4. Становление древнерусского государства. Киевская Русь в 10 - начале 12 вв: социально-политический строй и раннее законодательство. В следствии каких факторов возникло древнерусское государство киевская русь


4.Причины и предпосылки образования государства у восточных славян в IX в. Образования государства Киевская Русь. Роль варягов в этом процессе.

Прежде чем говорить об особенностях, следует отметить тот факт, что в IX–XII вв. Киевская Русь была одним из крупнейших государств Средневековья, на территории которой проживало большое количество этносов, учитывая и то, что государство находилось на стыке «противоположных» миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Таким образом, в отличие от восточных и западных стран процесс зарождения и формирования государственности в Киевской Руси невозможно рассматривать, опираясь только лишь на геополитические и пространственные особенности.

Так как Киевская Русь занимала серединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных географических границ в пределах огромного равнинного пространства, то в ходе своего становления она приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Одной из основных причин объединения стала потребность в постоянной защите от внешних врагов, потребность, позволяющая разным народам вне зависимости от расового происхождения и типа развития сплачиваться в единое целое. Так происходило создание сильной государственной власти, представляющей собой механизм регулирования отношений между социальными слоями и классами.

Назовем главные предпосылки образования Древнерусского государства.

1. Общественное разделение труда. Большую роль в жизни народа стала играть военная добыча, так изменились и источники средств существования. Со временем стали появляться профессиональные ремесленники, воины. Частые переселения народов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, привели к тому, что приходилось то и дело отступать от традиций, основанных на обычае. Сама обстановка способствовала изменению уклада жизни.

2. Развитие экономики. Развитие земледелия, появление новых ремесел, способов обработки, взаимоотношений, сопровождающих товарное хозяйство, т. е. хозяйственная и экономическая деятельность, «снимали рамки обычаев», вынуждая людей к поиску подходящих форм существования.

3. Заинтересованность общества в появлении государства. Становление и возникновение государства – результат «желания», потребности, которую испытывала большая часть членов общества. Ведь государство не только основывалось на решении военной задачи, само по себе оно решало судебные задачи, связанные с межродовыми конфликтами.

Князья и их дружинники были объективными посредниками в спорах между представителями различных родов. По мере осознания общей полезности власти создавались условия для развития древнерусского государства.

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над обществом и призванный охранять обществ порядок.

Признаки государственности в раннесредневековом обществе:

  1. Наличие власти, отчужденной от народа.

  2. Размещение населения по территориальному признаку.

  3. Стягивание дани в центр для содержания власти и укрепления гос-ва.

К 7-8 вв начинается тенденция объединения территорий, где проживали славяне, а именно: племена начали объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные функции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять судебные функции. Причины оформления государственности у восточных славян:

  • усложнение экономической жизни

  • отделение ремесла от с/х

  • выделение военного сословия

  • появление экономического неравенства 

Первыми киевскими князьями были варяги. В 60-е годы 9 века на княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новгорода и Киева ознаменовал факт образования единого восточнославянского государства.

Предпосылки создания гос-ва на Руси к 9 веку:

  • Образование крупных союзов племён.

  • Выделение сильной знати

  • Необходимость охраны территории от внешних набегов

Из «повести временных лет» в 862г. приглашение Рюрика, Синеуса, Трувора (три брата) на княжение. 882 смерть Рюрика, князь новгородский Олег убил дружинника Рюрика Аскольда. Начало истории Руси по «норманской теории». 882г. Олег объединил Новгород и Киев в Киевскую Русь. Ведущая роль Военно-дружинной знати. С Xв. переход к феодальным отношениям. Зависимое население: закупы(в зависимости от князя из-за долга), радовичи (по договору), изгои(обедневшие выходцы из общин), холопы. Олег принял титул великого князя. 907г. осада Олегом Константинополя. 911г. первый письменный договор между Византией и Русью. 941-44 походы Игоря(сына Олега) на Византию, присоединение им племен уличей, тивирцев. Князь собирал дань, виры(штрафы) с покоренных племен. 945г. древляне(князь Мал) убили Игоря при сборе дани. Ольга месть за мужа-сожгла столицу Искоростень, установила «уроки», «погосты» (фиксированная дань, место, куда она свозилась). 962г. Святослав получил правление. 964г. разгром Святославом Волжской Булгарии, Хазарского каганата, взял г. Итиль, Саркел, присоединение земли ясов(осетин), касогоров(черкесов). 970г. начало войны с Македонией, в 971г. Русь вынуждена отдать Болгарию. 980г. Владимир взошел на престол. Прекратил междоусобицу. Завоевание г. Червень, Перемышь. Крещение Владимира в Херсонесе(Крым) в 988г. Крещение мечом и огнем. Ярослав Мудрый (1019-1054). 1036 поражение печенегов, связи с Швецией, Византией, Германией, Польшей. 1039г. провозглашение Иллариона митрополитом Руси. 1016г. «Правда Ярослава», 1072г. «Русская правда»(«Правда Ярославичей» 2-ая часть)-своды законов.

