Славянская колонизация Северо-Восточной Руси. Колонизация это в древней руси


Как славяне Русь колонизировали

Споры о том, что такое Русь и кого считать славянами в историческом смысле длятся уже не одну сотню лет. Во второй половине IX века в Восточной Европе образовалось новое государство — Киевская Русь, представлявшее собой союз восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей. Но что было до этого? Откуда взялись славяне, русы и как они колонизировали огромные необжитые территории? Давайте разберёмся.

Как славяне Русь колонизировали древняя русь, интересное, история, славяне

Источник:

Лирическое отступление

Лирическое отступление древняя русь, интересное, история, славяне

Источник:

Современная наука пока не в силах дать точного ответа на вопрос о том, когда и где возник славянский народ. Но не стоит думать, что причиной тому является какая-то исключительность славян. Просто проследить точную историю любого отдельно взятого древнего этноса практически невозможно. В результате только в официальной академической науке есть сразу несколько направлений, работающих над различными версиями выделения славян из индоевропейской общности племён. Всё это говорит о том, что писать об истории сегодня дело дюже неблагодарное. Если уж даже официальная наука не знает как там было на самом деле, то куда уж нам смертным… Вот и получается, что как бы ты не написал, в результате встанешь на сторону лишь одной из множества теорий. Но тема интересная, поэтому почему бы не попробовать.

Ты помнишь как всё начиналось…

Ты помнишь как всё начиналось… древняя русь, интересное, история, славяне

Источник:

Принято считать, что славянский этнос отделился от индоевропейской общности около V века до н. э. то есть во времена, когда легендарные 300 спартанцев сражались в Фермопильском ущелье, а Софокл, Сократ и Гиппакрат были не великими мужами, а только лишь детьми. Однако, самые ранние письменные свидетельства о славянах принадлежат византийским авторам и относятся уже к VI веку н. э. О том, что происходило с народом на протяжении этой тысячи лет можно только догадываться, да и это тема отдельного материала. Мы же сосредоточимся на том, что происходило далее. И как славяне, в ту пору уже разделённые на склавинов и антов, жили и мигрировали впоследствии.

«Колыбель» славянского народа

«Колыбель» славянского народа древняя русь, интересное, история, славяне

Источник:

Готские и византийские письменные источники VI века выделяли три крупных славянских народа — это анты, склавины и венеды. Согласно готскому историку Иордану, территория склавинов простиралась от нижнего Дуная и Мурсианского озера до Днестра и Вилсы. Анты в свою очередь локализовались от Днестра до устья Днепра. А венды обитали на «безмерных просторах» от истоков Вислы и предгорий Карпат к востоку и северу. Быт и обычаи антов и склавин, согласно византийским историка, если и отличались, то незначительно. В основном различия касались погребальных обрядов и женской одежды.

Начало переселения

Начало переселения древняя русь, интересное, история, славяне

Источник:

Тогда же, в VI веке склавины начинают продвигаться на правобережье среднего Днепра и заселяют эти земли, делая их полноправно славянскими. В 530-х годах славяне движутся по территории современной Чехии к верховьям Эльбы, вытесняя оттуда остатки германского населения. Параллельно с этим другие довольно многочисленные группы славянского населения, огибая Карпаты с юга, движутся в нижнее придунавье и междуречье Дуня и Днестра. Именно там столкнувшись с Византийское империей, славяне с тех пор будут постоянно фигурировать в текстах византийских историков.

Всё дальше и дальше во всех направлениях

Всё дальше и дальше во всех направлениях древняя русь, интересное, история, славяне

Источник:

В 556–560 годах в Северный Кавказ и восточное Приазовье вторглись авары. К 561 году они достигли земель антов, разорив, но не покорив их. Многие анты тогда бежали на запад, в Паннонию, породив впоследствии такие этнонимы как хорваты и сербы. Под властью Аварского каганата оказались многие славянские племена, о чём указано и в Повести временных лет, что свидетельствует о том, что память народная об этом времени была очень сильно. Славянского компонента в Аварском каганате оказалось так много, что многие византийские историки средневековья уже прямо отождествляли авар и славян. Нашествие авар стало началом конца истории антов, но оно же дало новый толчок к переселению славян на новые земли. В VI веке славяне уже активно действовали на кавказском направлении, переселялись на северо-восток современной Польши в Мазурское поозёрье, в VII веке осели в Крыму.

Формирование и распространение культуры

Формирование и распространение культуры древняя русь, интересное, история, славяне

Источник:

Продвигаясь всё дальше на восток, в начале VIII века славянская культура появляется на левобережье Днепра. Далее она вместе с большими массами славянского населения движется к верхнему Поднепровью, оттуда в Приильменье и Приволховье. К концу VIII века славяне появляются в Ладоге. Заняв территории от Подунавья до Балтики, славяне создали на этих землях единое языковое и культурное пространство, что дало возможность сформировать знаменитый торговый путь из варяг в греки, который сыграл важнейшую роль в последующем формировании русского государства.

Колонизация Северо-восточной Руси

Колонизация Северо-восточной Руси древняя русь, интересное, история, славяне

Источник:

До прихода славян земли Северо-восточной Руси населяли различные финно-угорские племена, такие как меря, мурома, мещера, весь, чудь заволочская. Их культура сформировалась на этих землях предположительно в начале-середине I тысячелетия н. э. Однако, как отмечают многие историки, по сравнению со славянами местные племена имели более низкий уровень социальной и материальной культуры. К тому же плотность расселения финно-угорских племён на своих землях была крайне низкой. Эти племена практически не занимались земледелием, предпочитая в качестве основных форм жизнеобеспечения охоту, собирательство, рыбную ловлю и скотоводство. Селились местные племена преимущественно на берегах рек и озёр, в то время как обширные участки земли в отдалении от водоёмов были практически безлюдными. Как славяне Русь колонизировали древняя русь, интересное, история, славяне

Источник:

Впрочем, ни о каком захвате земель со стороны славян речи не идёт. Меряне, например, в 882 году совместно с Вещим Олегом участвовали в военных походах на Смоленск, Любеч и Киев. И даже в летописях 907 года меряне упоминаются как отдельный народ. Однако, массив славянского населения, пришедшего в Северо-Восточную Русь был весьма многочисленным и активным. Именно поэтому ассимиляция местного населения шла довольно быстро. К X–XI веку большая часть финно-угорских земель стала русскими княжествами под властью Рюриковичей. Именно так, мирно и без каких-либо военных действий и завершилась основная часть колонизации славянами Руси.

Если вам интересная история древнерусского государства, обязательно почитайте и другие наши посты на эту тему:

Источник:

Ссылки по теме:

fishki.net

VIII. Типы древнерусских селений. Русская колонизация

VIII. Типы древнерусских селений

Преобладание мелких поселков и их наименования. Крупные селения и их наименования; условия их возникновения. Многочисленность городов в древнейшее время и различные виды их. Свидетельство о городах географа Баварского, арабских писателей и летописи; археологические данные относительно городищ.

Наше обозрение характеристических особенностей древнерусской колонизации было бы неполно, если бы мы не познакомились с главнейшими типами древнерусских селений.

Преобладающим типом поселков в древнейшее время на Руси было поселение в один, два, три двора, вообще маленькие поселки. Эти поселки носили разные названия: сельцо, дворище – в западных областях, деревня, починок – на северо-востоке.

Более крупные поселения носили названия сел и погостов. Наиболее крупные поселения, обыкновенно огороженные, носили название городов. Крупнейшие поселения возникали в Древней Руси там, где по различным условиям устанавливались центры торгового обмена, а именно: на реках, по которым шло оживленное торговое движение, и среди более или менее густо заселенных местностей. К таковым поселениям принадлежали, например, города, возникшие на великом водном пути «из варяг в греки»: Ладога, Новгород Великий, Смоленск, Любеч, Киев. Примерами крупных поселений, возникших среди более или менее густо заселенных местностей в качестве центров торгового обмена, могут служить города Суздаль, Ростов Великий, Псков и т. д.

Таким образом, если мелкие поселки в Древней Руси были созданием земледелия, охоты, рыболовства и бортничества, крупные селения главным образом были созданием торговли.

Здесь необходимо оговориться и вместе с тем указать еще на одну особенность древнерусской колонизации. Я сказал, что наиболее крупные поселения, обыкновенно огороженные, носили в Древней Руси название городов. Но при всем том далеко не все поселки, называвшиеся городами, были крупными. В Древней Руси огораживались рвом, валом и тыном не только крупные селения, но и мелкие, даже однодворные. Это было вполне естественно, т. к. русским славянам пришлось селиться не в пустой стране, а в населенной, хотя и редко, инородцами как на севере, так и на юге. Борьба с этими инородцами заставляла славянское население огораживать свои поселки, и на Руси задолго до появления князей возникли города различных типов, т. е. крупные и мелкие укрепления. В этом отношении народная практика задолго до князей выработала в главных чертах все то, что позднее делали князья. Князья внесли в дело устройства укреплений больше системы и вели его, так сказать, на более широкую ногу. Особенно много укреплений было создано народными средствами на юге нашей страны по условиям ее природы и по соседству с хищными кочевниками. Здесь города и городки, можно сказать, были преобладающим типом поселков. Вот почему и Баварский географ так своеобразно описывает нашу страну. «Уличи, – читаем мы у него, – народ многочисленный, у него 318 городов; Бужане имеют 231 город, Волыняне (Velanzani) – 70, Северяне – 825». Очевидно, что славянские племена, селившиеся на пограничье лесной области и в степной, устраивали свою оседлость не иначе, как в укрепленных поселках или около них. Поэтому и области их стороннему наблюдателю казались страной городов. Известия Баварского географа подтверждаются и указаниями нашей летописи. Припомните, что говорит летописец об уличах и тиверцах: они жили прежде по Бугу и Днестру до моря и Дуная: «и бе множество их, и суть годи их до сего дне». По чему летописец судит о многочисленности уличей и тиверцев? По обилию оставшихся от них городов, т. е. городищ.

