История почты России. История почта россии


Почта России - история - часть 2

В 1874 году по договоренности между 22 государствами, в число которых входила и Россия, был образован Всемирный почтовый союз. Союз позволил установить непосредственные почтовые отношения между странами-участницами. В 1884 году в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор, Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью. После падения российской монархии в феврале 1917 года Временное правительство Керенского переименовало Главное управление почт и телеграфов в Министерство почт и телеграфов.

После прихода к власти в ноябре 1917 года большевиков Министерство почт и телеграфов было переименовано в Народный Комиссариат почт и телеграфов. В марте 1918 года Народные комиссариаты вместе с руководством страны переехали из Петрограда в Москву, ставшую столицей государства.

За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918-1922 годов, почтовое хозяйство страны пришло в упадок. Почтовая связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Протяженность почтовых маршрутов и сеть предприятий связи сократилась почти вдвое по сравнению с довоенным временем. Железнодорожный транспорт пришел в негодность, а гужевой - из-за нехватки лошадей в основном простаивал. услуг.

.С окончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. В 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. В 1924 году во многих уездах была организована передвижная кольцевая почта, позволившая резко увеличить почтовый обмен в сельских районах. Одновременно с развитием сети обслуживания совершенствовалась система доставки почты. Конная перевозка заменялась автомобильной, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов.

В 1926 году в Наркомате почт и телеграфов был организован отдел почтовой техники. На отдел возложили задачу модернизации оборудования и механизации почтовых предприятий. В следующем году на Московском почтамте состоялось торжественное открытие установок для механизации обработки посылок. Вслед за Московским был механизирован и Ленинградский почтамт. К 1927 году количество почтовых отправлений достигло довоенного уровня.

В 1932 году, Народный комиссариат почт и телеграфов был переименован в Народный комиссариат связи СССР. В 1939 году началась работа по механизации предприятий почтовой связи и созданию в областях, краях и республиках транспортных контор. В том же году при ЦНИИС была создана лаборатория почтовой техники. Главной задачей лаборатории была разработка принципиально новых и совершенствование старых систем технического обеспечения почтовой связи.

Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Почтовое обслуживание воинских частей и соединений действующей армии было возложено на органы военно-полевой и военно-морской почты. Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет. родным

Основные мероприятия по организации почтовой связи в тылу сводились к организации новых почтовых маршрутов, проведению эвакуации в восточные районы страны большого количества промышленных предприятий и учреждений. Война нанесла громадный материальный ущерб почтовому хозяйству. Частично или полностью были разрушены почтамты в Ленинграде, Севастополе, Одессе, на Смоленщине, в Белоруссии. В общей сложности немецко-фашистские захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи.

В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году, в год победы Советского Союза над фашистской Германией, деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

В послевоенные годы почта претерпела количественные и качественные изменения. В 1946 году Народный Комиссариат связи СССР был преобразован в Министерство связи СССР. Руководство почтовой связи стало осуществляться Почтовым управлением, входившим в состав Министерства связи вместе с другими управлениями отраслей электросвязи. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. В последующие годы существенно расширилась сеть предприятий связи, особенно в сельской местности. В городах развивалась сеть отделений связи, подчиненных почтамтам и узлам связи. Большинство предприятий стало объединять в себе почту, телеграф и телефон. Эти средства связи размещались, как правило, в одном здании и находились под единым руководством. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад.

Дальнейшее развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки. Для этого проводилась модернизация старого почтового оборудования и освоение выпуска принципиально новых его образцов - почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин, оборудования для контейнерных перевозок, средств малой механизации и почтового инвентаря, оборудования для обслуживания клиентов.

Многие десятилетия предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики. В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, социально-политические и экономические преобразования, происходящие в России, повлекли за собой изменение структур управления. Министерство связи и почтовая служба России провели сложную работу по улучшению организации и системы управления почтой. На правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль. Руководство этой отраслью в 1993 году стало осуществлять Федеральное управление почтовой связи, созданное при Министерстве связи Российской Федерации. В 1995 году Управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ. Руководство почтовой связью на отдельных территориях обеспечивают региональные управления, которые действуют через почтамты, городские и районные узлы и отделения почтовой связи.

Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, но вместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую бывшими партнерами – предприятиями электросвязи. При этом, несмотря на разделение отраслей, уникальная почтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, была сохранена.

В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати.

Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 году президент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников «День российской почты», который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты – эмблема и флаг.

mirznanii.com

Почта России - это... Что такое Почта России?

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России» — российская государственная компания, оператор российской государственной почтовой сети.

Штаб-квартира — в Москве. Член Всемирного почтового союза.

Основана 5 сентября 2002 года на базе департамента почтовой связи Министерства связи в рамках реструктуризации.[3][4]

Генеральный директор — Александр Киселёв.

История

Зачатки почты на Руси имелись ещё со времён княжеских гонцов, берестяных грамот и повоза (X век). Дальнейшее развитие почтовой службы было связано с ямами и ямской гоньбой и созданием чередовавшихся государственных почтовых ведомств — Почтового департамента, Министерства почт и телеграфов, Главного управления почт и телеграфов и др. В советское время действовали наркоматы и Министерство связи, на смену которому пришли соответствующие государственные органы современной России в лице «Федерального агентства связи (Россвязь)»

Почтовое отделение на Арбате в Москве

Руководство

Деятельность

Ambox outdated serious.svg Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.

У «Почты России» имеется 86 филиалов и около 42 000 почтовых отделений на территории России. Общая численность персонала — около 380 000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд писем, 48 млн посылок и 113 млн ед. денежных переводов (на сумму 324,3 млрд рублей)[4].

Тарифы на услуги универсальной почтовой связи (доставка писем, карточек, бандеролей) регулируются государством; тарифы на прочие услуги «Почта России» устанавливает самостоятельно.

Компания издаёт ежемесячный журнал «Почта России».

Партнёром «Почты России» является ОАО АКБ «Связь-Банк».