Роль варяжского элемента в формировании рус. Гос-ти:

  1. Варяги способствовали объединению сев. и южн. Руси.

  2. Варяги дали новую правящую династию Рюриковичей (862-1598г.г.)

  3. Предположительно название Русь происходит от варяжского племени Руси, к которому принадлежал Рюрик.

Почему был приглашен варяг:

  • варяги - хорошие воины

  • у варягов уже был опыт в создании гос-ва

  • нейтральная фигура

Современные историки предполагают, что варяги пришли не по приглашению, а как завоеватели и были не скандинавами, а славянами с южных берегов Балтики. Достижения: Рюрик(862-882) Объединение сев. Руси; “Вещий“ Олег(882-912) Объединение Новгорода и Киева, провозглашение Киева стольным градом (столицей), создание опорных пунктов для сбора дани в племенных княжествах, распространение системы судопроизводства и администрации на подвластной территории. Ольга(912-964) Присоединение племени древлян. Внешняя политика: Были заключены первые дипломатические акты с Византией. Договоры 907 и 911 г. Благодаря созданию гос-ти ускорилось экономическое развитие общества.

3.1. Формирование государства.

а) Причины и предпосылки возникновения Древнерусского государства. В изложении истории IX–X вв. многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому, представлены летописцем на основании каких-то, возможно, не всегда точных выкладок и расчетов. Поэтому в исторической науке нет единой концепции о социальной, хозяйственной организации восточных славян, факторах создания древнерусского государства и начальном этапе его формирования. Момент возникновения древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью и определенностью. Очевидно, что имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство восточных славян – Киевскую Русь. В литературе это событие датируется по разному, однако большинство авторов сходится на том, что возникновение государства следует относить к IX в. (882 г.). Вопрос об определении, что есть государство, в науке дискуссионен. Представляется, что при всей дискуссионности под государством следует понимать систему органов и права, распространяющуюся на определенную территорию. Образование государства – закономерный этап в развитии общества. Создание древнерусского государства было результатом процессов, происходивших внутри славянского общества. Процесс этот был сложным, многоплановым, длительным по времени. Государство у восточных славян возникает в тот момент, когда усложнение социально-экономической, духовной жизни и противоречий внутри славянского общества, требует регулирования личностных, межличностных, групповых и социальных связей. На процесс возникновения государства влияло множество факторов. Внешние и внутренние факторы создания государственности были неотделимы друг от друга; соединились разнородные элементы, происходило их взаимопроникновение и взаимовлияние, взаимообусловленность. Следует говорить о группах факторов, воздействующих на экономические, политические, социальные и духовные процессы внутри славянского общества и находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом.

Внутренние предпосылки возникновения государства у славян:

  1. Переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, развитие ремесла и торговли;

  2. Наличие элементов государственности, потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель;

  3. Смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, необходимость регулирования внутренних социальных отношений;

  4. Складывание древнерусской народности;

  5. Религия, обычаи, традиции.

Внешние предпосылки:

  1. Угроза нападения врагов;

  2. Покорение соседних славянских и неславянских племён;

  3. Военные походы русских князей;

  4. Приглашение варягов как основателей правящей династии.

б).Этапы начала древнерусской государственности Главными центрами Древней Руси, определившими ось не только политической карты, но и политической жизни государства Киевская Русь стали Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили две группы восточнославянских племен – северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую – поляне, северяне, вятичи. Объединение земель под властью Киева определило начало русской государственности. Этим событиям посвящен рассказ летописца. В 862 г., как утверждает «Повесть временных лет», варяжский конунг Рюрик появился под Новгородом и стал там княжить (до 879 г.). В 882 г. Олег (в то время новгородский князь) решил овладеть Киевом и двинулся с дружиной в поход. По пути он взял Смоленск (ключ-город) и Любеч, посадив там своих наместников. Не решившись на прямой штурм хорошо укрепленного Киева, Олег овладел им хитростью. Выдав себя за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил Аскольда и Дира на встречу. Когда те пришли, дружинники Олега, спрятавшиеся в ладьях, выскочили и убили киевских князей. Олег стал княжить в Киеве. Объединение северных (Новгород) и южных (Киев) земель под властью одного князя стало поворотным в судьбах восточных славян. Слиянием Киева и Новгорода в 882 году завершается образование Древнерусского государства. Столицей стал Киев. Это произошло потому, что Киев был древнейшим центром восточнославянской культуры с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи, с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками – основными средствами сообщения тех времен, Киев стал ядром восточнославянского мира. Киев был одинаково близок к Византии, к Востоку и к Западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей. Принятие христианства упрочило международное положение Руси; завязывались связи между киевским княжеским домом и зарубежными династиями, что отражало также рост политического могущества Руси. Киев стал крупнейшим ремесленным, торговым, культурным, религиозным центром, «матерью городов русских».

