Боголюбский Андрей Юрьевич. Андрей боголюбский годы правления


Князь Боголюбский – убийство,великий русский владимирский князь Андрей Юрьевич Боголюбский. | Кремлион

Андрей Юрьевич Боголюбский

Андрей Юрьевич БоголюбскийГоды жизни: 1110-1174Годы правления: 1169-1174

Андрей Юрьевич Боголюбский родился в городе Суздале в 1110 году. Отцом его был князь Юрий I Владимирович Долгорукий. Великий князь выделил своему сыну на правление небольшой город Звенигород под Киевом, но Андрей Юрьевич не был удовлетворен этим решением. Ему хотелось большего, поэтому в тайне от отца он отправился в Суздаль и Ростов, став их правителем.

Годы шли и в 1150 году князь Андрей Боголюбский подчинил еще и Вышеградскую с Васильевской области. Со временем он переместился в небольшой тогда город Владимир.

История правления Андрея Боголюбского была наполнена несколькими  великий князь андрей боголюбскиймеждоусобными войнами, здесь он часто одерживал победы. Самой крупной из них можно считать противоборство с Изяславом II Мстиславичем за Великое Киевское княжение, противник Андрея призвал на помощь венгерские и польские, но это не помогло.

Сложные и неприятные события начались после смерти Юрия Долгорукого, Андрей, как прямо наследник, претендовал на трон Великого Киевского князя, но далеко не сразу смог его получить. Это произошло в 1169 году, когда Боголюскому пришлось брать Киев, собственную столицу, военными силами. Киев был под гнетом Мстислава II Изяславича, поэтому был первый ожесточенный бой за взятие Киева. Последствия были плачевными, город был не только разграблен, но и по большей части сожжен. Андрей Боголюбский получил себе государство, хоть и решил не оставаться в полуразрушенном Киеве.

Князь Боголюбский во Владимире

Он отправился во Владимир, оставив прежнюю столицу в управлении своего брата Глеба. После этого Андрей провозгласил себя Великим князем Владимирским, по словам многих историков, это событие открыло новую эру в жизни Владимирской Руси, а также поставила последнюю точку в жизни Киевского государства.

Князь Андрей Боголюбский взялся за мирное развитие своей новой столицы. Он занялся строительством каменных зданий, среди которых наибольшую известность получили соборы. Они стали отличительной чертой этого прекрасного северного города. Тем не менее, князь Владимирский не остановился на этом, религия имели высокий приоритет, поэтому в храм Успения Богородицы во Владимире была перемещена икона Богородицы. По преданию она была написано рукой евангелиста Луки, а значит, играла важную роль. Со временем она стала известной иконой Владимирской Божьей Матери и предстала перед людьми в качестве символа Суздальской земли. Сейчас она не потеряна, а хранится в Третьяковской галерее.

андрей боголюбский князь владимирский

На берегу небольшой реки Нерль раскинулась резиденция Андрея. Неподалеку от нее была построена простенькая белокаменная церковь Покрова. До сих пор они считается важным культурным наследием всей нашей страны, а также одним из немногих мировых шедевров мирового зодчества. Не удивительно, что все люди, которые видели ее хоть раз в своей жизни, запоминают ее навсегда.

Прозвище князя Боголюбский

Место, где раскинулась резиденция первого Владимирского князя, называлось Боголюбово, из-за чего Андрей Юрьевич и получил свое князь боголюбскийпрозвище. Его политика в государстве в первую очередь отличалась тем, что он хотел полностью прекратить междоусобные войны. Русь разрывалась от постоянного противостояние многочисленных наследников, что определялось удельной системой правления. Принцип состоял в том, что не сын наследовал место князя, а брат, поэтому всегда появлялось множество наследников от официальных браков и незаконнорожденных, а также двоюродные и троюродные братья, которые имели полное право на престол. К тому же, владение один или несколькими городами основывалось на получении из рук князя, хотя часто захватывалось военными силами. Не было единства и целостности страны, что должно было стать основой защиты от внешних завоевателей.

Андрей Юрьевич видел основную причину слабости Руси именно в разобщенности. Боголюбский выбрал совершенно иной путь правления, который ни разу еще не существовал в русском государстве. Он отказался от раздачи городов своим родственникам. Он был единственным правителем, надеясь на то, что и в дальнейшем положение власти останется именно таким. Правда, после его смерти удельное правление вернулось, что привело к противоборству его братьев, племянников и других родственников, которые имели право на княжеский престол.