В 2008 году генеральный директор предприятия Андрей Казьмин, с которым связывались надежды на изменения в работе и на реорганизацию «Почты России»[5], сделал заявление:

Андрей Казьмин:

Вопрос дозрел до критического состояния. В современных условиях «Почта России» находится в крайне тяжёлом финансовом положении.[6]

— апрель 2008 года

В начале мая 2008 года пресса сообщила, что до конца года правительство подготовит предложения по государственной поддержке и изменению организационно-правовой формы «Почты России». Соответствующая правительственная комиссия поддержала выделение почтовой службе 209 млрд рублей из бюджета, которые должны были быть потрачены на модернизацию почты.[7] Однако из-за финансового кризиса этим планам не суждено было сбыться. В 2009 году «Почта России» получила на развитие лишь 5,4 млрд рублей, из которых 2,9 млрд были потрачены на модернизацию технологической инфраструктуры, технического и программного обеспечения.[5]

Экономические показатели

По данным предприятия, выручка за 2005 год составила 47 млрд рублей (в 2004 — около 37 млрд рублей), чистая прибыль — 690 млн рублей (920 млн рублей), инвестиции — 2,3 млрд рублей (460 млн рублей).

Начиная с 2005 года работа предприятия не приносила прибыль в течение нескольких лет. Лишь в 2009 году «Почте России» удалось снова выйти на уровень безубыточности, при выручке в 96,3 млрд рублей и чистой прибыли в 306 млн рублей.[5] Для сравнения, выручка ФГУП «Почта России» за 2007 год по РСБУ составила 70,6 млрд рублей (в 2006 году — 56,7 млрд рублей), чистый убыток — 3,9 млрд рублей (в 2006 — 2,8 млрд рублей).[4][8] В 2008 году убыток ФГУП составил 2,1 млрд рублей.[5]

Ущерб от фальшивых марок

По информации компании, опубликованной в 2011 году, за пять лет «Почте России» и государственному бюджету в целом был нанесён ущерб на сумму более чем 1 млрд рублей в результате использования в почтовом обороте страны фальшивых марок. Хотя в российском законодательстве предусмотрено пресечение подобных преступных деяний штрафом на 40 тысяч рублей, по мнению «Почты России», этого недостаточно и следует ввести уголовное преследование за изготовление, распространение и использование фальшивых знаков почтовой оплаты. Соответствующий законопроект был подан на рассмотрение в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.[9]

Планы

После назначения в феврале 2009 года Александра Киселёва, бывшего генерального директора «Связьинвеста», на пост руководителя «Почты России» были объявлены следующие планы[5]:

  • модернизировать всю магистральную логистику предприятия,
  • усилить централизацию управления,
  • увеличить доходы,
  • расширить список финансовых услуг,
  • создать в своей структуре авиакрыло,
  • провести акционирование «Почты России» (предусмотренное концепцией реформирования предприятия, составленной ещё в 2002 году).

В июле 2010 года Правительство России подготовило предложение о смене организационно-правовой формы «Почты России» с ФГУПа на ОАО со 100%-ным государственным участием. К 2011 году на основе предприятия планируется создать Почтовый банк, в который после акционирования войдёт «Почта России». Такое совмещение почтовых и банковских услуг известно в мировой практике. Впервые к этому прибегли в Нидерландах (Postbank, 1881), Швейцарии (PostFinance, 1906) и Великобритании (несколько банков, с 1861 года). Из современных подобных учреждений можно выделить германский Deutsche Postbank и японский Yucho Bank[10], которые являются одними из ведущих финансовых институтов в своих странах.[5]

Концепция создания Почтового банка и развития «Почты России» была разработана Бостонской консалтинговой группой (BCG). Она учитывает высокую долю доходов от оказания предприятием финансовых услуг (пересылки денежных переводов, выплаты пенсий и пособий и приёма коммунальных платежей), которые в 2009 году составили 37 % (при 42 % дохода от почтовых услуг и 21 % — прочих коммерческих услуг). Согласно концепции, предполагается, что, помимо развития розничного банковского бизнеса, предприятие должно также направить свои усилия на[5]:

  • увеличение доли на рынке денежных переводов,
  • активное развитие рынка посылок и экспресс-доставки (EMS),
  • развитие розничной торговли в своих отделениях в сельской местности,
  • изменения в организационной модели (создание специальных бизнес-единиц, работа по макрорегионам).

Однако, по официальной информации руководства Минкомсвязи на июль 2010 года, планы по организации Почтового банка отложены на неопределенный срок, а сама идея может быть отклонена.[5]

Критика

В адрес «Почты России» весьма часто высказываются жалобы из-за медленной работы[5].

С начала 2010 года срок доставки «Почтой России» международных отправлений, адресованных в Россию, увеличился с двух недель до двух месяцев, что повлекло за собой так называемый «посылочный кризис», ряд трудностей в совершении покупок на зарубежных интернет-ресурсах и массу нелестных отзывов.[5][11] Сложности с оформлением посылок были не только у «Почты России», но и у независимых операторов экспресс-доставки DHL и UPS. Ситуация с посылками была исправлена только в апреле 2010 года.[5]

Кроме того, с февраля 2010 года стоимость почтовых отправлений была увеличена сразу на 15 %.[12]

Интересные факты

В 2011 году «Почта России» совместно с Русской православной церковью открыла почтовое отделение в Санкт-Петербурге, на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Почтовые услуги здесь оказываются всем жителям и гостям города, при этом в работе отделения заняты монахи и послушники старейшего мужского монастыря Петербурга.[13]

Фотографии

  • Почтовое отделение в деревне Свапуще (Тверская область)

См. также

Примечания

Ссылки

 

Страны Европы: Почта Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика  • Турецкая Республика Северного Кипра¹

 Просмотр этого шаблона Страны Азии: Почта Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика  • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

¹ В основном в Африке      ² Частично в Европе

dic.academic.ru

История почты России

"Со временем (по расчислению

Философических таблиц,

Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

У нас изменятся безмерно;

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

("Евгений Онегин", глава VII)

Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал повоз - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях по гонам, то есть перегонам, не кормя лошадей, так называемая ямская гоньба - самобытное русское учреждение. Населению для этой цели предписывалось содержать положенное число лошадей и ямщиков, а места их поселения назывались ямами. Для пересылки же правительственных указов по городам и войскам пользовались особыми гонцами.

