Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
16 век история руси. Даты по истории России для ЕГЭ с комментариями. 16 век

§ 16 – 17. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ. 16 век история руси


Даты по истории России для ЕГЭ с комментариями. 16 век

Даты по истории России для ЕГЭ с комментариями. 16 век

16век

1500-1503- войны с Литвой

14 июня 1500- битва  на реке Ведрошь (воевода Даниил Щеня), присоединение к России северных территорий Литвы.

1505 — умер Иван III.

1505—1533 — правление Василия III.

1510 — присоединение Пскова к Москве.

1510-1511- идея «Москва- третий Рим». Автор Филофей. Формирование единой идеологии.

1507-1508, 1512-1522- войны с Литвой

1514 — присоединение Смоленска к Москве.

1521 — присоединение к Москве Рязанского княжества.

1533—1584 — правление Ивана IV.

1533—1538 — регентство Елены Глинской.

1535-денежная реформа. Рубль стал единой денежной единицей по всей России.

1547 — венчание Ивана IV Грозного на царство. Венчал -митрополит Макарий.

1547 — пожар и восстание в Москве.

1549 — начало деятельности Избранной Рады (А.Адашев, князья Курбские, дьяк Висковатый, священник Сильвестр, митрополит Макарий и др.)

1549 — созыв первого Земского Собора(«собор примирения»)

1550-е годы — складывание приказной системы управления.

1550 — Судебник Ивана Грозного.

1550- военная реформа, создание стрелецкого войска

1550- ограничение местничества

1551 — Стоглавый церковный Собор. Унификация церковных обрядов, укрепление религиозного единства страны.

1552 — присоединение Казанского ханства к Москве.

1555—1561 — строительство в Москве собора Покрова на Рву (храма Василия Блаженного).

1556 — присоединение Астраханского ханства к Москве.

1556 — отмена кормлений. Переход власти в уездах к выборным губным и земским старостам, а в городах — к излюбленным головам, избиравшимся посадскими людьми

1556- принятие «Уложения о службе»

1557- добровольное присоединение Башкирии

1558—1583 — Ливонская война.

1558—1561 — захват русскими войсками Нарвы, Дерпта и других городов. Разгром Ливонского Ордена.

1560 — падение Избранной Рады.

1563 — русские войска овладели Полоцком.

1564 — перелом в Ливонской войне. Начало поражения русских войск.

1564 — начало книгопечатания в России. Выходит "Апостол" - первая датированная книга Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца.

1565—1572 — опричнина Ивана Грозного.

1569 — Люблинская уния. Образование Речи Посполитой в результате объединения Польши и Литвы.

1570 — поход опричников на Новгород.

1571 — сожжение Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем.

1572 — битва при Молодях, разгром войск крымского хана.

1575 — «княжение» Симеона Бекбулатова.

1581 — введение «заповедных лет» (временная отмена прав перехода крестьян в Юрьев день).

1581—1582 — осада Пскова польскими войсками короля Стефана Батория.

1581—1582 — поход Ермака в Сибирь.

1582 — Ям-Запольское перемирие с Польшей. Передача Ливонии Польше в обмен на возвращение Баторием русских городов.

1583 — Плюсское перемирие со Швецией, которая удержала Эстляндию и захваченные русские города (Нарва, Корела, Ям, Копорье).

 

1584—1598 — царствование Федора Ивановича.

1584- указ об отмене тарханов- привилегий церкви

1589 — учреждение патриаршества в России. Провозглашение первым русским патриархом Иова.

1589- Судебник царя Фёдора

1590—1593 — русско-шведская война.

1591 — гибель царевича Дмитрия в Угличе.

1595 — Тявзинский мир со Швецией. Россия вернула Ивангород, Ям, Копорье, Корелу.

1596- Брестская уния – православной и католической церкви( Россия не подписала)

1597 — указ о пятилетнем сыске крестьян (урочные лета).

1598 — прекращение династии Рюрика.

1598 — избрание Бориса Годунова царем на Земском соборе.

1598—1604 — царствование Бориса Годунова.

 

 

poznaemvmeste.ru

15-й век в истории России

История Руси 15-го в. известна с момента правления Василия 1-го (1389-1425), продолжившего политику предков по объединению русских земель.

Князь Василий 1-й был женат на дочери литовского князя Витовта, но, несмотря на это, отношения с Великим Литовским княжеством были напряженные, брак лишь смягчил обстановку.

Литовские правители старались закрепить за собой бывшие земли Киевской Руси, они способствовали разделению православного населения: в 15-м в. в Киеве появился второй митрополит всея Руси, независимый от Москвы.

Хронология основных событий 15-го в. в истории России

В 1408 г. – набег ордынцев под предводительством военачальника Едигея. Москва откупилась, но некоторые русские территории подверглись разорению, г. Владимир был разграблен.

Но силы Орды таяли, способствовал этому и продолжительный военный конфликт обособившегося Крымского ханства с Ордой.

В 1425 г. после смерти Василия 1-го княжеский престол перешел к его сыну - Василию 2-му (1425-1462).

С его правлением наступили княжеские усобицы. Родственники Василия 2-го отказывались признавать его своим правителем. Почти четверть века велась жестокая борьба. Василий получил прозвище Темный, так как был ослеплен. В итоге Василий Темный сохранил за собой престол, но значимым политическим деятелем не стал.

1462 г. - великим князем московским становится Иван 3-й (1462-1505). В отличие от своего предшественника он считался выдающимся правителем России. Иван 3-й активно продолжал объединение русских земель.

При нем к российским границам был присоединен Новгород Великий с его огромными территориями. В начале июля 1471 г. произошла битва между новгородскими ополченцами и московской ратью. Ополченцы потерпели жестокое поражение, несмотря на большую численность, так как подготовка и организация рати московского князя Холмского была лучше. Был составлен договор, по которому Новгород заверил в своем послушании Ивана 3-го и отказе от перехода под власть Литвы.

А в 1478 г. Иван 3-й послал в поход на Новгород свое войско, город сдался на милость победителя. По заключенному соглашению Новгород Великий с его громадными владениями полностью объединялся с Московским княжеством.

Вскоре были присоединены Вятская земля, Пермь Великая, Коми край. Подданными великого князя признали себя некоторые народности Сибири.

Конец 15-го в. на Руси был знаменателен падением ордынского ига.

Осенью 1480 г. на берегах р. Угры сошлись войска хана Ахмата и Ивана 3-го.

Победа Руси была одержана малой кровью. 12 ноября 1480 г. - первый день освобождения государства от ига.

Культура Руси 15-го в.

Благодаря расширению границ России в 15-м в. за счет присоединения новых территорий увеличился интерес к географическим наукам.

Освобождение от ига Золотой Орды положительно повлияло на другие отрасли русской культуры 15-го в. Развивается образованность жителей.

Появляются притчи, послания и другие произведения духовной литературы. Увеличивается количество различных законов.

Развивалось кузнечное дело, изготовление оружия, чеканка монет, создание известкового грунта для настенной живописи. Достижения в этих областях возникли благодаря притоку знаний в прикладном искусстве. Развивалась и область техники. Известно, что русские мастера использовали систему зубчатых колес.

Архитектура Руси 15-го в.

Архитектура Древней Руси 14-15-го вв. была на подъеме. Активно велось строительство крепостей, новых храмов и дворцов. Приглашались каменщики и зодчие из других городов, архитекторы Италии и инженеры.

Доступ к Москве защищали каменный Кремль, Красная площадь, монастыри-крепости. Были воздвигнуты Успенский и Архангельский соборы.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

История России 16 века

Количество просмотров публикации История России 16 века - 93

История России 15 века

История России 14 века

История России 13 века

История России 13 века отмечена в основном борьбой с внешними вторжениями: юго-западные русские земли подверглись нашествию хана Батыя, а Северо-Восточная Русь столкнулась с опасностью, шедшей из Прибалтики.

К началу 13 века Русь оказывала сильное влияние на Прибалтику, так Полоцкая земля и Новгород установили тесные контакты с ее жителями, которые заключались в основном в сборе дани с местного населœения. При этом прибалтийские земли манили и немецких феодалов, а именно представителœей немецких духовно-рыцарских орденов. Вторжение немецких рыцарей-крестоносцев (их называли так из-за того, что на их одежде было изображение креста) в юго-восточную Прибалтику началось после того, как Ватикан провозгласил крестовый поход в эти земли.

14 век в истории России был отмечен началом объединœения русских земель вокруг Москвы, которая являлась тогда центром борьбы с монголо-татарским владычеством. Возвышению Москвы способствовало и ее выгодное географическое положение на пересечении сухопутных и речных путей, что с выгодой использовалось московскими князьями для торговли и военных целœей. Важно заметить, что для самих московских князей превращение московского княжества в самое сильное также было выгодно, т.к. будучи младшими сынами в роду, они не могли занять великокняжеский престол по старшинству. Иначе говоря, надеяться приходилось только на себя, свои действия, положение и силу своего княжества. При этом выгодное положение среди русских земель было также у Твери, в связи с этим в том, какой город станет столицей нового государства, свою роль играл и Его Величество Случай. Родоначальник московской княжеской династии и первый самостоятельный московский удельный князь был Даниил Александрович, младший сын Александра Невского (1276-1303). Московское княжество в 1276 ᴦ. было небольшим, но Даниилу удалось его расширить. В 1301 году он отнял у рязанских князей Коломну, а в 1302 году ему было завещано племянником Переяславское княжество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было окончательно присоединœено к Москве в княжение старшего сына Даниила, Юрия, с 1303 по 1325гᴦ. Можайск был присоединœен к Москве в 1303 ᴦ., постепенно Московское княжество становилось сильнейшим в Северо-Восточной Руси.

