К ГЛАВЕ IV. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX-XI вв. Сябры в древней руси это


Сябр - это... Что такое Сябр?

  • сябр — сущ., кол во синонимов: 4 • пайщик (5) • сосед (8) • соучастник (25) • …   Словарь синонимов

  • сябр — іменник чоловічого роду, істота …   Орфографічний словник української мови

  • СЯБР — изначально член семейной общины, в Древней Руси – сосед, член одной общины. В живом русском языке XIX в. топприщ, знакомый г приятель …   Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

  • Сябер и Сябр — м. устар. 1. То же, что: сосед. 2. Пайщик, соучастник чего л. (первоначально крестьянин, совместно с кем л. владевший землей) Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Сябрин — СОСЕДОВ СОСДЕКИН Основа фамилии сябр, сябра сосед, однообщинник . Слово общеславянское, в русском языке сохранялось в ряде говоров с разными значениями. (Н) Здесь же Соседов, Соседкин. (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) Сябрин …   Русские фамилии

  • сябри — I с ябри ів, мн. Феодально залежні селяни у Київській Русі, на українських, російських, білоруських землях і у феодальній Литві, які спільно володіли й користувалися орними та ін. земельними угіддями. II сябр и і/в, мн. (одн. сябр, а/, ч.). 1) У… …   Український тлумачний словник

  • себер — род. п. бра пайщик, издольщик, который обрабатывает участок земли совместно с другим крестьянином , орл., курск., наряду с этим – сябёр, шабёр (см.). Форма на е обычно производится из сябёр, происхождение которого из *сѧбръ несомненно. См.… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • сябер — род. п. сябра сосед; товарищ; пайщик, соучастник , ряз., псковск. (Даль), член общины с правом голоса , курск. (Даль), укр. сябер, род. п. бра, сябро, род. п. а участник, издольщик , блр. сябр родственник, брат, товарищ (Носович), др. русск.… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Сябры — слово сябр происходит от литовского сябрь товарищ, соучастник. Впервые оно упоминается в Псковской судной грамоте, затем в Литовском статуте 1529 г. Вопрос о С. тесно связан с вопросом о формах землевладения в Украйне и о способах приобретения… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сосдекин — СЯБРИН СОСЕДОВ СОСДЕКИН Основа фамилии сябр, сябра сосед, однообщинник . Слово общеславянское, в русском языке сохранялось в ряде говоров с разными значениями. (Н) Здесь же Соседов, Соседкин. (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • dic.academic.ru

    Сябры - RUslanka.ru

    Благодаря ВИА "Сябры" весь Советский Союз знал, что сябры в белорусском языке означает друзья.

    Значительно меньше известно, что это слово в Древней Руси имело другое значение. Какое именно, раскрывает крупнейший историк русского права Василий Сергеевич в своём трёхтомнике "Древности русского права", изданном в 1890-1893 годах, и затем в СССР незаслуженно забытом и не переиздававшемся. Два современных издания были сделаны только в 2000-х годах

    В новгородских писцовых книгах описывается множество деревень, части которых принадлежат разным владельцам. Эти деревни называются "вопчими". Число таких общих владельцев в одной деревне весьма различно; мы встречали и 3, и 4, и более, до 9. В одной деревне, в Заверяжье, за своеземцем состоял шестнадцатый жеребий деревни. Но это не значит, что всех владельцев было именно 16 человек. Один мог иметь 1/16, другой 4/16 и пр. То же при 3, 4 и т.д. владельцах. Владельцами общих деревень являются всевозможные лица: владыка, бояре, большие и маленькие, крестьяне-своеземцы, попы, монастыри, церкви и пр. С момента конфискации таким совладельцем является и сам Великий князь Московский. У него общие деревни со своеземцами, владыкой, монастырями и пр.Возникает вопрос: эти общие владельцы владели деревней сообща и имели некоторый вид общего хозяйства, или земли деревни между ними были разделены? В большинстве случаев, надо думать, каждый из них вел свое особое хозяйство, и земли были между ними разделены. Заключаем это на том основании, что в новгородских писцовых книгах, при описи "вопчих" деревень, обыкновенно, указываются дворы, принадлежавшие отдельным владельцам, дворы, находившиеся на их жеребьях. В этих случаях, значит, каждый имел в общей деревне свой особый участок, который и сдавал от себя крестьянам. Это, конечно, не исключало возможности бытия каких-либо общих угодий, которые не были разделены, а состояли во владении погодно или распределялись как-нибудь иначе.

    Рядом с такими указаниями на раздельное хозяйство общих владельцев, но реже, есть указания и на то, что они владеют своим участком сообща. Субъектами такого нераздельного владения, обыкновенно, являются братья. Не видим препятствия допустить такое же нераздельное владение и между посторонними лицами. Оно могло возникнуть в том случае, если брат-совладелец продавал свою долю до дележа.В новгородских писцовых книгах для обозначения такого владения существует только один термин — "вопчее", это "вопчие" деревни.В других памятниках мы встречаемся с термином сябры (шабьры) и думаем, что он именно обозначает таких общих владельцев1.Братья Чевакины, Иван и Василий, купили у братьев Сасиных тоню "половину половины", то есть половину их жеребья, четверть тони. Продавцы в купчей названы сябрами. Другая половина тони принадлежит каким-то Ивановым детям. Родственники они Сасиным или нет, это неизвестно; также неизвестно, родственник им Иван Чевакин или нет. Мы имеем здесь дело с угодьем, тоней, которая составляет собственность разных лиц и состоит в общем их владении. Сасиным и Ивановым принадлежит по полтони. Ивановых трое, Сасиных еще больше. Тоня, конечно, не разделена, все Сасины и Ивановы владеют сообща и делят результат улова. Лов у них может быть общий, а может быть и по годам. Сасины продают половину своей половины. С этого момента прибавляется третья линия совладельцев — Ивана Чевакина и брата его Василия. Собственники распоряжаются своими долями по собственному усмотрению; согласия на продажу со стороны других совладельцев не требуется (АЮ. № 71. V. XIV—XV вв.).Этот документ дает прекрасную иллюстрацию к тому, что выше было сказано о "вопчих" деревнях.Имеем и другой подобный документ, но в нем речь идет не о частной собственности, а "о великаго князя варнице". Кто владеет этою варницею, из документа не видно. Там приведены имена владельцев, но не сказано, кто они, крестьяне, во владении которых осталась варница после конфискации, или новые владельцы из своеземцев, которым крестьяне успели уже продать свои участки. Ясно только, что владельцы тянут государево тягло, и что это тягло так тяжело, что они, не будучи в состоянии его тянуть, продают свои доли. Такими владельцами могут быть и крестьяне, за которыми остались конфискованные варницы, и позднейшие покупщики; но это для нас безразлично. Для характеристики "вопчего" владения важно то, что продавцы владеют двенадцатою частью варницы и эту свою часть продают. А в конце отступной говорят:"А в сябрех та варница с Григорьевыми Кологривова, да с Туваем и с Орлом, Ивановыми детми Дорофеева, и с иными сябры".