В летописи мы находим довольно много указаний на различные города, существовавшие в X–XIII вв. Но список городов, который мы можем составить на основании этих указаний, далеко не вполне будет соответствовать действительной их наличности. Сама летопись дает часто понять, что она называет только крупные, наиболее выдающиеся городские поселения. Так, например, под 1214 г. читаем в летописи: «Новгородцы начаша воевати по Днепрю городе мнози Черниговскыя и взяша Речице на щит и иныя городе мнозе Черниговскыя и придоша под Вышегород» и т. д[54]. Или под 1284 г.: «поимаша (Даниил с союзниками) гряды многи по Десне, ту же взяша и Хоробор и Сосницю и Сновеск и пали грады многие и придоша опять Чернигову»[55]. Припомните известие летописи о городах, существовавших в XII в. по р. Воронежу. Из этих городов нам известен только один – Воронеж. Но летопись прямо свидетельствует, что там был не один город, и при этом говорит так, что, как будто бы, кроме городов, по Воронежу и не было никаких других селений: Рязанский князь Ярополк Ростиславич, убежав от Всеволода III на Воронеж, ходил там из города в город.

Свидетельства древнейших источников о существовании многочисленных городов в древней Руси подтверждаются и археологическими наблюдениями над так называемыми городищами. Конечно, не все существующие городища можно отнести к начальным временам русской колонизации, многие представляют остатки позднейших укреплений, но, несомненно, что многие городища относятся именно к начальному времени русской колонизации.

Арабский писатель XI в. Аль-Бекри рассказывает о русских славянах, что они строят свои укрепления таким образом: «они направляются к лугам, обильным водами и камышом, и обозначают там место круглое или четырехугольное, смотря по форме, которую желают придать крепости, и по величине ее. И выкапывают вокруг него ров и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши его досками и сваями наподобие битой земли, покуда стена не дойдет до желаемой высоты. И отмеряется тогда дверь, с какой стороны им угодно, а к ней приходят по деревянному мосту»[56]. Таких четвероугольных и круглых земляных укреплений встречается в настоящее время множество на Руси, особенно в черноземной полосе.

По восточным монетам и другим предметам, находимых в этих городищах, некоторые из них с уверенностью можно отнести к начальным временам русской колонизации. На такое же предположение наводят и свидетельства актов и других источников XIV–XVI вв. о существовании городищ в разных местах Руси. Так, например, из описания Пименова путешествия в Царьград узнаем о существовании городищ на Дону. Но особенно многочисленные указания на существование городищ в черноземной полосе дает книга Большого Чертежа конца XVI в. Любопытно, что большинство городищ с признаками языческой эпохи по своим размерам не больше того пространства, какое нужно для крестьянского двора. Что городки в Древней Руси нередко огораживали однодворные и вообще мелкие поселения, на это намекает и летопись в своем рассказе о Кие. Кий ходил в Царьград: «идущю же ему вспять приде к Дунаеви възлюби место и сруби градок мал, хотяше сести с родом своим и, не даша ему ту близ живущи; еже и доныне наречут Дунаицы городище Киевец»[57].

Из рассказа летописи об основании Киева можно видеть, что городки возникали как убежища для жителей маленького поселка. Три брата – Кий, Щек, Хорив – поставили себе дворы на горах по соседству друг с другом; «и створиша град во имя брата своего старейшего и нарекоша имя ему Киев»[58]. Эти мифы о Кие, несомненно, облечены чертами той действительности, которая была современна летописцу. Изображая Киев и Киевец, летописец представил их при первом основании именно такими городками, каких было много в его время и какие создавались именно родами или семьями поселенцев.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Колонизация Суздальско-Владимирской Руси. Полный курс лекций по русской истории

Колонизация Суздальско-Владимирской Руси

В XII в., когда вследствие княжеских усобиц и половецких опустошений начинается упадок Киевской Руси, неурядицы киевской жизни вызывают передвижение населения от среднего Днепра на юго-запад и северо-восток, от центра тогдашней Руси, Киева, к ее окраинам.

На северо-востоке русские переселенцы попадают на новые места, в страну с иным географическим характером, чем Поднепровье. Особенности этой страны создают постепенно и новые черты в физическом типе колонистов, и новые социальные и экономические порядки в их быту. Занятая русскими на северо-востоке местность – это страна между верхним течением Волги и Окой. Природа здесь очень рознится от днепровской: ровная плодородная почва здесь сменяется суглинком, болотами и первобытным лесом. Хотя обилие речных вод замечается и здесь, но свойства рек различны: южная Русь имеет большие реки, текущие, в громадном большинстве, к одному центру, к Днепру; в северной Руси – масса мелких речек, не имеющих общего центра, текущих по самым различным направлениям. Климат северо-восточной Руси вследствие обилия воды и леса суровее, почва требует больших трудов для обработки. Первоначальными жителями северо-восточной окраины были финские племена меря и мурома, о быте которых история не знает ничего достоверного. Исследователь древней шей истории Суздальской Руси, проф. Корсаков («Меря и Ростовское княжество», 1872) пробует восстановить быт мери: 1) по указаниям разных источников, – так как летопись говорит о первоначальных жителях этой страны очень мало; 2) по сравнению быта теперешнего населения губерний Московской, Владимирской, Костромской и Ярославской с бытом жителей других великорусских губерний: особенности этого быта могут быть объясняемы бытом первоначальных обитателей названных губерний; 3) по сравнению данных летописи о быте мери и муромы с бытом соседних им ныне существующих финских племен: мордвы и черемис; этнография их несколько разработана, и жизнь этих племен может с некоторой вероятностью дать основания для заключений о жизни исчезнувшей их родни; 4) по указаниям, добытым из раскопок, на местах поселения мери и муромы; эти раскопки, произведенные здесь археологами Савельевым и графом Уваровым, дают ряд отрывочных, правда, указаний на особенности мери и муромы. Тщательные изыскания Корсакова не привели к большим результатам: он указывает, что меря и мурома – племена финского происхождения, близкие по быту к мордве; религия их была не развита; политической организации не существовало, не было и городов; культура была на очень низкой ступени развития; первенствующее значение принадлежало жрецам.

Колонизационное движение Руси по Волге – явление очень древнее: на первых уже страницах летописи мы встречаемся с городами Суздалем и Ростовом, появившимися неизвестно когда. Откуда, т. е. из каких мест Руси, первоначально шла колонизация в суздальском крае, можно догадываться потому, что Ростов в древности политически тянул к Новгороду, составляя как бы часть Новгородского княжества. Это давало повод предположить, что первыми колонистами на Волге были новгородцы, шедшие на Восток, как и все русские колонизаторы, по рекам. Против такого предположения возражали, что Новгород от Волги и рек ее бассейна отделяется водоразделами (препятствия для свободного передвижения), и указывали на различие наречий суздальского и новгородского. Но против первого положения можно сказать, что водоразделы никогда не могут задержать переселения; а второе объясняется историческими причинами: под влиянием новых природных условий, встречи с чуждым народом и языком в языке колонистов могли выработаться известные особенности. Во всяком случае, нет достаточных оснований отрицать, что первыми русскими колонистами в Суздальской Руси могли быть новгородцы. В последнее время ученые (Шахматов, Спицын, Соболевский и др.) заново подняли вопрос о заселении среднего Поволжья славянами и, не сходясь в деталях, однако согласно представляют нам дело так, что славянский народный поток непрерывно стремился на северо-восток от области кривичей и, может быть, вятичей, заполняя Поволжье многими путями и изо многих мест, между которыми Новгород играл в свое время важнейшую, но, вероятно, не исключительную роль. Позднее, с упадком Киева, в XII в. главные массы колонистов в эту область стали двигаться с юга, от Киева. Сообщение Киева с Суздальской землей в первые века русской жизни совершалось кругом – по Днепру и верхней Волге, потому что непроходимые леса вятичей мешали от Днепра прямо проходить на Оку, и только в XII в. являются попытки установить безопасный путь из Киева к Оке; эти попытки и трудности самого пути остались в памяти народа в рассказе былины о путешествии Ильи Муромца из родного села Карачарова в Киев. Со второй половины XII в. этот путь, сквозь вятичей, устанавливается и начинается заметное оживление Суздальского княжества, – туда приливает население, строятся города, и в этой позднейшей поре колонизации замечается любопытное явление: появляются на севере географические имена юга (Переяславль, Стародуб, Галич, Трубеж, Почайна), верный признак, что население пришло с юга и занесло сюда южную номенклатуру. Занесло оно и свой южный эпос, – факт, что былины южнорусского цикла сохранились до наших дней на севере, также ясно показывает, что на север перешли и люди, сложившие их.