На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова "ям" и "ямщик" - татарского происхождения. "Ям" происходит от татарского "дзям" - дорога, а ямщик от "ям-чи", что означает проводник.

В XVI-ХVIII вв. количество ям, дорог, как и число ямщиков, стало быстро увеличиваться. В царствование Михаила Федоровича был основан ямской Приказ. Ведал им князь Пожарский. В него вошла и почтовая часть, первоначально связанная с ямской. Архангельск, Новгород и другие северные города были соединены "ямами" с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами. Зачислялись они в разряд служилых людей.

По инициативе боярина А.Л. Ордына-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По своему характеру она была международной, так как доставляла в Москву ведомости из-за границы. По указанию Ордын-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с "двоеглавым орлом".

В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, действовавшей поначалу только между Москвой и Воронежем. Только в 1719 году было повелено провести почту "во все знатные города". Таким образом, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы, которыми заведовали немцы. Вскоре к ним прибавилось 7 почтовых станций в Финляндии.

Протяженность почтовых трактов в середине XVIII столетия уже доходила до 17-ти тысяч верст. Были составлены первые карты почтовых дорог. Впервые появилось регулярное почтовое сообщение между Петербургом и Москвой - туда и обратно, два раза в неделю. Обыватели губерний, через которые проходили почтовые тракты, были обложены почтовой повинностью - денежным сбором. К 1780 году в России было уже три почтамта: в Петербурге, Риге и Москве.

В 1770 году вводится плата за прогоны всех проезжающих - по 12 копеек за 10 вёрст пути, а в 1827 - по 10 копеек ассигнациями (около 2,5 копеек серебром) за одну лошадь на версту. По высочайше утвержденному положению 25 октября 1831 года, "за провоз проезжающих почтосодержатель получает также обыкновенные прогонные деньги, а с частных проезжающих, сверх того, за данную от станции повозку по 12 копеек, за подмазку колёс у собственных экипажей, у карет, колясок и бричек по 12 копеек, у кибитки и телеги - по 6 копеек, сало и деготь должны быть от проезжающих, которые обязаны давать на водку почтарям, но 6 копеек".

По закону, изданному 6-го июня 1808 года Александром I, "...путешествующим строго запрещается чинить станционному смотрителю притеснения и оскорбления, и почтарям побои. За все такие поступки взыскано будет по 100 рублей в пользу почтовой экономической суммы... Станционные смотрители, которые не имеют классных чинов, но находятся при своих местах, в ограждение своих обид пользуются 14 классом". Следует отметить, что Табель о рангах делила всех чиновников на классы, из которых самым низшим был четырнадцатый, то есть коллежский регистратор, вошедший в эпиграф к повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Ряд предписаний наделяет смотрителей весьма ответственными полномочиями. Так, "если между почтарями и извозчиками окажется человек преданный пьянству, злонамеренный", то хозяин станции может сам заменить нерадивого другим, благонадежным; "если почтарь окажется виновным в медленном возвращении на станцию, то смотритель обязан приказать почтовому старосте, чтобы он наказал того почтаря при нем и при собрании других почтарей розгами".

Эти же инструкции накладывают на станционного смотрителя обязанности, которых и без того было хоть отбавляй: чтобы появлялся он всегда в форменной одежде, чтобы всюду было чисто и опрятно, чтобы никто не шумел и не кричал. Наконец, "все правильные требования всякого проезжающего немедленно исполнять с кротостью и учтивостью, не позволяя себе ни малейшей грубости". В противном случае "Правила для желающих принести жалобу в обидах, причиненных на станции" предусматривают наказания самому смотрителю.

Среди правительственных законов о почтовых станциях встречались и курьезы. Так, 30 сентября 1825 года был издан именной указ самого царя Александра I: "Чтобы смотрителю лучше дышалось, во всех почтовых домах устроить в окошках форточки для впущения воздуха". В те годы скорость прохождения почты была невысокой. Так, письмо из Москвы поступало в Ригу на девятый-одиннадцатый день, во Псков - через 150 часов (690 верст!), при этом плата взыскивалась довольно высокая. С каждого золотника (4,26 гр.) отправления взималось: от Москвы до Пскова - по 8 копеек, до Новгорода - по 6, до Риги - по 10, до Берлина - по 25 коп. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек (при ценах того времени: сена - 8 копеек пуд, овса - 12 коп. пуд и пр.). Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.

Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 г., как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.

В 1865 году была учреждена земская почта, которая обслуживала сельское население, и введены в обращение специальные земские почтовые марки. Земская почта являлась продолжением правительственной почты в местах, где отсутствовали государственные почтовые отделения.

mirznanii.com

История почты России — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому гонцу[en] коня и корма[1]. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[2], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране[2]. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III (1462—1505) устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы»[2].

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распроеницу на это уходило гораздо больше времени.

18 мая 1665 года между приказом Тайных дел (органом, который занимался вопросами, интересовавшими царя Алексея Михайловича лично) и голландцем Яном ван Сведеном был заключен договор об организации почты. Ван Сведен обязался привозить в Тайный приказ «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». На расходы ему было выделено 500 рублей деньгами и на 500 рублей соболиных шкурок[3] В реальности ван Сведен привозил европейские газеты, на основе которых для царя и Боярской Думы готовили обзоры прессы (куранты)[4]. Кроме того, голландский предприниматель получил право пересылать за границу грамотки иностранных купцов и плату за них оставлять себе. Первая почтовая линия связала Москву с Ригой.

Отличие почты от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к её отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии. Европейский опыт понадобился тогда, когда потребности российского внешнеполитического ведомства заставили поднять информационный обмен на новый уровень. На подавляющем большинстве направлений российские власти еще многие десятилетия продолжали пользоваться ямской гоньбой[5].