    Что такое "а в сябрех та варница"? Полагаем — это означает "в совладении" и ничего больше. Одну двенадцатую продают семь человек; все они происходят от Ивана Сухова, из них двое его сыновья и пять внуков. Эти семь человек владеют сообща одной двенадцатой долей варницы; одиннадцать двенадцатых состоят в таком же владении других лиц. Этих лиц так много, что они все даже и не перечислены. Перечислены, по всей вероятности, крупнейшие участники. Покупщиком у Суховых является один из Кологривовых, Семен, которые состоят уже сябрами. Не перечисленные, по всей вероятности, владеют очень небольшими долями.Из приведенного документа видно, что сябры владеют неравными участками. Семен Кологривов купил себе одну двенадцатую часть, которая до того была во владении семи сябров. Но доля Семена этим не исчерпывается. Он состоял уже сябром в доле со своими братьями. У него более одной двенадцатой. Это доли идеальные, как и в предшествующем случае. Продаются они по усмотрению дольщика; согласия других сябров не нужно (АЮ. № 135. 1550).Соляные варницы — угодья поземельных владений. Это принадлежность деревень. Разбор приведенного акта также дает результаты совершенно согласные с тем, что сказано о деревнях выше.

    Приведем и еще один документ. В 1483 г. в Пскове перед князем, посадниками и соцкими происходил суд. Истец, игумен Снетогорской обители, так говорил на суде:"Господин князь, и посадники, и соцкие! Тому, господине, Юрью соцкому, старосте Егорьевскому, и Ортему, и Ильи, и всем их сябром: игумену Лаврентию кузмодемьянскому и всем старцом кузмодемьянским, пять частей в Перерве реке, а нам, господине, шестая часть в Перерве реке, проезду деля. И ныне, господине, Юрьи, и Ортем, и Илья, и все сябры их: игумен Лаврентий и старцы кузмодемьянские, нас шестой части в Перерве реке лишают, проезду нам не дают. А у нас, господине, в той Перерве реке на шестую часть грамота купчая".Суд присудил истцу, чего он искал, одну шестую в Перерве-реке, а чтобы впредь не было спора, велел выделить ему на проезд шестую часть реки (АЮ. № 2). Здесь сябрами являются два монастыря и крестьяне. У всех у них идеальные части. Эта Перерва-река, надо полагать, — есть угодье той деревни, в которой они "вопчие" владельцы. Они владеют рекою без раздела. В результате суда получается раздел. Снетогорскому монастырю выделяют в натуре его шестую часть; а остальные сябры продолжают владеть рекою сообща.В этом же смысле общего владельца слово сябр употребляется и в памятниках XVII века. Берем у профессора И.Н.Миклашевского две архивных выписки, извлеченные из одного и того же документа.

    "А пашня Ивану Скобельникову пахать с своими сябрами, с Парфеном Чернышевым да с Алексеем Коневым, через десятину". — "А пашня ему, Василью, пахать и сено косить, и в леса въезжать, и всякими угодьи владеть со старыми помещиками, своими сябрами (два имени), вопче по своим дачам"2.Профессор И.Н. Миклашевский в своем труде дает картину иных поземельных явлений, а не тех, которыми мы занимаемся. Он исследует поместное хозяйство на отведенных от казны землях. Но это все равно; нас занимают теперь не особенности поместного владения, а значение слова сябр; слово же сябр и в XVII веке означает то же, что и раньше. Это совладелец, у него "вопчее" владение и ничего больше. Осуществляться это общее владение могло очень различно. В древнее время, о котором мы говорим, у своеземцев оно осуществлялось согласно воле совладельцев; в XVII веке, на поместных землях, порядок совладения предписывался правительством. Ивану Скобельницыну с его сябрами предписано было пахать "через десятину". Г-н Миклашевский объясняет, как это делалось, но для нас это не имеет значения, и мы не воспроизводим его объяснения3. Термин сябр встречается и в старых законодательных памятниках — в Псковской и в Новгородской судных грамотаХ. Содержание двух статей Псковской судной грамоты чисто процессуальное.

    Слово сябр употребляется в них как общеизвестное. В дополнение к тому, что мы знаем уже о сябрах, эти статьи дают очень немного. Статья 92 говорит об исках "сябренаго серебра" и предоставляет ответчику право первому целовать крест (очистительная присяга). Сябреное серебро, по всей вероятности, есть общий капитал, составленный несколькими лицами для какого-либо общего предприятия. Но статья исключает купецкие и гостебные дела. Что же остается? Если исключить торговые дела, то останутся такие общие предприятия, как покупки недвижимостей. В приведенном выше случае два брата Чевакины сообща купили четверть тони. Употребленный ими на покупку капитал и будет, по всей вероятности, "сябреное серебро"4.Другая статья (106) той же грамоты опять говорит о сябрах как общих владельцах. Из нее можно сделать только один вывод. Она относит к сябрам и владельцев разделенных уже участков. Надо думать, что в ней речь идет о владельцах "вопчих" деревень, которых в Новгороде, а вероятно, и в Пскове, было великое множество. Вначале у них могли быть и земли общие, по наследству, по купчим и пр., а потом они разделились, и у каждого свои дворы и свои земли. Они тоже сябры5.Упоминает сябров и Новгородская судная грамота, но чрезвычайно коротко. Случай, по которому они упоминаются, совершенно тот же, что и в статье 106 Псковской грамоты. Возник поземельный спор, и во время суда оказалась необходимость вызвать "шабьров"; статья определяет время приостановки суда для их вызова. Вот и все. Вызов сябров, конечно, обусловливается тем же, чем и в Псковской грамоте: межи тяжущихся зашли за межи других владельцев общей деревни.

    Заключаем: сябрами называются не только владельцы общих земельных участков и угодий, но и все владельцы "вопчих" деревень, хотя бы они разделили свои общие участки. В этом надо видеть новое свидетельство о том, что понятие деревни, как одного целого, продолжает жить.Таков первоначальный характер деревни. С течением времени она перестала представлять одно целое пашенное хозяйство и перешла в совокупность дворов, из которых каждый мог иметь свое особое хозяйство. Так возникли те небольшие деревни в несколько дворов, которые мы наблюдаем в новгородских писцовых книгах и в московских XVI века. Они сохраняют еще некоторые черты своего исконного единства. С конца XVI века начинается образование больших деревень, которые не имеют уже ничего общего с первоначальной деревней-двором. Можно думать, что эта последняя перемена стоит в связи с прикреплением крестьян и с развитием господского хозяйства в форме барщины. Господское хозяйство было и в Новгороде в XV веке, было, конечно, и раньше; но, сколько можно судить по писцовым книгам, оно не достигало больших размеров. С прикреплением крестьян оно развивается; это барщинное крепостное хозяйство должно было разложить и последние остатки исконного двора-деревни.

