Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Как в древней руси называли медведя. Медведь как оберег семейного очага на Руси. Забытая свадебная традиция

Кем медведь приходился древним людям? Символика образа. Как в древней руси называли медведя


Кем медведь приходился древним людям? Символика образа | Культура

Первопредок и культурный герой

Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Старорусское название медведя — Бер (отсюда «берлога», т. е. логово Бера). Неслучайно производными от него являются слова: беречь, берег, оберег. Тему родства с ним отражают и прозвища: отец, дедушка, дядя, Михаил Потапыч, хозяин; мать, бабушка, старуха, Настасья Петровна и др. Сведения о «людях-медведях» содержатся в хеттских текстах. Жители малоазиатской Аркадии тоже считали себя потомками внука медведицы. Огуз-хан, родоначальник огузов, по преданию, был сыном медведя и имел медвежьи плечи.

Огуз-хан Индейцы квакиутль верят в своё происхождение от брака медведицы с первопредком-мужчиной. Медвежьи корни усматривают в истории племен гуроны, ирокезы и другие индейцы. Так, одно из имен, принятых в индейском племени кроу, переводится как «много медведей». Один из валлийских царей звался «Сын Медведя». В дальнейшем эта традиция перенеслась на фамилии: по всему свету живут Медведевы, Берманы и т. д.

Мифологические представления о предках-медведях известны у кетов, эвенков и эвенов, нивхов. По преданиям манси, медведица родила первую женщину, в более поздних версиях, первопредком людей Пор был медведь. Он же выступал в качестве культурного героя и покровителя народа, передавшего ему огонь и лук.

Аналогичные верования имеются у ненцев, полагающих, что огонь получили от белого медведя. Обские угры хранят миф о матери-медведице, которая, обучив свою дочь, как обращаться с мясом и костями Медведя, ушла по дороге вверх, став созвездием Малой Медведицы, и связывают обретение огня с бурым медведем.

Индеец в медвежьей шкуре Восприятие тождества или подобия человека с медведем особенно наглядно просматривается в ритуале медвежьей охоты, который составляет ядро культа медведя у целого ряда народов Сибири и, по археологическим данным, был когда-то характерен для Европы. На этом же основано представление о способности самых могущественных шаманов обращаться медведем (или лосем, орлом).

С идеями родства с «хозяином леса», имевшим божественное происхождение и способным «по-родственному» покровительствовать людям, было связано признание его клыков и когтей магическим атрибутом, сохраняющим медвежью энергию, и использование их в качестве оберегов, а также знаков силы. В частности, народ коми следовал правилу: если на место убитого на охоте медведя с еще выбитыми клыками и не отрубленными когтями приходил посторонний человек, он получал право на пай при дележе добычи.

Скандинавские воины-медведи, берсерки, уподобляли себя прародителю. Они не только пользовались в качестве сакральных предметами медвежьего тела, но и зашивали в верхнюю часть щита специальные травы, а перед или во время боя приводили себя в состояние, присущее гневу этого первопредка и культурного героя, надкусывая их и принимая таким образом обезболивающее и возбуждающее средство. Британский герой Беовульф тоже был человеком-медведем.

«Медвежьи» средства использовались и в народной медицине, у некоторых народов они даже признавались самыми надежными для исцеления (медвежий жир, например).

Священный брак

Посвящение медведя Артемиде, которая помимо всего прочего, покровительствовала девственности и материнству, привело к представлениям античного мира о том, что медведица является символом лучших материнских качеств. Отсюда и миф об Аталанте, брошенной на горе вскоре после рождения родным отцом, мечтавшим о сыне, которая была вскормлена и обучена охотничьему делу медведицей. А кусочек медвежьей кожи в Элладе использовался в качестве защиты от любовных увлечений.

На Руси медвежья атрибутика применялась в свадебных обрядах. На шкуру этого зверя усаживали молодых, стелили им медвежью полость. На Волге, как у русских, так и других народов, существовал ритуал, по которому бесплодная женщина для исцеления пролезала между задними лапами ручного медведя, имитируя интимную связь с ним. Упоминание А. С. Пушкиным о медведе, приснившимся Татьяне Лариной, тоже не случайно, — в народе считалось, что это к свадьбе.