Страна, в которую шли поселенцы, своими особенностями влияла на расселение колонистов. Речки, по которым селились колонисты, не стягивали поселения в густые массы, а располагали их отдельными группами. Городов было мало, господствующим типом селений были деревни, и таким образом городской быт юга здесь заменился сельским. Новые поселенцы, сидя на почве не вполне плодородной, должны были заниматься, кроме земледелия, еще лесными промыслами: угольничеством, лыкодерством, бортничеством и пр.: на это указывают и названия местностей: Угольники, Смолотечье, Деготино и т. д. В общем характере Суздальской Руси лежали крупные различия, сравнительно с жизнью Киевской Руси: из городской, торговой она превратилась в сельскую, земледельческую. Переселяясь в Суздальский край, русские, как мы сказали, встретились с туземцами финского происхождения. Следствием этой встречи для финнов было их полное обрусение. Мы не находим их теперь на старых местах, не знаем об их выселении из Суздальской Руси, а знаем только, что славяне не истребляли их и что, следовательно, оставаясь на старых местах, они потеряли национальность, ассимилировавшись совершенно с русскими поселенцами, как расой, более цивилизованной. Но вместе с тем и для славянских переселенцев поселение в новой обстановке и смешение с финнами не осталось и не могло бы остаться без последствий: во-первых, изменился их говор; во-вторых, совершилось некоторое изменение физиологического типа; в-третьих, видоизменился умственный и нравственный склад поселенцев. Словом, в результате явились в северорусском населении некоторые особенности, выделившие его в самостоятельную великорусскую народность.

Со времени Любечского съезда, с начала XII в., судьба Суздальского края связывается с родом Мономаха. Из Ростова и Суздаля образуется особое княжество, и первым самостоятельным князем суздальским делается сын Мономаха, Юрий Владимирович Долгорукий. Очень скоро это вновь населяемое княжество становится сильнейшим среди других старых. В конце того же XII в. владимиро-суздальский князь, сын Юрия Долгорукого, Всеволод III уже считается могущественным князем, который, по словам певца «Слова о полку Игореве», может «Волгу веслы раскропити и Дон шеломами выльяти». Одновременно с внешним усилением Суздальского княжества мы наблюдаем внутри самого княжества следы созидающего процесса: здесь слагается иной, чем на юге, общественный строй. В XI и даже в XII в. в Суздальской Руси, как и на юге, мы видим развитие городских общин (Ростов, Суздаль) с их вечевым бытом. Новые же города в этой стране возникают с иным типом. «Разница между старыми и новыми городами та, – говорит Соловьев, – что старые города, считая себя старее князей, смотрели на них, как на пришельцев, а новые, обязанные им своим существованием, естественно, видят в них своих строителей и ставят себя относительно них в подчиненное положение». В самом деле, на севере князь часто первый занимал местность и искусственно привлекал в нее новых посельников, ставя им город или указывая пашню. В старину на юге было иначе: пришельцем в известном городе был князь, исконным же владельцем городской земли вече; теперь на севере пришельцем оказывалось население, а первым владельцем земли – князь. Роли переменились, должны были измениться и отношения. Как политический владелец, князь на севере по старому обычаю управлял и законодательствовал; как первый заимщик земель, он считал себя и свою семью сверх того вотчинниками – хозяевами данного места. В лице князя произошло соединение двух категории прав на землю: прав политического владельца и прав частного собственника. Власть князя стала шире и полнее. С этим новым явлением не могли примириться старые вечевые города. Между ними и князем произошла борьба; руководителями городов в этой борьбе были, по мнению Беляева и Корсакова, «земские бояре». И в южной Руси, по «Русской Правде» и летописи, мелькают следы земской аристократии, которая состояла из земских, а не княжеских бояр – градских старцев. На севере в городах должна была быть такая же аристократия с земледельческим характером. В самом деле, можно допустить, что «бояре» новгородские, колонизуя восток, скупали себе в Ростовской и Суздальской земле владения, вызывали туда на свои земли работников и составляли собою класс более или менее крупных землевладельцев. В их руках, независимо от князя, сосредоточивалось влияние на вече, и вот с этой-то землевладельческой аристократией, с этой силой, сидевшей в старых городах, приходилось бороться князьям; в новых построенных князьями городах такой аристократии, понятно, не было. Борьба князей со старыми городами влечет за собою неминуемо и борьбу новых городов со старыми. Эта борьба оканчивается победой князей, которые подчиняют себе старые города и возвышают над ними новые. Полнота власти князя становится признанным фактом. Князь не только носитель верховной власти в стране, он ее наследственный владелец, «вотчинник». На этом принципе вотчинности (патримониальности) власти строятся все общественные отношения, известные под общим названием «удельного порядка» и весьма несходные с порядком Киевской Руси.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси Википедия

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси — процесс заселения славянами земель Волго-Окского междуречья и Русского Севера, начавшийся в VI веке[1] и продлившийся вплоть до позднего Средневековья. До прихода славян население этих земель было преимущественно балтским (в западной части междуречья) и финно-угорским[1]. Следствием славянской колонизации, усилившейся в эпоху Древнерусского государства и его распада, стало начало формирования в этом регионе великорусской народности, а в политическом измерении — возвышение Владимиро-Суздальской земли среди удельных русских княжеств.

Природные условия

Историческое ядро Ростово-Суздальской земли находилось в природном регионе Ополье, для которого характерны плодородные темноцветные почвы открытого земледельческого ландшафта[2] (народное название — «владимирские чернозёмы»[3]). Заселение Ополья славянами протекало в условиях средневекового климатического оптимума X—XIII веков, в течение которого площадь лесов сократилась, а стабильная тёплая температура позволяла собирать обильные урожаи. Климатический оптимум Средневековья, приведший к росту численности земледельческих народов и освоению ими новых пространств, стал катализатором многих миграционных процессов в Европе, в том числе и расселения немцев на восток.

Хронология

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси характеризовалась несколькими миграционными волнами. Главными путями миграции до появления дорог служили реки[4][5].

Раннесредневековая волна VI—IX веков

Наиболее раннее славянское расселение, как свидетельствуют материалы археологии, протекало скачкообразно. Отдельные группы славян, оторвавшись от основного массива, продвигались довольно далеко (к примеру, Безводнинский могильник Нижегородской области или могильник у села Попово на реке Унжа) и какое-то время проживали изолированно[1]. Как пишет Валентин Седов, для первой волны славянских поселенцев были характерны грунтовые могильники, отличавшиеся от курганных могильников более поздних миграционных волн славян. Уже в этот период славяне оказали большое влияние на культуру малочисленного автохтонного населения и существенно разбавили его. Летописная меря из Повести временных лет была, по-видимому, не финно-угорским племенем, а уже неким смешанным славяно-финским населением, притом что основателями Ростова были славяне[1]. Примечательно, что представители именно этой славянской миграционной волны стали ядром-основой современного русского населения данного региона, что подтверждается как с антропологической, так и с лингвистической точки зрения[1].

Племенная миграционная волна

Основные волны славянской колонизации c начала IX века

В IX—X веках началось заселение Северо-Восточной Руси крупными славянскими племенами, в рамках которого представители того или иного племени осваивали определённые территории.

По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали проникать кривичи, повлиявшие на состав населения Суздальского ополья[6]. В более северные земли, в том числе в регион Белого озера, стали проникать ильменские словене[7], внёсшие весомый вклад в формирование поморов. В южной части Подмосковья и в Рязанской земле славянская колонизация шла, в основном, за счёт племени вятичей, хотя отмечается также некоторое участие радимичей и северян[5], а также донских славян. Вятичи продвинулись вниз по Оке в район Рязани, вышли на реку Проню, а также расселились вверх по Москве-реке.

Промежуточный результат племенной колонизации к началу X века

Граница ареала расселения вятичей и кривичей, судя по характерным для каждого из племён височным кольцам, прошла по водоразделу Москвы-реки и Клязьмы[5]. Таким образом, территория Москвы находилась в пределах вятичского расселения, о чём также свидетельствуют находки вятичских артефактов на Боровицком холме. В колонизации Суздальского ополья вятичи, однако, почти не участвовали, освоив лишь часть течения Оки. На нижнюю Оку, в район Мурома, славянское население проникло не с запада по Оке, а с севера по Нерли и Клязьме, будучи таким образом преимущественно кривичским[6].

Привлекательность Северо-Восточной Руси была обусловлена рядом обстоятельств. Это был, с одной стороны, уже упомянутый средневековый климатический оптимум, который обеспечивал стабильную сельскохозяйственную базу, с другой стороны — развитие международной торговли и высокий спрос на истощившуюся в других областях Руси пушнину, игравшую роль главного прибавочного продукта и источника накопления богатств[2]. Немалую роль после крещения Руси сыграло также распространение христианства, заставлявшее бежать от княжеской власти представителей племён, желавших сохранить верность язычеству[5].

Южнорусские миграционные волны

Домонгольская

Следующей значительной волной стала миграция в Ростово-Суздальскую землю южнорусского населения, пришедшаяся на XII—XIII век[5]. К вышеупомянутым причинам добавились процессы, имеющие общее значение для упадка Южной Руси:

  • разгар феодальных войн за киевский великокняжеский престол
  • регулярные набеги степных кочевников (до начала XIII века в летописях отмечено 46 половецких набегов на поднепровские земли[4][8])
  • значительное юридическое и экономическое принижение простого населения[9]
  • угасание значительной части торговли по Днепру вследствие ослабления Царьграда и опасности прохода половецких земель[9]

В летописях также отмечено появление при Владимире Мономахе «прямоезжей дороги» из Южной Руси в Залесье через ранее едва проходимые брянские леса[9]. Это значительно облегчило прямое сообщение киевских земель с Владимиро-Суздальской землёй, которое ранее осуществлялось в обход, по днепровско-волжскому пути с волоком на Валдае[9].