Убийство князя Боголюбского

Кончина князя была трагическим событием. Произошла она в 1174 году убийство князя Андрея Боголюбского

прямо на княжеском дворе в Боголюбово, русский князь Андрей Боголюбский был убит боярами. Историки объясняют это тем, что правление было жестким, что нравилось далеко не всем. Недовольство было столь велико, что в результате прервало его жизненный путь.Во время жизни Андрей Боголюский был женат два раза. Первой его женой была волжская булгарка, а второй дочь боярина Степана Ивановича Кучки – Улита. Они родили ему дочь – Ростиславу, а также нескольких сыновей – Изяслава, Мстислава, Романа, Глеба, Юрия и Владимира.

 

kremlion.ru

Андрей Боголюбский | Русская История Вики

Навигация по главным категориям в проекте

• • • • • • • • • •

Незавершённая статьяЭта статья содержит неполную информацию. Вы можете помочь Русской Истории Вики, дополнив статью или исправив, в соответствии с советами по редактированию статей.
Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал

―Андрей Юрьевич Боголюбский

Андрей I Боголюбский - сын Юрия Долгорукого, великий князь Владимирский, захвативший Киев в 1169 году и перенесший столицу во Владимир.

Отдельное княжение

1149 (38 лет), 1155 (44 года)   – князь Вышгородский,

1150—1151 (39 – 40 лет)   – князь Дорогобужский,

1153 (42 года)   – князь Рязанский.

Краткая биография Андрея Юрьевича

 Согласно сообщению позднего «Жития Андрея Боголюбского» (1701 г.) Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром, своей основной резиденции. Другая версия – прозвище было обусловлено древнерусской традицией именования князей «боголюбивыми» и личными качествами князя Андрея.

     Андрей Боголюбский стремился к церковной самостоятельности от Киева, пытался создать обособленную Владимирскую метрополию, но Константинопольская церковь этого не разрешила. Способствовал становлению на Руси культа Богородицы. Развивал идею богоизбранности Владимиро–Суздальской княжества и был инициатором установления новых праздников – Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами:

«Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Был посажен отцом в Вышгороде, близ Киева, но в 1155 г. самовольно покинул его и обосновался во Владимире. После смерти отца стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. В 1158—1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с двумя воротными башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри.  В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово — основная резиденция Андрея Боголюбского.  При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он в это время находился в Киеве).

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а в последствии оно стало ядром современного Российского государства. В политической жизни Андрей опирался не на родовое боярство, а на младших дружинников («милостников»), которым раздавал в условное владение земли, — прообраз будущего дворянства.

Важнейшие события.

около 1130

Женитьба Андрея Боголюбского на дочери боярина Кучки

1146

Андрей Боголюбский с братом Ростиславом изгоняют рязанского князя Ростислава из Рязани. (Ростислав рязанский союзник Изяслава)

1147

Первое упоминание о Москве. Заключён союз между Святославом Олеговичем, Святославом Всеволодовичем (его племянник) и Юрием Долгоруким.

1149

Юрий Долгорукий принимает поход на юг, разбивает войско Изяслава и занимает Киев.

Андрей Боголюбский получает Вышгород, Ростислав - Переяславль

1150

Изяслав изгоняет Юрия Долгорукого из Киева, идёт на Переяславль.

Андрей Боголюбский поддерживает отца, Изяслав отступает.

Юрий Долгорукий вторично овладел Киевом, Андрей Боголюбский получает Туров, Пинск, Дорогобуж, Пересопицу.

Изяслав снова занимает Киев, Юрий Долгорукий  и Андрей Боголюбский бегут в Городец-Остерский.

1151

Битва под Киевом на реке Руте между Изяславом и Юрием Долгоруким. Юрий Долгорукий терпит поражение и возвращается в Суздаль.

1152

Андрей Боголюбский  участвует в походе Юрия Долгорукого на Чернигов.

1155

Юрий Долгорукий становится киевским князем, раздает сыновьям южные владения. Андрей Боголюбский садится в Вышгороде, но вскоре уходит в суздальскую землю.

1157

Смерть Юрия Долгорукого.

1164

Андрей Боголюбский совершает успешный поход на камских болгар.