15 век в истории России - это век свержения монголо-татарского ига, время правления потомков Дмитрия Донского - московских князей Василия I (1389-1425), Василия II Темного (1425-1462), Ивана III (1462-1505). Русская литература того времени была посвящена теме борьбы за свободу (ʼʼСказание о Мамаевом побоищеʼʼ). Развитие связей с другими странами отразилось в таком жанре литературы, как ʼʼхожденияʼʼ - описания путешествий. Самым известным в 15 веке произведением этого жанра было ʼʼХождение за три моряʼʼ купца Афанасия Никитина. Сила московских правителœей к концу княжения Василия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, превосходила силу других русских князей. До 1425 ᴦ. внутри Московского княжества не произошло ни одного конфликта между князьями. Это способствовало укреплению и возвышению Москвы. Первой междоусобицей в истории России 15 века стала феодальная война, продолжавшаяся 20 лет с 1433 до 1453 гᴦ. Связана она была с порядком наследования престола в Московском княжестве.

В конце 15-начале 16 века завершилось образование Российского государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ развивалось вместе с мировой цивилизацией. Это было время Великих географических открытий (в 1493 ᴦ. была открыта Америка), начало эры капитализма в странах Европы (в Нидерландах началась первая в Европе буржуазная революция 1566-1609 гᴦ.). Но развитие Российского государства происходило в довольно своеобразных условиях. Происходил процесс освоения новых территорий Сибири, Поволжья, Дикого поля (на реках Днепр, Дон, Средней и Нижней Волге, Яике), страна не имела выхода к морям, экономика носила характер натурального хозяйства, основанный на господстве феодальных порядков боярской вотчины. На южных окраинах России во второй половинœе 16 века начали появляться казаки (из беглых крестьян). К концу 16 века в России насчитывалось примерно 220 городов. Самым крупным из них была Москва, а наиболее важными и развитыми – Новгород и Вологда, Казань и Ярославль, Калуга и Тула, Астрахань и Великий Устюᴦ. Производство было тесно связано с наличием местного сырья и носило естественно-географический характер, так, к примеру, в Ярославле и Казани получило развитие кожевенное производство, в Вологде производилось большое количество соли, Тула и Новгород специализировались на производстве металла. В Москве велось каменное строительство, были построены Пушечный двор, Суконный двор, Оружейная палата.

referatwork.ru

§ 16 – 17. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 16 – 17. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Просвещение и литература. В IX веке славянские просветители из византийского города Солуня (Салоники) братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку – кириллицу и глаголицу. Кириллица напоминает современные печатные заглавные буквы, глаголица – более сложная в написании. Вскоре после крещения Руси кириллица вытеснила глаголицу. Кирилл и Мефодий перевели с греческого языка Евангелие, Псалтырь и другие богослужебные книги. С этого времени на Руси стало развиваться просвещение.

Книги писали на пергаменте (особо выделанной коже) чернилами и гусиными перьями.

Материалом для письма служила и береста (наружная часть коры берёзы), на которой писали буквы специальной костяной палочкой. В ходе раскопок в Новгороде археологи обнаружили берестяные грамоты – письма новгородцев. Самые ранние грамоты относятся к XI веку. На бересте писали просьбы, долговые расписки, завещания, признания в любви и даже стихи, и не только мужчины, но и женщины.

О распространении грамотности в XI веке среди жителей городов свидетельствуют также надписи, оставленные мастерами на своих изделиях, владельцами – на различных предметах своей собственности.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Икона XIX века

Глаголица и кириллица

Известно, что Ярослав Мудрый заботился о развитии образования. По его инициативе духовные книги переводили на славянский язык. Князь собрал в Софийском соборе в Киеве большую библиотеку. Сын Ярослава Мудрого Всеволод знал пять языков. Владимир Мономах написал «Поучение». Многие дружинники и бояре были грамотными, а служители церкви писали литературные произведения. Некоторые из них сохранились до наших дней и являются памятниками литературы. Среди них «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Моление» Даниила Заточника, «Киево-Печерский патерик» (от греческого слова «патер» – отец, т. е. жизнеописания отцов церкви и монахов), жития святых, различные проповеди, поучения против язычества. «Велика бывает польза от ученья книжного, – говорили современники, – книги суть реки, напоящие вселенную мудростью».

Древнейшая старославянская книга «Остромирово Евангелие» (1056 – 1057) написана кириллицей и украшена орнаментом и миниатюрами. Книга была подготовлена в Киеве по заказу новгородского посадника Остромира. Наиболее известное произведение древне-русской литературы – «Слово о полку Игореве» – повествует о трагических событиях периода удельной раздробленности на Руси.

Заставка из рукописной книги. XI век

Страница «Остромирова Евангелия»

В XII – XIII веках центрами просвещения, помимо Киева и Новгорода, были Ростов, Суз-даль, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Галич. Исторические источники сообщают, что на Руси «многие училища бывали, грамоте, и писати, и пети, ичестиучили».

Памятниками литературы Древней Руси являются летописи. Начало русского летописания положила «Повесть временных лет», в основе которой лежал более древний первоначальный текст. Своё название «Повесть временных лет» получила от заголовка: «Вот Повесть временных лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Её в начале XII века составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

Затем появились и другие летописи. Их составляли в монастырях, при дворах князей или митрополитов, используя договоры, послания, завещания князей, исторические повести, жития святых и т. п. Летописец располагал собранный материал по годам в хронологической последовательности. Иногда он мог пропустить в угоду князю то или иное событие, но, как отмечают учёные, ни при каких условиях не придумывал новых известий.

Нестор-летописец. Художник В. Васнецов

Народное творчество. Устная поэзия населения Древней Руси наполнена любовью к родной земле, природе, труду земледельцев. Народное творчество, дошедшее до нас, представлено свадебными песнями, причитаниями и «плачами», которыми провожали умерших в последний путь, заговорами и заклинаниями на добрый урожай, охоту, от болезней и т. п.

Детям рассказывали сказки («бывальщины») о домовых, леших, водяных, в реальное существование которых верили и взрослые. Один из древнейших сюжетов сказок связан с борьбой русского богатыря со змеем, олицетворявшим зло.

На Руси любили и почитали певцов-сказителей, например Бояна из «Слова о полку Игореве». Сказители рассказывали о событиях, которые произошли, подвигах князей и простых людей.

Из былин нам известно о борьбе Добрыни Никитича со Змеем, Алёши Поповича с Тугариным, Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, о князе Владимире Красное Солнышко, новгородском гусляре Садко, побывавшем даже в подводном царстве, богатырской силе новгородца Василия Буслаева.

Боян. Художник В. Васнецов

Богатыри. Художник В. Васнецов

Героем многих славянских преданий был кузнец, победивший Змея и пропахавший на нём в степи гигантскую борозду (вал), ограждающую земли славян от набегов кочевников.

Илью Муромца сказители воспевали как защитника Русской земли и простых людей, отважно сражавшегося с врагом:

Не для-ради князя Владимира,

Не для-ради княгини Апраксии,

А для бедных вдов и малых детей.

Архитектура. После принятия христианства на Руси развернулось каменное строительство. Из камня возводили храмы и княжеские дворцы вначале византийские мастера.

Первым каменным храмом, отстроенным византийскими архитекторами в Киеве в 989 – 996 годах при Владимире I, была Десятинная церковь. Храм представлял собой квадрат, внутри разделённый столпами на части – нефы (от латинского слова «неф» – корабль). Нефы были вытянуты с востока на запад. На западной стороне храма находился вход, на восточной стороне в полукруглом выступе, именуемом апсидой (от греческого слова «апсида» – свод), – алтарь. Столбы, которые делили пространство храма на нефы, располагались таким образом, что вместе составляли крест на средокрестии. Подобный тип постройки, характерный для многих русских церквей, называется крестово-купольным.

В первой половине XI века были возведены черниговский собор Спаса (строительство закончено в 1036 году), Софийский собор в Киеве (церковь заложена в 1037 году), собор Софии в Новгороде (1045 – 1050), Софийский собор в Полоцке (во второй половине XI века).

В 1119 году новгородский мастер Пётр, имя которого сохранила летопись, построил Георгиевский собор Юрьева монастыря – совершенное и гармоничное с точки зрения архитектурных канонов сооружение. Позднее Новгородскую землю украсила церковь Спаса на Нередице (1198). Замечательные храмы и монастыри строились в XII – XIII веках в Пскове.

Киевская художественная традиция нашла яркое воплощение в Успенском соборе Печерского монастыря (1073 – 1078), который стал образцом для подражания.

