Яга похожа на живого мертвеца.

Зачастую при описании образа данного персонажа в древней славянской мифологии люди упоминали, что у неё железные зубы. Это указывает на то, что Бабу Ягу нельзя назвать существом из Нави со стопроцентной уверенностью. Всё из-за того, что такой металл с давних пор служит одним из основных орудий против темных сил, наряду с серебром.

Однако и к живым причислить ее тоже нельзя, так как она умеет говорить с растениями, животными, повелевает стихиями, в арсенале имеет различные магические атрибуты.

Почему Баба Яга — старуха?

Так, если в ранних славянских преданиях это вечно юная и сильная темная воительница, в поздних легендах она предстает в образе старухи, которая внушает ужас. Относительно этого также есть миф.

Легенда гласит, что это случилось после того, как Велес украл небесных коров. Сделано это по совету Бабы Яги. После этого вечно молодая колдунья стала дряхлой и вернуть себе молодость не сумела.

Как видите, образ Бабы Яги в славянской мифологии очень неоднозначный и разноплановый. Кто-то считает ее мудрой ведающей женщиной, кто-то прекрасной воительницей, живущей на границе двух миров, а кто-то дряхлой старухой пугающей людей и ненавидящей всё живое.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Google+

grimuar.ru

Зачем Бабу Ягу демонизировал Запад?

2990.jpeg

Кем на самом деле была Баба Яга - славянским божеством или нечистью? Ученые до сих пор не смогли прийти к однозначному выводу при ответе на этот вопрос. При этом рядом с этими двумя утверждениями есть еще и третье: Бабу Ягу также относят к неким особым силам, которые поддерживают связь между мирами живых и мёртвых.

Любопытно при этом вот что: в русском фольклоре образ Яги трансформировался со временем: в дохристианскую эпоху Руси она была безусловным положительным персонажем, выступающим на стороне Добра (сказка «Морозко»), а чуть позже столь же безусловно отрицательным («Гуси-лебеди», «Терёшечка»).

Как это ни странно, но изменение отношения к Бабе Яге, как утверждают ученые, может быть связано с постепенным сближением российской культуры с западной.

Настоящая роль Бабы Яги, о которой мало кто знает

В дохристианской Руси в деревнях наиболее уважаемыми людьми были знахари, колдуны и ведьмы («ведающие» женщины - лечащие знахарки). К ним обращались как к судьям, врачам и даже старостам. А власти, как мы знаем, необходима сакральность, которая достигается ореолом таинственности, магического величия и недосягаемости. Поэтому если князья строили себе терема с высокими заборами, то знахарки уходили жить в лес, где в то же время было легче собирать лекарственные травы, многие из которых до сих пор остаются для нас главными в категории народной медицины.

Они уходили в лес, но, как известно, человек по своей сути не терпит одиночества, поэтому знахарки и заводили себе домашних животных, с которыми коротали время - из фольклора до нас дошли только волки и черные коты, но их разнообразие, скорее всего, было больше. За магическое сближение с ними тогдашние неграмотные люди принимали обычную привязанность хозяев и домашних питомцев, которую мы можем видеть сейчас у каждого кошатника и собачатника.

И люди шли к таким знахарям в лес: за лекарственным зельем либо за заговорами. Почему за лекарствами - понятно, а вот зачем за заговорами? На этот вопрос легко ответят выпускаемые и сейчас в большом количестве журналы на соответствующую тематику. И сейчас какое-то количество людей ходит к бабке-шептухе или знахарке, узнать всё про себя и своих родных. И ходят не только неграмотные люди, но и вполне себе облеченные властью, влиянием и имеющие большое количество денег. Вспомните Джуну, на самом деле, она была классической бабой Ягой.

Люди всегда были падки на предсказания и «волшебство». Этим и занимались знахари с их магическими ритуалами, наполненными загадочностью и символизмом.

Зачем Баба Яга засовывала детей в печь?

Любопытно, но по мнению исследователей, Яга не съедала, не зажаривала их. Она проводила обряд «допекания» детей. Что это за обряд?

В Древней Руси печь всегда считалась сердцем дома, а очаг «святилищем совершенной чистоты», которому молились о душевном и телесном здравии.

Тогда появился и ритуал, смыслом которого было «допечь» недоношенного, больного или слабого ребёнка в священном огне. Женщина обычно сажала свое хворое дитя на лопату, трижды помещая его в печь, произнося заклинания. Но не все могли делать это сами, а потому и обращались к знахаркам.

Кстати, из фольклора мы знаем, что не только огонь обладал средством очищения. В соответствии со сказкой про Конька-Горбунька, такое же значение придавалось и кипящему молоку. А теперь вспомните, что мы даем заболевшим простудой детям.

Почему Баба Яга жила в избушке на курьих ножках?

