Меч Победы: выковали на Урале, оставили в Берлине. Автор скульптуры родина мать


ТАЙНЫ СКУЛЬПТУРЫ «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!»

ТАЙНЫ СКУЛЬПТУРЫ «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!»

Серкова П.Е.

Гордиенко Светлана Григорьевна 1

1

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постановка проблемы:

15 октября 1967 года — этот день вошел в историю нашего города, потому что состоялось торжественное открытие легендарной скульптуры «Родина-мать зовет!». В этом году «Родина-мать» отмечает полувековой юбилей. Она считается одной из самых высоких статуй в мире, высочайшей статуей России и Европы. Но мало кто знает, как строился монумент, кто стал прообразом женщины с мечом и что находится внутри легендарного памятника. Меня заинтересовали вопросы:

- об истории строительства памятника,

- кто является прообразом скульптуры,

- действительно ли внутри находится кафе или канаты,

-почему скульптуру считают «Чудом света»,

- и почему ходят слухи, что «Родина-мать» может упасть в Волгу?

Цель проекта:

Собрать из разных источников информацию о строительстве монумента «Родина-мать зовет!» и презентовать фотопроект, посвященной одной из самых высочайших статуй мира.

Гипотеза:

Не только в России, но и в разных странах мира принято считать, что внутри скульптуры «Родина-мать зовет!» находится кафе и помещения. Так ли это на самом деле?

Задачи проекта:

-получить сведения об истории строительства скульптуры,

-назвать имена авторов проекта строительства монумента и прообраза скульптуры,

-выяснить, что находится внутри памятника,

-предложить фотопроект, посвященный легендарной скульптуре «Родина-мать зовет!»

Содержание проекта:

2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва, которая стала переломной в ходе Великой Отечественной войны. После сражения в городе на Волге было отмечено начало освобождения СССР и стран Европы от немецко-фашистских захватчиков. В память о героях Сталинградской битвы в мае 1959 года началось строительство монумента «Родина-мать зовет!». В музее-заповеднике «Сталинградская битва» ведущий сотрудник Татьяна Приказчикова рассказала мне, что авторами памятника являются скульптор Евгений Вучетич и инженер Николай Никитин. По их задумке монумент устанавливали в двухстах метрах от легендарной «Высоты 102», где сейчас находится Храм Всех Святых на Мамаевом кургане. Вучетич и Никитин решили, что женщина с мечом войдет в состав триптиха: монумент в Магнитогорске «Тыл-фронту», скульптура «Родина-мать зовет!» в Сталинграде и памятник Воину-освободителю в Берлине. Образ первого памятника — рабочий передает выкованный меч солдату. В нашем городе — женщина держит меч над головой. А в Берлине воин победно опустил меч острием к земле. Военное консультирование проводил маршал Советского Союза Василий Чуйков. Ведь именно он во время Сталинградской битвы придумал особые штурмовые группы для обороны города. Сам Василий Иванович попросил, чтобы после смерти его похоронили на Мамаевом кургане. Он скончался в 1982 году и его могила находится у подножия главной высоты России.

В Волгограде строительство скульптуры велось долгих восемь лет. На Мамаев курган свозились песок и грунт — всего 150 тысяч тонн. Их привозили на грузовиках, помеченных специальной лентой, и даже на дороге сотрудники ГАИ не имели права их останавливать. Саму скульптуру отливали ярус за ярусом из специального материала, он называется напряженный железобетон. Для этого использовалось 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Памятник закрепили на специальном двухметровом постаменте, а его — на плотном фундаменте, под котором находятся пустоты в 16 метров глубиной. Голову и меч закрепляли отдельно. К тому моменту, когда скульптура была готова, она считалась самой высокой в мире. Ее высота — 87 метров, а общей вес — больше 8 тысяч тонн. Открытие скульптуры состоялось 15 октября 1967 года.

