Крючков, Николай Афанасьевич. Актер николай крючков википедия


Николай Афанасьевич Крючков. Биографическая справка

6 января исполняется 100 лет со дня рождения актера Николая Крючкова.

6 января исполняется 100 лет со дня рождения актера Николая Крючкова.

Актер театра и кино, Народный артист СССР Николай Афанасьевич Крючков родился 6 января 1911 года (24 декабря 1910 года по старому стилю) в Москве в рабочей семье.

Отец Николая Афанасьевича, воевавший во время Первой мировой войны, скончался от ран, полученных на фронте, и матери пришлось одной воспитывать детей.

Окончив семь классов, Николай продолжил учебу в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при фабрике "Трехгорная мануфактура", где обучался профессии гравера-накатчика.

Успешно окончив училище, и, получив девятую высшую категорию рабочей сетки, Николай Крючков до 1930 г. работал гравером-накатчиком на фабрике "Трехгорная мануфактура".

Параллельно с учебой, а затем и работой Николай Крючков участвовал в художественной самодеятельности, занимаясь по вечерам в драмкружке. Его театральный дебют состоялся в 1927 г. в пьесе-монтаже "1905 год".

В 1928 г. Крючков поступил в студию при Театре рабочей молодежи (ТРАМ), при этом продолжал работать на Трехгорке, так как ему приходилось помогать семье.

До 1933 г. он был актером ТРАМа и, в основном, был занят в эпизодических ролях. В тот период самыми заметными его работами были роли в двух спектаклях: "Московский 10.10" и "Зови, фабком!" В последнем спектакле осенью 1931 года его заметил кинорежиссер Борис Барнет и пригласил сниматься в своей новой картине "Окраина", которая вышла на экраны в 1933 г.

Дебют Крючкова оказался удачным; в 1934 г. фильм был отмечен почетным призом Венецианского кинофестиваля.

В том же году Барнет вновь пригласил Крючкова на роль в своем следующем фильме "У самого синего моря", после чего Крючкова заметили и стали предлагать роли в кино. Из-за частых съемок ему даже пришлось в 1933 г. покинуть ТРАМ.

В 1934-1936 гг. Николай Крючков был актером киностудии Межрабпомфильм (ныне - киностудия имени Горького), затем – Театра-студии киноактера.

Крючков был одним из самых снимаемых актёров советского кино. В 1930-х гг. он снялся в фильмах "Частный случай" (1933), "Тринадцать" (1937), "Возвращение Максима" (1937), "Выборгская сторона" (1938), "Комсомольск" (1938), "На границе" (1938), "Человек с ружьем" (1938), "Щорс" (1939), "Член правительства" (1939), "Ночь в сентябре" (1939), "Станица Дальняя" (1939).

В середине 1938 г. режиссер Иван Пырьев предложил Крючкову главную роль в своем новом фильме "Трактористы". Вышедший на экраны в 1939 г. фильм ждал небывалый зрительский успех. Актеры, исполнившие главные роли, в 1941 г. стали лауреатами Сталинской премии, а Николай Крючков стал одним из самых любимых зрителями актеров.

В начале 1940-х гг. Крючков снялся в фильмах: "Яков Свердлов" (1940), "Брат героя" (1940), "В тылу врага" (1941), "Свинарка и пастух" (1941), в 1942 г. он снимался одновременно в пяти картинах: "Котовский", "Фронт", "Антоша Рыбкин", "Во имя Родины" и "Парень из нашего города". Последний фильм стал одним из самых популярных в годы Великой Отечественной войны.

Затем были фильмы "Фронт" (1943), "Малахов курган" (1944), "Небесный тихоход" (1945), "Свет над Россией" (1947), "Три встречи" (1948), "Звезда (1949), "Сталинградская битва" (1949), "Счастливый рейс" ("Машина 22‑12") (1949) и др.

В 1950-е гг. Николай Крючков снимался в основном в фильмах об историческом прошлом России, гражданской и Великой Отечественной войне. Среди его работ этих лет фильмы "Максимка" (1952), "Море студеное" (1954), "Тревожная молодость" (1954), "Дело Румянцева" (1955), "Бессмертный гарнизон" (1956), "Сорок первый" (1956), "Всего дороже" (1957), "Удивительное воскресенье" (1957), "Ленинградская симфония" (1957), "Матрос с "Кометы" (1958), "Над Тиссой" (1958), "Юность наших отцов" (1958), "Баллада о солдате" (1959), "Жестокость" (1959), "Майские звезды" (1959), "Поднятая целина" (1959-1961).

В конце 1950-х гг. Николай Крючков сыграл роль Любима Торцова в пьесе Островского "Бедность не порок" в московском Театре-студии киноактера.

В 1960-е гг. он продолжал сниматься в кино, одновременно работая в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера.

В начале 1960-х гг. актер снова вернулся к комедиям: в 1962 г. он снялся в роли старого слуги Ивана в "Гусарской балладе", а в 1964 г. сыграл роль богача Неуедова в "Женитьбе Бальзаминова", снялся также в фильмах "Дайте жалобную книгу" (1964),"Жили-были старик со старухой" (1964), "Какое оно, море?" (1964), "Ко мне, Мухтар!" (1964),"Дядюшкин сон" (1966), "По тонкому льду" (1966), "Доктор Вера" (1967), "Далеко на Западе" (1968), "День ангела" (1968), "Один шанс из тысячи" (1968), "Служили два товарища" (1968), "Золото" (1969) и др.

В 1970-е гг. наиболее удачными работами Крючкова в кино критики считают фильмы "Морской характер" (1970), "Телеграмма" (1971), "Адрес вашего дома" (1972), "Горожане" (1975), "Когда наступает сентябрь" (1975), "Ты иногда вспоминай" (1977), "Бархатный сезон" (1978), "Мой друг дядя Ваня" (1978),"Осенний марафон" (1979).

В 1980-е гг. Николай Крючков снимался уже мало. Среди фильмов тех лет: "Цыганское счастье" (1981), "Дамское танго" (1983), "Верую в любовь" (1986), "Досье человека в "Мерседесе" (1986), "Вспомним, товарищ!" (1987), "Первая встреча - последняя встреча" (1987), "Сталинград" (1989).

За всю свою творческую жизнь он сыграл около 130 ролей в кино, среди которых немало главных ролей. Последними работами актера стали роли в фильмах "Царь Иван Грозный" (1991) и "Ангелы смерти" (1993).

Николай Крючков - автор книги "Чем жив человек" (1987)

В 1965 г. ему было присвоено звание Народного артиста СССР, в 1980 г. - звание Героя Социалистического Труда. Он был лауреатом Государственной премии СССР (1941 - за исполнение роли Клима Ярко в фильме "Трактористы").

Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971), орденом Октябрьской революции (1974).

Был лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за актерскую работу за 1973 год, премии "НИКА" в номинации "приз "Честь и достоинство за 1990 год".

У Николая Крючкова было четыре брака. Первой его женой была актриса Мария Пастухова, от которой у него сын Борис. Второй женой Крючкова стала актриса Алла Парфаньяк, в браке с которой у актера родился второй сын, Николай. В 1957 г. Алла Парфаньяк ушла от него (она затем стала женой Михаила Ульянова).