Этому тоже есть объяснение. После освоения Севера у местных жителей появилась традиция ставить мельницы на специальной конструкции, напоминающей столб. Благодаря чему мельница вращалась вслед за ветром. Похоже на избушку на курьей ножке? Кроме того, на Руси мельница часто ассоциировалась с нечистью и тайными силами.

Тайная сила Бабы Яги

В первую очередь, конечно, это ее связь с миром мёртвых.

Её избушка стоит «к лесу передом», а у древних славян лес считался таинственным местом, куда уходят души мёртвых.

Избушку на курьих ножках Бабы Яги окружает тын с человеческими черепами - символами смерти.

Костяная (мёртвая) нога Бабы Яги тоже может служить подтверждением ее связи со смертью.

Яга лежит на печи, занимая собой всю избушку - «нос в потолок врос». Это говорит о том, что избушка не что иное, как её гроб.

Однако под миром мёртвых наши предки подразумевали, скорее всего, ментальный мир, мир духа и знания. То есть, то же знахарство и житейскую мудрость.

Баба Яга - на стороне Добра или Зла?

Согласно народным преданиям Яга выступает то помощницей, то злодейкой. В каком-то случае даёт совет главному герою и дарит ему волшебную вещицу, а в другом - строит всяческие преграды персонажам, похищает детей, сжигая их в печи. Эта двойственность образа с какой-то стороны понятна: пришедшее на смену языческим богам христианство также поддерживает двойственность некоторых библейских образов. Помните, что по интерпретации Даниила Андреева Иуда предал Христа потому, что больше других его любил?

Но соберем все свойственные Бабе Яге черты вместе:

Она - отшельница, которая ведете аскетический образ жизни.

У нее были прирученные животные (ворон, волк, кот, гуси-лебеди), которые подчинялись её воле.

Яга обладала известными только ей знаниями, проводила магические обряды.

Помогала персонажам сказок советами, дарила необходимые им для достижения задач вещи.

С взрослыми героями обходилась ласково, а вот детей сажала на лопату и совала в печь (зачем и почему, мы с вами уже знаем).

Собрав всё это вместе, можно ли теперь однозначно утверждать, что Баба Яга - это злой, негативный персонаж?

В сознании народа Яга выступала на стороне добра, олитцетворяла дух мудрости, целительства, и только в сказках  она перешла на сторону зла.

Почему Баба Яга стала злой?

Скорее всего, это связано именно с борьбой с древними славянскими верованиями, которая проводилась после христианизации Руси. Вполне возможно, что в демонизации Бабы Яги поучаствовал и Запад во время многочисленных попыток нашего с ним сближения.

И ключевым здесь является известное всем выражение «Там русских дух, там Русью пахнет», которое употребляется в непререкаемом негативном ключе.

А теперь вспомним, кто из наших сограждан непременно употребляет при рассуждениях о России определение «эта страна», кто говорит о ней исключительно в негативном ключе?

И здесь стоит вдуматься: могла ли русская бабка-знахарка, ушедшая жить в русский лес, чтоб помогать местным жителям, говорить о Руси, не относя себя к ней?

Согласитесь, после всех этих рассуждений встает вопрос: зачем Бабу Ягу надо было демонизировать настолько явно?

По теме:

Сказочные враги русских героев (фотогалерея)

Баба Яга или Фея. Почему женщины такие изменчивые...

У Бабы-яги отнимают ее избушку

Вотчине Бабы-Яги летом исполнится 480 лет

Если ребенок верит в сказки...

Городские легенды: музеи чертовщины

www.rusday.com

Это интересно: баба Яга - оберег, символ,талисман.

 

image002

Талисман, в виде Бабы-Яги, некоторым людям может показаться странным, слишком укрепилось в нашем сознании ассоциация со злом. Однако в древние времена Баба-Яга — это женщина, которой доступны тайные знания. Ведьма была почитаемым персонажем у наших предков, ведь ей подвластны были силы природы. Поэтому образ Бабы-Яги в доме — это талисман благополучия и защиты от дурного глаза!На Руси изначально Баба Яга не была отрицательным персонажем. Она — оберег рода, хранительница традиций и обычаев. Это была одна из значимых фигур, но после Крещения Руси в Х веке, изменилось многое. И многие языческие боги были преданы забвению, и Баба Яга в их числе. И на смену мудрости, ей стали приписывать злость и другие отвратительные черты характера. И в последующие тысячелетия все забыли, что бабушка из русского фольклора, когда то была почитаемой, уважаемой, мудрой хранительницей рода. Между тем, если фигурку Бабы Яги поселить в доме, она будет защищать домашний очаг от всякого зла. Кухня занимает особое положение в каждом доме, тут часто собирается семья за общим столом, друзья забегают на огонек, тут и стоит поместить хранительницу домашнего уюта.Баба Яга — символ достатка и благополучия. Она хлебосольная старушка. Она гостей напоит — накормит и на дорожку одарит, то клубочком путеводным, то яблочком молодильным.

