Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Адмирал лазарев. Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» — нелёгкая судьба советского гиганта

Броненосные фрегаты типа «Адмирал Лазарев». Адмирал лазарев


"Адмирал Лазарев" до и после докования

.ТАРКР "Адмирал Лазарев" пр. 11442 был построен на Балтийском заводе в Ленинграде и передан ВМФ 30.10.1984 (30 лет назад) под наименованием "Фрунзе". Флаг поднят 02.02.1985 (День корабля). 21.08-12.11.1985 вместе с эсминцем "Осмотрительный" совершил межфлотский переход на ТОФ.. Переименован 27.05.1992. .В период 1995-1996 г.г. из-за аварии, не связанной с ГЭУ, были заглушены реакторы (сработала аварийная защита), но несмотря на это, по состоянию на середину 1997 г. крейсер был боеспособен (А.Павлов "Атомные крейсера типа "Киров").

"Адмирал Лазарев" после докования, Фокино, 07.04.2015 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)

Тем не менее, два года спустя (в 1999 г.) "Лазарев" был выведен из боевого состава флота в резерв 2-й категории, а позднее законсервирован. С тех пор крейсер стоит у 7-го пирса в Фокино (бухта Абрек залива Стрелок). В 2004-2005 г.г. на СРЗ "Звезда" в Большом Камне с корабля было выгружено ядерное топливо (операция №1). Постепенно было демонтировано вооружение – именно демонтировано, а к тому, что иногда пишут в прессе следует относиться в высшей степени скептически:

"По свидетельствам дальневосточников, нынче "Адмирал Лазарев" являет собой зрелище не для слабонервных. Все системы жизнеобеспечения и вооружения разворованы. Все, что содержало цветной металл, вырвано самым варварским способом. Картину общего хаоса и разрухи дополняют следы от пожара, вспыхнувшего на крейсере 06.12.2002. Тушить его тогда пришлось около четырёх часов" (конец цитаты) (ссылка 1). Про пожар спорить не будем – где не бывает, про цветной металл на рубеже веков – тоже, но "разворованные системы вооружения" не вызывают ничего, кроме улыбки.

О том, что "Лазарев" готовится к докованию, стало известно 19.03.2014 из записи в журнале alexeyvvo (ссылка 2), в которой сообщалось о заключённом договоре на доковый осмотр ТАРКР силами 30-го СРЗ в период 15.01-25.11.2014 (ссылка 3). Предстоящая операция была воспринята со скепсисом как автором записи ("чтобы банально не затонул у пирса?"), так и Вашим покорным слугой, однако, как выяснилось позже (в конце года), крейсер прошёл не только доковый осмотр, но и вполне приличный (для своего состояния) доковый ремонт.

"Адмирал Лазарев" после докования, Фокино, 07.04.2015 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)

Когда именно корабль прибыл в 30-й СРЗ, доподлинно не известно, однако есть сведения, что 28-29.06.2014 он уже стоял там в плавучем доке (ссылка 4). Для справки: 30-й судоремонтный завод расположен недалеко от Фокино – в посёлке Дунай в бухте Чажма залива Стрелок, а его плавучий док ПД-41 грузоподъёмностью 80 000 т – один из двух самых больших плавдоков российского судпрома (второй – ПД-50 в 82-м СРЗ в Росляково, ЗАТО Североморск). 17.12.2014 появилось сообщение о завершении докового ремонта, который "был выполнен для обеспечения непотопляемости корабля, продолжительное время находящегося у причальной стенки, для продления его отстоя в законсервированном состоянии" (вольная цитата – ссылка 5).

Но что бы там ни говорили анонимные "источники в оборонно-промышленном комплексе" о проблематичности проводки "Адмирала Лазарева" Северным морским путём в Северодвинск для дальнейшей модернизации, возможность такого развития событий будоражит умы и активно обсуждается в СМИ и на профильных форумах. Думается, что проводка корабля по СМП – не самая большая проблема: если летом 1942 г. сумели провести с ТОФа на СФ лидер "Баку" и три "хрупких" эсминца, то при надлежащей предпоходовой подготовке проведут и ТАРКР с его гораздо более прочным корпусом. Тут важнее понять другое – сможет ли Севмаш принять в ремонт сразу два 1144-х и нужен ли вообще флоту третий ТАРКР?

По мнению автора блога, на оба вопроса следует ответить положительно. После завершения в 2018-2019 г.г. модернизации "Нахимова") Севмашу будет даже проще (и дешевле) одновременно модернизировать два корабля по одному проекту (запланированный "Пётр Великий" и "Адмирал Лазарев") – это касается и заказа материалов и контрагентских поставок. Главная сегодняшняя проблема предприятия – острая нехватка кадров, при достойной зарплате и условиях труда за 3-4 года может быть успешно решена.

Что касается потребности флота в третьем тяжёлом крейсере, то согласно концепции стратегического неядерного сдерживания, озвученной В. Чирковым 20.12.2013 (ссылка 6), основу группировки сил СНЯС ВМФ, оснащённых высокоточным оружием большой дальности,. в среднесрочной перспективе составят АПКР пр. 885М, 949М и ТАРКР пр. 11442. Для того, чтобы в составе сил постоянной готовности СФ и ТОФ всегда находился хотя бы один тяжёлый крейсер, их общее количество должно быть не менее трёх.

"Адмирал Лазарев" в плавдоке ПД-41 30-го СРЗ, Дунай, 13.08.2014 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)

Сокращённый экипаж "Лазарева", ПД-41, 30-й СРЗ (фото без даты, группа Оружие России, ВКонтакте)

"Адмирал Лазарев" в плавдоке ПД-41 30-го СРЗ, Дунай, бухта Чажма, 28-29.06.2014 (фрагмент фото zeka_vasch)

"Адмирал Лазарев" за два года до докования, Фокино, 03.2012 (фото от Вованыч_1977 с forums.airbase.ru, 4280 пикс.)