Третья жена Крючкова, спортсменка Зоя Кочановская, погибла на глазах у мужа. Ее сбила машина. Спустя два года Крючков женился в четвертый раз. Его избранницей стала ассистентка режиссера Лидия Николаевна. В этом браке у них родилась девочка, которую назвали Эльвирой. С Лидией Николаевной они прожили вместе до самой смерти актера.

Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

В августе 1999 г. в центре Москвы, на доме, где жил Николай Крючков, была установлена мемориальная доска. Автор памятного знака - народный художник России Юрий Орехов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и откртытых источников.

ria.ru

Крючков, Николай Афанасьевич — википедия фото

Николай Крючков родился 24 декабря 1910 (6 января 1911 год) в Москве, в рабочей семье с Пресни.

В 14 лет поступил в ФЗУ при «Трёхгорной мануфактуре», где учился на гравёра-накатчика (1925—1928), там же начал выступать в художественной самодеятельности.

В 1928—1930 годах учился в школе актёрского мастерства при Московском центральном театре рабочей молодёжи. Учёбу совмещал с работой на фабрике «Трёхгорная мануфактура». Театральный дебют состоялся в 1927 году в постановке «1905 год». С 1928 по 1934 год — актёр Московского центрального театра рабочей молодёжи (ТРАМ) (ныне — театр «Ленком»), учился у Н. П. Хмелёва, И. Я. Судакова и И. А. Савченко.

С 1931 по 1940 год — актёр киностудии «Межрабпомфильм» (с 1936 — «Союздетфильм», с 1948 — киностудия имени М.Горького). Первую роль в кино сыграл в фильме Б. В. Барнета «Окраина», исполнив роль сапожника Сеньки. В 1941—1945 годах — актёр киностудии «Мосфильм» и ЦОКС. За свою жизнь сыграл более 120 ролей в кино.

С 1945 по 1992 год — актёр Театр-студии киноактёра.

Член Союза кинематографистов СССР.

Член КПСС с 1953 года.

Автор книги «Чем жив человек» (1987).

Умер 13 апреля 1994 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Личная жизнь

  • Первая жена — Мария Фоминична Пастухова (1918—2003), актриса, народная артистка РСФСР (1976). Познакомился на съёмках фильма «Трактористы». Развелись в 1945 году.
  • Вторая жена — Алла Петровна Парфаньяк (1923—2009), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1977). Познакомился на съёмках фильма «Небесный тихоход». Развелись в 1957 году.
    • Сын — Николай. С сыном был в сложных отношениях, а потом вовсе прекратил с ним связь[1].
  • Третья жена — Зоя Николаевна Кочановская (1925—1960), лыжница, заслуженный мастер спорта СССР. Познакомился в 1959 году на съёмках фильма «Домой». Погибла в Ленинграде на глазах у мужа через три месяца после свадьбы — её сбила машина.
  • Четвёртая жена — Лидия Николаевна Крючкова, ассистентка режиссёра. Женился спустя два года после гибели третьей жены. Познакомились на съемках. Прожили вместе до самой смерти актёра.

org-wikipediya.ru

Крючков, Николай Афанасьевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Крючков.

Никола́й Афана́сьевич Крючко́в (24 декабря 1910 (6 января 1911), Москва — 13 апреля 1994, там же) — советский российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1965). Герой Социалистического Труда (1980). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Биография

Николай Крючков родился 24 декабря 1910 (6 января 1911 год) в Москве, в рабочей семье с Пресни.

В 14 лет поступил в ФЗУ при «Трёхгорной мануфактуре», где учился на гравёра-накатчика (1925—1928), там же начал выступать в художественной самодеятельности.

В 1928—1930 годах учился в школе актёрского мастерства при Московском центральном театре рабочей молодёжи. Учёбу совмещал с работой на фабрике «Трёхгорная мануфактура». Театральный дебют состоялся в 1927 году в постановке «1905 год». С 1928 по 1934 год — актёр Московского центрального театра рабочей молодёжи (ТРАМ) (ныне — театр «Ленком»), учился у Н. П. Хмелёва, И. Я. Судакова и И. А. Савченко.

С 1931 по 1940 год — актёр киностудии «Межрабпомфильм» (с 1936 — «Союздетфильм», с 1948 — киностудия имени М.Горького). Первую роль в кино сыграл в фильме Б. В. Барнета «Окраина», исполнив роль сапожника Сеньки. В 1941—1945 годах — актёр киностудии «Мосфильм» и ЦОКС. За свою жизнь сыграл более 120 ролей в кино.

С 1945 по 1992 год — актёр Театр-студии киноактёра.

Член Союза кинематографистов СССР.

Член КПСС с 1953 года.

Автор книги «Чем жив человек» (1987).

Умер 13 апреля 1994 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Личная жизнь

  • Первая жена — Мария Фоминична Пастухова (1918—2003), актриса, народная артистка РСФСР (1976). Познакомился на съёмках фильма «Трактористы». Развелись в 1945 году.
  • Вторая жена — Алла Петровна Парфаньяк (1923—2009), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1977). Познакомился на съёмках фильма «Небесный тихоход». Развелись в 1957 году.
    • Сын — Николай. С сыном был в сложных отношениях, а потом вовсе прекратил с ним связь[1].
  • Третья жена — Зоя Николаевна Кочановская (1925—1960), лыжница, заслуженный мастер спорта СССР. Познакомился в 1959 году на съёмках фильма «Домой». Погибла в Ленинграде на глазах у мужа через три месяца после свадьбы — её сбила машина.
  • Четвёртая жена — Лидия Николаевна Крючкова, ассистентка режиссёра. Женился спустя два года после гибели третьей жены. Познакомились на съемках. Прожили вместе до самой смерти актёра.