studfiles.net

3. Образование государства Киевская Русь. Основные этапы древнерусской государственности

Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.

Развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной верхушки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже могла обеспечить свое существование, родовая община стала преобразовываться в земледельческую (соседскую). Это создавало условия для имущественного и социального расслоения. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти и повышали роль князей и дружины, которые выполняли функции защитников племени от внешних врагов и судей. Межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем. Со временем власть князя превратилась в наследственную и все меньше зависела от воли вечевых собраний.

Хазары и норманны стремились взять под свой контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, это ускоряло складывание княжеско- дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Они собирали продукты промыслов со своих соплеменников и, меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани.

На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). В правление Олега (879-912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.

Князь Игорь (912-945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов.

Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она установила в серединеXв. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты». Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980-1015), который заменил племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру (православие) и укреплять власть киевского князя на местах.

События 862 г., описанные в ПВЛ, легли в основу норманнской теории. Согласно ей, новгородцы обратились к соседям- варягам и их князю – конунгу Рюрику с просьбой стать во главе восточно-славянских племен.

Норманнская теория была выдвинута в 40-50-е гг. XVIII в. немецкими учеными, приглашенными для работы в Российской Академии наук, Г.Байером, Г. Миллером и Шлёцером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена извне варягами. Они делали вывод об отсталости славян. Эта теория была подвергнута критике М.В.Ломоносовым. Исторические исследования свидетельствуют, что процесс складывания государства у славян начался еще до призвания варягов. Сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик - это реальная историческая личность. Норманнская дружина насильственными методами собирала дань и стремилась объединить славянские племенные союзы, что способствовало ускорению процесса складывания государства. Одновременно происходит объединение местной княжеско-дружинной верхушки и ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли в 882 г., свел воедино «путь из варяг в греки», чем создал экономическую базу для складывающегося государства.

Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.

В отечественной исторической науке наиболее распространено деление эпохи Киевской Руси на пять этапов.

Начальный этап (800-882 гг.)- образование Русского феодального государства со столицей в Киеве. Территория государства ограничивалось племенами полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Основными политическими событиями этого периода был поход Руси на Византию в 860 г. и призвание на княжение Рюрика в Новгороде.

Второй этап (882-911 гг.)- захват власти в Киеве Олегом.

Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточно-славянские племена. Этот период знаменателен крещением Руси и началом формирования «Русской правды» - правовой основы государства. Это правление Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого.

Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, ставшее во главе вотчинной системы, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса. Князья использовали дружину в борьбе за перераспределение феодальной ренты.

Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.

Юридически закрепил начавшуюся раздробленность Любечский съезд князей в 1097 г. На нем принят новый порядок наследования власти. Теперь каждый князь передавал по наследству свои земли («вотчину») старшему сыну. Происходит усиление роли феодальных центров, возрастает роль бояр, которые стремились к самостоятельности. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого Киевская Русь фактически распадается и начинается период феодальной раздробленности.

studfiles.net

4. Становление древнерусского государства. Киевская Русь в 10

Существует несколько мнений, в какой период происходит зарождение древнерусское государство и складывается древнерусская народность. Но есть наиболее устоявшееся мнение, согласно которому древнерусское государство сложилось в 9 веке. Именно к этому времени наиболее отчетливо проявились такие признаки государственной политической организации, как подчинение власти центра земель союзов славянских племен (окняжение территории), выработалась система централизованного сбора дани (полюдье), оформились органы управления, судопроизводства и подчинения (дружина).