"Адмирал Лазарев" за три года до докования, Фокино, 07.2011 (фото от пытливый808 с forums.airbase.ru)

"Адмирал Лазарев" за 11 лет до докования, Фокино, 7-й пирс, 03.2003 (фото от Bull с сайта "Водный танспорт" – fleetphoto.ru)

navy-korabel.livejournal.com

Броненосные фрегаты типа «Адмирал Лазарев» — Global wiki. Wargaming.net

LazarevSh.jpg

Броненосные башенные фрегаты типа «Адмирал Лазарев»

Постройка и служба

2 ед. Заказано
2 ед. Построено
1865-1871 гг. Годы постройки
1871-1907 гг. Годы службы
Невское адмиралтейство и завод Карра и Макферсона, Санкт-Петербург Место строительства

Общие данные

/ 3881 т. Водоизмещение(стандартное/полное)
77,65 / 13,11 / 5,56 м. Размерения(длина/ширина/осадка)
2 паровые машины 2004-2031 л.с., 5 котлов Энергетическая установка
9,54 - 10,4 узл. Скорость хода
1500 миль Дальность плавания

Экипаж

272 чел. Общая численность
12 чел. Офицеры
260 чел. Матросы

Бронирование

114-140-101 / мм. Пояс/борт
25 мм. Палуба
165 / 152 / 140 / мм. Башни ГК(лоб/бок/тыл/крыша)
127 мм. Боевая рубка

Вооружение

Артиллерия главного калибра:

  • 6 — 229-мм обр. 1867 г..

Противоминная артиллерия:

  • С 1878 г.: 4 — 87-мм, 1 — 44-мм.

Построенные корабли

«Адмирал Лазарев», «Адмирал Грейг»

Броненосные башенные фрегаты (мониторы) типа «Адмирал Лазарев» — броненосцы береговой обороны для защиты Кронштадта. Серия из двух кораблей была построена в 1865-71 годах, по российскому проекту и целиком из отечественных материалов. Отличались трехбашенной конструкцией и высоким весом бортового залпа. Служили в составе Балтийского флота до 1907 года.

История создания

Предпосылки к созданию

В начале 1863 года в связи с угрозой войны между англо-французской коалицией и Россией, возникшей из-за восстания в Польше, было принято решение о срочном усилении Балтийского флота, представленного устаревшими деревянными кораблями. Первоочередной задачей являлось обеспечение береговой обороны в Финском заливе, на подступах к Кронштадту и Санкт-Петербургу.

В итоге в 1863 году была принята «Мониторная кораблестроительная программа», в рамках которой в том же году было начато строительство 10 однобашенных мониторов типа «Ураган» (по типу американских мониторов USS Passaic) и двухбашенного монитора «Смерч» (по типу датского монитора Rolf Krake). Одновременно с реализацией этой программы Морское министерство посчитало необходимым строительство более совершенных кораблей, в результате 9 марта 1864 года было принято решение о строительстве еще восьми броненосных судов. Из них два (будущие «Князь Пожарский» и «Минин») — «8-пушечные в 600 нарицательных сил», четыре (будущие броненосные башенные фрегаты типа «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Спиридов») — «4-пушечные в 350 сил» и два (будущие мониторы типа «Русалка») — «4-пушечные лодки в 220 сил».

Изначально броненосные суда «4-пушечные в 350 сил» планировалось вооружить орудиями в закрытой батарее. Но уже в августе 1864 года принято решение, в связи с предназначением этих кораблей для обороны Кронштадта, вооружить каждый из них шестью орудиями в трех башнях и увеличить мощность машин до 400 нарицательных сил (около 1800 индикаторных). Корабли было решено строить по «улучшенному чертежу плавучих батарей». В отличие от кораблей мониторной программы, при строительстве которых широко использовались импортные материалы и оборудование, новые корабли должны были строиться исключительно из отечественных материалов.

Проектирование

Проект новых броненосных башенных лодок был создан Кораблестроительным техническим комитетом всего за три месяца на основе проектов мониторов типа «Смерч» и «Русалка». Два корабля, получивших названия «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Грейг», было решено строить по проекту Е-3, еще два, названные «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» — по незначительно отличающемуся проекту Е-2. В процессе постройки (с августа 1866 года) конструкция кораблей проекта E-2 была существенно изменена — они стали двухбашенными с увеличенной толщиной бронирования.

Постройка и испытания

Модель броненосного башенного фрегата «Адмирал Лазарев»

Первый корабль проекта Е-3 (будущий «Адмирал Грейг») поручили строить казенной верфи Невское адмиралтейство (подготовительные работы были начаты 20 апреля 1865 года, само строительство — 20 августа 1865 года), второй (будущий «Адмирал Лазарев») — частному заводу Карра и Макферсона (позднее — Балтийский завод), с которым 12 мая 1865 года был заключен контракт. Этому же заводу заказали и машины для обеих кораблей.

Изначально постройка новых броненосных судов шла очень быстрыми темпами. На момент официальной закладки «Адмирала Грейга» (на тот момент просто «Грейг» — слово «Адмирал» было добавлено к названию строящихся кораблей в июле 1866 года), состоявшейся 28 апреля 1866 года, на стапеле был выставлен весь набор корпуса, положено две трети бимсов нижней палубы, настлано около трех четвертей двойного дна, положено около половины наружной обшивки. В церемонии закладки принял участие император Александр II. Руководил строительством корабля корабельный инженер подпоручик Прохоров, с марта 1867 года — капитан Н. Г. Коршиков. «Адмирал Лазарев» официально заложили 17 мая 1867 года в присутствии генерал-адмирала Константина Николаевича, на момент закладки корабля была практически полностью готова подводная часть корпуса. Наблюдал за строительством корабельный инженер поручик В. Я. Дмитриев.

Взятые быстрые темпы строительства поддержать не удалось по целому ряду причин. Приемщики Морского министерства тщательно следили за тем, чтобы подрядчики не применяли железа полученного из-за границы; в то же время, отечественные предприятия не всегда были готовы обеспечить поставки. Приходилось оперативно менять состав поставок и ассортимент заказываемого металла, производство некоторых видов проката осваивалось с нуля. Броню и поковки поставлял Ижорский завод, часть брони также заказали государственному Камскому заводу. Часть проката изготовили на Невском заводе, инструментальную сталь делал Обуховский завод. Готовность орудийных башен по целому ряду причин задержалась на два года, на башни «Лазарева» даже пришлось направить часть плит, заказанных для броненосного фрегата «Минин».

«Адмирал Грейг» перед спуском

Важной причиной задержек стали постоянные изменения в проекте. Еще в декабре 1864 года по предложению адмирала Г. И. Бутакова с целью усиления корпуса при нанесении таранного удара ввели двойную обшивку в носовой части. В сентябре 1865 года, с учетом аварий мониторов «Латник» и «Смерч» решили отказаться от традиционной прокладки вентиляционных труб в трюме и перенесли их под бимсы, причем у каждой главной переборки в вентиляционных трубах смонтировали клинкеты, для предотвращения распространения по ним воды в случае затопления отсека. Усилили бронирование, применив двухслойную конструкцию броневого пояса (25,4-мм железные листы+тиковая подкладка+114-мм наружные броневые листы), а возникшую в результате этого перегрузку компенсировали увеличением высоты борта на 0,3 м. Однослойные броневые палубы также заменили на двухслойную конструкцию. Двухлопастные подъемные винты заменили на трехлопастные, ввели более эффективные балансирные рули. В декабре 1865 года изменили и конструкцию машин, увеличив диаметр цилиндров. В марте 1865 года решили внедрить (по опыту британского броненосца Bellerophon) под двойным дном водоотливную трубу; но поскольку к этому моменту второе дно было уже собрано, а прорубание проходов для труб было признано трудоемким и небезопасным, трубу решили проложить лишь в тех местах, где был возможен застой воды.