Видео по теме

Награды и звания

Театральные работы

Московский ТРАМ

Фильмография

  • 1932 — Горизонт — партизан (нет в титрах)
  • 1933 — Окраина — сапожник Сенька Кадкин
  • 1933 — Частный случай — Андрей Журба
  • 1935 — Любовь и ненависть — Миша, шахтёр, муж Веры
  • 1935 — У самого синего моря — Алёша
  • 1936 — Глюкауф — Сенька Прудников
  • 1936 — Тринадцать — Николай Гусев (нет в титрах)
  • 1937 — Возвращение Максима — солдат в вагоне (нет в титрах)
  • 1937 — За Советскую Родину — Юкка
  • 1937 — Балтийцы — матрос
  • 1937 — Тайга золотая — друг Мраморова
  • 1938 — Выборгская сторона — погромщик винных погребов (нет в титрах)
  • 1938 — Год девятнадцатый — гонец
  • 1938 — Друзья из табора (короткометражный) — раненый боец
  • 1938 — Комсомольск — Андрей Сазонов
  • 1938 — На границе — Иван Николаевич Тарасов
  • 1938 — Человек с ружьём — Сидоров (нет в титрах)
  • 1939 — Большая жизнь — сотрудник НКВД (нет в титрах)
  • 1939 — Ночь в сентябре — Степан Кулагин
  • 1939 — Станица Дальняя — Михаил Агеев
  • 1939 — Трактористы — Клим Ярко
  • 1939 — Член правительства — Никита Соколов
  • 1939 — Щорс — провокатор
  • 1940 — Брат героя — Климентий Черемыш
  • 1940 — На путях (короткометражный) — Рогаткин
  • 1940 — Салават Юлаев — Хлопуша
  • 1940 — Яков Свердлов — Николай Трофимов
  • 1941 — Боевой киносборник № 6 (новелла «Боевая песнь о славе русского оружия») — старший лейтенант-артиллерист
  • 1941 — В тылу врага — Бойков
  • 1941 — Свинарка и пастух — Кузьма Петров
  • 1942 — Антоша Рыбкин — командир подразделения
  • 1942 — Котовский — Кабанюк / Загари
  • 1942 — Парень из нашего города — Сергей Луконин
  • 1943 — Во имя Родины — капитан Сафонов
  • 1943 — Фронт — Сергей Горлов
  • 1944 — Малахов курган — капитан 3 ранга Лихачёв
  • 1945 — Небесный тихоход — майор Булочкин
  • 1947 — Свет над Россией — Александр Рыбаков
  • 1948 — Три встречи — Максим Корнев
  • 1949 — Звезда — сержант Мамочкин
  • 1949 — Сталинградская битва — полковник Иванов
  • 1949 — Счастливый рейс — Петя Синичкин
  • 1950 — Огни Баку — Иван Парамонов
  • 1950 — Щедрое лето — Назар Проценко
  • 1951 — Спортивная честь — Иван Николаевич, тренер
  • 1952 — Максимка — боцман Тарас Матвеич
  • 1952 — Садко — Омельян Данилович
  • 1954 — «Богатырь» идёт в Марто — Егор Плошкин, старший матрос
  • 1954 — Море студёное — Алексей Химков
  • 1954 — Об этом забывать нельзя — Родион Егоров
  • 1954 — Тревожная молодость — Тимофей Сергушин
  • 1955 — Дело Румянцева — Корольков
  • 1955 — Эрнст Тельман — вождь своего класса — командир советских танкистов
  • 1956 — Бессмертный гарнизон — Кухарьков
  • 1956 — Поэт — Царёв
  • 1956 — Сорок первый — комиссар Евсюков
  • 1957 — Всего дороже — Фёдор Сергеевич Костомаров
  • 1957 — Ленинградская симфония — Поляков, лётчик
  • 1957 — Тайны мудрого рыболова (короткометражный) — Николай Афанасьевич
  • 1957 — Удивительное воскресенье — шофёр такси
  • 1958 — Матрос с «Кометы» — Корней Петрович, боцман
  • 1958 — Над Тиссой — Михаил Скибан
  • 1958 — Юность наших отцов — Фролов
  • 1959 — Баллада о солдате — генерал
  • 1959 — Жестокость — Ефрем Ефремович, начальник угрозыска
  • 1959 — Майские звёзды — сержант Платонов
  • 1959—1961 — Поднятая целина — Устин Михайлович Рыкалин
  • 1960 — Домой — Евсей Первунин
  • 1960 — Яша Топорков — Силух
  • 1961 — Алёнка — Роман Семёнович, директор совхоза
  • 1961 — Годы девичьи — Трофим Иванович
  • 1961 — Иду к вам — Рева, боцман
  • 1961 — Музыка Верди — командир корабля
  • 1961 — Сердце не прощает — браконьер
  • 1962 — Гусарская баллада — Иван
  • 1962 — Капроновые сети — Иван Захарович, отец Бориса
  • 1962 — Остров Ольховый (короткометражный) — Илья Петрович
  • 1962 — Суд — Семён Тетерин
  • 1963 — Большой фитиль (киноальманах) (новелла «Гудок») — председатель колхоза
  • 1963 — Город — одна улица — милиционер
  • 1963 — День счастья — Тимофей, отец Риты
  • 1964 — Весенние хлопоты — Иван Иванович Щёткин
  • 1964 — Женитьба Бальзаминова — Неуеденов
  • 1964 — Жили-были старик со старухой — Анатолий, директор совхоза
  • 1964 — Какое оно, море? — Иван Данилович
  • 1964 — Ко мне, Мухтар! — комиссар милиции
  • 1964 — Трудный переход — Агбалов
  • 1964 — Я — «Берёза» — дядько Левко
  • 1965 — Дайте жалобную книгу — Николай Иванович
  • 1965 — Комэск (короткометражный) — Петрович, комэск
  • 1965 — Новогодний календарь
  • 1965 — Преемник — генерал Николаев
  • 1966 — Заблудший — Евсей Трофимович
  • 1966 — Дядюшкин сон — Афанасий Матвеевич Москалёв
  • 1966 — Наводнение — Михаил, лодочник
  • 1966 — Нет и да — председатель комиссии
  • 1966 — По тонкому льду — Пароконный
  • 1967 — Встречи — генерал Николаев
  • 1967 — Доктор Вера — Наседкин
  • 1968 — Далеко на западе — Иван Захаров
  • 1968 — День ангела — Иван Антонович, старпом
  • 1968 — Служили два товарища — взводный командир
  • 1969 — Золото — лесник, партизанский связной
  • 1970 — Морской характер — Помпей Ефимович Карасёв
  • 1971 — Большие перегоны — Касьян Кузьмич, машинист
  • 1971 — Телеграмма — Иван Яковлевич, генерал
  • 1972 — Адрес вашего дома — Панас Байда
  • 1973 — Дело было, да? — Солодовников
  • 1974 — День начинается в полночь
  • 1975 — Горожане — Батя, таксист
  • 1975 — Когда наступает сентябрь — подполковник Иванов
  • 1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — Иван Гаврилов
  • 1977 — Мой друг дядя Ваня — Иван Сергеевич Балашов
  • 1977 — Ты иногда вспоминай — Герасим Васильевич
  • 1978 — Бархатный сезон — Бур, капитан теплохода
  • 1979 — Осенний марафон — дядя Коля
  • 1980 — Особо важное задание — Панченко, старший бригадир
  • 1981 — Цыганское счастье — Захар Алексеевич Касьянов, кузнец
  • 1982 — Без году неделя — капитан Яруга
  • 1983 — Дамское танго — дед Платон
  • 1983 — Человек на полустанке — Прохор Тимофеевич Афанасьев, путевой обходчик
  • 1985 — Битва за Москву — старик в Вязьме
  • 1986 — Верую в любовь — генерал-майор Сергей Ильич Луконин
  • 1986 — Досье человека в «Мерседесе» — Фёдор Никифорович, отец Светланы
  • 1987 — Вспомним, товарищ 
  • 1987 — Мирное время Романа Шмакова (в киноальманахе «Наездники») — отец Антонины
  • 1987 — Первая встреча, последняя встреча — Пров Лаврентьевич, пристав
  • 1989 — Сталинград — старый капитан
  • 1991 — Царь Иван Грозный — Коршун
  • 1993 — Ангелы смерти — старый капитан

Озвучивание

Участие в фильмах

  • 1979 — Баллада о спорте (документальный)
  • 1979 — Профессия – киноактёр (документальный)
  • 1979 — Спорт Страны Советов (документальный) — болельщик на хоккейном матче СССР-ЧССР
  • 1981 — Николай Крючков (документальный)
  • 1987 — ...Всё, что на сердце у меня... (документальный)

Архивные кадры

  • 2007 — Последняя любовь Николая Крючкова (документальный)

Память

  • Марка России 2001 года

  • Творчеству артиста посвящен документальный фильм «Николай Крючков» (1981).