Почта оказалась очень выгодным предприятием. В 1668 году ван Сведен узнал, что на право содержать почту претендует иноземец Леонтий Марселис, семейству которого покровительствовал глава русского внешнеполитического ведомства А. Л. Ордин-Нащокин. Между Марселисом и ван Сведеном был устроен торг, в результате которого победил Марселис, обязавшийся поставлять для нужд российского правительства «всякие подлинные ведомости» бесплатно, если корреспонденцию будут возить государственные ямщики, подчиняющиеся Ямскому приказу[6]. Первая почта Марселиса была «отпущена» из Москвы на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года заработала почтовая ветка между Москвой и Вильно[7]. Свои затраты Марселис окупил благодаря тому, что опираясь на поддержку А. Л. Ордина-Нащокина добился запрета для иностранных купцов посылать письма иначе, кроме как через его почту. При этом стоимость пересылки возросла[8].

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

« …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют[2]. »

Российская империя

В XVIII веке

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. В 1693 году появилась почтовая ветка на Архангельск, а в 1698—1689 годах была налажена почтовая связь между Москвой и сибирскими городами. С 1716 года стала работать почтовая линия Москва — Санкт-Петербург[9]. При Петре I были учреждены первые почтамты в Москве (1711[10]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

В 1721 году Петр I ввёл должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому он подчинил почту и ямскую службу, но только в 1782 году «немецкая» и ямская почты окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам — уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции[9].

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла &&&&&&&&&&010677.&&&&&010 677 вёрст.

Начиная с первой четверти XVIII века новые почтовые ветки стали учреждаться всё чаще. Однако установление регулярной почтовой связи даже с крупными городами растянулось на десятилетия: только по указу 1740 года почтовые конторы появились во всех главных городах провинций и уездов[9]. Маркиз де ла Шетарди о почте в России в 1740 году писал, что, кроме почты из Петербурга и Москвы за границу, других почт в России не было. Все предписания и другая переписка за границу и прочие места, где расположены войска, посылаются с нарочными, по большей части из унтер-офицеров. Что же касается до внутренних сношений между собою, то русские купцы свои торговые операции по большей части производят зимой; удобства санного пути доставляют им средства путешествовать с весьма незначительными издержками, на своих лошадях и при том почти также скоро, как и по почте[11].

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[12].

В XIX веке

В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте[9].

В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России»[13].

В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам[14].

В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек[9].

В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции[9].

Осуществление почтовой реформы 1843 года и установление с 1 января 1844 года оплаты письма только по весу, не зависимо от расстояния, создали предпосылки для применения в России знаков почтовой оплаты. С 1 января 1845 года на территории Великого княжества Финляндского были введены штемпельные конверты («куверты»). С 1 декабря того же года аналогичные конверты были введены для городской почты Санкт-Петербурга, а с 27 февраля 1846 года — Москвы. С 1848 года штемпельные конверты, выпущенные Почтовым департаментом, начали применяться в России повсеместно[15].

До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук[9].

Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб.[9]

С 1864 года в России была введена обязательная оплата заграничной корреспонденции почтовыми марками[15].

В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза. В 1878 году в российской почтовой системе стали применять начала, принятые единогласно на парижском Всемирном почтовом конгрессе[en] всеми европейскими правительствами[1].

Земская почта

1 января 1864 года в России были образованы земства — органы местного самоуправления. В 1865 году земствам разрешили учреждать почту со своими правилами и таксами и иметь свои почтовые марки. Земская почта существовала практически во всех уездах. Одновременно с марками в некоторых местах выпускали и штемпельные конверты.

Русская почта за границей

В конце XIX — начале XX веков для обеспечения связи между различными российскими государственными и частными организациями и лицами за границей Российской империи, в регионах, где официальная или местная почта считалась ненадёжной, российское правительство стала создавать свои почтовые конторы. Для нужд этих контор использовались обычные российские марки или издавались ЭЗГБ (а иногда и на местах) специальные почтовые марки и цельные вещи, изготавливались штемпели. Номиналы знаков почтовой оплаты указывались в российской или местной валюте, а стоимость пересылки корреспонденции, как правило, соответствовала тарифам, действовавшим в этот период в России[15].

Советский период

Декретом от 26 октября 1917 года об образовании Рабочего и Крестьянского правительства, изданным в числе первых декретов Советской власти, в составе советского правительства был предусмотрен Народный комиссариат почт и телеграфов (Наркомпочтель)[16].

В 1918 году на территории РСФСР началась гражданская война. Несмотря на это, почтовая связь функционировала, прерываясь и восстанавливаясь в зависимости от хода военных действий.

16 апреля 1918 года в целях централизации деятельности почты, а также в целях борьбы с бойкотом со стороны телеграфных и почтовых служащих прежнего режима был издан Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом. Данный Декрет упразднил старые почтовые должности начальника почтово-телеграфного округа, почт-директора, начальника управления телеграфов, начальника отдела перевозки почт по железной дороге, их помощников и главных механиков. Для управления каждым почтово-телеграфным округом была введена коллегия, возглавляемая комиссаром, которого утверждал нарком из числа кандидатов, представленных областным или губернским органом Советской власти. Декрет особо запрещал всем органам Советской власти вмешиваться в дела почты (любые пожелания надлежало подавать в Наркомпочтель)[17].

С 1 января 1919 года по 15 августа 1921 года в РСФСР была введена бесплатная пересылка простых писем и почтовых карточек.

За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны почтовое хозяйство страны пришло в упадок, однако с окончанием Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз[18].

Российская Федерация

В советское время предприятия почты и электросвязи были объединенными, существуя сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики[18]. После распада СССР было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль: 16 ноября 1992 года образовано Федеральное управление почтовой связи при Министерстве связи России[19]. Приказом Министерства связи с 1 января 1993 года в составе Федерального управления почтовой связи были образованы территориальные (областные, краевые, республиканские) управления федеральной почтовой связи (УФПС) и учреждения почтовой связи Москвы и Санкт-Петербурга[20]. Этим же приказом были утверждены перечень работ по разделению структур почтовой и электрической связи и принципы разделения почтовой и электрической связи.

В 1994 году был учрежден профессиональный праздник работников почтовой связи — День российской почты[21]. Помимо этого, в 1997 году в целях восстановления геральдических традиций российской почты и повышения её авторитета были учреждены флаг и эмблема организаций федеральной почтовой связи Российской Федерации[22].

