Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Поселение древней руси. Древнейшие поселения

ДРЕВНЕЙШИЕ ПОСЕЛЕНИЯ. Поселение древней руси


Древнейшие поселения. Мы — славяне!

Древнейшие поселения

Поселения, свойственные тому или иному народу, как и жилища, изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения и от стадии общественного развития, переживаемой данным народом. И конечно, надо учитывать «освящённые временем» традиции, зачастую сохраняющие очень древние формы, уже, казалось бы, не соответствующие изменившимся условиям жизни.

Согласно археологическим данным, в первой половине I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов. Об основных принципах выбора места для поселения рассказано в одноимённой главе.

Древнее поселение Березняки. III–V века

Раскапывая поселения славян, живших когда-то в днепровской лесостепи, учёные натолкнулись на остатки множества полуземлянок, примерно на метр вкопанных в землю. Расчищая их, исследователи пришли к выводу, что перед ними скопление индивидуальных домов, соединённых внутренними переходами – своего рода полуподземными крытыми коридорами. Казалось, была найдена блестящая иллюстрация к сообщению византийского автора, писавшего, что местные жители устраивали в своих жилищах много выходов на случай неожиданной опасности. Такие поселения стали называть «ульями», их описания можно встретить в научной и научно-популярной литературе, издаваемой в нашей стране в 30 – 40-е годы ХХ века. И лишь потом выяснилось, что это ошибка. Дополнительные исследования выявили: не было сложной системы переходов, не было «улья». То, что приняли за коридоры, ведшие из дома в дом, на поверку оказалось остатками полуземлянок, выкопанных в разное время и перекрывавших одна другую…

В глубокой древности предки славян действительно жили родовыми «гнёздами», то есть маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений (о нём подробно рассказано в разделе «Мой род – моя крепость»). Первоначально все члены рода – по мнению учёных, человек пятьдесят-шестьдесят во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была велика – около 500 квадратных метров. Такие дома в разное время строили (а кое-где и сейчас ещё строят) все народы Земли. Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственное жильё, покидая клетушки внутри большого дома, так что постепенно тот потерял функцию основного жилища, оставшись «общинным домом» для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.

Древнее, «гнездовое» поселение. VI–VIII века

К концу I тысячелетия нашей эры родовая замкнутость таких поселений постепенно ослабевает. Некоторые члены рода отделяются совсем, покидают насиженные места. Они уходят осваивать новые земли, основывать свои поселения (о том, как это делалось, рассказано в главе «Выбор места для селения»). С другой стороны, в прежних родовых посёлках появляются чужие, пришлые люди – «родовая» община постепенно превращалась в «соседскую»…

По мнению археологов, уже в VIII–IХ веках поселения северных славянских племён – кривичей, ильменских словен – приобретают черты, свойственные старорусской северной деревне. Большинство таких поселений было невелико – две-три избы, встречались и деревни-«однодворки». Существовали, однако, и более крупные.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ДРЕВНЕЙШИЕ ПОСЕЛЕНИЯ | Русь Изначальная

ДРЕВНЕЙШИЕ ПОСЕЛЕНИЯ

  Поселения, свойственные тому или иному народу, как и жилища, изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения и от стадии общественного развития, переживаемой данным народом. И конечно, надо учитывать «освящённые временем» традиции, зачастую сохраняющие очень древние формы, уже, казалось бы, не соответствующие изменившимся условиям жизни.

  Согласно археологическим данным, в первой половине I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов. Об основных принципах выбора места для поселения рассказано в одноимённой главе.

Древнее поселение БерезнякиДревнее поселение Березняки.III–V века

  Раскапывая поселения славян, живших когда-то в днепровской лесостепи, учёные натолкнулись на остатки множества полуземлянок, примерно на метр вкопанных в землю. Расчищая их, исследователи пришли к выводу, что перед ними скопление индивидуальных домов, соединённых внутренними переходами – своего рода полуподземными крытыми коридорами. Казалось, была найдена блестящая иллюстрация к сообщению византийского автора, писавшего, что местные жители устраивали в своих жилищах много выходов на случай неожиданной опасности. Такие поселения стали называть «ульями», их описания можно встретить в научной и научно-популярной литературе, издаваемой в нашей стране в 30 – 40-е годы ХХ века. И лишь потом выяснилось, что это ошибка. Дополнительные исследования выявили: не было сложной системы переходов, не было «улья». То, что приняли за коридоры, ведшие из дома в дом, на поверку оказалось остатками полуземлянок, выкопанных в разное время и перекрывавших одна другую…

  В глубокой древности предки славян действительно жили родовыми «гнёздами», то есть маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений. Первоначально все члены рода – по мнению учёных, человек пятьдесят-шестьдесят во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была велика – около 500 квадратных метров. Такие дома в разное время строили (а кое-где и сейчас ещё строят) все народы Земли. Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственное жильё, покидая клетушки внутри большого дома, так что постепенно тот потерял функцию основного жилища, оставшись «общинным домом» для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.

Древнее, гнездовое поселениеДревнее, "гнездовое" поселение.VI–VIII века

  К концу I тысячелетия нашей эры родовая замкнутость таких поселений постепенно ослабевает. Некоторые члены рода отделяются совсем, покидают насиженные места. Они уходят осваивать новые земли, основывать свои поселения. С другой стороны, в прежних родовых посёлках появляются чужие, пришлые люди – «родовая» община постепенно превращалась в «соседскую»…

  По мнению археологов, уже в VIII–IХ веках поселения северных славянских племён – кривичей, ильменских словен – приобретают черты, свойственные старорусской северной деревне. Большинство таких поселений было невелико – две-три избы, встречались и деревни-«однодворки». Существовали, однако, и более крупные.