Библиография

  • Соболев Р. П. Николай Крючков. М., ВБПК, 1984

Примечания

Ссылки

Крючков, Николай Афанасьевич. Сайт «Герои страны».

wikipedia.green

Крючков Николай Афанасьевич — «Чтобы Помнили»

Искусство | Актёры

Народный артист СССР (1965)Герой Социалистического Труда (1980)Лауреат Государственной премии СССР (1941 - за исполнение роли Клима Ярко в фильме "Трактористы")Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за актерскую работу" (1973) Лауреат премии "НИКА" в номинации "Честь и достоинство" (1990)

Николай Крючков родился 6 января 1911 года в Москве, в рабочей семье на Красной Пресне. Он вспоминал: "Я почему такой живучий? Наверное, потому, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня семимесячного родила, а потом выходила, вырастила..."

Кроме Николая в семье Крючковых было еще семеро детей, однако шестеро из них впоследствии скончались. Коля был в детстве очень слабым ребенком, и у него были проблемы с шеей. Врачи сказали, что операция бесполезна, но поможет физкультура.

Отец Николая, участвовавший в Первой мировой войне, вернулся в Москву после ранения и устроился грузчиком на комбинат "Трехгорная мануфактура". Проработал он там недолго, и из-за ран, полученных на фронте, вскоре умер. Матери Николая пришлось одной воспитывать детей. Семье Крючковых помогали соседи - они подкармливали Николая и его брата Петра чечевичным хлебом, воблой, супом с капустой и картошкой.

После смерти отца, в 1920 году Крючков заболел тифом. Он выжил, но после болезни Крючкову дали кличку - Колька Кривой, потому что его голова клонилась набок к плечу. Окончив семилетку, он поступил на учебу в ФЗУ на Трехгорке, и обучался там профессии гравера-накатчика. Николай успешно окончил училище, и получил девятую высшую категорию рабочей сетки. Работа на фабрике и занятия боксом помогли избавиться Крючкову от проблем с шеей. В те же годы Николай стал участвовать в художественной самодеятельности, занимаясь по вечерам в драмкружке. Он умел играть на гармони, петь, плясать и особенно лихо бил чечетку. Его театральный дебют состоялся в 1927 году в пьесе-монтаже "1905 год", где Крючков сыграл сразу три роли: рабочего-революционера, пристава и торговца-лоточника. По словам очевидцев, роль пристава в исполнении 16-летнего Крючкова была особенно колоритна и смешна.

Театром Николай увлекся всерьез. С 1928 года Крючков играл в московском Театре рабочей молодежи (ТРАМ) и учился у знаменитых актеров Н.Хмелева, И.Судакова и И.Савченко. Мама была недовольна выбором сына, так как всегда мечтала видеть его на солидной должности, а не в роли комедианта. Однако Крючков, играя на сцене студии, продолжал работать на Трехгорке, и практически содержал семью. У такого совмещения был свой огромный недостаток. Крючков еще подростком на Трехгорке приучился пить наравне со взрослыми. Поначалу он бравировал своим умением выпить много и не опьянеть. Затем баловство переросло в привычку. В дальнейшем эта пагубная страсть не раз ставила артиста в трудное положение на съемочной площадке.

В ТРАМе Николай был занят лишь в эпизодических ролях. Самыми заметными работами молодого актера были в тот период роли в двух спектаклях: "Московский 10.10", где он играл Сашку-сезонника, и "Зови, фабком!". В этом спектакле его заметил осенью 1931 года кинорежиссер Борис Барнет. Как это часто бывает, вмешался случай. Главным хореографом ТРАМа работала Наталья Глан. Она помогала в постановке танцев всем актерам, в том числе и Крючкову. Именно благодаря занятиям Натальи Глан, Крючков научился выделывать коленца, которые так поражали всех в фильме "Трактористы". Однажды на репетицию зашел муж Натальи Глан, Борис Барнет, чей фильм "Закройщик из Торжка" с Игорем Ильинским в главной роли был очень известен. Он увидел Крючкова и пригласил его сниматься в своей новой картине "Окраина".

"Окраина", 1933

В фильме актер должен был сыграть небольшую роль Сеньки-сапожника. Как вспоминал позднее сам Крючков: "Когда я начал пробоваться на эту роль, то показалось мне самому, что всю жизнь только ремеслом сапожника и занимался. Только молоток у меня был в левой руке - левша я... Я считаю, что мне повезло, ведь моим первым кинорежиссером был этот талантливейший человек".

Пробы на роль Сеньки проходили в сапожной мастерской. Барнет был чем-то занят, и Сеньке-Крючкову было дано задание осваиваться. И он освоился. Надел фартук и подбил себе набойки. А когда Барнет окликнул его по имени персонажа, Крючков в ответ недовольно буркнул: «Чего тебе?». Так родился Сенька из «Окраины» и проявил себя киноактёр Николай Крючков. Фильм "Окраина" вышел на экраны в 1933 году и имел большой успех у зрителей. Год спустя его отправили на кинофестиваль в Венецию, где он был отмечен почетным призом. Таким образом, дебют Крючкова в кино оказался на редкость удачным, и содружество с Барнетом продолжилось дальше. В 1934 году режиссер вновь пригласил Крючкова на главную роль в своем следующем фильме "У самого синего моря".

После этого фильма из-за частых съемок ему пришлось в 1933 году покинуть ТРАМ, и за последующие четыре года Крючков снялся в фильмах "Частный случай", "Возвращение Максима", "Человек с ружьем", "Комсомольск" и "На границе". Во время съемок одного из фильмов с актером произошла неприятная история. В 1936 году режиссер Михаил Ромм приступил к съемкам фильма "Тринадцать". Картина повествовала о советских пограничниках, которые вступили в неравный бой с бандой басмачей в пустыне Каракумы. Роль командира отряда пограничников досталась в этом фильме Крючкову, с которым Ромм познакомился благодаря своей будущей жене Елене Кузьминой, которая была партнером Крючкова в двух фильмах Барнета.

Крючкова подвело его пристрастие к алкоголю. Опасность заключалась в том, что молодежь начнет ему подражать. Появилась угроза, что коллектив может распасться. И Ромм проявил характер - не смотря на то, что было снято полфильма, он не побоялся отчислить ведущего актера. Он выстроил всех, кто работал на картине, и приказал Крючкову: "Падай!". Тот от упал на песок. "Всё. Ты убит. Можешь возвращаться в Москву". Так из тринадцати бойцов в картине осталось только двенадцать. Хотя в одном кадре Крючков в картине всё-таки остался.

От роли к роли актер накапливал необходимый опыт, рос в своем мастерстве и терпеливо ждал своего "звездного часа". И он наступил в середине 1938 года, когда режиссер Иван Пырьев предложил Крючкову главную роль в своем новом фильме "Трактористы". Его партнершей в картине стала жена режиссера восходящая звезда советского кино Марина Ладынина.