Территориально Русь как государство складывалось постепенно. Его образование завершилось слиянием Приднепровья с Приильменьем, Киева с Новгородом. Летописная традиция приписывает заслугу в этом князю Олегу и относит данное событие к 882 г. Новое государство в 9 веке включало в себя земли таких славянских племен, как древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи. В центре политического объединения оказалось племя полян, а киевское княжество Дира и Аскольда стало тем ядром, вокруг которого сплачивалась своеобразная федерация славянских племен. Присоединение новых племен под власть Киева продолжалась на протяжении 10 века. Составными частями древнерусского государства стали территории, управлявшиеся династией Рюриковичей.

Существует несколько теорий возникновений Киевской Руси:

1). торгово-городская теория. Ее автор—Ключевский считал, что вся совокупность социальных экономических политических духовно-нравственных отношений в древней Руси были «прямыми и отдаленными последствиями, действиями двух факторов, волостного и торгового города и внешней торговли». Бурное развития славянских городов как центров ремесла и торговли, по мысли Ключевского, и вызывало появление государства с его внешнеполитическими и оборонительными функциями. Действительно, древнерусская цивилизация возникла как культура городского типа, а киевская Русь была известна как страна городов. Крупный город объединял соплеменное окрестное население, становился торговым, административным и политическим центром—резиденцией князя.

2). в советской историографии проблема становления киевского государства рассматривалась в русле марксистской концепции. В соответствии с ней, государство, как аппарат господства, появляется с развитием средств производства, разделением труда, становлением частной собственности возникновением классов. Возникновение киевского государства, поэтому, считалось результатом разложения родоплеменных отношений у славян, формирования феодальных классовых отношений. По социально-экономическим основаниям киевскую Русь относили к раннефеодальным обществам, где земельная собственность становится основой богатства и особого социального статуса.

3). необходимо и сказать о «норманской теории», суть которой сводится к тому, что ее сторонники определяющим фактором в появлении первого государства восточных славян называют влияние их северных соседей–варягов, выходцев из Скандинавии. Последователи «норманизма» общеизвестный факт приглашения в 862 г на княжение в Новгород варяжского военоначальника Рюрика трактуют как важнейшее решающее условие возникновения древнерусской государственности. Данная теория в течение длительного времени служила для определенных идеологических целей, в том числе и для доказательства неспособности славян к самостоятельному социально-политическому развитию.

Древнерусское государство возникло в результате длительной, в первую очередь, внутренней социально-экономической и политической эволюции восточнославянских племен и по большинству своих параметров не отличалось от европейских государств на тех ступенях своего развития. Киевская Русь по типу организации власти относилась к числу раннефеодальных монархий. Во главе государства стоял великий князь, но в чистом виде единодержавия не было. Верховная власть была династически-родовая. Великокняжеский престол занимался поочередно старшим из рода Рюриковичей. Главными функциями князя кроме идеологической были организация обороны, внешнеполитическое представительство, присоединение новых земель. В число органов власти входила Боярская Дума – совет при князе из числа старших дружинников и знатных бояр. Существовал административный аппарат, занимавшийся сбором дани, судебными и управленческими делами. В землях и городах, входивших в состав государства, управляли княжеские наместники.

В некоторой степени можно говорить и о дуализме политической системе, так как наряду с княжеской властью определенное влияние в киевский период имел и вечевой строй. В каждом крупном городе действовало вече—высший законодательный и судебный орган. Киевское государство имело значительные военные силы, которые выполняли внешнеполитические и оборонительные функции, защищая страну от многочисленных противников, наиболее опасными из которых были южные кочевые народы—печенеги и половцы.Велика была и внешнеполитическая активность восточнославянского государства. Частые военные, дипломатические, торговые контакты осуществляла Русь с Византией Хазарией Скандинавией, западными народами. Одновременно с другими элементами государственности происходило и становление древнерусского права. Выдающимся памятником права и историческим источником является «русская правда», определявшая различное правовое положение различных групп населения древнерусского общества. История древнерусского периода богата великими именами. Основатель правящей династии Рюрик (862), «вещий» Олег(882-912)—объединитель русских земель вокруг Киева, известный своими успешными походами на Константинополь в 907 и 911 г, князь Игорь, его супруга княгиня Ольга, по преданию одна из первых христианок на Руси. Сын Игоря и Ольги Святослав прославился как выдающийся полководец, совершивший многочисленные походы, освободил Русь от уплаты дани хазарам (965), не раз громил печенегов. Особое место в отечественной истории занимает Владимир «красное солнышко», великий князь (980-1015), принесший христианство на Русь. Ярослав мудрый (1019-1054)—активная внешняя политика, огромная работа по внутреннему обустройству страны. Время его правления считается временем возвышения Руси.