Можно поместить оберег и в прихожей, тогда фигурка Бабы Яги будет охранять вход и привлекать нужных гостей в ваш дом. Ведь в гости к ней заглядывали, сплошь добры молодцы и красны девицы.

Для незамужних женщин, можно поместить оберег бабы Яги у изголовья кровати. Сны будут сниться волшебные, а там волшебство и в реальности проявится. Заручившись благосклонностью Бабы Яги – костяной ноги, проще достигать новых свершений.

Баба Яга стоит на границе двух миров. Ведь здоровой ногой она стоит в мире живых, а костяной ногой – в мире мертвых. Поэтому ей открыта иная мудрость, ее советы мудры и правильны. Недаром в сказках она для каждого найдет правильный совет, одарит подарком, окажет помощь.

Ступа и метла – характерные атрибуты Костяной Яги. Что они символизируют. Ступа, для наших предков славян, имела особый сакральный смысл. Считалось, что ступа обладает особой целительной силой. А в сочетание к ступе прилагалась метла. Она, как правило, не только сор из избы выметает, она помогает волшебной старушке направлять свой путь, рулить. Как оберег, ступа с метлой и Бабой Ягой надежно защитит дом от ссор и скандалов, прогонит прочь ссоры и раздоры, поможет нейтрализовать дурные мысли тех, кто пришел в дом не совсем с чистыми помыслами. А доброжелательно настроенные гости наоборот будут чувствовать себя как дома.

gmahneva.ru

Как Баба Яга на пенсию ходила.

КАК БАБА ЯГА НА ПЕНСИЮ ХОДИЛА. НО НЕ ДОШЛА.

бабка ёжка

Автор: Эвелина Пиженко.

Шуточная сценка с персонажами русских народных сказок и заключительной песней. Посвящена Дню пожилого человека и другим, подходящим по тематике, датам и событиям.

 

Очень краткое содержание: устав от повседневной колдовской рутины, Баба Яга решает завязать с прошлым и стать мирной пенсионеркой. Казалось бы, какие препятствия могут возникнуть на пути осуществления этого желания, несущего мир и покой во все сказочные уголки… Но, что называется, не тут-то было. Вирус бюрократизма добрался и до сказочной территории… И теперь вся надежда на то, что несбывшаяся «пенсионная» мечта превратится в творческую.

Продолжительность 20 мин.

Действующие лица:

 

БАБА ЯГА. Решила завязать с прошлым и уйти на заслуженный отдых.

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. По совместительству – служащая сказочного пенсионного фонда. Потому, что – премудрая.

МЕДСЕСТРИЦА АЛЁНУШКА. Сказочный медработник, которому удаётся сказку делать былью.

ИВАНУШКА. То ли дурак, то ли царевич, но, в любом случае, чей-то братец. Работник сказочных правоохранительных органов.

 

На сцене – два стола. За одним сидит Василиса Премудрая. На столе – табличка с её именем. Василиса в костюме и в кокошнике – работник пенсионного фонда. Она без косы, с модной причёской. Второй стол пока пустует. Из-за кулис появляется Баба Яга. Проходит к столу, за которым сидит Василиса.

ВАСИЛИСА. Ну, здравствуй, Яга!

БАБА ЯГА. Здорово, коли не шутишь.

ВАСИЛИСА. С чем пожаловала?

БАБА ЯГА. Так это… На пенсию я собралася! Так что, оформляй, Василиса!

ВАСИЛИСА. Паспорт принесла?

БАБА ЯГА. Какой ишшо паспырт? Нет у мине никакого паспырта!

ВАСИЛИСА. Значит, какой-нибудь другой документ давай.

БАБА ЯГА. Нет у мине никаких докУментов!

ВАСИЛИСА. Как я могу без документов тебе оформить пенсию? Нужно удостоверение твоей личности!

БАБА ЯГА. Ты чаво, Василиса?! Мине, штоль, не знаешь?!

ВАСИЛИСА. Знать-то, может, и знаю. Но это не имеет значения. Доказательства нужны!

БАБА ЯГА. Какие ишшо доказательства?! Вот она я – Баба Яга, во всей своей старческой красе!

ВАСИЛИСА. А чем докажешь?

БАБА ЯГА. Нога у мине костяная!

ВАСИЛИСА. Ну, это не доказательство. Я вот, например, Василиса-краса, русая коса. А косы-то у меня давно уже нет! И не русая я вовсе, а мелированная.

БАБА ЯГА. Да мине триста лет! Иль забыла?

ВАСИЛИСА. Стаж у тебя есть?

БАБА ЯГА. Какой ишшо стаж?!

ВАСИЛИСА. Рабочий! Трудовую книжку покажи!

БАБА ЯГА. Ты что, издеваисси?! У мине её сроду не было!

ВАСИЛИСА. Зачем тогда припёрлась? Паспорта нет, трудовой книжки нет.