Не раз у скульптора Вучетича спрашивали, кто же стал прообразом женщины с мечом, и никогда он не давал прямого ответа. В музее-заповеднике «Сталинградская битва» есть сведения, что знаменитому скульптору могли позировать три девушки из Волгограда — Анастасия Пешкова, Валентина Изотова, Екатерина Гребнева. Каждая из них имеет сходство с образом Родины-матери. Но ни одна не подтвердила свою причастность к работе, не дал официального подтверждения и сам Евгений Вучетич. Сотрудники музея-заповедника считают, что в работе над памятником в течение двух лет скульптору помогала именно Изотова. Тогда ей было 26 лет. Девушка работала официанткой в новом ресторане «Волгоград», где часто принимали высоких гостей и иностранные делегации. Вучетичу понравилось строгое, серьезное лицо волгоградки, ее спортивная фигура и он пригласил ее позировать. Кандидатуру Изотовой утверждали в Москве. Валентина Изотова потом вышла замуж и уехала в Норильск, но о своей помощи скульптору никогда не рассказывала. Последние 10 лет ученые пытались установить прообраз, и нашли еще один вариант — статуя Ники Самофракийской, она находится на Триумфальной Арке в Париже. И это одна из тайн, которую хранит величественная скульптура — кто же стал образом легендарной женщины с мечом — доподлинно неизвестно. Часто спрашивают, почему у скульптуры открыт рот, такой вопрос задавали и скульптору Вучетичу. Он отвечал: «Она кричит: «За Родину!»

В 1972 году памятник подвергся первой реставрации. Это было связано с историей с мечом. Во-первых, летчики пассажирских самолетов заявили, что меч в темноте не виден и представляет опасность полетам. Во-вторых, посетители Мамаева кургана часто слышали металлический скрежет и лязг, вызывающий опасения. Длина меча- 33 метра, а его вес -14 тонн. Первоначально он был выполнен из нержавеющей стали, которую обшили листами титана. Причиной скрежета стали масса меча и его огромные размеры - под порывами ветра он раскачивался и скрипел. Механические нагрузки вызывали опасность раскола крепления в части правой руки. Поэтому было решено заменить меч. Лезвие изготовили из фторированной стали, сделали в нем отверстия для парусности и установили световые сигналы, которые видны самолетам. Еще одна реставрация памятника проводилась в 1986 году — скульптуру укрепили на постаменте.

Ходит много слухов о том, что внутри скульптуры находятся обзорные площадки, с которых можно любоваться видами города, лифты и даже кафе для туристов. На самом деле это не больше, чем вымысел. В музее-заповеднике «Сталинградская битва» мне рассказали, что скульптура внутри полая, а ее части меж собой стянуты прочными стальными канатами.

Научный сотрудник Волгоградского филиала Научно-Исследовательского института энергетических сооружений Александр Чернов рассказал нам, что внутри памятника все же есть смотровые площадки. Их все две — во рту и в мече. Они предназначены для специалистов, наблюдающих за состоянием памятника, они поднимаются внутрь один раз в неделю. К сожалению, мне лично не довелось побывать там, а вот моя мама была внутри скульптуры. Внутренняя часть состоит из специальных ячеек примерно 3 на 3 метра и 99 стальных канатов, весом в 60 тонн каждый, натяжную силу которых постоянно регулируют. За каждым канатом следят датчики и их показания регулярно снимают и записывают в специальный журнал. Если какой-то канат ослабевает, то его натягивают, его происходит примерно один раз в 5 лет. Толщина бетонных стен скульптуры всего 25 сантиметров. Наверх ведет бетонная лестница, где больше 200 ступеней. Передвигаться очень сложно-лестница узкая, и никаких кафе, лифтов и помещений внутри нет. В некоторых ячейках находятся на всякий случай системы для пожаротушения, потому что здесь много электропроводов, да и сами канаты имеют особую горючую смазку. Примерно на уровне груди скульптуры есть комната. Здесь находится телефон, аппаратура, которая следит за всеми датчиками, а во время сильного ветра в этом помещении слышен гул. Примерно на уровне шеи особенно много канатов — они стягивают руки скульптуры и здесь можно выйти через проход в мече на площадку. Специалисты следят за состоянием меча и делают на поверхности руки отметки. С этого места открывается красивый вид на город. Смотрители рассказывают, что в памятнике жил призрак девушки Нины, погибшей в битве за Сталинград. Ее видели в 80-х годах специалисты, снимающие показания датчиков. Но после того, как построили Храм Всех Святых, образ девушки пропал. Александр Чернов рассказал: слухи о том, что памятник может рухнуть в Волгу — очередной вымысел. Скульптор Вучетич в своих рабочих документах писал, что монумент может простоять без дополнительного крепежа как минимум 50 лет. Три года назад смотрители заявили, что есть отклонения от нормы в пределах 2,5 миллиметров. Волгоградцы заволновались — значит памятник наклоняется и может упасть? Специалисты заявляют, что ничего подобного не произойдет — скульптура, как и площадка, на которой она установлена, очень прочная.

