Проект "Защитники отечества: с Древней Руси и до наших дней". Защитники древней руси


Путь русского воина. Идейные основы воспитания защитников Руси

Воспитанию воинов в Древней Руси всегда придавалось особое значение. Непрерывные войны с соседними племенами и государствами делали свое дело — каждый свободный общинник был воином и должен был с малых лет владеть оружием. Но мало одной подготовки — для того, чтобы воспитать полноценного воина, требовалось и духовное наполнение, как бы сейчас сказали — идеологическая и морально-психологическая подготовка.

Как известно, русская культура складывалась на основе двух начал — древней дохристианской культуры языческой Руси и христианства. Соответственно, и воспитание воинов включало в себя компоненты двух исторических культурных традиций, за столетия весьма переплетшиеся между собой и сформировавшие единую воинскую культуру.

Древнерусское воинское воспитание изначально основывалась на местных архаических традициях защиты материнства и рода. Путь воина воспринимался как защита своей родной земли, представителей своего рода и, соответственно, своего прошлого и будущего. Древнерусская знать — князь и его дружинники — считали войну своим главным занятием. И это действительно было так. С детских лет будущего дружинника готовили к ратным подвигам. За воспитание юного воина отвечал его родственник по женской линии — это мог быть дядя по матери, двоюродный дядя и т.д. В княжеских семьях его называли кормильцем. Уже позже, после принятия христианства, кормильцев стали выбирать и из представителей других знатных родов, так как христианизация позволила русским княжеским родам приглашать невест для князей из других стран, и соответственно братья или другие мужчины-родственники невесты оставались на своей родине, а место кормильца становилось вакантным.

Еще в глубоком детстве будущего воина сажали на коня, давали в руки оружие. В десять лет мальчика уже плотно обучали воинскому мастерству, а в двенадцать лет он начинал участвовать в походах, непрестанно совершенствуя свое воинское мастерство. Так воспитывали, к примеру, князя Святослава. Большую роль в воспитании знатных русичей играло знание обрядов. Князья считались внуками Даждьбога, потомками Солнца. Конечно, двенадцатилетнего отрока еще старались беречь от опасных ситуаций во время походов. Но вот к пятнадцати годам юный воин считался уже полностью сформировавшимся молодым мужчиной — он был годен и для войны, и для командования боевой дружиной, и для женитьбы.

Образцом для юного воина считались прославленные военачальники, былинные богатыри, которые совершали невероятные подвиги и обладали огромной силой и доблестью. Естественно, что они наделялись сверхъестественными качествами и рассматривались априори выше любых простолюдинов, такими свойствами не обладавших. Языческая воинская культура стала фундаментом, подвергшимся, тем не менее, серьезной трансформации после Крещения Руси и в процессе христианизации русских земель.

Постепенно уходили в прошлое представления о магическом могуществе русской знати. Теперь знатный человек должен был являть пример не только силы, доблести, воинских навыков, но и христианского благочестия. Формировалась традиция христианского воинского служения, которая, кстати, серьезно отличалась от византийской — ведь Византия прибегала к найму профессиональных воинов, а на Руси воинское служение воспринималось сквозь призму сочетания христианских и славянских архаичных традиций. Русский воин защищал свою землю и род, а после принятия христианства — еще и христианскую православную веру. Главными противниками Руси после ее христианизации стали государства и образования, исповедовавшие другие направления христианства или другие религии — тюркские кочевники-тенгрианцы, языческие племена Севера, немецкие католические рыцари, мусульманские государства, образовавшиеся после распада Золотой Орды. Таким образом, защита родной страны приобретала и религиозное содержание борьбы с иноверцами. Формируется и образ воина — мученика, который готов принять смерть от рук врага, но вынужден убивать и сам — для защиты своей страны и веры.

С утверждением христианства связано появление сакрального образа родной страны — Святой Руси. Сама земля русская начинает пониматься как особая страна, со своим историческим путем и великой миссией. По мере укрепления русского государства происходило и развитие представлений о православном государстве как пространстве благочестия, хранителе христианских ценностей. Естественно, что образ воина, защитника православной веры и православной страны, также наделялся героическими чертами.

Религия вообще играла большую роль в жизни русских воинов после принятия христианства на Руси и, в особенности, ко времени начала избавления от монголо-татарского ига. Известно то влияние, которое оказывали на легендарного князя Дмитрия Донского православные святители — митрополит Алексий, Сергий Радонежский, митрополит Киприан. Известно, что именно православные священнослужители сыграли ключевую роль в формировании идеи освобождения Святой Руси от Золотой Орды, они же определяли и внешнюю политику русских княжеств, особенно по отношению к «иноверческим» образованиям — той же Орде или орденам крестоносцев. Иеромонах Сергий Радонежский, в частности, оказывал большое влияние на Дмитрия Донского, и именно он убедил его покончить с вековой зависимостью от Орды и порвать всякие отношения с ордынским ханом и с беклярбеком Мамаем.

Христианство наложило существенный отпечаток и на образовательную парадигму Руси. Для русской знати желательными качествами стали грамотность, знакомство с христианской литературой, с историей православия. Еще князем Владимиром была основана в Киеве первая школа, встретившая поначалу сопротивление знатных людей, которые не хотели отдавать своих детей. В Новгороде школа была основана Ярославом Мудрым, который заложил основы для создания церковных школ во всех городах земли Русской. Обучали в школах славянской грамоте, Святому Писанию, основам богослужения, иногда — греческому языку. Так утвердилось представление, что знатный русич должен быть не только превосходным воином, но и образованным человеком. Интеллектуальная составляющая в воспитании начинает рассматриваться как значимая, хотя и в меньшей степени, чем воинская.

У русских воинов, благодаря христианству, утверждаются и моральные ценности. Среди них одно из главных мест занимает милосердие к побежденным, которым русские воины отличались в куда большей степени, чем их современники и на Востоке, и на Западе. Конечно, оно имело место далеко не всегда и не во всех ситуациях, но сложно отрицать то, что идеалы милосердия на Руси проповедовались активно, утверждались и среди знати, и среди простого люда. Знатный человек в идеале должен был быть добрым христианином и стремится к христианской добродетели. Например, Владимир Мономах в своем «Поучении» рассуждал о том, что князья должны вести аскетический образ жизни, не увлекаясь едой и питьем, пьянством и блудом, поскольку от пьянства и блуда «душа погибает и тело». Также он советовал не делать пакостей, кормить и помогать нищим, больше всего чтить гостей. Превыше же всего, как писал Мономах, должен быть страх перед Богом.

Таким образом, в «Поучении» Владимира Мономаха впервые были сформированы нравственные основы воинского служения в православной Руси. Воинское служение в этом понимании — это борьба добра со злом, православный воин должен быть на стороне добра и заботиться не только о победе, но и о том, чтобы остаться благочестивым, сохранить праведность. Защита земли Русской и веры Православной становится главным смыслом воинского служения, ради которого можно отдать жизнь свою, но и забрать жизни врагов страны и веры.

Настоящим испытанием для Руси стало вторжение монгольских орд и последовавшая зависимость от Золотой Орды. Православная церковь играла огромную роль в консолидации народа и сохранении русской идентичности, в те столетия «замешанной» именно на православии. Здесь стоит отметить, что свою роль сыграла первоначальная веротерпимость ордынских ханов, которые сильно не вмешивались во внутренние дела подконтрольных территорий и, благодаря этому, русской православной культуре удалось сохраниться в многочисленных монастырях. Православное духовенство в драматические для Руси времена вдохновляло русских воинов на защиту отечества, укрепляло их стойкость, внушало веру в свои силы и в Божью помощь в деле защиты русской земли. Неоднократно сами православные монахи были превосходными воинами и в сражениях с неприятелем, при обороне своих монастырей показывали и чудеса доблести, и прекрасные навыки обращения с оружием.

Именно в описываемый период начинает формироваться и идея жертвенности как неотъемлемого компонента воинского служения. Древний воин — язычник не обладал жертвенностью. Он был движим стремлением к победе, к завоеванию добычи, но не имел целью отдать жизнь за относительно абстрактные идеалы, более того — сильно удивился бы подобному предложению. Христианство, повлияв на русскую воинскую культуру, задало и модель жертвенности как желаемого поведения воина. Русский воин именно в христианский период истории Руси обрел готовность пожертвовать собой не только за родную землю, но и за веру, за своих товарищей по оружию. Таким образом, жертвенность превратилась в одну из высших этических ценностей, которая сопровождает русскую воинскую культуру многие столетия, вплоть до настоящего времени.

С христианством связано и утверждение в воинской культуре представлений о справедливости, о справедливой войне. В христианской Руси, особенно после освобождения от золотоордынского ига, насильственный способ разрешения конфликтной ситуации начинает рассматриваться как крайняя мера, применимая там, где нет иного способа утверждения справедливости, пусть и понимаемой князьями и их окружением специфически. Справедливость становится главным качеством, которое люди ценят и уважают в правителе, на более низком уровне — в любом командире, руководителе, начальнике. Таким образом, к воинским доблестям князя присоединяется и мудрость. Князь-воин становится также и мудрецом, способным принимать справедливые решения и миром разрешать конфликтные ситуации. Мудрый князь — это такой светлый образ, который вдохновлял его дружинников и вообще всех подданных, был для них примером доблести и ума.

После освобождения русских земель от Золотой Орды и после создания на основе Московского княжества централизованной русской государственности начинается церковная канонизация наиболее героических русских воинов. Герои XIII-XIV вв. — Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский — были причислены к лику святых. Александр Невский и Дмитрий Донской были князьями, воинами, вошедшими в пантеон православных святых благодаря удивительному сочетанию воинской доблести и христианского благочестия, верности православию. Сергий Радонежский в еще большей степени соответствовал образу народного героя, поскольку своим примером показывал самоотверженность, заботу о своей земле и ее защите от иноземцев, высокую нравственность и верность христианству. Удивительный человек, монах — воин, Сергий Радонежский стал и олицетворением идеала русского воинского наставничества, сочетающего обучение воинской науке с привитием христианских, морально-нравственных ценностей и установок, патриотизма и идеалов справедливости.

Поскольку в те времена еще отсутствовал тот же институт Героев России или Советского Союза, иерархия государственных наград, канонизация воина, признание его выдающихся заслуг православной церковью становилось высшей наградой. Причисление воина к лику святых означало сохранение на века памяти о нем в народном сознании. При этом церковь славила не только воинов — победителей, но и проигравших, поскольку, в отличие от язычества, в христианстве главной ценностью являются благочестие, вера, служение, а не достигнутые на поле брани или на ниве государственного управления результаты.

Благодаря канонизации выдающихся воинов, был достигнут удивительный результат — фигура воина на Руси сакрализировалась, сформировалось «воинское общество», в котором защита Отечества рассматривалась как святая обязанность каждого человека, вне зависимости от его возраста и даже пола. Именно этой сакрализации воинского долга Русь, а затем и Россия обязана многочисленным примерам высочайшей храбрости, удивительного патриотизма, которые показывали русские люди в годы многочисленных войн. Когда в Великую Отечественную войну плечом к плечу стали люди от мала до велика, а в партизанские формирования потянулись и дети младшего школьного возраста, и старики, и пожилые женщины, это стало свидетельством глубокой укорененности таких представлений о воинском долге в русском сознании. Удивительно, но это представление о долге по защите Отечества транслировалось и другим народам, живущим в России. Их представители столь же самоотверженно начинали служить русскому государству, даже не будучи русскими и православными. Защита своего Отечества рассматривалась как однозначно благое, справедливое дело.

Таким образом, основы духовного и морально-нравственного воспитания русских воинов, заложенные почти тысячу лет назад, сформировали всю русскую воинскую культуру и смогли, несмотря на все многочисленные превратности и перипетии, испытанные страной за прошедшее время, сохраниться до наших дней.

topwar.ru

Защитники Отечества: с Древней Руси до наших дней

О светло светлая и украсно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими прославлена ты, реками и родниками, всеми чтимыми, гора¬ми, крутыми холмами, высокими дубровами, чистыми поля¬ми, дивными зверями, различными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божиими, и князьями грозными, и боярами почтенными, вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отселе до венгров, и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литвы, до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, и за Дышащее море *; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, до мордвы -всё то с помощью Божиею покорено было христианским народом. Безбожные эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его князю Юрию, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы пугали своих малых деток, литва из болот своих на свет не показывалась, а венгры укрепляли каменные стены городов своих железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил...Так рассказывает о бедах земли нашей «Слово о погибели Русской земли».

ПРИШЁЛ НАРОД НЕЗНАЕМЫЙ...В лето 1223, при князе Мстиславе Романовиче, в десятое лето княжения его в Киеве, за грехи наши, пришёл на незнаемый, рать неслыханная. Про них же никто не ведает ясно, кто такие, и откуда пришли, и каков язык их, и как они племени, и какова вера их. А зовут их — татары, а иные называют таурменами, а другие — печенегами. Иные же говорят, что про них ещё Мефодий, епископ Патарский*, пророчествовал: будто выйдет народ из пустыни Етривской, что между востоком и севером **, и к скончанию времён явится и пленит всю землю — от востока до Евфрат-реки, и от Тигра-реки до Чёрного моря. Бог же Один ведает их; мы же о них не ведаем ничего. Написали же мы здесь о них в память о князьях русских и о бедах, которые случились от них.

В лето 1359 умер великий князь Иван Иванович Красный. Русские князья отправились в Орду, к царю. И князь, Дмитрий, сын великого князя Ивана Ивановича, тоже пошёл. Увидал хан, что мал ещё князь Дмитрий*, и отдал ярлык на великое княжение князю Андрею Константиновичу Суздальскому. Князь же Андрей не захотел великого княжения, но уступил его своему младшему брату — Суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Вернулся из Орды Дмитрий Константинович и сел на великокняжеский престол.В это время в Орде была смута — один царь другого убивал. В лето 1362 заспорили князь Дмитрий Московский и князь Дмитрий Константинович Суздальский о великом княжении. И отослали каждый своих послов в Орду. И принесли из Орды ярлык на великое княжение князю Московскому Дмитрию Ивановичу.

МАМАЕВО ПОБОИЩЕВ лето 1380, к осени, двинулся на Русь окаянный Ордын¬ский князь Мамай с приспешниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всею силой татарской и половецкой; к тому же ещё нанял он войска басурман, армян, фрягов, черкасов, ясов, буртасов*. Также заодно с Мамаем были и Литовский князь Ягайло Ольгердович, с полками ли¬товскими и польскими, и Олег Иванович, князь Рязанский. И со всеми ними пошёл Мамай войной на великого князя Дмит¬рия Ивановича и на брата его, князя Владимира Андреевича.Этот Мамай не был царём, но правил всею Татарской зем¬лёй, будто царь. И вот, возгордившись и возомнив себя царём, начал он плести злой заговор и созвал тёмных князей своих поганых, и так сказал им:— Пойдём на Русского князя и на всю землю Русскую, как некогда при Батые ходили. Христианскую землю изведём, и церкви Божий огнём сожжём, и кровь христианскую про¬льём, и законы их порушим!