БАБА ЯГА. На пенсию я собралася! И не отговаривай мине, не отговаривай!

ВАСИЛИСА. Да я не отговариваю. А действую по закону.

БАБА ЯГА. Ты мине знаешь?!

ВАСИЛИСА. Знаю! Но без документального подтверждения сделать ничего не могу.

БАБА ЯГА. Да каки документы?! Вот она я – Баба Яга! Ты ж сама со мной всю жизнь боролася! Вспомни, скока я пакостев сделала, скока вредностев от мине было! Уйду на пензию, и залягу на дно, к подруге своей, Кикиморе, в болото! Табе ж самой спокойнее будет!

ВАСИЛИСА. Я всё это, конечно, понимаю… Но поступить по-другому не могу!

БАБА ЯГА. Василиса, одумайси! Всем лучше будет, ежели я колдовать перестану! Вспомни, как ты у прошлом годе Кощею отказала! Он. Как от тибе вернулся, так и пошёл войной на тридесятое царство! А дали бы пензию, сидел бы у себя во дворце тише воды, ниже травы, на гармошке наяривал, да костями потряхивал!

ВАСИЛИСА. Да, отказала, потому, что он – бессмертный! Что ж ему, вечную пенсию надо было назначить?! Пенсионный фонд не резиновый.

БАБА ЯГА. Так мине ж не вечную, мине ж временную пензию положено назначить! Я ж через триста лет снова помолодею, как улюблюся в какого-нибудь добра молодца!

ВАСИЛИСА. Да знаю я натуру твою разлучную! Да только не могу навстречу пойти. У меня – инструкция!

БАБА ЯГА. Ну, ежели нельзя по стажу, тады оформляй по инвалидности! Чего я, здря костяной ногой триста лет громыхаю?!

ВАСИЛИСА. Справка есть о состоянии здоровья?

БАБА ЯГА (возмущённо). Откудова?!

ВАСИЛИСА. Без заключения специалиста ничего сделать не могу.

БАБА ЯГА. Да где же ентого специалиста искать?!

ВАСИЛИСА. Искать не надо. У нас сервис: все специалисты на месте. Пожалуйста: столик напротив!

 

Дорогие читатели! Если Вы заинтересовались этим сценарием и хотите получить полную версию, то пишите на электронную почту:

[email protected]

Условия приобретения полной версии почти символические. Подробности в личной переписке.

Заранее благодарю вас за внимание и интерес к моему творчеству!

С теплом и искренним уважением, Эвелина Пиженко.

 

Post Views: 2 410

prazdnikson.ru

Баба Яга и её Скит — Держава Русь

Образ славянской Богини Йогини-Матушки (Бабы Йоги, «Бабы Яги») очерняют тысячу лет, но до конца превратить её в злодея так и не смогли. В трудную минуту все Иваны-Царевичи и Иваны-дураки приходят именно к Бабе Яге, та их кормит, баньку им топит, на печь спать уложит, а поутру путь укажет, клубок волшебный подарит, проблемы поможет решить и т.д.

Подмена образа молодой светлой Богини на горбатую старуху-каннибала, которая крадёт и жарит в печи маленьких детей, стала возможной потому, что вследствие христианизации забыли Родное славянское миропонимание, и уже Огненный обряд очищения детей стали воспринимать как сожжение детей.

Скит Бабы Яги

Скит – это поселение с Капищем или Святилищем. Предгорный Скит Бабы Яги находился в дремучем лесу, т.е. густой, непроходимый лес, и огорожен был высоким тыном с черепами, для христиан это опять зло, нечистая сила, а в славянской традиции — обережный круг. На кол одевали черепа медвежьи, волчьи, лошадиные и других животных. Т.е. животное умирало, а череп на кол, потому что считалось, что череп сохраняет в себе силу и мудрость данного зверя. Тын с черепами создавал обережный круг из животных, т.е. использовалась их сила и мудрость, чтобы недруги не могли проникнуть на данную территорию.

А что было у Бабы Яги за тыном (забором) с черепами, что скрывал и охранял этот обережный круг? Избушку на курьих ножках из которой, как в сказках говориться, вылетала Баба Яга на летательном аппарате с двигателем в одну нечистую силу :). Но мало кто обращает внимание, что избушка не на куриных, а на курьих ножках. Что это за «курьи ножки»? Это дымовые ножки, т.е. избушка на курьих ножках – это возможно летательный аппарат или какой-то механизм, позволяющий избушке вращаться: «воротись, избушка, к лесу глазами, а ко мне, молодцу, воротами». Кроме того, в сказках избушка или дымовая область под ней являлась единственным проходом в иной Мир, т.е. зашёл и оказался в другом месте (в каком пожелаешь, в том и очутился). И на подворье Бабы Яги часто было много всевозможной жити и нежити – так наши Предки называли другие формы жизни. Значит, был проход не только на нашей Земле, но и на Землях в других системах, и через эти врата прибывали разные существа для обмена какой-то информацией и пр.