17 октября 1995 года Федеральное управление почтовой связи было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи Российской Федерации (ФСПС России)[23]. 14 августа 1996 года Федеральная служба почтовой связи была упразднена, а её функции переданы Министерству связи России[24].

В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты — эмблема и флаг.

По состоянию на 1998 год почтовая сеть страны объединяла 149 почтамтов, 28 отделений перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, 43 тыс. отделений связи. В отрасли было занято 380 тыс. человек. Валовый доход государственной почтовой службы в 1997 году составил 9 млрд руб.[25]

Галерея

См. также

Напишите отзыв о статье "История почты России"

Примечания

  1. ↑ 1 2 Карнович Е. П. Русские почты в XVII и начале XVII столетия // Исторический вестник. — 1884. — Т. XV. — С. 615—625.
  2. ↑ 1 2 3 4 Кисин Б. М. [http://www.ozon.ru/context/detail/id/3223180/ Страна Филателия] / Ред. В. Нездвецкий. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с. — 100 000 экз. (Проверено 15 июля 2016) [http://webcitation.org/6eDwKqKmf Архивировано] из первоисточника 2 января 2016.
  3. ↑ Дела Тайного приказа // Русская историческая библиотека, издаваемая императорской Археографической комиссией. — СПб., 1907. — Т. 21. — Кн. 1. — Стб. 1065.
  4. ↑ Вести-Куранты. 1656 г., 1660—1662 гг., 1664—1670 гг.: Русские тексты. Ч. 1. / Изд. подгот. В. Г. Демьяновым при участии И. А. Корнилаевой; Завершение работы над изд. и подгот к печати: Е. А. Подшивалова, С. М. Шами; Под ред. А. М. Молдована и И. Майер. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009.
  5. ↑ Шамин, 2001, с. 10.
  6. ↑ Козловский, 1913, т. 2, с. 4—11.
  7. ↑ Козловский, 1913, т. 2, с. 36, 37.
  8. ↑ Козловский, 1913, т. 2, с. 39, 40.
  9. ↑ 1 2 3 4 5

o-ili-v.ru

Почта России - это... Что такое Почта России?

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России» — российская государственная компания, оператор российской государственной почтовой сети.

Штаб-квартира — в Москве. Член Всемирного почтового союза.

Основана 5 сентября 2002 года на базе департамента почтовой связи Министерства связи в рамках реструктуризации.[3][4]

Генеральный директор — Александр Киселёв.

История

Зачатки почты на Руси имелись ещё со времён княжеских гонцов, берестяных грамот и повоза (X век). Дальнейшее развитие почтовой службы было связано с ямами и ямской гоньбой и созданием чередовавшихся государственных почтовых ведомств — Почтового департамента, Министерства почт и телеграфов, Главного управления почт и телеграфов и др. В советское время действовали наркоматы и Министерство связи, на смену которому пришли соответствующие государственные органы современной России в лице «Федерального агентства связи (Россвязь)»

Почтовое отделение на Арбате в Москве

Руководство

Деятельность

Ambox outdated serious.svg Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.

У «Почты России» имеется 86 филиалов и около 42 000 почтовых отделений на территории России. Общая численность персонала — около 380 000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд писем, 48 млн посылок и 113 млн ед. денежных переводов (на сумму 324,3 млрд рублей)[4].

Тарифы на услуги универсальной почтовой связи (доставка писем, карточек, бандеролей) регулируются государством; тарифы на прочие услуги «Почта России» устанавливает самостоятельно.

Компания издаёт ежемесячный журнал «Почта России».

Партнёром «Почты России» является ОАО АКБ «Связь-Банк».

В 2008 году генеральный директор предприятия Андрей Казьмин, с которым связывались надежды на изменения в работе и на реорганизацию «Почты России»[5], сделал заявление:

Андрей Казьмин:

Вопрос дозрел до критического состояния. В современных условиях «Почта России» находится в крайне тяжёлом финансовом положении.[6]

— апрель 2008 года

В начале мая 2008 года пресса сообщила, что до конца года правительство подготовит предложения по государственной поддержке и изменению организационно-правовой формы «Почты России». Соответствующая правительственная комиссия поддержала выделение почтовой службе 209 млрд рублей из бюджета, которые должны были быть потрачены на модернизацию почты.[7] Однако из-за финансового кризиса этим планам не суждено было сбыться. В 2009 году «Почта России» получила на развитие лишь 5,4 млрд рублей, из которых 2,9 млрд были потрачены на модернизацию технологической инфраструктуры, технического и программного обеспечения.[5]

Экономические показатели

По данным предприятия, выручка за 2005 год составила 47 млрд рублей (в 2004 — около 37 млрд рублей), чистая прибыль — 690 млн рублей (920 млн рублей), инвестиции — 2,3 млрд рублей (460 млн рублей).

Начиная с 2005 года работа предприятия не приносила прибыль в течение нескольких лет. Лишь в 2009 году «Почте России» удалось снова выйти на уровень безубыточности, при выручке в 96,3 млрд рублей и чистой прибыли в 306 млн рублей.[5] Для сравнения, выручка ФГУП «Почта России» за 2007 год по РСБУ составила 70,6 млрд рублей (в 2006 году — 56,7 млрд рублей), чистый убыток — 3,9 млрд рублей (в 2006 — 2,8 млрд рублей).[4][8] В 2008 году убыток ФГУП составил 2,1 млрд рублей.[5]

Ущерб от фальшивых марок

По информации компании, опубликованной в 2011 году, за пять лет «Почте России» и государственному бюджету в целом был нанесён ущерб на сумму более чем 1 млрд рублей в результате использования в почтовом обороте страны фальшивых марок. Хотя в российском законодательстве предусмотрено пресечение подобных преступных деяний штрафом на 40 тысяч рублей, по мнению «Почты России», этого недостаточно и следует ввести уголовное преследование за изготовление, распространение и использование фальшивых знаков почтовой оплаты. Соответствующий законопроект был подан на рассмотрение в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.[9]

Планы

После назначения в феврале 2009 года Александра Киселёва, бывшего генерального директора «Связьинвеста», на пост руководителя «Почты России» были объявлены следующие планы[5]:

  • модернизировать всю магистральную логистику предприятия,
  • усилить централизацию управления,
  • увеличить доходы,
  • расширить список финансовых услуг,
  • создать в своей структуре авиакрыло,
  • провести акционирование «Почты России» (предусмотренное концепцией реформирования предприятия, составленной ещё в 2002 году).