    1Слово сябр и теперь значит: соучастник, товарищ, пайщик, односум (Даль).2К истории хозяйственного быта Московского государства. Ч.1. Заселение и сельское хозяйство южной окраины XVII века. 1894. 199 и след.3В том же смысле слово это употреблялось и на юге России. У проф. Лучицкого в статье о сябрах читаем: "В Малороссии XVII века под словом сябр разумели простого пайщика, члена, участника в общем владении" (Сев. вестн. 1889.1. С.75).4Иначе объясняет этот термин проф. Энгельман. Он видит в нем "долю из общей прибыли, приходящуюся на каждого из сябров в отдельности". Для такого ограничительного толкования нет основания: здесь может идти речь и о капитале, и о прибылях (Гражд. законы Псков, суд. гр. 144).5Статья 106 представляет для понимания едва ли преодолимые трудности. Несмотря на это, некоторые ее выражения, очень малопонятные, служат иногда основанием для выводов. Ввиду спорности возбуждаемых статьей вопросов считаем нелишним привести ее. Статья говорит: "А кто с ким ростяжутся о земли или о борти, да положат грамоты старыя и купленую свою грамоту. И его грамоты зайдут многых бо сябров земли и борти. И сябры все станут на суду в одном месте, отвечаючи ктож за свою землю или за борть, да и грамоты пред господою покладут, да и межников возмут. И той отведут оу стариков по своей купной грамоте свою часть. Мно ему правда дати на своей части, а целованию быти одному, а поцелует во всех сябров. Ино ему судница дать на часть, на которой поцелует".Профессор Энгельман в своем юношеском труде, обладающем большими достоинствами, высказывает мнение, что статья предполагает одного истца и нескольких ответчиков, а потому исправляет текст и предлагает читать "положит" вместо "положат", то есть положит истец. Думаем, что составителям грамоты не было никакой надобности предполагать то или другое число тяжущихся. Сколько бы их ни было, это ничего не меняет. Но исследователю грамоты это предположение понадобилось для того, чтобы объяснить, кто же те сябры, о которых говорится ниже, которые тоже кладут грамоты. В этих сябрах он видит ответчиков. Эти сябры "станут на суду в одном месте отвечаючи". Отвечают — значит ответчики. "Но они, — говорит г-н Энгельман, — отвечают все вместе, а не каждый в отдельности за себя" (129). Место очень трудное. Согласимся на минуту с автором, что истец один, а ищет он с нескольких сябров, совладельцев. Совладельцами могут быть случайные лица, например, сонаследники; или несколько сонаследников и один покупщик, купивший долю одного или нескольких сонаследников. Что значит, что они "отвечают все вместе"? Это совершенно непонятно. Может быть, автор хотел сказать: один отвечает за всех? Это тоже невозможно, ибо они случайные совладельцы, и один может найти для себя выгодным продать остальных. Общего ответа не допускает и текст. В грамоте написано: "отвечаючи ктож за свою землю или за борть". У каждого сябра, значит, своя земля, а не общая, за нее он и отвечает. На этом основании мы и делаем вывод, приведенный в тексте. В конце встречаем не менее трудное место: "а целованью быть одному, а поцелует во всех сябров". Автор дает такое объяснение: "Так как ответчики отвечают все вместе, то и истец присягает только один раз против всех; его присяга опровергает всех сябров вместе". По этому толкованию выходит: поцеловать за всех это то же, что поцеловать против всех. Это едва ли. Псковская судная грамота дошла до нас в одном списке, да и тот пропал. Мы имеем только копию, изданную с этого списка. И список мог заключать в себе описки, и копия могла их еще увеличить. Положение толкователя при этих условиях очень трудное. Хорошо еще, что он не отказался ответить на предложенную задачу.Несколько иначе выходит из затруднения проф. Владимирский-Буданов. Он полагает, что ответчиком является товарищество, что статья предоставляет первую присягу истцу; что в случае его отказа от присяги право присяги переходит к ответчику, а так как ответчик — товарищество, то один присягает за всех. Это толкование тоже трудно принять. Что ответчиком является товарищество, это ниоткуда не следует. Предположение это понадобилось только для объяснения целования одного за всех. Что первый целует истец, это несогласно с правилом статьи 92.Нам в статье понятно не все. Вот что нам ясно. Она не определяет ни числа истцов, ни числа ответчиков: искать и отвечать могут и один, и много. Тяжущиеся кладут грамоты в доказательство своих прав. При рассмотрении этих грамот на суде выяснилось, что спорные земли зашли за земли других совладельцев. Для разъяснения вопроса оказалось нужным спросить этих совладельцев. Это и суть те сябры, о которых речь идет в средине статьи. Они не стороны, а свидетели. Статья не определяет, в каком порядке целуют крест; это уже определено в ст.92: первый целует ответчик, а если не хочет, то передает свое право истцу. Статья говорит только, что целует один, а не многие. Что бы это значило? Кто эти многие, которые не должны целовать? К делу привлечены многие совладельцы. Может быть, на суде возникал вопрос и о их присяге? Так как они в деле не участвуют и из его решения не могут ни проиграть, ни выиграть, то им нет надобности присягать в качестве участников. Статья, может быть, вот этот случай и разумеет и говорит: "целует один во всех сябров", то есть из всех один. Кто же? Один из тяжущихся, ответчик или истец, кому придется по суду; ему и выдается судница на ту часть, на которой он поцелует. — Выражение "встать в одном месте" нам совершенно непонятно. "Отвечаючи" не непременно указывает на ответчика. На суде отвечает всякий, кого судья спрашивает. Он спрашивает и свидетелей, и они отвечают.

    ruslanka.github.io

    сябры - перевод - Белорусский-Русский Словарь

    be У мяне ёсць сябра, што жыве ў Германіі.

    tatoebaru У меня есть друг, который живёт в Германии.

    be Платон мне сябра, але ісціна даражэйшая.

    tatoebaru Платон мне друг, но истина дороже.

    be Майк з Кенам сябры.

    tatoebaru Майк и Кен - друзья.

    be Уставіць шэрагі гарызантальна, сябар за сябрам

    KDE40.1ru Вставить ряды горизонтально, друг за другом

    be Губка Боб і Патрык — сябры.

    tatoebaru Губка Боб и Патрик — друзья.

    be Ён мой стары сябра.

    tatoebaru Это мой старый друг.

    be У мяне шмат сяброў.

    tatoebaru У меня много друзей.

    be Верны сябра — рэдкі птах.

    tatoebaru Верный друг — редкая птица.

    be Comment=Паведамляе сябрам, што вы зараз слухаецеComment

    KDE40.1ru Сообщает вашим собеседникам что вы сейчас слушаетеComment

    be З такой пераборлівасцю ў цябе ніколі не будзе сяброў.

    tatoebaru С такой привередливостью у тебя никогда не будет друзей.

    be пацалаваў у лоб і сказаў: "Дабранач, сябра!"

    TEDru поцеловал в лоб и сказал: "Спокойной ночи, дружок",

    be Яна згубіла грошы, сям’ю, сяброў.

    tatoebaru Она потеряла деньги, семью, друзей.

    be з кім ажаніцца і нават хто будзе нашымі сябрамі,

    TEDru супругов и даже друзей,

    be нашага мужа ці жонкі, партнёра, сяброў, сям'і.