Натурные съемки проходили летом 1938 года в степи на берегу Южного Буга в деревне Гурьевка. Актерский коллектив подобрался на редкость дружный и сплоченный, особенно среди мужчин. Кроме Крючкова, в фильме снимались уже популярный Петр Алейников и дебютант Борис Андреев. Втроем они задавали тон на съемочной площадке, и порой с ними не мог справиться даже такой решительный режиссер, как Пырьев. О похождениях трёх товарищей складывали целые легенды: как они ночевали в витрине мебельного магазина, как Андреев пил в милиции чернила, как Крючков выпил на спор десять стопок подряд… Очевидцы рассказывали, что в перерыве между съемками Крючков, Алейников и Андреев внезапно заспорили, кто из них больше выпьет водки. Крючков заявил, что ему ничего не стоит опорожнить разом десять стопок и не опьянеть. В ответ коллеги подняли его на смех, назвав трепачом. И тогда Крючков, на глазах у ошеломленных товарищей, одну за другой опрокинув в себя заявленные десять стопок, сказал: "Ну, как?" - и тут же ушел спать. Больше с ним на этот счет никто не спорил.

Когда фильм "Трактористы" в 1939 году вышел на экраны страны, его ждал небывалый зрительский успех. Песни "Три танкиста", "Здравствуй, милая моя" и "Броня крепка, и танки наши быстры..." запела вся страна. Все актеры, исполнявшие главные роли в картине, стали всесоюзными знаменитостями, и в 1941 году все четверо стали лауреатами Сталинской премии. Наибольшая популярность и любовь зрителей достались Николаю Крючкову - его Клим Ярко стал одной из самых популярных личностей в советском довоенном кино. С него брали пример в повседневной жизни миллионы молодых людей. Однажды даже маршал Катуков однажды поприветствовал Крючкова: "Здравствуйте, товарищ танкист!"

Но путь фильма к признанию был не легок. Не успели закончиться съемки, как в районной газете появилась статья "Шкодливый фильм", в которой авторов обвиняли и в шовинизме, извращении украинской жизни, и в искажении национальных реалий. Ленту послали в Кремль, и она очень понравилась Сталину.

На съемках "Трактористов" Крючков познакомился с юной студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой. Они полюбили друг друга, и после окончания работы над картиной поженились. Свадьбу сыграли в новой комнате в одной из коммуналок, куда Крючков перебрался из общежития Трехгорки накануне торжества. Вскоре у молодых родился сын Борис.

Крючков Николай с Марией Пастуховой

После шумного успеха "Трактористов" приглашения сниматься посыпались на Крючкова как из рога изобилия. Один за другим выходят фильмы с его участием: "Выборгская сторона", "Ночь в сентябре", "Яков Свердлов", "Член правительства", "В тылу врага". Герои Крючкова не походили друг на друга, несмотря на то, что он играл достаточно одинаковые положительные роли и практически не использовал грим.

В 1941 году Крючков снялся в комедии "Свинарка и пастух". В этом фильме актеру досталась роль, тогда мало присущая его актерскому имиджу, - шалопай Кузьма Петров. Крючков рассказывал впоследствии: "Когда я начал сниматься в этой картине, ко мне заявился "под градусом" мой друг Василий Сталин и начал орать, чтобы я не смел играть эту роль, не похабил мои прежние образы, любимые народом. Грозился даже "сослать в Сибирь". А я ему в ответ пропел: "А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля". Утром он звонил, извинялся".

С первых же дней Великой Отечественной войны Крючков стал проситься на фронт, однако военком уговорил его остаться. "Снимаясь в кино, вы принесете Родине не меньше пользы, чем на фронте", - сказал он актеру. Но на фронт Николай Крючков все же попал - в составе фронтовых бригад, выступавших с концертами.

В 1942 году он снимался одновременно в пяти картинах: "Котовский", "Фронт", "Антоша Рыбкин", "Во имя Родины" и "Парень из нашего города". Последний фильм стал одним из самых популярных в годы Великой Отечественной войны. Во время работы над ним Крючков от истощения попал в госпиталь. Но отказываться от съемок, даже если он и плохо себя чувствовал, было не в правилах Крючкова. Поправившись, актер вновь вернулся на съемочную площадку.

"Парень из нашего города"

Крючков мог выполнить любую актерскую задачу. Он все делал сам, почти без тренажа, с ходу. Скакал на лошади, работал на тракторе, водил автомобиль и мотоцикл, летал на "кукурузнике", играл на баяне, пел, плясал. Оттого так солиден "послужной" список травм, о которых он говорил коротко: "Ломал руки и ноги 12 раз, обжигал глаза, потерял зубы, заработал ревматизм..."

На съемках фильма "Фронт" режиссер сказал: "А что, Коля, слабо тебе, в самом деле, под танк лечь?" - "Надо, так лягу", - ответил тот. Николай Афанасьевич вспоминал: "Вырыли мне ямку и успокоили: грунт твердый, все обойдется. Сюда я должен был, как только машина на меня наедет, упасть. И вот я иду с гранатами во весь рост на фашистский танк, и такая злоба меня охватила. Не пройдешь, гад! - кричу. Бросаю связку и прыгаю в ямку. Танк прошел, но меня всего засыпало - не таким уж твердым оказался грунт. С грехом пополам откопали, и только тут на меня настоящий страх навалился: ведь действительно под танком лежал. А в момент съемки одна была задача - врага не пропустить".

В 1945 году от актера ушла жена Мария Пастухова. Повод дал сам Николай, который увлекся другой женщиной. Ею была молодая актриса Алла Парфаньяк, с которой Крючков встретился на съемках фильма "Небесный тихоход", который после выхода на экраны сильно ругала критика, считая, что нельзя так легкомысленно показывать войну, и восторженно принимала публика.

Во втором браке у актера родился второй сын Николай.

В послевоенные годы советский кинематограф переживал не лучшие свои времена, фильмов снималось очень мало. Несмотря на это, Крючков не сидел без работы. На экраны выходили фильмы с его участием: "Машина 22-12", "Щедрое лето", "Максимка".

"Щедрое лето", 1950

Однако роли только в двух фильмах принесли актеру творческое удовлетворение: в "Максимке" и в картине "Звезда". Этот фильм был снят еще в 1948 году, однако на экраны страны вышел только в 1953-м. Почему? Вот что говорил по этому поводу сам Николай Крючков: "В этом фильме Сталину не понравилось, что мой герой - сержант Мамочкин - перед тем, как взорвать себя, говорит "Вот так вот", а "не "За Сталина". И картину запретили…"

С середины 1950-х годов творческая активность Крючкова не снижается. Например, в 1954 году он снимается сразу в четырех фильмах, в 1956-м - в пяти. Правда, большинство из этих ролей не принесли актеру нового успеха.

Герои Крючкова в пятидесятые годы изменились. Теперь он играл людей с непростыми судьбами, за плечами которых был немалый жизненный опыт, которые испытали на себе все тяготы войны. Актер все так же продолжал играть своих современников Он настолько хорошо знал жизнь и характеры своих героев, что мог сделать их выразительными с помощью всего одного жеста или двух-трех реплик. Он также часто пел в фильмах.