Бюст Юрия Долгорукого в Переславле-Залесском

В отличие от славянской колонизации балтских земель верхнего Поднепровья, имевшей место в VI—VIII веках, историки отмечают в случае с Волго-Окским междуречьем уже не только стихийное, но и феодально организованное переселение[6]. В условиях раннефеодальной древнерусской государственности колонизация, особенно во время южнорусской миграционной волны, уже опиралась на укреплённые города и вооружённые дружины. Археологические находки этого времени свидетельствуют, что новые центры расселения, складывавшиеся на северо-востоке Руси, уже в конце X−XI веков контролировались княжеской властью и имели высокий статус[10]. Одним из наиболее активных поощрителей переселения и основателем новых городов был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он вербовал новых поселенцев и выдавал им, согласно Татищеву, «немалую ссуду»[11]. Активно привлекались ремесленники, торговцы, духовенство. Крестьяне наделялись статусом вольных земледельцев, довольно редким в Южной Руси, где имело место немалое юридическое и экономическое принижение простого населения[9]. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, также славился своей колонизаторской деятельностью[9].

Послемонгольская

После монгольского нашествия на Русь, на рубеже XIII—XIV веков отмечается очередная волна переселений из Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, которая охватила в том числе часть местной знати с дружинами[12][13]. Она совпала с переездом митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме в 1299 году и, как показывает Антон Горский, может быть объяснена меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси[14]. Потомками этой послемонгольской волны переселения стали многие русские дворянские роды, такие как Плещеевы, Игнатьевы, Жеребцовы, Пятовы, Измайловы, Булгаковы, Пусторослевы, Шиловские и другие.

Следы в топонимике

О массовом притоке выходцев из Южной Руси свидетельствуют многочисленные примеры южнорусской топонимики и гидронимики в Северо-Восточной Руси[11].

Южнорусские переселенцы перенесли в Северо-Восточную Русь названия родных городов — Владимир, Переяславль, Стародуб, Звенигород, Галич, Юрьев, Вышгород, Перемышль), а также рек. К примеру, и Переяславль-Залесский и Переяславль-Рязанский (Рязань) расположены на реках Трубеж, названных по имени притока Днепра, на котором стоит южный Переяславль. Встречаются также реки Лыбедь, Рпень (Ирпень), несколько рек с именем Почайна, Десна, Сула и другие гидронимы, перенесённые из Южной Руси[11].

Первые упоминания либо основания городов Северо-Восточной Руси

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском Дмитриевский собор во Владимире

Археологические данные

По результатам археологических исследований, при которых благодаря новым методам стало возможно изучение не только городов, но и селищ, в Северо-Восточной Руси для второй половины X века характерен интенсивный рост числа и размеров сельских поселений, достигший наивысшего подъёма в XII – первой половине XIII веков.[2][15]. При этом отмечается крайне низкая плотность поселений и артефактов, относящихся к более ранним эпохам. Наиболее изученными в археологическом отношении районами Северо-Восточной Руси являются Суздальское ополье, а также окрестности Белого озера и реки Шексны. В Суздальском ополье отмечается весьма высокая плотность поселений, составляющая по современным оценкам около двух тысяч[2], подавляющее большинство из которых относятся к рассматриваемому периоду. Плотность заселения окрестностей Белого озера существенно ниже, однако и там прослеживаются признаки значительно прироста на протяжении XII—XIII веков.

Селища были, как правило, стабильными многодворными поселениями с наземными срубными жилыми постройками и полями. Здесь выплавляли железо, производили орудия труда, бытовые вещи и украшения из железа, цветных металлов и так далее. Создание сети новых поселений сопровождалось интенсивным сельскохозяйственным освоением окружающих территорий и формированием земледельческого ландшафта. В спектрах пыльцы в Суздальском ополье начиная с IX века прослеживается постепенное сокращение площадей, занятых лесом, а относительно XII века данный индикатор говорит о полной перестройке растительного покрова — открытые ландшафты стали преобладающими.[2]

Богатые находки монет, украшений, бытового инвентаря и оружия, имеющих в том числе иноземное (часто ближневосточное и греческое) происхождение, указывают на немалое благосостояние сельского общества Северо-Восточной Руси X–XIII веков и его вовлечённость в торговлю. Тогда как жизнеобеспечение шло, в основном, за счёт сельского хозяйства, основным источником прибавочного продукта и накопления богатств был, по-видимому, пушной промысел. Это подтверждается археологическими данными, поскольку в остеологических находках исследованных селищ широко представлены кости пушных животных — бобра, белки, куницы и так далее. Они составляют до 62% всех остеологических находок.[2] Весьма распространены находки наконечников стрел с тупым бойком, предназначенных для охоты на пушного зверя без порчи его меха. Можно, однако, говорить о различиях в развитии экономической жизни в Суздальском ополье и в более северных регионах. В Суздальском Ополье, пушной промысел, по археологическим данным, утрачивает своё значение к концу XI — началу XII века, тогда как в белозёрском регионе он прослеживается ещё значительно дольше.

Автохтонное население

До прихода славян земли Северо-Восточной Руси населяли различные финно-угорские племена, такие как меря, мурома, мещера, весь, чудь заволочская и другие. Многие авторы, занимавшиеся вопросами славянской колонизации Северо-Восточной Руси, отмечали низкую плотность автохтонного финно-угорского населения при заселении этих земель славянами.[6][16] К их числу относятся такие исследователи как А. А. Спицын, П. Н. Третьяков, Н. А. Макаров и другие. К причинам малочисленности местных племён относят более низкий уровень социальной и материальной культуры, в частности едва развитое земледелие, в то время как традиционными формами жизнеобеспечения были охота и собирательство, рыбная ловля и скотоводство.[6] Местами сосредоточения автохтонного населения служили берега озёр и рек, тогда как крупные участки земель, расположенные вне близости от водоёмов были практически безлюдными.[2]

С другой стороны, массив славянского населения уже в XII веке признаётся весьма многочисленным и активным[1]. Таким образом, несмотря на мирный характер колонизации и отсутствие каких-либо военных действий, можно говорить о довольно быстром численном преобладании славянского элемента в Северо-Восточной Руси.[6] Это подтверждается и археологическими данными, по результатам которых в культуре сельских поселений, а также погребальных курганов Волго-Окского междуречья довольно слабо прослеживаются финские традиции[2][17], несколько более заметные в самой северной части Ростово-Суздальской земли. Предполагается также, что в отдельных случаях имел место отток финно-угорского населения на восток.[17]

Результаты генетических исследований подтверждают археологические данные. Экспертизы гаплогрупп Y-хромосомы, передающихся из поколения в поколение по мужской линии практически без изменений, показывают, что, например, на территории Ярославской области генетическое сходство с финно-угорскими популяциями минимально. Имеется отчётливо выраженное генетическое сходство популяций Верхнего Поволжья, Центральной и Южной России, а также Украины и Белоруссии по всем параметрам, что позволяет выдвинуть гипотезу, что миграции славян в значительной мере заместили финно-угорский протогенофонд на данной территории[18]. Лишь на севере области, у группы мологжан (населения бывшего города Молога), наблюдается больше финно-угорских генетических следов. Далее на север имеет место постепенное увеличение финно-угорского компонента в генетической структуре населения[19][20].