    TEDru супругу, партнёру, друзьям, семье.

    be Табе калісьці здраджваў сябра?

    tatoebaru Тебя когда-то предавал друг?

    be Калі я ішоў па вуліцы, я сустрэў старога сябра.

    tatoebaru Идя по улице, я встретил старого друга.

    be Я маю шмат сяброў.

    tatoebaru У меня много друзей.

    be я выпадкова сустрэў сябра, які выкладаў у мясцовай школе,

    TEDru я встретил друга, который преподавал в местной средней школе.

    be Было шмат гасцей, большасць з іх былі аднакласнікі і сябры нашай настаўніцы.

    tatoebaru Было много гостей, большинство из них были одноклассники и друзья нашей учительницы.

    be ЭМ: З сябрам, хто застанецца безназоўным.

    TEDru ЭМ: С другом, который пожелалостаться неизвестным.

    be Не хвалюйся, хлопчыку. Твой сябра Рон знішчаны. Мы вырашылі, што так будзе лепей для ўсіх.

    tatoebaru Не волнуйся, мальчик. Твой друг Рон уничтожен. Мы решили, что так будет лучше для всех.

    be яны адразу пішуць сябрам:

    TEDru они лихорадочно пишут друзьям,

    be Верны сябра — сапраўдны скарб.

    tatoebaru Верный друг - настоящее сокровище.

    ru.glosbe.com

    Древности русского права. Т.3. Землевладение. Тягло. Порядок обложения

    Мы только что привели случай продажи владельцем принадлежавшей ему пятой части деревни. В новгородских писцовых книгах описывается множество деревень, части которых принадлежат разным владельцам. Эти деревни называются "вопчими". Число таких общих владельцев в одной деревне весьма различно; мы встречали и 3, и 4, и более, до 9. В одной деревне, в Заверяжье, за своеземцем состоял шестнадцатый жеребий деревни. Но это не значит, что всех владельцев было именно 16 человек. Один мог иметь 1/16, другой 4/16 и пр. То же при 3, 4 и т.д. владельцах. Владельцами общих деревень являются всевозможные лица: владыка, бояре, большие и маленькие, крестьяне-своеземцы, попы, монастыри, церкви и пр. С момента конфискации таким совладельцем является и сам Великий князь Московский. У него общие деревни со своеземцами, владыкой, монастырями и пр. Возникает вопрос: эти общие владельцы владели деревней сообща и имели некоторый вид общего хозяйства, или земли деревни между ними были разделены? В большинстве случаев, надо думать, каждый из них вел свое особое хозяйство, и земли были между ними разделены. Заключаем это на том основании, что в новгородских писцовых книгах, при описи "вопчих" деревень, обыкновенно, указываются дворы, принадлежавшие отдельным владельцам, дворы, находившиеся на их жеребьях. В этих случаях, значит, каждый имел в общей деревне свой особый участок, который и сдавал от себя крестьянам. Это, конечно, не исключало возможности бытия каких-либо общих угодий, которые не были разделены, а состояли во владении погодно или распределялись как-нибудь иначе.

    Рядом с такими указаниями на раздельное хозяйство общих владельцев, но реже, есть указания и на то, что они владеют своим участком сообща. Субъектами такого нераздельного владения, обыкновенно, являются братья. Не видим препятствия допустить такое же нераздельное владение и между посторонними лицами. Оно могло возникнуть в том случае, если брат-совладелец продавал свою долю до дележа. В новгородских писцовых книгах для обозначения такого владения существует только один термин — "вопчее", это "вопчие" деревни. В других памятниках мы встречаемся с термином сябры (шабьры) и думаем, что он именно обозначает таких общих владельцев1. Братья Чевакины, Иван и Василий, купили у братьев Сасиных тоню "половину половины", то есть половину их жеребья, четверть тони. Продавцы в купчей названы сябрами. Другая половина тони принадлежит каким-то Ивановым детям. Родственники они Сасиным или нет, это неизвестно; также неизвестно, родственник им Иван Чевакин или нет. Мы имеем здесь дело с угодьем, тоней, которая составляет собственность разных лиц и состоит в общем их владении. Сасиным и Ивановым принадлежит по полтони. Ивановых трое, Сасиных еще больше. Тоня, конечно, не разделена, все Сасины и Ивановы владеют сообща и делят результат улова. Лов у них может быть общий, а может быть и по годам. Сасины продают половину своей половины. С этого момента прибавляется третья линия совладельцев — Ивана Чевакина и брата его Василия. Собственники распоряжаются своими долями по собственному усмотрению; согласия на продажу со стороны других совладельцев не требуется (АЮ. № 71. V. XIV—XV вв.). Этот документ дает прекрасную иллюстрацию к тому, что выше было сказано о "вопчих" деревнях.

    Имеем и другой подобный документ, но в нем речь идет не о частной собственности, а "о великаго князя варнице". Кто владеет этою варницею, из документа не видно. Там приведены имена владельцев, но не сказано, кто они, крестьяне, во владении которых осталась варница после конфискации, или новые владельцы из своеземцев, которым крестьяне успели уже продать свои участки. Ясно только, что владельцы тянут государево тягло, и что это тягло так тяжело, что они, не будучи в состоянии его тянуть, продают свои доли. Такими владельцами могут быть и крестьяне, за которыми остались конфискованные варницы, и позднейшие покупщики; но это для нас безразлично. Для характеристики "вопчего" владения важно то, что продавцы владеют двенадцатою частью варницы и эту свою часть продают. А в конце отступной говорят: "А в сябрех та варница с Григорьевыми Кологривова, да с Туваем и с Орлом, Ивановыми детми Дорофеева, и с иными сябры".

    Что такое "а в сябрех та варница"? Полагаем — это означает "в совладении" и ничего больше. Одну двенадцатую продают семь человек; все они происходят от Ивана Сухова, из них двое его сыновья и пять внуков. Эти семь человек владеют сообща одной двенадцатой долей варницы; одиннадцать двенадцатых состоят в таком же владении других лиц. Этих лиц так много, что они все даже и не перечислены. Перечислены, по всей вероятности, крупнейшие участники. Покупщиком у Суховых является один из Кологривовых, Семен, которые состоят уже сябрами. Не перечисленные, по всей вероятности, владеют очень небольшими долями. Из приведенного документа видно, что сябры владеют неравными участками. Семен Кологривов купил себе одну двенадцатую часть, которая до того была во владении семи сябров. Но доля Семена этим не исчерпывается. Он состоял уже сябром в доле со своими братьями. У него более одной двенадцатой. Это доли идеальные, как и в предшествующем случае. Продаются они по усмотрению дольщика; согласия других сябров не нужно (АЮ. № 135. 1550). Соляные варницы — угодья поземельных владений. Это принадлежность деревень. Разбор приведенного акта также дает результаты совершенно согласные с тем, что сказано о деревнях выше.