В 2008 году в Москве были подведены итоги конкурса «Семь чудес света», победителей конкурса определяли жители разных городов России. По результатам народного голосования скульптура «Родина-мать зовет!» признана одним из чудес света. И волгоградцы по праву гордятся этой победой. Ежегодно на Мамаев курган поднимаются тысячи туристов, и ни одного человека не может оставить равнодушным величие этого памятника. «Родина-мать зовет!» была и остается главной достопримечательностью Волгограда и России. И еще не одно поколение придет на Мамаев курган, чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает свой меч к небесам.

Там, где двести дней и ночейБушевала великая битва,Там, где кровью тысяч людейКаждый метр земли был пропитан,Там, где сила советских солдатСокрушала фашистскую силу, —Там давно уже пушки молчатИ поля от пожарищ остыли.Там сегодня над Волгой-рекой,На священной земле сталинградскойРвется к солнцу цветок полевойИз-под каски пробитой солдатской.Жизнь! Мы славим величье ее.Жить! — вот благо и счастье людское!За него, за счастье твое и моеСвои жизни отдали герои...

Выводы проекта:

Легендарная скульптура — главная достопримечательность нашего города и его визитная карточка. В ней нет кафе и помещений для туристов, и сведения, приведенные в моей работе доказывают это. Как и тот факт, что прочность монумента, испытанная десятилетиями, не вызывает сомнений. В 2018 году в Волгограде пройдут игры Мирового Чемпионата по футболу, и тысячи туристов смогут увидеть величие уникальной статуи. Надеюсь, что моя работа поможет школьникам и их родителям больше узнать об истории легендарной скульптуры, ее авторах, тайнах и особенностях.

На основании проведенного исследования предлагаю:

-ознакомить детей и родителей с фотопроектом, посвященным легендарной скульптуре «Родина-мать зовет!»

-пригласить своих одноклассников на экскурсию на Мамаев курган.

Список использованной литературы:

1.архивные документы музея-заповедника «Сталинградская битва».

2.личные беседы со специалистами музея-заповедника «Сталинградская битва», Волгоградского филиала научно-исследовательского института энергетических сооружений.

3.публикации в волгоградских СМИ (ИА «Волгоград News”, ИД «Волгоградская правда»).

4.помощь в составлении фотопроекта оказал волгоградский фотограф Александр Куликов.

Просмотров работы: 249

school-science.ru

Триптих Победы. Меч Победы

Подробности Опубликовано 08.05.2015 11:54 Автор: Igrok Просмотров: 1149

Не знаю как вы, а я только сегодня утром узнал, что Родина-мать на Мамаевом кургане в Сталинграде - это только часть триптиха, состоящего из трех монументальных композиций, каждая из которых несет Меч Победы. Третья часть - Воин-освободитель в Берлине, а первая - мемориал "Тыл-фронту", в Магнитогорске, о котором я вообще ничего не знал.

Считается, что Меч Победы был выкован уральскими рабочими и передан советским воинам. Родина-Мать подняла его на защиту русской земли над великим городом на Волге, а опустил его русский солдат уже в Берлине, после Великой Победы.

По хронологии памятники были выполнены иначе - с третьего по первый. Воин-освободитель был установлен в Берлине перед четвертой годовщиной Победы - 8 мая 1949 года. Родину-мать завершили 15 октября шестьдесят седьмого, а первую часть мемориала "Тыл - фронту" открыли только 29 июня семьдесят девятого.

Предлагаю вам маленькое фотопутешествие по этим мемориалам.

Первая часть - "Тыл - фронту" стоит в Магнитогорске, где ковали Меч Победы. На нём рабочий передаёт меч солдату.

В связи с тем, что по статистике каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла, было принято решение о возведении памятника в Магнитогорске. На берегу реки Урал был возведён 18-метровый искусственный холм. Основание холма было укреплено железобетонными сваями.

К моменту строительства монумента "Тыл-фронту" автор двух других упомянутых памятников, Евгений Викторович Вучетич, уже скончался. Авторы монумента: скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский. Материал — бронза, гранит. Высота — 15 метров.