автор статьи М. Семенова

 

  

ruhistor.ru

Древнерусский город. История городов русских

Древнерусский город — укрепленное поселение, которое одновременно являлось военным, хозяйственным, политическим, социальным и культурным центром всей окружающей территории. В городах поселялись купцы, ремесленники, монахи, живописцы и т. д.

Древнерусский город. История городов русских

Основание древнерусских городов

История городов русских началась с появлением в определенном месте людей, которые строили жилье и надолго поселялись в нем. В окрестностях древних городов, которые дошли до наших дней (Москва, Киев, Новгород, Владимир и др.) найдены следы ранних эпох, начиная еще с палеолита. Во времена трипольской культуры на территории будущей России существовали уже поселения из нескольких десятков и сотен домов и жилищ.

Поселения Древней Руси, как правило, были расположены на возвышенных местах около естественных источников воды (реки, родники). Состояли они из домов, защищенных от нападений врагов бревенчатым частоколом. Предшественниками русский городов в эпоху средневековья считаются укрепленные святилища и убежища (детинец и кремль), воздвигнутые жителями нескольких поселений в округе.

Ранние средневековые города основывались не только славянами, но и другими племенами: Ростов Великий основало финно-угорское племя, Муром — племя мурома, Суздаль, Владимир основаны мерянами совместно со славянами. В состав Киевской Руси кроме славян входили народности балтии и финно-угории, которые сливались в единый народ при помощи политического объединения.

Древнерусский город. История городов русских

В 9-10 веках вместе с городами-убежищами начинают появляться небольшие крепости, а затем посады, в которых селятся ремесленники и купцы. Точные даты основания раннерусских городов обычно устанавливаются только по первым упоминаниям в летописях тех времен. Некоторые даты основания городов были установлены в результате археологических раскопок тех мест, где были древнерусские города. Так, Новгород и Смоленск упомянуты в летописях 9 века, однако культурные слои ранее 10 века пока не обнаружены.

Самые крупные города, которые начали бурно развиваться в 9-10 вв. на главных водных путях, — это город Полоцк, Киев, Новгород, Смоленск, Изборск и др. Их развитие было напрямую связано с торговлей, осуществлявшейся на пересечениях дорог и водных путей.

Древние крепости и защитные сооружения

Существовали «старшие» города и пригороды (подчиненные), которые происходили из выселок из главных городов, и заселение их шло по распоряжениям из столицы. Любой древнерусский город-крепость состоял из укрепленной части и расположенных рядом неукрепленных посадов, вокруг которых находились угодья, используемые для сенокоса, рыбной ловли, выпаса домашнего скота, лесные участки.

Основная защитная роль отводилась земляным валам и деревянным стенам, под которым находились рвы. Для строительства оборонных укреплений использовался подходящий рельеф местности. Так, большая часть крепостей Древней Руси располагалась на защищенных территориях: вершины холмов, острова или мыс горы.

Примером такого города-крепости может служить город Вышгород, расположенный недалеко от Киева. С самого основания его строили как крепость, окруженную мощными земляными и деревянными укреплениями с валами и рвом. Город подразделялся на княжескую часть (детинец), кремль и посад, где располагались кварталы ремесленников.

Древнерусский город. История городов русских

Крепостной вал являлся сложным сооружением, состоящим из стоящих впритык огромных деревянных срубов (часто из дуба), пространство между которыми забивали камнями и землей. Размер таких срубов, например, в Киеве составлял 6,7 м, в поперечной части более 19 м. Высота земляного вала могла достигать 12 м, а вырытый перед ним ров часто имел форму треугольника. Наверху находился бруствер с боевой площадкой, где находились защитники крепости, которые стреляли во врагов и метали камни. В местах поворота строили деревянные башни.

Въезд в древнюю крепость был всегда единственный через специальный мост, проложенный надо рвом. Мост ставили на опоры, которые во время нападений разрушали. Позднее стали строить подъемные мосты.

Внутреннее устройство крепости

Древнерусские города 10-13 вв. уже имели сложное внутреннее устройство, которое складывалось по мере увеличения территории и объединяло различные укрепленные части вместе с посадами. Планировка городов была различной: радиальной, радиально-кольцевой или линейной (вдоль реки или дороги).

Основные общественные и экономические центры древнего города:

    Церковная резиденция и Вечевая площадь.Княжий двор.Порт и торговая площадка рядом с ним.

Центр города — детинец или кремль с укрепленными стенами, валами и рвом. Постепенно в этом месте группируется общественно-политическое управление, располагаются княжеские дворы, городской собор, жилища челяди и дружины, а также ремесленники. Уличная планировка состояла из магистралей, которые шли вдоль берега реки или перпендикулярно ему.

Древнерусский город. История городов русских

Дороги и инженерные коммуникации

Каждый древнерусский город имел свой план, по которому прокладывались дороги и коммуникации. Инженерное устройство для того времени было на достаточно высоком уровне.

Строились деревянные мостовые, состоящие из продольных лаг (10-12 м длина) и укладываемых сверху деревянных, расколотых пополам бревен плоской стороной вверх. Мостовые имели ширину 3,5-4 м, а в 13-14 вв. уже 4-5 м и функционировали обычно 15-30 лет.