В 1957 году распался и второй брак Крючкова: Алла Парфаньяк ушла от него, забрав с собой сына, и позже стала женой Михаила Ульянова. Оставшись один, актер вскоре переехал в небольшую однокомнатную квартиру, площадью 11 квадратных метров на первом этаже в центре Москвы. Туда же он привел и свою третью жену - заслуженного мастера спорта Зою Кочановскую, с которой познакомился в 1959 году во время съемок в фильме "Домой". После свадьбы им обещали дать новую квартиру, однако въехать в нее молодоженам было не суждено. Произошла трагедия… Рассказывает А.Аршанский: "Мы возвращались из экспедиции в Ленинград, ехали втроем в "газике". В центре города Зоя попросила ее подождать, она хотела купить помаду. Мы остановились, она перешла улицу, купила губную помаду, когда возвращалась обратно, на наших глазах, в трех метрах от нас, ее сбил военный "Студебеккер". Умерла она у нас с Крючковым на руках. А спустя два дня мы летели вдвоем в грузовом самолете, только мы и гроб, который болтался по самолету".

Крючков после этой трагедии с трудом приходил в себя. Его друзья, боясь за него, неотступно были рядом. Постепенно боль утихла, а через два года после этого пятидесятилетний актер встретил свою последнюю любовь - на съемках фильма "Капроновые сети" он познакомился с 30-летней ассистенткой режиссера Лидией Николаевной.

Лидия Николаевна Крючкова

Вот что она вспоминала об этом: "Однажды во время обеда он пригласил меня сесть к нему за столик. Я ответила, что мне некогда, потому что много работы. Оказывается, нашлись доброжелатели, которые сказали Николаю Афанасьевичу, что я "занята", и даже назвали фамилию мужчины из съемочной группы. А Крючков сам был человеком прямым, откровенным и потому всем верил. Когда я об этом узнала, то объяснила, что его ввели в заблуждение. Вскоре Николай уезжал на съемки в Сочи и перед этим сказал, что я ему нравлюсь, и он обязательно ко мне вернется. Накануне своего отъезда он решил устроить застолье. Я считала, что это только повредит его здоровью. Но Николай настоял на своем, и я в знак протеста на застолье не пришла. Тогда Крючков разыскал меня и сказал: "Этот вопрос мы отрегулируем, дело в другом. Сделай так, чтобы, когда я вернулся, не было разговоров, ранящих мне душу". Я ответила, что если он будет все время со мной, то так и будет... Он приехал, как обещал, устроил мне день рождения, сделал предложение, и уехал обратно на съемки. Перед ноябрьскими праздниками 62-го он возвращался в Москву из Сочи, а я - из Канева. Наши поезда расходились по расписанию на два часа. Он оказался дома раньше. Когда я приехала, Николай сразу позвонил и сказал: "Мы с тобой встречаемся завтра и больше никогда не расстаемся". Он предупредил, что, если я его обману, это будет его самым большим огорчением. По его словам, во мне он нашел то, что искал..."

В этом браке у них вскоре родилась девочка, которую назвали Эльвирой.

В конце 1950-х годов актер сыграл роль Любима Торцова в пьесе Островского "Бедность не порок" в московском Театре-студии киноактера. Эта роль также стала для него важным этапом в творчестве. Работа над образом Любима Торцова научила Крючкова создавать на сцене сложные, неоднозначные образы. Приобретенные навыки помогли актеру в работе и над другими образами, которые он потом создавал в кино.

"Гусарская баллада"

Несмотря на свою привязанность к театру, с кино Крючков не расстался. В начале шестидесятых годов он сыграл в двух комедиях. В 1962 году зрители увидели Николая Крючкова в роли старого слуги Ивана в "Гусарской балладе", а в 1964-м он сыграл роль богача Неуедова в "Женитьбе Бальзаминова".

"Женитьба Бальзаминова"

В 1960-е годы Крючков продолжал сниматься в кино, одновременно работая в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера. В 1965 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. Он был "живой легендой" советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его на роль в своей картине. На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Крючков был почетным членом жюри, часто представлял советское кино за рубежом.

С возрастом Крючков стал более требовательно подходить к каждой новой роли. В своей книге "Чем жив человек" он утверждал, что актер "в своем творчестве должен быть органичен, жизненно реалистичен. В нем очень обостренно должны действовать два защитных механизма - чувство такта и чувство меры". Эти свои выработанные годами творческие принципы актер использовал в работе над образами. Он прекрасно исполнил роль шофера такси в картине "Горожане", которая вышла на экраны в 1975 году. Другая удачная работа в те годы - роль старого шахтера Панаса Байды в киноповести "Адрес вашего дома".

"Горожане"

Крючков всегда старался овладеть в той или иной степени профессией своих героев. В семидесятых годах, после того, как им была сыграна роль таксиста Бати в картине "Горожане", актёру на гастролях в Перми местные таксисты устроили экзамен. Все, как один, уступили ему место за рулем. Пришлось актёру показывать класс, водителя сажать на штурманское место, и самому везти себя в гостиницу.

Анализируя в своей книге фильмы, в которых он снимался, Николай Крючков заметил, что актерская судьба постоянно связывала его с военными. Ему часто в кино приходилось играть роли военных. Маршал Малиновский подарил актеру кортик. Сам актер свою цель видел в служении Отечеству. Об этом он тоже писал в своей книге.

В восьмидесятые годы Николай Афанасьевич снимался мало. Среди фильмов тех лет – военные картины "Битва за Москву", "Сталинград" и "Особо важное задание". В 1985 году режиссер с "Мосфильма" Елена Михайлова задумала снять продолжение фильма "Парень из нашего города", рассказать о том, кем стали главные герои картины 40 лет спустя. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя картина не повторила успеха предыдущего фильма, однако зрители встретили ее тепло. Фильм назывался "Верую в любовь".

Лучшими работами Крючкова послевоенного 30-летия стали роли в фильмах В.Скуйбина "Жестокость" и "Суд", в "Деле Румянцева" Иосифа Хейфица, в телефильме С.Туманова "Гнезда" и в "Осеннем марафоне" Георгия Данелии.

"Осенний марафон"

На съемках "Жестокости" при обострившемся тромбофлебите Крючков целые дни проводил в седле да еще на морозе. А в фильме "Суд" много раз прыгал в ледяную воду и на очередном дубле сломал ногу. Больница. Гипс. Но на второй день он уже на площадке: "Снимайте крупные планы". Кончились крупные - он распилил гипс и продолжил работу. Только после каждого дубля ложился на раскладушку.

Николаю Афанасьевичу было уже за 70, когда Евгений Матвеев пригласил его в фильм "Особо важное задание". Для эпизода, в котором герой Крючкова вскакивал на крыло самолета, режиссер распорядился поставить стремянку. "Женя, ты что? – обиделся Крючков. - Рано еще меня жалеть!" Подпрыгнул и оказался на крыле. Никто не знал, чего ему это стоило.