В Галицко-Волынской земле в XII – XIII веках складывались свои архитектурные традиции. Городской собор Успения в Галиче построили при князе Ярославе Осмомысле около 1157 года. О своеобразии архитектуры в Полоцкой земле свидетельствует сохранившийся до наших дней собор Спасо-Ефросиньева монастыря.

Софийский собор в Новгороде

Кидекша – загородная резиденция Юрия Долгорукого

Летописи рассказывают о красоте церквей Владимиро-Суздальской земли: Георгия во Владимире и Юрьеве-Польском, Спаса в Переяславле-Залесском на берегу Плещеева озера, Бориса и Глеба на дворе князя Юрия Долгорукого в селе Кидекша под Суздалем.

Андрей Боголюбский развернул в столице княжества грандиозное строительство. В 1164 году во Владимире воздвигли белокаменные ворота, за оковку дубовых створов золочёной медью названные Золотыми. Восточную часть города украшали каменные Серебряные ворота. Шедевром архитектуры стал знаменитый Боголюбовский дворец – резиденция князя. Успенский собор во Владимире (1158 – 1161) – белокаменный храм со сверкающей золочёной медью главой – возвышался над городом и был виден за десятки километров.

Церковь Покрова на Нерли под Боголюбовским замком (1165) построили в честь христианского праздника – Покрова Богородицы. Эта небольшая церковь сегодня – памятник русского и мирового зодчества.

При князе Всеволоде III был сооружён знаменитый Дмитриевский собор (1194 – 1197). Резьба по камню придавала храму особую нарядность.

Успенский собор во Владимире

Церковь Покрова на Нерли

Дмитриевский собор во Владимире

Живопись и прикладное искусство. Христианство дало толчок развитию разных видов искусства. Византийские мастера познакомили русских с техникой мозаики, фрески, иконописи. В мозаике орнамент или изображение выкладывали из искусно подобранных кубиков цветного стекла (смальты) или из кусочков цветного естественного камня, которые вдавливались в нанесённый на поверхность стены цементирующий раствор. Расписывая стены, покрытые сырой штукатуркой, красками, разведёнными на воде, создавали фрески. Краска проникала на определённую глубину, и фреска приобретала бо?льшую прочность. Иконы писали на скреплённых досках, которые грунтовались, тщательно выглаживались и сушились.

До наших дней сохранились мозаики собора Софии Киевской и собора Михайловского Златоверхого монастыря, фрески в Софии Киевской, черниговском Спасском соборе и некоторых других храмах. На стенах Софии Киевской изображены святые, небожители и семья Ярослава Мудрого.

Иконы на Русь привозили из Византии. Святыню Русской земли икону Владимирской Богоматери первоначально из Константинополя доставили в Вышгород, затем в 1157 году перевезли во Владимир, а оттуда в 1395 году – в Москву.

Архангел Гавриил. Мозаика из Софийского собора в Киеве

Спас Нерукотворный. Икона

На рубеже XI – XII веков создавал произведения искусства киевский живописец Алимпий. Образец новгородской художественной школы – росписи церкви Спаса на Нередице. Особенно впечатляла гигантская картина Страшного суда (фрески этой церкви погибли во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов).

Декоративное (прикладное) искусство X – XIII веков представлено резьбой по дереву, металлу, кости, красочными вышивками, сложными ткаными узорами, скульптурой. В курганах в погребениях женщин найдены амулеты с изображениями животных, например коня – символ добра, благоденствия, счастья; ложки – символ сытости и довольства; ключей – символ сохранности. Растительным орнаментом – листья, плодоносящие деревья – украшали различные предметы, изготовленные древними мастерами.

Ювелирные украшения, изделия бытового назначения (посуда), оружие, выполненные чернью и эмалью, вызывали восхищение современников. Чернь – сплав серебра, серы, свинца и других компонентов – наносили на гравированную поверхность изделия из золота или серебра, и после обжига проявлялся рисунок. Перегородчатой эмалью называлась техника, при которой рисунок обозначали тонкой проволокой, напаянной на пластину. После этого образовавшиеся ячейки заполняли прозрачным стекловидным покрытием разных цветов и обжигали.

Ювелирные украшения

Крест. Перегородчатая эмаль

Береста – наружная часть коры берёзы.

Орнамент (от латинского слова «украшение») – узор для украшения предметов или архитектурных сооружений.

Миниатюра – живописное полотно небольших размеров с особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрами называли иллюстрации и заставки в рукописных книгах.

Летопись – историческое произведение, состоявшее из погодных записей или летописных сводов.

Были?на (или стари?на) – русская народная эпическая песня-сказание.

Алтарь – восточная часть храма, отделённая от остальной его части иконостасом. В алтаре находятся престол и жертвенник.

Канон (от греческого слова «норма», «правило») – образец, господствующий в искусстве какого-либо периода.

Амулет – предмет, способный охранять своего владельца.

1056 – 1057 годы – создание «Остромирова Евангелия» – древнейшего памятника старославянской письменности.

989 – 996 годы – сооружение Десятинной церкви – главного христианского центра Древней Руси на рубеже X – XI вв.

1165 г о д – возведение церкви Покрова на Нерли.

1194 – 1197 г о д ы – строительство Дмитриевского собора во Владимире.

Вопросы и задания

1. Когда на Руси появилась письменность и с именами каких просветителей связано это событие?

2. Сюжеты и герои каких былин вам известны? Расскажите о них.

3. С какими литературными произведениями древнерусских авторов вы знакомы?

4. На основе помещённых в учебнике иллюстраций расскажите об одном из понравившихся вам памятников зодчества.

5. Каковы были основные достижения Древней Руси в области культуры? Для ответа используйте иллюстрации и текст.

6*. На основе дополнительной литературы и иллюстрации «Богатыри» расскажите о русских былинных героях.

7*. Подготовьте презентацию о древнерусской архитектуре.

8*. Составьте кроссворд (из шести слов, терминов, имён) по материалу параграфа. Поменяйтесь кроссвордом с одноклассником и проверьте свои знания.

Работаем с документом

Из драматического произведения А. С. Пушкина «Борис Годунов»:

Пимен (пишет перед лампадой)

Ещё одно, последнее сказанье —

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдёт мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду —

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро —

А за грехи, за тёмные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною…

В чём состояло, по мнению поэта, основное предназначение труда летописца?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ГЛАВЫ 3

С 30-х годов XII века на Руси начался период удельной раздробленности – закономерный этап развития Древнерусского государства. В основе этого процесса лежали противоречия между князьями, рост могущества городов и городской знати, успешно соперничавшей с княжеской властью, укрепление позиций бояр-вотчинников, заинтересованных в развитии собственных хозяйств и укреплении местной власти, упадок торгового пути «из варяг в греки».

Авторитет Киева падал, древняя столица некогда единого государства теряла своё значение. На северо-востоке Руси быстро возвышалось Владимиро-Суздальское княжество, со временем ставшее новым политическим центром страны. Его князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо твёрдой рукой укрепляли собственную власть.

Своеобразием отличалось государственное устройство Новгородской боярской республики. Реальная власть здесь принадлежала боярству, которое считалось с решениями веча.

Культуру Древней Руси создавали славяне, балты, финно-угры, тюрки. Произведения народного творчества, летописания, архитектуры и живописи, прикладного искусства вошли в сокровищницу мировой культуры. Уникальная и самобытная культура народов Древней Руси находилась в постоянном взаимодействии с культурой других стран.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

5 Россия в 16 веке - Лекции по истории России - Истории по истории - Статьи

Россия в XVI веке

 

            Первая треть XVI века приходится на правление Василия III. Он продолжил политику отца, и первая треть века ознаменована дальнейшим расширением пределов Московского государства путём насильственного присоединения соседних территорий. Крупнейшие из них - Псковская земля и Рязанское княжество. В обеих случаях присоединение проходило сходным путём. В Пскове были арестованы 300 бояр, составлявших вече и затем переправлены в Москву, вечевой колокол сослан в Москву по примеру новгродского. В Рязани был арестован последний князь Иван, рязанские бояре переселены в Москву. А служилые люди московского князя - дворяне - становились помещиками на вновь завоёванных землях.

            Вероятно, Василий III был удовлетворён итогами своего царствования, но одно обстоятельство не давало ему покоя: у Василия и его жены великой княгини Соломонии Сабуровой не было детей (единственная дочь умерла в младенчестве). Василий мог бы оставить престол братьям - но полагал, что они плохо управляют собственными уделами, и непременно желал передать престол сыну. И после 20-летнего брака с Соломонией Сабуровой Василий решился на развод и повторную женитьбу. В своё время Соломония была выбрана из 500 красавиц: великокняжеская женитьбы проходила обычно так - ко двору доставлялись красивейшие девушки из боярских, реже - дворянских семей. Князь или наследник престола выбирал. 20 лет Василий и Соломония прожили в любви и согласии, но теперь великий князь был непреклонен. Соломония была насильственно пострижена в монахини. Существует легенда, согласно которой уже в монастыре у Соломонии родился сын, наречённый Георгием. Историки сомневаются в достоверности этой легенды. Но в своё время она имела широкое хождение: и это объяснимо. Тот мальчик, который родится у второй жены Василия, станет Иваном Грозным. Легенда о несостоявшемся царе Георгии как бы предлагала альтернативу: всё могло быть иначе, не появись на свет Иван Васильевич.