Водоотводные системы древнерусских городов были 2-х типов:

    «канализационные», которые отводили подземные воды из-под строений, состоящие из бочек для сбора воды и деревянных труб, по которым стекала вода в водосборник;водосборник — квадратный деревянный сруб, из которого затем грязная вода по толстой трубе стекала в сторону реки.

Структура городской усадьбы

Усадьба в городе состояла из нескольких жилых домов и хозяйственных построек. Площадь таких дворов была от 300 до 800 кв. м. Каждая усадьба была огорожена деревянным забором от соседей и улицы, которые делались в виде частокола из еловых бревен, торчащих острием кверху высотой до 2,5м. Внутри нее жилые строения стояли с одной стороны, а хозяйственные (погреб, медуша, клеть, скотница, житница, хлев, баня и др. ). Избой называли любое отапливаемое строение с печкой.

Древние жилища, из которых состоял древнерусский город, начинали свое существование как полуземлянки (10-11 вв.), затем наземные строения с несколькими помещениями (12 в.). Дома строили в 1-3 этажа. Полуземлянки имели столбовую конструкцию стен длиной до 5 м каждая и глубиной до 0,8 м, круглая глиняная или каменная печь ставилась недалеко от входа. Полы делали из глины или досок, дверь всегда располагалась на южной стене. Крыша была двускатной из дерева, которое сверху промазывалось глиной.

Древнерусский город. История городов русских

Древнерусское зодчество и религиозные постройки

Города в Древней Руси были местом, где строились монументальные здания, которые в основном были связаны с христианской религией. Традиции и правила постройки древних храмов пришли на Русь из Византии, потому они строились по крестово-купольной схеме. Возводились храмы по заказу богатых князей и самой православной церкви.

Первыми монументальными сооружениями были десятинные церкви, самая древняя из сохранившихся до наших дней — Спасская церковь в Чернигове (1036 г.). Начиная с 11 в., уже стали строить более сложные храмы с галереями, лестничными башнями, с несколькими главами. Внутренний интерьер древние зодчие стремились сделать выразительным и красочным. Примером такого храма является Софийский собор в Киеве, аналогичные соборы были возведены в Новгороде и Полоцке.

Немного иная, но яркая и оригинальная, сложилась архитектурная школа на Северо-Востоке Руси, для которой характерны множество декоративных резных элементов, стройные пропорции и пластичность фасадов. Один из шедевров того времени — церковь Покрова на Нерли (1165).

Население древнерусских городов

Основная масса населения города — это ремесленники, промысловики, поденщики, купцы, князь и его дружина, администрация и господская «челядь», важную роль в связи с крещением Руси стало играть духовенство (монахи и церковники). Очень большую группу населения составлял всевозможный ремесленный люд, который селился по специальностям: кузнецы, оружейники, ювелиры, плотники, ткачи и портные, кожевники, гончары, каменщики и т. д.

В каждом городе обязательно находился рынок, через который осуществлялась купля-продажа всех производимых и привозимых товаров и продуктов.

Древнерусский город. История городов русских

Самый большой древнерусский город — Киев в 12-13 в. насчитывал 30-40 тыс. человек, Новгород — 20-30 тыс. Города поменьше: Чернигов, Владимир, Полоцк, Смоленск, Ростов, Витебск, Рязань и другие имели население в несколько тысяч человек. Численность проживающих в более мелких городках редко превышала 1 тыс. человек.

Самые крупные земли Древней Руси: Волынская, Галицкая, Киевская, Новгородская, Полоцкая, Ростово-Суздальская, Рязанская, Смоленская, Турово-Пинская, Черниговская.

История Новгородской земли

По территории, которую охватывала Новгородская земля (север и восток проживающих финно-угорских племен), она считалась самым обширным русским владением, включающим пригороды Псков, Старая Русса, Великие Луки, Ладогу и Торжок. Уже к концу 12 в. сюда вошли Пермь, Печора, Югра (Северный Урал). Все города имели четкую иерархию, где главенствовал Новгород, которому принадлежали самые важные торговые пути: идущие с Днепра караваны купцов, проходящие в Швецию и Данию, а также ведущие в северо-восточные княжьи уделы через Волгу и на Булгарию.

Богатство новгородских купцов приумножалось за счет торговли неисчерпаемыми лесными ресурсами, а вот земледелие на этой земле было неурожайным, потому в Новгород хлеб завозили из соседних княжеств. Население Новгородской земли занималось скотоводством, выращиванием злаков, садовых и огородных культур. Очень развиты были промыслы: меховые, моржовые и др.

Древнерусский город. История городов русских

Политическая жизнь Новгорода

По данным археологических раскопок к 13 в. Новгород был большим укрепленным и прекрасно организованным городом, в котором проживали ремесленники и торговый люд. Политической жизнью его управляли местные бояре. На этих землях в Древней Руси сложились очень крупные боярские землевладения, которые состояли из 30-40 кланов, монополизировавших многие государственные должности.

Свободное население, которое включала Новгородская земля, — это боярство, житьи люди (мелкие землевладельцы), купечество, торговцы и ремесленники. А к зависимым относились холопы и смерды. Характерная черта жизни Новгорода — призвание князя с помощью оформления договора на княжение, причем он выбирался только для вершения судебных решений и военного руководства в случае нападения. Все князья были приезжие из Твери, Москвы и других городов, и каждый пытался отторгнуть от Новгородской земли некоторые волости, из-за чего их тут же сменяли. За 200 лет в городе поменялось 58 князей.