1165-1170

Неоднократные походы в Дикое Поле по призыву часто сменяющихся великих Киевских князей.

1169

Андрей Боголюбский собирает войско против киевского князя Мстислава. После взятия Киева Боголюбский не желает там жить и отдаёт Киев брату Глебу. Киев перестаёт быть стольным городом Руси.

1170

Андрей Боголюбский отправляет войско на Новгород (поход окончился неудачей)

1171

Смерть брата Глеба. Андрей Боголюбский сажает в Киеве смоленского князя Романа. Ссора с Романом. Боголюбский выгоняет его из Киева.

Великий князь Андрей сажает на новгородский стол своего сына Георгия.

1172

Андрей Боголюбский организовывает второй поход на камских болгар.

1173

Киевский престол захватывает Рюрик.

Затем киевский престол в руках у Ярослава Луцкого.

1174

Гибель Андрея Боголюбского. Вече во Владимире называет князем Михаила Юрьевича, сына Юрия Долгорукого. Ростов и Суздаль тоже призывают Михаила на княжения.

Политика Андрея Боголюбского и его желание править единолично вошли в противоречие с вечевыми и боярскими традициями. Поражение 1173 года и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. был убит. 

rushist.wikia.com

Андрей Боголюбский - биография

Князь Владимирский, Ростовский и Суздальский, великий князь Киевский (с 1157 года).

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года. Он был старшим сыном великого князя Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы.

Летописи начинают упоминать об Андрее Боголюбском во время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киевский престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья - Вячеслав и Юрий.

В 1149 году Андрей Юрьевич получил от Юрия Долгорукого в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. В 1155 году Андрей Юрьевич вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле вновь вернулся во Владимир, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Юрьевич унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Юрьевич изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину.

В «Суждальской земле» он сделал столицей княжества Владимир, превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами с Золотыми, Серебряными, Медными воротами. Неподалеку от Владимира князь заложил на реке Нерли «себе город камен, именем Боголюбый», по которому и получил свое прозвище.

Андрей Боголюбский завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины. За три года он превратился в могущественного князя, сумевшего создать на северо-востоке Руси будущий политический центр государства. В 1164 году Андрей Боголюбский совершил победоносный поход на волжских болгар, а в 1169 году его войска взяли и разграбили Киев.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 на 30 июня 1174 года великий князь был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально он был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы, позднее останки неоднократно переносились. Около 1702 года Андрей Боголюбский был канонизирован православной церковью в лике благоверного.

www.bankgorodov.ru

Андрей Боголюбский [Князь] — кто такой, биография, достижения, открытия, заслуги, вклад, что сделал, вики — WikiWhat

Правление Боголюбского

Внешняя политика Боголюбского

Князь Андрей Боголюбский любил и умел воевать. Война нужна была ему не только для торжества над поверженным противником, но и как средство укрепления власти в собственном княжестве. Его внеш­няя политика поражает своим напором, но в то же время непосле­довательностью. Не успев добиться одного, он тут же принимался за другое. Князь стремился подчинить себе едва ли не всю рассы­павшуюся Русь. Но кажется, с особым энтузиазмом он предприни­мал походы на Волжскую Булгарию.

В VII в. родственное хазарам тюркское кочевое племя болгар пришло в Среднее Поволжье из Приазовских степей. (Другая часть болгар тогда же ушла в низовья Дуная, где быстро растворилась среди мест­ного славянского населения, однако оставила о себе память в назва­нии страны — Болгария.) На Волге болгары смешались с местными племенами (предками современных марийцев, мордвы и чувашей), перешли к оседлому образу жизни и в X в. создали государство, ко­торое историки называют Волжской Булгарией. Тогда же они приня­ли и новую религию — ислам.

С булгарами воевали ещё киевские князья Святослав и Влади­мир Святой. Летописи сообщают о походах на булгар Юрия Долго­рукого. Андрей Боголюбский дважды следовал по стопам отца — в 1164 и 1172 гг. Однако разгромить Волжскую Булгарию он так и не смог.