            Ивана IV Грозный оказался потомком одновременно трёх крупнейших монарших домов, правивших в Восточной Европе. Мама будущего Ивана Грозного - Елена Глинская - княжна Великого княжества литовского. По отцу она принадлежала к роду Гедиминовичей - это великокняжеская династия ВКЛ, по матери - к роду Мамая. Так что Иван Грозный принадлежал и к Рюриковичам, и к Гедиминовичам и к роду Мамая. Когда Василий III посватался к Елене Глинской, ему было 46 лет, ей - 17. Дабы выглядеть моложе, Василий пошёл на невиданный шаг - сбрил бороду. Это считалось едва ли не святотатством: человек создан по образу и подобию божию, а бога в данное время представляли с бородой. Елена стала женой Василия, и в 1530 году родился долгожданный наследник престола - Иван. Согласно легенде, отражённой в источниках XVII века, в ночь, когда родился Иван страшная буря разразилась над Москвою - ломались деревья и падали церковные колокола. Впрочем, и эта легенда, скорее всего, сочинение потомков, которые знали, что будет дальше.

            Но семейная идиллия продолжалась недолго: в 1533 году Василий III умирает. Регентшей при 3-х летнем великом князе Иване становится его мать Елена Глинская. Ей также судьбой было отпущено немного: на пять лет она пережила своего супруга (до 1538).  Важнейшее мероприятие её правления - введение в России единой денежной системы. До этого две денежных единицы конкурировали друг с другом - московская копейка и новгородская сабляница. Теперь основной единицей стала копейка, а полкопейки назывались сабляницей. Чеканили все монеты в Новгороде и Пскове - уровень мастерства ремесленников этих городов по-прежнему оставался наивысшим.

            Время Ивана IV (1533 - 1584), предпоследнего правителя Московской Руси из рода Рюриковичей, вызвало столько споров и разнородных оценок, что прежде, чем говорить о его политике, стоит разобраться, почему он действовал так, а не иначе, какие внутренние противоречия сделали Ивана Грозным не только для современников, но и для потомков.

            Психологи утверждают, что основные черты личности, характера формируются в раннем детстве: до 3, может быть, до 5 лет. Дальше возможно объяснять человеку правила этикета, но добрый он или не очень, расположен к людям или не слишком – уже определено, процесс воспитания закончен. Современная психофизиология объясняет это тем, что формируются определённые устойчивые связи в  мозгу - или не формируются. Так, если до 5 лет ребёнок находился среди животных (случай Маугли), - он никогда не будет говорить, не сформируется центр Брока, центр речи. Если до 3-5 лет ребёнок не видит проявлений доброты, если его не любят и не берут на руки, способность сочувствия и сопереживания у такого человека не сформируется. Именно в такой ситуации оказался юный великий князь Иван. Рано оставшись без отца при матери, занятой государственными делами, он наблюдал борьбу боярских группировок, и очень рано оказался предоставлен сам себе. Ключевский так сказал о детстве Ивана: "Его ласкали как государя и оскорбляли как ребёнка". Великий князь московский рано понял, что как человека его никто не любит, его ценят и любят за власть, которая ему принадлежит. Видимо, именно тогда у Ивана сформировалась потребность в беспредельной власти.

            Систематическим воспитанием князя никто не занимался. Исторические источники (в частности, «Записки о Московии» германского посла Герберштейна) отразили его самостоятельные занятия. Он любил лазать по крышам и сбрасывать оттуда кошек. Но с ранних лет проявлялась и другая сторона его личности. От природы Иван был чрезвычайно любознателен, обладал прекрасной памятью и литературным даром, был "зело книжен", как говорили современники. В подростковом возрасте он перечитал едва ли не всё книжное собрание московских князей. В последствии, его сочинения демонстрируют хорошее знакомство с историческими и философскими трудами его эпохи. Литературный стиль Ивана не только Ключевский, но и современные филологи оценивают как одно из высших достижений русской культуры XVI века.

            Правление Ивана можно разделить на периоды.

1547 - 1549 - первые самостоятельные мероприятия

1549 - начало 1560-ых – время "избранной рады" (реформ)

1564 - 1572 – время опричнины

1572 - 1583 - замаливание грехов"

            Реальное правление Ивана IV начинается в 1547 году (ему 16 лет). В этот год Иван женился. Женитьба по неписаным нормам того времени означала совершеннолетие, для великого князя - вступление во властные права. Женился Иван на боярышне Анастасии Захарьиной. Фамилий до XVIII века в России не существовало. Были довольно непостоянные прозвища знатных родов. Тот род, к которому принадлежала Анастасия, назывался по-разному, но через некоторое время получит прозвище Романовых. Анастасия Захарьина была, вероятно, единственным человеком которого за свою жизнь любил Иван IV. Всего Иван будет женат 8 раз - его жёнам будут уготованы трагические судьбы. Анастасия была не просто  единственной любимой из его жён, это был, может быть, единственный человек, к которому он за свою жизнь относился по-человечески, и ранняя смерть Анастасии в определённой мере повлияет на ход дел в государстве.

            В том же 1547 году Иван венчался на царство. Инициатором этой торжественной процедуры был митрополит Макарий. С этих пор титул царя тал постоянно входить в титулатуру московских правителей, и через некоторое время сделался основным. На политическом языке того времени титул "царь" означал независимого правителя, который никому не платит дани. Как известно, этот титул появлялся ещё у Ивана III, но непостоянно.

            В том же 1547 году Иван отправляется в военный поход на Крымское ханство. Это действие было  вполне традиционным для великих князей. В начале своего правления они должны были продемонстрировать свои полководческие дарования. Но ведёт себя в этом походе Иван довольно экстравагантно. Как отмечает летописец, он "гречиху сеял, на ходулях ходил и в саван наряжался". То есть разыгрывал из себя крестьянина, скомороха и мертвеца. С одной стороны, здесь проявляется склонность Ивана к актёрству, что было в истории свойственно многим тиранам. А, с другой стороны, Иван, притворно унижая себя, тем самым как бы пытался продемонстрировать своё абсолютное превосходство. Боярин не может себе позволить побыть крестьянином или юродивым - а я могу, потому что я всё равно царь.

 

Реформы "избранной рады"

            По возвращении из похода Иван окружает себя советниками, которые составили так называемую "избранную раду" - правительство России конца 1540-ых - 1550-ых. Это правительство при участии царя будет в течение 10 лет проводить реформы - первые планомерные реформы в истории России.  Отдельные преобразования случались и раньше, но первые систематические реформы в истории страны были проведены в середине XVI века. Это не случайный момент. Проведение реформ свидетельствовало о вступлении России в новое время.

            Если предельно обобщённо обозначить отличие нового времени от средних веков то это - активизация человеческого сознания. Если средневековый человек полагал, что его предназначение состоит в поддержании того мира, который создан богом, то человек нового  времени стал ощущать себя преобразователем. Конечно, такое изменение в мироощущении свойственно было не всем и не сразу. Но в XVI веке в целом ряде европейских стран предпринимались реформы, и этот факт свидетельствует об определённом изменении средневекового сознания.

            Реформам "избранной рады" и Ивана IV предшествовали  примечательные события. В 1547 году, когда Иван впервые стал править самостоятельно, в Москве случился грандиозный пожар - в общем-то вещь обычная для деревянных городов этого времени. Но по Москве распространился слух, что пожар вызван действиями бабки Ивана Анны. Якобы, оборотясь птицей, она летала над Москвой и кропила город водой, от которой происходили возгорания. Горожане убили дядю царя и двинулись в село Воробьёво, где находился сам Иван, требуя расправы над его родственниками. Гнев горожан удалось погасить, но восстание 1547 года было первым проявлением недовольства горожан, которое наблюдал московский правитель.

            Началу реформ предшествовал также ряд челобитных (жалоб). Поступали челобитные в Челобитный приказ, куда, таким образом, информация со всей страны (иного способа сбора информации не существовало), наиболее интересные передавались царю. Так вот появились челобитные невиданного прежде содержания.  Их авторы[1] жаловались не на личные обиды, а на порядок дел в государстве. Наибольший интерес представляют "Челобитные" дворянина Ивана Пересветова, который не только критиковал порядки в стране, но и давал Ивану IV советы - как быть. Иван Пересветов применял форму иносказания. Он описывает порядки в Византии перед её падением, и заключает, что Византия перестала существовать, поскольку в ней не было "правды" - всем заправляли "ленивые богатины" (так он намекает на бояр), а "воинники" (дворяне) были отстранены от престола. В качестве примера для подражания Иван Пересветов приводит Османскую империю и её правителя Магмат-султана (вымышленное лицо, такого султана в Османской империи никогда не было). На смену государству, где всем заправляет аристократия должно прийти государство, где все нити власти сходятся в руках одного царя. С врагами единого царя расправляться надо безжалостно. "Государство без грозы, что конь без узды" говорит Пересветов. Некоторые исследователи считают автором челобитных самого Ивана IV. Дальнейшие действия великого князя напоминают исполнение советов Ивана Пересветова.