«Адмирал Лазарев» спустили на воду 9 сентября 1867 года, «Адмирал Грейг» — 18 октября 1868 года. Достройка кораблей на плаву (с осени 1869 года — в Кронштадте) затянулась, на ходовые испытания корабли вышли лишь в октябре 1871 года. Причем для «Адмирала Лазарева» испытания чуть не закончились трагедией — 10 октября 1867 года возвращавшийся в Кронштадт броненосный фрегат «Адмирал Спиридов» не успел погасить инерцию и ударил корабль в борт тараном. От гибели «Лазарев» спасли лишь относительно небольшая площадь пробоины (0,69 м²) и близость порта, откуда своевременно подошли водоотливные боты.

На момент начала строительства корабли классифицировались как броненосные батареи, с 8 ноября 1866 года они были причислены к броненосным фрегатам.

Описание конструкции

Продольный разрез и план палуб броненосных фрегатов типа «Адмирал Лазарев»

Корабли представляли собой трехбашенные двухвинтовые мониторы. Полное водоизмещение кораблей достигало 3881 т, длина по ватерлинии — 77,65 м, ширина — 13,11 м, осадка — 5,56 м.

Корпус

Корпуса кораблей, построенные из отечественных материалов, набирались по клетчатой («бракетной») системе с двойным дном, ранее опробованной на мониторе «Смерч». Корпус разделялся шестью водонепроницаемыми переборками, из которых четыре доходили до верхней палубы. Корабли имели таранный форштевень длиной около 3 м (9 футов).

Бронирование

Корабли имели сплошной броневой пояс по ватерлинии, прикрывавший весь борт от верхней палубы и уходивший ниже ватерлинии. Броневой пояс набирался из трех рядов броневых плит, располагавшихся заподлицо с обшивкой корпуса, для чего корпус в районе броневого пояса имел специальный уступ. Толщина пояса составляла 140 мм в середине корабля и утончалась до 114 мм в носу и 102 мм в корме. Нижний (подводный) ряд плит бронепояса имел чуть меньшую толщину — 128-мм в центральной части корпуса.

Броня пояса имела «слоеную» конструкцию — в центральной части корабля она состояла из 114-мм внешних бронеплит, 203-мм тиковых брусьев с железными угольниками между ними, 24,5-мм железных листов и 229-мм тиковой подкладки под броню, за которой располагалась 14,3-мм обшивка корпуса. По тогдашним представлениям такая конструкция обеспечивала равную сопротивляемость с монолитной броней, но при этом была более технологичной (изготовление толстых броневых плит в то время только налаживалось). Орудийные башни были защищены броней толщиной 165-мм (лоб), 152-мм (борт) и 140-мм (тыл), боевая рубка 127 мм броней. Корабли имели броневую палубу толщиной 25,4-мм, набиравшуюся из двух слоев брони толщиной 15,9-мм и 9,5-мм, между которыми помещался слой толстого сукна или толстого войлока.

Энергетическая установка

Схема парусного вооружения броненосного фрегата «Адмирал Лазарев»

Корабли были оснащены двумя горизонтальными двухцилиндровыми паровыми машинами прямого действия системы Гомфрейса. На испытаниях машины достигли мощности 2004—2031 л.с. Машины питалась паром давлением 1,76 атм от пяти огнетрубных котлов коробчатого типа. Машины приводили в действие трехлопастные винты диаметром 4,57 м. Емкость угольных ям составляла 260 т, что обеспечивало дальность плавания 9-узловым ходом 1200—1500 миль. Максимальная достигнутая на испытаниях скорость хода «Адмирала Грейга» составляла 9,54 узлов, «Адмирала Лазарева» — 10,4 узлов.

Вспомогательное оборудование

Корабли были неплохо для своего времени механизированы — паровые приводы имели башни, вентиляторы, центробежный и пожарный насосы, брашпиль. Изначально планировалась установка развитого парусного вооружения, но еще в ходе строительства для уменьшения перегрузки оно было сильно уменьшено и в окончательном виде представляло собой три мачты с косыми парусами, с очень ограниченными целями — уменьшение бортовой качки и возможность спуститься по ветру в случае повреждения машин.

Вооружение

Характеристики артиллерии броненосных фрегатов типа «Адмирал Лазерев»

Образец 279-мм обр. 1877 г. 279-мм обр. 1867 г. 229-мм мортира обр. 1867 г. 229-мм обр. 1867 г. 87-мм обр. 1867 г. 44-мм Энгстрема 37-мм пятиствольные Гочкиса
Калибр, мм 279,4 279,4 229 229 86,87 44,25 37
Длина ствола в калибрах 21,9 20 11 20 19,7 23,5 20
Масса орудия, кг 28 698 28 698 5750 15 070 360 109,7 209
Начальная скорость снаряда, м/с 454 404 280 447 306 310 442
Масса снаряда, кг 250 — 255 222 — 225 122,8 — 126,1 122 — 124 5,74 1,01 0,5

Главный калибр

279-мм пушка обр. 1867 г. в башенной установке

Орудия главного калибра устанавливались в трех башнях системы Кольза. Помимо механического привода башни имели в качестве дублирующего ручной привод.

Середина XIX века стала временем быстрого прогресса в области корабельного артиллерийского вооружения, в связи с чем артиллерия главного калибра кораблей неоднократно изменялась. Изначально планировалось вооружить корабли 381-мм гладкоствольными орудиями, но еще в ходе строительства от этой идеи отказались в пользу новейших 229-мм нарезных орудий обр. 1867 года завода Круппа «нового чертежа», с длиной ствола 20 калибров. В каждой башне располагалось по два таких орудия, итого корабли обладали внушительным бортовым залпом из шести пушек. Орудия устанавливались на станках Пестича. Боекомплект 229-мм пушек обр. 1867 г. включал в себя снаряды со свинцовой оболочкой весом 122—124 кг, начальная скорость 447—409 м/с. Снаряды обыкновенного чугуна снаряжались 3,5-4,5 кг черного пороха и имели ударную трубку. Снаряды закаленного чугуна (бронебойные) снаряжались 0,8 кг черного пороха, взрывателя не имели. Также имелась картечь весом 79,4 кг (72 пули).