    Приведем и еще один документ. В 1483 г. в Пскове перед князем, посадниками и соцкими происходил суд. Истец, игумен Снетогорской обители, так говорил на суде: "Господин князь, и посадники, и соцкие! Тому, господине, Юрью соцкому, старосте Егорьевскому, и Ортему, и Ильи, и всем их сябром: игумену Лаврентию кузмодемьянскому и всем старцом кузмодемьянским, пять частей в Перерве реке, а нам, господине, шестая часть в Перерве реке, проезду деля. И ныне, господине, Юрьи, и Ортем, и Илья, и все сябры их: игумен Лаврентий и старцы кузмодемьянские, нас шестой части в Перерве реке лишают, проезду нам не дают. А у нас, господине, в той Перерве реке на шестую часть грамота купчая". Суд присудил истцу, чего он искал, одну шестую в Перерве-реке, а чтобы впредь не было спора, велел выделить ему на проезд шестую часть реки (АЮ. № 2). Здесь сябрами являются два монастыря и крестьяне. У всех у них идеальные части. Эта Перерва-река, надо полагать, — есть угодье той деревни, в которой они "вопчие" владельцы. Они владеют рекою без раздела. В результате суда получается раздел. Снетогорскому монастырю выделяют в натуре его шестую часть; а остальные сябры продолжают владеть рекою сообща. В этом же смысле общего владельца слово сябр употребляется и в памятниках XVII века. Берем у профессора И.Н.Миклашевского две архивных выписки, извлеченные из одного и того же документа.

    "А пашня Ивану Скобельникову пахать с своими сябрами, с Парфеном Чернышевым да с Алексеем Коневым, через десятину". — "А пашня ему, Василью, пахать и сено косить, и в леса въезжать, и всякими угодьи владеть со старыми помещиками, своими сябрами (два имени), вопче по своим дачам"2. Профессор И.Н. Миклашевский в своем труде дает картину иных поземельных явлений, а не тех, которыми мы занимаемся. Он исследует поместное хозяйство на отведенных от казны землях. Но это все равно; нас занимают теперь не особенности поместного владения, а значение слова сябр; слово же сябр и в XVII веке означает то же, что и раньше. Это совладелец, у него "вопчее" владение и ничего больше. Осуществляться это общее владение могло очень различно. В древнее время, о котором мы говорим, у своеземцев оно осуществлялось согласно воле совладельцев; в XVII веке, на поместных землях, порядок совладения предписывался правительством. Ивану Скобельницыну с его сябрами предписано было пахать "через десятину". Г-н Миклашевский объясняет, как это делалось, но для нас это не имеет значения, и мы не воспроизводим его объяснения3. Термин сябр встречается и в старых законодательных памятниках — в Псковской и в Новгородской судных грамотаХ. Содержание двух статей Псковской судной грамоты чисто процессуальное.

    Слово сябр употребляется в них как общеизвестное. В дополнение к тому, что мы знаем уже о сябрах, эти статьи дают очень немного. Статья 92 говорит об исках "сябренаго серебра" и предоставляет ответчику право первому целовать крест (очистительная присяга). Сябреное серебро, по всей вероятности, есть общий капитал, составленный несколькими лицами для какого-либо общего предприятия. Но статья исключает купецкие и гостебные дела. Что же остается? Если исключить торговые дела, то останутся такие общие предприятия, как покупки недвижимостей. В приведенном выше случае два брата Чевакины сообща купили четверть тони. Употребленный ими на покупку капитал и будет, по всей вероятности, "сябреное серебро"4. Другая статья (106) той же грамоты опять говорит о сябрах как общих владельцах. Из нее можно сделать только один вывод. Она относит к сябрам и владельцев разделенных уже участков. Надо думать, что в ней речь идет о владельцах "вопчих" деревень, которых в Новгороде, а вероятно, и в Пскове, было великое множество. Вначале у них могли быть и земли общие, по наследству, по купчим и пр., а потом они разделились, и у каждого свои дворы и свои земли. Они тоже сябры5. Упоминает сябров и Новгородская судная грамота, но чрезвычайно коротко. Случай, по которому они упоминаются, совершенно тот же, что и в статье 106 Псковской грамоты. Возник поземельный спор, и во время суда оказалась необходимость вызвать "шабьров"; статья определяет время приостановки суда для их вызова. Вот и все. Вызов сябров, конечно, обусловливается тем же, чем и в Псковской грамоте: межи тяжущихся зашли за межи других владельцев общей деревни.

    Заключаем: сябрами называются не только владельцы общих земельных участков и угодий, но и все владельцы "вопчих" деревень, хотя бы они разделили свои общие участки. В этом надо видеть новое свидетельство о том, что понятие деревни, как одного целого, продолжает жить. Таков первоначальный характер деревни. С течением времени она перестала представлять одно целое пашенное хозяйство и перешла в совокупность дворов, из которых каждый мог иметь свое особое хозяйство. Так возникли те небольшие деревни в несколько дворов, которые мы наблюдаем в новгородских писцовых книгах и в московских XVI века. Они сохраняют еще некоторые черты своего исконного единства. С конца XVI века начинается образование больших деревень, которые не имеют уже ничего общего с первоначальной деревней-двором. Можно думать, что эта последняя перемена стоит в связи с прикреплением крестьян и с развитием господского хозяйства в форме барщины. Господское хозяйство было и в Новгороде в XV веке, было, конечно, и раньше; но, сколько можно судить по писцовым книгам, оно не достигало больших размеров. С прикреплением крестьян оно развивается; это барщинное крепостное хозяйство должно было разложить и последние остатки исконного двора-деревни.