О том, каким Крючков был в повседневной жизни, рассказывала его жена Л.Н.Крючкова: "Он всегда считал, что на рынок и обратно я должна ездить только на машине, а не на троллейбусе. Я могла пригласить кого-то помочь убраться в квартире, постирать белье. Он всегда говорил, что если мне тяжело, то надо нанять кого-то. Всегда спрашивал, в чем я нуждаюсь. Однажды случился смешной эпизод. На вопрос Николая Афанасьевича, что мне требуется, я ответила, мол, об этом я его не попрошу. Он: "Почему?" - "Да хлеб мне нужен". Он: "Принесу". Я удивилась: "Что ж, ты в булочную пойдешь?" Муж: "Почему? Я сейчас приду в театр, любого молодого актера попрошу, и он мне хоть десять батонов принесет". По магазинам он не ходил. Когда заказы бывали, всегда приносил. Холодильник он не открыл ни разу, чайник ни разу не поставил. Но зато и не предъявлял никаких претензий. Если меня нет, то он подождет, и на все один ответ: "Не имеет значения". Нет обеда - будет спокойно смотреть телевизор или читать газету - ждать меня..."

Николай Афанасьевич был необыкновенно романтичным человеком. Однажды Лидия Николаевна встречала его, прилетающего самолетом из Сибири. Была зима. Из самолета он вышел с огромным букетом алых роз. Лидия Николаевна долго мучила его вопросом - где же можно было взять живые цветы зимой, да еще в Сибири?

Всю свою жизнь Крючков был заядлым рыболовом (впервые взял в руки удочку в 6 лет), однако в последние месяцы перед смертью он почти не вставал с постели в дачном поселке Икша. Поэтому рыбачила за него его жена, Лидия Николаевна, а он, когда мог, сидел рядом на скамейке и переживал за ее успехи. Много говорить он уже не мог, от постоянного курения у него развилась опухоль в горле. Пить он бросил еще в 1970 году, раз и навсегда.

Николай Крючков в Балаклаве.

Николай Крючков был необыкновенно популярен как в пору своей молодости, так и в зрелые годы. Незнакомые люди обращались к актеру на "ты", его везде считали своим человеком. Ему нередко приходили письма с адресом: "Москва. Николаю Крючкову". И почти никогда не терялись...

Станислав Говорухин как-то сказал о Николае Афанасьевиче: "В кругу киношников расхожа поговорка "Хороший человек не профессия". Грубая неправда. Еще какая профессия! Главная профессия на земле - быть Человеком". "И пусть тебя потомки помянут хорошей песней или добрым словом", - это строчки из стихотворения поэта Николая Крючкова.

Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

О Николае Крючкове в 2009 году был снят документальный фильм "Парень из нашего города". В нем об актере делятся своими воспоминаниями режиссер Владимир Андреев, актрисы Людмила Касаткина, Людмила Хитяева и Татьяна Конюхова, певец Зураб Соткилава, актер Сергей Никоненко, супруга Лидия Крючкова и актер Владимир Зельдин.

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта «Актеры советского и российского кино»Материалы сайта «Кино-Театр»Материалы передачи «Шедевры старого кино»Крючков Николай Крючков 6

Фильмография:

1932 Горизонт1933 Окраина1933 Частный случай1935 Любовь и ненависть1935 У самого синего моря1937 Возвращение Максима1937 За Советскую Родину ("Падение Кимас-Озера", "Поход Антикайнена")1938 Выборгская сторона1938 Комсомольск1938 На границе1938 Человек с ружьем1939 Ночь в сентябре1939 Станица Дальняя1939 Трактористы1939 Член Правительства1940 Брат героя1940 Салават Юлаев1940 Яков Свердлов1941 Боевая песня о славе Русского Оружия (новелла в к/а БКС N6) - читает текст, вокал1941 В тылу врага1941 На путях1941 Свинарка и пастух1942 Антоша Рыбкин1942 Котовский1942 Парень из нашего города1943 Во имя Родины ("Русские люди")1943 Фронт1944 Малахов Курган (Сцены обороны Севастополя 1941-1942 гг.)1945 Небесный тихоход1947 Свет над Россией1948 Три встречи1949 Звезда1949 Сталинградская битва1949 Счастливый рейс ("Машина 22-12")1950 Огни Баку1950 Щедрое лето1951 Спортивная честь1952 Максимка1952 Садко1954 "Богатырь" идет в Марто1954 Море студеное1954 Об этом забывать нельзя1954 Тревожная молодость1955 Дело Румянцева1956 Бессмертный гарнизон1956 Поэт1956 Сорок первый1957 Всего дороже1957 Ленинградская симфония1957 Удивительное воскресенье1958 Матрос с "Кометы"1958 Над Тиссой1958 Юность наших отцов1959 Баллада о солдате1959 Жестокость1959 Майские звезды1960 Домой1960 Яша Топорков1961 Аленка1961 Годы девичьи1961 Иду к вам1961 Музыка Верди1961 Сердце не прощает1962 Гусарская баллада1962 Капроновые сети1962 Остров Ольховый1962 Суд1963 Большой фитиль1963 День счастья1964 Весенние хлопоты1964 Дайте жалобную книгу1964 Женитьба Бальзаминова1964 Жили-были старик со старухой1964 Какое оно, море?1964 Ко мне, Мухтар!1964 Я - "Береза"1965 Комэск1966 Дядюшкин сон1966 Заблудший (тв: "Гнезда")1966 Нет и да1966 По тонкому льду1967 Доктор Вера1968 Далеко на Западе1968 День Ангела1968 Служили два товарища1969 Золото1970 Морской характер1971 Большие перегоны1971 Телеграмма1972 Адрес Вашего дома1975 Горожане1975 Когда наступает сентябрь1976 72 градуса ниже нуля1977 Ты иногда вспоминай1978 Бархатный сезон1978 Мой друг дядя Ваня1979 Осенний марафон1980 Особо важное задание1981 Цыганское счастье1983 Дамское танго1985 Битва за Москву1986 Верую в любовь1986 Досье человека в "Мерседесе"1987 Вспомним, товарищ!1987 Первая встреча, последняя встреча1989 Сталинград1991 Царь Иван Грозный1993 Ангелы смерти

6 января 1911 года – 13 апреля 1994 года

Похожие статьи и материалы:

Крючков Николай (Документальные фильмы)Крючков Николай (Цикл передач «Как уходили кумиры»)Крючков Николай (Цикл передач «Острова»)Крючков Николай (Цикл передач «В поисках утраченного» )Крючков Николай (Цикл передач «Пёстрая лента»)Крючков Николай (Цикл передач «Легенды мирового кино»)

ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

chtoby-pomnili.net

биография, фильмы, личная жизнь актера.

Много-много лет назад, когда автор этих строк был еще совсем молодым, а Николай Афанасьевич Крючков — уже очень старым, редакция одного технического журнала попросила меня организовать заметку о войне и военных шоферах за подписью великого актера. Что-нибудь такое — прочувствованное, эмоционально сильное. Ведь Крючков переиграл множество водителей легковых, грузовых машин и даже танков, а уж после фильма «Горожане», где он сыграл таксиста, стал культовой фигурой у всех, кто сидел за рулем.