Изначально в киевской Руси не существовало единой религии. Языческий период в истории славян - это время самобытной культуры. Приобщение к цивилизованному миру двигало Русь к принятию одной из монотеистических религий, так как язычество выступало на том фоне как показатель дикости, варварства, отсталости. Русь впервые оказалась перед ситуацией выбора дальнейшего пути своего развития. Задачу эту удалось решить великому князю Владимиру. Ему пришлось искать правильное решение и он выбрал христианство. По версии «повести временных лет» выбор восточного христианства определялся в первую очередь эстетическим моментом. Византийская церковь объявляла о сакральном характере императорской власти, ее божественном происхождении. Кроме того Византия существовала как многонациональное и жесткоцентральное государство, что также привлекло внимание Руси, где решался вопрос о централизации. После 988 года когда в водах Днепра крестили киевлян, христианство стало распространяться по Руси. Но этот процесс был медленным. И только к 12 веку можно говорить о победе христианства. Принятие Русью христианства имело огромное значение: распространение грамотности, литературы, архитектуры, (развитие культуры). Приняв христианство Русь вошла в строй цивилизованных европейских государств. Вся последующая отечественная история немыслима без истории православной церкви. Ее влияние на особенности политического социального духовного быта русского народа и его ментальность трудно переоценить.

Т.о. в 988 году был сделан выбор действительно с глобальными последствиями.

studfiles.net

1. Образование Древнерусского государства -Киевская Русь

Государство Киевская Русь было создано в конце IX века.

В летописи «Повесть временных лет» (XII в.) рассказывается, что славяне платили дань варягам. Затем изгнали варягов за море. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор - в г. Изборске. Через два года Синеус и Трувор умерли, и вся власть перешла к Рюрику. Двое из дружины Рюрика - Аскольд и Дир отправились на юг и стали княжить в Киеве. В 879 году Рюрик умер. Править стал его сородич Олег, т.к.сын Рюрика - Игорь был пока еще малолетним. Через 3 года (в 882 г.) Олег с дружиной захватывает власть в Киеве. Т. о., под властью одно­го князя объединились Киев и Новгород.

Норманнская теория. (Байер, Миллер, Шлецер, приглашенные еще при Петре I). Сделали предположение, что имя Российской империи скандинавского происхождения, и что само гос-во Киевская Русь создано варягами. «Русь» с древнешведского переводится как глагол «грести», русы - гребцы. Возможно «русь» - это название варяжского племени, из к-го происходил Рюрик. Сначала русами называли варягов-дружинников, а затем это слово постепенно перешло на славян. Немецкие ученые решили, что Варяги - это выходцы с Запада, а значит, немцы создали гос-во Киевская Русь.

Антинорманнская теория. (XYIII век, при дочери Петра I - Елизавете Петровне) Ей не понравилось заявление не­мецких ученых о том, что российское гос-во было создано выход­цами с Запада. Она попросила Ломоносова разобраться в этом вопросе. Ломоносов М. В. не отрицал факт сущ-ния Рюрика, но отрицал его сканди­навское происхождение. Антинорманнская теория усилилась в 30-е годы XX века. Когда в Германии в 1933 году к власти пришли фашисты. Сталин дал задание опровергнуть норманнскую теорию. => Южнее Киева на реке Рось про­живало племя рось (россы). Река Рось впадает в Днепр и именно отсюда происходит название Руси. Антинорманнская теория пыта­ется доказать то, что государство Киевская Русь было создано самими славянами.

Социально-экономические предпосылки для появления гос-ва:

Изменение орудий земледельческого труда (появился плуг) и по­вышение произв-ти труда, появление прибавочного про­дукта.

Отделение скотоводства от земледелия.

Отделение ремесла от земледелия.

Рост городов и развитие торговли.

Появление частной собственности.

Возникновение имущественного и соц. неравенства.

Политические предпосылки:

Укрепление власти старейшин, вождей племен.

Образование больших союзов племен.

Необходимость защиты от внешних врагов - кочевников.

2. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси

Киевская Русь - это было раннефеодальное государство. Просу­ществовало с конца IX до начала XII века (примерно 250 лет).

Главой государства был великий князь – высший военачаль­ник, судья, законодатель, адресат дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир, назначал чиновников. Его власть ограничивалась:

Советом при князе: военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.).

Вече - народным собранием: все свободные. Обсуждались любые вопросы.

Удельными князьями - местной родовой знатью.

Первые правители К. Р.: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

Главным содержанием их деятельности было:

Объединение всех восточнославянских и части финских племен.

Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей.

Защита границ русской земли.