Внутренняя политика Боголюбского

Во внутренней политике Андрей Боголюбский — сын Долгорукого — действовал столь же размашисто и непоследовательно. Он быстро вышел из-под контро­ля призвавшего его на престол ростово-суздальского боярства. Опи­раясь на торгово-ремесленное население городов, а также на своих многочисленных слуг («милостников»), Андрей начал теснить знать. Первыми жертвами нарождавшегося владимирского «самовластия» стали близкие родственники Андрея — его мачеха и её сыновья. Понимая, что именно они могут стать во главе недовольных его по­литикой, Андрей в 1162 г. выслал их вместе с епископом-греком Леоном в Южную Русь. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Убийство Андрея Боголюбского

Избавившись от одного клана родственников, Андрей вскоре окружил себя другим. Родственники его первой жены Улиты (дочери казнённого Юрием Долгору­ким московского боярина Степана Куч­ки), а также люди из свиты его второй жены, осетинки по происхождению, и составили ядро заговорщиков.

Летом 1174 г. начались казни строптивых бояр. В ответ заговорщики приступили к осуществлению своего замысла. Ночью они ворвались в кня­жескую спальню. Проснувшийся князь в темноте долго отбивался от набро­сившихся на него убийц. Изрубив его мечами, они ушли праздновать побе­ду. Однако Андрей был ещё жив. Собрав последние силы, он выбрался из спальни и медленно пошёл по переходу, ведущему в придворный храм. Заговорщики обнаружили, что князь исчез. Убийцы кинулись искать его и вскоре нашли по следам крови. Теперь участь Андрея была решена…

Картинки (фото, рисунки)

  • Убийство Андрея Боголюбского. Миниатюра из Радзивиловской летописи.
На этой странице материал по темам:
  • Все заслуги андрея боголюбского

  • Боголюбский политика

  • Боголюбский достижение и даты

  • Политика андрея боголюбского минусы

  • Андрей боголюбский внутренняя и внешняя политика википедия

wikiwhat.ru

Боголюбский Андрей Юрьевич, подробная биография

(около 1110-1174) русский князь

В середине XII века единая киевская держава разделилась на несколько самостоятельных земель. Центр переместился с юга Руси на северо-восток, в Суздальскую землю. Первым самостоятельным князем нового образования и стал Боголюбский Андрей Юрьевич, сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы.

Детство Андрея Боголюбского, вероятно, прошло во Владимире. До тридцати пяти лет он прожил в отдаленных владениях своего отца. Известно лишь то, что в 1130 году Андрей женился на дочери богатого боярина Кучки, владельца обширных земель, расположенных по берегам реки Москвы. Этот брак помог ему расширить границы семейных владений.

Впервые Андрей Юрьевич принял участие в политических событиях в 1146 году, когда вместе со своим братом совершил поход на Рязань. Он уже тогда выделялся боевой удалью, осмотрительностью и умением находить выход в сложных обстоятельствах. Почти два года Андрей помогал своему отцу в борьбе за Киев.

Когда в 1149 году Юрий Долгорукий наконец стал киевским князем, Андрей получил в награду Вышгород, находившийся в семи верстах от стольного города. Но он прекрасно понимал, что после смерти отца, которому в то время было уже семьдесят лет, ему вряд ли удастся унаследовать киевский престол.

Поэтому в 1155 году Андрей Юрьевич самовольно покинул Вышгород и вместе с дружиной ушел во Владимир. При этом молодой князь унес с собой высоко чтившуюся икону Богородицы, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. Икона была позже названа Владимирской, она должна была стать важнейшей святыней его княжества и привлечь к нему новых сторонников.

Предание гласит, что по пути во Владимир конь, на котором везли икону, внезапно остановился в одиннадцати верстах от города. Андрей счел это предзнаменованием и изъявлением воли Богородицы и заложил на этом месте село Боголюбове Позже и самого князя стали звать Боголюбским.

В первые годы правления, Андрей Боголюбский проводил осторожную и разумную политику. Она обеспечила ему поддержку со стороны городских бояр, и после того, как Юрия Долгорукого отравили в Киеве, он был провозглашен владимирским князем.

Став независимым правителем, Андрей Боголюбский резко изменил свою политику. Он сразу же изгнал из суздальской земли не только своих младших братьев, но и детей своего умершего брата Ростислава. Вопреки существовавшему в то время обычаю, князь при жизни не дал уделов даже своим собственным детям.

Официальной столицей Андрей избрал Владимир на Клязьме. Именно при нем этот небольшой город превратился в хорошо укрепленную крепость. Сам же Андрей Боголюбский построил себе резиденцию в Боголюбове. Там был возведен роскошный княжеский дворец и богато украшенные церкви. По сути это был первый опыт возведения на Руси каменного княжеского замка.