В композицию также входит вечный огонь в виде гранитной звезды-цветка.

Монумент дополняется двумя трапециями высотой в человеческий рост, на которых барельефом написаны имена магнитогорцев, получивших звание Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне.

 

9 мая 2005 года состоялось открытие ещё одного дополнения, выполненного в виде двух треугольных секций, симметрично заполненных возвышениями из гранита, на которых высечены имена магнитогорцев, погибших в Великой Отечественной войне (всего более 14 000 фамилий).

Мемориальные места нечасто попадают в маршрут моих прогулок. Просто так не придешь, неуютно себя чувствуешь, нужно какое-то особое настроение. Вот и сейчас, когда смотрю на эту фотографию, щемит сердце и хочется плакать. Пятилетний мальчик и собранный им на городском косогоре чахлый букет. Он ничего никому не сказал, он просто принес букет.

На фотографии мой внук – Павел, на верхней плите, третья снизу надпись: Акулов С.В., это мой дед - Сергей Васильевич, рядовой, погиб под Сталинградом.

Вторая часть триптиха - Родина-мать.Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Одна из самых высоких статуй мира.

Монумент Родина-мать - композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Сталинграде (Волгограде).

Наиболее выразительные и заметные части этого ансамбля, на мой взгляд, это скульптура "Стоять насмерть" изображающая воина-защитника, собирательный образ которого имеет внешние черты маршала В.И.Чуйкова, командующего 62-й армии.

Площадь, на которой находится памятник, символизирует самые тяжелые моменты битвы под Сталинградом. У основания скульптуры надписи: "За Волгой для нас Земли нет", "Стоять насмерть", "Ни шагу назад!", "Не посрамим священной памяти", "Каждый дом — это крепость".

И скульптура Скорбящая мать - фигура матери, склонившейся над погибшим сыном, на Площади Скорби.

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента - "Родина-мать зовет!". Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

(оригинал схемы 3508х2480)

Строительство монумента Родина-мать было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности, в 1972 году был заменен меч.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры.Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность.

Третий монумент, Воин-освободитель находится в Берлине, в Трептов-парке.

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.

Памятник расположен на вершине насыпного кургана, к его постаменту ведёт лестница.

Внутри постамента находится круглый памятный зал. Стены зала украшены мозаичным панно (художник А. А. Горпенко). На панно изображены представители разных народов, включая народы Кавказа и Средней Азии, возлагающие венки на могилу советских воинов.

Над их головами на русском и немецком языках написано:

«Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества»

(цитата из доклада И. В. Сталина к 27-й годовщине Октябрьской революции).

Мемориальный комплекс в Трептов-парке был создан после конкурса, в котором принимало участие 33 проекта. Победил проект Е. В. Вучетича и Я. Б. Белопольского.

Строительство комплекса осуществлялось под руководством "27 управления оборонных сооружений" советской армии. В работах было задействовано около 1200 немецких рабочих, а также немецкие фирмы — литейная мастерская Noack, мастерские по мозаике и витражам Puhl & Wagner, садовые товарищества Шпэта (нем. Speth nursery).

Перед входом в комплекс нас встречают две полукруглые площади с однопролетными арками из серого гранита, которые образуют вход на территорию памятника-ансамбля. На арках высечены ордена Великой Отечественной войны, годы «1941–1945» и надпись: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость социалистической Родины».

В пролетах гранитных арок, как в торжественной раме, фигура женщины. Женщина присела на камень, опершись на него рукой и склонив голову. Горе ее глубоко! Эта скульптура — собирательный тип женщины-матери, вынесшей на своих плечах все тяготы войны. Миллионы матерей проводили своих сыновей на ратные подвиги и не дождались их возвращения домой. Мать-Родина скорбит о своих погибших детях. Фоном статуи служат ели и тонкие березки со склоненными кронами, широкая аллея пирамидальных тополей, которая ведет к террасе главного входа.

 

Аллея заканчивается главным входом в некрополь — двумя направленными навстречу друг другу знаменами из красного гранита. Это советский народ склонил их над могилами своих сынов.На фоне полированного камня четко прочерчены темные линии тяжелых, падающих вниз складок, а рядом с ними высеченные в камне надписи: "Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства".

 

 

Перед знаменами преклонили колена бронзовые фигуры советских воинов. Молодой солдат и пожилой ветеран крепко сжимают в руках автоматы. Они словно дают клятву высоко держать славу советского оружия, славу знамен, пронесенных от Волгограда до Берлина.