Источник доходов князя и дружины - дань, вы­плачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги - князь Святослав совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава - Владимире Святом в 988 г. было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй:

Гл. отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Доп. отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной горо­дов (более 300) - в XII веке.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и обеспечил безопасность восточных и южных границ гос-ва. В Прибалтике он основал г. Юрьев и утвердил там позиции Руси. При нем распр-ся письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа - в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека - в Софийском соборе. При нем появился первый свод законов на Руси — «Русская Правда», который действовал на протяжении XI—XIII вв.

Общество в Киевской Руси делилось на

  • свободных (знать, дружинники, духовенство, купцы, ре­месленники, своб.крестьяне)

  • полусвободных (закупы, рядовичи)

  • зависимых (рабы: холопы и челядь)

Основной ячейкой феод. хозяйства была вотчина. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зави­симых от нее общин-вервей. Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнешанин.

studfiles.net

2. Образование Древнерусского государства.

На рубеже VIII – IX вв. у восточных славян на основе племенных и межплеменных союзов возникли предгосударственные образования – племенные княжения. Исследователи традиционно выделяют два центра государственности на Руси – Среднее Поднепровье с Киевом и северо-западные земли с Новгородом. Согласно источникам восточного происхождения, накануне образования Древнерусского государства имелось три крупных объединения славянских племен: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Рязань, либо Чернигов).

Предпосылки образования Древнерусского государства

  • рост производительных сил

  • широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа

  • распад родовой общины и превращение ее в соседскую

  • рост числа городов, необходимость защиты территории от внешней опасности и регулирования общественных отношений

  • углубление социального расслоения среди восточных славян

  • необходимость объединить политически территорию на пути «из варяг в греки»

В процессе происхождения Руси, согласно летописям, принято выделять две ключевые даты – 862 год (призвание варягов) и 882 (объединение Киева и Новгорода). Легенда о призвании варяжских братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, содержащаяся в «Повести временных лет», легла в основу сложившейся в исторической науке так называемой норманнской теории. Возникновение последней связано с исследованиями работавших в XVIII веке в России немецких ученых Байера, Миллера и Шлецера. Исходя из содержащихся в летописях рассказах о призвании на Русь варягов в качестве правителей, ученые заключали, что государство восточных славян обязано своим происхождением иноземцам. Отсюда делались выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию, образованию государственности. С критикой норманнской теории выступали такие известные русские историки, как М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, В.Г. Васильевский. В лагере норманистов были такие не менее известные исследователи, как Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев. Большинство советских ученых выступало с критикой норманнской теории. Надо заметить, что идеи норманизма, утверждения о неславянском происхождении Руси носят многоаспектный характер. Далеко не все приверженцы этой теории акцентировали внимание на якобы неспособности славян создать свое государство.

3. Политика первых киевских князей. Крещение Руси.

Согласно летописи, в 862 г. было призвано три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти двух последних утвердился Рюрик. О его жизни известно немного. Именно с его именем связано происхождение династии русских князей, правивших в стране до конца XVI века - Рюриковичи. В 879 г. после смерти Рюрика власть перешла к его родственнику, либо воеводе князю Олегу. Правил он в Новгороде. В 882 г. он хитростью захватил Киев, обложив данью подвластные территории. Это событие стало одним из ключевых в процессе образования Древнерусского государства.

Игорь Старый (912–945 гг.) – третий русский князь, сын Рюрика и фактический основатель династии киевских князей Рюриковичей. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Погиб в древлянской земле при попытке повторного сбора дани («на полюдье»).

Ольга (945–964 гг.) – жена князя Игоря, первая женщина-правительница русского государства (регентша при сыне Святославе). В 946 г. установила первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (957 г.) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство.

Святослав (964–972 гг.) – вошел в историю как один из наиболее воинственных князей. Практически весь период своего правления он провел в завоевательных походах. Вместе со своим многочисленным войском он начал присоединять земли вятичей, разбил Хазарский каганат. Совершал походы против Дунайской Болгарии и Византии.

Значительное укрепление могущества Древнерусского государства связано с правлением князя Владимира (980 – 1015 гг.). Он уделял больше внимания вопросам внутренней политики – построил сеть оборонительных крепостей на границе со степью. Владимир ограничил права союзных княжеств и отнял у местной знати бразды правления, ввел единое судопроизводство, наладил налоговую систему.