Политическое правление в этих землях осуществляло Новгородское вече, которое, по сути, представляло федерацию из самоуправляющихся общин и корпораций. Политическая история Новгорода сложилась успешно именно за счет участия во всех процессах всех групп населения, начиная от бояр и заканчивая «черным людом». Однако в 1418 г. недовольство низов завершилось их восстанием, при котором жители бросились крушить богатые дома бояр. Кровопролития удалось избежать только через вмешательство духовенства, которое решило спор через суд.

Древнерусский город. История городов русских

Расцвет Новгородской республики, просуществовавшей не одно столетие, возвел большой и красивый город до уровня средневековых европейских поселений, архитектура и военная сила которого восхищала современников. В качестве западного форпоста Новгород успешно отражал все нападения немецких рыцарей, сохранив национальную идентичность Русской земли.

История земли Полоцкой

Полоцкая земля охватывала в 10-12 вв. территорию от реки Западная Двина до истоков Днепра, создав речной путь между Балтикой и Черным морем. Крупнейшие города этой земли в раннем Средневековье: Витебск, Борисов, Лукомль, Минск, Изяславль, Орша и др.

Удел Полоцкий был создан династией Изяславичей вначале 11 в., которая закрепила его за собой, отказавшись от претензий на Киев. Само появление словосочетания «Полоцкая земля» уже ознаменовало в 12 в. отделение этой территории от Киева.

В это время правила землей династия Всеславичей, но случались и переделы столов, что, в конце концов, привело к распаду княжества. Следующая династия Васильковичей уже правила Витебском, потеснив полоцких князей.

Полоцку в те времена подчинялись и литовские племена, а самому городу часто угрожали нападением соседи. История этой земли очень запутана и мало подтверждена источниками. Полоцкие князья часто воевали с Литвой, а иногда выступали ее союзником (например, при взятии города Великие Луки, относящегося в то время к Новгородской земле).

Древнерусский город. История городов русских

Полоцкие войска совершали частые набеги на многие русские земли, а в 1206 г. предприняли штурм Риги, но неудачно. К началу 13 в. в этом регионе увеличивается влияние Ливонских меченосцев и Смоленского княжества, затем происходит массовое вторжение литовцев, которые к 1240 годам подчиняют себе полоцкие земли. Затем, после войны со Смоленском, город Полоцк переходит во владение князя Товтивилла, к концу княжества которого (1252) заканчивается древнерусский период истории Полоцкой земли.

Древнерусские города и их роль в истории

Древнерусские средневековые города основывались как людские поселения, стоящие на перекрестках торговых путей и рек. Другой их целью была защита жителей от набегов соседей и вражеских племен. По мере развития и укрупнения городов происходил рост имущественного неравенства, создание племенных княжеств, расширение торговых и экономических связей между городами и их жителями, что в дальнейшем повлияло на создание и историческое развитие единого государства — Киевской Руси.

Источник

www.obovsyom.ru

Древняя Русь

Уже к концу IX века такие славянские города, как Киев, Ладога и Новгород, вели оживленную торговлю с иностранными государствами. А в XI веке Новгород по многим показателям не уступал самому Киеву. Эти два города были крупнейшими по тому времени торгово-экономическими и культурными центрами Древней Руси, опорными пунктами знаменитого пути «из варяг в греки». Но, являясь неотъемлемой частью русской земли, Новгородская республика все же стояла в стороне, отличаясь и богатством, и независимостью, и своеобразным менталитетом своих граждан – древних новгородцев. В то время как остальная Русь, дробясь на удельные княжества, ослабевала в бесконечных междоусобных сражениях, Новгород постоянно расширял свои владения за счет необъятных северо-восточных земель. И решающая роль в освоении новых территорий принадлежала новгородским ушкуйникам (повольникам) – древнему казачеству Великого Новгорода.

Согласно работам многих историков, наряду с южным ареалом расселения казачества (представлявшим из себя степь от Яика до Днепра) с древнейших времен существовал и северный ареал (территория Новгородской феодальной республики).

Готский историк Иорнанд (VI век н.э.) в своих сочинениях утверждал, что в IV веке н.э. южнославянские племена гетов (готов) переселились на побережье Балтийского моря, где основали ряд городов, о чем свидетельствуют многочисленные археологические исследования.

В IX веке, по утверждению древнерусского летописца Нестора, геты (готье) покорили новгородские земли. Но вскоре исконные обитатели здешних мест – ильменские славяне – дали отпор захватчикам (в союзе с соседями). Потеряв власть, одна часть гетов ушла на Балтику, а другая… осталась на новгородской земле уже в качестве обычных граждан, расселившись по берегам озер и рек. Впоследствии они стали называться «гофейскими казаками».

«В писцовых книгах Новгородских погостов мы находим конных гофейских казаков, неизвестно откуда переселившихся в Бежецкую пятину, на опустелые земли. Казаки конные означают непременно войсковых людей, но под гофейскими казаками мы подразумеваем Готов или Гетов, живших… в Архангельской губернии и оставивших там до сих пор следы своего пребывания в названии бездомных батраков казаками…»1.