Стремясь расширить свои владения, Андрей Боголюбский совершил победоносный поход в Волжско-Камскую Булгарию. Он стремился не только укрепить границы, но и использовать выгодное географическое положение своего княжества. По судоходным рекам Клязьме и Оке из Владимира можно было удобно и быстро добраться до Киева и в Южную Русь. Андрей старался всячески возвысить Владимир, приблизить его по значению к Киеву. Именно поэтому он построил двое укрепленных городских ворот, назвав их Золотыми и Серебряными.

В 1158 году Андрей Юрьевич Боголюбский заложил во Владимире огромный Успенский собор, а чуть позже - великолепный храм Рождества Богородицы в Боголюбове. Обе постройки возводились чужеземными мастерами и были пышно украшены росписями и каменной резьбой.

Андрей Боголюбский пытался основать во Владимире независимую митрополию, но получил отказ константинопольского патриарха, который боялся усиления влияния Руси.

После смерти своего брата Ростислава, унаследовавшего киевский престол после смерти Юрия Долгорукого, Андрей совершил поход на Киев и вместе с союзниками разорил киевское княжество. Но захватить город он сумел только через два года, заключив соглашение еще с одиннадцатью князьями. После трехдневного штурма Киев был взят и отдан на беспощадное разграбление.

Формально Андрей Юрьевич Боголюбский сделался великим князем. Но фактическим правителем города стал его младший брат Глеб, поскольку сам Андрей не претендовал на киевский трон - он хотел лишь уничтожить соперника и переместить центральную власть на север, во Владимир.

Киев и после этого продолжал оставаться крупнейшим и богатейшим городом на Руси. Но центром ее, воплощавшим идею единства, стал Владимир. На смену родовым отношениям постепенно приходят новые, государственные.

Однако усиление власти Андрея Боголюбского обусловило появление у него политических противников. Особенно сложно складывались отношения с Новгородом. Андрей так и не смог захватить этот независимый город. В сражении на Белом озере он потерпел сокрушительное поражение, после которого, по свидетельству летописи, новгородцы продавали пленных суздальцев в рабство по цене втрое дешевле овцы.

Интересно, что Андрей Юрьевич Боголюбский стал первым русским князем, портрет которого уже в наше время был восстановлен по черепу. Оказалось, что он был крупным скуластым человеком с высоким лбом, раскосыми глазами и слегка вьющимися волосами. Подтвердились даже замечания летописцев, которые характеризовали Андрея как высокомерного человека, никогда ни перед кем не склонявшего головы. Однако антропологи установили, что высокомерие древнерусского князя тут ни при чем - просто он страдал врожденным недостатком: у него был дефект шейных позвонков, не позволявший опускать голову.

Князь Андрей Боголюбский мог править еще долгие годы, но недовольство его политикой привело к заговору. В конце 1174 года группа из двадцати заговорщиков ночью вломилась в спальню князя и убила его. После смерти Андрея Юрьевича Боголюбского снова появились междоусобицы. Но память о князе не исчезла. Он был причислен к лику святых, а Владимире-Суздальская земля стала доминировать среди других русских княжеств.

biografiivsem.ru

Андрей Боголюбский — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Андре́й Юрьевич Боголюбский (около 1111 — 29 июня 1174) — князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157), старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Был женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию. В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси. В 1149 году Андрей получил от отца в держание Вышгород под Киевом, а через год был отправлен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году Андрей с согласия отца приехал в родные для него суздальские земли, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме). В Северо-Восточной Руси молодого князя поддерживали торгово-ремесленные круги Ростова и Суздаля, здесь ему удалось сформировать сильную и преданную дружину. В других же русских землях он чувствовал себя чужаком, с подозрением относился к местным боярам. В 1155 году Юрий Долгорукий настоял на приезде наследника в Вышгород, однако вскоре Андрей вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он принял титул князя ростовского, суздальского и владимирского. Опираясь на свою дружину («милостников») и владимирских горожан, в 1162 году Андрей изгнал из пределов Ростово-Суздальской земли бывших отцовских дружинников и князей из других колен Рюрика. Став «самовластцем всей Суздальской земли», он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию — в Боголюбово-на-Нерли, по которому и получил свое прозвище.