Легенда о женщине, вышедшей замуж за медведя У наших предков, как и у многих народов, бытовало множество преданий о браке или половой связи женщины с медведем, мужчины с медведицей, и произведении ими потомства. Подспудно брачный сюжет присутствует в сказках «Три медведя» или «Маша и медведь», более прозрачно представлен в сюжете «Ивашка — Медвежье Ушко», где от подобного союза родился великий богатырь. Вплоть до ХХ в. в глухих деревнях для достижения милости «хозяина леса» (например, чтобы защитить скот), в лес отводили и привязывали к дереву красивую девушку в качестве невесты для него.

Медведь Ош народов коми, по поверьям, отличался тем, что похищал женщин, держал их в берлоге, кормил и заботился, мог сделать женой и завести потомство. Так, фольклорный герой Кудым-Ош, по одной из версий, родился в результате сожительства Оша с его матерью Пцвсин.

С другой стороны, народные предания рассказывают и о противоположном варианте: происхождении медвежьего рода от человеческого. У коми-зырян это история Михаила, отправившегося в лес и отчего-то принявшегося ходить на четвереньках по деревянной колоде. Увидевший это леший превратил шутника в медведя, тот похитил женщину и стал с ней жить в берлоге, в результате возникло звериное медвежье племя.

Возможно, отголоски этого сюжета сохранились в русской культуре в виде поговорок: «Медведю леший брат»?

shkolazhizni.ru

Медведь в славянской языческой мифологии

Медведь — ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный — стервятник, средний — овсяник и самый малый — муравьятник.

Медведь

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси «отпетыми», то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел получил он и свое прозвище — мед-вед (знающий мед). Истинное его имя — бер, об этом говорит название медвежьего жилища — берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходов в Подземный мир, а ее хозяин — сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего солнцестояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменуя поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя — конец зимы. Цвета — коричневый, черный

Пословицы и приметы:

- Силен медведь, да в болоте лежит

- Не дано медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы

- Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла

- Не продавай шкуры, не убив медведя

- Два медведя в одной берлоге не живут

- Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю

- Медведь в берлоге на другой бок переворачивается, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Похожие Статьи

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Google+
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Мой мир
  • Twitter

slaviy.ru

Медведь в языках — ВикиФур, русскоязычная фурри-энциклопедия

Медведи известны человеку с древнейших времён и отпечатались во многих языках мира, в самых разных значениях.

Происхождение слова[править]

Индо-европейское название медведя реконструируется как *h₂ŕ̥tḱos, и от него произошли греческое ἄρκτος, латинское ursus и валлийское arth.

У славян это название заменилось другим словом: *medvědь, образованным от праиндоевропейских *médʰu ‘мёд’ и *h₁ed- ‘есть’[1][2], то есть ‘медоед’. Замену объясняют действием табу. Возможно, считалось, что если произнести имя зверя, то хищник явится.

В *medvědь звук «в» изначально был частью первого слова, *médʰu. Позже, когда в слове «мёд» последняя гласная превратилась в сверхкраткий звук «ъ» и исчезла, первоначальное значение слова стало неочевидным и слово «медведь» стали связывать со словом «ведать».

В народе существуют прозвища медведя: Мишка, Михаил Иваныч, Михаил Потапыч, Косолапый, Топтыгин.

Название медведя в германских языках — bear в английском, Bär в немецком, bjørn в датском и так далее — тоже, как предполагается, является результатом табу на произнесение настоящего имени зверя. Происхождение этого корня прослеживают от праиндоевропейского слова *bhreu-, то есть «сияющий, бурый»; либо от *ǵʰweh₁r-, то есть «дикое животное»[3].

Слово «берлога» происходит от другого корня и не связано со словом «медведь»[4].

В переносном смысле[править]