В 1870-х годах адмирал А. А. Попов предложил снять на кораблях кормовые башни, установив вместо них неподвижный броневой бруствер с 305-мм пушкой обр. 1867 г.; это предложение не было принято в связи с дефицитом 305-мм орудий. Но было реализовано другое предложение адмирала — заменить 229-мм пушки на 280-мм (по одной в башне). Перевооружение было проведено в 1875 году («Адмирал Грейг») и 1876-77 годах («Адмирал Лазарев»). 279-мм пушки обр. 1867 г. были изготовлены на Обуховском заводе, имели длину ствола 20 калибров. Орудия устанавливались на станках Пестича, угол вертикального наведения составлял от −3 до +13 градусов. Боекомплект орудий включал в себя снаряды со свинцовой оболочкой длиной 2,5 калибра. Снаряды обыкновенного чугуна весом 222 кг снаряжались 7,45 кг черного пороха. Снаряды закаленного чугуна (бронебойные) весом 2225 кг снаряжались 3,28 кг черного пороха. Также имелась картечь весом 98,28 кг (95 пуль). Заряд орудия — 41 кг призматического черного пороха, обеспечивал начальную скорость снарядов 404 м/с.

В 1880-х годах пушки обр. 1867 г. были постепенно переделаны в орудия обр. 1877 г. путем вставки внутренней трубы. С этими пушками корабли дослужили до конца карьеры. Боекомплект орудий обр. 1877 г. включал в себя снаряды обыкновенного и закаленного чугуна с двумя медными поясками, длиной 2,9 калибра и весом 250—255 кг. Также имелась картечь в медной оболочке весом 228,5 кг (91 пуля). Заряд из бурого пороха, начальная скорость 454 м/с.

В русско-турецкую войну 1877-78 годов возникла угроза войны с Англией, и броненосные башенные фрегаты в этом случае должны были встать в первую линию обороны, прикрывая минные поля перед кронштадтскими фортами. Для поражения слабобронированных палуб британских броненосцев было принято решение вооружить ряд кораблей, в том числе и броненосные фрегаты, 229-мм мортирами обр. 1867 г. Мортиры устанавливались по одной на корабль, в кормовой части. Фактически в 1878 году мортиру смонтировали только на «Лазареве», на «Грейг» мортира была назначена, но не установлена и находилась на складе. После войны мортиры (стрельба которых разрушительно действовала на палубы собственных кораблей) сняли и больше не устанавливали, хотя Морское ведомство продолжало их числить на вооружении и допускало их установку в случае войны, для чего даже заказало новые 229-мм мортиры обр. 1877 г., которые много лет хранились в порту.

Вспомогательная артиллерия

87-мм пушка

Изначально корабли не имели никакой вспомогательной артиллерии. В 1878 году каждый из них оснастили четырьмя 87-мм пушками обр. 1867 г. и одной 44-мм скорострельная пушка Энгстрема. К 1890-м годам вместо них смонтировали две 64-мм десантных пушки Барановского, пять 47-мм пушек Гочкиса и две 37-мм револьверные пушки.

Минно-торпедное вооружение

В конце 1880-х годов на каждом корабле был установлен один 381-мм подводный торпедный аппарат, а также 12-15 мин заграждения.

Экипаж

Экипаж кораблей состоял из 12 офицеров и 260 унтер-офицеров и матросов.

Модернизации и переоборудования

За время службы корабли прошли ряд модернизаций. Помимо неоднократной замены артиллерии главного калибра, установки вспомогательных орудий и минно-торпедного вооружения в 1870-х годах по предложению С. О. Макарова модернизировали водоотливную систему, в 1887 году установили паровые рулевые приводы системы Стапфер-Дюкло. В 1881-82 и 1900-03 годах на обеих кораблях заменили паровые котлы.

История службы

Броненосный фрегат «Адмирал Грейг», 1890-е

В первое плавание корабли вышли в 1872 году, по итогам компании пришлось выполнить ряд переделок для улучшения мореходности и живучести, в частности по предложению адмирала Г. И. Бутакова перераспределить некоторые грузы. После этого мореходность кораблей была признана адмиралом А. А. Поповым превосходной. До 1890-х годов корабли оставались вторыми после броненосца «Петр Великий» в русском флоте по весу бортового залпа, в связи с чем рассматривались как ценные боевые единицы. В 1892 году были переклассифицированы в броненосцы береговой обороны. В 1893 году корпус «Адмирала Лазарева» обследовала специальная комиссия, нашедшая его в хорошем состоянии и способным прослужить еще не менее 20 лет. Тем не менее, в связи с быстрым прогрессом в военно-морской технике корабли стремительно теряли боевую ценность и с 1900 года использовались в качестве учебных судов. Последнее их использование как боевых кораблей относится к периоду русско-японской войны, когда «Адмирал Лазарев» был назначен в оборону Либавы. В 1907 году корабли были разоружены, исключены из списков флота и сданы к Кронштадтскому порту для хранения и последующей реализации. В 1912 году «Адмирал Грейг» был разделан в Санкт-Петербурге на металл, а «Адмирал Лазарев» был продан на металл в Германию и в октябре того же года при буксировке затонул в Балтийском море во время шторма.

См. также

Литература

  • Р. М. Мельников. Башенные броненосные фрегаты. — Боевые корабли мира. — Санкт-Петербург: Галея Принт, 2002. — 72 с.
  • С. С. Бережной. Броненосные и линейные корабли. Канонерские лодки. Справочник. — Москва: Военное издательство, 1997. — 312 с. — ISBN 5-203-01671-2
  • Л. И. Амирханов. Артиллерия российских мониторов. — Морское оружие. — Санкт-Петербург: Издательство «Гангут», 1998. — 32 с.
  • А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Минск: «Харвест», 2000. — 1188 с. — ISBN 985-433-703-0

Галерея изображений

  • Монитор «Русалка»

  • Рисунок фрегата «Адмирал Лазарев»

  • «Адмирал Лазарев» вскоре после постройки

  • Броненосец береговой обороны «Адмирал Лазарев», 1890-е

  • «Адмирал Грейг» в флагах расцвечивания

  • Броненосный фрегат «Адмирал Грейг»

  • Броненосец береговой обороны «Адмирал Грейг», 1890-е

  • Рисунок броненосного фрегата «Адмирал Спиридов»

wiki.wargaming.net

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» — нелёгкая судьба советского гиганта

Атомный крейсер "Адмирал Лазарев"

Тяжёлые атомные ракетные крейсеры (ТАРКР) – это уникальный тип военных кораблей, появление которых открыло новую страницу в истории мирового флота. Первые ракетные крейсеры были созданы на базе эскадренных миноносцев.