Роль в политическом дискурсе Новейшего времени

Факт существования финно-угорского населения на землях Северо-Восточной Руси до прихода славян использовался на разных этапах истории отдельными публицистами как доказательство «неславянского» происхождения великорусской народности. Одним из первых, кто сформулировал идею туранского происхождения «московитов», был поляк Франциск Духинский, выступавший в XIX веке за восстановление Речи Посполитой в старых границах как форпост Европы против азиатского влияния. Несмотря на то, что его тезисы о неславянском происхождении русских были со временем отвергнуты научным сообществом, в XX веке они были подхвачены Дмитрием Донцовым[21]. Следует, однако, отметить, что финно-угры и Туран не имеют друг к другу никакого отношения.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Седов В.В. Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование. – М., 1999. — C. 145—158
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Макаров, Н.А. Археологическое изучение Северо-Восточной Руси: колонизация и культурные традиции (недоступная ссылка) // Вестник РАН. № 12. 2009
  3. ↑ Ярошенко П. Д., Юрова Э. А. Об остепненных лугах Владимирского Ополья // Бюлл. МОИП. Отд. биол. 1970. Т. 75, вып. 4. С. 80—87.
  4. ↑ 1 2 Кульпин, Э.С. Об эволюции взаимоотношений человека и природы в Суздальском ополье. История и исторический процесс /материалы научной конференции/, 2004
  5. ↑ 1 2 3 4 5 Мазуров Б. А. Древние славяне в Подмосковном регионе, 2009
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 Третьяков П. Н. На финно-угорских окраинах Древней Руси // У истоков древнерусской народности. — МИА, 1970. — Вып. 179. — С. 111-137.
  7. ↑ Горюнова Е. И. Этническая история Волго-Окского междуречья, с. 36-37; её же. К истории городов Северо-Восточной Руси. — МИА, 1955, вып. 59, с. 11-18.
  8. ↑ Егоров В.Л. Русь и её южные соседи в X—XIII веках. Отечественная история, 1994, № 6.
  9. ↑ 1 2 3 4 5 6 Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Том I-III. Год: 2002
  10. ↑ Российские археологи нашли старинную подвеску с личным знаком Рюриковичей. Rosnauka.ru (16 июля 2015).
  11. ↑ 1 2 3 Толочко П. П.. Из Киевского Поднепровья в Суздальское Ополье (конец ХІ – 40-е годы ХІІІ в.) // Города и веси средневековой Руси : археология, история, культура : к 60-летию Николая Андреевича Макарова / Рос. акад. наук, Ин-т археологии ; [редкол. : П. Г. Гайдуков (отв.  ред.) и др.] – Москва ; Вологда : Древности Севера, 2015
  12. ↑ Горский, А. А.: Русь: От славянского расселения до Московского царства. М.: Языки славянской культуры, 2004
  13. ↑ Мыльников, А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Представления об этнической номинации и этничности XVI - начала XVIII века. СПб., 1999.
  14. ↑ Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV вв.: пути политического развития. Издательский центр Института российской истории РАН. М., 1996.
  15. ↑ Овсянников Н. Н. О колонизации в Суздальском крае с точки зрения археологии. В кн.: Труды III Областного историко-археологического съезда. Владимир. 1909, с. 2-9.
  16. ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной Руси IX—XIII веков // Вопросы истории. 1990. № 5.
  17. ↑ 1 2 Спицын А. А. Владимирские курганы // ИАК. 1903. Вып. 5. С. 166.
  18. ↑ М.И. Чухряева, Е.С. Павлова, В.В. Напольских и др. Сохранились ли следы финно-угорского влияния в генофонде русского населения Ярославской области? Свидетельства Y-хромосомы. // Генетика. 2017, том 53, № 3, с. 1–12.
  19. ↑ "База данных "Характеристика 70 народов мира по 8 гаплогруппам Y хромосомы "" Архивировано 16 декабря 2014 года.
  20. ↑ «Поскреби русского найдёшь поляка»
  21. ↑ Лисяк-Рудницкий, Іван. Францішек Духінський та його вплив на українську політичну думку Архивировано 24 декабря 2014 года. // Історичні есеї. — Т. 1.

Ссылки

wikiredia.ru

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси (IX–XIII вв.)

Следствием славянской колонизации стало начало формирования в этом регионе великорусской народности, а в политическом измерении — возвышение Владимиро-Суздальской земли среди удельных княжеств Киевской Руси.

Историческое ядро Ростово-Суздальской земли находилось в природном регионе Ополье, для которого характерны плодородные темноцветные почвы (народное название — «владимирские черноземы») открытого земледельческого ландшафта.

Заселение Ополья славянами протекало в условиях средневекового климатического оптимума X—XIII вв., в течение которого площадь лесов ещё более уменьшилась, а стабильная тёплая температура позволяла собирать обильные урожаи.

Климатический оптимум Средневековья, приведший к росту численности земледельческих народов и освоению ими новых пространств, стал катализатором многих миграционных процессов в Европе, в том числе и расселения немцев на восток.

Хронология

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси характеризовалась несколькими миграционными волнами.

Ранняя племенная миграция

Первым этапом стало прониковение в Северо-Восточную Русь в IX-X вв. славянских поселенцев, при котором представителями ряда племён начали осваиваться определённые территории. Главными путями миграции в условиях отсутствия дорог служили реки.

По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали проникать кривичи, составившие этническую основу Суздальского ополья. В более северные земли, в том числе в регион Белого озера, стали проникать ильменские словене, позже составившие этническую основу поморов.

В южной части Подмосковья и в Рязанской земле славянская колонизация шла, в основном, за счёт племени вятичей, хотя отмечается также некоторое участие радимичей и северян. Вятичи продвинулись вниз по Оке в район Рязани, вышли на реку Проню, а также расселились вверх по Москве-реке. Граница ареала расселения вятичей и кривичей, судя по характерным для каждого из племён височным кольцам, прошла по водоразделу Москвы-реки и Клязьмы.

Таким образом, территория Москвы находилась в пределах вятичского расселения, о чём также свидетельствуют находки вятичских артефактов на Боровицком холме. В колонизации Суздальского ополья вятичи, однако, почти не участвовали, освоив лишь часть течения Оки. На нижнюю Оку, в район Мурома, славянское население проникло не с запада по Оке, а с севера по Нерли и Клязьме, будучи таким образом преимущественно кривичским.

Привлекательность Северо-Восточной Руси была обусловлена рядом обстоятельств. Это был, с одной стороны, уже упомянутый средневековый климатический оптимум, который обеспечивал стабильную сельскохозяйственную базу, а с другой стороны развитие международной торговли и высокий спрос на истощившуюся в других областях Руси пушнину, игравшую роль главного прибавочного продукта и источника накопления богатств. Немалую роль после крещения Руси сыграло также распространение христианства, заставлявшее бежать подальше от княжеской власти представителей племён, желавших сохранить верность язычеству.

Южнорусская миграционная волна

Второй и значительно более мощной волной стала миграция в Ростово-Суздальскую землю южнорусского населения, пришедшаяся на XII-XIII в. К вышеупомянутым причинам добавились процессы, имеющие общее значение для упадка Южной Руси:

  • разгар феодальных усобиц за киевский великокняжеский престол
  • регулярные набеги степных кочевников (до начала XIII в. в летописях отмечено 46 половецких набегов на поднепровские земли)
  • угасание значительной части торговли по Днепру вследствие ослабления Царьграда и опасности прохода половецких земель

В летописях также отмечено появление при Владимире Мономахе «прямоезжей дороги» из Южной Руси в Залесье через ранее едва проходимые брянские леса. Это значительно облегчило прямое сообщение киевских земель с Владимиро-Суздальской землёй, которое ранее осуществлялось в обход, по днепровско-волжскому пути с волоком на Валдае.

В отличие от славянской колонизации балтских земель верхнего Поднепровья, имевшей место в VI-VIII в., историки отмечают в случае с Волго-Окским междуречьем уже не только стихийное, но и феодально организованное переселение. В условиях раннефеодальной древнерусской государственности колонизация, особенно во время южнорусской миграционной волны, уже опиралась на укреплённые города и вооружённые дружины.

Одним из наиболее активных поощрителей переселения и основателем новых городов был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он вербовал новых поселенцев и выдавал им, согласно Татищеву, «немалую ссуду». Вдобавок, они наделялись статусом вольных земледельцев, которого у многих из них не было в Южной Руси, где имело место немалое юридическое и экономическое принижение простого населения. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, также славился своей колонизаторской деятельностью.

После монгольского нашествия на Русь, на рубеже XIII—XIV вв. отмечается очередная волна переселений из Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, которая охватила в том числе часть местной знати с дружинами. Она совпала с переездом митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме в 1299 г. и может быть объяснена, как показывает Антон Горский, меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси.

Южнорусские переселенцы перенесли в Северо-Восточную Русь не только родные названия городов (например, Переяславль, Стародуб, Звенигород, Галич, Юрьев, Вышгород, Перемышль), но и многочисленные гидронимы. К примеру, и Переяславль-Залесский и Переяславль-Рязанский (Рязань) расположены на реках Трубеж, названных в честь притока Днепра, на котором стоит южный Переяславль. Встречаются также реки Лыбедь, Рпень (Ирпень), несколько рек с именем Почайна, Десна и другие гидронимы, перенесённые из Южной Руси.

Археологические данные

По результатам археологических исследований, при которых благодаря новым методам стало возможно изучение не только городов, но и селищ, в Северо-Восточной Руси для второй половины X века характерен интенсивный рост числа и размеров сельских поселений, достигший наивысшего подъёма в XII–первой половине XIII вв. При этом отмечается крайне низкая плотность поселений и артефактов, относящихся к более ранним эпохам.

Наиболее изученными в археологическом отношении районами Северо-Восточной Руси являются Суздальское ополье, а также окрестности Белого озера и реки Шексны. В Суздальском ополье отмечается весьма высокая плотность поселений, составляющая по современным оценкам около двух тысяч, подавляющее большинство из которых относятся к рассматриваемому периоду. Плотность заселения окрестностей Белого озера существенно ниже, однако и там прослеживаются признаки значительно прироста на протяжении XII–XIII вв.

Селища были, как правило, стабильными многодворными поселениями с наземными срубными жилыми постройками и полями. Здесь выплавляли железо, производили орудия труда, бытовые вещи и украшения из железа, цветных металлов и так далее. Создание сети новых поселений сопровождалось интенсивным сельскохозяйственным освоением окружающих территорий и формированием земледельческого ландшафта. В спектрах пыльцы в Суздальском ополье начиная с IX в. прослеживается постепенное сокращение площадей, занятых лесом, а относительно XII в. данный индикатор говорит о полной перестройке растительного покрова — открытые ландшафты стали преобладающими.

Богатые находки монет, украшений, бытового инвентаря и оружия, имеющих в том числе иноземное (часто ближневосточное и греческое) происхождение, указывают на немалое благосостояние сельского общества Северо-Восточной Руси X–XIII вв. и его вовлечённость в торговлю. Тогда как жизнеобеспечение шло, в основном, за счёт сельского хозяйства, основным источником прибавочного продукта и накопления богатств был, по-видимому, пушной промысел. Это подтверждается археологическими данными, поскольку в остеологических находках исследованных селищ широко представлены кости пушных животных — бобра, белки, куницы и так далее. Они составляют до 62% всех остеологических находок.