К тому же избушка на курьих ножках светилась днём и ночью, переливалась огоньками, так её находили герои сказок, шли по тёмному лесу, увидели свет, а за тыном избушка. Эти огоньки наверно можно сравнить с фотографиями НЛО. Т.е. было очень много всего, что современным восприятием не понять. Поэтому, чтобы не было путаницы между дымными ногами и куриными окорочками, чтобы вникнуть в смысл древних славянских сказок, понять что там в действительности происходило — надо менять мировосприятие.

Рубрика: Сказы, Юджизм

derzhavarus.ru

Сценарий баба яга на юбилее

Сценка баба-яга на юбилее.

Баба - Яга на юбилее!

Ох, метла моя, метла!

Куды ж меня ты занесла?

Вот ведь транспорт мне достался!

Навигатор что ль сломался?!

Ой скажи честной мне люд -

Юбилей случай не тут?

( гости отвечают)

Вижу __________  вот сидит

Только странный что-то вид!

Бледновата, красный нос,

А не мучает ль понос?

Тут в чулане пошмонала

Да лекарств насобирала!

Обыщи весь белый свет,

Лучше снадобьев то нет!

Первый мой совет такой-

Чтоб остаться молодой,

Маж навозом ты лицо -

Будет гладким, как яйцо!

За фигурою следи,

Меньше езди - всё ходи!

Чтобы формы не обвисли

Обособо спереди!

Чтобы талия была,

Жиром, чтоб не заплыла

На ночь только хрен да редька,

Да любовные дела!

Чтобы тонус поддержать -

На метле учись летать! (дарим веник)

Равновесье на метле,

Не такое, как в седле!

Будешь слушаться совета,

Все пойдет на пользу это!

Будешь секса символом, (ударение на - лом)

И в достатке будет дом!

Вот из плесени кисель!

Не пила его досель?

Так попей, когда начнется

В организме карусель! (пакетик сухого киселя)

Он на вкус не так хорош,

Но зато снимает дрожж!

А простуда - не беда!

Съешь букашку из пруда!

Нет надежней медицины,

Чем природная среда! (пакетик сушеных кальмаров)

Если в сердце заболит,

А в груди огнем горит,

Это значится _____________

У тебя энцефалит!

Съешь осиновой коры,

И взбодришься до поры!

Чай не химия какая!

Чай природные дары! (можно маленькую шоколадку)

А давленье долбанет,

Спробуй заячий помёт!

Он куда целебней мёда,

Хоть по цвету вроде мед (кириешки)

Он на вкус конечно крут,

От него бывает мрут!

Только те кто выживают -

Все до старости живут!

А захрумкает в спине,

Не сиди на бюллетне!

Нагишом сигай в крапиву,

И катайся при Луне!

А когда тебе дружок,

Ночью душною не спиться

Пей отвар блошинных ног!

Будешь дрыхнуть, как сурок! (пакетик зеленого чая)

Вот и весь то мой наказ!

Как повеселила вас???

Юбилярша! С днем рожденья!

До утра тебе веселья!

На последок чарку грохну,

А не то в дороге сдохну!

Сценарии юбилей баба яга / feqaer5.appspot.com

Название и характеристика файла Размер Форматы Сценарий юбилея 60 мужчина 113.01 Mb FB2 PDF DOC Сценарий юбилей лет 64.81 Mb FB2 PDF DOC Сценарий начальных классов 107.04 Mb FB2 PDF DOC Сценарии театра 31.27 Mb FB2 PDF DOC Сценарий женщине 60 лет 47.12 Mb FB2 PDF DOC Современные сценарии свадьбы выкуп невесты 62.75 Mb FB2 PDF DOC Сценарий для родителей на выпускной в саду 46.49 Mb FB2 PDF DOC Сценарии квестов на природе 58.41 Mb FB2 PDF DOC Сценарий для библиотеки детей 106.39 Mb FB2 PDF DOC Мероприятие для детей инвалидов сценарий 106.34 Mb FB2 PDF DOC Сценарий всемирного дня танца 52.90 Mb FB2 PDF DOC Сценарии проведения праздника наурыз 19.88 Mb FB2 PDF DOC Скачать осенний бал сценарий 72.01 Mb FB2 PDF DOC Славься русь сценарий 81.52 Mb FB2 PDF DOC Сценарий давно написан 65.88 Mb FB2 PDF DOC Лучшее сценарии на 9 мая 35.89 Mb FB2 PDF DOC Сценарии выкупа невесты в стиле военных 53.85 Mb FB2 PDF DOC Сценарий юбилей женщине 40 лет 73.92 Mb FB2 PDF DOC Сценарии мероприятий к дню книги 33.89 Mb FB2 PDF DOC Сценарий конкурса самый лучший папа 94.99 Mb FB2 PDF DOC Сценарий праздника летом 113.64 Mb FB2 PDF DOC

Видео: CLOWN

CLOWN

Mr. Magic is a bilingual clown in China for many years doing birthday parties, funny smiles for kids, face painting, balloons and more.during the olympics and every year. KEEP SMILING

Сценка бабя-яга с подарком на юбилей.