Среди ракетных крейсеров особое место занимают ядерные или атомные крейсеры. В советское время в рамках проекта 1144 было заложено 4 огромных корабля подобного класса, одним из которых стал крейсер Адмирал Лазарев, построенный на Балтийском заводе. Появление кораблей такого класса в СССР должно было укрепить пошатнувшееся положение советских сил ВМФ, для которых появление американского корабля такого класса стало весьма неприятной новостью.

Так как в те годы Советский Союз должен был внушать трепет всему миру своим новейшим оружием, было решено не только ответить США созданием корабля такого же класса, а создать сразу 4 крейсера, каждый из которых должен был превосходить американский крейсер размерами и вооружением.

Каким должен быть советский атомный крейсер?

"Адмирал Лазарев" возле берега

Новые военные крейсеры, которые задумало разработать Высшее военно-морское командование СССР, должны были превосходить американские корабли не только в вооружении, но и в размерах. Корабли нового проекта должны были стать самыми большими атомными крейсерами в мире, уступая в размерах только авианосцам, предназначение которых было несколько иное.

По задумке Высшего командования ВМФ, новые боевые корабли должны были обладать следующими характеристиками:

  • Водоизмещение новых крейсеров должно было составлять около 25 000 тонн;
  • Длина корпуса – около 250 метров;
  • Скорость – не менее 31 узла;
  • Корабли должны были нести на борту полный спектр самого современного вооружения в его последних модернизациях;
  • Полная автономность корабля должна была обеспечить ему практически полную независимость.

После реализации проекта, получившего номер 1144, американцы отнесли огромные советские корабли к классу линейных крейсеров, а НАТО присвоил им обозначение «Kirov- class battlecruiser», в честь головного корабля проекта «Киров».

Толчок к появлению атомных крейсеров

Крейсера у причала

Новость о разработке и появлении в составе военно-морских сил США огромного крейсера, использующего в качестве силовой установки ядерный реактор, неприятно поразило командование ВМФ. В начале 1960-х годов советский флот в качестве больших крейсеров мог продемонстрировать только следующие модели:

  • Крейсеры проекта 68-бис, которые в качестве вооружения несли на борту артиллерийское вооружение, и могли напугать противника только своими размерами, так как реальной боевой мощи не имели, несмотря на неоднократные попытки их модернизировать;
  • Ракетные крейсеры проекта 58. Данные боевые корабли могли успешно вести борьбу с надводным флотом, правда, радиус поражения их оружия был сильно ограничен.

Основной акцент в развитии военно-морских сил в то время делался на развитии кораблей совершенно других классов:

  • Создание различных типов противолодочных и противоминных кораблей;
  • Эсминцев;
  • Класса больших противолодочных кораблей (БПК).

К ракетным крейсерам, с небольшой натяжкой, можно было отнести корабли проекта 1134, но их было решено оставить в классе БПК, так как вооружение ВМФ Советского Союза должно было значительно превосходить американские аналоги.

Новые атомные корабли, которые ещё на стадии проектирования получили по техническому заданию мощнейшее ракетное вооружение, были сразу переведены в класс крейсеров. Новая концепция развития Советского Союза включала в себя действие в различных точках мира, поэтому ВМФ остро нуждался в больших океанских крейсерах, способных эффективно выполнять боевые задачи на огромных расстояниях от портов.

В 1964 году начались работы по созданию проекта 1144. Изначально корабли проекта должны были копировать американский атомоход «Лонг Бич», тем более, что документация американского крейсера была уже частично скопирована шпионами СССР. Но так как Холодная война была в самом разгаре, а намерения США по постройке аналогичных кораблей были неясными, командование ВМФ СССР приняло решение строить превосходящие по боевой мощи крейсеры.

Рождение проекта 1144

"Адмирал Лазарев" у причала

Так как советский атомный крейсер должен был превосходить корабль США по боевой мощи, советские конструкторы заложили в корабли проекта 1144 огромный боевой потенциал:

  • Мощнейшую эшелонированную систему ПВО, способную защитить все наиболее важные отделения и части крейсера;
  • Противокорабельную систему вооружения;
  • Систему противолодочного вооружения.

В процессе создания проекта высказывались мысли о том, что будет очень проблематично установить на один корабль такое мощное и разнообразное вооружение. Предлагалось создать два взаимодополняющих друг друга корабля. Один должен был обеспечивать полную защиту, особенно акцентируя внимание на защите от подводных лодок, а второй должен был стать мощным ударным кораблём. После раздумий этот вариант был признан нерабочим, так как советскому ВМФ требовался автономный корабль.

Так как процесс проектирования растянулся на долгие годы, а вооружение становилось из года в год совершеннее, в проект постоянно вносились изменения, дополняя его последними новинками в области вооружения. В конечном итоге, первый корабль проекта 1144 стал совершенно не таким, каким он задумывался на начальном этапе проектирования:

  • Вооружение его стало намного мощнее;
  • Количество специального оборудования тоже значительно выросло;
  • Водоизмещение корабля, которое изначально планировалось в районе 8 000 тонн, возросло в итоге более чем в три раза.

Первый корабль проекта 1144 на стадии завершения проектирования получил водоизмещение в 25 000 тонн и стал многоцелевым атомным крейсером.

Разработка проекта, которому был присвоен номер 1144, была полностью закончена в 1972 году. В рамках данного проекта предполагалось построить 5 атомных противолодочных кораблей. Но уже при постройке первого корабля серии стало ясно, что размеры новых военных судов никак не подпадают в класс противолодочных кораблей. В результате этого, Высшее командование военно-морских сил СССР было вынуждено разработать абсолютно новый класс для этих кораблей. Данный класс был назван ТАРКР или класс тяжёлых атомных ракетных крейсеров.

Все корабли проекта 1144

Крейсер проекта 1144

Первым кораблём проекта 1144 стал «Киров», постройка которого была начата в 1977 году. Постройка первого корабля серии длилась всего три года, и в 1980 году корабль был готов. После распада СССР «Киров» был переименован в «Адмирал Ушаков» и включен в состав Северного флота. Военная карьера этого корабля закончилась в 2004 году, после чего он был списан и отправился ждать утилизации.

Следующим кораблём серии стал крейсер «Фрунзе», строительство которого началось в 1978 году. Этот корабль попал на службу в 1984 году. После распада СССР крейсер был переименован в «Адмирал Лазарев». Данный крейсер был единственным кораблём проекта 1144, который проходил службу на Тихоокеанском флоте.