Весьма распространены находки наконечников стрел с тупым бойком, предназначенных для охоты на пушного зверя без порчи его меха. Можно, однако, говорить о различиях в развитии экономической жизни в Суздальском ополье и в более северных регионах. В Суздальском Ополье, пушной промысел, по археологическим данным, утрачивает своё значение к концу XI — началу XII века, тогда как в белозёрском регионе он прослеживается ещё значительно дольше.

Автохтонное население

До прихода славян земли Северо-Восточной Руси населяли различные финно-угорские племена, такие как меря, мурома, мещера, весь, чудь заволочская и другие. Многие авторы, занимавшиеся вопросами славянской колонизации Северо-Восточной Руси, отмечали низкую плотность автохтонного финно-угорского населения при заселении этих земель славянами. К их числу относятся такие исследователи как А. А. Спицын, П. Н. Третьяков, Н. А. Макаров и другие.

К причинам малочисленности местных племён относят более низкий уровень социальной и материальной культуры, в частности едва развитое земледелие, в то время как традиционными формами жизнеобеспечения были охота и собирательство, рыбная ловля и скотоводство. Местами сосредоточения автохтонного населения служили берега озёр и рек, тогда как крупные участки земель, расположенные вне близости от водоёмов были практически безлюдными.

С другой стороны, массив славянского населения уже в XII в. признаётся весьма многочисленным и активным. Таким образом, несмотря на мирный характер колонизации и отсутствие каких-либо военных действий, можно говорить о довольно быстром численном преобладании славянского элемента в Северо-Восточной Руси. Это подтверждается и археологическими данными, по результатам которых в культуре сельских поселений, а также погребальных курганов Волго-Окского междуречья довольно слабо прослеживаются финские традиции, несколько более заметные в самой северной части Ростово-Суздальской земли. Предполагается также, что в отдельных случаях имел место отток финно-угорского населения на восток.

Роль в политическом дискурсе Новейшего времени

Факт существования финно-угорского населения на землях Северо-Восточной Руси до прихода славян использовался на разных этапах истории отдельными публицистами как доказательство «неславянского» происхождения великорусской народности. Одним из первых, кто сформулировал идею туранского происхождения «московитов», был поляк Франциск Духинский, выступавший в XIX в. за восстановление Речи Посполитой в старых границах как форпост Европы против азиатского влияния.

Несмотря на то, что его тезисы были со временем отвергнуты и забыты научным сообществом, в XX в. они были подхвачены приверженцами украинского национализма.

С конца XX в. стали широко распространяться околонаучные утверждения о том, что современный русский народ, якобы, по своему происхождению является преимущественно финно-угорским, а не славянским, а славянский язык и культуру лишь воспринял извне, что пытаются подкрепить результатами масштабной генетической экспертизы гаплогрупп Y-хромосомы, передающихся из поколение в поколение по мужской линии практически без изменения.

Однако, эти утверждения (как правило из разряда жанра фолк-хистори) являются политически ангажированными и не подтверждаются наукой, что позволяет большинству филологов, антропологов, генетиков и историков, занимающихся проблемами финно-угроведения и истории восточно-славянских племён, утверждать, что с научной точки зрения такое мнение является бездоказательным.

golden-ring.drugiegoroda.ru

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси — WiKi

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси характеризовалась несколькими миграционными волнами. Главными путями миграции до появления дорог служили реки[4][5].

Раннесредневековая волна VI—IX веков

Наиболее раннее славянское расселение, как свидетельствуют материалы археологии, протекало скачкообразно. Отдельные группы славян, оторвавшись от основного массива, продвигались довольно далеко (к примеру, Безводнинский могильник Нижегородской области или могильник у села Попово на реке Унжа) и какое-то время проживали изолированно[1]. Как пишет Валентин Седов, для первой волны славянских поселенцев были характерны грунтовые могильники, отличавшиеся от курганных могильников более поздних миграционных волн славян. Уже в этот период славяне оказали большое влияние на культуру малочисленного автохтонного населения и существенно разбавили его. Летописная меря из Повести временных лет была, по-видимому, не финно-угорским племенем, а уже неким смешанным славяно-финским населением, притом что основателями Ростова были славяне[1]. Примечательно, что представители именно этой славянской миграционной волны стали ядром-основой современного русского населения данного региона, что подтверждается как с антропологической, так и с лингвистической точки зрения[1].

Племенная миграционная волна

  Основные волны славянской колонизации c начала IX века

В IX—X веках началось заселение Северо-Восточной Руси крупными славянскими племенами, в рамках которого представители того или иного племени осваивали определённые территории.

По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали проникать кривичи, повлиявшие на состав населения Суздальского ополья[6]. В более северные земли, в том числе в регион Белого озера, стали проникать ильменские словене[7], внёсшие весомый вклад в формирование поморов. В южной части Подмосковья и в Рязанской земле славянская колонизация шла, в основном, за счёт племени вятичей, хотя отмечается также некоторое участие радимичей и северян[5], а также донских славян. Вятичи продвинулись вниз по Оке в район Рязани, вышли на реку Проню, а также расселились вверх по Москве-реке.

  Промежуточный результат племенной колонизации к началу X века

Граница ареала расселения вятичей и кривичей, судя по характерным для каждого из племён височным кольцам, прошла по водоразделу Москвы-реки и Клязьмы[5]. Таким образом, территория Москвы находилась в пределах вятичского расселения, о чём также свидетельствуют находки вятичских артефактов на Боровицком холме. В колонизации Суздальского ополья вятичи, однако, почти не участвовали, освоив лишь часть течения Оки. На нижнюю Оку, в район Мурома, славянское население проникло не с запада по Оке, а с севера по Нерли и Клязьме, будучи таким образом преимущественно кривичским[6].

Привлекательность Северо-Восточной Руси была обусловлена рядом обстоятельств. Это был, с одной стороны, уже упомянутый средневековый климатический оптимум, который обеспечивал стабильную сельскохозяйственную базу, с другой стороны — развитие международной торговли и высокий спрос на истощившуюся в других областях Руси пушнину, игравшую роль главного прибавочного продукта и источника накопления богатств[2]. Немалую роль после крещения Руси сыграло также распространение христианства, заставлявшее бежать от княжеской власти представителей племён, желавших сохранить верность язычеству[5].

Южнорусские миграционные волны

Домонгольская

Следующей значительной волной стала миграция в Ростово-Суздальскую землю южнорусского населения, пришедшаяся на XII—XIII век[5]. К вышеупомянутым причинам добавились процессы, имеющие общее значение для упадка Южной Руси:

  • разгар феодальных войн за киевский великокняжеский престол
  • регулярные набеги степных кочевников (до начала XIII века в летописях отмечено 46 половецких набегов на поднепровские земли[4][8])
  • значительное юридическое и экономическое принижение простого населения[9]
  • угасание значительной части торговли по Днепру вследствие ослабления Царьграда и опасности прохода половецких земель[9]

В летописях также отмечено появление при Владимире Мономахе «прямоезжей дороги» из Южной Руси в Залесье через ранее едва проходимые брянские леса[9]. Это значительно облегчило прямое сообщение киевских земель с Владимиро-Суздальской землёй, которое ранее осуществлялось в обход, по днепровско-волжскому пути с волоком на Валдае[9].

  Бюст Юрия Долгорукого в Переславле-Залесском

В отличие от славянской колонизации балтских земель верхнего Поднепровья, имевшей место в VI—VIII веках, историки отмечают в случае с Волго-Окским междуречьем уже не только стихийное, но и феодально организованное переселение[6]. В условиях раннефеодальной древнерусской государственности колонизация, особенно во время южнорусской миграционной волны, уже опиралась на укреплённые города и вооружённые дружины. Археологические находки этого времени свидетельствуют, что новые центры расселения, складывавшиеся на северо-востоке Руси, уже в конце X−XI веков контролировались княжеской властью и имели высокий статус[10]. Одним из наиболее активных поощрителей переселения и основателем новых городов был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он вербовал новых поселенцев и выдавал им, согласно Татищеву, «немалую ссуду»[11]. Активно привлекались ремесленники, торговцы, духовенство. Крестьяне наделялись статусом вольных земледельцев, довольно редким в Южной Руси, где имело место немалое юридическое и экономическое принижение простого населения[9]. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, также славился своей колонизаторской деятельностью[9].

Послемонгольская

После монгольского нашествия на Русь, на рубеже XIII—XIV веков отмечается очередная волна переселений из Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, которая охватила в том числе часть местной знати с дружинами[12][13]. Она совпала с переездом митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме в 1299 году и, как показывает Антон Горский, может быть объяснена меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси[14]. Потомками этой послемонгольской волны переселения стали многие русские дворянские роды, такие как Плещеевы, Игнатьевы, Жеребцовы, Пятовы, Измайловы, Булгаковы, Пусторослевы, Шиловские и другие.

Следы в топонимике

О массовом притоке выходцев из Южной Руси свидетельствуют многочисленные примеры южнорусской топонимики и гидронимики в Северо-Восточной Руси[11].

Южнорусские переселенцы перенесли в Северо-Восточную Русь названия родных городов — Владимир, Переяславль, Стародуб, Звенигород, Галич, Юрьев, Вышгород, Перемышль), а также рек. К примеру, и Переяславль-Залесский и Переяславль-Рязанский (Рязань) расположены на реках Трубеж, названных по имени притока Днепра, на котором стоит южный Переяславль. Встречаются также реки Лыбедь, Рпень (Ирпень), несколько рек с именем Почайна, Десна, Сула и другие гидронимы, перенесённые из Южной Руси[11].