Баба-яга с подарком на юбилей.

1. ПЕСНЯ БАБЫ ЯГИ

Гоп- стоп, я подошла из- за угла,

Гоп- стоп, тихонько "виски" налила, 

Да и на праздничек успела,

На ступе быстра прилетела

Метлою ветер разгоняла

Отложила все дела я

Шибче в небесах летала 

Вот только ступа техосмотр не прошла.

Гоп- стоп, в горшочке варится настой,

Гоп- стоп, была я раньше молодой.

Но я душою не старею,

С каждым годом все бодрею,

Веселюсь и молодею

А влюблюсь так уж в Кащея,

И от любви он оболдеет

Ведь магия и талисман всегда со мной, ой- ой...

Гоп- стоп, надела голден- леди я,

Гоп- стоп, все лешаки мои друзья,

И здесь смогу повеселиться

Вижу ваши светлы лица

Водки бы сейчас напиться

А потом опохмелиться

С мужиками порезвиться

Да только я еще не так пьяна

Ох, метла моя, метла!

Куды ж меня ты занесла?

Вот ведь транспорт мне достался!

Навигатор что ль сломался?!

Ой скажи честной мне люд -

Юбилей случай не тут?

( гости отвечают)

Вижу Люба вот сидит

Только странный что-то вид!

Вы не думайте, что я на халяву к вам пришла.

Не знам тебя, чем удивить

Трусы решила подарить.

Женский вид наш украшают серьги, кольца и часы,

но не все, наверно, знают, что важней всего ТРУСЫ.

Ой красиво надо говорить

«Недельку» хочу подарить.

Ходить в «недельке» будешь той.

Будешь бабой ты крутой.

Не просто так их надевай

А под случай подгоняй. 

(детские трусы)

Коль замучит ностальгия

Детство, юность, не скучай

Ты тоске не поддавайся

Штанишки эти надевай. 

(красные трусы)

1. Красный цвет нас возбуждает 

И на подвиги зовет

Штанишки эти надеваешь

И смело движешься вперед.

Чтоб деньжата были здесь,

трусы на люстру ты повесь.

чтоб разгорелось любви пламя,

из трусов ты сделай знамя,

маршируй раз-два, раз-два,

все вокруг сойдут с ума.

доходов чтоб тянулся шлейф,

положи трусы ты в сейф.

чтоб волшебство текло рекой,

трусы держи ты под рукой!

( Эротические)

1. Все работа да работа,

Какие вы наивные –

В этих можешь ты решать 

Свои дела интимные.

На курорт, иль в санаторий

Купишь ты путевочку

Ты «эротику» надень

Крутая будешь телочка.

(трусы с красным крестом)

Если вдруг не доглядела

И здоровьице хандрит

Белые трусы наденешь

И сама как Айболит.

(черные трусы)

Вдруг с финансами застой

Нету сала с колбасой

В черных море по колено

Надевай и песни пой.

(трусы обшитые мехом)

Теплые трусы согреют

Холодным зимним вечерком

Будет в них тепло, уютно

И невзгоды не почем.

(нарядные с рюшечками)

А сегодня – праздник твой

Шутки, смех, веселье

Нарядные трусы надень,

Так. для настроения.

А после праздника наденешь,

На прогулку в них шагай

И, желательно, без юбки,

Только попочкой виляй.

Трусов я надарила,

Всех гостей развеселила,

Хоть весь свет ты обойдешь,

Таких ты больше не найдешь.

Тебе с подарком веселей?

Ну к, всем ты рюмочку налей. 

 

Всё для юбилея!!!!! и дня рождения!!!!!!

Ведущая:

Речи были славными,

В них желали главного:

Не болеть, не унывать,

Чаще всех нас собирать.

Чтобы все осуществилось,

Вы скажите мне на милость,

Что же нужно предпринять?

Всем бокалы вверх поднять!!!

Далее, ведущий проводит программу по своему усмотрению, чередуя пассивные конкурсы (когда гости, сидят за столом), активные (когда участвуют) и дискотеку. Желательно конкурсы так же выдержать в ягодной тематике, либо дополнить программу своими, которые наверняка есть у каждого ведущего. Примерный перечень конкурсов привожу ниже:

Конкурсы

Пропущенные прилагательные

Гостям предложить вспомнить, какие бывают ягоды (сочные, наливные, сладкие, кислые, спелые), и вставить эти прилагательные в заранее заготовленный текст, потом прочитать, что получится. Этим конкурсом можно выявить лучшего биографа именинницы.