Геты проживали отдельными селениями, но, естественно, вступали в смешанные браки с родственными им ильменскими славянами. Кроме того, геты, как и казаки южных территорий, всегда принимали в свои ряды удальцов любого рода и племени. Постепенно из гетов-захватчиков сформировалась особая этническая группа новгородцев, в дальнейшем называвшаяся гофейскими казаками или новгородскими ушкуйникам). Основным их занятием было воинское искусство, рыболовство, охота

В 1872 году по поручению Императорского археологического общества проводились раскопки новгородских могил XI и XII веков, и в могилах были найдены монеты, оружие и вещи, подтверждающие проживание гетов на новгородских землях. Тщательные антро- пологические исследования останков древних воинов (совместно с изучением новгородских фресок XI века) позволили с максимальной точностью воссоздать облик гетов. По лицевому углу они были славянского племени, темнорусые. Мужчины в большинстве своём были высокого роста, пропорционального мощного телосложения, с коротким туловищем и длинными голенями. Женщины были среднего роста, пропорционального сложения, с развитым тазом, тонкими костями (поскольку женщины у гетов не занимались тяжелым физическим трудом). Покойники были похоронены сидя или лежа, почти у всех на шее были кресты. Манера погребения доказывает, что геты XI-XII веков были христианами, хотя погребение сидя – остатки былых языческих обрядов.

«Эти темнорусые славянские воины… суть не кто иные, как наши предки Геты, новгородские казаки, варяжничавшие на Балтийском море и впадающим в него рекам…»2

Геты проживали отдельными селениями, но, естественно, вступали в смешанные браки с родственными им ильменскими славянами. Кроме того, геты, как и казаки южных территорий, всегда принимали в свои ряды удальцов любого рода и племени. Постепенно из гетов-захватчиков сформи- ровалась особая этническая группа новгородцев, в дальнейшем называвшаяся гофейскими казаками или новгородскими ушкуйникам). Основным их занятием было воинское искусство, рыболовство, охота.

Происхождение самого названия ушкуйники имеет две версии. По первой версии слово ушкуйники произошло от названия суден-ушкуев – в своих морских и речных походах новгородские повольники передвигались на деревянных ладьях-ушкуях с веслами и парусом, вместимостью до 30 человек, а приподнятый нос ладьи был вырублен в виде морды белого медведя-ушкуя. Согласно второй версии, новгородские повольники промышляли в северных морях даже полярного медведя-ушкуя, отсюда и название потомков гетов – новгородские ушкуйники.

Если говорить точнее, то те геты, которые обособленно, отдельными слободами, расселились по городам и поселкам и несли караульную службу, назывались в исторических документах гофейскими казаками. Те же геты, которые выбрали вольную жизнь, и стали селиться в малоосвоенных новгородских землях, обычно назывались новгородскими повольниками (ушкуйниками).

Если обратиться к устному народному творчеству – былинам – тема новгородских ушкуйников достаточно подробно представлена в былинах о Василии Буслаеве, удалом новгородском богатыре, которому было тесно на узких городских улочкам, характеру которого претили всякие местные законы и ограничения.

И тут начал Василий по Нову-городу похаживать,По закоулкам мужичков поколачивать.

Чтобы реализовать свои недюжинные способности Василий Буслаев вместе с дружиной добрых молодцев (имеется в виду – ушкуйников) отправился в далекий поход в Иерусалим и добрался до Каспийского моря, где на острове Куманском проживали казаки численностью три тысячи человек (эта былина доказывает, что новгородские ушкуйники нередко действовали заодно с казаками юга).

На славном море Каспийскоем,На том острове на Куминскоем,Стоит застава крепкая,Стоят казаки-разбойники,Не много, не мало их – три тысячи…

Казачьи атаманы выделили Василию Буслаеву провожатого, и дружина новгородцев добралась до Иерусалима, где Василий (так гласит былина) искупался в Иордане-реке.

Необъятные просторы на востоке и севере всегда манили новгородцев, которые начали основывать свои первые поселения на территории современных Архангельской и Вологодской областей еще VI-VII веках. Новгородские повольники ускорили процесс освоения новых земель, придали ему массовый характер.

С призванием в Новгород князей и особенно во время княжения Ярослава процесс продвижения новгородских повольников в северо-восточном направлении усилился. Постепенно новгородскими повольниками были освоены и присоединены к Новгородской республике обширные северные территории, куда входили также и нынешние Архангельская, Вологодская, Пермская и Кировская области.

Наивно будет полагать, что местные народности, издревле населявшие эти места, являлись безобидными группами. Иначе они бы не выжили в многовековой борьбе за существование.

Известный исторический факт, что одно из первых поселений выходцев Ростово-Суздальской земли в низовьях Сухоны – город Гледен, неоднократно подвергался нападениям чудских племен, был ими не единожды сожжен, и в конце концов жители были вынуждены покинуть обжитое место и выстроить неподалеку новый город – Устюг.

Обитатели северного края проживали сплоченными родоплеменными сообществами, они были искусными рыболовами и охотниками.С примитивным оружием они выходили даже на медведя. И, естественно, они не всегда с радостью встречали незваных пришельцев, тем более что приход славянского населения, кроме изменения в какой-то степени привычного уклада жизни, означал в итоге также и неизбежное изменение вероисповедания, постепенное строительство православных монастырей и церквей, и проникновение христианской веры в среду аборигенов.

Обитатели северного края проживали сплоченными родоплеменными сообществами, они были искусными рыболовами и охотниками... Естест- венно, они не всегда с радос- тью встречали незваных пришельцев, тем более что приход славянского населения, кроме изменения привычного уклада жизни, означал в итоге также и неизбежное изменение вероисповедания, постепенное строительство православных монастырей и церквей, и проник- новение христианской веры в среду аборигенов

Но с позиции силы разговаривать с новгородскими ушкуйниками было небезопасно. Эти древние землепроходцы продвигались к новым местам хорошо вооруженными сплоченными ватагами, которыми руководили избранные на общем собрании (Вече или Круге) ваттаманы (впоследствии они стали называться атаманами – еще одна историческая версия происхождения этого древнего слова). Широкий речной простор Шексны или Сухоны, и посредине движется с десяток судов-ушкуев, с темными просмоленными бортами, с изображением головы медведя на носу. В каждом судне вооруженные воины, женщины (также обученные владению оружием), дети. Это, так сказать, мир- ная, переселенческая экспедиция, а в разведывательные экспедиции или в походы за данью (ушкуйники обычно получали дань для Новгорода с подвластных территорий) отправлялись в основном опытные воины.