Третий крейсер был заложен только после того, как первые два корабля серии зарекомендовали себя на службе ВМФ. Его заложили в 1983 году и назвали «Калинин». В состав флота данный корабль попал только в 1988 году. Сейчас он находится на длительном ремонте, а переименовали его в «Адмирал Нахимов».

Судьба четвёртого корабля серии достаточно сложная. Заложенный в 1986 году в строй данный корабль попал лишь в 1998 году, так как пик его строительства пришёлся на распад СССР и тяжёлые годы становления Российской Федерации. Последний корабль проекта был назван «Пётр Великий», и он до сих пор успешно несёт боевую службу.

Первый корабль серии, скорее всего, утилизируют, а вот судьба «Адмирала Лазарева» до сих пор неясна. Он либо будет поставлен на глобальную модернизацию, после того, как «Адмирал Нахимов» завершит свой длительный ремонт, либо будет утилизирован, после того, как разберут на металлолом первый корабль серии. В любом случае, сейчас его судьбы могут решить только на высоком государственном уровне.

Особенности конструкции атомного крейсера «Адмирал Лазарев»

"Адмирал Лазарев"

Конструкция атомного крейсера «Адмирал Лазарев» практически ничем не отличалась от конструкции первого корабля проекта, кроме того, что в процессе постройки проект 1144 немного дополнили. В связи с тем, что появились новые, более современные виды вооружения, было решено заменить часть вооружения оборонительного комплекса на более новые образцы. Основными изменениями стали:

  • Получение крейсером новейшего ЗРК «Кинжал»;
  • Башенные установки шестиствольных автоматов заменили на орудия «Кортик»;
  • Противолодочный защитный комплекс «Метель» заменили более современным «Водопадом»;
  • Противолодочная оборона нового корабля получила в дополнение к защитному комплексу бомбомёты РБУ-6000.

Нужно отметить, что вооружение каждого из четырёх кораблей проекта 1144 существенно отличалось друг от друга. Особенно заметно это, если сравнить первый и последний корабль серии. Второй и третий корабль по вооружению представляют промежуточные варианты.

Радиооборудование крейсера «Адмирал Лазарев» тоже существенно отличалось от оборудования первого корабля серии:

  • Корабль получил ЛПК МР-800 «Флаг»;
  • БИУС «Лесоруб-44»;
  • МКРЦ «Коралл-БН».

Всё это радиолокационное оборудование было более мощным, чем оборудование «Кирова».

Авиаотряд и команда крейсера «Адмирал Лазарев»

"Петр Великий" и "Киров"

Крейсер «Адмирал Лазарев» имел свой собственный авиаотряд, состоящий из трёх тяжёлых вертолётов. Вертолёты могли выполнять следующие функции:

  • Противолодочного поиска;
  • Целеуказания;
  • Разведки;
  • Поисково-спасательные операции.

Экипаж вертолётов имел свои собственные, отдельные от экипажа атомного крейсера каюты. Огромные объёмы водоизмещения крейсера позволяли отвести для вертолётов не только ангар под палубой, но и отдельное помещение для хранения внушительного запаса топлива.

Экипаж крейсера «Адмирал Лазарев» составлял внушительное количество членов – более 700 человек. Причём около 110 из них были офицерами. Все офицеры и мичманы располагались в удобных одноместных или двухместных каютах, а матросы и старшины располагались в просторных кубриках на 6-30 человек.

Так как атомный крейсер был автономным, на его борту располагались следующие объекты, предназначенные исключительно для удобства экипажа:

  • Телестудия;
  • Две бани и одна сауна;
  • Бассейн и 15 просторных душевых;
  • Медицинский блок, располагающий своей операционной, рентгеном, аптекой, лазаретом и амбулаторией;
  • Три кают-компании и просторный общий салон;
  • Спортзал.

Весь набор этих функций, которые в то время были только в элитных санаториях, делал службу на корабле «Адмирал Лазарев» настоящим курортом.

История службы атомного крейсера «Фрунзе/Адмирал Лазарев»

Крейсер "Фрунзе"

Первый выход в море атомного крейсера «Фрунзе» произошёл весной 1985 года. Тогда корабль просто вышел в море и произвёл пробные пуски ракет из противоракетного комплекса «Гранит». Настоящая боевая служба началась в 1986 году. В этом году корабль впервые вышел на боевое дежурство недалеко от Японии. Основной военной задачей корабля было слежение за боевыми авианосцами военного флота США. Эта операция прошла в тесном взаимодействии с другими военными кораблями ВМФ СССР.

В 1987 и 1988 годах крейсер неоднократно выходил на боевые дежурства, осуществляя при этом пробные запуски ракет ПКР «Гранит». После развала СССР корабль был переименован в «Адмирал Лазарев», после чего его служба фактически закончилась. Недостаток финансирования привёл к тому, что мощнейший корабль российского флота простоял на «приколе» около восьми лет, постепенно теряя свои боевые качества.

В 1999 году было принято решение вывести крейсер из состава Тихоокеанского флота в резерв. В настоящее время атомный крейсер «Адмирал Лазарев» ждёт решение, которое позволит ему отправиться на модернизацию или разборку.

Будущее крейсера «Адмирал Лазарев»

"Фрунзе" в море

Сегодня только один из кораблей проекта 1144 продолжает нести боевую службу в рядах военно-морских сил Российской Федерации. Это последний корабль, который был спущен на воду в 1998 году, – «Пётр Великий». Судьба «Адмирала Лазарева» и «Адмирала Нахимова» по-прежнему остаётся под вопросом.

Не так давно российские эксперты, тщательно осмотрев два корабля, выдали заключение, что они ещё далеко не полностью исчерпали свой ресурс. Модернизация «Адмирала Нахимова» — это дело решённое и давно уже начатое, а вот «Адмирал Лазарев» пока модернизировать просто негде. Вопрос по модернизации двух атомных крейсеров должен быть закрыт до конца 2020 года.

До конца неизвестно, будет ли модернизирован «Адмирал Лазарев», или его просто разберут на металлолом, но так как сам президент Российской Федерации интересовался ходом данной модернизации, можно надеяться, что огромный корабль ещё сможет выйти в открытый океан для защиты интересов России.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Адмирал Михаил Петрович Лазарев

Выдающийся русский флотоводец, ученый-мореплаватель, адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788-1851) родился в дворянской семье во Владимире. Его отец – Петр Гаврилович Лазарев – был правителем Владимирского наместничества; мама будущего флотоводца – Анна Андреевна Якоби. В семье Лазаревых было четыре сына: Андрей, Михаил, Павел, Алексей и дочь Вера. В конце 1796 Петра Гавриловича назначили сенатором, и Лазаревы уехали из Владимира в Санкт-Петербург.