Первые упоминания либо основания городов Северо-Восточной Руси

  Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском   Дмитриевский собор во Владимире

По результатам археологических исследований, при которых благодаря новым методам стало возможно изучение не только городов, но и селищ, в Северо-Восточной Руси для второй половины X века характерен интенсивный рост числа и размеров сельских поселений, достигший наивысшего подъёма в XII – первой половине XIII веков.[2][15]. При этом отмечается крайне низкая плотность поселений и артефактов, относящихся к более ранним эпохам. Наиболее изученными в археологическом отношении районами Северо-Восточной Руси являются Суздальское ополье, а также окрестности Белого озера и реки Шексны. В Суздальском ополье отмечается весьма высокая плотность поселений, составляющая по современным оценкам около двух тысяч[2], подавляющее большинство из которых относятся к рассматриваемому периоду. Плотность заселения окрестностей Белого озера существенно ниже, однако и там прослеживаются признаки значительно прироста на протяжении XII—XIII веков.

Селища были, как правило, стабильными многодворными поселениями с наземными срубными жилыми постройками и полями. Здесь выплавляли железо, производили орудия труда, бытовые вещи и украшения из железа, цветных металлов и так далее. Создание сети новых поселений сопровождалось интенсивным сельскохозяйственным освоением окружающих территорий и формированием земледельческого ландшафта. В спектрах пыльцы в Суздальском ополье начиная с IX века прослеживается постепенное сокращение площадей, занятых лесом, а относительно XII века данный индикатор говорит о полной перестройке растительного покрова — открытые ландшафты стали преобладающими.[2]

Богатые находки монет, украшений, бытового инвентаря и оружия, имеющих в том числе иноземное (часто ближневосточное и греческое) происхождение, указывают на немалое благосостояние сельского общества Северо-Восточной Руси X–XIII веков и его вовлечённость в торговлю. Тогда как жизнеобеспечение шло, в основном, за счёт сельского хозяйства, основным источником прибавочного продукта и накопления богатств был, по-видимому, пушной промысел. Это подтверждается археологическими данными, поскольку в остеологических находках исследованных селищ широко представлены кости пушных животных — бобра, белки, куницы и так далее. Они составляют до 62% всех остеологических находок.[2] Весьма распространены находки наконечников стрел с тупым бойком, предназначенных для охоты на пушного зверя без порчи его меха. Можно, однако, говорить о различиях в развитии экономической жизни в Суздальском ополье и в более северных регионах. В Суздальском Ополье, пушной промысел, по археологическим данным, утрачивает своё значение к концу XI — началу XII века, тогда как в белозёрском регионе он прослеживается ещё значительно дольше.

До прихода славян земли Северо-Восточной Руси населяли различные финно-угорские племена, такие как меря, мурома, мещера, весь, чудь заволочская и другие. Многие авторы, занимавшиеся вопросами славянской колонизации Северо-Восточной Руси, отмечали низкую плотность автохтонного финно-угорского населения при заселении этих земель славянами.[6][16] К их числу относятся такие исследователи как А. А. Спицын, П. Н. Третьяков, Н. А. Макаров и другие. К причинам малочисленности местных племён относят более низкий уровень социальной и материальной культуры, в частности едва развитое земледелие, в то время как традиционными формами жизнеобеспечения были охота и собирательство, рыбная ловля и скотоводство.[6] Местами сосредоточения автохтонного населения служили берега озёр и рек, тогда как крупные участки земель, расположенные вне близости от водоёмов были практически безлюдными.[2]

С другой стороны, массив славянского населения уже в XII веке признаётся весьма многочисленным и активным[1]. Таким образом, несмотря на мирный характер колонизации и отсутствие каких-либо военных действий, можно говорить о довольно быстром численном преобладании славянского элемента в Северо-Восточной Руси.[6] Это подтверждается и археологическими данными, по результатам которых в культуре сельских поселений, а также погребальных курганов Волго-Окского междуречья довольно слабо прослеживаются финские традиции[2][17], несколько более заметные в самой северной части Ростово-Суздальской земли. Предполагается также, что в отдельных случаях имел место отток финно-угорского населения на восток.[17]

Результаты генетических исследований подтверждают археологические данные. Экспертизы гаплогрупп Y-хромосомы, передающихся из поколения в поколение по мужской линии практически без изменений, показывают, что, например, на территории Ярославской области генетическое сходство с финно-угорскими популяциями минимально. Имеется отчётливо выраженное генетическое сходство популяций Верхнего Поволжья, Центральной и Южной России, а также Украины и Белоруссии по всем параметрам, что позволяет выдвинуть гипотезу, что миграции славян в значительной мере заместили финно-угорский протогенофонд на данной территории[18]. Лишь на севере области, у группы мологжан (населения бывшего города Молога), наблюдается больше финно-угорских генетических следов. Далее на север имеет место постепенное увеличение финно-угорского компонента в генетической структуре населения[19][20].

ru-wiki.org

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси - это... Что такое Славянская колонизация Северо-Восточной Руси?

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси — процесс заселения славянами финно-угорских земель Волго-Окского междуречья и, в более широком смысле, Русского Севера, начавшийся в IX веке и продлившийся несколько столетий.

Следствием славянской колонизации стало начало формирования в этом регионе великорусской народности, а в политическом измерении — возвышение Владимиро-Суздальской земли среди удельных княжеств Киевской Руси.

Природные условия

Историческое ядро Ростово-Суздальской земли находилось в природном регионе Ополье, для которого характерны плодородные темноцветные почвы (народное название — «владимирские черноземы»[1]) открытого земледельческого ландшафта.[2] Заселение Ополья славянами протекало в условиях средневекового климатического оптимума X—XIII веков, в течение которого площадь лесов ещё более уменьшилась, а стабильная тёплая температура позволяла собирать обильные урожаи. Климатический оптимум Средневековья, приведший к росту численности земледельческих народов и освоению ими новых пространств, стал катализатором многих миграционных процессов в Европе, в том числе и расселения немцев на восток.

Хронология

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси характеризовалась несколькими миграционными волнами.

Ранняя племенная миграция

Первым этапом стало прониковение в Северо-Восточную Русь в IX-X веках славянских поселенцев, при котором представителями ряда племён начали осваиваться определённые территории. Главными путями миграции в условиях отсутствия дорог служили реки[3][4].

По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали проникать кривичи, составившие этническую основу Суздальского ополья[5]. В более северные земли, в том числе в регион Белого озера, стали проникать ильменские словене,[6] позже составившие этническую основу поморов.

Основные волны славянской колонизации c начала IX века

В южной части Подмосковья и в Рязанской земле славянская колонизация шла, в основном, за счёт племени вятичей, хотя отмечается также некоторое участие радимичей и северян[4]. Вятичи продвинулись вниз по Оке в район Рязани, вышли на реку Проню, а также расселились вверх по Москве-реке. Граница ареала расселения вятичей и кривичей, судя по характерным для каждого из племён височным кольцам, прошла по водоразделу Москвы-реки и Клязьмы[4]. Таким образом, территория Москвы находилась в пределах вятичского расселения, о чём также свидетельствуют находки вятичских артефактов на Боровицком холме. В колонизации Суздальского ополья вятичи, однако, почти не участвовали, освоив лишь часть течения Оки. На нижнюю Оку, в район Мурома, славянское население проникло не с запада по Оке, а с севера по Нерли и Клязьме, будучи таким образом преимущественно кривичским[5].

Привлекательность Северо-Восточной Руси была обусловлена рядом обстоятельств. Это был, с одной стороны, уже упомянутый средневековый климатический оптимум, который обеспечивал стабильную сельскохозяйственную базу, а с другой стороны развитие международной торговли и высокий спрос на истощившуюся в других областях Руси пушнину, игравшую роль главного прибавочного продукта и источника накопления богатств[5]. Немалую роль после крещения Руси сыграло также распространение христианства, заставлявшее бежать подальше от княжеской власти представителей племён, желавших сохранить верность язычеству[4].

Южнорусская миграционная волна

Второй и значительно более мощной волной стала миграция в Ростово-Суздальскую землю южнорусского населения, пришедшаяся на XII-XIII век[4]. К вышеупомянутым причинам добавились процессы, имеющие общее значение для упадка Южной Руси:

  • разгар феодальных усобиц за киевский великокняжеский престол
  • регулярные набеги степных кочевников (до начала XIII века в летописях отмечено 46 половецких набегов на поднепровские земли[3][7])
  • угасание значительной части торговли по Днепру вследствие ослабления Царьграда и опасности прохода половецких земель[8]

В летописях также отмечено появление при Владимире Мономахе «прямоезжей дороги» из Южной Руси в Залесье через ранее едва проходимые брянские леса[8]. Это значительно облегчило прямое сообщение киевских земель с Владимиро-Суздальской землёй, которое ранее осуществлялось в обход, по днепровско-волжскому пути с волоком на Валдае.

В отличие от славянской колонизации балтских земель верхнего Поднепровья, имевшей место в VI-VIII веках, историки отмечают в случае с Волго-Окским междуречьем уже не только стихийное, но и феодально организованное переселение.[5] В условиях раннефеодальной древнерусской государственности колонизация, особенно во время южнорусской миграционной волны, уже опиралась на укреплённые города и вооружённые дружины. Одним из наиболее активных поощрителей переселения и основателем новых городов был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он вербовал новых поселенцев и выдавал им, согласно Татищеву, «немалую ссуду». Вдобавок, они наделялись статусом вольных земледельцев, которого у многих из них не было в Южной Руси, где имело место немалое юридическое и экономическое принижение простого населения[8]. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, также славился своей колонизаторской деятельностью[8].