    1Слово сябр и теперь значит: соучастник, товарищ, пайщик, односум (Даль). 2К истории хозяйственного быта Московского государства. Ч.1. Заселение и сельское хозяйство южной окраины XVII века. 1894. 199 и след. 3В том же смысле слово это употреблялось и на юге России. У проф. Лучицкого в статье о сябрах читаем: "В Малороссии XVII века под словом сябр разумели простого пайщика, члена, участника в общем владении" (Сев. вестн. 1889.1. С.75). 4Иначе объясняет этот термин проф. Энгельман. Он видит в нем "долю из общей прибыли, приходящуюся на каждого из сябров в отдельности". Для такого ограничительного толкования нет основания: здесь может идти речь и о капитале, и о прибылях (Гражд. законы Псков, суд. гр. 144). 5Статья 106 представляет для понимания едва ли преодолимые трудности. Несмотря на это, некоторые ее выражения, очень малопонятные, служат иногда основанием для выводов. Ввиду спорности возбуждаемых статьей вопросов считаем нелишним привести ее. Статья говорит: "А кто с ким ростяжутся о земли или о борти, да положат грамоты старыя и купленую свою грамоту. И его грамоты зайдут многых бо сябров земли и борти. И сябры все станут на суду в одном месте, отвечаючи ктож за свою землю или за борть, да и грамоты пред господою покладут, да и межников возмут. И той отведут оу стариков по своей купной грамоте свою часть. Мно ему правда дати на своей части, а целованию быти одному, а поцелует во всех сябров. Ино ему судница дать на часть, на которой поцелует". Профессор Энгельман в своем юношеском труде, обладающем большими достоинствами, высказывает мнение, что статья предполагает одного истца и нескольких ответчиков, а потому исправляет текст и предлагает читать "положит" вместо "положат", то есть положит истец. Думаем, что составителям грамоты не было никакой надобности предполагать то или другое число тяжущихся. Сколько бы их ни было, это ничего не меняет. Но исследователю грамоты это предположение понадобилось для того, чтобы объяснить, кто же те сябры, о которых говорится ниже, которые тоже кладут грамоты. В этих сябрах он видит ответчиков. Эти сябры "станут на суду в одном месте отвечаючи". Отвечают — значит ответчики. "Но они, — говорит г-н Энгельман, — отвечают все вместе, а не каждый в отдельности за себя" (129). Место очень трудное. Согласимся на минуту с автором, что истец один, а ищет он с нескольких сябров, совладельцев. Совладельцами могут быть случайные лица, например, сонаследники; или несколько сонаследников и один покупщик, купивший долю одного или нескольких сонаследников. Что значит, что они "отвечают все вместе"? Это совершенно непонятно. Может быть, автор хотел сказать: один отвечает за всех? Это тоже невозможно, ибо они случайные совладельцы, и один может найти для себя выгодным продать остальных. Общего ответа не допускает и текст. В грамоте написано: "отвечаючи ктож за свою землю или за борть". У каждого сябра, значит, своя земля, а не общая, за нее он и отвечает. На этом основании мы и делаем вывод, приведенный в тексте. В конце встречаем не менее трудное место: "а целованью быть одному, а поцелует во всех сябров". Автор дает такое объяснение: "Так как ответчики отвечают все вместе, то и истец присягает только один раз против всех; его присяга опровергает всех сябров вместе". По этому толкованию выходит: поцеловать за всех это то же, что поцеловать против всех. Это едва ли. Псковская судная грамота дошла до нас в одном списке, да и тот пропал. Мы имеем только копию, изданную с этого списка. И список мог заключать в себе описки, и копия могла их еще увеличить. Положение толкователя при этих условиях очень трудное. Хорошо еще, что он не отказался ответить на предложенную задачу. Несколько иначе выходит из затруднения проф. Владимирский-Буданов. Он полагает, что ответчиком является товарищество, что статья предоставляет первую присягу истцу; что в случае его отказа от присяги право присяги переходит к ответчику, а так как ответчик — товарищество, то один присягает за всех. Это толкование тоже трудно принять. Что ответчиком является товарищество, это ниоткуда не следует. Предположение это понадобилось только для объяснения целования одного за всех. Что первый целует истец, это несогласно с правилом статьи 92. Нам в статье понятно не все. Вот что нам ясно. Она не определяет ни числа истцов, ни числа ответчиков: искать и отвечать могут и один, и много. Тяжущиеся кладут грамоты в доказательство своих прав. При рассмотрении этих грамот на суде выяснилось, что спорные земли зашли за земли других совладельцев. Для разъяснения вопроса оказалось нужным спросить этих совладельцев. Это и суть те сябры, о которых речь идет в средине статьи. Они не стороны, а свидетели. Статья не определяет, в каком порядке целуют крест; это уже определено в ст.92: первый целует ответчик, а если не хочет, то передает свое право истцу. Статья говорит только, что целует один, а не многие. Что бы это значило? Кто эти многие, которые не должны целовать? К делу привлечены многие совладельцы. Может быть, на суде возникал вопрос и о их присяге? Так как они в деле не участвуют и из его решения не могут ни проиграть, ни выиграть, то им нет надобности присягать в качестве участников. Статья, может быть, вот этот случай и разумеет и говорит: "целует один во всех сябров", то есть из всех один. Кто же? Один из тяжущихся, ответчик или истец, кому придется по суду; ему и выдается судница на ту часть, на которой он поцелует. — Выражение "встать в одном месте" нам совершенно непонятно. "Отвечаючи" не непременно указывает на ответчика. На суде отвечает всякий, кого судья спрашивает. Он спрашивает и свидетелей, и они отвечают.

       Вперёд>>  

    Просмотров: 5118

    statehistory.ru

    Сябры - это... Что такое Сябры?

    «Сябры» (белор. сябры — друзья) — белорусский вокально-инструментальный ансамбль, образованный в 1974 году, Заслуженный коллектив Республики Беларусь.

    История

    Музыкальный эстрадный коллектив «Сябры» был создан в 1972 году при Гомельской филармонии.

    Официально годом образования считается 1974 год[1], название ансамбля появилось в 1973 году[1]. Летом 1975 года руководство коллективом было предложено Валентину Бадьярову[2]. Руководство коллективом он принял в 1976 году, вскоре музыкальный коллектив «Сябры» получил статус вокально-инструментального ансамбля[2] и пополнился музыкантом Николаем Подгорным из Ленинграда и солистом-тенором Виталием Червонным из Одессы[3].

    В 1977 году ВИА «Сябры» стал лауреатом Всесоюзного конкурса советской песни, посвященного 60-летию Октября с песней «Гимн Земле» Александры Пахмутовой. В 1978 году выходит сперва мини-альбом «Кася» из трёх песен, а потом и первый полноформатный альбом группы — «Всем на планете».

    В том же году композитор из Барнаула Олег Иванов написал песню «Девушка из Полесья», которая позже станет известна как «Алеся». Изначально композитор предполагал эту песню для ансамбля Песняры, но музыкальный редактор телевидения Ольга Молчанова переубедила композитора предложить песню «Алеся» Валентину Бадьярову для ансамбля «Сябры», так как у Песняров уже была одноименная песня композитора Игоря Лученка[2][4]. Вскоре она появилась в репертуаре «Сябров» и её премьера впервые состоялась в 1978 году на Центральном Телевидении в передаче «Шире круг», и далее на Телевизионном конкурсе «С песней по жизни», на котором ансамбль удостоился звания «лауреата». Эти выступления принесли «Сябрам» всесоюзную известность. Ансамбль становится частым гостем различных радио и телепередач[5][6][7][8]. В 1981 году Анатолий Ярмоленко сменил Валентина Бадьярова на должности художественного руководителя коллектива[2]. Бадьяров был отстранён от работы, вместе с ним были уволены музыкант Анатолий Гордиенок, солист Владимир Шалько, а затем ушли Черкасов, Жиляк, Хиловец, Авдевич, Синегрибов, Коляда, Червонный, Балабанов и ещё ряд музыкантов[2].

    В 1981 году коллектив с песней «Алеся» вышел в финал фестиваля «Песня-81»[9].

    Ещё одной всенародно известной работой коллектива стала песня «Вы шумите, берёзы!», которую белорусский композитор Эдуард Ханок сочинил в 1983 году. Cлова песни были написаны в 1954 году белорусским поэтом Нилом Гилевичем[10].

    Заслуги, достижения, награды

    • 1976 г. — ВИА «Сябры» стал Лауреатом премии Ленинского комсомола БССР
    • 1977 г. — коллектив стал лауреатом Всесоюзного конкурса советской песни, посвящённом 60-летию Октябрьской революции
    • 1979 г. — коллектив стал лауреатом Всесоюзного телевизионного конкурса «С песней по жизни»[11]
    • 1981 г. — ансамбль «Сябры» с песней «Алеся» принял участие во Всесоюзном телевизионном фестивале «Песня года — 81»[12]
    • 1984 — Премия Ленинского комсомола Белоруссии[13]
    • 2005 г. — Благодарность Президента объявлена артистам ансамбля «Сябры».[14]
    • 2006 г. —По инициативе и благодаря продюсеру ансамбля Артура Цомая,была заложена Именная звезда на «Площади звёзд» у ГЦКЗ «Россия» в Москве.[15][16]
    • Министерство культуры Республики Беларусь, наградило всех участников ансамбля Сябры почетными знаками «За вклад в развитие культуры Беларуси»
    • Решением Правления Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца, артисты ансамбля «СЯБРЫ», награждены Орденом Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, во внимание к делам милосердия и благотворительной деятельности.
    • 2008 г. — музыкальному коллективу Ансамбль «Сябры» присвоено почётное звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь»[17].
    • 2008 г. — В Московском международном Доме музыки, ансамблю «Сябры» присуждена первая музыкальная национальная премия в области патриотического воспитания «Голос Отечества»[18].