В июле 2010 года Правительство России подготовило предложение о смене организационно-правовой формы «Почты России» с ФГУПа на ОАО со 100%-ным государственным участием. К 2011 году на основе предприятия планируется создать Почтовый банк, в который после акционирования войдёт «Почта России». Такое совмещение почтовых и банковских услуг известно в мировой практике. Впервые к этому прибегли в Нидерландах (Postbank, 1881), Швейцарии (PostFinance, 1906) и Великобритании (несколько банков, с 1861 года). Из современных подобных учреждений можно выделить германский Deutsche Postbank и японский Yucho Bank[10], которые являются одними из ведущих финансовых институтов в своих странах.[5]

Концепция создания Почтового банка и развития «Почты России» была разработана Бостонской консалтинговой группой (BCG). Она учитывает высокую долю доходов от оказания предприятием финансовых услуг (пересылки денежных переводов, выплаты пенсий и пособий и приёма коммунальных платежей), которые в 2009 году составили 37 % (при 42 % дохода от почтовых услуг и 21 % — прочих коммерческих услуг). Согласно концепции, предполагается, что, помимо развития розничного банковского бизнеса, предприятие должно также направить свои усилия на[5]:

  • увеличение доли на рынке денежных переводов,
  • активное развитие рынка посылок и экспресс-доставки (EMS),
  • развитие розничной торговли в своих отделениях в сельской местности,
  • изменения в организационной модели (создание специальных бизнес-единиц, работа по макрорегионам).

Однако, по официальной информации руководства Минкомсвязи на июль 2010 года, планы по организации Почтового банка отложены на неопределенный срок, а сама идея может быть отклонена.[5]

Критика

В адрес «Почты России» весьма часто высказываются жалобы из-за медленной работы[5].

С начала 2010 года срок доставки «Почтой России» международных отправлений, адресованных в Россию, увеличился с двух недель до двух месяцев, что повлекло за собой так называемый «посылочный кризис», ряд трудностей в совершении покупок на зарубежных интернет-ресурсах и массу нелестных отзывов.[5][11] Сложности с оформлением посылок были не только у «Почты России», но и у независимых операторов экспресс-доставки DHL и UPS. Ситуация с посылками была исправлена только в апреле 2010 года.[5]

Кроме того, с февраля 2010 года стоимость почтовых отправлений была увеличена сразу на 15 %.[12]

Интересные факты

В 2011 году «Почта России» совместно с Русской православной церковью открыла почтовое отделение в Санкт-Петербурге, на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Почтовые услуги здесь оказываются всем жителям и гостям города, при этом в работе отделения заняты монахи и послушники старейшего мужского монастыря Петербурга.[13]

Фотографии

  • Почтовое отделение в деревне Свапуще (Тверская область)

См. также

Примечания

Ссылки

 

Страны Европы: Почта Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика  • Турецкая Республика Северного Кипра¹

 Просмотр этого шаблона Страны Азии: Почта Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика  • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

¹ В основном в Африке      ² Частично в Европе

biograf.academic.ru

Почта России - это... Что такое Почта России?

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России» — российская государственная компания, оператор российской государственной почтовой сети.

Штаб-квартира — в Москве. Член Всемирного почтового союза.

Основана 5 сентября 2002 года на базе департамента почтовой связи Министерства связи в рамках реструктуризации.[3][4]

Генеральный директор — Александр Киселёв.

История

Зачатки почты на Руси имелись ещё со времён княжеских гонцов, берестяных грамот и повоза (X век). Дальнейшее развитие почтовой службы было связано с ямами и ямской гоньбой и созданием чередовавшихся государственных почтовых ведомств — Почтового департамента, Министерства почт и телеграфов, Главного управления почт и телеграфов и др. В советское время действовали наркоматы и Министерство связи, на смену которому пришли соответствующие государственные органы современной России в лице «Федерального агентства связи (Россвязь)»

Почтовое отделение на Арбате в Москве

Руководство

Деятельность

Ambox outdated serious.svg Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.

У «Почты России» имеется 86 филиалов и около 42 000 почтовых отделений на территории России. Общая численность персонала — около 380 000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд писем, 48 млн посылок и 113 млн ед. денежных переводов (на сумму 324,3 млрд рублей)[4].

Тарифы на услуги универсальной почтовой связи (доставка писем, карточек, бандеролей) регулируются государством; тарифы на прочие услуги «Почта России» устанавливает самостоятельно.

Компания издаёт ежемесячный журнал «Почта России».

Партнёром «Почты России» является ОАО АКБ «Связь-Банк».

В 2008 году генеральный директор предприятия Андрей Казьмин, с которым связывались надежды на изменения в работе и на реорганизацию «Почты России»[5], сделал заявление:

Андрей Казьмин:

Вопрос дозрел до критического состояния. В современных условиях «Почта России» находится в крайне тяжёлом финансовом положении.[6]

— апрель 2008 года

В начале мая 2008 года пресса сообщила, что до конца года правительство подготовит предложения по государственной поддержке и изменению организационно-правовой формы «Почты России». Соответствующая правительственная комиссия поддержала выделение почтовой службе 209 млрд рублей из бюджета, которые должны были быть потрачены на модернизацию почты.[7] Однако из-за финансового кризиса этим планам не суждено было сбыться. В 2009 году «Почта России» получила на развитие лишь 5,4 млрд рублей, из которых 2,9 млрд были потрачены на модернизацию технологической инфраструктуры, технического и программного обеспечения.[5]

Экономические показатели

По данным предприятия, выручка за 2005 год составила 47 млрд рублей (в 2004 — около 37 млрд рублей), чистая прибыль — 690 млн рублей (920 млн рублей), инвестиции — 2,3 млрд рублей (460 млн рублей).