«На новых местах новгородские повольники селились изолированными колониями, некоторые из них были известны еще в начале XX века – село Черевково Сольвычегодского уезда (одно из древнейших поселений новгородских повольников), село Каргалы на Каме, село Гундоровское в Архангельской области и др.»3

Также одним из древнейших поселений новгородских ушкуйников является современный город Вельск – в прошлом погост Вель.

Новые поселения новгородских ушкуйников фактически представляли собой небольшие, но хорошо укрепленные крепости: расположенные на крутом берегу реки, окруженные земляным валом и высоким частоколом толстых, обработанных специальным раствором (понижающим горение древесины) бревен, обязательно были поставлены сторожевые башни, а иногда – ров с водой. В таких крепостях можно было отразить нападение какой-нибудь многочисленной разбойничьей шайки, враждебно настроенного отряда местных аборигенов (веси или чуди), а потом предпринять ответный поход, который обычно заканчивался победой новгородцев и надолго отбивал у непрошеных гостей появляться здесь с оружием в руках. Согласно летописным сведениям, подобные поселения-крепости новгородские ушкуйники в обязательном порядке сооружали на Северной Двине, по среднему и нижнему течению Сухоны и ее притокам для отражения набегов воинственных чудских племен, поначалу враждебно отнесшихся к появлению в своих владениях славянского населения. И городки-крепости вольных новгородских казаков, возвышавшиеся, как рыцарские замки, на берегах рек и озер, являлись убедительнейшим доказательством того, что новгородцы пришли сюда всерьез и надолго, и наиболее разумным будут являться не вооруженные столкновения, а мирное сосуществование. Вслед за ватагами новгородских ушкуйников на новые земли приходили новгородские купцы и крестьяне, и начиналось хозяйственное освоение присоединенной территории.

Присоединение к Новгородской республике новых территорий совершалось под знаменем Православной Веры (но никто аборигенов разом насильно не крестил – этот процесс продолжался длительно и, обычно, добровольно) и в обстановке взаимовыгодного сотрудничества. Колонии новгородских ушкуйников становились гарантом спокойствия и порядка: прекращались различные междоусобицы и грабительские набеги соседних племен. Через несколько столетий такой же тактики придерживались казаки Ермака, Дежнева, Хабарова, Атласова и др. при освоении Сибири и Дальнего Востока. Не уничтожать, а просвещать – такому принципу во все века следовали русские землепроходцы. В этом коренное отличие славянской колонизации Сибири и северных территорий от колонизации испанскими или английскими переселенцами Северной и Южной Америки, Австралии, Тасмании, где аборигены подвергались жесточайшей эксплуатации, физически уничтожались, сгонялись в резервации.

В конце XII века новгородские повольники основали на реке Вятке город Хлынов (впоследствии был переименован в Вятку), в котором, подобно Великому Новгороду или многочисленным колониям новгородских повольников, высшей властью было Вече. По тем временам это был крупный торговый город, имевший свой вечевой колокол, свое независимое от московской митрополии духовенство, предприимчивое купечество, солидные вооруженные силы.

В XIII веке новгородские повольники добрались до границ с Норвегией, ими было основано древнейшее славянское поселение Кола, и аборигены Кольского полуострова стали платить дань Великому Новгороду. Кола стала важнейшим опорным пунктом новгородцев в их отважных путешествиях по северным морям.

Согласно новгородской летописи «Послание архиепископа Новгородьского Василия ко владыке Тферскому Феодору» (1347 год), в первой половине XIV века новгородские ушкуйники предприняли ряд морских экспедиций: около 1300 года состоялся поход на трех судах под предводительством Моислава и его сына Якова на северо-восток (предположительно они добрались до Новой Земли и зимовали там), в 1316 году новгородцы дошли до северной оконечности Норвегии, в 1318 году обогнули Скандинавский полуостров и достигли Ботнического залива, в 1320 и 1323 годах новгородские ушкуйники вновь добрались до крайней северной точки Норвегии. К 1326 году новгородские ушкуйники контролировали огромную морскую территорию от устья Печоры до Норвегии.

Гигантская территория Новгородской республики административно делилась на пяти- ны. Каждая пятина представляла собой обширную самодостаточную область с местным самоуправлением, во главе которого стоял назначенный из Новгорода наместник. В свою очередь пятины подразделялись на волости с соответствующим волостным центром и местным самоуправлением... Волости и пяти- ны исправно выплачивали дань Новгородской республике, её сбором и доставкойзанимались новгородские ушкуйники . Нередко они также занимались и торговлей, доставляя в отдаленные волости из Новгорода разнообразные товары, изготовленные искусными новгородскими ремесленниками.

Гигантская территория Новгородской республики административно делилась на пятины. Каждая пятина представляла собой обширную самодостаточную область с местным самоуправлением, во главе которого стоял назначенный из Новгорода наместник. В свою очередь пятины подразделялись на волости с соответствующим волостным центром и местным самоуправлением. Например, древнее городище новгородских ушкуйников посад Тодма (нынешняя Тотьма Вологодской области) был волостным центром Тотемской волости Заволоцкой пятины. Волости и пятины исправно выплачивали дань Новгородской республике, её сбором и доставкой занимались новгородские ушкуйники. Нередко они также занимались и торговлей, доставляя в отдаленные волости из Новгорода разнообразные товары, изготовленные искусными новгородскими ремесленниками.