    Текущий состав ансамбля

    По состоянию на 2012 год в ансамбль входят[19]:

    • Анатолий Ярмоленко — солист, руководитель.
    • Алеся (Ольга Ярмоленко) — солистка,
    • Николай Сацура — репетитор, вокал, клавишные, аранжировщик,
    • Александр Камлюк — соло-гитара, вокал,
    • Сергей Герасимов — солист, акустическая гитара, скрипка,
    • Святослав Ярмоленко — бас-гитара, клавишные, вокал, мастеринг,
    • Сергей Шкурдзе — ударные инструменты,перкуссия
    • Артур Цомая — ударные инструменты, Генеральный продюсер ансамбля,
    • Андрей Элиашкевич — звукооператор.

    Дискография

    Винил

    Коллектив выпустил 8 виниловых пластинок-гигантов[20] и ряд мини-пластинок

    CD / DVD

    Выпущено 10 компакт-дисков, большинство из которых представляют собой сборники и компиляции[21].

    • 1995 — Песни Олега Иванова
    • 1995 — The Best
    • 2000 — От Алеси до Алеси
    • 2001 — Оглянись (солист В. Рязанов)
    • 2001 — Сябры (серия «Звёзды эстрады»)
    • 2001 — Ваши самые любимые песни
    • 2001 — Наши песни
    • 2002 — Имена на все времена
    • 2003 — Живи и здравствуй
    • 2004 — Grand Collection

    Примечания

    Ссылки

    • ВИА «СЯБРЫ»
    • www.syabry.com Официальный сайт ансамбля «Сябры»
    • МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА - О ансамбле Сябры
    • Ансамбль «Сябры» — официальный сайт Белорусской Государственной Филармонии.
    • Белорусская энциклопедия литературы и искусства. том 5й. 1987 г.
    • Информация о Первом Республиканском конкурсе артистов эстрады. Газета, весна 1974 года.
    • «Сябры»: огонь, вода и медные трубы… забвения // Всеукраинская общественно-политическая газета «Вечерние вести», 09.07.2010
    • Ярмоленко торопится отмечать юбилей «Сябров». Интернет-газета Naviny.by
    • «Сябры» на сцене Дворца молодежи, Минск, 1978г.
    • ВИА «Сябры» — Ты — одна любовь. 1980 год
    • Интервью Анатолия Ярмоленко. интернет газета Naviny.by
    • «Сябры» в Благовещенске. Информационное агентство «Амур.инфо»
    • Ансамбль «Сябры» официальный сайт концертного агентства «АРТvisit»
    • Ансамбль «Сябры» Официальный сайт Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» 2010 г.
    • На музыкальной волне — «„Сябры“ Валентина Бадьярова» — Газета «Вечерний Минск», 1979 г.
    • «СЯБРЫ» В НЬЮ-ЙОРКЕ. Газета «Русская Америка» 2009 г.
    • Анатолий Ярмоленко: «Нам предлагали организовать диксиленд» Прoект «Experty.by»
    • Фирма Мелодия © диск — ВИА «Сябры»
    • «СЯБРЫ» Штрихи к 30-летнему портрету. Газета «Известия», 2004 г.
    • Восхождение на эстрадный Олимп. Газета «Вечерний Минск», 1997 г.
    • Кто есть кто в Республике Беларусь
    • Шли первыми, а пришли другие
    • «Я прекрасно знаю, какой Некляев поэт, но какой он политик — не знаю» «БелГазетa» 2011 г.

    dic.academic.ru

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВИА «Сябры» c 1975-1981 — читать блог Сябры International Бад"ярова на RealMusic

    «Сябры» – это друзья

    Ансамбль «Сябры» (c бел. – друзья), был создан в 1973 году Министерством культуры БССР на базе Гомельской областной филармонии. Руководители ансамбля: Валентин Бадьяров (1976 -1981 гг.) и Анатолий Ярмоленко (c 1981 г.). В 1990 г. ансамбль переводят в Белорусскую государственную ордена Трудового Красного Знамени филармонию в г. Минске. В самом начале это был инструментальный ансамбль – бригада как звено в составе Гомельской филармонии, аккомпанирующий артистами различных жанров. ВИА «Сябры» как таковым стал лишь в 1976 году после приглашения Гомельской филармонией для руководства ансамблем Валентина Бадьярова.

    Известен широкой аудитории слушателей по песням «Девушка из Полесья» («Алеся»), «Родная деревня», «Ты одна-любовь», «Всем на планете», «Есть на свете ты», «Переживём», «Криниченька», «Шумите берёзы» («Лягу-прилягу»), «Глухариная зоря», «Гулять так гулять!», «Печки-лавочки», «У криницы», «Завалинка» и многим другим. Песенное искусство белорусского ансамбля стало всенародно известным благодаря исполнительскому мастерству и вокальным данным всех артистов.

    В 2006 году, при содействии московской мэрии и продюсера ансамбля - Артура Цомая, состоялась закладка именной «Звезды» – «Ансамбль „Сябры“» на «Площади звёзд» в Москве, ГЦКЗ «Россия».

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВИА «Сябры»

    В конце 60-х годов в Гомельской филармонии были несколько эстрадных концертных коллективов. Все они были укомплектованы артистами различных жанров: конферансье, певцами, танцорами, фокусниками… A так же инструменталистами - балалаечниками, баянистами, цимбалистами, гитаристами и так далее. Художественных руководителей коллективы не имели – их функции осуществляли соответствующие службы в лице худрука и административной коллегии Филармонии. В коллективах была должность музыкального руководителя, назначаемого дирекцией филармонии. Администраторской работой всех коллективов как то планированием и проведением концертов занимался специальный гастрольный отдел. Из числа артистов коллектива как правило назначался человек, в обязанности которого входило получение денег для выдачи суточных артистам на гастролях. Назывался он бригадиром, а весь ансамбль - бригадой. Этим функции его в коллективе ограничивались. Одна из таких бригад, выступавшая смешанным творческим составом по различным городам, носила название «Белорусский сувенир», а бригадирские функции в ней исполнял солист-вокалист А. Ярмоленко. В 1971 году этот коллектив был переименован в «Песни над Сожем».

    Состав этого эстрадно-концертного коллектива постоянно менялся: музыканты уходили и приходили. Состав его был весьма разношерстный: пара танцоров, исполнители народных песен, конферансье. Менялись и музыкальные руководители. К 1974 г. тому времени решением дирекции филармонии название коллектива «Песни над Сожем» было изменено на эстрадный коллектив «Сябры». В то время он ещё не был вокально-инструментальным ансамблем, a по-прежнему оставался концертной бригадой.