Примерный текст:

В одном городе (деревне) жила-была ______ семья. В один из ________ дней в этой семье родилась ______ девочка (имя). Она была очень ______ и ________.

Росла девочка не по дням, а по часам и превратилась однажды в ______ девушку. После школы (Имя) пошла учиться в _________ учебное заведение. И там получила _____ образование и _______ профессию. Впереди ее ждал _______, где она выполняла самую ______ работу. Ей платили _______ зарплату. Через несколько лет она встретила своего ________ любимого. Они сыграли __________ свадьбу и создали ___________ семью. Как и полагается, вскоре у их родился _________ малыш.

Сегодня в этом зале находятся ______ гости, которые с удовольствие поздравляют ________ (имя)

Во саду ли в огороде

Аукцион песен о ягодах и цветах.

Смуглянка-молдаванка

Звучит песня про «Раскудрявый клен». Гостям можно предложить:

1) Показать жестами содержание песни.

2) Выбрать самых смуглых гостей на юбилее (Поднять с мест самых «шоколадных» и путем голосования выбрать Мисс и Мистера Шоколадку. Для этого дамам кричат «Вау!», а мужчинам «Супер!»).

3) Делаем виноградное вино. (2-3 пары выходят, мужчины садятся на стулья, женщины к ним на колени, дамы должны на скорость лопать шарики, положив их на колени к избраннику и сев сверху. Этот конкурс подходит только для компании без комплексов. Учитывайте темперамент гостей и не ставьте их в неловкое положение)

По малину в сад пойдем…

Участникам выдается по корзинке. Завязываются глаза, на полу раскидываются «ягоды» (можно использовать красные резинки для волос). Задача участников – собрать максимальное количество «ягод» в корзинку. Можно провести этот конкурс дважды, усложнив его тем, что ягоды использовать двух цветов. А при подсчете – ягоды цвета противника вычитать.

Стульчики

Каждый помнит эту игру с детства, когда стульев на 1 меньше, чем участников. Под музыку все бегают вокруг, музыка – стоп. Кто успел, тот и сел. Затем убирается один стул и проигравший уходит в зал.

На стульчики можно положить ягодки, чтобы участники брали их в руки. Или сделать бумажные ободки с ягодками, чтобы участники одевали их на голову.

Мыльное поздравление

(использован материал сборника "Чем развлечь гостей", выпуск 17, стр. 90, автор - Герасимова Марина Анатольевна, с небольшими добавлениями)

Ведущая: Практически все современные женщины с увлечением смотрят телевизионные сериалы, забыв на некоторое время о своих нескончаемых домашних делах и заботах. Сейчас мы все вместе представим общий план "мыльной оперы", исполнительницей главной роли которой будет наша именинница. Думаю, премия "Оскар" за лучшую женскую роль первого плана у нас в кармане. Итак, наша героиня еще только в самом начале жизненного пути (дарится мыло "Детское"), она постепенно подрастает, расцветает и осторожно вступает в пору любви (мыло "Цветы любви"). В жизни происходит череда ярких событий, похожих на радугу ( мыло «Радуга»).

Видео: Grigori Dikshtein. Григорий Дикштейн. Песня Бабы Яги

Grigori Dikshtein. Григорий Дикштейн. Песня Бабы Яги

Юбилей Г.Дикштейна. 2006 г.

Песня Бабы Яги из спектакля "До третих петухов" по В. Шукшину.

Исп. Елена Бернат

Сайт Г.Дикштейна: http://kspus.org/greg/

pozdav.ru

Изучение сказочного героя. Где живет Баба-яга? :: SYL.ru

Баба-яга - персонаж, конечно, вымышленный, но каждый ее так отчетливо себе представляет, что, кажется, встреть мы ее - и нисколько не удивимся, и сразу узнаем. Кто такая Баба-яга? Мы видим ее обычно злой, уродливой, старой ведьмой, которая летает в ступе, ест детей, варит всяческие зелья, знакома со всеми сказочными волшебными персонажами и всегда в курсе их дел.

Вступление

В этой статье мы не станем рассказывать вам о том, что давным-давно известно о Бабе-яге. И нога-де у нее костяная, и Царство Мертвых она охраняет, и отношения с людьми у нее настороженные, и привечает она их чаще всего совсем не для того, чтоб накормить и обогреть... Здесь мы поговорим о бабушкиной избушке - той, что опирается на курьи ножки. Ведь это тоже сказочный персонаж. И еще какой! Ибо Ягу без ее избушки просто невозможно себе представить.

Итак. Где обычно живет Баба-яга в сказках?

Где находилась сказочная избушка?

О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.

Сначала сказочный герой (Иван-царевич, Аленушка, Марья Моревна или другие персонажи) отправляется в путь. Идет очень долго, прежде чем окажется за тридевять земель, что значит - очень далеко, на краю света, в чужом для героя, неизвестном и опасном месте. Далее герой набредает на уединенный домик.