            Реформы, начавшиеся в 1549 году, разрабатывались и проводились царём и его ближайшими советниками. Понятия "правительство" тогда не существовало,  фактически круг ближних бояр и дворян при великом князе и составлял правительство. Через много лет один из участников этого круга князь Андрей Курбский, ставший к тому времени противником Ивана IV, назовёт этот круг "избранной радой". В «избранную раду» помимо царя входили:

- Митрополит Макарий - один из самых просвещённых людей своего времени, при его доме предположительно работала "Анонимная типография" - первая типография в России.

 - Сильвестр, личный духовник Ивана IV;

- князь Андрей Курбский;

- дворянин Алексей Адашев, происходивший из не очень знатного костромского рода. Видимо, он оказался самым талантливым администратором и фактически возглавлял этот круг людей

            "Избранная рада" нигде не провозглашала целей своих реформ. Но, исходя из того, что было сделано, эту цель можно вывести:

Реформы "избранной рады" были направлены на повышение эффективности управления страной и включение в политическую систему элементов самоуправления

            Систему управленияначал выстраивать Иван III - но она была "недостроена" и действовала неэффективно. Бояре-наместники больше "кормились", чем управляли. Иван же стремился во всех отношениях упрочить свою власть.

            - Намечаемые преобразования требовали средств. Иван IV попытался добыть эти средства у церкви. К XVI веку церковь стала богатейшим землевладельцем в России. По духовному завещанию часть земель отдавали церкви - жертвовали на спасение души. И век за веком земельные богатства сосредотачивались в руках монастырей. В 1551 году по инициативе царя состоялся церковный собор. Он получил название "стоглавый" - его решения были записаны в 100 главах. Царь выступил на соборе и обвинил священнослужителей в различных грехах: пьянстве, брани и так далее. Вывод царя: такой церкви богатства (земли) не нужны, их следует передать царю (государству). В тот период церковь была автономной организацией, Стоглав царю отказал.

    Тогда была проведена налоговая реформа, призванная повысить доходы казны. До реформы тягло выплачивалось в зависимости от количества дворов. Крестьяне (и горожане) обносили 3-4 дома общим забором и платили с одного двора. Теперь состоялся переход от подворного к поземельному налогообложению. Тягло взималось в зависимости от площади земли, которую обрабатывала данная община.

            Реформа дала повышение сборов: и здесь наметилось первое расхождение между царём и его окружением. В это время на прибалтийских землях существовало государство крестоносцев - Ливонский орден. Это государство стояло на грани распада. Иван IV решил вступить в войну с Орденом и отвоевать прибалтийские территории - он надеялся раздать эти земли дворянам. Алексей Адашев полагал, что войну не следует начинать и средства стоит потратить на внутренние задачи. Царь, тем не менее, в войну вступил.

            1555 - начались  реформы местного управления - губная и земская. Губа - это административная единица (район) в местах с преобладанием дворянского землевладения. Земля (волость) - единица управления там, где преобладало черносошное (крестьянское) землевладение.

            В соответствии с Губной реформой дворяне из своей среды выбирали человека, который ведал делами данной местности. Управлял он "бесплатно" - из казны ничего не получал. Дворяне были заинтересованы в развитии своих хозяйств, где они не только доходы получали, но и судили своих крестьян,  большинство из них стало дворянами недавно - никаких общих интересов у них не было. Поэтому губные старосты зачастую ничего не делали - известны примеры, когда таких выборных власть помещала в тюрьмы. Губная реформа оказалась неудачной.

            Иначе разворачивалась Земская реформа. Смысл её заключался в том, что крестьяне выбирали земских старост, которые становились местной властью. Черносошные районы (общинного землевладения) - это север. Там, в большей мере, чем в центре, развивалось крестьянское ремесло, росли промысловые сёла, возникали сельские ярмарки - это было зарождение рыночных отношений. Местные жители были заинтересованы в борьбе с разбоем, в организации суда - разрешении разного рода конфликтов, в распределении тягла. Поэтому земская реформа пошла более успешно. Крестьянское самоуправление на севере начало развиваться.

            1550 год - издание нового "Судебника" - свода законов. В соответствии с ним началась судебная реформа. К тому времени отдельного суда не существовало. Властитель был одновременно судьёй. Самый распространённый вид челобитных - на неправый суд, на "посулы" (взятки). Теперь в суде наместников и волостелей (представителей центральной власти) должны были участвовать "излюбленные головы" - выборные представители местного населения. Их участие не было гарантией справедливости, но повышало её вероятность.

            В 1556 году началась военная реформа. Провозглашалась обязательность военной службы для всех землевладельцев - не только дворян, но и бояр. Были проведены смотры и выявлены "нетчики". Так называли дворян, которые вследствие бедности или по нежеланию не являлись "конно, людно и оружно" (говорили "нет"). Их земли забирались в казну и передавались другим дворянам (среди них со временем тоже появлялись "нетчики").

            Как в целом можно оценить реформы "избранной рады"? - Исследователи полагают, что если бы эти реформы были проведены до конца, система управления стала бы несколько более эффективной, суд несколько более справедливым, возникли бы элементы самоуправления. Всё это было движением примерно в том же направлении, в котором двигалось в это время и западноевропейское общество (в сторону сословно-представительной монархии).

            Однако реформы не были доведены до конца. Случилось то, чего не мог предвидеть никто из современников Ивана IV, то что составляло предмет изумления и непонимания у его потомков. Случилась опричнина.

            В 1560 году умирает Анастасия Захарьина. Иван в отчаянии, он уверен, что его жену "извели" - отравили. К тому же на театре военных действий - в Ливонской войне - дела идут всё хуже. Сначала московская дворянская конница побеждала, под её ударами фактически перестал существовать Ливонский орден. Однако русские войска вышли к границам сразу трёх сильных держав - Швеции, Дании и Речи Посполитой (объединение Польши и ВКЛ). Противостоять сразу трём державам оказалось гораздо сложнее. Начались неудачи.

            Болезненно подозрительный Иван обвиняет в смерти жены и в военных неудачах своё ближайшее окружение - "избранную раду". Один за другим её участники подпадают под гнев царя. В тюрьме умирает Алексей Адашев, отправляется в ссылку Сильвестр, не дожидаясь монаршей немилости бежит в Литву Андрей Курбский.

 

Опричнина

 

            В современной историографии термин применяется в двух смыслах:

- учреждение, введённое Иваном IV;

- период, когда оно существовало.

Ключевский так высказался по поводу опричнины: "Это учреждение всегда вызывало удивление у тех, кто от него страдал, и у тех, кто его исследовал". До сих пор это удивление не проходит, и целый ряд вопросов, связанных с опричниной, историки трактуют по-разному. Наряду с вопросами о происхождении государства и следствиях ига он является одним из самых дискуссионных.

            Обсуждается два основных вопроса.

- Как и почему Иван IV придумал такую странную и невиданную в мировой истории вещь? Какие причины породили опричнину?

- Какие следствия имела опричнина для дальнейшего хода истории России?

Ход событий

После того как многие из бояр и дворян московских подвергаютсяказням и опалам, в январе 1564 года Иван предпринимает своеобразный актёрский ход. Он удаляется в свою загородную резиденцию - Александровскую слободу - 100 км от Москвы - и направляет два послания в столицу. Одно предназначалось московским боярам и дворянам. В нём Иван заявлял, что все они изменники, и у таких изменников он не хочет и не может быть царём. Другое предназначалось московским "чёрным" людям - рядовым горожанам. Иван говорил, то зла на них не держит, но при таких боярах- изменниках, быть на Москве царём не может.

            Отказ князя от власти - вещь невиданная, в представлении людей традиционного общества властитель - фигура священная. И потянулись в Александровскую слободу бояре и дворяне с уговорами. Иван быть царём согласился, но при двух условиях:

1 - казнить, не спрашивая боярского совета;

2 - учреждение опричнины.

            В1564 году с согласия верхов московского княжества Иван учреждает опричнину. Слово опричнина было известно давно. Происходит оно от древнерусского предлога "опричь" - "кроме".  Так назывался удел, который выделялся вдове - кроме (опричь) других земель, передаваемых сыновьям и церкви.

            Но та опричнина, которую учредил Иван, мало была похожа на предшествующую. И в мировой истории это было учреждение невиданное.

Опричные мероприятия

1 - Вся территория России была поделена на две примерно равные части. Одна стала именоваться земщиной, другая - опричниной. Были образованы две разные системы управления - создано как бы два государства в государстве. Во главе опричнины встал сам царь со своей ближней думой. Столицей опричнины стала Александровская слобода. Во главе земщины также была поставлена боярско-дворянская дума во главе с дьяком Иваном Висковатым. Управление земщиной осталось в Москве.