Заселение славянами территории нынешней Вологодской области впервые началось еще в VI–VII веках новгородскими крестьянами и ограничивалось северо-западными районами нынешней Вологодской области, преимущественно по берегам крупных рек и озер. Затем, начиная с IX века, к освоению вологодских просторов присоединились новгородские повольники; переселенцы из Владимиро-Суздальской Руси появи- лись позднее, по мере роста и укрепления Московского княжества (и вассального, по отношению к Москве, Белозерского княжества). Приход на вологодские земли славянского населения означал прежде всего прогресс, поскольку местное население не знало еще подсечно-огневого и пашенного земледелия. «Повсюду, по берегам озер и бесчисленных рек новые поселенцы «с умом ставили починки, займища, выселки, погосты, слободки, деревни, села и городки»4.

Первые поселения гетских казаков в Вологодской области, согласно историческим документам, появились в южной части Поонежья (Вытегорский район) – Обонежская пятина. Позднее, в XV веке на этих землях был построен Вытегорский погост, первое упоминание о котором датируется 1496 годом. На Онежском озере, насчитывавшем порядка 1650 островов, геты издревле осваивали сушу и море, разведывали дальнейшие речные пути. Отсюда, из Заонежья (земля заволоцкая), новгородские ушкуйники пошли на север и на восток. (С.Н. Разгонов, «Северные этюды», 1972). Путь на север проходил через систему рек и озер на Поморский берег и через Онежскую губу в Белое море. Одновременно с этим новгородские ушкуйники начали осваивать северные и северо-восточные районы Вологодской области, продвигаясь по Сухоне и далее в двух направлениях: по Северной Двине (первые поселения появились в XI веке) на север и по Вычегде до самого Уральского хребта. Скорее всего, после заселения южного Поонежья новгородские ушкуйники добрались до Белого озера и древнего города Белоозеро. Город Белоозеро упоминался в летописях еще в середине IX века.

Согласно Лаврентьевской летописи город Белоозеро был основан новгородцами в 862 году) и был населен, судя по археологическим находкам, славянами.

Хотя и до прихода новгородцев берега Белого озера были обжиты древним племенем весь и, следовательно, новгородцы могли заложить Белоозеро на месте уже существующих поселений аборигенов. В дальнейшем город вошел в состав Новгородской республики и стал для новгородцев важнейшим перевалочным пунктом в их постоянных походах на восток за данью и «зипунами».

Но уже с середины XII века Белоозеро стало «яблоком раздора» между Новгородом и русскими княжествами. Во второй половине XII века Белоозеро вошло в состав Ростово-Суздальской земли, а в 1238 году город с прилегающими территориями стал самостоятельным княжеством во главе с князем Глебом Васильевичем. Но ровно через 100 лет, в 1338 году Белозерское княжество попало в вассальную зависимость к Москве.

Двигаясь в южном направлении (по бассейну Суды, Андоги, Шексны) новгородскими ушкуйниками были частично освоены территории нынешних Бабаевского и Кадуйского районов. И основной путь пролегал именно по Шексне, по территориям нынешнего Шекснинского и Череповецкого районов до самой Волги и далее до Каспийского моря (что подтверждается хотя бы былинами о Василии Буслаеве). До прихода новгородцев на территории нынешнего Череповецкого района проживали представители племени весь, которое впоследствии ассимилировалось с пришлым славянским населением (в первую очередь это были новгородцы). В 1360 году на берегах Шексны был основан Воскресенский монастырь и позднее появилась монастырская слобода (будущий город Череповец).

В середине XII века часть территории Новгородской республики отошла к Суздальскому княжеству. Предположительная северо-западная граница княжества проходила по Мологе вплоть до впадения в нее Чагодощи (а также захватывая земли по нижнему течению Мологи). Земли в низовьях и по среднему течению Суды находились во владениях Суздальского княжества, земли по верхнему течению Суды остались во владениях Новгорода.

В дальнейшем, с начала XIII ве- ка, продвижению новгородцев на юг препятствовало в пер- вую очередь Белозерское княжество, хотя сами новгородские ушкуйники границ и княжеской власти не признавали и на своих суднах-ушкуях неоднократно проходили путь «из ва- ряг в греки»

В дальнейшем, с начала XIII века, продвижению новгородцев на юг препятствовало в первую очередь Белозерское княжество, хотя сами новгородские ушкуйники границ и княжеской власти не признавали и на своих суднах-ушкуях неоднократно проходили путь «из варяг в греки». Окрестности Кубенского озера тоже не были обойдены вниманием новгородцев, которые на своих ушкуях обследовали его берега и водные просторы (сюда новгородцы добирались по Шексне, ее левому притоку Словенке, волоком перетаскивали ушкуи в реку Порозовицу и далее выходили в Кубенское озеро), и основали ряд поселений, одно из которых, село Устье, вскоре стало крупным торговым центром. Дальнейший путь новгородских ушкуйников на восток преимущественно проходил по реке Сухоне, важнейшей транспортной магистрали новгородцев (её длина до слияния с рекой Юг составляет 560 км) на протяжении нескольких столетий, которую эти северные казаки первыми из славян освоили и поставили по берегам свои многочисленные укрепленные колонии.