Это и есть избушка, где живет Баба-яга. Она, как правило, располагалась в дремучем лесу, но не в самой чаще, а на опушке - своего рода границе между лесом и полем. Изба, как бы, служила предупреждающим знаком: смотри, путник, сразу за мной начинаются лесные дебри, где ждут тебя непроходимые тропы, дикие звери, лешие да кикиморы. В далекие времена, когда складывались сказки, лес и вправду был для человека полон опасностей, порой даже смертельных.

Кроме того, лес в народном сознании всегда противопоставлялся дому и хозяйству - как неосвоенное, полное опасностей пространство. Ведь в дремучей чаще леса дома быть не может. Поэтому и Баба-яга, понимаемая как персонифицированный образ леса, выступала существом, даже если и помогающим герою, все равно остающимся опасным. Как известно, связь женского начала с образом леса (или дерева) - одно из древнейших мифологических представлений.

Дом, где жила Баба-яга, мог находиться на самой высокой горе или у болота. Болота, леса, горы - в устах сказителей все эти места были одинаково полны опасностей и опять-таки противопоставлены обжитому пространству дома.

Как выглядела избушка на курьих ножках?

Знаменитый исследователь фольклора В. Я. Пропп подчеркивал, что избушка Бабы-яги олицетворяла собой "сторожевую заставу" на границе между миром живых и миром мертвых.

Начиналась она с частокольного забора вокруг избы, который был построен из костей человека, поверху торчали черепа (человеческие или лошадиные) с горящими глазами. У дверей были человеческие ноги, у запоров - руки. Замки принимали вид черепа с горящими глазами и огромными острыми зубами. А иногда замок на двери заменял калач, а в истории сообщалось, что "изба у Бабы-яги покрыта блином, подперта пирогом". Однако слушатели понимали, что это еда не от радушия хозяйки, а поминальная трапеза.

Вход в избушку, где живет Баба-яга, был всегда обращен к лесу, но та поворачивалась, если приходил незваный гость и требовал этого. Куриных ног обычно было две (редко одна), иногда даже четыре. И в некоторых историях избушка могла даже запинать ими неугодного визитера.

Прообраз избушки

Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые "курные" пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.

Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки "лежит бабка, нос в потолок врос" и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: "Чую, русским духом пахнет!".

Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти "знаки внимания", считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.

Атрибуты Бабы-яги

Самыми известными предметами, без которых сказочная ведьма не могла обходиться, являются ступа, помело, печь, лопата, котел. Были еще в "хозяйстве" Бабы-яги волшебные помощники - черный кот, черный ворон, гуси-лебеди.

Ступа нужна была Яге, чтобы летать на ней и добывать себе в пищу - людей, конечно. Во многих сказках бабушка Яга летала на ступе из железа с пылающей метлой. И когда она летела - "бушевал ветер, завывали дикие звери, стонала земля, немели люди, погибал скот". Но иногда ведьма просто передвигалась бегом, подгоняя себя метлой, или ехала в ступе.

Образ метлы (помела) мог ассоциироваться с волшебным посохом. А помело фигурировало еще в историях ацтеков, а также в сказках народов Китая и Индии. Обыденная метла мела дом, сакральная - "выметала" грехи из потустороннего мира, одновременно служа инструментом, насылающим забвение на живых. У Бабы-яги она нужна была, чтобы управлять ступой и заметать следы - то есть уничтожать воспоминание о полете у тех, кто его видел.

В печь старуха Яга часто сажала маленьких детей. Почему? Потому что в старину лечиться было нечем и не у кого, и первыми в крестьянской семье от эпидемий, болезней, голода страдали именно дети.

Впрочем, есть сведения, что детей в печи Баба-яга вовсе не жарила, а "припекала в тесте" - якобы именно так лечили в старину младенцев от рахита и некоторых других болезней. Кстати, одно из первых значений старинного глагола "ягать" - как раз "жечь".

Современная изба Бабы-яги

Село Кукобой, что находится в лесах между Ярославской и Вологодской областями - вот где живет Баба-яга в России в наши дни. В этом месте находится Музей Сказки и Избушка волшебной старушки. И если в сказках последняя выступает как представительница зловещих и недобрых к человеку сил, в Музее нынче правит веселая и приветливая Бабуля-ягуля.

Здесь, на опушке леса, расположено настоящее имение Бабы-яги. Сегодня в нем и вполне себе сказочный домик, начиненный всякой современной техникой. И это все-таки, в полном соответствии с традициями, избушка из сказки, поворачивающаяся к гостям, как и положено - передом. А еще в имении имеется Резиденция Ярославского Медведя, в которой хозяйничает сам Топтыгин, и Чайная Яги. Там гостей и пирогами угостят и чая нальют.

www.syl.ru