С раннего возраста Михаил Лазарев мечтал стать моряком. В январе 1800 после смерти отца его с братьями Андреем и Алексеем определили в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Все три брата впоследствии стали адмиралами. Способности и усердие в изучении военно-морского дела Михаила Лазарева сразу были замечены; в учебе он был в числе лучших. В 1803, сдав экзамен на звание гардемарина, Михаил Лазарев был направлен волонтером на английский флот. В течение пяти лет он находился в непрерывном плавании и побывал в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах, во многих морях. Английская морская школа дала ему очень многое. Считается даже, что Лазарев участвовал в знаменитом Трафальгарском сражении. В декабре 1805 он был произведен в мичманы английского флота. Капитаны кораблей аттестовали Лазарева как «юношу ума острого и поведения благонравного».

Вернувшись на Родину в 1808, М. П. Лазарев получил чин мичмана и стал служить на Балтийском флоте. Участвовал в англо-русской войне 1807-1812, в русско-шведской войне 1808-1809 и Отечественной войне 1812. В 1808 ему пришлось побывать в кратковременном плену у англичан. В период с 1813 по 1825 М. П. Лазарев совершил три кругосветных плавания, от лейтенанта «дорос» до чина капитана 1-го ранга. Первое кругосветное плавание Лазарев совершил в 1813-1816 как командир принадлежащего Российско-американской компании шлюпа «Суворов» по маршруту Кронштадт – Рио-де-Жанейро – Австралия – Аляска – Сан-Франциско – Южная Америка – Кронштадт. В 1819-1821 Лазарев в качестве командира шлюпа «Мирный» участвовал в Первой русской антарктической экспедиции под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена. Результатом экспедиции было открытие нового материка – Антарктиды. Наконец, в 1822-1825, командуя фрегатом «Крейсер», М. П. Лазарев совершил свое третье кругосветное плавание к берегам Русской Америки.

В феврале 1826 Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного линейного корабля «Азов». В 1827 в целях обеспечения поддержки греческого национально-освободительного движения «Азов» в составе эскадры контр-адмирала Л. П. Гейдена совершил переход в Средиземное море. Здесь у берегов Греции в Наваринской бухте 8 октября 1827 состоялось сражение между союзным русско-франко-английским и турецко-египетским флотами. В Наваринском бою флагманский корабль русской эскадры «Азов» под командованием М. П. Лазарева принял активное участие и покрыл себя неувядаемой славой, уничтожив 5 вражеских кораблей, в том числе фрегат командующего турецким флотом. Сам «Азов» получил 153 попадания, в том числе 7 – ниже ватерлинии. За Наваринское сражение М. П. Лазареву, являвшемуся по совместительству начальником штаба эскадры, был присвоен чин контр-адмирала. «Азов» же стал первым кораблем в российском флоте, получившим кормовой Георгиевский флаг.

В 1828-1829 во время начавшейся русско-турецкой войны М. П. Лазарев принимал участие в блокаде Дарданелл. После заключения в сентябре 1829 Адрианопольского мира он привел эскадру из Архипелага в Кронштадт. В 1832 М. П. Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота. В феврале – июне 1833, уже помогая турецкому султану против восставшего египетского паши Мухаммеда Али, он возглавил экспедицию русского флота в Босфор, результатом которой было заключение Ункяр-Искелесийского договора.

В августе 1833 вице-адмирал М. П. Лазарев (с 1843 – адмирал) стал главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря, военным губернатором Николаева и Севастополя. Это время для Черноморского флота называется «Лазаревской эпохой». Благодаря Лазареву флот значительно увеличил свою боеспособность. При нем произошло бурное развитие Севастополя; Лазарев считается одним из основателей Новороссийска. Знаменит адмирал также своей «школой Лазарева» – плеядой замечательных учеников, которых он подбирал по профессиональным и моральным качествам, а также любви к морской службе. Среди наиболее известных его учеников и продолжателей дела: Г. И. Бутаков, В. И. Истомин, В. А. Корнилов, П. С. Нахимов.

Адмирал Лазарев был энергичным и жестким руководителем, отличался самостоятельностью характера и аскетичным образом жизни. Самым важным для него был служебный долг и благо для Отечества. Женился М. П. Лазарев уже в зрелом возрасте на Екатерине Тимофеевне фон дер Флит, которая была дочерью бывшего губернатора Олонецкой губернии. У них было пятеро детей; сын Петр впоследствии стал губернатором Таврической губернии.

В 1851 во время своего последнего посещения Петербурга адмирал Лазарев был на приеме у императора Николая I, который милостиво его принял и остался им очень доволен. В знак благосклонности Николай обнял адмирала и растроганно произнес: «Старик, останься у меня обедать!». На что Михаил Петрович ответил: «Не могу, государь. Я дал слово обедать сегодня у моего старинного друга – адмирала Г.» (находившегося в то время в немилости при дворе). Затем Лазарев посмотрел на свои часы, откланялся и ушел. От всего этого Николай I пришел в полное замешательство. Когда к нему в кабинет зашел шеф жандармов князь Орлов, император сказал: «Представь себе, в России есть человек, который не захотел со мною отобедать!». Вскоре М. П. Лазарев умер во время лечения в Вене и был похоронен в склепе Владимирского собора в Севастополе. Через несколько лет там же нашли свое упокоение и его ученики: адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин, погибшие при обороне города.

В честь адмирала Лазарева названа железнодорожная станция Лазаревская (курортный микрорайон Лазаревское г. Сочи).

И. К. Айвазовский. «Морское сражение при Наварине». 1846

putdor.ru

Адмирал Лазарев - это... Что такое Адмирал Лазарев?