Согласно современным археологическим раскопкам областной центр город Вологда- был заложен новгородцами еще в XI веке (хотя первые летописные упоминания о Вологде датируются 1147 годом), оставаясь во владениях Новгородской республики до конца XIV века. Но уже в XIII веке право владения этим городом, превратившегося благодаря удачному расположению в крупный торгово-промышленный центр, постоянно оспаривалось тверскими и ростовскими князьями. В 1273 году тверской князь Святослав Ярославич предпринял завоевательный поход на восточные земли Новгородской республики, стремясь захватить Вологду и территории по Сухоне. Новгородцы сумели успешно противостоять захватчику.

Продвигаясь вниз по Сухоне новгородцы не только строили новые поселения, но и расширяли и укрепляли уже существующие поселения коренных жителей, живущих здесь с незапамятных времен. Так, например, городище Тодма (Тотьма), в течение столетий являвшийся местным административным центром Новгородской республики, был построен ушкуйниками на месте древнейшего – относящегося к неолиту – поселения чудских племен (что подтверждается археологическими находками). Первые летописные упоминания о Тотьме относятся к 1137 году, когда она представляла собой хорошо укрепленную крепость, и длительное время Тотьма являлась не только торговым, но также и военным форпостом Новгородской республики на востоке. Кроме Тотьмы новгородские ушкуйники построили на Сухоне еще одну крепость – Брусенецкий городок (нынешнее село Брусенец), время основания которого относится к XIII веку. В бассейне Кокшенги ушкуйники основали поселение, которое в дальнейшем получило название Тарнога, а недалеко от Нюксеницы, близ впадения в Сухону Городишны новгородцы поставили укрепленный острог с караульной вышкой и сигнальным колоколом. В XIII веке новгородцами было основано на правом берегу Сухоны поселение Шуйское (современное село Шуйское).

Вскоре после появления новгородских ушкуйников в низовьях Сухоны, ростовские князья построили близ слияния Сухоны с Югом крепость Гледен, который существовал недолго, чему способствовали разорительные набеги чудских племён и неудачное месторасположение. В конце-концов жители Гледена переселились на другой берег Сухоны – в новый город Устюг, первые упоминания о котором относятся к 1207, 1212, 1218 годам. Этот северный форпост ростовского княжества далеко вклинивался на территорию Новгородской республики, преграждая путь новгородским ушкуйникам и купцам на восток, что вынуждало новгородцев зачастую пользоваться более дальними обходными путями по Югу и Лузе. Плавание по Сухоне минуя Устюг для мирных новгородских купцов было небезопасным – устюжане могли запросто ограбить. Мало того, жители Устюга с самого начала основания города вели активную наступательную политику: многочисленные вооруженные отряды устюжан часто совершали набеги на новгородские земли, взимали незаконную дань, грабили, брали в полон местных жителей, нападали на новгородские купеческие флотилии. В отместку новгородцы неоднократно предпринимали ответные походы, что подтверждается летописными записями за 1324 год: «Новгородцы, мстя устюжанам за грабежи ходивших по Югу новгородских промышленников, взяли и разграбили Устюг». И новгородцы ушли из Устюга только после получения богатого выкупа.

Короче говоря, с Устюгом у новгородских повольников отношения были сложными: приходилось и торговать, и родниться, и воевать, и мириться. Великий Устюг сохранил свою независимость от Новгородской республики, хотя влияние новгородских повольников на быт и нравы древних устюжан было несомненно и подтверждается хотя бы тем, что в Устюге также было свое Вече.

Обилие рек, верховья многих из которых близко подходят друг к другу (что позволяло волоком перетаскивать судна из одной реки в другую), облегчало новгородцам колонизацию Вологодчины. Закрепляясь на вологодских реках и озерах новгородские повольники вступали в торговые и бытовые отношения с древним финно-угорским населением Вологодчины, роднились с ними смешанными браками, т.е. укоренялись на новой земле, которая становилась для них (а тем более для молодого поколения) новой родиной. К примеру, аборигены, проживавшие в районе Шимозера, большей частью ассимилировались с новгородцами, переняли их обычаи, уклад жизни, вероисповедание. (И.М. Чупров, «По Вологодской области», 1974) Именно новгородские повольники оставили на Вологодчине тот особый антропологический тип (отличный от древнего финно-угорского антропологического типа), который до сих пор встречается среди жителей вологодских селений: высокий рост, длинные ноги, широкая грудь, белый цвет кожи, прямой нос, малый подбородок, цвет волос от темно-русых до черных.

Новгородские повольники, как было упомянуто ранее, были христианами, на освоение новых земель с ними обычно отправлялись православные священники, и православный храм всегда был одним из первых строений каждой колонии новгородцев. Наследие новгородских повольников дошло до нас в виде обычаев, суеверий, особом говоре (более «чистом» и литературно грамотным в отличие от московского), похоронных (с элементами язычества) и свадебных обрядов, особенностей архитектуры древних церквей.

Искусство строительства деревянных церквей, чем издавна славятся архангелогородские и вологодские зодчие досталось им в наследие от древних новгородцев, которые на Руси всегда считались наилучшими плотниками. Быстроходные ладьи-ушкуи новгородских повольников не знали равных. «Новгородские плотники снабжали лодками и судами даже днепровский юг. Рубленые ими корабли пересекали бурные волны Черного моря и бросали якоря у «врат Цареграда»5.

Сегодня, спустя многие столетия после живут и трудятся прямые потомки древних новгородских ушкуйников, древних казаков, не ведая славного прошлого своих героических предков. Многие ли сегодня знакомы с истинной историей древнего казачества в северных землях Древней Руси?

cossacksculture.mgutm.ru