Взгляд историка Древней Руси. Протогорода древней руси


В продолжение дискуссии о «переносе» древнерусских городов

Позволю себе изложить некоторые соображения по проблеме «переноса» древнерусских городов, обозначенной в  посте  max_neo (далее – Автор).Безусловно, следует признать позитивной идею представителей научной школы Фроянова о том, что древнерусская государственность носила городской характер, а сам процесс возникновения городов в восточнославянских землях был неразрывно связан с процессом возникновения древнерусской государственности. В связи с этим, проблема «переноса» городов представляется весьма принципиальной, несмотря на то, что она имеет различные трактовки в историографии.Исходным пунктом здесь, как было отмечено, является установленный факт, что рядом с развитыми поселениями VIII-X вв. возникают новые центры X-XI вв., а прежние – приходят в упадок: Гнёздово --> Смоленск, Рюриково городище --> Новгород, Сарское городище --> Ростов, Тимерево --> Ярославль и т.д. Причём на определённом этапе «парные» центры сосуществовали, и их история была взаимосвязана.

Согласно упрощённой точке зрения, один из «парных» центров был непременно «местным», а другой – княжеским опорным пунктом (погостом). В качестве одного из подобных предположений Автор приводит точку зрения В.Я.Петрухина и Т.А.Пушкиной, которая вкратце сводится к тому, что существование «парных» центров отражает борьбу центральной княжеской власти с местной племенной верхушкой в период образования Древнерусского государства, породившую некое «двоевластие». Согласно этому и другим подобным предположениям, Гнёздово, Рюриково городище, Сарское городище, Тимерево и т.д. связывают с «дружинными погостами». В них же «норманисты», настаивая на скандинавском происхождении руси, находят и «скандинавский след», который будто бы вскоре исчезает, потому что «из параллельно развивающихся центров жизнеспособными оказались те, которые больше были связаны с местной экономической средой, а не внешней экспансией».Но Автор критикует лишь принцип, по которому сторонники подобной точки зрения распределяют центры внутри «пар», полагая, что «племенные центры» (Смоленск, Новгород, Ростов, Ярославль и т.д.) древнее «княжеских погостов» (Гнёздово, Рюриково городище, Сарское городище, Тимерево и т.д.) и по этой причине они не могут быть «вторичными».«Так не правильнее ли будет рассматривать именно более поздние центры, которые в дальнейшем вырастут в хорошо известные города Киевской Руси как опорные пункты княжеской власти в борьбе с местными центрами? Время их появления и возвышения и упадок старых центров поразительно совпадает по времени с распространением власти Киева на славянские земли».Однако само разделение «парных» центров на «княжеские» и «местные» представляется не совсем ясным. Подразумевая формирование неких «местных» центров, необходимо учитывать, что они должны были возникнуть в «славянской среде», т.е. в среде территориальных общин, на чём, собственно, и настаивают представители школы Фроянова. Автор пишет, что со временем формировались экономические и политические центры «отдельных славянских областей», но не предлагает анализа того, какая «знать» в них концентрируется и почему она имеет черты «военно-торговой аристократии».Далее: «В Х в. по мере всё более широкого и прочного распространения влияния Киева на земли восточных славян центральная власть начинает создавать себе опорные пункты для укрепления своего влияния и борьбы с местной знатью («погосты»), создававшиеся прямо у старых местных центров». «Местные протогорода в этой конкуренции оказываются обречёнными и постепенно во второй половине Х – первой половине XI в. они повсеместно приходят в упадок и в это же время начинается расцвет новых «собственно городов»: Смоленска, Чернигова, Ростова, Ярославля, Новгорода и т. д.»Итак, основная концепция здесь строится на том, что большинство древнерусских городов выросло не из «местных центров», а из опорных пунктов киевской власти (русов), которые создавались (я бы сказал не для «борьбы с местными верхушками», а) для осуществления контроля над территорией подданных славянских племён. Такой взгляд представляется вполне верным. Но недоказанной остаётся, при этом, сама гипотеза о возникновении «местных центров» именно в «славянской среде». Автор отталкивается от методологической установки о последовательном переходе от родовой общины к территориальной, в среде которой будто бы и возникают «протогорода», ставшие «местными центрами». Но есть серьёзные основания полагать, что родовая и территориальная общины в Древней Руси сосуществовали, являясь двумя различными типами (!) общественной организации, а не последовательными этапами развития общества. Причём русь («род Русский») сохраняла именно родовой характер своего уклада, в отличие от «славян». Само «славянство» изначально складывались по территориальному признаку, представляя собой лишь языковую и отчасти культурную общность, не демонстрируя своего антропологического единства (хотя только последнее позволило бы говорить об общем происхождении).При этом территориальная община по своей сути не нуждается в каком-либо «центре» (осмелюсь утверждать, что и в государственности в традиционном понимании), который в её среде может быть только «островком» иного типа общественного устройства. «Центр» всегда стоит как бы над горизонтальными структурами, составляющими территориальную общину, но при этом достаточно обособлен от них, являясь своего рода «вертикалью власти». Изначально именно так складывались взаимоотношения между «властью» и «землёй», которые пронизывают всю историю России, делая её как бы двойственной. Любой центр – это сосредоточение власти, право которой закреплялось взиманием дани. В этом смысле последователи школы Фроянова совершенно верно понимают суть дани – контрибуция, наложенная на побеждённых (!), и русские центры возникают в славянских землях именно как «погосты» – опорные пункты для сбора дани. Подобное понимание понятия «дань» в полной мере укладывается в концепцию о колонизации русами восточнославянских земель, начиная с VIII века.Таким образом, «центры» Гнёздово, Рюриково городище, Сарское городище, Тимерево и т.д. складываются именно как русские/варяжские колонизационные пункты. И напрасно «норманисты» пытаются найти в них «скандинавский след», выдавая за него свидетельства пребывания русов, отличных от местного населения.Первоначальная колонизация носила весьма широкий характер и могла осуществляться, по всей видимости, различными кланами – «родами Русскими», создававшими собственные опорные пункты. В ходе первоначальной колонизации между различными группами русов существовала, по всей видимости, определённая конкуренция за влияние над теми или иными областями (Аскольд и Дир, Олег и т.д.). На определённом этапе она привела к укреплению «киевской» группы русов, закрепивших своё первенство возведением династии к князю Рюрику (вероятно, через брак Игоря и Ольги), происхождение которого генеалогически связано со знатными королями южно-балтийской прародины русов.Во время последующего возвышения Киева, киевский княжеский клан создаёт собственные центры в областях, которые были ранее освоены русами и где уже существовали русские колонизационные пункты (а не абстрактные «местные центры»), восходящие ко времени первоначальной экспансии. Логично предположить, что прежние пункты и их родовые элиты (та самая «торгово-военная аристократия») постепенно переходили под влияние новых «погостов», но уже централизованных, что приводило к упадку прежних опорных пунктов. Но какое-то время они именно сосуществовали.Подобная трактовка вполне объясняет и ту особенную ситуацию, которую Автор отмечает в Ладоге, делая на её примере общий вывод, что «ряд городов развился непосредственно из древних протогородов». Однако такая специфика Ладоги связана вовсе не с тем, что «опорный пункт центральной власти» был размещён здесь на месте «местного» («славянского») протогорода. (Во всяком случае, логичное объяснение этому отсутствует.) Однако именно Ладога являлась изначальным колонизационным пунктом (пунктом «призвания») князя Рюрика, к которому возвела себя киевская княжеская династия, продолжая развивать новый опорный пункт на месте прежнего «собственного» центра.Таким образом, проблема «переноса» городов, в первую очередь, связана со спецификой сложения древнерусской государственности, которая началась с широкого русского освоения восточнославянских земель и продолжилась при постепенной концентрации колонизационных потоков вокруг Киева и киевской династии. По этой причине сам взгляд на проблему «переноса» городов с точки зрения её обусловленности борьбой между «княжеской властью» и «местными племенными центрами» (вне зависимости от распределения центров внутри «пар») представляется не в полной мере убедительным, в том числе и с методологической точки зрения. Скорее, «перенос» древнерусских городов был связан с конкуренцией между собственно русскими центрами в ходе определённой централизации Руси в Киеве, что и привело к постепенному угасанию первоначальных колонизационных пунктов и возникновению рядом с ними новых «погостов» под властью Киева.