Главной заслугой Владимира стало крещение Руси. Почти до конца Х века господствующей религией у славян оставалось язычество. С усложнением общественной жизни, социальной структуры язычество устаревало, как религиозная система оно не отражало идеологических перемен, не было способно консолидировать общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а духовные и нравственные ценности выстраивались в соответствии с родоплеменными отношениями. В первый же год своего правления Владимир попытался провести религиозную реформу. Утверждался культ главного дружинного бога – Перуна. Это должно было символизировать идею главенства князя, идею целостности государства. Однако языческие верования, пусть даже некоторым образом измененные, все же не соответствовали идеологии крепнувшего государства и вскоре князь отказался от реформы.

Основной причиной выбора православия была необходимость тесного союза с Византией.

Общепризнанной датой принятия христианства является 988 год. Однако в источниках сообщается и о других датах – 982, 989, 990 и др. Новая религия утвердилась не сразу. Население ряда городов оказывало сопротивление действиям властей. Многие, приняв христианство, продолжали верить языческим богам, поклоняться идолам и выполнять прежние обряды. Двоеверие еще длительное время оставалось характерной чертой духовной жизни на Руси. Тем не менее, утверждение христианства в качестве государственной религии было событием большого исторического значения.

Последствия принятия христианства:

  • Русь упрочила свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и странами Западной Европы.

  • Ускорилась консолидация древнерусской народности.

  • Углублялась социальная дифференциация древнерусского общества. Укрепилась центральная власть киевского князя.

После смерти Владимира Святославовича в 1015 г. началась длительная кровопролитная война между его многочисленными сыновьями. В 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (прозванный впоследствии Мудрым). Продолжалось строительство оборонительных укреплений на границе со степью. В 1036 г. русские войска нанесли решительное поражение печенегам под Киевом. Ярослав укреплял династические связи Руси с другими странами. Был сделан важный шаг на пути к независимости церковной организации. Ранее митрополитами на Руси были греки, направляемые из Византии. В 1051 г. впервые митрополитом был избран церковный деятель, русский по происхождению – Иларион. В годы правления Ярослава строились новые города, открывались школы, расширялась грамотность, появились первые библиотеки.

Одной из главных его заслуг стало введение единого свода законов - «Русской Правды». Русская Правда является ценнейшим источником для характеристики социального строя Древней Руси. На примере Правды Ярослава мы видим, как сосуществовали нормы обычного права и правовые установления периода ранней государственности.

В Русской Правде упоминаются различные категории феодально-зависимого населения – люди (свободные общинники), смерды (несвободные или полусвободные княжеские данники), закупы (ушедшие в долговую кабалу, получавшие определённую ссуду («купу»), за которую должны были работать на господина), рядовичи (заключившие договор (ряд), изгои (лишившиеся своего социального статуса). Упоминаются также и рабы – челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Рабы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию.

Механизм передачи великокняжеской власти ещё не был достаточно чётким и стройным. Власть передавалась по наследованию от отца к сыну, по старшинству, по завещанию, а также в результате призвания князя жителями того или иного города – центра данного княжества. Иногда княжеская власть захватывалась и удерживалась силой. Это свидетельствовало о неустойчивом, переходном характере всего общества. Тем не менее, государственная власть на Руси XI – XII вв. значительно окрепла. Большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило не только богатства, но и власть. Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работавшего на земле, было полюдье, позднее – регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Дань являлась первой на Руси формой зависимости населения от государства. Завоёванные и присоединённые к Киеву земли становились данническими, а жившие на них люди – данниками. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли.

Вопрос о времени возникновения на Руси феодального землевладения является спорным. Некоторые исследователи относят его к IX – X вв., однако большинство авторов считает, что феодальная вотчина (наследственное земельное владение) складывалась примерно с XI века. С этого времени образуются собственные земельные владения, личные большие хозяйства бояр и дружинников. Великие князья давали им право сбора дани, - это был один из путей обогащения древнерусской верхушки.

Во главе Древнерусского государства стоял наследственный князь. Он был законодателем, военным предводителем, верховным судьёй и адресатом дани. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли постоянный совет, «думу» князя. Они именовались боярами. У некоторых из них могла быть своя дружина. Для обозначения младшей дружины применяли термины «отроки», «чадь», «гриди». Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов. В обществе сформировалось три основных властных элемента: княжеская власть, дружина (боярство), народное вече.

studfiles.net

4. Образование Древнерусского государства в IX

Древнерусское государство возникло с момента , объединения Киева и Новгорода под властью Олега (прежде существовали отдельные племенные государства-княжения). Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве - 882. Согласно летописи, оно продолжалось до 912. Князь Олег подчинил большинство восточнославянских племён, начал укрепление границы с кочевниками, добился больших успехов во внешней политике, заключив договор с Византией.