  • Адмирал Лазарев (атомный крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Лазарев. «Адмирал Лазарев» …   Википедия

  • Адмирал Лазарев (лёгкий крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Лазарев. «Александр Лазарев» советский крейсер проекта 68 бис. История строительства Заводской номер: 626. 9 ноября 1950 года зачислен в списки ВМФ. 6 февраля 1952 года заложен на ССЗ №… …   Википедия

  • Адмирал Лазарев (крейсер) — …   Википедия

  • Лазарев, Михаил Петрович — адмирал, генерал адъютант; род. 3 ноября 1788 г., ум. 11 апреля 1851 г. Сын правителя Владимирского наместничества, П. Гавр. Лазарева (ум. в 1800 г.), брат вице адмирала А. П. Лазарева. Образование получил в Морском кадетском корпусе; 23 мая 1803 …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лазарев Михаил Петрович — [3(14).11.1788, г. Владимир, ≈ 11(23).4.1851, Вена, похоронен в Севастополе], русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). Родился в дворянской семье. В 1800 поступил в Морской кадетский корпус, в 1803 командирован на английский флот, где… …   Большая советская энциклопедия

  • Лазарев — (Михаил Петрович) известный адмирал русского флота (1788 1851). По окончании курса в морском корпусе, отправился в Англию, гдеслужил волонтером до 1808 г. С 1813 по 1816 г., командуя Суворовым ,жил в Ситхе; более 2 лет (1819 1821) пробыл в ученой …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Адмирал Ушаков (крейсер) — «Адмирал Ушаков» Крейсер Киров в 1983 году …   Википедия

  • Адмирал Грейг — Адмирал Грейг: Персоналии Грейг, Самуил Карлович (1736 1788)  русский адмирал; Грейг, Алексей Самуилович (1775 1845)  русский адмирал, сын Самуила Карловича Грейга. Корабли «Адмирал Грейг»  русский броненосный фрегат типа «Адмирал… …   Википедия

  • Лазарев, Михаил Петрович — Михаил Петрович Лазарев …   Википедия

  • Лазарев — (женский вариант фамилии  Лазарева)  русская фамилия, образованная как отчество от крестильного имени Лазарь (ивр. אֶלְעָזָר‎ буквально  Бог мне помог, אל «Бог» עזר «помог»). Носители фамилии Содержание 1 Носители фамилии …   Википедия

  • dal.academic.ru

    Адмирал Лазарев - это... Что такое Адмирал Лазарев?

  • Адмирал Лазарев (атомный крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Лазарев. «Адмирал Лазарев» …   Википедия

  • Адмирал Лазарев (лёгкий крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Лазарев. «Александр Лазарев» советский крейсер проекта 68 бис. История строительства Заводской номер: 626. 9 ноября 1950 года зачислен в списки ВМФ. 6 февраля 1952 года заложен на ССЗ №… …   Википедия

  • Адмирал Лазарев (крейсер) — …   Википедия

  • Лазарев, Михаил Петрович — адмирал, генерал адъютант; род. 3 ноября 1788 г., ум. 11 апреля 1851 г. Сын правителя Владимирского наместничества, П. Гавр. Лазарева (ум. в 1800 г.), брат вице адмирала А. П. Лазарева. Образование получил в Морском кадетском корпусе; 23 мая 1803 …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лазарев Михаил Петрович — [3(14).11.1788, г. Владимир, ≈ 11(23).4.1851, Вена, похоронен в Севастополе], русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). Родился в дворянской семье. В 1800 поступил в Морской кадетский корпус, в 1803 командирован на английский флот, где… …   Большая советская энциклопедия

  • Лазарев — (Михаил Петрович) известный адмирал русского флота (1788 1851). По окончании курса в морском корпусе, отправился в Англию, гдеслужил волонтером до 1808 г. С 1813 по 1816 г., командуя Суворовым ,жил в Ситхе; более 2 лет (1819 1821) пробыл в ученой …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Адмирал Ушаков (крейсер) — «Адмирал Ушаков» Крейсер Киров в 1983 году …   Википедия

  • Адмирал Грейг — Адмирал Грейг: Персоналии Грейг, Самуил Карлович (1736 1788)  русский адмирал; Грейг, Алексей Самуилович (1775 1845)  русский адмирал, сын Самуила Карловича Грейга. Корабли «Адмирал Грейг»  русский броненосный фрегат типа «Адмирал… …   Википедия

  • Лазарев, Михаил Петрович — Михаил Петрович Лазарев …   Википедия

  • Лазарев — (женский вариант фамилии  Лазарева)  русская фамилия, образованная как отчество от крестильного имени Лазарь (ивр. אֶלְעָזָר‎ буквально  Бог мне помог, אל «Бог» עזר «помог»). Носители фамилии Содержание 1 Носители фамилии …   Википедия

  • dvc.academic.ru

    Адмирал Лазарев - это... Что такое Адмирал Лазарев?

  • Адмирал Лазарев (атомный крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Лазарев. «Адмирал Лазарев» …   Википедия

  • Адмирал Лазарев (лёгкий крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Лазарев. «Александр Лазарев» советский крейсер проекта 68 бис. История строительства Заводской номер: 626. 9 ноября 1950 года зачислен в списки ВМФ. 6 февраля 1952 года заложен на ССЗ №… …   Википедия

  • Адмирал Лазарев (крейсер) — …   Википедия

  • Лазарев, Михаил Петрович — адмирал, генерал адъютант; род. 3 ноября 1788 г., ум. 11 апреля 1851 г. Сын правителя Владимирского наместничества, П. Гавр. Лазарева (ум. в 1800 г.), брат вице адмирала А. П. Лазарева. Образование получил в Морском кадетском корпусе; 23 мая 1803 …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лазарев Михаил Петрович — [3(14).11.1788, г. Владимир, ≈ 11(23).4.1851, Вена, похоронен в Севастополе], русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). Родился в дворянской семье. В 1800 поступил в Морской кадетский корпус, в 1803 командирован на английский флот, где… …   Большая советская энциклопедия

  • Лазарев — (Михаил Петрович) известный адмирал русского флота (1788 1851). По окончании курса в морском корпусе, отправился в Англию, гдеслужил волонтером до 1808 г. С 1813 по 1816 г., командуя Суворовым ,жил в Ситхе; более 2 лет (1819 1821) пробыл в ученой …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Адмирал Ушаков (крейсер) — «Адмирал Ушаков» Крейсер Киров в 1983 году …   Википедия

  • Адмирал Грейг — Адмирал Грейг: Персоналии Грейг, Самуил Карлович (1736 1788)  русский адмирал; Грейг, Алексей Самуилович (1775 1845)  русский адмирал, сын Самуила Карловича Грейга. Корабли «Адмирал Грейг»  русский броненосный фрегат типа «Адмирал… …   Википедия

  • Лазарев, Михаил Петрович — Михаил Петрович Лазарев …   Википедия

  • Лазарев — (женский вариант фамилии  Лазарева)  русская фамилия, образованная как отчество от крестильного имени Лазарь (ивр. אֶלְעָזָר‎ буквально  Бог мне помог, אל «Бог» עזר «помог»). Носители фамилии Содержание 1 Носители фамилии …   Википедия

  • dikc.academic.ru