oldrus.livejournal.com

К проблеме "переноса" древнерусских городов

Решил выложить две свои относительно давние статьи по теме:

1) О некоторых аспектах "переноса" древнерусских городов // Новый взгляд. Лаборатория социальной истории Тамбовского Государственного Университета им. Г.Р. Державина. Международный сборник работ молодых историков. Т. 1 / Редакционный совет: Р.Б. Кончаков (председатель) и др. Тамбов, 2007. С. 37-40: http://www.box.net/shared/8xapn691yn

2) Проблема переноса древнерусского города и вопрос о возникновении городов-государств Киевской Руси // Историческая наука и российское образование (актуальные проблемы): Сборник статей: Ч. 1 / Редакционная коллегия: Введенский Р.М., Данилов А.А., Лачаева М.Ю., Рогожин Н.М., Сахаров А.Н., Щагин Э.М., Маландин В.В., Артамонов Г.А. М., 2008. С. 224-237: http://www.box.net/shared/14aoug860u

На некоторые аспекты темы я сейчас смотрю уже несколько иначе, но с главными идеями, сформулированными мной в этих статьях три года назад, согласен и сейчас. Если кратко, то суть тут в следующем: на рубеже Х-XI вв. порядка трети поселений предшествующего времени прекращают своё существование. При этом происходит это не мнгновенно: поселения не гибнут в результате какой-то единовременной акции (например, нападения врагов), а постепенно в течении нескольких десятилетий приходят в упадок. Самые известные из этих сошедших со сцены поселений - это Новгородское городище, Гнездово, Тимерево, Шестовицы и т.д. Параллельно с этим неодалёку возникают новые поселения и постепенно вырастают на фоне полного упадка старых центров.

Я предпринял попытку объяснить это явление борьбой Киева за централизацию Руси: киевские князья в землях восточных славян создавали свои опорные пункты - "погосты", которые начали конкурировать с древними центрами славиний. Именно киевские опорные пункты одержали победу в этой борьбе и развились в "настоящие" города, в то время, как древние местные центры не выдержали конкуренции и пришли со временем в упадок.

Таким образом, тогда я выступил против "племенной" теории древнерусского градообразования, согласно которой большинство древнерусских городов выросло из славянских "племенных" центров. Сейчас я на этот вопрос смотрю более взвешенно - многие древнерусские города всё-таки, действительно выросли из славянских "племенных" центров, примером чему является Галич, о возникновении которого я также писал (http://sverc.livejournal.com/27247.html). Видимо, древнерусские города возникали преимущественно двумя путями:

1) Из "племенных" центров восточных славян;2) Из создаваемых Киевом в восточнославянских землях опорных пунктов - "погостов".

В качестве небольшого приложения отзыв уважаемого varing'а об этих моих работах, который кажется мне очень интересным, хотя мы с его автором и разошлись в ряде важных концептуальных положений: http://community.livejournal.com/oldrus/22845.html

sverc.livejournal.com

протогорода |

Огненный щитКаждый день приносит новые знания, начисто ломающие парадигму истории и науки, точнее псевдоистории и псевдонауки. Многие знания человечества оказываются ложью. Такое уж сейчас время. Закончилась эра Тьмы и Земля стремительно приближается к окончанию Великого Перехода к новой эре - эре Света.

Принято считать, что мы - русские нация молодая. Четыре тысячи лет назад уже построены египетские пирамиды, процветали великие цивилизации в разных частях света, а у нас еще ничего толком и не начиналось. Ни культуры, ни письменности, ни государства почти до IX века. Такое прошлое придумали нам немецкие псевдоисторики в XVIII веке.

Так и поныне твердят все учебники истории, так и поныне маниакально гундят нам церковные, а вслед за ними и политические деятели. Так и поныне считают 74% россиян. До принятия христианства славяне были дикими пещерными варварами. Все, что противоречит этой догме принято уничтожать либо игнорировать.  Но уже не получается. По швам трещат все их догмы. Read more

Средний Урал. С начала 80-х годов археологи моего родного Уральского Университета изучают древние поселения с кольцевой планировкой. Так в Курганской области на реке Исеть было открыто   Ташково - поселение бронзового века возрастом около 4 тысяч лет. Аналогичные памятники этой культуры, получившей название Ташковской, были раскопаны в бассейнах рек Иски, Туры, Ука - все они притоки Тобола, как и Исеть.

река Тобол

Все поселения располагались на возвышенностях, по берегам рек. Дома сооружались по кругу, образуя замкнутое пространство. Схема поселения Ташково, похожа на Аркаим, то есть подобна колесу. Read more

Жизнь и быт древнего ария, жителя "Страны городов" были неразрывно связаны с Душой мира - неважно, возделывал ли он огород или гнал в степь табун лошадей.  Внимательное наблюдение за ритмами природы и следование им придавало жизни высокий сакральный смысл. Археологи по найденным артефактам читают историю жизни древних.

Аркаимский мыслитель

Около каждого арийского города располагался некрополь. Наиболее изучен сегодня огромный некрополь поселения Степное. В некоторых захоронениях умершие лежат в согнутой позе, на боку, ноги и руки согнуты, кисти рук сложены перед лицом.

Read more

В городище Аркаим выделено 66-67 жилищ, из которых раскопано 29. Жилища имели форму трапеции в  ширину 6-8, а длину 20 метров. В таком помещении мог располагаться семейный клан до 60 человек.

Керамика Аркаима

"Квартиры" имели общие стены, свет мог проникать через отверстия в потолке. Интересно, что не было никаких проемов в стенах - двери к соседям отсутствовали. Т.е. семейный клан в своей "квартире" был изолирован.  Чтобы сходить в гости к соседу, с которым имеешь общую стенку, или попросить у него соли надо было  Read more

Городище Аркаим - это в общих чертах три кольца оборонительных сооружений, два круга жилищ и центральная площадь. Город представлял собой один огромный амфитеатр - выходы из домов обращены к центру. От центра к внешнему "ободу" - стене цитадели, словно спицы в колесе сбегаются проходы.

Аркаим. Наконечники

 Площадь имеет форму близкую к прямоугольной 25х27 метров, углы обращены строго по сторонам света. Это ровная, хорошо утрамбованная площадка с центральным кострищем. Может быть эта площадь мыслилась как центр мироздания, ось Вселенной? На фото вверху камень установлен на месте главного священного очага в центре Аркаима, Крыши внутреннего круга жилищ были слегка наклонены в сторону центральной площади и превращались в "ложи" во время каких-то ритуалов. Read more

Александр Разбойников. Аркаим - страна городовУченые выяснили, что городища Урало-Тобольского междуречья населялись людьми высокоразвитой культуры. Каждое городище имеет правильную форму круга, прямоугольника или овала. Все они были защищены сложными системами укреплений. Расстояние между городищами 40-60 километров.

Аркаим - это архисложное сооружение. Он  образован двумя кольцами вписанных друг в друга оборонительных сооружений - рвов глубиной до 2,5 метра и деревянных стен, возведенных на высоких глиняных фундаментах. Диаметр кольцевой стены - 85 метров. Вплотную к оборонительным стенам были пристроены два кольца жилых домов - всего 60. Городище имеет четкую геометрию, оно было построено по единому плану по направлениям на восходы и заходы Солнца и Луны в ключевые даты календарного цикла. Внутреннее кольцо посвящено Солнцу, внешнее - Луне. По четкости ориентировки конкуренцию Аркаиму могут составить только некоторые пирамиды Египта, но они моложе лет на 200. Нет никаких сомнений, что Аркаим был построен по предварительному плану, построен разом. Все это - признаки высокоразвитой цивилизации. И этот народ не имел письменности? Не может быть! Read more

Аркаим - колыбель цивилизации

Аркаимская степь приоткрыла свою древнюю тайну. Перед нами возникает величественная картина мира на месте археологических раскопок. Степь читается как мудрая книга единства Человека и Природы. Древние арии, жившие здесь созидали свою цивилизацию по образу и подобию Природы. Степь открывает нам голоса Учителей, знающих как помочь нам, так "продвинутым" технически и так растерянным духовно.

Аркаимская степь

В степном Зауралье, на юге Челябинской области по долине протекает река Большая Карагайка, впадающая ниже по течению в реку Урал. Вдоль берегов поднимаются каменистые сопки и увалы, степные просторы перемежаются березовыми колками. Read more

находки из Аркаима

Более 50 лет археологи изучают в южноуральских степях древние поселения бронзового века (4000-3500 лет от наших дней). Сейчас известно более 20 поселений страны городов. Полосой с севера на юг расположились они вдоль восточных предгорий Южного Урала: от реки Уй до севера Оренбургской области. Наиболее известен из них Аркаим.

Огненное ремесло в бронзовом веке на Урале процветало.

Read more

Знает ли кто-нибудь кроме археологов где и когда были изобретены боевые колесницы? Оказывается не в Древней Греции или Риме, а в Гардарике - стране городов на Южном Урале.

Аркаим колесница

Впервые это обнаружилось в 1974 году, когда  археологи исследовали могильник бронзового века у села Рымникского на реке Синташе в Брединском районе Челябинской области. Именно там и были впервые найдены остатки шести древнейших в мире колесниц. Впоследствии их было обнаружено до полутора десятков. Read more

На юге Челябинской области в 60-70 км от г. Сибая находится Аркаим - один из нескольких десятков укрепленных городищ - крепостей бронзового века, протянувшихся вдоль восточных склонов Уральских гор с севера на юг на 400 км и названных "Страной городов". Аркаим лучше других сохранился, вокруг него образован национальный парк и поэтому наиболее известен.

Аркаим

Аркаим существовол 3600-3700 лет тому назад. Городище  обнесено двумя - тремя кольцами оборонительных стен и рвов, за которыми, словно спицы в колесе, по кругу расположены жилища.  Read more

perevalnext.ru

Происхождение русов (что говорит археология, часть 1)

Итак, давайте подведем промежуточные итоги. Кто же на самом деле был предком русов, а также славян и других народов населявших в древности Русскую равнину. Из предыдущих постов мы узнали, что Русь как государство впервые появляется на исторической арене в тексте русско-византийского договора только в 911 году. Многие исследователи считают, что русы не славянского, а некоего другого рода и племени. Но обо все по порядку.

Согласно летописцу "Повести временных лет" название народа русь произошло от варягов, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина. Кто были эти варяги? Существует четыре основных гипотезы: 1) Норманская - согласно которой русы были скандинавами или германцами, 2) Славянская - согласно которой русы были одним из славянских племен (так Михаил Задорнов выводит народ русь из балто-славянских племен, населявших современную Германию), 3) Скифо-сарматская - согласно которой народ русь был одним из скифских, аланских или сарматских племен, 4) Поволжская - согласно которой название русь происходит от древнего названия реки Волга (Ра, Rasa, Рось, Руса) и включает в себя все народы, проживавшие в древности на этой Великой реке. Ну а теперь, давайте обратимся к археологическим данным. Что они говорят о жителях, многие тысячелетия проживавших на Русской равнине. Заглянем в глубь веков и постараемся сделать некие выводы.призвание варягов

Что говорит об этом археология? Археология — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Ученые полагают, что в Европу Homo sapiens пришёл из Средней Азии и с Ближнего Востока не ранее, чем 50 тыс. лет назад, и её освоение заняло не менее 15 тыс. лет. Обитавшие здесь неандертальцы были постепенно вытеснены на запад. В противостоянии с коренными обитателями, которые жили в Европе 200 тыс. лет, на стороне пришельцев, известных как кроманьонцы, были более совершенная технология и средства коммуникации, то есть развитый язык. Неандертальцы, хотя и лучше приспособленные к холодному климату и более сильные физически, в конце концов вынуждены были искать последнего убежища на Пиренейском полуострове. Последняя известная науке популяция неандертальцев обитала в пещерах на северном берегу Гибралтарского пролива 24-30 тыс. лет назад.

Эпоха палеолита (50-10 тыс. лет назад)Самой древней стоянкой человека современного типа, европеоида, мировое археологическое сообщество признало поселение Костёнки, расположенное в Воронежской области России. Этой стоянке 50 тысяч лет. А к 40-му – 30-му тысячелетию до н.э. европеоидный человек заселил всю Русскую равнину и большую часть Европы. Похожие на Костенки стоянки 30-40 тыс. лет назад найдены в районе современного Липецка (стоянка Гагарино), стоянка Сунгирь на реке Клязьма возле Владимира, стоянка Гарчи в Приуралье, Авдеевская стоянка (близ города Курск), Мёзинская стоянка неоантропов, расположенная на правом берегу реки Десна в селе Мёзин (Черниговская область Украины). Эти стоянки существовали одновременно с культурой мадлен западноевропейских неандертальцев.1русПроведенный радиоуглеродный анализ поселений людей расселившихся по территории Европы указывает на направление миграций, которые шли преимущественно с востока в сторону запада. Первые переселенцы проникли в Европу скорее всего с Ближнего Востока или Средней Азии примерно 40-50 тыс. лет назад. Вторая, оставившая наиболее заметный след, соответствует экспансии неолитических земледельческих народов из мест зарождения земледелия (район Месопотамии) на север и запад Европы. Её датировка на основе радиоуглеродного анализа совпадает с археологическими датировками (7-12 тыс. лет назад). Третью волну переселенцев оставили миграции скотоводов-кочевников 4-6 тыс. лет назад.

Эпоха мезолита (10 - примерно 5 тыс. лет назад)Предполагается, что именно в этот период в Европе разыгались наиболее драматические события. Новые (третьи по счету) пришельцы не просто уничтожали жителей старой Европы, а в прямом смысле съели многих из них. люди палеолитВ эпоху мезолита в Европе был распространен каннибализм. К такому выводу пришли французские ученые, проведя раскопки близ юго-западной деревеньки Херцхайм. Археологи обнаружили сотни человеческих останков, которые и доказывают эту теорию. По словам ученых, найденные останки позволяют сделать вывод о том, что в пищу употребляли даже детей и эмбрионы. В Британии этого периода было полно дичи, однако местные племена также с удовольствием занимались каннибализмом. Обед, происходивший много тысяч лет назад в пещере Гоф, был зрелищем не для слабонервных. Люди там присутствовали как за столом, так и на столе, в качестве основного блюда. Благодаря новой методике, предложенной международной группой ученых, стало понятно, что древние британцы с одинаковым аппетитом уплетали и взрослых мужчин, и трехлетних детей. Этот обычай у западных европейцев существовал вплоть до 12 века. Так в 1098 году, после успешной осады сирийского города Маарра, крестоносцы начали поедать проживавших там мусульман. Некоторые хроники того времени сообщают, что тела вывозились, а затем в приготовленном виде их подавали на стол на так называемых пиршествах. Согласно другим источникам каннибализм был просто своего рода психологической тактикой запугивания для предстоящих походов. По слухам всё это происходило с одобрения военачальников. Всего 200 лет назад в некоторых городах Западной Европы человеческая плоть считалась одним из лучших лекарств. В дело шло всё – от макушки до пальцев ног. К примеру, английский король Карл II регулярно пил настойку из человеческих черепов. Особенно целебными почему-то считались черепа из Ирландии, и королю привозили их оттуда. С умерших до конца XVIII века разрешалось брать жир – его втирали при различных кожных заболеваниях.

Эпоха Неолита (5 - 3.5 тыс. лет назад)Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.В 1972 году Верхневолжская экспедиция Института археологии Российской академии наук открыла комплекс Сахтышских неолитических стоянок, расположенных в Тайковском районе Ивановской области по берегам речки Койки. Стоянки представляют собой многослойные поселения-протогорода, в толще наслоений которых последовательно залегают слои культур: верхневолжской (5240 – 3430 лет до н.э. – за 1000 лет до начала цивилизаций Шумера и Египта) и волосовской (3065 – 1840 лет до н.э. – одновременно с началом становления Шумера и Древнего Египта). Где-то примерно 4000 лет назад были построен Аркаим и протогорода синташтинской культуры (Южный Урал).аркаим

Бронзовый век (3.5 - 1.2 тыс. лет назад)Верхневолжская культура занимает обширный Волго-Окский регион. Поселения верхневолжской культуры располагаются на высоких берегах рек и озер, на озерных островах, дюнных холмах. Жилища небольшие, от 6 до 12 кв. м, овальной, округлой или прямоугольной формы с очагами в центре.

Племена волосовской культурно-исторической общности занимали обширный регион от Прибалтики до Камы и от Вологды до Пензы. Ареал волосовской культуры совпадает с границами верхневолжской культуры. Это время больших поселений – неолитических протогородов. Волосовская культура существовала одновременно с древнеегипетской и шумерской культурами, но превосходила последние по площади в несколько десятков раз. Волосовская культура занимала несколько областей. Археологи придерживаются мнения о местном происхождении волосовской культуры.

На смену волосовской культуре (3065 – 1840 л. до н.э.) во 2-й половине 3-го тыс. до н.э. в лесной и степной полосе Русской равнины распространились различные другие культуры: среднеднепровская культура, фатьяновская культура, культура ладьевидных топоров, Злота культура, катакомбная культура и др., а в Северной Европе распространилась группа культур шнуровой керамики (или другое название – культура боевых топоров). Люди, относящиеся к общности культур шнуровой керамики (боевых топоров) распространились на большей части континентальной Европы, за исключением стран средиземноморского и западного атлантического региона, где обитало не индоевропейское население (лигуры, иберы и др., а также предки современных басков), и севера Скандинавии, где обитали предки саамов. Жилища – деревянные, столбовой конструкции с очагами внутри. Захоронения – в курганных и грунтовых могильниках (трупоположения и трупосожжения).

В 3-ем тыс. до н.э. в Каспийско-Черноморских степях (от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере) распространились племена ямной культуры. Основной объединяющий признак ямной культуры – погребальные памятники, захоронения в скорченном положении под курганами (древнейшими из известных доныне). Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров. Потомки племён ямной культуры на востоке сыграли основную роль в формировании срубной культуры, на западе они были ассимилированы племенами катакомбной, среднеднепровской культуры, усатовской культуры. Основой экономики ямной культуры было кочевое и полукочевое скотоводство. Потомки племён ямной культуры вошли в состав некоторых этнических групп индоевропейской языковой семьи. В рамках ранней версии курганной гипотезы Марии Гимбутас (США) ямная культура связывалась с поздними протоиндоевропейцами. По её мнению, ареал ямной культуры был территорией распространения праиндоевропейского языка в позднеевропейский период

В Волжско-Уральском междуречье на основе местного варианта ямной культуры сформировалась срубная культура. Во 2-ой половине 2-го – начале 1-го тыс. до н.э. она распространилась в степной и лесостепной зонах Русской равнины. Представлена поселениями, курганными кладбищами, кладами металлических изделий, а также литейных форм и инструментов металлообработки. Распространение срубной культуры привело к установлению в этот период культурного единообразия от Урала на востоке до Днепра на западе, от р. Кама и правых притоков р. Ока на севере до Азово-Черноморских степей на юге. Поселения располагались на берегах рек, на позднем этапе иногда укреплялись валами и рвами. Жилища – полуземлянки или наземные (бревенчатые или каменные). Погребения в индивидуальных могилах под курганами. Посуда с геометрическим орнаментом. Орудия, оружие и украшения главным образом бронзовые. Известны мощные очаги металлообработки срубной культуры в Волжско-Уральском междуречье и Северо-Западном Причерноморье. В конце срубной культуры появляются признаки использования железа. Хозяйство: в степной полосе – преимущественно скотоводство, в лесостепи – земледелие и придомное скотоводство. Объединения племён сыграли значительную роль в формировании исторически известных киммерийцев, а позднее – скифов.

Андроновская культура развивается на базе ямной. Распространение андроновской культуры происходило неравномерно. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины. Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Разрабатывались месторождения медной руды в Казахстане, а также Алтайских горах.

Сменившие ямную культуру племена катакомбной культуры в 1-й половине и 3-й четверти 2-го тыс. до н.э. распространились в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Носителями катакомбной культуры была группа родственных племён, генетически связанных с жившими в 3-м тыс. до н.э. на этой же территории племенами ямной культуры. Сторонники миграционной теории высказывают мысль о том, что катакомбные племена восходят генетически к ямному, но возникают под сильным миграционным воздействием популяций Предкавказья. Характерны родовые посёлки и курганные могильники (захоронения в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, посыпаны красной краской, символизирующей огонь). Глиняная посуда с орнаментом, нанесённым верёвочными штампами, характер узоров которого позволяет включить катакомбную культуру в более широкий круг шнуровой керамики культуры. Занятия – скотоводство и земледелие, металлургия меди и бронзы. Вели обмен через племена Кавказа с Передней Азией, Ираном, Египтом. К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н.э. племена катакомбной культуры были вытеснены продвинувшимися из района Средней Волги племенами срубной культуры (сформированной также племенами ямной культуры).

Относящиеся к общности культур фатьяновской культуры в 1-ой половине 2-го тыс. до н.э. распространились от Прибалтики до Волго-Камья с центром в Волго-Окском междуречье (локальные варианты: верхневолжский, московско-клязьминский и средневолжский (балановский) и др.). Фатьяновцы хоронили умерших в грунтовых могильниках в скорченном положении в специальных сооружениях (из дерева, берёсты, прутьев), мужчин – на правом боку, головой на запад, женщин – на левом, головой на восток. Шаровидные сосуды орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах – солярные знаки. Занятия: основные – скотоводство, земледелие; подсобные занятия – охота, рыболовство и собирательство. Была развита металлургия меди. Верования – культ предков, медвежий и солярный культы. На территории современной Москвы могильники фатьяновской культуры обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др. Антропологический тип фатьяновцев, по одной версии, был нордический — с длинной и высокой головой, среднешироким, средневысоким и резко профилированным лицом и высоким ростом, а по другой версии, относился к средиземноморской расе. Исходя из антропологических материалов, учёные отмечают: носители фатьяновской культуры обладали южноевропеоидными чертами и имели «долихокранный узколицый и высоколицый» тип, причём с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа.

Во 2-й половине 2-го тыс. до н.э. на территории современной Воронежской области, Марий Эл, Чувашии и Башкирии (в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале) распространились племена абашевской культуры. Антропологичски были широколицыми европеоидами. Погребения – подкурганные в ямах. Посуда – орнаментированная. Развитие металлургии – значительное. Места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье. По мнению исследователей, абашевские племена были представителями индоевропейской или индоиранской языковой общности. По предположению языковедов, нетюркские и нефинно-угорские древние элементы в чувашском языке являются наследием абашевских племен. У абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца (аналог зороастризма). По мнению Е. Е. Кузьминой и её соратников, этнически абашевское население было "арийским", что подтверждается многочисленными параллелями с древнеиндийскими «Ведами», данными археологии и антропологии.

Железный век (1300 лет до н.э. - 5-6 в. н.э.)Ски́фская культура. Скифы — древний народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. В узком смысле под скифами подразумеваются ираноязычные племена, обитавшие в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона. Древние греки называли эту страну Скифией. Информация о скифах известна из сочинений античных авторов (особенно Геродота) и археологических раскопок. Скифский язык входит в северо-восточную подгруппу иранских языков. Очень близкими по языку и культуре к скифам являлись савроматы (сарматы), саки и массагеты.

скифы

Сарматская культура (другие названия - прохоровская) - археологическая культура степей Евразии IV-II вв. до н.э., для которой характерен комплекс курганов у с.Прохоровка Оренбургской области, раскопанных С.И. Руденко. Сарматская культура в Южном Приуралье формируется за счет ранней прохоровской культуры, а савроматская культура Нижнего Поволжья развилась в тоже время отдельно, как самостоятельная общность. В конце IV или на рубеже IV-III вв. до н. э. произошла массовая миграция южноуральских кочевников на запад в Нижнее Поволжье и незначительная на север, юг и восток. В Нижнем Поволжье восточные кочевники частично ассимилировали местные савроматские племена, частично потеснили их в Приазовье и западное Предкавказье, где они впоследствии составили основу сиракского кочевого объединения. Симбиоз южноуральской прохоровской с нижневолжской савроматской культур определили локальные различия между прохоровскими памятниками Южного Приуралья и Волго-Донского региона в рамках единой культуры.

Турбаслинская культура — археологическая культура V—VII веков н. э., расположена по левобережью среднего течения реки Белой в современном Башкортостане. Археологи, опираясь на установленную антропологами европеоидность «турбаслинцев» и сходство многих элементов их культуры с культурой кочевников восточноевропейских степей, связывают происхождение с сарматами и аланами.

Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII до н. э. — V веках на территории Тверской, Вологодской, Владимирской, Московской, Ярославской областей. Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы.

Городецкая культура — археологическая культура железного века (VII век до н. э. — II век н. э.), памятники которой находят на территории Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Липецкой областей, а также Марий Эл, Мордовии и Чувашии. Иногда ассоциируется с тиссагетами Геродота. Культура названа по раскопанному в 1898 году В. А. Городцовым Городецкому городищу. Другое название — культура городищ «рогожной керамики». По мнению большинства исследователей, населением городецкой культуры были в основном волжские финны.

Ана́ньинская культу́ра — археологическая культура конца IX—III вв. до н. э., распространена на территории Среднего Поволжья (от реки Ветлуги до Ульяновска) и в бассейне реки Камы. В более северных районах памятники культуры располагаются вплоть до Печорского Приполярья. Население занималось преимущественно скотоводством, а также охотой, рыболовством и собирательством. Занятие земледелием до сих пор под вопросом. На Ананьинскую культуру оказали большое влияние культуры Кавказа (колхидо-кобанская), скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии. Особенно значительными были связи ананьинцев с носителями культур Кавказа. Ананьинцы, по-видимому, принадлежали к финно-угорской языковой группе. Есть гипотеза, отождествляющая их с тиссагетами либо с аргиппеями.

Именьковская культура — раннесредневековая археологическая культура IV—VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Племена именьковской культуры занимали территорию от Средней Суры — на западе, до низовьев реки Белой на востоке, от правого берега реки Камы на севере до Самарской Луки на юге с IV по VII вв. н. э. Своё название культура получила по первому наиболее полно изученному городищу у с. Именьково Республики Татарстан. Предположительно, генетически связана с культурами Поднепровья и Северного Причерноморья (пшеворской, зарубинецкой, черняховской).По пришествии в Среднее Поволжье булгар, во второй половине VII века, памятники именьковцев исчезают. Высказывается предположение, что часть именьковцев растворилась в пришельцах. Этническая атрибуция населения именьковской культуры является объектом дискуссии. В именьковцах видели финно-угров, тюрок, угро-мадьяр, протославян, балтов, иранцев (поздние сарматы).

Меотская культура — археологическая культура раннего железного века и перехода от бронзы к железу, была распространена на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря в 1 тысячелетии до н. э., а также на побережье Чёрного моря (охватывающая современные территории Кубани, Адыгеи, Абхазии и Ростовской области). Носителями культуры были древние меоты.

В 13 – 4-ом вв. до н.э. от Балтийского побережья до Дуная и от р. Шпре до Волыни была распространена наиболее древняя из культур полей погребальных урн – лужицкая культура. Занятия: земледелие (применялись деревянная соха и плуг) и скотоводство. Из привозной бронзы изготавливались серпы, кинжалы, мечи, украшения, сосуды. В 7 – 6 вв. до н.э. распространилась металлургия железа, и во 2-й половине 1-го тыс. до н.э. железо уже полностью господствовало в производстве. Многие учёные считают племена лужицкой культуры, состоявшие из разных народов, предками славян современных германских земель.

Зарубинецкая культура — вторая половина I тыс. до н. э. — первые века I тыс. н. э. — последняя дославянская (западнобалтская) культура в Среднем Поднепровье на Украине и на Припяти в Белоруссии. Название идёт от села Зарубинцы Киевской области. В III—V веках существовала как Позднезарубинецкая культура. Зарубинецкие культуры свидетельствуют о связях предков славян с готами, скифами, сарматами, о влиянии на них Римской империи.

Черняховская (Киевская) культура — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территориях Украины и Молдавии в II-IV веках. Большинство историков считают состав этой культуры полиэтническим (праславяне, сарматы, аланы, даки, геты, фракийцы, поздние скифы, гепиды, угры). Территориально сменяет зарубинецкую, с которой имеет много общих черт. Упадок черняховской культуры наблюдается во время вторжения гуннов.

Поморская культура, в западной литературе также померанская культура — археологическая культура железного века (VI—II вв. до н. э.), расположенная на территории современных Польши, Прибалтики, Белоруссии, Новгородской области. Ряд исследователей указывает на связь этой культуры с этрусками - находки изделий из балтийского янтаря, в Этрурии, часто встречающиеся находки этрусских изделий на балтийском побережье. Некоторые ученые высказали предположение, что контакты культур осуществлялись венетами, сарматами, скандинавами и финно-уграми.

Культура новгородских сопок — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории современного Великого Новгорода и возникшая из союза разных племен. Сформировалась примерно в VII—VIII веках в результате миграционных потоков праславянского населения. Восприняла многие традиции балтийских и местных финно-угорских племён.

Мощинская культура — археологическая культура железного века, существовавшая в IV—VII веках на территории Калужской, Орловской и Тульской областей. Сложилась в результате взаимодействия местного населения юхновской культуры с пришлым населением зарубинецкой культуры и других культур. Родственна днепро-двинской культуре. Носители мощинской культуры отождествляются с летописным балтским племенем голядь и считаются ответвлением юхновской культуры. Они также составили местный этнический субстрат, определивший своеобразие представителей восточнославянского племенного союза вятичей. Жили мощинцы в укрепленных городищах, а мертвецов своих сжигали и хоронили в курганах.

Юхно́вская культура — археологическая культура железного века V в. до н. э. — II в. до н. э. Была распространена на территориях Черниговской области Украины и Брянской, Курской и Орловской областей России. Впервые памятники этой археологической культуры ввел в научный оборот Д. Я. Самоквасов, раскопавший два городища близ деревни Юхново. Связи данной культуры прослеживаются с регионом Смоленска и реки Оки. Этническая принадлежность племен юхновской культуры пока еще не определена, возможно одна из локальных этнографических групп восточных балтов или праславян. Юхновцы часто отождествляются с геродотовыми будинами — народом, обитавшим в верховьях Дона между Волгой и Днепром.

три богатыря

Представленный обзор показывает, что антропогенез, начавшийся на территории Русской равнины (Костёнки, Воронеж), продолжался в течение многих тысячелетий. Начиная с эпохи верхнего палеолита, население Русской равнины было представлено различными археологическими культурами, которые существовали на данной территори, как в разное, так и в одно и тоже время. Главными игрокми, из которых впоследствии возник РУССКИЙ ЭТНОС, были протоиранские, праславянские, финно-угорские, балтские, скандинавские, прототюркские и кавказские племена. Археологические исследования указывают также на то, что жители Русской равнины достаточно часто образовывали различные МЕЖПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ. Вполне вероятно, что славяне, которые появились на исторической арене только в середине первого тысячелетия, возникли как союз разных народов, которые присвоили себе имя славян, то есть народа славного или знаменитого, от слова слава, которое, на языках русском и славянском, означает то же, что и знаменитость или доблесть. Подтверждением этого является полиэтничность последних 5-6 археологических культур, приводимых нами в разделе "железный век". Известно также, что славяне были солнцепоклонниками и славили своих богов. Центрами возникновения славян, по всей видимости, были современная Украина, Южная Прибалтика и некоторые территории современной России. Однако археология пока не дает ясного ответа на вопрос - кто и откуда были русы.

legenda01.livejournal.com

Допотопные древние поселения России, Украины: sibved

В продолжении этого поста: Раскопки древних допотопных слоев на территории России

Подборка примеров древних пластов, стоянок, поселений на территории России, Руси, которые на мой взгляд были уничтожены катаклизмом.Возраст всех объектов будет указываться официальный.

Костенки Костёнковско-борщевский комплекс стоянок каменного века - палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе села Костёнки в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: 25 стоянок разного времени (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 кв. км.

Ученые, конечно, утверждают, что это все культурные слои. Но забудьте про слои где есть более-менее однородные толщи глины. Это слои образовались в очень короткое время в геологическом масштабе. Признаки катастрофы подписаны на фото.

Сунгирь Верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово.Предполагаемый возраст 25 тысяч лет. Сунгирь - одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.

Толстые глиняные слои (которые ученые считают за культурные), отложившиеся за короткий период, похоронившие селение

Находка при раскопках

Облик живших здесь в то время

Быки - группа палеолитических стоянок на реке Сейм у села Быки Курчатовского района Курской области. Возраст 21000-14000 лет назад. Исследовались в 1978 году Г. В. Григорьевой и в 1994—1999 годах А. А. Чубуром. Обнаружены следы капитальных утеплённых и лёгких наземных жилищ, многочисленные каменные и костяные изделия, произведения первобытного искусства.

План поселения Быки (24 тыс. до н.э.). Во врезке сверху слева – план г. Аркаим в том же масштабе. Справа – статуэтка Макоши из Авдеева (22 тыс. до н.э.).

Кобяково городище Расположено на балке Кобяковской, на правом берегу Дона, вблизи от Аксайского автомобильного моста через р. Дон.

Вид Кобякова городища с реки Дон

Подробнее Еще подробности

Находки, сделанные при раскопках:

Амулеты из египетского фаянса. Тесные торговые связи?

Импортная краснолаковая посуда I-II в. н.э.

Официально: Материалы кобяковских поселений свидетельствуют о гибели этой культуры, скорее всего, в результате военного столкновения. А может быть, природной?

Майданецкое. Триполье

Майданецкое (уточненный ракурс). План поселения 4 тыс. до н.э. 1 – контуры жилищ, 2 – контуры предполаемых жилищ и хозяйственных ям. 3 – хозяйственные ямы? 4 – береговая низина.

Плотность застройки различна – от 7 до 11 жилищ на гектар, вероятное число комплексов – до 2000 в Майданецком и 2700 в Тальянках (это уровень числа усадеб позднесредневекового Новгорода). Основу застройки составляли двухэтажные жилищно-хозяйственные комплексы.

Реконструкция протогорода Майданецкое

Поселения-гиганты трипольцев в Буго-Днестровском междуречье, площадь которых поражает своими размерами: Тальянки - 450 гектаров, Майданецкое - 250 гектаров. Даже по средневековым временам – это площадь крупных городов. Благодаря геомагнитной съемке было обнаружено, что они насчитывали от 1500 до 2800 зданий, расположенных концентрическими кругами, которые заселяли от 6 до 25 тысяч жителей.Трипольская культура - это поселения Небелевка, Гордашевка, Песчаная. Наиболее ранним памятником здесь является Тальное-1… Очевидно, несколько более поздним памятником являются Доброводы («протогород» тоже площадью до 300 га). Затем здесь, на расстоянии всего 11 км друг от друга возникают два поселения-гиганта: Тальянки и Майданецкое. Всего в 7 км от Майданецкого обнаружено два небольших поселка – Тальное-2 и Тальное-3, синхронные с ним. Аналогичный куст из трех поселений, синхронный Тальянкам, найден у с. Мошуров. Список можно продолжить менее масштабными селениями.

Подробнее

Обратите внимание – у поселения такого масштаба нет оборонительных сооружений: валов, стен. Значит, не было внешней угрозы. И очень часто поселения такого масштаба становились городами. А их открыли уже десятки. Не успели? Что-то прервало их жизнь?

Информации, а тем более фотоматериала на эту тему крайне мало. Понятно, ведь это отодвигает нашу историю скифов, русов далеко вглубь времен. Это не нужно знать обывателям и школьникам. Еще предложу версию, что многие эти археологические культуры не такие древние. А делает их древними катаклизм, который погрузил все под толстые слои глины, песка. Как видно на срезе в Костенках – встречается даже вулканический пепел. Когда до ближайшего вулкана – тысячи километров.

С полным списком археологических культур России можно ознакомиться здесь

При реконструкции облика жителей некоторых этих культур, получались вот такие лица:

Линия антропогенеза Русской равнины – мужчины.

Линия антропогенеза Русской равнины – женщины.

Источник

Вполне обычные, современные лица без наличия «дикости» на лице. Так может быть, эти культуры – пласт одного времени? Только погребены были под разные толщи глина и грунта и здесь ученые дают им разный возраст. Судя по списку археологических культур России заселяли они не только европейскую часть современной России, но и всю Сибирь и Дальний Восток. Провинции Тартарии.

sibved.livejournal.com