Белозерские князья Фёдор Семёнович, и Семён Михайлович, и другие; полки их были во всеоружии и изготовлены к битвам. Пришли ярославские князья с полками своими и многие прочие.Князь же великий Дмитрий Иванович, взяв с собою своегодвоюродного брата Владимира Андреевича и прочих князей, поехал в монастырь Живоначальной Троицы, на поклон своему духовному отцу, преподобному игумену Сергию Радонежскому, чтобы получить от него благословение. Препо¬добный игумен Сергий упросил князя, чтобы тот послушал Святую Литургию, потому что был тогда день воскресный и читалась в церкви память святым мученикам Флору и Лавру. Когда же он встал, преподобный игумен Сергий окропил освящённой водой его и всё христолюбивое воинство и осенил князя Крестом Христовым. И так сказал:— Пойди, государь, с Богом на поганых, и будет тебе Господь помощником и заступником.И ещё добавил тихо:— Будет тебе, государь, победа над супостатами.blogs.klerk.ru

www.colors.life

Величайший защитник Руси

Главная » Русские святые воины » Величайший защитник Руси

6 декабря — день памяти Александра Невского

Он победил шведов, немцев, замирил финско-угорские племена, сумел сохранить русскую государственность и веру христианскую в условиях татаро-монгольского ига

 Александр Ярославич Невский родился 6 июня (н. ст.) 1220 года в Переславле-Залесском. Он был сыном великого князя Ярослава Всеволодовича, правнука Мономаха. После неожиданной смерти старшего брата Федора Александр остался старшим из Ярославичей и стал княжить в Новгороде. Великую славу князю принесла победа, которую он одержал на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведскими войсками, которые вторглись в нашу землю. Со своей дружиной и небольшим отрядом новгородцев Александр неожиданно атаковал численно превосходивших шведов. Понеся огромные потери, те на своих кораблях ретировались с позором. Эта победа надолго отбила у шведов охоту ходить на Русь. А к имени Александра прибавилось гордое звание Невский.

Но вскоре на Новгород стали надвигаться немецкие рыцари-крестоносцы. Они захватили

Изборск, и Псков. Вся западная часть новгородских владений разорялась немецкими отрядами. Александр собрал войско, состоявшее из собственной дружины, новгородцев и отряда младшего брата Андрея из Суздаля и отправился освобождать Псков. Сначала он разорил опорную крепость завоевателей Копорье, а затем очистил от врага Псков.

В апреле 1242 года войско Александра Невского схлестнулось с немецкими рыцарями на Чудском озере (на границе с Ливонским Орденом). Эта битва нам известна под названием «Ледовое побоище». Полный разгром здесь врага заставил немцев прислать в Новгород в том же году посольство с просьбой о мире: Орден отказывался от своих притязаний на русские земли и просил об обмене пленными. Такой договор был подписан, в результате чего крестоносцы долгие годы не беспокоили русские земли. Правда, как водится у европейцев, они в 1253 году нарушили мирный договор и напали на Псков, но были отбиты псковичами и подоспевшими на помощь новгородцами.

Александр большое внимание уделял выстраиванию приемлемых для Руси взаимоотношений с Ордой. Он понимал, что Русь пока не готова военной силой освободиться от ига. Поэтому предпринимал дипломатические усилия для ослабления власти восточных захватчиков. В 1947 году он поехал в Орду, чтобы получить разрешение на великое княжение. Вернулся домой он лишь через два года с ярлыком на княжескую власть. Александр был признан «старейшим» среди русских князей: получил Киев и «Всю Русскую землю», а владимирским князем стал младший брат Андрей. Но Андрей не умел ладить с татаро-монголами и вынужден был бежать в Швецию. Александр в тот момент находился в Орде и получил ярлык на великое княжение Владимирское. С тех пор он старался показной внешней покорностью перед ханом добиваться всевозможных льгот для русской земли, отдавал много золота в Орду на выкуп пленных. Это позволило Руси накапливать силы для будущих победных сражений.

Во время очередной поездки в Орду осенью 1263 года на обратном пути великий князь разболелся. Приняв схиму под именем Алексия, Александр Невский (14) 21 ноября 1263 года скончался в Городце на Волге и был похоронен (23) 30 ноября в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. По традиции Русской Православной Церкви днем его памяти установлено 6 декабря. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского были торжественно перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, где почивают и ныне в Троицкой церкви. Он канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России, существовавших до 1917 года. А в 1942 году во время Великой Отечественной войны был учрежден советский орден Александра Невского для награждения командиров, проявивших личную отвагу и обеспечивших успешные действия своих частей.

После разрушения «демократами» Советского Союза он был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2557-I, однако как государственная награда Российской Федерации не имел статута и официального описания. Многолетние попытки общественности внести изменения в статут «спящего» ордена привели к появлению указа президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», которым учреждены статут и описание ордена. К сожалению, этот указ резко снизил великий боевой статус ордена Александра Невского: у «демократов» онстал общегражданской наградой. Одним из первых им был награжден, например, председатель Центральной избирательной комиссии России Владимир Чуров. Это, конечно, герой, но другого романа.

 

 

 

Сергей Турченко

6 декабря 2017 г.

Комментарии:

Добавить комментарий

Сегодня 24 августа пятница2018

В этот день:

24 августа 1929 года погиб Ян Фабрициус (род. 26.6.1877), военачальник, командир латышских красных стрелков, герой гражданской войны. Первым в стране он был награжден четырьмя орденами Красного Знамени. Фабрициус погиб в авиакатастрофе, спасая жизнь женщины с ребенком, когда после падения самолета в воду, отдал им свой спасательный жилет.

24 августа 1945 года войска 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта освободили от японцев Пхеньян, который впоследствии стал столицей Северной Кореи. В этот день были высажены воздушные десанты в Канко (Хамхын) и Хэйдзио (Пхеньян).

Подробнее » 24 августа 1945 года войска 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта освободили от японцев Пхеньян, который впоследствии стал столицей Северной Кореи. В этот день были высажены воздушные десанты в Канко (Хамхын) и Хэйдзио (Пхеньян).

Сразу после высадки подразделения десантов приступили к приему капитуляции гарнизонов этих городов. Между тем соединения и части 25-й армии продвигались на юг, разоружая японские войска, жандармерию и полицию. К концу августа вся Северная Корея до 38-й параллели была освобождена. Высокой ценой досталась эта победа. За время боев армия потеряла свыше 4700 человек, из которых около 1500 убитыми. Потери понесли также части и соединения морской пехоты, летный состав и экипажи кораблей Тихоокеанского флота.

24 августа 1991 года погиб Сергей Федорович АХРОМЕЕВ (род. 05.05.1923), Маршал Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, советник президента СССР по военным вопросам. По официальной версии, в которую серьезные аналитики не верят, покончил с собой после провала ГКЧП.

Подробнее » 24 августа 1991 года погиб Сергей Федорович АХРОМЕЕВ (род. 05.05.1923), Маршал Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, советник президента СССР по военным вопросам. По официальной версии, в которую серьезные аналитики не верят, покончил с собой после провала ГКЧП.

Подробности:http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/august/kto-povesil-sovetnika-prezidenta-sssr?

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии

rosgeroika.ru

Черные клобуки — загадочные защитники Древней Руси

Небольшое село Берендеево в Ярославской области получило название, кажется, прямо из старых русских сказок, от царя Берендея из всем известной «Снегурочки». Но в отличие от произведения Островского, в настоящих старых русских сказках нет такого царя и нет его сказочного Берендеева царства. Берендеи в Древней Руси — персонажи отнюдь не сказочные, они играют важную роль в становлении древнерусского государства, ныне, к сожалению, почти забытую.

Древняя Русь в XI веке — это водоворот этнических миграций. С севера на юг, в Византию, по русским рекам плывут варяги, а навстречу им, из Дикого поля на Русь едут орды степных кочевников. У недавних повелителей Степи, печенегов и торков, большая беда — на их землях появились половцы, и за какие-то 50 лет Дикое поле превратилось в Поле Половецкое, где нет уже места другим степным народам…

Оставшись без пастбищ, кочевники пришли к русским князьям, как когда-то готы пришли к римлянам, и предложили себя на роль пограничной стражи Руси. Их боевые качества в рекламе не нуждались: только недавно печенеги осаждали Киев и пили вино из черепа легендарного русского князя-воина Святослава… Князь Ярополк выделил им земли в Поросье, находящемся между Русью и Степью.

Постепенно туда начали стекаться тысячи кочевников, которым не было места в одной степи с половцами. В Поросье уклад жизни кочевников быстро менялся: многие переходили к оседлой жизни, начинали заниматься сельским хозяйством, чувствовать себя частью создающегося древнерусского государства, а не песчинкой в бесчисленной орде. У «русских кочевников» Поросья даже строится своя столица — город Торческ.

Но главное — Поросье надежно прикрыло Русь от Степи, впервые в истории русские князья не опасаются внезапного налета с юга. Успешный опыт берут на вооружения другие князья, и кочевников расселяют: значительная группа получает земли на Волыни, а Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский переселяют часть степных пришельцев во Владимиро-Суздальскую землю. Их называют «берендеями», и под этим именем память о них до сих пор живет в местных названиях (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др).

Внутри этого «Берендеева царства» перемешиваются разные народы, стирая между собой этнические различия. Через лет 50-70 в Поросье уже нет торков, печенегов и берендеев, теперь все они — новый племенной союз под названием «Черные клобуки» (прозвище дано за высокие черные шапки). Его политическое значение резко растет. Теперь военная сила Русской земли состоит из трех частей: княжеская дружина, славянское ополчение и кочевая конница. Постоянно сражающиеся за Русь берендеи отождествляются врагами с самим государством.

Как складывались отношения русских князей и их степных вассалов? По-разному. Кочевники понимали свое значение в государстве и смело разговаривали даже с самыми уважаемыми князьями. Например, в 1155 году, те, что жили в нынешней Ярославской области, разбили половцев и захватили много пленных.

Князь Юрий Долгорукий приказал их отпустить, но нарвался на категоричный отказ: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность».

Иногда князья мирились с такой дерзостью, иногда выгоняли кочевников из Поросья. Впрочем, выгоняли ненадолго, потому что «черные клобуки» были нужны почти всегда — они участвовали во всех походах русских князей в Степь. Только дважды они отказались сражаться против половцев — оба раза в половецкой орде, на которую готовился поход, у них оказывались родственники — «сваты».

В битвах «черные клобуки», которых летописцы ласково называли «своими погаными», шли в бой в первых рядах, отвечали за самые опасные операции — разведку и преследование отступающих — и обычно несли гораздо большие потери, чем варяги и славяне. Как и варяги-русь, «черные клобуки» постепенно начинают отождествляться со всей Русью. В первой половине XII века в летописях незаметно меняется название новообразованного государства: «вся земля Руськая и черные клобуки». Похожая история случилась и с самим словом Русь — так, по одной из версий, варяги называли свои дружины, которых славянские города нанимали для защиты своих интересов. Но враги запоминали тех, с кем бились, и переносили их название на всю страну и ее народ, называя ее Русь, а народ — «русские».

Позднее монголы также сочли Русь «страной двух народов».

Персидский историк Рашид-ад-Дин писал: «Царевичи Бату с братьями… направились походом в страну русских и народа чёрных шапок».

После их прихода история «народа черных шапок» прекращается резко и навсегда. Тумены Батыя рассеивают кочевников в Поросье (их лучшие воины к тому времени уже погибли на Калке и на Сити, при обороне Рязани и Владимира) и сжигают дотла их столицу Торческ. Кочевников монголы переселяют в район Волги и включают в состав Золотой Орды, оседлые «клобуки», уцелевшие после Батыева побоища, быстро ассимилируются среди славянского населения.

В XIII веке «черные клобуки» навсегда исчезают из летописей. От «русских кочевников» остается только несколько названий на карте, истинный смысл которых уже почти забыт.

historicaldis.ru

Воспитание защитников Отечества в Древней Руси

Воспитание мальчиков в Древней Руси

 

Все мы наслышаны о суровых тяготах воинского воспитания в древней Спарте. Но многие ли знают как воспитывали богатырей и защитников государства наши предки, жители Руси? Оказывается — почти так же сурово, как и спартанцы.

Справедливости ради, стоит отметить, что на Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Конечно же, были и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владеть военными навыками должны были все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы или охотники.

Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее чем сейчас. Мужчина в 14–16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.

Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет далеко не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически более здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении — действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ — алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т.д. 

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) — в 2–3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. В четыре года за воспитание ребенка брались «дядьки». «Дядьки» — определенная воинская структура попечительства, традиционная у русов. Им выпадала непростая доля ответственности за обучение, которое проходило через цепочку инициаций и посвящений, вырабатывающих психологическую устойчивость молодого воина.

Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена сейчас. В современном мире мужчин в большинстве своём воспитывают женщины — дома, в садиках, школе, в вузах.В Восточной Руси не было специальных военных школ (по крайней мере нет достоверных фактов, указывающих на их существование). Их заменяли практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. Преодолевая страх и скрывая эмоции, юноша доказывал свою зрелость. Затем, опираясь на нелегкую школу воинского учения и рукоять ножа, он уходил в дремучий лес за шкурой медведя. Попробуйте на минуту представить себе во всех красках образ огромного лесного великана, ревущего перед вами. Когтистые тяжелые лапы, способные одним движением переломать ребра и разодрать тело, против одного ножа и человеческого умения.

По дошедшим поверьям, одолев разъяренного медведя, юноша превращался в воина-оборотня, как бы вбирая в себя дух убитого зверя. На шею ему вешался амулет из медвежьих когтей. Такая традиция укрепляла выдержку воина, придавая ему сильную психологическую поддержку в любой ситуации. В специфических игрищах, развивающих координацию движений, ловкость и быстроту проходило детство, закладывая несколько большее, чем просто умение, но и то, чему порой невозможно научиться — бесстрашие. 

Обучение велось и на уровне учитель — ученик, сравните: на Руси до XVIII столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X–XIII века был существенно выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.

Игры в «царя горы» со временем перерастали в бои «стенка на стенку», а далее уже в построение боевых порядков. Постепенно, от простого к сложному, от игры в снежки до увиливания от града смертоносных стрел, а от палочных драк до рубки на мечах. Попечительство «дядек» заканчивалось после посвящения учеников в профессиональные воины. Из них и состояло отборное воинство — княжеская дружина. Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, не редкостью были и междоусобицы. Недостатка в реальных боевых условиях тогда не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.

Исторически сложилось так, что русы всегда были вынуждены сражаться в меньшинстве. Поэтому дружине приходилось использовать любое, даже незначительное преимущество. Воины, сызмальства выросшие в этих местах, привыкали вести бой в условиях недостаточной видимости и стесненного пространства — например, в густом лесу. Отсюда и тактика боя, позволяющая вести сражение в одиночку даже в полном окружении.

Предания говорят, что один дружинник выходил на бой с десятью, а порой и с сотней врагов. Так ввергал в ужас захватчиков Демьян Куденевич, выезжавший один на бой даже без шлема и доспехов. Наверное, немало страха натерпелось половецкое войско, которое он отогнал от стен Переяславля с помощью шестерых братьев.

Воин, сражавшийся в одиночку, — это высшая степень воинского мастерства. Для такого воина не имело значения на какое количество врагов обрушить свои мечи. Как

 

правило, он не держал щита, а предпочитал и вторую руку занять оружием.

 

zema.su

Черные клобуки — загадочные защитники Древней Руси

Черноклубуцкий дозор. Автор: И.Е. Бранденург

<big>Небольшое село Берендеево в Ярославской области получило название, кажется, прямо из старых русских сказок, от царя Берендея из всем известной «Снегурочки». Но в отличие от произведения Островского, в настоящих старых русских сказках нет такого царя и нет его сказочного Берендеева царства. Берендеи в Древней Руси — персонажи отнюдь не сказочные, они играют важную роль в становлении древнерусского государства, ныне, к сожалению, почти забытую.</big>

 

Древняя Русь в XI веке — это водоворот этнических миграций. С севера на юг, в Византию, по русским рекам плывут варяги, а навстречу им, из Дикого поля на Русь едут орды степных кочевников. У недавних повелителей Степи, печенегов и торков, большая беда — на их землях появились половцы, и за какие-то 50 лет Дикое поле превратилось в Поле Половецкое, где нет уже места другим степным народам…

Оставшись без пастбищ, кочевники пришли к русским князьям, как когда-то готы пришли к римлянам, и предложили себя на роль пограничной стражи Руси. Их боевые качества в рекламе не нуждались: только недавно печенеги осаждали Киев и пили вино из черепа легендарного русского князя-воина Святослава… Князь Ярополк выделил им земли в Поросье, находящемся между Русью и Степью.

Постепенно туда начали стекаться тысячи кочевников, которым не было места в одной степи с половцами. В Поросье уклад жизни кочевников быстро менялся: многие переходили к оседлой жизни, начинали заниматься сельским хозяйством, чувствовать себя частью создающегося древнерусского государства, а не песчинкой в бесчисленной орде. У «русских кочевников» Поросья даже строится своя столица — город Торческ.

Но главное — Поросье надежно прикрыло Русь от Степи, впервые в истории русские князья не опасаются внезапного налета с юга. Успешный опыт берут на вооружения другие князья, и кочевников расселяют: значительная группа получает земли на Волыни, а Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский переселяют часть степных пришельцев во Владимиро-Суздальскую землю. Их называют «берендеями», и под этим именем память о них до сих пор живет в местных названиях (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др).

Внутри этого «Берендеева царства» перемешиваются разные народы, стирая между собой этнические различия. Через лет 50-70 в Поросье уже нет торков, печенегов и берендеев, теперь все они — новый племенной союз под названием «Черные клобуки» (прозвище дано за высокие черные шапки). Его политическое значение резко растет. Теперь военная сила Русской земли состоит из трех частей: княжеская дружина, славянское ополчение и кочевая конница. Постоянно сражающиеся за Русь берендеи отождествляются врагами с самим государством.

Как складывались отношения русских князей и их степных вассалов? По-разному. Кочевники понимали свое значение в государстве и смело разговаривали даже с самыми уважаемыми князьями. Например, в 1155 году, те, что жили в нынешней Ярославской области, разбили половцев и захватили много пленных.

Князь Юрий Долгорукий приказал их отпустить, но нарвался на категоричный отказ: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность».

Иногда князья мирились с такой дерзостью, иногда выгоняли кочевников из Поросья. Впрочем, выгоняли ненадолго, потому что «черные клобуки» были нужны почти всегда — они участвовали во всех походах русских князей в Степь. Только дважды они отказались сражаться против половцев — оба раза в половецкой орде, на которую готовился поход, у них оказывались родственники — «сваты».

В битвах «черные клобуки», которых летописцы ласково называли «своими погаными», шли в бой в первых рядах, отвечали за самые опасные операции — разведку и преследование отступающих — и обычно несли гораздо большие потери, чем варяги и славяне. Как и варяги-русь, «черные клобуки» постепенно начинают отождествляться со всей Русью. В первой половине XII века в летописях незаметно меняется название новообразованного государства: «вся земля Руськая и черные клобуки». Похожая история случилась и с самим словом Русь — так, по одной из версий, варяги называли свои дружины, которых славянские города нанимали для защиты своих интересов. Но враги запоминали тех, с кем бились, и переносили их название на всю страну и ее народ, называя ее Русь, а народ — «русские».

Позднее монголы также сочли Русь «страной двух народов».

Персидский историк Рашид-ад-Дин писал: «Царевичи Бату с братьями… направились походом в страну русских и народа чёрных шапок».

После их прихода история «народа черных шапок» прекращается резко и навсегда. Тумены Батыя рассеивают кочевников в Поросье (их лучшие воины к тому времени уже погибли на Калке и на Сити, при обороне Рязани и Владимира) и сжигают дотла их столицу Торческ. Кочевников монголы переселяют в район Волги и включают в состав Золотой Орды, оседлые «клобуки», уцелевшие после Батыева побоища, быстро ассимилируются среди славянского населения.

В XIII веке «черные клобуки» навсегда исчезают из летописей. От «русских кочевников» остается только несколько названий на карте, истинный смысл которых уже почти забыт.

maxpark.com

с Древней Руси и до наших дней"

Проект «Защитники Отечества: с Древней Руси и до наших дней».

Вид проекта: игровой, творческий;по областям – речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие;

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1- неделя.

Участники проекта:- дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по физической культуре.

Актуальность проблемы:Знакомя детей с праздником «Защитника Отечества», мы зарождаем в них чувства гордости и любви к своей Родине, надеясь, что в будущем служба в армии будет считаться для них не наказанием, а почетной обязанностью.

Цель проекта: 

- формирование мотивационного, целостного представления о защитниках отечества;- создание условий для систематизации знаний о Вооруженных силах России;

- привлечение родителей в образовательный процесс.

Задачи проекта:

- продолжать расширять представления у детей о Российской Армии, расширять знания о почетной обязанности защищать Родину;

- формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;

- приобщение детей, педагогов и родителей к изучению истории и современному состоянию Российской армии и флота;

- воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональное переживание;

- развитие интеллектуальной компетентности ребёнка.

Предполагаемый результат:1. Имеют представление о празднике «День защитника отечества».2. Проявляют интерес и уважение к армии, к защитникам Отечества.3. Стремятся к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья.

Предварительная работа:- проведение с детьми бесед о Российской армии, о защитниках нашей Родины;- чтение стихов и рассказов;- рассматривание иллюстраций.

Наглядная информация: 1. Оформление стенда с работами детей.2. Оформление в приёмной уголка «С 23 февраля».

Продукт проектной деятельности:- выставка детских рисунков «Портрет богатыря»;- выставка детских работ «Военная техника»;- выставка детских работ «Кораблик»;- подарки для пап и дедушек;- праздничное мероприятие посвященное «Дню защитника Отечества».

Механизм реализации проекта:

I этап – Подготовительный.

- Формулирование целей и задач проекта

- Изучение литературы по теме проекта

- Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта

- Анализ предметной среды группы.

II этап – Основной.

Практическая деятельность по решению проблемы; планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации, поисковая деятельность детей и взрослых.

Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о российской армии, о родах войск. Консультации для педагогов и родителей.

Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями военных, иллюстрации военной техники, просмотр фильмов об армии, выставка игрушечной военной техники.

III этап – Итоговый.

Проведение спортивного праздника «Сильные, смелые, здоровые».

План реализации проекта.Понедельник:Беседа: "Как наши предки защищали Русь от врагов".

Рисование – «Портрет богатыря».

Вторник:

Чтение сказок о русских богатырях.

Лепка - "Меч богатыря" (пластилинография).

Среда:Беседа "Российская армия", "Род войск".

Рассматривание иллюстраций.

Конструирование "Военный парад"

Четверг:

Беседа: "Что такое героизм?"

Аппликация - "Кораблик" (изготовление подарков для пап и дедушек)

Пятница:Итоговое мероприятие посвященное «Дню защитника Отечества».

Спортивный досуг "Сильные, смелые, здоровые"

Решение поставленных задач с детьми вне занятий:

- Подготовка сообщения с родителями о том, как у папы или дедушки проходила служба в армии, в каких войсках он служил.

- Слушание рассказов о солдатах, об армии;

- Рассматривание картин с изображениями летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков;

- Беседа «Памятники воинской славы»;

- Разучивание песен и стихов.

- Армейская побудка (комплекс гимнастики после сна)

- Физкультурная минутка «Чтоб солдатами нам стать»

Продуктивная деятельность вне занятий:

-Ручной труд «Самолёты»

-Рисование «Военная техника»

-Художественно ручной труд «Подарки папам и дедушкам»;

-Лепка «Звезда», «Самолет», «Танк».

Игровая деятельность:

-Сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Моряки»;

-Дидактические игры «Разложи и назови правильно», «Знаешь ли ты? », «Собери машину», «Что лишнее»;

-Подвижные игры «Сигнальные флажки», «Тревога», «Перетягивание каната», «Полоса препятствий».

Решение поставленных задач с родителями:

- Оформление стендовой информации, поздравление с праздником.

- Консультация – «История возникновения праздника "День защитника отечества».

- Организация выставки детских работ по теме проекта.

- Праздник совместно с родителями «Российской армии- привет»! ».

Организация выставок:

• «Военная техника»- выставка детских рисунков

• «Кораблик»- выставка детских работ по аппликации

Описание проекта: Данный проект планируется провести в течении 5 дней (1 рабочая неделя) в несколько этапов. В рамках проекта предполагается провести совместно с родителями спортивный досуг посвященный празднику "День защитника отечества".

Началом проекта считается информационно - наглядный этап, в котором предполагается оформить тематические уголки и провести беседы.

На следующем этапе дети знакомятся с историей Древней Руси. Они получают представление об укладе жизни древних славян, закрепляют и расширяют знания о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях – богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. А также необходимо объяснить детям на доступном их пониманию этимологию слов «защитники Отечества», «славяне», «предки».

На следующих этапах продолжаем расширять представления у детей о Российской Армии, какие цели и задачи у армии в стране, насколько важна и необходима армия для страны, закрепить знания о составе армии, роде войск, солдат и военной технике. Знакомство с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. А также о почетной обязанности защищать Родину.

Каждый этап сопровождается творческим заданием, активирующим разные виды продуктивной деятельности.

Итогом проекта станет спортивный досуг, с участием родителей, посвященный празднику "День защитника отечества".

Результат:

Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр военную тематику, уважительно отзывались о защитниках отечества, с гордостью делились знаниями со сверстниками и воспитателем которые они получили от родителей о службе в армии. С большим интересом стали играть в настольно – печатные и дидактические игры. Развитие познавательных и творческих навыков, коммуникативных способностей.

Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из бесед с родителями. Данный проект участвовал в конкурсе на Премию Губернатора Московской области "Наше Подмосковье" 2016 года.

infourok.ru