2 - В опричнину, как заявил царь,  он забирает лучших людей, лучших слуг своих. В земщине остались как бы "худшие люди". Посему земщина была обложена дополнительным и очень тяжёлым налогом в пользу опричнины. Такое деление собственной страны правителем на две половины является беспримерным в истории. До сих пор остаётся неясным, по какому принципу часть страны попала в земщину, а часть - в опричнину. И там, и там были и черносошные земли, и боярские, и дворянские. Пополам оказалась поделённой и Москва. В центре Москвы даже была улица - Никольская, одна сторона которой вошла в земщину, а другая - в опричнину.

3 - Царь создаёт опричное войско и с его помощью начинает опричный террор. Цель, провозглашённая Иваном, - "вывести измену". Опричных воинов - опричников - царь отбирал лично. Туда вошли люди из разных социальных слоёв: были в числе опричников и бояре, и дворяне, и вчерашние горожане. Поначалу опричное войко составляло 1000 человек, к концу периода - 6000. Именно руками этих людей и осуществлялся террор. Один из исследователей (Скрынников) заметил, что принципом отбора в опричное войско служило "отсутствие совести". Во  главе опричного войска был поставлен Малюта Скуратов, имя которого стало нарицательным.

            Опричники составили что-то вроде рыцарского ордена с особым распорядком жизни. Допоздна продолжались пиры, а с рассветом, переодевшись в монашескую одежду, они начинали молиться.  Периодически отряды опричников отправлялись в рейды по стране, творя убийства и разбой. В большей мере такого рода рейдам подвергалась земщина, но и опричнина также. Зачастую казням подвергался не только человек, обвинённый в "измене", но и его родственники, и даже слуги. Так, например, двоюродный брат самого Ивана IV князь Владимир Андреевич Старицкий был убит не только вместе с женой и детьми, но казни подверглась и его мать и 12 монахинь, её сопровождавших.

Существует легенда об атрибутах, которые использовали опричники: это собачья голова и метла, притороченные к седлу. Первая служила символом того, что опричный воин собирается измену выгрызать, а вторая - выметать. Легенда эта основана на сообщениях иностранцев. Однако специалисты по эпохе Ивана Грозного полагают, что речь идёт лишь о нескольких руководителях опричного войска. Рядовые опричники такого облачения не имели - такого количества собак просто нельзя было сыскать в Александровской слободе и её окрестностях.

Один из вопросов, который возникает при изучении опричнины: против кого был направлен опричный террор? Кто были его жертвы? По какому принципу они избирались?  В начале XX века историк  Платонов разработал теорию, согласно которой основным объектом террора были бояре. Царь хотел уничтожить независимость этого слоя, заменить непокорных бояр верными и послушными дворянами.

Однако источники, которые были введены в оборот исторической науки позже, свидетельствовали о другом. Важнейшим источником по данной проблеме оказался синодальный список. Синодальный список или синодик - это список лиц, за которых священнику предстоит молиться в церкви. Часто такие списки составлялись после сражений или во время эпидемий, когда число погибших оказывалось большим, всех помнить священник не мог. Подобный список был составлен и для Ивана Грозного. После отмены опричнины царь решил молиться за всех, кто погиб по его вине, замаливать грехи. В таких молитвах пройдут последние годы его жизни. Погибших было много. Их то имена и составили Синодальный список Ивана IV. Для исторической науки это бесценный источник, поскольку в нём перечислены не только имена, но называется и социальное положение убитых, и места, откуда они происходили. Таким образом, синодик Ивана мог бы приоткрыть завесу тайны и в какой то мере объяснить цели опричнины. Этот документ, обнаруженный в архиве, оказался набором фрагментов, которые при лёгком прикосновении обращались в пыль. Реставраторам удалось почти полностью восстановить синодик. В списке оказались имена бояр, дворян, приказных чиновников, мирских священников, монахов, ремесленников, купцов, и в немалом количестве крестьян. Выяснилось, что опричный террор был направлен против представителей всех социальных слоёв. Теория о боярах, с которыми боролся Иван, оказалась опровергнута. Но вопрос о смысле опричнины остался открытым. Если террор - против всех, в чём его смысл?

Князь Курбский, бежавший в Литву ещё до начала опричнины, попытался "вразумить" Ивана, вступив с ним в переписку. Сохранилось три письма Курбского и два письма Ивана. Письма полны взаимных упрёков и оскорблений, но стороны остались при своём мнении. Позже Курбский собирался организовать поход на Москву во главе литовского войска с целью свержения Ивана. По-видимому, он надеялся на поддержку бояр внутри России. Но такой поддержки не получил и от своего плана отказался.

Внутри страны против политики Ивана выступил митрополит Филипп (в миру Фёдор Колычев). Происходивший из знатного новгородского боярского рода, Фёдор рано постригся в монахи и ушёл на север в Соловецкую обитель. Тогда это были простые деревянные церкви и избы, где помещались монашеские кельи.  Со временем, заслужив уважение монахов уединенной жизнью в лесу, Фёдор станет настоятелем и 18 лет будет возглавлять монастырь. Монастыри в те времена играли роль центров мысли и просвещения. Под руководством Колычева Соловецкий монастырь стал единственным в своём роде центром технической мысли. Там действовали инженерные решения и сельскохозяйственные технологии, которых больше в то время в России не было нигде. Это была как бы экспериментальная площадка. Колычев вложил в развитие монастыря всё своё огромное состояние, доходы с новгородских имений, доставшиеся по наследству от матери. И при этом оказался способным организатором и своеобразным новатором. В монастыре были возведены многочисленные каменные постройки, которые и по сию пору видят туристы, были выкопаны 72 пруда и искусственное озеро, соединённые друг с другом. В этой системе работали водяные колёса, крутившие жернова мельниц. На многочисленных монастырских производствах применялась автоматизация: например, кирпич и известь при строительстве поднимали блоками, действовавшими от ворота, который приводился в движение лошадьми. А квас стали подавать в погреб по трубам и по трубам же разливать в бочки. Раньше разлив производили вручную шесть человек. Всё это были не личные изобретения Колычева - но он оказался организатором такого уникального для XVI века хозяйства. Слава о Соловецком монастыре распространилась далеко, и знаменитого настоятеля монастыря в разгар опричнины Иван Грозный захотел видеть главой русской православной церкви. Он полагал, что Колычев своим авторитетом санкционирует его политику. Фёдор Колычев не хотел занимать митрополичий престол, но не мог противиться воле церковного собора. В 1566 он становится митрополитом. А через два года во время богослужения в Успенском соборе он отказал Ивану в благословении. На следующий день в проповеди выступил с обличением опричнины и казней. После таких выступлений Фёдор Колычев был сослан в один из тверских монастырей. На прямое убийство митрополита Иван не решился - церковь была независимой организацией, и авторитет митрополита был высок. В глазах народа царь - от бога, но и митрополит - от бога.

Реакция крестьян и горожан на опричнину выражалась в массовом бегстве. Главным образом, на юг страны. Если от Орды бежали на север - во владимиорские леса, то от опричников бежали, наоборот, на юг - в порубежье.

Между тем Иван заподозрил в измене целый город - Новгород. В 1569 году несколько тысяч опричного войска отправляются громить Новгород, опустошая по дороге территории, через которые проходили. Опричное  войско  следует через Тверь, и там, в монастырской келье был задушен Малютой Скуратовым Фёдор Колычев.

Разгром Новгорода длился 6 недель. Несколько тысяч новгородцев были утоплены опричниками в Волхове. А в Москве в те же дни был казнён глава земщины Иван Висковатый.

Но опричнине существовать оставалось недолго. В 1571 году крымский хан Давлет-Гирей решил совершить набег на Москву. Иван Грозный отправил защищать Москву опричное войско. И опричники, успешно сражавшиеся с мирным населением, защитить Москву не смогли. Опричное войско разбежалось. Москва была разграблена. Падение Москвы, видимо, заставило Ивана IV несколько иначе взглянуть на созданное им воинство метлы и собачей головы. Изменниками в итоге оказались сами опричники. По некоторым сведениям в 1572 году Иван IV отменяет опричнину и распускает опричное войско. "По некоторым" - потому что единственное упоминание об отмены опричнины у английского мемуариста Гарсея - но по ряду косвенных признаков исследователи склонны этому упоминанию доверять.

Всего 8 лет длился период опричнины, но его след в истории был достаточно глубок

 

Следствия опричнины

 

1) Датский посол Ульфельд, проезжавший по России в 1478 году отмечал несжатые поля, опустевшие деревни и города. По подсчётам исследователей, основанных на тягловых документах, в окрестностях Москвы было заброшено 5/6 земель. Опричнина была не единственной причиной такого положения, но самой существенной.

 Массовое бегство населения от усиленного налогового бремени и террора на окраины страны --------- стремление землевладельцев и государства законодательно закрепить работников за местами их проживания

2) Произвол опричников сделал "суды излюбленных голов" и деятельность выборных дворянских старост бессмысленными. Подавлены тенденции самоуправления. Сделан шаг в сторону самодержавия

3) В начале XVII века Россия вновь распадётся и наступит всеобщий хаос, получивший в исторической литературе название "Смута". Исследователи склонны считать её прямым следствием опричнины. Любое насилие порождает насилие. Источники отмечают разбой, ставший характерной чертой городской жизни к исходу опричнины. Рост преступности, кризис доверия власти - опричнина создала социально-психологическую основу для Смуты.