    Репертуар ансамбля в то время состоял из песен белорусских композиторов, белорусских народных песен, в том числе песен из репертуара самого известного ВИА Белоруссии «Песняры», и из известных популярных шлягеров того времени. Однако профессиональный уровень ансамбля было ещё очень слабым, а репертуар не слишком удачным. Администрация и художественное руководство Гомельской филармонии неоднократно ставили под сомнение целесообразность его существования. Наконец в 1975 году «Сябрам» был предъявлен ультиматум: либо ансамбль повышает свой творческий уровень, либо его расформировывают. Сроки даны были очень жёсткие и коллектив отправился в свою последнюю гастрольную поездку, проходившую согласно графику Росконцерта по городам Средней Азии…

    Эта поездка стала поворотной в судьбе ныне легендарного коллектива – ведь именно во время этого турне осенью 1975 года в городе Ташкенте произошла встреча «Сябров» с музыкантом, благодаря таланту, авторитету и организаторским способностям которого всего лишь через полтора года никому не известный коллектив добился значительных побед и Всесоюзного признания! Этим музыкантом был экс-Песняр Валентин Бадьяров, в то время работавший в другом известнейшем ансамбле «Поющие гитары».

  • Валентин Бадьяров – скрипач, гитарист и композитор. Лауреат международного и межреспубликанского конкурса скрипачей в Вильнюсе (1-я премия), лауреат всесоюзных конкурсов эстрады, ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и ХII Международного конкурса мастеров-исполнителей и дирижеров в Лугано (Швейцария). Скрипач «Песняров», гитарист, скрипач и аранжировщик ВИА «Поющие гитары» и «Веселые голоса» («Ленконцерт»), художественный руководитель «Сябров» (1976-1981), руководитель «Группы Валентина Бадьярова» и прочее.
  • Валентин окончил Минскую консерваторию и аспирантуру по классу скрипки, и сразу же получил приглашение в ВИА «Песняры». В 1973 году он создал собственную группу, в состав которой входили такие, ставшие впоследствии известными музыканты как пианист Василий Раинчик, певец и бас-гитарист Александр Тиханович, певец Валерий Дайнеко, барабанщик Марик Шмелькин и другие. Однако худсовет программу не принял, объявив музыку в стиле джаз-рок группы Бадьярова «идеологической диверсией». После этого Бадьяров был приглашен в Ленинград в популярнейший ансамбль «Поющие гитары». Там он работал с такими прекрасными музыкантами и певцами как Евгений Броневицкий, Альберт Асадуллин, Ирина Понаровская и другими.

    Музыканты «Сябров» предложили Валентину Бадьярову возглавить их коллектив, понимая, что для них это был единственный шанс избежать расформирования. Однако прослушанные им концертные записи ансамбля вызвали у Валентина весьма скептическое к нему отношение. Профессиональный уровень их был очень низок, и он отклонил предложение о руководстве «Сабрами». Но, закончив поездку по Средней Азии, гомельские «музыки» настойчиво добивались согласия Валентина Бадьярова, приехав в Минск на переговоры. После продолжительных раздумий и сомнений Бадьяров согласился возглавить коллектив со статусом «Вокально-инструментальный ансамбль» на условиях полной реорганизации существующего ансамбля, свободы выбора репертуара, замены музыкантов по своему усмотрению на необходимых коллективу профессионалов и возможность замены существующего названия ансамбля на другое. Все его условия были приняты: филармония дала добро, и уже в марте 1976 года новый руководитель приступил к работе. Фактически датой рождения ВИА "Сябры" как такового считать день вступления В.Н. Бадьярова в должность руководителя ансамбля.

    www.realmusic.ru

    К ГЛАВЕ IV. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX-XI вв.

    Несколько замечаний по поводу термина «смерд»

    ...Мы очень хорошо знаем, что все живущее изменяется. Имеют свою жизнь и слова. Если бы мы могли познать жизнь слов, перед нами раскрылся бы мир во всей сложности своей истории. К сожалению, мы этого сделать пока не умеем. В нашем распоряжении только отдельные попытки, иногда удачные, но в целом недостаточные для задач историка.

    Наши источники знают много терминов, обозначающих сельское население: смерд, сирота, сябр, крестьянин, изорник, мирянин, изгой, закуп, рядович, селянин, кмет, бобыль, половник, вотчич, человек (множественное число — люди). Различаются термины и по месту, и по времени, и по социальным оттенкам. Разобраться в этой пестроте совсем не так просто. Одним из древнейших терминов, обозначающих земледельца-крестьянина, является термин «смерд».

    Слово «смерд» очень интересно: оно имеет свою длительную и показательную историю. Недаром на него обращали внимание крупнейшие филологи.

    Знаменитый славист П.И. Шафарик по этому случаю писал: «Древнерусское смерд (смердь, rusticus), морданица (servitus) должно быть связано с именем народа мордва. Мордвин (корень обоих слов персидский merd, т. е. человек, муж)». Эти же сопоставления мы находим и у A.A. Шахматова (мордовское mirde — муж, вотякское murt — человек, авестийское mereta, новоперсидское mard — человек)...

    Термин имеет удивительно широкое распространение... Всюду этот термин обозначает в основном человека, людей, в переносном смысле употребляется для обозначения низшей социальной степени, подобно тому как в русском языке и термин «человек» употребляется в общем смысле и в более узком (человек — слуга.)... Разумеется, что вторичное значение термина могло возникнуть только значительно позднее, когда появилось разделение людей на высший и низший слои...

    Славяне и, в частности, народ русский есть продукт сложного этноге-нетического процесса, и в русском термине «смерд» сказывается глубочайшая древность в истории различных племен и народов, следы многих этнических переплетений. Одно это слово, сохранившееся на огромном пространстве от Пиренеев до Ирана, от Черного моря до Прибалтики, заставляет нас серьезно задуматься над историей взаимоотношений народов Европы и Азии...

    В процессе образования классов потребовались для социальных верхов новые слова. Для определения землевладельца таким словом стало слово болярин, боярин, для княжеского дружинника — княж муж и боярин, для купечества — гость. Масса, остававшаяся внизу, по-прежнему продолжала носить название смердов, но этот термин в классовом обществе приобрел уже другой оттенок. Его стали ассоциировать... с глаголом смердеть, т.е. придали... уничижительный, даже обидный смысл. В польском кошуб-ском языке, как сообщает СМ. Соловьев, smird значит бедный селянин, в старой Латвии — крестьянин...

    Приблизительно такая же эволюция произошла и с термином «муж». В Древнейшей Русской Правде этим термином обозначается понятие свободного человека вообще... В литовско-русском обиходе «мужик» обозначает крестьянина...

    Следует также иметь в виду, что рядом с термином «смерд» существуют и другие равнозначащие: сирота, селянин, мирянин и др. Термин «крестьянин» постепенно на Руси стал вытеснять другие аналогичные по содержанию термины. Официально он завоевал полное право гражданства в Русском государстве с XV в., но в быту долго еще продолжали существовать и старые слова «смерд» и «сирота».

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru