В дружбе с природой, или традиции языческой Руси. Природа древней руси


В дружбе с природой, или традиции языческой Руси

Славяне свято чтили традиции и поклонялись стихиям. Душа значилась для них главной ценностью, а поклонение божествам — важнейшей составляющей жизни. Какие ритуалы сопровождали жизнь наших предков до крещения Руси, вспомнила автор diletant.media Анна Баклага.

Славянское язычество сформировалось из индоевропейской культуры

Принято считать, что славянское язычество сформировалось из индоевропейской культуры. Ведь их религиозные воззрения достаточно ярко отражали первоначальные традиции арийских племен. Язычники верили в силу природы и матери-земли, а также в Богов, которые отвечали за стихии. В их списке числилось почти шестьдесят разных идолов. Кроме высших существ — Богов, они верили еще и в менее значимых. Например, леших, домовых, различных духов и русалок.

Важной частью жизни, такой как обряды, руководили мудрецы. Традиционно их называли — волхвы. Многочисленные ритуалы были направлены на поддержание связи между людьми и Богами. В надежде на их помощь и защиту они приносили подношения и всячески пытались умилостивить.

Древние славяне уважали время и жили в ритме с природными циклами. Каждый сезон имел для них свою функцию. Осень они посвящали почитанию матери-земли и предков. А также всему, что связано с потусторонним миром. Последний месяц этого периода считали наиболее опасным, когда людям требовалась особая помощь и защита от неведомых сил. В это время поклонялись Калите — помощнику Бога Солнца в борьбе с темными силами. Это был обрядовый праздник общины и каждой семьи. В конце ноября они поклонялись Доле. Считалась, что эта молодая Богиня ткет нить жизни каждого человека и складывает жизненный путь. Девушки собирались вместе, варили кашу и гадали на свою Долю. Все люди в этот день молились за свою судьбу и просили Богиню открыть им тайны будущего.

Каждый сезон язычники сопровождали специальными ритуалами

Зимний цикл праздников был посвящен смерти и рождению. Это время, когда старый умирающий год перерождался в новый. Главными днями зимы были Святки и Коляда. Перед приходом Коляды в каждом доме ставили в воду украшенную иву или вишню. Деревья символизировали древо рода, а сам день, который называли Сочельником — единение всей семьи. Коляда был важнейшим из рождественских праздников. В эти дни нужно было особенно следить за духовной и физической чистотой и не употреблять спиртное. После этого наступали двенадцать дней Святок. Данные дни были священными и отвечали двенадцати месяцам следующего года. Какие мечты и мысли сопровождали человека в эти дни — определяло его судьбу на последующие месяцы.

Приближение теплых дней знаменовалось еще одной чередой гуляний. Главными из них были дни Масленицы, когда зазывалось солнце и весна. Обрядовых действий в этот период проходило очень много: выпекание блинов, катание на лошадях, священные кулачные бои, помогающие Яриле победить Велеса и побыстрее вступить в свои права. Все традиции масленицы были направлены на пробуждение природы ото сна.

Для древних славян расписные яйца были символом вселенной

Весну, естественным образом, славяне ассоциировали с возрождением жизни. В эти дни особенно почитались Боги, оплодотворяющие природу. Главным весенним днем называли Великдень — праздник, когда Ярило покрывал своей силой землю и благословлял ее на новый урожай. По верованиям древних славян в этот день открывались особые врата, через которые в человеческие души приходил очистительный огонь. Всяческими способами в это время расписывались яйца, которыми угощались все вокруг. Яйца представляли собой всю вселенную. Утром, в праздничной одежде, люди шли к храму. Возле него разводился огонь и поддерживался до восхода солнца. Хорошим знаком считалось, если хозяин или хозяйка принесет домой огонь Ярила — свечу с жертвенным огнем. Это знаменовало наполнение дома духовным и телесным благом через обновление семейного огня.

Самым же красочным и озорным считался летний сезон. В этот период проводились обряды для защиты урожая, а также церемонии для продолжения рода. Одним из важнейших устоев наших предков был праздник Купалы. Он приходился на день летнего солнцестояния, когда в году наступал самый длинный день и самая короткая ночь. В языческой традиции ночь Купалы — это время накануне встречи Богов. По их преданию, с восходом солнца этого дня, происходила встреча Ярилы с богиней рассвета Зарёй. И на восходе солнца в процессе купания благословлялись брачные узы. Именно поэтому день Купалы назывался праздником верности и искренней любви. Купальская роса считалась целебной, а травы, собранные в эту ночь, необыкновенно полезными.

Праздник Купалы был важнейшим событием наших предков

В пожертвование Купале приносили венки из цветов, орехи, мед, пироги, печень и хлеб. Говорили, что в период солнцестояния, Мать Земля обладала волшебной силой и отдавала ее всем. Равным образом они верили и в то, что в этот день Перун (Бог-громовержец) зажигает цветок папоротника, и счастлива та пара, которая его увидит. С днем Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на этот праздник нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки.

Заклинание дождя, моления, празднования первых всходов, появления первых листьев, праздники сбора урожая — все это хранили обряды и обычаи на Руси в течение многих столетий.

Рекомендовано вам

diletant.media

Родная Природа! — Славянская культура

Родная Природа!

Ныне, когда идеология марксизма-ленинизма утратила господство, ее проводники бросились в христианство, да еще с таким рвением, с каким некогда сами взрывали и православные храмы, и Ипатьевский дом. Разуверился народ в рае земном, нужно скорее опять заворожить его раем небесным. Православная церковь призывает обездоленный и униженный народ к покаянию. К покаянию труженика перед паразитами.  

К покаянию жертвы перед палачами. Нас призывают каяться в тех несчастьях, что обрушились на нас по указке из-за океана. Может нам каяться до последнего русича, до последнего его вздоха? Каждый должен понять, что проповедь покаяния и долготерпения есть зловредная отрава, духовная сивуха. 

В Державе, занимавшей 1/6 земного шара, несколько лет назад вдруг запричитали "о духовном возрождении", покаянии, "дороге к храму". Замелькали на телеэкране благообразные христианские личины. И вот уже Советский Союз исчез с карты мира. Ельцин позирует вместе с Ридигером (странная фамилия у "русского" патриарха), и вот уже Россия идет по стопам Союза.

Лукавые пастыри твердят о якобы извечной греховности, неполноценности русича. Внушается установка на самоуничижение, самобичевание, проповедуется холуйское смирение, превращающее русича в презренного раба. Хотя единственно в чем нам надо каяться, так это в излишней доверчивости.

Церковь всегда служила власть имущим. Чужеродная зараза (христианство есть такое же ответвление иудаизма, как и ислам), насильственно привитая русичам полукровкой-братоубийцей Владимиром, духовно разоружила народ, лишила его воли к сопротивлению. Проповедь непротивления злу силою извращала здоровый дух язычества, разъедала природные воинские качества мужчин, что привело к порабощению Руси татаро-монголам. По указке митрополитов, лобызавших татарскую нагайку, попы призывали народ служить ханам верой и правдой, и даже молились "за здравие" ханов и за их род.

Подрыв общинно-вечевого строя древних славян был начат церковью, освятившей крепостное право. Волхвов-ведунов, — выразителей ВОЛИ ВЕЧА, православные инквизиторы сжигали живьем. Славянское племя вятичей дольше других сопротивлялось кровавому "крещению", но и их заставили уверовать в иудейские басни, положив в основу своей "религии" иудейскую историю. Победа христианства стала сумерками славян. Прервалась волшебная связь потомков и предков. Народ осиротел, лишившись незримых Хранителей. И с тех пор тяготеет над ним его неизбывная Доля.

Духовность и религиозность отнюдь не одно и тоже, как то внушают церковники. Духовность есть, прежде всего, одухотворённое, родственное отношение к Природе и подвижничество во имя Родины и Рода своего.

Естественным противоядием христианскому мракобесию может быть только исконно Русский дух, совечный Русскому Народу и воодушевлявший его задолго до обращения в так называемое "православие". А природный родник Русского Духа — дохристианские, светоотеческие заветы пращуров. "Язык" у славян означало то же, что и "племя". Язычество дословно то же, что и народность. Народное языческое мирочувствование есть чувство кровное, национальное, в отличие от международных религий христианства и ислама.

В отличие от этих искусственных, рукотворных религий языческое мировидение есть врождённое, естественное убеждение человека. Язычество есть стихия, созвучная настрою славянской души. Язычество — вещее чувство, живущее, подчас неосознанно, в нашем сердце. Каждый русич, не зараженный еще зловонным дыханием города и восторженно встречающий восход Ярилы — Солнца, в недрах души своей — уже язычник.

Разгадка бытия человека — в духовном общении с Природой. Наши пращуры ощущали все части Природы особо одушевленными, населяя (отсюда Вселенная) все ее царства и каждую стихию таинственными сущностями — Духами. Всем явлениям Природы сопутствует внутренняя духовная жизнь. Суть язычества — лад с Природой. Природа одухотворена, следовательно, лад — сочувствие с природными духами. Древние одарили нас самым прекрасным, самым глубоким и самым высоконравственным представлением о Земле как о живом, сознательном, одушевленном Целом. Мать-Сыра-Земля не бесчувственная глыба, она ЖИВАЯ САМОБЫТНАЯ СУЩНОСТЬ.

Наука пытается проникнуть в тайны Природы, философы о них размышляют, невежды веруют, а ведуны-волхвы ведают. Ведать — значит внимать откровениям Природы. Дар волхвов — волшебное мироощущение, живой задушевный опыт общения с Природой, а не слепая мертвящая вера. Ведение есть проникновенное вещее знание (отсюда — ведьма, т.е. ясновидящая ведунья, знахарка, опороченная христианами). Христиане верят, потому что не знают, не понимают. Верят "священникам" как посредникам между человеком и "богом", без которых, якобы, грешному не спастись. В своих молитвах они вначале пресмыкаются перед: "богом", скулят, а затем просят его дать хлеба и списать долги.

Славяне у своих Духов-Покровителей ничего не вымаливали. Славяне — значит Род Славный. Славяне свою Родину славили, как славили Природу и Род свой. Оттого и звались "славящими", или славянами. Славянам вообще было чуждо иудо-христианское понятие единого личностного божества, надприродного бога-отца, парящего над неодушевленной Природой.

Одухотворенное отношение к Природе немыслимо без одухотворения самой Природы. Согласно языческому мировидению, Великий Дух-Род внутренне присущ, совечен Природе. Род — душа Природы. Природа — воплощение Рода: все живые существа родственны и всякая жизнь свещенна. Род мыслился не как внешний творец Природы, но как ее внутреннее духовное начало, а бессмертная душа человеческая — как частица этого начала. Представление о животворящем Духе, проникающем в Природу и связующем ее в единое целое, есть древнейшее, наиболее глубокое и совершенное среди религиозно — философских учений. Смелые выводы современной космологии и астрофизики, космогонии и геологии согласны мировоззрению язычников — солнцепоклонников, но никак не иудейской небылице о Иегове с его шестью днями творения.

Хищническое уничтожение Природы есть закономерное следствие вошедшей в христианство (и ислам) иудейской догмы о сотворении мира из ничего, в которой четко обособлены бог-творец и, полностью от него отличный, тварный природный мир. Лишенная собственной самоценной сущности Природа оказалась вторичной, низшей, неодушевленной формой божественного творения: тварью, бессловесной рабой, созданной на потребу "избранному" народу.

Христианство впитало в себя иудейское отчуждение от Природы. С его торжеством в Европе началась новая историческая эпоха беспощадной борьбы с Природой. Светлые Природные духи были объявлены нежитью, нечистью. Иудео-христианство олицетворяет в себе страх и ненависть к дикой Природе, как к силе, якобы, чуждой, враждебной, демонической. Природа "греховна" и "богопротивна", и, следовательно, должна быть покорена. Церковь освящает господство человека над Природой и узаконивает бесправие Природы перед лицом человека.

Угасание оскверненной Природы было предопределено многовековым господством иудео-христианства, отторгнувшего человека от Природы и противопоставившего его Ей. Нечестивое отношение к лишенной обожания Природе легло в основание западной машинно-капиталистической цивилизации. Истоки экологической катастрофы — в библейской установке на закабаление (от слова "каббала") Природы.

Так быть ли храму? А он у нас есть, причем нерукотворный. Это шабалинский ЛЕС!

У древних славян не было изображений божеств и построек, где эти божества "обитали". Волхвы считали несовместимым с величием духов представлять их в образе человеческом и запирать в стенах, построенных человеческими руками. Естественными светилищами у славян были заповедные леса, березовые рощи и дубравы, посвещенные Духам-Покровителям.

Между почитанием перевоплощающихся Предков и почитанием свещенных рощ имелась глубокая сокровенная связь. Родина, Природа, Народ — едины, ибо корень один — древний языческий РОД. В языческом самосознании духи Предков сближались, взаимосвязывались, а порой и прямо отождествлялись с природными Духами. Ведь умершие отходят в иной мир, являющийся одновременно и миром Природы. Так, свещенные березы и дубы с одной стороны являлись воплощением природных сил, а с другой — временными прибежищем Душ Предков. Корень РОД един, а потому нет, не переходимой границы между родовыми Духами-Предками и природными Духами. Более того, на глубинном уровне РОДА происходило взаимопроникновение, и тогда духи неуловимо превращались, ОБОРАЧИВАЛИСЬ.

Подобно тому, как душа человеческая в обмороке либо восторженности выходит из тела (вспомним выражения: выйти из себя, пришел в себя) и может принимать любое, хоть звериное обличие, так и душа березы может объявиться в облике либо человеческом, либо смешанном, либо перемежающемся. Дева-Древяница являлась не как привидение из иного, чуждого мира, а как другая качественная сторона той же родной Природы. В цельном мироощущении язычника не было резкого противопоставления явного и призрачного, природного и духовного. Все духовное материализовалось, а все материальное — одухотворялось. О том, что материя есть только сгустки силы, волхвы знали задолго до "безумных" идей в физике. Русалки-Берегини оберегали сородичей — Род Русичей. Их чтили в образе свещенного дерева — Русской Березы. С Березой было связано волхование и древнейший обряд кумления. Березы вовлекались в обряды воплощения Предков на родовом празднестве — Родонице.

Огнем и мечом искореняли христиане память о светоотеческих заветах. На пепелище языческих светилищ, на месте вырубленных под корень свещенных рощ строились церкви. Строили их и возле издревле почитавшихся свещенных родников, там, где действовали жизненно-важные точки Земли (по научному — акупунктура), где черпалась земная мощь и благодать. Слова "священный", "свято" — есть искаженное христианами "светлый", то есть солнечный (Светило), ибо русичи были солнцепоклонниками (русый значит светлый), потому христиане и подогнали "Рождество Христово" к 25 декабря /по-старому/ — дню Рождения Солнца, великому торжеству зимнего Солнцеворота, чтобы освятить в народном сознании рождение Иисуса, слить его с рождением Светила.

Душа народа воплощена в его языке. Только в русском, вещем языке РОДИНА — ПРИРОДА — НАРОД являют собой вечное, неразрывное целое, ибо произрастают из одного свещенного корня — РОД. Всё самое дорогое, самое прекрасное, самое благородное заключено в этих трех словах. Поскольку подобное триединство присуще исключительно русскому языку, оно запечатлело РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ. А подвижники родного идеала есть русские националисты.

Будущее Руси должно быть созвучно этому идеалу. Окончательное слово здесь скажет природоохранный общественный строй — русский социализм. Не марксизм, не капитализм, а собственный, качественно иной путь. Нам не нужно ни ЧеКа, ни Колчака. Русский национализм имеет природные корни в буквальном смысле слова, он произрастает из привязанности человека к Родной Земле. Родина — прежде всего Родная Природа, Для нас, русичей, это, конечно, ЛЕС, стоящий у колыбели Нации и оберегавший её. Без леса невозможно представить себе ни детства, ни Руси. Дети, выросшие на асфальте, часто становятся космополитам. Оторванный от родной почвы народ превращается в сброд.

Мы, славяне, — дети Леса. Христианство, зародившееся на берегах Мертвого моря, "в пустыне чахлой и скупой", органически чуждо нам. Чужеродный иудео-христианский дух пустыни разрезал по живому многотысячелетнюю сокровенную связь Народа с породившей его Матерью-Природой. Дух Пустыни противостоит Духу Леса, как тьма — свету, как зло — добру, как кривда — правде, как смерть — жизни. Служители темных сил планомерно уничтожают Природу, превращая цветущую Землю в пустынное пространство песка и радиоактивных камней. Идет последнее великое боренье Духа Леса с Духом Пустыни, и западная природопожирающая цивилизация уже на пороге своей гибели.

Взгляните на отношение к Лесу наших соседей-марийцев, оберегающих кое-где до сих пор свои свещенные рощи и кущи — обители Духов. В Лес марийцы — охотники ходят как "в гости".

Они внимают предвещаниям деревьев, спрашивают у них дорогу, просят разрешения переночевать под их сенью... Заповедные места еще охраняются сбывающимися поверьями о скорой насильственной смерти злоумышленника, навлекшего на себя гнев Духов. Марийцы — отсталые и невежественные? Ну а японцы, обгоняющие Америку? Они такие же язычники: чтут Солнце, Предков и Свещенные деревья.

Во всех народных сказаниях дерево — живое и одушевленное. Современная наука, изучая биоэлектрическую реакцию растений, установила, что растения отвечают изменением определенных биопотенциалов на различные чувства человека. Исследования подтвердили, что дерево ощущает боль и страдания, сопереживает другим деревьям и способно общаться с человеком на уровне так называемого "подсознания (вернее, сверхсознания), душевные глубины — именно та область, посредством которой только и возможно сочувствие человека с иными духовными сущностями.

Деревья обладают еще и собственными чувствами, безымянными для людей. Ботаникам очень немного известно о тайнах деревьев и совсем ничего о сокровенной их сущности, об оживляющих их душах, чей лунатический миф лишь зыбкими гранями соприкасается с нашей явью. Заповедная девственная Природа потому чарует и врачует нас, что она — обитель Дев-Древяниц. В древних сказаниях дева катает вещую силу, только оставаясь девой. И подобно деве, теряющей девство, утрачивает благодатную силу оскверненная человеком Природа. Лес обладает неким единым сознанием, слагаемым из сознания и чувствования обитателей всех царств Природы (то, что называется биополем на немощном языке науки). Наш Леший — это совокупный Дух Леса, Лесной Хозяин. Несмотря на все усилия церковников, родные образы домашних и природных духов (домовой, русалки, леший) хоть и потускнели, исказились, но в народном сознании так и не слились с обличием бесов.

На заре нашей истории то душевное состояние, что ныне именуется мистическим, было естественно присуще человеку. И то, что нынешнее худосочное человечество называет экстазом, язычники переживали как воодушевление, вдохновение, одухотворение. Умение мыслить без слов, чистыми чувственными образами, позволяло им понимать другие живые существа и быть понятыми ими. Древесные души так же реальны, как звери и птицы. Только по-иному. Так же имеют свою сознательную волю, свое дыхание, могут волноваться, любить и скорбеть. Только по-иному. Волхвы, жившие в задушевной близости с Природой и обладавшие волшебным даром СОСТРАДАНИЯ, входили в общение с ними.

Воспринимая стоны дерева, ведуны ЗНАЛИ, что оно чувствует раны подобно человеку. Что снять кору с живой березы — все равно, что содрать кожу со своего родича. Дровосек, рубя дерево, делая это не с легким сердцем, а с сознанием совершения убийства, и всегда просил у дерева прощения: "Мои дети живут в холоде, и у нас нет дров, чтобы сварить горячую пищу. Оттого славяне и валили деревья сообща, чтобы разделить тяжесть вины, и сопровождали рубку искупительными обрядами. Запрещалось рубить свежие деревья, а корчевка дозволялась только в случаях крайней нужды. При том говорилось: "Лес-Батюшка, Земля-Матушка, Вашей плоти взять дозвольте: не ради наживы, а ради жизни".

Лес хранит наши заветные тайны. Величайшая тайна — чудо фотосинтеза, — основа, на которой зиждется ЖИЗНЬ. Только растения — настоящие дети Солнца, ибо только они владеют тайной преображения его животворящей силы. Сколько лесов загублено ради бумаги для печатания сомнительных предположений о загадке фотосинтеза! И все эти тьмы мертвых бумажных листов не стоят мудрости одного зеленого. Только зеленые растения, преобразуя Ярилину Мощь, создали кислород и подарили жизнь животным и человеку. Только растения и поныне дарят всем зависимым от них существам воздух, пищу, тепло и лекарства... Дарят, жертвуя собою...

Дуб может наделить человека частью своей природной силищи и даже исцелить, если только обратиться к нему с чистой душой. Растения совершенны, значит, они живут в согласии с Волей Природы. В растении угадывается некий замысел самой Природы, проливающий свет на самые глубокие запросы человеческой души. Растения — самые чистые, самые светлые создания, единственные на Земле питающиеся не чужой жизнью, а непосредственно улавливающие благодатные излучения нашего Светила. Корни дерева в Земле, а листья связаны с Солнцем. Оттого оно многое знает, и молчаливо. У дерева учится и зверь, и птица, и человек. Дерево чует погоду на несколько месяцев вперед и никогда не ошибается. Ошибается только "венец творения" — человек. Жестоко ошибается он, безжалостно вырубая Лес, — единственное противоядие от все возрастающего смрада промышленности. И внуки наши (если они выживут) не поймут уже песенных слов "Не шуми ты, Мать, зеленая дубравушка..."

Страна разрушается по хорошо продуманному врагами плану. И не последнее место в этой разрухе отводится уничтожению Природы, прежде всего Русского Леса. Наше национальное богатство разворовывается, уплывает за рубеж и оседает миллионами долларов на счетах "демокрадов" в швейцарских банках. И в Шабалино зачастили скупщики и перекупщики леса, спешащие урвать свой кусок от русского пирога. Армяне, израильтяне с двойным гражданством, толстосумы из Средней Азии — все спешат, пока в стране смутное время.

Не отстают от них и доморощенные "бизнесмены" (из грязи — в князи), для которых "рынок" — базар-барыш есть самое уютное время половить рыбку в мутной воде, пока бездействует закон и спит прокуратура. Как показала проверка, проведенная районным Советом народных депутатов, "совершенно запущен учет при заготовке и реализации древесины в предприятии ТОО "Борей" (см. "Шабалинский край" №54 1993 г.).

Когда на Родной Земле творится беспредел, когда прогнившая плутократия продажна снизу доверху, тогда сам народ обязан взять дело спасения Природы и Родины в свои руки. Необходима ДРУЖИНА ЗАЩИТНИКОВ ЛЕСА. Мы обязаны остановить истязание. Судьба Народа и судьба его Родной Природы связаны неразрывно. Охранять Природу — значит охранять Родину. Мы призываем лесных братьев, тех, в ком не угас еще вольный дух Василия Буслаева и Степана Разина, всех желающих противодействовать хищнической, беззаконной вырубке Леса, обращаться в д. Весенево.

Русская Нация, растлеваемая физически и духовно, на грани вырождения. Смертность превышает рождаемость. Нация угаснет, если не пробудится от тысячелетнего беспамятства. Для возрождения и утверждения Нации требуется мощный заряд духовности. Язычество, сыновнее отношение к Матери — Родине — естественный источник этой духовности. Язычество — это родная почва, плодородный пласт, чернозем нашей истории и культуры. Христианство — всего лишь придорожная пыль. В час отчаяния, в час смертельной опасности князю и Родине, Ярославна обращается не к христианским "заступникам", не к "спасителю" и "богоматери", но призывает силы — родные, древние и могущественные, — Солнце, Ветер, Днепр...

Мы обязаны утвердить самоценное чувство русского "Я". Мы обязаны возродить мужество юношей и девичью честь. Русский Национализм — это свещенное право коренной Нации быть хозяином в собственном доме, на Земле Предков. Русский Национализм — это РУССКИЙ ПОРЯДОК и РУССКИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УКЛАД, способный установить социальную СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Русский Национализм — это власть подлинных Советов (СОВЕТОВ от слова ВЕЧЕ — волеизъявление народа, ВЕЧЕ было и в ВЯТКЕ).

Русичи! Вятичи! Откройте глаза! Неужто мы настолько спились и обесчестились, что не в состоянии осознать происходящее? Неужто наши дети обречены мафией на истощение и вымирание? Неужто великий и гордый Народ смириться с уготованной ему участью палестинцев?

С рабством, кабалой, растворением и исчезновением? Нет: "Есть еще порох в пороховницах!" Капитализм, грабящий неимущих, не приживется на Руси.

Спасение Родины и спасение Природы — цель единая и неделимая. И эта цель будет взята. На то мы и русичи. Другие страны созданы для тех, кому быть РУССКИМ не под силу!

СЛАВА ЯРИЛЕ!СЛАВА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ!CЛАВА РУССКОМУ ЛЕСУ!

Ну, а как же быть с храмом? Солнечный сосновый бор величественнее и вдохновеннее любого собора. Собор, прежде всего и есть бор Свещенных Деревьев.

Доброслав 

Похожие статьи:

Боги, духи и существа → Коловрат всебожья

Красота и здоровье → Древнеславянская Здрава

Космос → Славянская астрология

Поэзия → Азбука со славянскими персонажами - Марина Царь Волкова

Фольклористика → О русских сказках и былинах

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

План Введение Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития древней Руси Восточные славяне: теории расселения и происхождения

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития древней Руси

2. Восточные славяне: теории расселения и происхождения

Заключение

Список литературыВведениеЕщё в начале 12 века русский летописец, монах Киево-Печерского монастыря Нестор, которого большинство историков считают автором знаменитой летописи «Повесть временных лет», задался вопросом «Откуда есть Русская земля». Этот вопрос интересуют ученых и сейчас.

Существует несколько теорий происхождения славян. Одна из таких теорий Нестора. Он, опираясь на библейское сказание о том, что после «Великого потопа» сыновья Ноя разделили между собой землю и один из них Аорет взял под своё покровительство страны Европы. Славяне вошли в часть мира, который управлял Аорет. Прародиной древних славян является бассейн реки Вислы (территория современной Польши). В 1 веке н. э. славяне начали расселяться в верховья Днепра, Десны, Оки и остановились у озера Ильмень и стали называться славяне Ильменские. К югу от Вислы — в бассейне реки Днепр (территория Киева), а также в бассейн реки Дунай. Эта теория хорошо подтверждена археологически. Её придерживаются большинство ученых.

Другая это теория Б. А. Рыбакова, по которой славяне это часть населения, проживающего под владычеством скифов в 5 веке до н. э. Геродот называл их скифы-пахари. Несмотря на то, что разработчик этой теории был археологом, его теория не подтверждена археологически.

Особенностью территории древней Руси, было то, что она носила равнинный характер. Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться. Она как бы сближала и перемешивала их, помогала им обмениваться опытом, достижениями культуры, традициями и обычаями. Также территория расселения славян была богата водными путями (реками). Открытость границ с древних времен сделало территорию Руси местом постоянных миграций народов Европы и Азии. Также отсутствие естественных границ во многом определило постоянное противоборство наших далеких предков с кочевниками востока. С другой стороны та же открытость во многом облегчала постоянное расширение Руси за счет соседних земель, окружавших народов. Географическое положение, постоянная опасность русским границам и с востока и с запада, необходимость отвоевать себе выходы к морям приводили к тому, что русское общество становилось милитаризированным, то есть, проникнутым военными настроениями.^ В исходной исторической характеристике русской культуры отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего XIX века и продолжающиеся до сих пор, породили разные гипотезы. Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления "восточной отсталости". Мыслители славянофильского типа, напротив, отстаивали самобытность России, ее принципиальное отличие от Запада, как, впрочем, и от Востока, видя в ней общинно-православное начало. Позднее выявилась и евразийская линия в понимании русской культуры, в которой утверждалось ее пространственное, историческое и духовное слияние с азиатским ареалом.

Однако эти идейные споры отражали несводимость русской культуры к одному из вариантов или к сочетанию и синтезу того и другого. Такие попытки неизменно оказывались неудачными. Часто встречающиеся в научных работах формулировки о "парадоксальности" русской культуры свидетельствуют, что ее понимание требует преодоления однозначных, линейных схем и обращения к многомерной концепции. Такой подход возможен именно на основе применения цивилизационного анализа, так как русская культура несводима к этническому или национальному субстрату, хотя, несомненно, несет в себе характеристики обоих этих уровней. Под цивилизацией здесь и далее понимается уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека.

Противоречия русской культуры

Промежуточное положение России между Западом и Востоком, взаимодействие с обоими началами и противодействие им привело к глубокой противоречивости русской культуры, ее раздвоенности и внутренним расколам. Подобное положение постоянно проявлялось на протяжении всей истории России в культурном расколе между правящим классом и народными массами, в переменах внутренней политики от попыток реформ к консерватизму, а во внешней политике - от тесного союза со странами Запада до противостояния им.

В отечественной культуре можно найти немало противоположных характеристик, свойственных всякой культуре и создающих разнообразие национально-духовной жизни:

индивидуализм - коллективизм;

смирение - бунт;

природная стихийность - монашеский аскетизм;

мягкость - жестокость;

самоотверженность - эгоизм;

элитарность - народность.

Но, наряду с этими характеристиками, в культуре России постоянно проявляются и возобновляются устойчивые противоречия:

между началом и высокой религиозностью;

между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам;

между всеохватной государственностью и анархической вольницей;

между национальным самомнением, смыкавшимся с великодержавностью, и мессианским универсализмом;

между "русификацией" православия как оплота христианской России и стремлением к превращению православия во вселенскую религию;

между поисками социальной свободы и подчинением государственному деспотизму и сословной иерархии;

между принятием косного земного бытия, стяжательством и безграничной свободой, исканием Божьей правды;

между "западничеством" как увлечением образцами прогресса, свободы личности, рациональной организации жизни и "восточничеством" как интересом к упорядоченной и стабильной, но сложной и разнообразной жизни, отличной от русской действительности.

Для более полного понимания истоков этих противоречий обратимся к рассмотрению основных факторов, определявших и определяющих развитие русской культуры. Среди этих факторов важную роль играют геополитические и природные (ландшафтные, климатические, биосферные). Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой "Курс русской истории" начинает с анализа русской природы и ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских.

В целом все исторические факторы, под влиянием которых складывалась и развивалась русская (российская) культура, можно было бы объединить в несколько групп.

Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры

Все выдающиеся русские ученые (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие) признавали значительную роль в истории России особенностей ее природы, которая существенным образом повлияла на формирование своеобразного антропологического типа человека и его культуры. Суровый климат русской равнины, открытой северным ветрам, лес, степи и реки, бескрайние поля - все это формировало основы отечественной культуры:

мировоззрение народа,

характер расселения,

связи с другими землями,

тип хозяйственной деятельности,

характер земледелия,

отношение к труду,

организацию социальной жизни,

фольклорные фантастические образы,

народную философию.

Образ русского человека с самого начала своей истории связан с земледелием, с тяжелым, напряженным, постоянным трудом. Недаром образы земледельцев запечатлены в древнерусских былинах: Святогор, богатырь Микула Селянинович.

Иным словами, все природные явления, рассмотренные в их системности в качестве социо- и культурогенных факторов, составляли фундамент становления будущей российской цивилизации и культуры.

Лес как природный фактор формирования культуры

Многовековой обстановкой славянской жизни был лес: до второй половины XVIII века жизнь наибольшей части славянского населения шла в лесной полосе нашей равнины.

Лес оказывал человеку множество хозяйственных услуг.

Он снабжал его строительным материалом и топливом, а также материалом для хозяйственного обзаведения, для домашней обстановки и для посуды, Лес давал мужику липовую кору для изготовления его традиционной обуви - лыковых лаптей. Жители лесных областей "курили" смолу, "гнали" деготь и занимались множеством разного рода кустарных промыслов.

Но особенно важную роль в хозяйстве жителей лесных областей играли два промысла: охота или звероловство и лесное пчеловодство, Крупные звери и животные давали охотникам и их семьям, мясо и теплую одежду, а ценные шкурки мелких пушных зверей служили для них источником дохода, своего рода "валютой", исполняя роль орудия обмена (слово "куны" до XIV в. употреблялось в значении деньги).

Лесное пчеловодство и бортничество также было важным промыслом у славян; когда не было известно производство сахара, мед употреблялся для изготовления сладких кушаний и любимого напитка. Воск требовался в огромных количествах для изготовления церковных свечей.

Наконец, лес оказывал славянам услуги религиозно-нравственного характера: в тяжелые времена татарского ига, в эпоху политического гнета извне и морального упадка внутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти от мирских соблазнов, суеты и грехов, уходили в лесную "пустыню", строили себе там кельи и скиты и жили долгие годы в уединении и безмолвии; впоследствии к ним присоединялись и другие люди, которые потом создавали центры и опорные пункты славянской колонизации первобытных лесных пространств.

Приведем некоторые типичные примеры из исследования В. Ключевского. "Лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки"; "лес придал особый характер северно-русскому пустынножительству, сделав из него своеобразную форму лесной колонизации. Несмотря на все такие услуги, лес всегда был тяжел для русского человека, Этим можно объяснить недружелюбное или небрежное отношение русского человека к лесу: он никогда не любил своего леса. И древнерусский человек населил лес всевозможными страхами". Лес грозил русскому человеку и его домашнему скоту медведем и волком; по лесам гнездились разбойники; отвоевывание у леса все новых территорий для хлебопашества давалось с огромным трудом и большими временными затратами. Русский фольклор вслед за восточнославянской мифологией населял лес зловещими существами, недоброжелательными к людям и "русскому духу" - баба-яга, леший и другие представители "нечистой силы".

Степь как одна из стихий русской природы

Не менее важна для русской ментальности и степь. "...Степь широкая, раздольная, как величает ее песня, своим простором, которому конца-краю нет, воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали, представление о просторном горизонте, окоеме, как говорили в старину. Но степь заключала в себе и важные исторические неудобства: вместе с дарами она несла мирному соседу едва ли не больше бедствий, была вечной угрозой и постоянным источником опасностей, нашествий и разорений. Не раз и не два азиатские орды подвергали славянские земли опустошительным нашествиям и вынуждали славян истощать свои силы в непрерывной тяжелой борьбе. Эта "борьба со степным кочевником... длившаяся с VIII почти до конца XVII в. - самое тяжелое историческое воспоминание русского народа" (Ключевский). Словом, как подчеркивает Ключевский, "лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно". С одной стороны, степь символизирует волю, разгул, широту, не ограниченную никакими узами или запретами; с другой, - степь - это опасное пространство, заселенное хищными кочевниками и гуляками-ворами, непредсказуемыми в своем поведении, несущими разорение и разрушение любой социокультурной стабильности.

Славянские реки и формирование культуры

Велико и благотворно было историческое значение славянских рек. Они не только кормили славянина своими обильными рыбными запасами, но они представляли в его распоряжение густую и удобную сеть летних и зимних путей сообщения. Летом реки были покрыты множеством речных судов, начиная от маленьких рыбачьих лодок и кончая большими военными и торговыми кораблями, с несколькими десятками воинов или с тяжелым купеческим грузом. А зимой по прочной и гладкой ледяной дороге глубоко замерзающих северных рек тянулись санные обозы со всевозможными грузами. По рекам шла славянская колонизация, по берегам рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины. Взаимная близость речных бассейнов способствовала общению и сближению населения различных областей. Славянин искони любил свою реку, "жил с нею душа в душу" (Ключевский) и в песнях своих воспевал свои реки. Речные пути, в частности, знаменитый путь "из варяг в греки" служили политическим, экономическим и культурным стержнем, вокруг которого образовалась "земля Русская".

Любовь русского человека к реке, как ее характеризует В. Ключевский, позволяла преодолеть подобную "двусмысленность" леса и степи. "На реке он оживал и жил с ней душа в душу": она - соседка и кормилица, водяная и ледяная дорога". Река является даже своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. Она и сама любит порядок и закономерность. Русская река приучала своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности. Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, общаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом, знать обхождение". Ключевский отмечал разнообразие "исторической службы русской реки".

Культурное значение равнинного ландшафта

Противоположное действие по сравнению со славянскими реками оказывала на русского человека бескрайняя равнина, отличающаяся пустынностью и однообразием. "Все отличается мягкостью, неуловимостью очертаний, нечувствительностью переходов, скромностью, даже робостью тонов и красок, все оставляет неопределенное, спокойно-неясное впечатление", - так определял В. Ключевский культурное значение среднерусского ландшафта. Запечатляющийся в душе пейзаж не мог не отразиться на общественных настроениях, на самом складе национального характера: "Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом - и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающее к беспредметному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли".

Однако равнинность русского ландшафта представляла далеко не простой культурно-семантический комплекс:

здесь душевная мягкость и скромность;

смысловая неопределенность и робость;

невозмутимое спокойствие и тягостное уныние;

отсутствие ясной мысли и предрасположенность к духовному сну;

аскетизм пустынножительства и беспредметность творчества.

Все эти свойства русской духовности имеют в истории отечественной культуры далеко идущие последствия.

Русские ученые о роли природного фактора

Русская природа, по характеристике Ключевского, "при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: ее сравнительно легко вывести из равновесия". Русский же человек, сохраняя "бродячее" отношение к своему местожительству и к окружающей природе, проявлял явную "непредусмотрительность" в отношении окружающей среды, - в результате явления, бывшие "вполне или отчасти продуктами культуры", становились "как бы географическими особенностями нашей страны, постоянными физическими ее бедствиями: это овраги и летучие пески". Подобное же - небрежное или беспечное - отношение к природе (к лесу и полезным ископаемым, к экологии среды и радиации) стало характерной особенностью национального природопользования в России (вплоть до XX в.) и запечатлелось не только в менталитете русской культуры, противоречивом и драматичном, но и в типе российской цивилизации.

Н. Бердяев вслед за В. Ключевским писал, что "пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта". "...В душе русского народа, - замечал Бердяев, - остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины".

Таким образом, культ природы (природный календарь с его ярко выраженной цикличностью, круговоротом; устойчивая значимость аграрных праздников и соответствующих обрядовых форм; почитание Земли как всеобщей Матери и т.п.) играл важную роль для становления и развития русской культуры, определяя во многом ее систему ценностей, которая включала в себя Святость Матери Земли, трудолюбие, естественно-эмпирические знания и навыки, любовь к Отечеству и многое другое. Эти ценности, разделяемые не только крестьянами, но и другими слоями общества, исторически развиваясь и изменяясь, просуществовали вплоть до начала 30-х годов XX века, когда в результате "великого перелома" начали заменяться индустриальными. В России сейчас (как и во всем мире) происходит возврат к земле, к корням, к тому, что было в высшей степени свойственно русской культуре.

Большое влияние на формирование отечественной культуры оказал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, то есть возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

Россия - это целый континент, занимающий огромные пространства Восточной Европы и Азии. Неся в себе черты сходства с культурой Запада и культурами Востока, русская культура вместе с тем отличается от них. По выражению Н.Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории и это соединение превращает ее отнюдь не в некий интегральный вариант, а в арену столкновения и противоборства восточных и западных элементов.

Другой мыслитель Серебрянного века - Г.Плеханов - столкновение Востока и Запада в русской культуре представлял по-иному. В России, полагал он, идут "два процесса, параллельных один другому, но направленных в разные стороны", это:

с одной стороны, европеизация высшего культурного слоя, весьма тонкого,

с другой - углубление "азиатского способа производства" и усиление "восточной деспотии".

Именно поэтому, по его мнению, происходит глубокий "разрыв между народом и более или менее просвещенным обществом". Таким образом, русский Восток-Запад противопоставляет, даже разрывает два мира.

Многогранные культурные связи Древней Руси с зарубежными странами уже у истоков ее государственности складывались по-разному и различались по глубине и степени их интенсивности. В возникновении древнерусской культуры несомненно решающую роль сыграли собственная языческая культура, Византия и Скандинавия.

Норманисты и антинорманисты об истоках русской государственности

Если роль и язычества и Византии в развитии культуры на Руси, становлении ее государственности обстоятельно изучены наукой, то за Скандинавией осталось все еще много неясного и дискуссионного. Здесь и присутствие на Руси в IX-Х вв. скандинавских дружинников-варягов, и летописное повествование о варяжском происхождении древнерусской правящей династии Рюриковичей. Они породили длительную (с XVIII века) дискуссию между норманистами и антинорманистами.^

Исходной позицией для последовательного рассмотрения истории славян следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива.

Славяне относились к третьей по численности группе народов, крупнейшей на земле индоевропейской языковой семьи. В V- IV тыс. до н. э. заселяли территории Центральной Азии, Балканский полуостров и Малую Азию. Выделение праславянских племен и формирование праславянского языка началось приблизительно в середине II тыс. до н. э. или в середине I тыс. до нашей эры на территории Верхнего Ордера до Северного Днепра. Во время великого переселения народов

Исторические судьбы восточной Европы (в том числе Причерноморья как ее части) решались в черноземных степях, занятых воинственными кочевниками, земли которых измерялись месяцами конного пути, и в лесостепных и лесных землях, откуда земледельческие племена славян повели наступление на кочевников и на рабовладельческие причерноморские города. Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I-II векам н.э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Римский писатель Тацит в I веке н.э. подробно описывает славян, начавших в то время играть заметную роль в международных событиях: «Венеды заимствовали многое из обычаев сараматов, ибо они простирают свои воинственные походы на все леса и горы, возвышающиеся между певкинами и феннами», то есть от места обитания северо-восточных народов. Еще не знавших железных стрел (фенны), до устьев Дуная, где в то время жили певкины и где проходила граница Римской империи. Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне р. Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II-V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. Кстати, устоявшееся мнение о примитивности экономической и общественной жизни наших предков в значительной степени опровергается результатами современных археологических исследований. Археологические материалы свидетельствуют о крупных изменениях, происшедших в славянском обществе в первые века нашей эры. Из всех славянских земель особенно выделялось Среднее Приднепровье, будущее ядро Киевской Руси. Здесь развивалась торговля (в землях славян найдено множество кладов римских монет II – IV вв. н. э., зарытых, вероятно во время набегов вражеских племен). Предполагают, что часть монет служила славянам не только как сокровище, но и в качестве денег. Геродот, посетивший южнорусскую степь еще в V веке до н.э., писал о северных районах, где у "множества огромных рек" жили так называемые скифы-пахари, "которые сеют хлеб не для собственных нужд, а на продажу". Здесь развивалось плужное земледелие, скотоводство, ремесло. Кроме кузнечного дела, которое всегда первым отделяется от земледелия, появилось и гончарное производство.

Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития во II – IV вв. н. Э. Славянского общества, вполне подготовленного к появлению у него классовых отношений и государства. Может быть, где-то у славян в эти столетия и складывались рабовладельческие отношения, но в основной своей массе славяне находились на стадии родо-племенного быта. Основной ячейкой славянского общества являлась родовая община, перераставшая в это время на юге в общину соседскую, территориальную. Многочисленные славянские племена, занимавшие во II-V вв. н. э. обширные пространства в Центральной и Восточной Европы, начинают играть все более значительную роль в общеевропейских событиях. К VII-VIII векам славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории по Днепру и его притокам, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей они строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его. Во главе племенных союзов восточных славян стояли князья. Они имели дружинников, их окружала знать. Существовало еще и общеплеменное ополчение. В VI в.-IX в. славяне объединились в общности носившее уже не только родовой но и территориально-политический характер. Название таких общностей происходило либо от названия местности (Поляне, Буряне). Либо от легендарных прародителей (Радимичи, Вятичи). Ильменские словене - одно из восточнославянских племен - построили на реке Волхов город Славу (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.

Ранняя история восточных славян тесно связана с историей хазар, норманнов и византийцев. Хазары были ближайшими соседями полян на востоке. Кочевая орда хазар переселилась в Европу вслед за гуннами, аварами и болгарами. В отличие от других орд, прошедших через поволжские степи на запад, хазары, потеснив болгар, осели в Поволжье. Образование Хазарского каганата в середине VII в. изменило лицо Восточной Европы. Каганат на два столетия приостановил движение кочевых орд из Азии в Европу, что создало благоприятные условия для славянской колонизации Восточной Европы. В IX в. хазары подчинили себе некоторые восточнославянские земли. Вятичи, северяне, поляне и радимичи, обитавшие в непосредственной близости от границ Хазарии на Средней Волге и Поднеровье, стали платить дань каганату.

На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. в станы Европы подверглись натиску со стороны "кочевников моря" - викингов. Период викингов завершил эпоху "великого переселения народов". Ранние славянские поселения не сулили норманнам богатой добычи. (Это мнение Р.Г.Скрынникова, трудно с ним согласиться, учитывая, что сами викинги называли славянские земли "Гардарикой" (страной городов), а средневековые города были следствием достаточно крупной местной и транзитной торговли). В Хазарию скандинавы попадали через Верхнюю Волгу. Великий путь "из варяг в греки" вел из моря Варяжского "в озеро великое Нево" (Ладожское), по рекам Волхов, Ловать через волоки на Днепр и в Понт Эвксинский (Черное море). По Черному морю викинги устремлялись к Константинополю. Проходя через земли славян, викинги захватывали пленных и продавали их в рабство.

Заключение

исторический развитие древний русь

В VI – IX вв. на территории восточных славян возникали города – Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль. Их возникновение было результатом оживленного торгового и переселенческого движения. Города возникали как торговые центры, затем становились крепостями, бравшими под защиту окрестное земледельческое население от внешней опасности, затем превращались в административные пункты. Так появилась первая политическая форма на Руси – городские области или волости. Это городское деление не имело племенного происхождения. Киев объединял полян и древлян, Новгород – ильменских словен и кривичей, Смоленск – часть кривичей и радимичей. В результате нового территориального деления, возрастали роль и значение князя и знати.

В последней четверти IX в. в результате объединения двух главных центров восточных славян: Новгорода и Киева, а также земель расположенных вдоль пути «Из Варяг в Греки». Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию.Список литературы1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000.

2. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.

3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. -.М., 1997.

5. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.

6. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.

7. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.

8. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.

9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/

Размещено на Allbest.ru

shkolnie.ru

Подлинная история Древней (Ведической) Руси...

Очень мне нравится этот художник, вот и Вас хочу познакомить с его работами.

В своих работах художник Всеволод Борисович Иванов показывает нам Древнюю (Ведическую) Русь такую, какая она была на самом деле. Вот что говорит сам художник о своих работах:

"С молодых лет я знал, что …Искажена история средневековой Руси. Сфальсифицирована новейшая история. Однако за истекшее десятилетие стало возможно издание литературы о подлинной древнейшей и древней летописи Руси. И мне… как школьнику пришлось осваивать это великолепие.

Цикл "Ведическая Русь" буду продолжать до конца отведенного срока жизни. …Искусство русского художника должно нести и просветительские функции. Нужно активно противостоять "глобализации" искусства!"

"Арктида зовет"

Закатное солнце летней поры. На берегу Белого моря раскинулся поселок поморов – бесстрашных мореплавателей. У причала тёмным силуэтом застыл корабль. Вечерняя заря бликами отражается на спокойной поверхности воды. Рядом с кораблем тихо ведут беседу мужчина и женщина.

С первыми лучами новых суток флотилия маленьких кораблей отправится в далёкое и полное риска плавание по морю студеному. Облака в форме лебедей медленно движутся в сторону севера, указывая направление пути.

"В веке Индры"

На часах истории идёт середина VIII тысячелетия до н.э. Вереница мамонтов (русичи называли их индриками) спускается с возвышенного берега на снежную поверхность реки. Отряд воинов, разведывает местность реки Рахна (Ра, Волга).

После гибели Даарии-Арктиды, выжившие "Внуки Даждьбога" обосновались в Сибири, где создали множество городов, главным из которых был Асгард. Однако после войны с атлантами климат в Сибири резко похолодал и русичам (приручившим мамонтов) приходится переселяться в более тёплые края.

"В городе РУСского РОДа"

Много тысячелетий минуло с тех пор, как арии обосновались в Сибири. Пережив мощные катаклизмы и войны, могучий этнос создавал очаги культуры во многих уголках Евразии.

На картине изображена часть города, примыкающая к оборонительной стене. Могучие прирученные Индрик-звери (мамонты) ещё больше подчеркивают силу обитателей города.

Бог Индра был спутником бога Перуна. Он покровительствовал воинам. Символика Рода видна на небе. Климат в Сибири в те далёкие тысячелетия не был суровым.

"Пленённый губитель русских. Удачная охота"

По улицам легендарного города Словенска движется толпа людей. Народ в ликовании: охотникам удалось все-таки пленить Змея Горыныча. Долго чудище издевалось и причиняло всяческие напасти русичам. Наконец змей устал и как утомлённый разбойник заснул в пещере.

Воспользовавшись удобным моментом, словяне сумели "добыть" страшного зверя. Они заковали змея в колодки и железа и в клетке повезли его на княжеское подворье. Теперь Горыныч из лютого врага превратится в забавное посмешище по праздникам.

"Падение небесного камня"

Охотники медленно двигались вдоль озерного берега. Вдруг их внимание привлекло невиданное зрелище. Они увидели летящий раскаленный шар, который врезался в покрытую тонким льдом гладь озера. И тут гул от падения небесного камня ударил русичам в уши. Взметнулся водяной вал, смешанный с мелкими осколками льда. Раскалённый небесный посланец еще светится подо льдом, но дух месяца Студич вскоре остудит пылкую ярость небес.

"Анастасия"

Морозный Сечень (февраль) царит в природе. Из-за сильных морозов его часто называют "Лютым". Правда, день, изображённый на картине, выдался солнечным, пригожим. Заметны следы недавней оттепели – сосульки. В низине, за покрытыми инеем деревьями и кустами протекает речка. Деревянная лестница на возвышенности переходит в мост. На нём стоит девушка в нарядном зимнем одеянии. Ещё несколько мгновений – и красавица пойдёт дальше. За её спиной остаётся многолюдный город с церквями и теремами.

"Изгнание или Вторгшийся во владения"

Снежный человек выбежал из своей пещеры, чтобы напугать слишком назойливого дровосека. Крестьянин осмелился рубить лес у самой пещеры, нарушив тем самым жизненные интересы его обитателей. Великан схватил несколько еловых веток, чтобы отхлестать наглого смельчака. Но крестьянин так погоняет своего коня, что устраивать "крутую" погоню великан не будет. Достаточно того, что смельчак напуган. В следующий раз он будет заготавливать дрова в другом месте.

"Полёт. Йогиня-Матушка"

Так уж случилось, но самые древние образы русских ведических божеств наиболее искажены. Богиня-Йога — одна из них. Автор представил "злую бабу-ягу, костяную ногу" в её истинном обличье — молодой светловолосой женщиной. Она летит на конструкции, которую впоследствии назовут ступой. Струя реактивного пламени говорит о технических возможностях этого летательного аппарата — наследия технологии допотопного мира. В руках у Йогини балансир в виде двух метелок-вееров.

"Арии-русы ушли, волки пришли"

Много тысячелетий назад существовала Сибирская Русь. Множество городов красовалось среди лесов и степей. Так проходили века и тысячелетия. Но однажды наступило внезапное похолодание.

Показан момент, когда жители этого города, как и большинства других соседних городов и весей покинули обжитые очаги. Жизнь в таком климате стала просто невыносима. Все силы и время уходили на то, чтобы просто выжить. Лютые зимние морозы и короткое лето окончательно решили вопрос о переселений в более тёплые края.

"Волкодлак"

В славянской мифологии оборотень — человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Оборотням помогает чудодейная тирлич-трава. А ещё, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей, воткнутых в осиновый пень. Когда захочешь снова стать человеком — перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-то уберёт хоть один нож: никогда уже волкодлак потом не сможет обернуться человеком!

"День морской Богини"

В далёком прошлом южное побережье Балтийского моря принадлежало славянским племенам. Их иногда называли "Ругами" или "Руянами". На острове Руяне (Рюгене) было множество поселений и святилищ. Город Аркона был священным в славянском мире.

Среди больших строений на площади высился храм Бога Свентовида. Но руяне были еще и морским народом. Богиня Ран олицетворяла силу и тайну моря. На картине виден вдающийся в море мыс, на котором высится каменный кумир, изображающий богиню. Жрецы несут священную ладью.

"Просич (Ноябрь)"

Два зодиакальных знака господствуют в ноябре – Скорпион и Стрелец. Они сменяют друг друга в последней трети месяца. Изображена та пора года, когда все признаки лета исчезли, но зима еще не пришла.

Фигура Китавраса, (Полкана) олицетворяющего образ стрельца, застыла посреди леса у дуплистого дерева, наросты на коре у которого явно напоминают облик скорпиона. В правой стороне картины выделяется дерево, в которое вселился Дух Просич. На стволе дерева изображены два ведических знака — символы Скорпиона и Стрельца.

"Заброшенный волок"

Большая ладья варягов одиноко стоит среди деревьев. В носовой части зияет пробоина. Полусгнившие брёвна-катки валяются рядом. Природа постепенно овладевает судном. Как могла эта ладья оказаться здесь? Видимо, некогда по этому волоку варяги шли походом в неизведанные земли. Возможно, произошла ссора с местными жителями. Завязался бой. Варяги бежали. Нападающая сторона успела повредить ладью, сделав её непригодной к плаванию. Починка судна в столь неспокойной местности потребовала бы много времени.

"Подношение духам реки"

На берегу реки стоит храм Велеса.  По ступеням вниз к реке медленно спускается волхв. Он держит в руках обрядовый сосуд для подношений духам реки. Наши далёкие Предки умели ладить с Природой. Они ощущали себя её частью, а не хозяевами. И Природа давала им всё, в чём они нуждались. Люди тех времён были связаны с Природой множеством тончайших нитей. Посредством тайных обрядов они взаимодействовали с духами рек, озёр, лесов.

"Священное озеро Сиверских гор"

На картине изображено озеро среди гор. Сиверскими горами в древней Руси иногда называли Урал. По берегам озера высятся храмы и памятные столпы. Вдали виден город-крепость. На дальнем скальном останце выбит огромный знак.

Близится зима. Озеро покрывается корочкой льда. Лодки Русов, славящих своих Богов, пока ещё видны на озере у скального святилища. В левой части картины, высится пещерный храм, лицевая сторона которого высечена из камня. Он имеет облик сказочного грифона.

"Прибытие русов-волхвов"

На берегу большой сибирской реки стоит древний храм. Он был построен много тысячелетий назад, ещё во времена Даарийцев (Гипербореев). Этот храм пережил Всемирный потоп, многие части храма разрушились, украшения осыпались, хотя местами сохранились изваяния из глины и Ведические знаки.

Давно уже Арии-Русы живут в этих местах. Их северную родину поглотили воды Студёного (Ледовитого) океана. На картине изображено очередное посещение храма волхвами.

"Святилище Числобога"

К храму Числобога движутся процессии местного рода русичей. Ограду частокола украшают столбы с изображениями зодиакальных знаков. На вершине башни жрец божества держит в правой руке священный диск с письменами. Левая рука крепко сжимает рукоять меча. Позолоченный диск-календарь укреплён на вершине конструкции башни.

Числобог у древних русов ведал ходом времени, которое делилось на множество различных отрезков: как огромных эр и эпох, так и месяцев и дней.

"Белояр (март)"

Белояр – древнее название месяца марта – в честь великого владыки Руси Древнейшей Буса Белояра. Месяц Белояр знаменовал начало года, время пробуждения природы от цепких объятий зимы. Позже, когда образ Буса Белояра стёрся из народной памяти, этот месяц звучал в устах русичей как «березень» или «березозол». На картине отражено время, близкое к смене Небесных Чертогов. На реке появились проталины. Справа высится храм, посвящённый Бусу Белояру.

"Долгожданная встреча"

Вечернее настроение царит в природе. Закатное солнце греет лучами осеннюю листву деревьев, мягко ложится на тёплые брёвна терема. В нижней части картины мы видим вернувшегося из дозора или похода воина, ведущего беседу с суженой. В правом нижнем углу изображено изваяние Бога, освещённое лучами солнца. Где и когда это могло произойти? Возможно, это древняя Артания или Русколань. А, может, это Валдайский край времён такого же древнего, былинного города Словенска.

"Цветень (апрель)"

Этот месяц находится под покровительством Лады, божественного пастуха и избранника Лады — Леля. В апреле главенствуют два знака. Во второй половине месяца Телец сменяет Овна.

На картине изображён поздний апрель, когда деревья покрыты ранней зеленью. На небе изображены два зодиакальных знака: Z — Овен, У – Телец. 3нак на крыше ворот означает символ входа в Правь – олицетворение развития и будущего. В узоре деревьев и листвы можно прочитать лики Овна и Тельца.

"Звёздные врата"

Наступило время ночи. Полная луна взошла над окрестными лесами, и её свет отражается на водной глади реки. Молодой русич идёт вдоль берега. Его спутник — ручной медведь. До ближайшей веси осталось идти совсем недалеко.

Но вдруг ночное небо озарилось, и перед взором очевидцев предстало воистину чудесное зрелище. Открылись космические врата и на Землю явились существа из далекой Вселенной. Они напоминают волшебных птиц и излучают яркий золотистый свет.

"Князь Рус прилетел по весне"

Легендарный, но от этого не менее исторический образ князя Руса известен по многим русским сказаниям и летописям. Брат такого-же  легендарного Словена, он основал древнейший русский град недалеко от места, где сейчас стоит райцентр Старая Русса.

Из преданий известно и то, что в распоряжении князя была "небесная колесница", на которой Рус совершал полёты. Вполне вероятно, что диковинный воздухоплан был создан во времена высоких технологий гиперборейского допотопья. Через вереницу тысячелетий он достался князю Pycy.

"Явление хвостатой звезды"

В вечернем небе появилась хвостатая звезда (комета). Появление хвостатой звезды – необычное событие для жителей древнего города Словенска. Они идут торжественным ходом и наблюдают за небосводом. Солнце на излёте, но круг его уже не виден. Его заслоняет храм, изображённый в правой нижней части картины. Однако лучи заката, как стрелы, пробивают вечернее марево. Что предвещает хвостатое диво? Об этом говорят друг с другом горожане, а волхвы дадут точный ответ.

"Храм Свентовида в Арконе"

…в начале второго тысячелетия многие земли Балтийской Руси были завоёваны германцами. Так Липецк, Дроздяны, Берлога, Переславль, Бранный Бор и т.д. стали городами Лейпцигом, Дрезденом, Берлином, Бреслау (Вроцлав), Бранденбургом.

Оставался последний клочок славянской земли – город Аркона. На площади Арконы стоял большой деревянный храм, посвящённый Свентовиту. На картине изображён один из многочисленных праздничных обрядов в честь Великого Бога.

"В городе князя Ящера"

Закатное солнце освещает оранжево-золотистым светом таинственный Русский город. Кумиръ Рода, покрытый тонкими золотыми пластинами, сверкает в лучах заходящего солнца. В средоточии (центре) кумира Рода установлен трёхлепестковый самогранник (кристалл), сделанный из горного хрусталя.

Огромная жизненная сила заключена в этом камне. Он обладает способностью менять цветовые оттенки в ответ на изменение погоды и мысли находящихся вблизи него людей.

"Святилище Бога Правосудия"

Изображено святилище Бога Правосудия. Жрец храма ведёт незримую беседу с кумиром божества западных славян. Чуть поодаль стоят вожди и старейшины. Вдали наблюдают за церемонией остальные члены сильного племени. Видимо решается какой-то важный вопрос, раз обратились за советом к главному жрецу святилища. Возможно, это вопрос войны и мира. Или спора между сородичами, который необходимо, как всегда, решать мирным путём.

"Прилёт Перуна на Землю"

"Четыре тысячи лет назад космическая колесница Бога Перуна стремительно прокатилась по небесному куполу Земли". Так гласят древние сказания. Русичи радостно приветствуют прилет своего божества. Родовые союзы свято чтут и выполняют все заветы Перуна, в которых заключена сила и мудрость Великого Космоса.

Возможно, поляна со святилищем Бога находится в Словенской земле, близ Ильмень-озера… Великий Перун вскоре покинет Землю на следующие четыре тысячи лет.

"Тревожные времена"

В IX и X веках персидским и арабским путешественникам и учёным были известны три русские цивилизации – Киевская, Новгородская и Артания. Столица Артании находилась на месте нынешнего города Томска, на берегах реки Тёмной (Томи).

Русичи зорко охраняли границы своих земель. Существовало много способов завести незваных "гостей" в гиблые и непроходимые леса и болота. На картине изображён сигнальный пост. Два воина, зорко вглядываются в сторону дальнего перевала, где показались враги.

"Следы былого"

Когда-то на этом месте у побережья Варяжского моря была священная роща Славян. Идол одного из Ведических Богов был воздвигнут прямо на берегу, служа маяком для проходящих кораблей.

Шло время. В XI–XII веках враги захватили этот край. Роща была вырублена, идол низвергнут. Постепенно он покрылся слоем земли и порос мхом, скрывшись под зелёным покрывалом от сторонних глаз. Высоко в небесах сияют руны – скрытый знак покинутого Бога.

"Чернобог"

Этот бог славян был противоположностью Белому богу – Белбогу. Чернобога почитали злым божеством. Как ночь противостоит дню, как холод — теплу, так и зло имеет своим противником добро. Так поддерживается равновесие в нашем мире. Но абсолютное торжество Чернобога на Земле невозможно, как и полное господство Белбога.

"Белбог и Чернобог"

Два всадника едут, каждый по своей тропе. То два бога – Белбог и Чернобог. Первого Бога изображали мудрым седобородым старцем, второго – олицетворением зла. Однако русские почитали их в равной мере.

Они неотделимы друг от друга, как день от ночи, свет от тьмы и т.д. Эти боги вечно следят за человеком и записывают его дела в особые книги. Добрые "регистрирует" Белбог, злые – Чернобог. Однако у человека есть свободный выбор, по какой тропе пойти.

"Застава Кащея"

"В чертоге Кащея"

Безсмертный служитель Нави внимательно смотрит на золотую иголку, видимую сквозь скорлупу утиного яйца. В сундуке среди драгоценностей – золотая утка. В иголке заключена вечная жизнь Кащея.

На стене мощного бревенчатого сруба висит карта допотопного мира. Отчётливо виден остров Посейдон, где Кащей был один из главных служителей Чернобога. Теперь служитель Нави обитает где-то в глубинах сибирской тайги.

"Хозяин озера. Тайна озера Бросно"

На западе Тверской области расположено глубокое озеро Бросно. Старинное предание рассказывает о варяжском вожде, который, переплывая на лодке водную гладь Бросно, был убит огромным чудовищем.

В 30-х годах двадцатого века окрестным жителям удалось поймать бросненское чудовище. Невиданная шкура долго красовалась во дворе одного из домов, но так и не заинтересовала учёные круги. Судя по известным данным – это было огромное пресмыкающееся, похожее на плезиозавра или плиозавра.

"День почитания небес"

Когда-то небесная колесница, объятая пламенем, совершила аварийную посадку на Земле. Прошло много тысяч лет. Сверхпрочный остов когда-то летавшего чуда не смогла разрушить бездна прошедших столетий.

Однако для наших пращуров праславян, звездолёт вовсе не чудо. Их цивилизация ещё далека от великих достижений древнейших эпох, но эти люди живут счастливой жизнью, являясь частью окружающего их мира.

Глядя, на загадочного небесного пришельца, они понимают, что для развития духа путь к безудержному развитию техники не всегда приемлем.

Храм бога Знича. Зима

Знич – бог языческой Руси. Олицетворял изначальный огонь, который даёт животворное тепло. Идолом Знича у славян был неугасимый огонь, который поддерживали на святых местах и храмах.

Храм Хорса. Осень

Храм Радогоща. Лето

Храм Свентовида. Весна

Бог Свентовид олицетворял мир. У Свентовида четыре лица, которые олицетворяют четыре времени года.

Жрец Соколиного бога.

Изображено святилище языческого бога Хорса. Сокол является священной птицей бога Хорса.

Ночь накануне праздника Купалы

В городе Словенске.

Словенск – город, основанный князем Словеном в Киммерийскую эпоху. Дошедшие до нас источники утверждают, что данный город был основан в 2400 г до н.э. Построен на земле у реки Волхов, недалеко от Чудова и Дубцов.

Видение поморам богини Гипербореи

Сенич. Июнь

http://antiloh.info/iskusstvo/xudozhnik-vsevolod-i...innaya-istoriya-rusi-html.html

sovsojuz.mirtesen.ru

Охрана природы в Древней Руси - Сохраним нашу природу - Здоровье наРОДА - Каталог файлов

Когда мы говорим об охране природы, многие уверены — это проблема наших дней и раньше, например в Древней Руси, никаких ограничений в использовании природных богатств не существовало, охотится можно было где и как угодно, о сохранении земель и чистоте рек никто не заботился, а рубить и выжигать леса можно было повсеместно.

Однако даже беглое ознакомление с государственными правовыми документами Древней Руси показывает - такое представление не соответствует действительности. Законодательство того времени формировалось в условиях частной собственности на землю, включая и леса, но, несмотря на это, некоторые законы, хотя и в зачаточной степени, уже устанавливали определенные нормы поведения и ответственности за использование природной среды. В «Русской правде» - важнейшем памятнике древнерусского права, предположительно принятом на съезде Ярославичей в Вышегороде в 1072 году, в «Уставе Ярославичей», в «Соборном уложении царя Алексея Михайловича» и в других документах XI-XVII веков содержатся статьи об ответственности за различного рода недозволявшиеся по существовавшим понятиям действия по отношению к землям, лесам и диким животным. Лес в то далекое время рассматривался как среда, в которой производились основные русские товары для заграничной торговли - мед, воск и пушнина. Леса условно подразделялись на «хоромные» (пригодные для строительства «хоромов», то есть домов) и «пашенные», не представляющие ценности в качестве источника древесины, но пригодные для раскорчевки и обращения земли из-под него в пашню. Неосвоенные и никому не принадлежащие земли называли «дикими полями».

Таким образом, само подразделение лесов осуществлялось с учетом разумного использования их как источника древесины. Статья 75 «Суда Ярослава Владимировича» предусматривала штрафы за срубленные самовольно в чьем-либо лесу деревья. Некоторые штрафы взыскивались не только в пользу владельца земель, на которых были совершены запретные действия, но и в пользу самого государя, а это носило уже характер кары. Иногда законодательство даже становилось не на сторону владельцев поместий, а брало под охрану животных, исходя из естественных процессов, совершающихся в природе. Особенно наглядно это проявилось в законе о бобровых гонах. Бобровый мех ценился весьма высоко, поэтому некоторые участки земель обменивались и покупались только из-за того, что на них по берегам рек и речек водились бобры. С точки зрения частной собственности казалось бы вполне правомерным в случае переселения бобров на новое место, за пределы владений помещика, возвращать их на старое место. Но закон брал под защиту не помещиков, а бобров. Статья 214 «Уложения царя Алексея Михайловича» гласила: «А будет у кого ни будь в вотчинных или поместных угодьях будут бобровые гоны, а с иными вотчинами и с поместными угодьи те бобровые гоны будут смежны: и тех смежных угодий помещикам и вотчинникам из тех бобровых гонов бобров отгонять не велети ни которыми делы. А будет те смежные помещики или вотчинники сами или люди и крестьяне их из чьих угодий бобры чем отпу-жают или бобры насильством побьют или покрадут: и в том на них будут челобитчики, и в суде сыщется про то допряма: и на них велети, истцам за те бобры поправити деньги по указной цене. А будет бобры из чьего угодья выйдут в иное чье угодье, и учнут водиться в новом месте, а старое гнездо покинут и тем бобровым угодьям владети тому, в чьем угодье учнут они в нове водиться, а прежнего угодья помещику или вотчиннику до того нового бобрового гнезда дела нет». Пашни и луга, кому бы они не принадлежали, тоже защищали законы Древней Руси. Статья 238 Уложения предписывала: «строить мельницы так, чтобы не затоплять лугов и пашень выше по течи». Статья 220 определяла штрафы за порубку леса: «А будет кто помещик или вотчинник в чьем угодье насильством посечет лес и в том на него будут челобитчики и с суда сыщется про то допряма, что он такое насильство учинил и на него велети истцу за посеченный лес доправити деньги по указной цене», а статья 223 - за поджог: «А будет кто по недружбе учнет в чьем лесу на стонех огонь класти, и от того в том лесу учинится пожар, или в чьем лесу пожар учинится от конских или иныя животины пастухов небрежением, и таким пожаром учинят поруху бортному деревью и пчелам, и зверь и птицы из того лесу тем пожаром отгонят, и в том на них будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма: что такой пожар от кого учинится нарочным делом, или Пастуховым небрежением: и на тех людех за такое пожарное разорение взяти пеня, что Государь укажет, а истцу велети на них доправити убытки по сыску». Следовательно, помещики и вотчинники несли ответственность при возникновении лесного пожара не только сами за себя, но и за своих пастухов. Существовали законы и об ответственности за отпугивание птиц с мест, где устраивались так называемые «привады», за порчу тетеревиных «шатров». Законы эти постепенно совершенствовались и дополнялись.

Источник

svetrus.ucoz.org