 

Как только посетители подходят к коленопреклоненным фигурам, с каменной террасы вниз открывается величественная перспектива — пять огромных квадратов. Это братские могилы.

 

 

Простая гранитная плита возлежит посреди каждой из них, и на каждой плите отлитый из бронзы лавровый венок - суровый и торжественный.

 

 

Семь тысяч бойцов Красной Армии, Армии-освободительницы, лежат здесь, упокоившись вечным сном.

 

 

И ещё одна могила под гранитной плитой. На плите надпись: "Родина не забудет своих героев". Здесь покоятся четыре Героя Советского Союза, погибшие в боях за Берлин.

 

Зеленые ковры братских могил как бы сливаются в единое целое с могучим курганом, завершающим перспективу. Когда-то такие курганы насыпали наши далекие предки на могилах великих воинов.

Курган служит подножьем главного монумента ансамбля — статуи "Воин-освободитель". Высоко на ступенчатом постаменте из белого камня стоит эта статуя. Спокойно смотрит вперед молодой советский солдат. Поворот головы, широко развернутые могучие плечи, натруженная рука, уверенно лежащая на рукояти меча, создают впечатление несокрушимой воли.

 

 

Маленькая девочка доверчиво прильнула к широкой груди молодого солдата. Ее нежное, хрупкое, полуобнаженное тельце контрастирует с походной гимнастеркой, грубыми сапогами и наброшенной на плечи плащ-палаткой. Ребенок олицетворяет собой будущее человечества, спасенного от ужаса и позора фашистского рабства Советской Армией.

 

 

Сюжетом для памятника послужило событие, случившееся во время штурма Берлина. 30 апреля 1945 года сержант Николай Масалов, рискуя жизнью, вынес из зоны обстрела трехлетнюю немецкую девочку. Первым о подвиге Масалова рассказал маршал Чуйков, позже исследователям удалось подтвердить это документально.

Скульптору Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова. Он сам вспоминал, как перед атакой услышал детский плач и увидел девочку, которая сидела возле убитой матери. Она теребила мать и звала: "Муттер, муттер!" Николай схватил девочку в охапку – и обратно к своим. В этот момент он был ранен в ногу, но не бросил ребенка.

Это было в мае, на рассветеНарастал у стен рейхстага бой.Девочку немецкую заметилНаш солдат на пыльной мостовой.У столба, дрожа, она стояла.В голубых глазах застыл испуг.А куски свистящего металлаСмерть и муку сеяли вокруг.Тут он вспомнил, как, прощаясь, летомОн свою дочурку целовал.Может быть, отец девчонки этойДочь его родную расстрелял.Но сейчас, в Берлине, под обстреломПолз боец и, телом заслоня,Девочку в коротком платье беломОсторожно вынес из огня.

Вот что писал о событии, случившемся 26 апреля 1945 года, во время взятия Берлина, маршал Чуйков:

За час до начала артподготовки для взятия аэродрома Темпельхоф, знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принёс знамя полка к Ландвер-каналу. Путь к центру Тиргартена с юга преграждал глубокий, с отвесными бетонированными берегами, канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнем пулеметов. До атаки гвардейцев осталось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребёнка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: "Муттер, муттер" Кажется, это на той стороне канала, сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: "Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он".

Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнем пулемётов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землёй. Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. Вот он пересек набережную и укрылся за выступом бетонированной стенки канала. И тут снова услышал ребёнка. Тот звал мать жалобно, настойчиво. Он будто торопил Масалова. Тогда гвардеец поднялся во весь рост - высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки.

Масалов перекинулся через барьер канала. Прошло ещё несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Затаив дыхание, гвардейцы ждали голос ребёнка, но было тихо. Ждали пять, десять минут; неужели напрасно рисковал Масалов? Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску.

И в это время все услышали голос Масалова: "Внимание! Я с ребёнком. Прикройте меня огнем. Пулемет справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку!". Тут началась артподготовка. Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках. Ее мать, вероятно, пыталась бежать из Тиргартена, но эсэсовцы стали стрелять ей в спину. Спасая дочку, она укрылась под мостом и там скончалась.Передав девочку санитаркам, сержант Масалов снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед.