После монгольского нашествия на Русь, на рубеже XIII—XIV веков отмечается очередная волна переселений из Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, которая охватила в том числе часть местной знати с дружинами[9][10]. Она совпала с переездом митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме в 1299 году и может быть объяснена, как показывает Антон Горский, меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси[11].

Южнорусские переселенцы перенесли в Северо-Восточную Русь не только родные названия городов (например, Переяславль, Стародуб, Звенигород, Галич, Юрьев, Вышгород, Перемышль), но и многочисленные гидронимы. К примеру, и Переяславль-Залесский и Переяславль-Рязанский (Рязань) расположены на реках Трубеж, названных в честь притока Днепра, на котором стоит южный Переяславль. Встречаются также реки Лыбедь, Рпень (Ирпень), несколько рек с именем Почайна, Десна и другие гидронимы, перенесённые из Южной Руси.

Первые упоминания либо основания городов Северо-Восточной Руси

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском Дмитриевский собор во Владимире

Археологические данные

По результатам археологических исследований, при которых благодаря новым методам стало возможно изучение не только городов, но и селищ, в Северо-Восточной Руси для второй половины X века характерен интенсивный рост числа и размеров сельских поселений, достигший наивысшего подъёма в XII – первой половине XIII веков.[2][12]. При этом отмечается крайне низкая плотность поселений и артефактов, относящихся к более ранним эпохам. Наиболее изученными в археологическом отношении районами Северо-Восточной Руси являются Суздальское ополье, а также окрестности Белого озера и реки Шексны. В Суздальском ополье отмечается весьма высокая плотность поселений, составляющая по современным оценкам около двух тысяч[2], подавляющее большинство из которых относятся к рассматриваемому периоду. Плотность заселения окрестностей Белого озера существенно ниже, однако и там прослеживаются признаки значительно прироста на протяжении XII—XIII веков.

Селища были, как правило, стабильными многодворными поселениями с наземными срубными жилыми постройками и полями. Здесь выплавляли железо, производили орудия труда, бытовые вещи и украшения из железа, цветных металлов и так далее. Создание сети новых поселений сопровождалось интенсивным сельскохозяйственным освоением окружающих территорий и формированием земледельческого ландшафта. В спектрах пыльцы в Суздальском ополье начиная с IX века прослеживается постепенное сокращение площадей, занятых лесом, а относительно XII века данный индикатор говорит о полной перестройке растительного покрова — открытые ландшафты стали преобладающими.[2]

Богатые находки монет, украшений, бытового инвентаря и оружия, имеющих в том числе иноземное (часто ближневосточное и греческое) происхождение, указывают на немалое благосостояние сельского общества Северо-Восточной Руси X–XIII веков и его вовлечённость в торговлю. Тогда как жизнеобеспечение шло, в основном, за счёт сельского хозяйства, основным источником прибавочного продукта и накопления богатств был, по-видимому, пушной промысел. Это подтверждается археологическими данными, поскольку в остеологических находках исследованных селищ широко представлены кости пушных животных — бобра, белки, куницы и так далее. Они составляют до 62% всех остеологических находок.[2] Весьма распространены находки наконечников стрел с тупым бойком, предназначенных для охоты на пушного зверя без порчи его меха. Можно, однако, говорить о различиях в развитии экономической жизни в Суздальском ополье и в более северных регионах. В Суздальском Ополье, пушной промысел, по археологическим данным, утрачивает своё значение к концу XI — началу XII века, тогда как в белозёрском регионе он прослеживается ещё значительно дольше.

Автохтонное население

До прихода славян земли Северо-Восточной Руси населяли различные финно-угорские племена, такие как меря, мурома, мещера, весь, чудь заволочская и другие. Многие авторы, занимавшиеся вопросами славянской колонизации Северо-Восточной Руси, отмечали низкую плотность автохтонного финно-угорского населения при заселении этих земель славянами.[13][5] К их числу относятся такие исследователи как А. А. Спицын, П. Н. Третьяков, Н. А. Макаров и другие. К причинам малочисленности местных племён относят более низкий уровень социальной и материальной культуры, в частности едва развитое земледелие, в то время как традиционными формами жизнеобеспечения были охота и собирательство, рыбная ловля и скотоводство.[5] Местами сосредоточения автохтонного населения служили берега озёр и рек, тогда как крупные участки земель, расположенные вне близости от водоёмов были практически безлюдными.[2]

С другой стороны, массив славянского населения уже в XII веке признаётся весьма многочисленным и активным.[14] Таким образом, несмотря на мирный характер колонизации и отсутствие каких-либо военных действий, можно говорить о довольно быстром численном преобладании славянского элемента в Северо-Восточной Руси.[5] Это подтверждается и археологическими данными, по результатам которых в культуре сельских поселений, а также погребальных курганов Волго-Окского междуречья довольно слабо прослеживаются финские традиции[2][15], несколько более заметные в самой северной части Ростово-Суздальской земли. Предполагается также, что в отдельных случаях имел место отток финно-угорского населения на восток.[15]

Роль в политическом дискурсе Новейшего времени

Факт существования финно-угорского населения на землях Северо-Восточной Руси до прихода славян использовался на разных этапах истории отдельными публицистами как доказательство «неславянского» происхождения великорусской народности. Одним из первых, кто сформулировал идею туранского происхождения «московитов», был поляк Франциск Духинский, выступавший в XIX веке за восстановление Речи Посполитой в старых границах как форпост Европы против азиатского влияния. Несмотря на то, что его тезисы были со временем отвергнуты и забыты научным сообществом, в XX веке они были подхвачены приверженцами украинского национализма[16].

С конца XX века стали широко распространяться околонаучные утверждения о том, что современный русский народ, якобы, по своему происхождению является преимущественно финно-угорским, а не славянским, а славянский язык и культуру лишь воспринял извне[17], что пытаются подкрепить результатами масштабной генетической экспертизы гаплогрупп Y-хромосомы, передающихся из поколение в поколение по мужской линии практически без изменения. Однако, эти утверждения (как правило из разряда жанра фолк-хистори) являются политически ангажированными и не подтверждаются наукой[18][19][20][21][22], что позволяет большинству филологов, антропологов, генетиков и историков, занимающихся проблемами финно-угроведения и истории восточно-славянских племён, утверждать, что с научной точки зрения такое мнение является бездоказательным.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Ярошенко П. Д., Юрова Э. А. Об остепненных лугах Владимирского Ополья // Бюлл. МОИП. Отд. биол. 1970. Т. 75, вып. 4. С. 80—87.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Макаров, Н.А. Археологическое изучение Северо-Восточной Руси: колонизация и культурные традиции // Вестник РАН. № 12. 2009
  3. ↑ 1 2 Кульпин, Э.С. Об эволюции взаимоотношений человека и природы в Суздальском ополье. История и исторический процесс /материалы научной конференции/, 2004
  4. ↑ 1 2 3 4 5 Мазуров Б. А. Древние славяне в Подмосковном регионе, 2009
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Третьяков П. Н. На финно-угорских окраинах Древней Руси // У истоков древнерусской народности. — МИА, 1970. — В. 179. — С. 111-137.
  6. ↑ Горюнова Е. И. Этническая история Волго-Окского междуречья, с. 36-37; её же. К истории городов Северо-Восточной Руси. — МИА, 1955, вып. 59, с. 11-18.
  7. ↑ Егоров В.Л. Русь и ее южные соседи в X—XIII веках. Отечественная история, 1994, № 6.
  8. ↑ 1 2 3 4 Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Том I-III. Год: 2002
  9. ↑ Горский, А. А.: Русь: От славянского расселения до Московского царства. М.: Языки славянской культуры, 2004
  10. ↑ Мыльников, А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Представления об этнической номинации и этничности XVI - начала XVIII века. СПб., 1999.
  11. ↑ Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV вв.: пути политического развития. Издательский центр Института российской истории РАН. М., 1996.
  12. ↑ Овсянников Н. Н. О колонизации в Суздальском крае с точки зрения археологии. В кн.: Труды III Областного историко-археологического съезда. Владимир. 1909, с. 2-9.
  13. ↑ Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной Руси IX—XIII веков // Вопросы истории. 1990. № 5.
  14. ↑ Седов В.В. Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование. – М., 1999. — C. 151
  15. ↑ 1 2 Спицын А. А. Владимирские курганы // ИАК. 1903. Вып. 5. С. 166.
  16. ↑ Лисяк-Рудницкий, Іван. Францішек Духінський та його вплив на українську політичну думку // Історичні есеї. — Т. 1.
  17. ↑ «Русские — это ассимилированные восточные украинцы и финно-угры»
  18. ↑ "База данных "Характеристика 70 народов мира по 8 гаплогруппам Y хромосомы ""
  19. ↑ «Русские»
  20. ↑ «Поскреби русского найдёшь поляка»
  21. ↑ «Русские гаплогруппы (ДНК-генеалогия)»
  22. ↑ В. В. Бунак. Некоторые вопросы этнической истории.// Происхождение и этническая история русского народа. Тр. Ин-та этнографии АН СССР.1965.т.88.

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

dic.academic.ru