Несмотря на отказ приехать в Киев, Андрей вовсе не собирался отказываться от властных полномочий верховного правителя Древнерусского государства и вел борьбу за укрепление своей власти. С 1159 года упорно боролся за подчинение Новгорода своему диктату и вел сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. В 1169 году войска Андрея Боголюбского взяли восставший против его власти Киев. Андрей добился права получать дань с населения Двинской земли.

Около 1160 года Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута. В 1168 году Андрей посылает суздальского игумена Феодора на собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь сана ростовского епископа. В 1169 году Андрей Боголюбский рассорился с неуживчивым и честолюбивым Феодором. Конфликт закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев и Феодор был казнен по обвинению в ереси.

В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 году были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), замок Боголюбово, а также ряд храмов, в том числе Успенский собор (1158-1161), Покрова-на-Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-1165). По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал строить владимирские храмы западноевропейских зодчих. Тенденция к культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова Богородицы (1 октября).

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 июня 1174 года князь был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально он был погребен во владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 году погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.
  • Погодин М. Князь Андрей Боголюбский // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч. 14.
  • Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг: Из истории русско-византийских отношений XII в. // Византийский временник. М., 1962. Т. 21.
  • Повесть об убиении Андрея Боголюбского / Подгот. текста, пер. и коммент. Колесова В. В. // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М.: Худож. лит., 1980. С. 324-337.
  • Костомаров Н. И. Князь Андрей Боголюбский // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Книга, 1990. Кн. 1. С. 71-96.
  • Данилевский И. Н. «Хотя самовластец быти...» // Знание-сила, 1993. № 6.

megabook.ru

Андрей Боголюбский | Наука | FANDOM powered by Wikia

Файл:Andrei Bogolyubsky.jpg

Андрей I Боголюбский (около 1111—1174) — сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осекевича. Князь Вышгородский в 1149, 1156. Князь Туровский, Пинский и Дорогобужский в 1150—1151. Великий князь Владимирский в 1157—1174. Вступил на престол в 47 лет.

Вопреки воле отца покинул Вышгород в 1155 и обосновался во Владимире. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля. После смерти отца (1157) стал князем владимирским, ростовским и суздальским. Андрей Боголюбский пытался объединить под своей властью русские земли. С 1159 упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти и вёл сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. Около 1160 предпринял неудачную попытку разделить русскую церковь на две митрополии. В 1164 совершил победоносный поход на волжских болгар.

В 1169 Андрей Боголюбский захватил Киев и сжёг его: «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая», после чего отдал Киев в удел своему брату Глебу, а сам, поселившись во Владимире Залесском принял титул «великого князя».

Ростово-суздальские бояре отказались принять нового князя из Киева и выбрали правителем Андрея Юрьевича, надеявшись таким образом обособиться от Киева.

Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир, укрепил его, построил великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово — любимая резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбово.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси.

По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября).

Андрей продолжал расширять границы своих владений: добился успеха в войнах с Волжской Булгарией, завоевал мордовские земли.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1175 был убит. Легенда (рассказываемая, в частности, экскурсоводами в музее Боголюбово) гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, где основательно нагрузились спиртным. Потом заговорщики подошли к спальне князя. Один из них постучал. "Кто там?" - спросил Андрей. "Прокопий!" - отвечал стучавший (это был один из его любимых слуг). "Нет, это не Прокопий!" - сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он отпер и бросился к мечу. Но заговорщики заранее убрали меч. Выломав дверь, они бросились на князя. Сильный Боголюбский долго споротивлялся. Наконец израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мертв и ушли - опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнес: "Если, Боже, в этом мне сужден конец - принимаю его я". Убийцы довершили свое дело. Похоронен в Успенском соборе во Владимире. Антрополог М. М. Герасимов создал по черепу Андрея скульптурный портрет.

Канонизирован Русской Православной церковью около 1751 г. в лике благоверного. Память 4 (17) июля.

  • (с 1148 ) Улита Степановна, дочь боярина Степана Ивановича Кучки
bg:Андрей I

de:Andrei Bogoljubski en:Andrei Bogolyubsky et:Andrei Bogoljubski fi:Andrei I fr:André Ier Bogolioubski it:Andrea I di Vladimir pl:Andrzej I Bogolubski uk:Андрій Боголюбський zh:安德烈·博戈柳布斯基

ru.science.wikia.com