Я приехал к Николаю Афанасьевичу домой, в тихие приарбатские переулки. Сидел в гостях, наверно, часа два. Пили чай. Крючков говорил много, но совершенно не о том, что требовалось. Ему была интересна рыбалка, и он рассказывал о каких-то удочках, блеснах, лицензиях на рыбную ловлю в Чехословакии, где рыбка водится знатная. Больше ничего не помню. Ну, разве что матерился Николай Афанасьевич знатно.

Разумеется, текст я написал сам. Позвонил Крючкову, прочитал. Он расчувствовался, даже заплакал: «Спасибо, старик!» Хотя стариком тогда был он, а не я.

К чему я это вспомнил? Наверно, к тому, что Крючков в жизни был очень похож на Крючкова экранного. И если пересмотреть сегодня все роли великого артиста, легко разглядеть его самого. Простого и простодушного. Азартного. Искреннего. В чем-то наивного.

Известна история о том, как молодой артист Крючков явился на премьеру своего первого большого фильма «Окраина» в кинотеатр «Ударник». Контролеры категорически отказывались пропускать парня в резиновых тапочках с мокрыми после купания в Москве-реке волосами. Контролеры, как и зрители той поры, и представить не могли, что киногерой, кинозвезда может выглядеть как обычный парень с рабочей окраины.

Крючков и был обычным парнем из рабочего района — с московской Трехгорки. Самое что ни на есть заурядное и очень трудное детство: в 9 лет переболел тифом. Выжил, но долгое время после болезни ходил с постоянно склоненной в одну сторону головой, за что получил у сверстников кличку Колька Кривой. Дальше — фабрично-заводское училище, профессия гравера-накатчика, самодеятельность. Он умел играть на гармони, петь и бить чечетку. Последнее делал особенно лихо. Увлекся театром и попал в студию легендарного московского ТРАМа (Театра рабочей молодежи), где выходил на сцену в эпизодах. На репетиции в ТРАМе его, отплясывающего вприсядку вдоль и поперек, увидел режиссер Борис Барнет. Он и пригласил молодого Крючкова на главную роль в фильм «Окраина».

Кстати, потом все эти залихватские танцевальные коленца Крючков продемонстрировал в фильме «Трактористы», который окончательно утвердил новую советскую кинозвезду.

Крючков — звезда особая. Фантастическое обаяние, энергетика, талант — все это было и у других советских кинознаменитостей. В случае с Крючковым, как мне кажется, срабатывало то, что для зрителей во всех ролях он прежде всего был Николаем Крючковым, а уж потом — трактористом, шахтером, партизаном, матросом, колхозником, а впоследствии — генералом. В начале жизненного пути — бесшабашным, наглым, дерзким, лихим, нередко хулиганистым. В последних ролях — мудрым стариком, в глазах и молчании которого всегда считывались прожитые и пережитые годы.

И в жизни, и в кино он все делал лихо, по-молодецки. Надо было сесть за руль трактора или мотоцикла — садился. Надо было на съемках фильма «Фронт» лечь под танк — ложился. Не совсем, кажется, осознавая степень риска. 12 раз ломал на съемках руки и ноги, обжигал глаза. Кино было для него чем-то вроде богатырской забавы, развлечением для настоящих мужиков. Он и пил так же бесшабашно и безбашенно. Говорят, на спор выпивал какое-то немыслимое количество спиртного и не пьянел. Ходили легенды о молодецких загулах троицы друзей — Крючкова, Бориса Андреева и Петра Алейникова. И теперь уже не узнаешь, где правда, а где вымысел в историях о том, например, как «три танкиста, три веселых друга» заночевали в витрине мебельного магазина.

Крючков был всегда самим собой. Он, конечно, был прекрасным актером, но это тот редкий случай, когда человеческая индивидуальность естественным образом трансформировалась в актерскую органику.

У его героев не было среднего возраста. После ролей парней и молодых крепких мужиков он вдруг как-то резко постарел и стал таким, каким увидел его я. И снова в экранных героях Николая Афанасьевича проглядывало что-то несравнимо большее, чем полагалось по роли. Роль таксиста Бати в «Горожанах» стала исповедальной. А в «Осеннем марафоне», появившись всего в паре эпизодов, сказав всего несколько реплик, он рассказал, кажется, всё — и о поколении, и о самом себе. Постаревшем, деликатном, осознавшем конечность и непрерывность жизни.

Кинокритик Александр Колбовский

www.culture.ru

Николай Крючков Википедия

Имя при рождении Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Гражданство Профессия Карьера Направление Награды
Николай Крючков
Николай Афанасьевич Крючков
24 декабря 1910 (6 января 1911)(1911-01-06)
Москва, Российская империя
13 апреля 1994(1994-04-13) (83 года)
Москва, Российская Федерация
СССР СССР→Россия Россия
актёр театра и кино
1927—1993
социалистический реализм

ru-wiki.ru

Крючков, Николай Афанасьевич — Википедия РУ

Николай Крючков родился 24 декабря 1910 (6 января 1911 год) в Москве, в рабочей семье с Пресни.

В 14 лет поступил в ФЗУ при «Трёхгорной мануфактуре», где учился на гравёра-накатчика (1925—1928), там же начал выступать в художественной самодеятельности.

В 1928—1930 годах учился в школе актёрского мастерства при Московском центральном театре рабочей молодёжи. Учёбу совмещал с работой на фабрике «Трёхгорная мануфактура». Театральный дебют состоялся в 1927 году в постановке «1905 год». С 1928 по 1934 год — актёр Московского центрального театра рабочей молодёжи (ТРАМ) (ныне — театр «Ленком»), учился у Н. П. Хмелёва, И. Я. Судакова и И. А. Савченко.

С 1931 по 1940 год — актёр киностудии «Межрабпомфильм» (с 1936 — «Союздетфильм», с 1948 — киностудия имени М.Горького). Первую роль в кино сыграл в фильме Б. В. Барнета «Окраина», исполнив роль сапожника Сеньки. В 1941—1945 годах — актёр киностудии «Мосфильм» и ЦОКС. За свою жизнь сыграл более 120 ролей в кино.

С 1945 по 1992 год — актёр Театр-студии киноактёра.

Член Союза кинематографистов СССР.

Член КПСС с 1953 года.

Автор книги «Чем жив человек» (1987).

Умер 13 апреля 1994 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Личная жизнь

  • Первая жена — Мария Фоминична Пастухова (1918—2003), актриса, народная артистка РСФСР (1976). Познакомился на съёмках фильма «Трактористы». Развелись в 1945 году.
  • Вторая жена — Алла Петровна Парфаньяк (1923—2009), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1977). Познакомился на съёмках фильма «Небесный тихоход». Развелись в 1957 году.
    • Сын — Николай. С сыном был в сложных отношениях, а потом вовсе прекратил с ним связь[1].
  • Третья жена — Зоя Николаевна Кочановская (1925—1960), лыжница, заслуженный мастер спорта СССР. Познакомился в 1959 году на съёмках фильма «Домой». Погибла в Ленинграде на глазах у мужа через три месяца после свадьбы — её сбила машина.
  • Четвёртая жена — Лидия Николаевна Крючкова, ассистентка режиссёра. Женился спустя два года после гибели третьей жены. Познакомились на съемках. Прожили вместе до самой смерти актёра.

http-wikipediya.ru