Начиная с 2005 года работа предприятия не приносила прибыль в течение нескольких лет. Лишь в 2009 году «Почте России» удалось снова выйти на уровень безубыточности, при выручке в 96,3 млрд рублей и чистой прибыли в 306 млн рублей.[5] Для сравнения, выручка ФГУП «Почта России» за 2007 год по РСБУ составила 70,6 млрд рублей (в 2006 году — 56,7 млрд рублей), чистый убыток — 3,9 млрд рублей (в 2006 — 2,8 млрд рублей).[4][8] В 2008 году убыток ФГУП составил 2,1 млрд рублей.[5]

Ущерб от фальшивых марок

По информации компании, опубликованной в 2011 году, за пять лет «Почте России» и государственному бюджету в целом был нанесён ущерб на сумму более чем 1 млрд рублей в результате использования в почтовом обороте страны фальшивых марок. Хотя в российском законодательстве предусмотрено пресечение подобных преступных деяний штрафом на 40 тысяч рублей, по мнению «Почты России», этого недостаточно и следует ввести уголовное преследование за изготовление, распространение и использование фальшивых знаков почтовой оплаты. Соответствующий законопроект был подан на рассмотрение в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.[9]

Планы

После назначения в феврале 2009 года Александра Киселёва, бывшего генерального директора «Связьинвеста», на пост руководителя «Почты России» были объявлены следующие планы[5]:

  • модернизировать всю магистральную логистику предприятия,
  • усилить централизацию управления,
  • увеличить доходы,
  • расширить список финансовых услуг,
  • создать в своей структуре авиакрыло,
  • провести акционирование «Почты России» (предусмотренное концепцией реформирования предприятия, составленной ещё в 2002 году).

В июле 2010 года Правительство России подготовило предложение о смене организационно-правовой формы «Почты России» с ФГУПа на ОАО со 100%-ным государственным участием. К 2011 году на основе предприятия планируется создать Почтовый банк, в который после акционирования войдёт «Почта России». Такое совмещение почтовых и банковских услуг известно в мировой практике. Впервые к этому прибегли в Нидерландах (Postbank, 1881), Швейцарии (PostFinance, 1906) и Великобритании (несколько банков, с 1861 года). Из современных подобных учреждений можно выделить германский Deutsche Postbank и японский Yucho Bank[10], которые являются одними из ведущих финансовых институтов в своих странах.[5]

Концепция создания Почтового банка и развития «Почты России» была разработана Бостонской консалтинговой группой (BCG). Она учитывает высокую долю доходов от оказания предприятием финансовых услуг (пересылки денежных переводов, выплаты пенсий и пособий и приёма коммунальных платежей), которые в 2009 году составили 37 % (при 42 % дохода от почтовых услуг и 21 % — прочих коммерческих услуг). Согласно концепции, предполагается, что, помимо развития розничного банковского бизнеса, предприятие должно также направить свои усилия на[5]:

  • увеличение доли на рынке денежных переводов,
  • активное развитие рынка посылок и экспресс-доставки (EMS),
  • развитие розничной торговли в своих отделениях в сельской местности,
  • изменения в организационной модели (создание специальных бизнес-единиц, работа по макрорегионам).

Однако, по официальной информации руководства Минкомсвязи на июль 2010 года, планы по организации Почтового банка отложены на неопределенный срок, а сама идея может быть отклонена.[5]

Критика

В адрес «Почты России» весьма часто высказываются жалобы из-за медленной работы[5].

С начала 2010 года срок доставки «Почтой России» международных отправлений, адресованных в Россию, увеличился с двух недель до двух месяцев, что повлекло за собой так называемый «посылочный кризис», ряд трудностей в совершении покупок на зарубежных интернет-ресурсах и массу нелестных отзывов.[5][11] Сложности с оформлением посылок были не только у «Почты России», но и у независимых операторов экспресс-доставки DHL и UPS. Ситуация с посылками была исправлена только в апреле 2010 года.[5]

Кроме того, с февраля 2010 года стоимость почтовых отправлений была увеличена сразу на 15 %.[12]

Интересные факты

В 2011 году «Почта России» совместно с Русской православной церковью открыла почтовое отделение в Санкт-Петербурге, на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Почтовые услуги здесь оказываются всем жителям и гостям города, при этом в работе отделения заняты монахи и послушники старейшего мужского монастыря Петербурга.[13]

Фотографии

  • Почтовое отделение в деревне Свапуще (Тверская область)

См. также

Примечания

Ссылки

 

Страны Европы: Почта Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика  • Турецкая Республика Северного Кипра¹

 Просмотр этого шаблона Страны Азии: Почта Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика  • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

¹ В основном в Африке      ² Частично в Европе

veter.academic.ru

Почта России - это... Что такое Почта России?

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России» — российская государственная компания, оператор российской государственной почтовой сети.

Штаб-квартира — в Москве. Член Всемирного почтового союза.

Основана 5 сентября 2002 года на базе департамента почтовой связи Министерства связи в рамках реструктуризации.[3][4]

Генеральный директор — Александр Киселёв.

История

Зачатки почты на Руси имелись ещё со времён княжеских гонцов, берестяных грамот и повоза (X век). Дальнейшее развитие почтовой службы было связано с ямами и ямской гоньбой и созданием чередовавшихся государственных почтовых ведомств — Почтового департамента, Министерства почт и телеграфов, Главного управления почт и телеграфов и др. В советское время действовали наркоматы и Министерство связи, на смену которому пришли соответствующие государственные органы современной России в лице «Федерального агентства связи (Россвязь)»

Почтовое отделение на Арбате в Москве

Руководство

Деятельность

Ambox outdated serious.svg Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.

У «Почты России» имеется 86 филиалов и около 42 000 почтовых отделений на территории России. Общая численность персонала — около 380 000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд писем, 48 млн посылок и 113 млн ед. денежных переводов (на сумму 324,3 млрд рублей)[4].

Тарифы на услуги универсальной почтовой связи (доставка писем, карточек, бандеролей) регулируются государством; тарифы на прочие услуги «Почта России» устанавливает самостоятельно.