На Потсдамском мосту в Берлине, где Николай Масалов спас немецкую девочку установлена табличка, на которой на двух языках (немецком и русском) написано: "В память о советском сержанте Николае Масалове (1921- 2001). В ходе боев за Берлин 30 апреля 1945 года, возле этого места, рискуя жизнью, он спас из огня, оказавшегося между двумя фронтами ребенка".

 

Олицетворением нашей победы, олицетворением мужества и гуманизма советских солдат стал этот берлинский монумент «Воина-освободителя».

А образом для воина-освободителя стал гвардии рядовой Иван Одарченко. Воевал он в составе 114-й гвардейской дивизии 9-й гвардейской армии. Освобождал Венгрию, Австрию, Чехословакию, войну закончил под Прагой с медалью "За отвагу". А после победы его оставили служить в составе советских войск в Берлине. Там в августе 1947 года на Дне физкультурника высокого парня славянской внешности и заприметил скульптор Евгений Вучетич. "Хочу, - говорит, - лепить с тебя памятник солдату-победителю". Армейское начальство не возражало: серьезных замечаний по службе гвардии рядовой Одарченко не имел, идеологических изъянов в его биографии не было, поэтому он вполне годился на модель для монумента. Да и самому солдату было интересно. С девочкой на руках он позировал скульптору почти полгода. Сначала это была действительно немецкая девочка, а потом трехлетняя Света - дочь коменданта Берлина генерала Котикова.

У Одарченко хранилась фотография Вучетича с надписью: "Дорогому другу И. С. Одарченко в память о берлинском памятнике".

На родине, в городе Тамбов, 8 мая 2010 года, в парке Победы, ветерану Ивану Степановичу Одарченко тоже поставили памятник, но на этот раз памятник ему самому.

- Честно говоря, когда мне сообщили, что с меня опять будут делать памятник, - сказал Одарченко, - я подумал, что он снова будет, как в Берлине - пусть делают его с работы Вучетича. Но когда скульптор объяснил, что хочет делать именно меня, ветерана, я согласился...

Так через 65 лет воин-освободитель "вернулся" домой, присел на лавочку в парке Победы, посадил на колени правнучку и стал символом связи времен и поколений. Парковая композиция лишена пафосной монументальности, носит подчеркнуто домашний характер. Рядом с ветераном можно посидеть, сфотографироваться, потрогать медали. И первыми после открытия памятника этой возможностью воспользовались дети.

Ветеран Великой Отечественной войны, гвардии рядовой Воздушно-десантных войск Иван Степанович Одарченко скончался 2 июля 2013 года. Ему было 86 лет.

Вот и завершилась наша маленькая фотоэкскурсия. Надеюсь вам было интересно и не совсем скучно. А это на десерт:

Мемориал Русскому воину в Берлине:

В центре Берлина находится Мемориал Русскому воину. Он был возведён в кратчайшие сроки и уже в ноябре 1945г. открылся парадом так называемых союзнических войск.

Центральная часть Мемориала представляет собой вогнутый ряд с более крупной центральной колонной, являющейся восьмиметровой статуей советского воина. Винтовка на его плече говорит о закончившейся войне, которая никогда больше не повторится. Вытянутая вперёд левая рука воина символизирует победу света над тьмой, над теми, кто развязал кровопролитную войну. За спиной у солдата в небольшом сквере покоятся останки советских солдат павших в боях за Берлин.

Надписи на колоннах рассказывают о различных родах войск и хранят списки погибших солдат. По обеим сторонам покой павших воинов охраняют два танка и две пушки, принимавшие участие в битве за Берлин. Справа и слева от главной дорожки находятся надгробные плиты с именами советских офицеров погибших в последние дни войны. Постоянно к Мемориалу приходят люди чтобы отдать почесть. Ежегодно к подножию памятника и к воинским захоронениям торжественно возлагаются венки.

Родина-мать в Киеве:

 

Монумент-скульптура "Родина-мать", стоящий в Киеве на высоком правом берегу Днепра. Относится к «Национальному музею истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.». В 1981 году в День Победы комплекс открывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.Центральной фигурой музея является монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдалённых точек украинской столицы. У подножия монумента расположен музей.

Над проектом начинал работать автор мемориала в Волгограде Евгений Вучетич. Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку. После смерти Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай.