            А теперь вернёмся к вопросу о причинах и смысле опричнины. Ясно, что без Ивана Грозного не было бы и опричнины. Почему - странное деление собственной страны на две чести? И для чего - террор? Только ли стремление Ивана к беспредельной власти тому причиной? Вот некоторые версии исследователей.

1 - (Павлов) Реформы избранной рады шли медленно, а порой проваливались - как губная реформа. Почему? В сильной и эффективной монархической власти в XV-XVI веках в ряде стран Европы были заинтересованы ремесленно-торговые города (безопасность дорог, защита от произвола крупных землевладельцев). Начало становления капитализма породило в Западной Европе абсолютные монархии. (Потом в XVIII веке эти монархии будут испытывать кризис, развитым промышленным городским обществам нужны будут не монархии, а республики). Но пока города желали развиваться под покровительством королей. В России в середине XVI века ростки рыночных отношений были лишь на Севере. В целом общество XVI века не было заинтересовано в сильной монархической власти. Но именно такой власти желал Иван Грозный. Ощущая определённое сопротивление централизаторским реформам периода "Избранной рады" царь пытается подчинить страну насильственным путём - через разделение и террор. Принцип "divide et empire" провозгласили древние римляне. Но они разделяли покорённые народы. Иван же применил принцип "разделяй и властвуй" по отношению к собственной стране. Опричнина была попыткой централизовать власть при несложившихся социально-экономических предпосылках. Абсолютная монархия сложилась раньше, чем была обществу нужна, и потому - в уродливых формах.

2 - (Хорошкевич) Изучая приказную документацию XVI века исследователи установили, что основной объём налогов шёл на войны, причём, главным образом, - на Ливонскую войну, которая продолжалась четверть века и была крайне неэффективной. Одни и те же крепости переходили из рук в руки, всё новые и новые отряды направлялись на Ливонский театр, где терпели одно поражение за другим. Итогом Ливонской войны была потеря того единственного участка побережья Финского залива (выхода в Балтийское море), которым обладала Россия до начала войны (прежде это были Новгородские земли). Опричнина была попыткой заставить людей платить чрезвычайные налоги. Официально, к примеру "плохая" земщина содержала "хорошую" опричнину, на самом деле средства шли на войну.

3 - Александр Юрганов  попытался подойти к проблеме опричнины не с точки зрения экономических или политических условий, а с позиций социальной психологии, особенностей сознания человека XVI века. Известно, что средневековая Европа - и Европа вплоть до XVII века жила ожиданием Страшного суда, второго пришествия, Апокалипсиса. Периодически такие ожидания усиливались и создавали атмосферу постоянного напряжённого сраха. Ждали страшного суда и на Руси. Юрганов полагает, что Иван Грозный "придумал" опричнину, исходя из этих ожиданий. Только на роль страшного судьи он поставил самого себя, как бы взял на себя роль бога. Опричнина была попыткой осуществить страшный суд силами земного властителя. В этой игре земщина символизировала грешный мир. Опричное войско - воинство страшного судии. Александровский дворец - так называемый "чертог правды", место Страшного скуда. Какие источники позволили Юрганову создать такую концепцию? Он обратил внимание на сходство обрядов, проводившихся в Александровской слободе и описаний страшного суда в апокрифах. Апокрифы (тайные писания) - это различные варианты библейских текстов и комментарии к ним, не признававшиеся католической или православной церковью. Распространённый вид апокрифов - описание Страшного суда. Хорошо начитанный Иван Грозный был, несомненно, знаком с такой литературой.

Различные версии не противоречат друг другу: нельзя исключить, что опричнина была следствием всей сложной совокупности обстоятельств.

 

 

[1] Ермолай Еразм, Максим Грек

storytell.ru

Русь в 16 веке

I

Карта 5. Польша и Литва в 1466 г.

Карта. Польша и Литва в 1466 г.

В Западной Руси монгольское иго длилось около одного столетия и пало около 1350 г. – то есть, на сто лет раньше, чем ему пришел конец в Восточной Руси. На смену монгольскому владычеству в Западной Руси пришло господство Польши и Великого княжества Литовского.

Польша сначала установила контроль только над самой западной частью Украины, захватив в 1349 г. Восточную Галицию. Оставшаяся часть Украины и вся Белоруссия признали сюзеренитет великого князя литовского, который стал называться великим князем литовским, русским и жемайтским.[335]

Хотя таким образом Западная Русь получила новый властный институт, русский народ в границах Великого княжества Литовского продолжал в течение некоторого времени жить в соответствии с представлениями и установлениями киевского периода. Лишь постепенно новые образцы изменили политический, религиозный, социальный и экономический уклады жизни как в Белоруссии, так и на Украине.

Взаимодействие старых русских традиций и новых установлении, ориентированных на польские образцы, заставляет историков и социологов всерьез заняться историей Западной Руси XIV, XV и XVI веков. Долгое время исследователям не удавалось получить целостных представлений об исторической картине происходившего на этих землях Восточной Европы – которые веками служили границей между римско‑католическим западом и грек православным востоком, и между западными славянами и восточными славянами – из‑за запутанного национального и религиозного фона.

Изучение этой проблемы с исторической точки зрения осложнено и тем, что власть на этой территории беспрестанно менялась начиная со средних веков и заканчивая новым временем, вплоть до наших дней. В киевский период западнорусские земли и княжества являлись частью русской федерации, центром которой был Киев.[336] Затем пришли монголы, а после них – литовцы и поляки.[337] Мы знаем, что на западнорусские земли на основании того, что это наследство его предков, киевских Рюриковичей, претендовал Иван III. В начале XVII века, пользуясь «смутным временем», положение бесспорного правителя всей Западной Руси, казалось бы обеспечила себе Польша. Украинское восстание 1648 г. значительно подорвало силу польского государства и закончилось объединением значительной части Украины с Москвой. В результате разделов Польши в 1772‑1795 гг. Российская империя получила всю Белоруссию и остаток Украины, за исключением Восточной Галиции, которая отошла к Австрии. После русской революции 1917 г. и нового «смутного времени» в России возрожденной Полы удалось вернуть половину Белоруссии и Западную Украину. После Второй Мировой войны как Белоруссия, так и Украина воссоединились с Великой Россией в Советском государстве. Литва в своих этнических границах тоже стала советской республикой.

Из этой краткой ретроспективы политических судеб Западной Руси ясно, что ее история тесно переплетена с развитием трех государств: Руси, Польши и Литвы. На самой западнорусской территории сформировались две современные восточнославянские нации – белорусы и украинцы.

Вполне естественно, что исследователи всех вышеназванных народов и государств рассматривали Западную Русь в литовский период, исходя из национального исторического интереса каждого из них. С точки зрения русского историка, главным объектом изучения Великого княжества Литовского является не столько со6ственно история Литвы, сколько положение русских в великом княжестве, их участие в политике государства и влияние на них литовского управления и польских установлении.

Русские были законно признаны в качестве одного из двух основных народов великого княжества, другим, естественно, были литовцы. В Кревской декларации об унии Великого княжества Литовского с Польшей в 1385 г. король Ягайло (по‑польски – Ягелло) объявил о своем намерении навсегда «присоединить» (applicare) к польской короне «его литовские и русские земли» (terras suas Utuaniae et Russiae).[338]

Во Втором Литовском Статуте 1566 г. (Раздел III, статья 9) постановлено, что великий князь должен назначать на административные должности только коренных литовцев и русских (собирательно называемых «Литва и Русь»; индивидуально – «литвин и русин»), и не имеет права доверять высокие посты иностранцам.

До объединения Польши с Литвой русское влияние в Великом княжестве Литовском быстро росло. Многие литовские князья и вельможи отказались от язычества и были обращены в русскую веру (греко‑православие). Русские методы управления, а также русские юридические понятия были признаны обязательными для всего великого княжества. Русские ремесла и способы ведения сельского хозяйства развивались в рамках старых традиций. Русский стал языком великокняжеской канцелярии, а также и многих ведущих литовских князей и дворян, у многих из которых были русские жены. Он был также языком администрации и судопроизводства во всем великом княжестве.

Следует заметить, что в XIII и XIV веках литовский язык реже, нежели русский, использовался в сфере интеллектуальной жизни, правительстве, администрации и законотворчестве. Только в 1387 г. христианство (в форме римского католицизма) стало государственной религией Литвы. До этого в Литве, фактически до XVI века, не существовало письменности. Вполне естественно, что литовцы были вынуждены пользоваться русскими речью и письмом (как позднее они пользовались латинским и польским языками).