Компания издаёт ежемесячный журнал «Почта России».

Партнёром «Почты России» является ОАО АКБ «Связь-Банк».

В 2008 году генеральный директор предприятия Андрей Казьмин, с которым связывались надежды на изменения в работе и на реорганизацию «Почты России»[5], сделал заявление:

Андрей Казьмин:

Вопрос дозрел до критического состояния. В современных условиях «Почта России» находится в крайне тяжёлом финансовом положении.[6]

— апрель 2008 года

В начале мая 2008 года пресса сообщила, что до конца года правительство подготовит предложения по государственной поддержке и изменению организационно-правовой формы «Почты России». Соответствующая правительственная комиссия поддержала выделение почтовой службе 209 млрд рублей из бюджета, которые должны были быть потрачены на модернизацию почты.[7] Однако из-за финансового кризиса этим планам не суждено было сбыться. В 2009 году «Почта России» получила на развитие лишь 5,4 млрд рублей, из которых 2,9 млрд были потрачены на модернизацию технологической инфраструктуры, технического и программного обеспечения.[5]

Экономические показатели

По данным предприятия, выручка за 2005 год составила 47 млрд рублей (в 2004 — около 37 млрд рублей), чистая прибыль — 690 млн рублей (920 млн рублей), инвестиции — 2,3 млрд рублей (460 млн рублей).

Начиная с 2005 года работа предприятия не приносила прибыль в течение нескольких лет. Лишь в 2009 году «Почте России» удалось снова выйти на уровень безубыточности, при выручке в 96,3 млрд рублей и чистой прибыли в 306 млн рублей.[5] Для сравнения, выручка ФГУП «Почта России» за 2007 год по РСБУ составила 70,6 млрд рублей (в 2006 году — 56,7 млрд рублей), чистый убыток — 3,9 млрд рублей (в 2006 — 2,8 млрд рублей).[4][8] В 2008 году убыток ФГУП составил 2,1 млрд рублей.[5]

Ущерб от фальшивых марок

По информации компании, опубликованной в 2011 году, за пять лет «Почте России» и государственному бюджету в целом был нанесён ущерб на сумму более чем 1 млрд рублей в результате использования в почтовом обороте страны фальшивых марок. Хотя в российском законодательстве предусмотрено пресечение подобных преступных деяний штрафом на 40 тысяч рублей, по мнению «Почты России», этого недостаточно и следует ввести уголовное преследование за изготовление, распространение и использование фальшивых знаков почтовой оплаты. Соответствующий законопроект был подан на рассмотрение в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.[9]

Планы

После назначения в феврале 2009 года Александра Киселёва, бывшего генерального директора «Связьинвеста», на пост руководителя «Почты России» были объявлены следующие планы[5]:

  • модернизировать всю магистральную логистику предприятия,
  • усилить централизацию управления,
  • увеличить доходы,
  • расширить список финансовых услуг,
  • создать в своей структуре авиакрыло,
  • провести акционирование «Почты России» (предусмотренное концепцией реформирования предприятия, составленной ещё в 2002 году).

В июле 2010 года Правительство России подготовило предложение о смене организационно-правовой формы «Почты России» с ФГУПа на ОАО со 100%-ным государственным участием. К 2011 году на основе предприятия планируется создать Почтовый банк, в который после акционирования войдёт «Почта России». Такое совмещение почтовых и банковских услуг известно в мировой практике. Впервые к этому прибегли в Нидерландах (Postbank, 1881), Швейцарии (PostFinance, 1906) и Великобритании (несколько банков, с 1861 года). Из современных подобных учреждений можно выделить германский Deutsche Postbank и японский Yucho Bank[10], которые являются одними из ведущих финансовых институтов в своих странах.[5]

Концепция создания Почтового банка и развития «Почты России» была разработана Бостонской консалтинговой группой (BCG). Она учитывает высокую долю доходов от оказания предприятием финансовых услуг (пересылки денежных переводов, выплаты пенсий и пособий и приёма коммунальных платежей), которые в 2009 году составили 37 % (при 42 % дохода от почтовых услуг и 21 % — прочих коммерческих услуг). Согласно концепции, предполагается, что, помимо развития розничного банковского бизнеса, предприятие должно также направить свои усилия на[5]:

  • увеличение доли на рынке денежных переводов,
  • активное развитие рынка посылок и экспресс-доставки (EMS),
  • развитие розничной торговли в своих отделениях в сельской местности,
  • изменения в организационной модели (создание специальных бизнес-единиц, работа по макрорегионам).

Однако, по официальной информации руководства Минкомсвязи на июль 2010 года, планы по организации Почтового банка отложены на неопределенный срок, а сама идея может быть отклонена.[5]

Критика

В адрес «Почты России» весьма часто высказываются жалобы из-за медленной работы[5].

С начала 2010 года срок доставки «Почтой России» международных отправлений, адресованных в Россию, увеличился с двух недель до двух месяцев, что повлекло за собой так называемый «посылочный кризис», ряд трудностей в совершении покупок на зарубежных интернет-ресурсах и массу нелестных отзывов.[5][11] Сложности с оформлением посылок были не только у «Почты России», но и у независимых операторов экспресс-доставки DHL и UPS. Ситуация с посылками была исправлена только в апреле 2010 года.[5]

Кроме того, с февраля 2010 года стоимость почтовых отправлений была увеличена сразу на 15 %.[12]

Интересные факты

В 2011 году «Почта России» совместно с Русской православной церковью открыла почтовое отделение в Санкт-Петербурге, на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Почтовые услуги здесь оказываются всем жителям и гостям города, при этом в работе отделения заняты монахи и послушники старейшего мужского монастыря Петербурга.[13]

Фотографии

  • Почтовое отделение в деревне Свапуще (Тверская область)

См. также

Примечания

Ссылки

 

Страны Европы: Почта Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика  • Турецкая Республика Северного Кипра¹

 Просмотр этого шаблона Страны Азии: Почта Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика  • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

¹ В основном в Африке      ² Частично в Европе

ushakov.academic.ru


Смотрите также