Композиция впоследствии претерпела значительные изменения. Бородай разработал проект, который был реализован, в содружестве с Фридом Сагояном и Василием Винайкиным, а также с архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым, Николаем Фещенко.

По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вел переговоры с первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Щербицким о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни, расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры. Якобы оружие не может быть выше креста. И после этого было решено укоротить меч скульптуры. Кончик меча действительно ниже верхушки колокольни на 12 метров. Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры.

 

В подготовке обзора, помимо источников уже указанных в статье и моих личных мыслей, частично использованы материалы из Википедии:Тыл-фронту (монумент)Родина-мать (Волгоград)Воин-освободительРодина-мать (Киев)

Практически все фотографии взяты из Яндекс-картинок. Если вы обнаружили собственное авторское фото и желаете чтобы здесь присутствовала ссылка или подпись - без проблем.

  • < Назад
  • Вперёд >

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

grayport.ru

выковали на Урале, оставили в Берлине

Знаете, что такое триптих? Это произведение искусства, состоящее из трех частей, объединенных общей идеей. Уникальным триптихом в скульптуре стала серия монументов с Мечом Победы в разных городах. О том, что объединяет знаменитые памятники в Магнитогорске, Волгограде и Берлине, читайте в нашем материале.

Меч — аллегорический символ победы над врагом — был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции, воплотившаяся в знаменитых скульптурах: «Тыл — фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Германии.

«Тыл — фронту» — первый монумент серии, состоящий из двух фигур — рабочего и воина.

Магнитогорск был не случайно выбран местом для сооружения памятника, ведь по статистике, каждый третий снаряд и каждый второй танк были сделаны из магнитогорской стали.

Отсюда и символичность скульптуры — работник завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату, который направляется на Запад.

Фото: Википедия

Позже Меч Победы поднимет ввысь «Родина-мать» в Волгограде (Сталинграде в Великую Отечественную), где произошел переломный момент в войне. Именно отсюда, из Сталинграда, после тяжелейших боев началась долгая дорога на Берлин.

Фото: Martha de Jong-Lantink

И завершает общую композицию монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Советский солдат стоит на обломках свастики и держит на руках спасенную им немецкую девочку. Победно опущенный Меч символизирует конец войны и разгром нацистской Германии.

Фото: zug55

Несмотря на то, что Меч Победы начал путь на Урале и закончил в Берлине, монументы триптиха были установлены в обратном порядке. Памятник «Воин-освободитель» установили в Берлине весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» завершили осенью 1967 года, а первый монумент серии — «Тыл — фронту» — открыли летом 1979 года.

Два монумента триптиха — «Родина мать зовет!» и «Воин-освободитель» — принадлежат руке одного мастера, скульптора Евгения Викторовича Вучетича. В своем творчестве к теме меча автор обращался трижды.

Третий монумент Вутечича, не относящийся к серии, установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. В композиции «Перекуем мечи на орала» рабочий перековывает меч в плуг, а сама скульптура символизирует стремление людей бороться за разоружение во имя торжества мира на планете.

Фото: United Nations Photo

Евгений Викторович Вучетич рассказывал Андрею Дмитриевичу Сахарову о скульптуре «Родина мать зовет!»:

Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!

Скульптура «Родина-мать зовет!» на момент создания считалась самым высоким монументом в мире, за что и была занесена в книгу рекордов Гиннеса. Ее высота — 52 метра, с постаментом — 85.

На сегодняшний день самой высокой скульптурой в мире является статуя Будды Весеннего Храма, высотой 128 метров.

Изображение: Anna Frodesiak

В основе сюжета памятника «Воину-освободителю» лежит реальный подвиг солдата — знаменщика 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержанта Николая Масалова, совершенный им при взятии Берлина.

26 апреля 1945 года советские солдаты готовились к взятию аэродрома Темпельхоф. Путь бойцам преграждал глубокий канал, мосты и подступы к которому были со всех сторон прикрыты огнем вражеских пулеметов. Стояла напряженная тишина, которую нарушил детский плач.

Он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер…», — вспоминал маршал Василий Чуйков о подвиге бойца. — «Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он».

Рискуя жизнью, Николай Масалов спас ребенка, и, «передав девочку санитаркам, снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед».

Красноармеец Иван Одарченко стал прообразом фигуры монумента «Воин-освободитель». Именно он позировал скульптору Евгению Викторовичу Вучетичу.