После смерти Олега власть в Киеве перешла к сыну Рюрика Игорю следует обратить особое внимание на неточность летописных датировок: согласно "Повести временных лет", Олег приплыл в Киев с малолетним Игорем на руках и правил от его имени.

В год смерти Олега Игорю было не менее 30 лет, а в 945 - не менее 63 лет. Но после убийства Игоря его единственный сын Святослав был, согласно летописи, настолько мал, что не мог бросить копье.

Летописи и византийские документы сообщают в основном о внешней политике киевских князей. О внутренней политике известно гораздо меньше.

Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего племени - полян. Их главная функция заключалась в сборе дани (полюдья).

Русь экспортировала в Византию меха, мед, воск, невольников; импортировала из Византии драгоценности, вина, ткани, оружие.

Подчинение восточнославянских племен власти Киева оставалось ещё непрочным. После смерти Олега некоторые племена (напр., древлян) пришлось покорять вторично. Покорение вятичей произошло при сыне Ольги - Святославе, а окончательное подчинение радимичей - лишь при Владимире I.

Сбор дани вначале не был регламентирован, что вело к злоупотреблениям. Так, Игорь был убит в 945 древлянами, которые восстали из-за попытки князя вторично взять с них дань.

Киевский князь правил, опираясь на дружину. В IX-XI вв. дружинники были не слугами, а вассалами князей.

Дружина делилась на старшую - бояр и младшую - гридей (отроков, детских). Первые являлись по преимуществу советниками, вторые - воинами.

Древнерусское государство в XI - сер. XII вв.: управление, социальный строй.

Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма, основой которого была община. Жизнь общины строилась на основе прямой демократии. Переход общ-ва к соседской общине предоставил семье больше свободы. На основе частной собственности развернулся процесс классобразования, который подготовил обр-е гос-ва: киевское гос-во как и европейское строилось на принципах вассалютета. Главой гос-ва являлся Великий князь. Общинный хар-р сказывался и на власти, т.к. носителем власти являлся не сам князь, а княжеский род. Князь лишь был её исполнителем и обяз-но из рода Рюриковичей. Власть ему доставалась согласно очереди. Кроме того, в общ-ве, где господствовал идеал народоправия, князь был не в полном смысле государем. Отношения между ним и общ-вом строились на общ-нном договоре, который князь заключал с народным собранием.

Высший слой общ-ва составляли бояре, которые являлись вассалами князя и одновременно имели своих вассалов. Вассал мог покинуть своего господина, если был недоволен. При князе существовал высший совет – боярская дума, которая носила совещательный хар-р, символизировала права и автономию вассала и обладала правом вета.

Большими правами обладало и народное собрание – ведало вопросами войны и мира, распоряж. княжеским престолом, финансовыми и земеными ресурсами, обсуждало законы, смещала администрацию. Состав вече был демократичным, особых привилегий не было ни у одного сословия.

Духовную основу общ-ва составляло язычество, но в конце 10в. князь Владимир принимает хр-во.

Сущность взаимоотношений между властью и общ-вом была такова: князь управляет землями, заботится о правосудии и законности, защищает от врагов, обязан считаться с интересами земель.

Роль русского города отличалась от европейского. В Европе город – центр ремесла, на Руси – полит-кий центр. Важной особенностью было всеобщее вооружение народа и сущ-ние народного ополчения, построенное по десятичной системе, подчинялось народному собранию. Т.О. гос-ная стр-ра Киевской Руси формировалась в соответствии с общинной демократией.

studfiles.net

Вопрос №4. Образование Киевской Руси. Основные теории образования Древнерусского государства.

  1. Норманнская теория

Государственность на Русь была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»).

Аргументы:

  • восточные славяне не могли создать государство вследствие своей отсталости

  • варяги (норманны) были более развитым народом, имели свое княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгороде.

  1. Центристская теория

Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов.

Аргументы:

  • развитие промыслов, ремесел, торговли

  • переход от родовой общины к соседской (территориальной)

  • складывание межплеменных союзов

  • складывание племенных княжений и их центров

  • необходимость объединения для отражения набегов хазар, норманнов

Вопрос №5. Древнерусское государство в 9-нач.12вв. Основные этапы развития.

В IX в. у славян было 2 крупных объединения:

-у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;

-у словен в Поволховье с центром в Ладоге. В 862 г. в Ладогу призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.

Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием. Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г. В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе. Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда. После смерти Ярослава правят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.

studfiles.net