После объединения Литвы и Польши и обращения литовцев в римское католичество некоторые литовские дворяне и образованные люди стали возмущаться по поводу распространения в Литве русского языка. Литовский автор XVI века, Михалон Литвин, который писал по‑латыни, заметил с раздражением, что «мы (литовцы) изучаем русский язык, который не побуждает нас к доблести, поскольку русский говор – иностранный для нас, литовцев, происходящих от итальянских кровей». Михалон Литвин считал, литовский народ образовался в Римский период и происходит от группы римлян. Эта легенда возникла в XV веке. Существует в сколько ее версий. Согласно одной, несколько кораблей с легионерами Юлия Цезаря было отнесено бурей из Северного моря к южным берегам Балтийского моря; они причалили в районе устья реки Неман, где расселились и стали предками литовцев. Согласно другой версии, римское поселение в устье Немана основал «римский князь Полемон», который со своей семьей и свитой бежал" от гнева императора Нерона.[339]

С другой стороны, польский писатель Матвей Стрыйковский современник Михалона Литвина, советовал литовцам не пренебрегать русскими. Он подчеркивал, что русские исконно жили на той земле, что сейчас занята Великим княжеством Литовским, и сомневался, что литовцы смогут вести судопроизводство без по мощи русских и их языка.[340]

Вслед за объединением Литвы и Польши (1385 г.) римский католицизм был провозглашен государственной религией Литвы, после этого началась постепенная полонизация литовской аристократии. Сначала греко‑православным был запрещен доступ в великокняжеское правительство и администрацию, и даже когда были признаны персональные права греко‑православных князей и 6oяр ущемление их в политических правах продолжалось, правда в несколько видоизмененной форме. Однако русские традиции искоренить было непросто. Хотя латинский язык и заменил русский в отношениях великого княжества с западом, государственные бумаги и официальные документы, такие, как указы, составлялись на русском языке. На русском языке велось и судопроизводство.

Когда законы великого княжества были приведены в систему, литовские статуты (первый из которых был выпущен в 1529 г.) были написаны по‑русски. Многие их положения основывались на традициях русского права киевского периода. Примечательно, что первый русский печатный двор был организован в Вильно в 1525 г., то есть, почти за три десятилетия до того, как книгопечатание началось в Москве.

Переговоры между Литвой и Москвой всегда велись на русском языке. Западнорусский язык XV и XVI веков лег в основу белорусского и украинского языков. Однако, несмотря на определенные различия между западнорусским и восточнорусским (великорусским) языками, например, в словарном составе, обе стороны не испытывали трудностей в понимании друг друга.

II

Важным моментом является численный состав русского населения и его пропорциональное отношение ко всему населению Великого княжества Литовского. К сожалению, статистические данные, находящиеся в нашем распоряжении, неполны. Большинство из них относятся к концу XVI века и XVII веку и не дают адекватной картины. Но в качестве основы для определения приблизительного состава населения в русских областях Великого княжества Литовского и Польши в XIV веке и начале XV века у нас есть список обложения районов Западной Руси, так называемых тем (от «тьма») монгольскими налогами. Большинство этих районов первоначально было определено в XIII веке, затем к ним была добавлена еще небольшая часть в конце XIV и начале XV века. Они не охватывают западной части Белоруссии.[341] Еще один возможный угол зрения – это анализ численного состава литовской армии и оценка ее размеров пропорционально количеству населения великого княжества.

Обсуждая проблему населения, мы должны взять в расчет территориальные изменения начала XVI века. По договору 1503 г. Великое княжество Литовское уступило Московии Черниговско‑Северские земли, а по договору 1522 г. – Смоленск. В последующих расчетах, мы будем исходить из состава населения в период после 1522 г.

Давайте теперь проанализируем три указанных выше основания для подсчетов.

(1) Численность населения, основанная на переписях и кадастрах конца XVI века (они относятся к Галиции и к русским землям, включенным в состав Польши в 1569 г.[342]):

Галиция

573 000

Волынь и Подолия

392 000

Киев и Браслав

543 000

Итого

1 510 000

Согласно украинскому историку О. Барановичу, подсчеты, касающиеся Волыни и Подолии, неточны, поскольку в 1629 г. население одной только Волыни составляло около 655 000.[343]

(2) Численность населения, основанная на количестве монгольских тем (200 000 человек на одну тьму[344]):

Галиция

3 тьмы 600 000

Волынь

3 тьмы 600 000

Подолия

3 тьмы 600 000

Киев

1 тьма 200 000

1 800 000

Что касается Белоруссии, то в списке тем мы обнаруживаем одну тьму на Полоцк (и Витебск) – 200 000 человек.

(3) Цифры, которые могут быть получены на основании литовского кавалерийского армейского реестра 1528 г.[345] Этот реестр относится к литовским и большей части русских земель великого княжества; он не включает Галицию. В реестре не упомянуты Киев и Браслав. Общий состав мобилизованной кавалерии великого княжества составлял примерно 20 000 всадников. В то время одного всадника вербовали с десяти «служб». Таким образом, можно подсчитать, что тогда в Великом княжестве Литовском существовало около 200 000 служб.

К сожалению, мы не знаем, сколько домов в среднем включала в себя одна служба. Фактически размеры служб в разных регионах варьировались. Если мы допустим, что в одной службе в среднем было три дома (хозяйства) и что один дом (хозяйство) насчитывал в среднем шесть человек, тогда 200 000 служб будут равны 600 000 домов (хозяйств), что дает цифру населения в 3 600 000. К этому нам следует добавить население киевского и браславского регионов (не включенное в реестр). Таким образом, общая численность населения великого княжества составляла приблизительно 4 000 000 человек.

Распределение цифр по областям и районам показывает, что литовские земли великого княжества поставляли в 1528 г. около половины общего числа всадников. Однако на этом основании нельзя делать вывод, что в самой Литве проживало столько же людей, сколько и в русских областях великого княжества. Во‑первых, как уже отмечалось, киевский и браславский регионы не обязаны были посылать всадников в регулярную литовскую армию. Вероятно, рекруты из этих регионов защищали южную границу от нападений татар. Возможно, что лишь часть русского контингента в Волыни направлялась в регулярную армию, а большая часть его также использовалась для защиты южных территорий.

Во вторых, Литва и Жемайтия обычно вербовали большее число всадников, чем русские области великого княжества. В XIV веке Литва была краеугольным камнем военной организации великого княжества и продолжала оставаться таковою в XV и XVI веках. Великие князья считали литовский контингент наиболее лояльной частью их армии и мобилизовывали его в первую очередь.

После всего сказанного мы можем считать, что пропорциональное отношение русского населения Великого княжества Литовского к общему количеству людей, проживающих в нем, было значительно выше, чем это может быть вычислено на основании армейского реестра 1528 г. Допустив, что общая численность населения составляла около 4 000 000, мы можем считать, что в русских областях (не включая Галицию – она была частью Польши) проживало около 3 000 000 человек, а в Литве – около 1 000 000. Это указывает на пропорцию 3:1. В период между 1450 и 1500 гг. русские в Великом княжестве Литовском, по всей вероятности, были еще более многочисленны.

III

Что касается политического и административного деления русских земель в Великом княжестве Литовском, то старая структура русских княжеств постепенно была разрушена в результате последствий монгольского вторжения и экспансии Литвы и Польши в конце XIII и XIV веках. Хотя каждая из русских земель поначалу сохраняла свою самостоятельность, князья, принадлежавшие дому Рюрика, постепенно утратили свои суверенные права и был замещены потомками Гедимина – вассалами великого князя литовского. Потомки Рюрика – те, что не утратили полностью своих прав, – оставались местными сановниками в отдельных район страны. Следует заметить, однако, что многие из новых князей литовского происхождения (Гедиминовичи) приняли русскую культуру и исповедовали русскую веру. Некоторые из них, такие, как Олельковичи из Киева, стали видными поборниками русского национального движения.

К концу XV века великому князю удалось ликвидировать власть удельных князей в крупных владениях (древнерусских «землях» и заменить местных правителей своими наместниками, назначавшимися им в согласии с «паны радой» (советом вельмож). Это был один из аспектов постепенного преобразования первоначальной свободной федерации «земель» под сюзеренитетом великого князя литовского в аристократическую монархию, основанную на жестком разделении общества на три сословия (stany, «слоя») дворянство, горожан и крестьян.

Формирование класса дворянства с равными правами и привилегиями по всей стране, подобно польским законам, вело к постепенному переустройству местного правительства. Внутри самого класса дворянства существовало разделение интересов между высшей аристократической группой и мелкопоместными дворянами. Первую группу составляли некоторые старые княжеские фамилии, а также не имеющие титула «паны» (вельможи) Некоторые были русского происхождения. Члены этой группы владели большими земельными угодьями, занимали наиболее важные должности в правительстве и входили в совет вельмож. Те, кто относился к мелкопоместному дворянству (шляхта), постепенно объединились на местном уровне через местные ассамблеи и в конце концов обеспечили себе национальное представительство в сейме.

В конце XIV и на протяжении XV века многие русские или прорусски настроенные литовские князья и дворяне уезжали из Литвы в Москву и поступали на службу к великому князю московскому. Мотивы отъезда были различны. Одних возмущало ущемление политических прав греко‑православных. Другие были недовольны тем, что правительство и администрация в основном состоят из литовских вельмож и тем, что власть в Литовском государстве постепенно сосредотачивается в руках великого князя, для чего он отдает предпочтение интересам мелкого дворянства на русских землях и сдерживает власть местных князей. Третьи подкидали Литву из‑за наследственной вражды или по каким‑то другим личным мотивам.[346]

Россия в средние века. Оглавление.

www.protown.ru