В августе 1947 года, в День физкультурника, в Берлине проходили спортивные соревнования, одним из участников которых был и рядовой Одарченко. После соревнований к нему подошел скульптор Вучетич и сказал, что хочет лепить с него монумент воину-освободителю.

Позировал Иван Одарченко около полугода. На левой руке сидела сначала немецкая девочка, затем — трехлетняя Света Котикова, дочь коменданта Берлина.

defendingrussia.ru

Родина-мать (Киев) - это... Что такое Родина-мать (Киев)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать.

Координаты: 50°25′35″ с. ш. 30°33′47″ в. д. / 50.426389° с. ш. 30.563056° в. д. (G) (O)50.426389, 30.563056

Монумент-скульптура «Родина-мать», стоящий в Киеве на высоком правом берегу Днепра.

Относится к «Национальному музею истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.». В 1981 году в День Победы комплекс открывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Описание

Центральной фигурой музея является монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдалённых точек украинской столицы. У подножия монумента расположен музей.

Проектирование

Планировалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом, однако от этой идеи отказались. Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР. Она изготовлена на Киевском заводе имени Парижской Коммуны с учетом рекомендаций института электросварки имени Е. О. Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25—30 т. Скульптуру собирали специально построенным стометровым краном. Позднее этот кран демонтировали. Для контроля за состоянием всех строительных конструкций установлен строгий режим геодезических инструментальных обследований. Регулярные ежегодные обследования показывают отсутствие каких-либо отклонений относительно динамического равновесия. Согласно выводам специалистов, монумент «Родина-мать» должен простоять свыше 150 лет. По расчетам, статуя может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов. Для передвижения людей и технического обслуживания скульптуры в середине смонтированы два лифта — наклонный и вертикальный (движется на катках под углом 75 градусов), оборудованы площадки для осмотра. Один из лифтов поднимается с девятью остановками до самой «головы» Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Можно подняться в «руку» со щитом и в другую — с мечом. Там тоже есть монтажные площадки. Летом 2002 года был разрешен подъём экскурсантов на площадки отметок 36 метров и 92 метра. Однако после того, как в апреле 2003 года посетитель упал с верхней площадки и разбился, доступ туристов был ограничен. Над проектом начинал работать известный скульптор, автор мемориала в Сталинграде Евгений Вучетич.

Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку. После смерти Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай. Композиция впоследствии претерпела значительные изменения. Бородай разработал проект, который был реализован, в содружестве с Фридом Сагояном и Василием Винайкиным, а также с архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым, Николаем Фещенко. По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вел переговоры с первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Щербицким о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни, расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры. Якобы оружие не может быть выше креста. И после этого было решено укоротить меч скульптуры. Кончик меча действительно ниже верхушки колокольни на 12 метров. Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры. Мемориальный комплекс занимает площадь свыше 10 гектаров. В него входят: музей с монументом «Родина-мать», главная площадь с Аллеей Городов-героев и скульптурными композициями «Форсирование Днепра» и «Передача оружия», галерея героев фронта и тыла с бронзовыми горельефными композициями, чаша «Огонь Славы», выставка боевой техники и вооружения, отдельное здание, где развернуты постоянно действующие реликвийные экспозиции «Трагедия и доблесть Афгана», «На чужих войнах», открытые для посещения экскурсантов самолеты Ли-2, МиГ-23 и вертолет Ми-24В. Главный экспозиционный корпус музея — трехэтажное сооружение с площадью перед ним, которая вмещает до 30 тысяч человек. Именно тут в честь всенародных праздников Победы, освобождения Украины и Киева проводятся общегородские мероприятия с участием ветеранов и их потомков.

Задействованные скульпторы и архитекторы

Технические данные

  • Высота скульптуры «Родина-мать» (от пьедестала до кончика меча) — 62 м.
  • Общая высота с постаментом — 102 метра
  • В одной руке статуя держит 16-метровый меч весом в 9 т, в другой — щит размером 13×8 м с гербом СССР (весом в 13 т)
  • Всё сооружение — цельносварное и весит 450 т
  • Сам каркас начинается на глубине 17,8 м (от входа в музей). На эту глубину уходит бетонный колодец диаметром 34 метра.

См. также

Другие памятники Великой Отечественной войны

Ссылки

Достопримечательности Киева  

biograf.academic.ru