Наклейка с медведем на ноутбук.
  • Медведь — проводник вагона со спиртным. Русский железнодорожный сленг.
  • Медведь — единоросс (участник партии «Единая Россия», чей символ — медведь).
  • Медведь — увалень, неловкий, угрюмый.
  • Медведь — биржевик, дилер. Трейдеры, играющие на понижение. Название дано из-за особенности этих животных подминать свою жертву под себя. Антипод «быков».
  • Защищенный медведь (covered bear, protected bear) — лицо, продавшее ценные бумаги, товары или валюту, которых у него нет в наличии, и располагающее при этом инструментом хеджирования (защита своего капитала от инфляционных потрясений путем покупки акций (equities) или вложений в другие активы, стоимость которых должна повышаться по мере роста цен), который может быть с прибылью продан, если цены на рынке начнут расти и не удастся закрыть «медвежью» позицию с прибылью.
  • Медвежатник — специалист по открытию сейфов и несгораемых шкафов грубой силой. Раньше значило «охотник на медведей».
  • Медведи — субкультура гомо- и бисексуальных взрослых мужчин, отличающихся волосатостью тела, а также наличием бороды и усов. Гей-культура медведей зародилась в конце 1970-х начале 1980-х годов в США (в первую очередь в штате Калифорния) как ответная реакция на традиционную общественную стереотипизацию представителей нетрадиционной сексуальной ориентации как изнеженных, женоподобных мужчин, в рамки которых значительная часть геев США уже не укладывалась и не желала укладываться.
    • Чёрный медведь — африканец.
    • Бурый медведь — человек с южной или средней Азии либо испанец.
    • Панда — человек с восточной Азии.
    • Белый медведь — пожилой мужчина.
    • Гризли Адамс (Grizzly Adams) — человек с волосатым телом и лицом, не идентифицирующий себя с медведем, но привлекающий медведей.

В английском[править]

Эти значения существуют в английском, а в русском пока малоизвестны.

  • Bear — английские студенты так называют «асоциального» однокашника, всё своё время проводящего в четырёх стенах и покидающего свою комнату только для занятий: «Josef’s roommate Patrick is a real bear. He just stays in the room all the time, never participating in anything» (Буквально: «Сосед Джосефа Патрик — настоящий медведь. Он все время сидит в комнате, никогда ни в чем не участвует»).
  • Bear — что-то сложное, тяжелое, нерешаемое или неприятное: The exam was a real bear — Экзамен был очень тяжелым. This problem is a real bear — Этот вопрос не так-то легко решить. This is a bear of a job — работёнка не из лёгких.
  • Bear — полицейский, согласно сленгу любительского радио США 1970-80-х годов[5].
    • Mama bear (мама-медведица): «As we came around the corner we saw a mama bear sitting in a pigmobile.» — «Когда мы завернули за угол, то увидели женщину-полицейского в патрульной машине».
    • Baby bear (медвежонок): «Some baby bear tried to arrest me for speeding but I conned him out of it.» — «Один начинающий полицейский хотел арестовать меня за превышение скорости, но я уломал его этого не делать».
    • Lady bear (медведица): «That house is staked by those two lady bears.» — «Эти две женщины из полиции ведут наблюдение за домом».
    • Bear cage: «I sat for two hours in that stinking bear cage.» — «Я просидел два часа в полицейском участке». Видимо, русский аналог — «обезьянник».
    • Bear trap — «медвежий капкан», полицейский радар для определения скорости.

В английском есть многозначный глагол to bear, не имеющий отношение к медведям (его происхождение отслеживается от праиндоевропейского *bʰer-, то есть «нести»; того же происхождения русское слово «бремя»[6]). Его значения: нести, держать в руках, терпеть, придерживаться направления, плодоносить (о растениях), рожать, и много других[7]. Хотя слово не связано с медведями, оно нередко употребляется в каламбурах, касающихся медведей.

Популярные выражения с медведями[8]:

  • Ему медведь на ухо наступил — указывает, что у человека плохой музыкальный слух.
  • Медвежья услуга — услуга, оказанная с добрыми намерениями, но сделавшая хуже.
  • Делить шкуру неубитого медведя — спорить, делить то, что ещё не смогли получить.
  • Медвежий угол — удалённый от цивилизации населённый пункт, местность.
  • Ахмедведь — выражает чувство удивления от чего-то крутого. Близко к «охренеть». Пример: «Это ахмедведь как круто!!!»
  • Медвед — то же, что и медведь. Первоначально сетевой сленг. Частый пример: «привед медвед».

ru.wikifur.com

Ящик пандоры – Бер, МедВедь или КОМ? Александра Попова

Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя.

Всё дело в том, что они собственно никак и не связаны за исключением того, что просыпаются весной. Настоящее имя медведя Вы правильно нашли, это Бер. И он действительно просыпается приблизительно на Масленицу. Бер это не просто медведь как зверь, а это ещё и дух Зверя - Хозяина Леса, отсюда и его связь с Велесом. Бер - хозяин леса, его защитник и распорядитель, как одна из ипостасей Велеса.

Ком - это ДУХ ДЕРЕВА живущий внизу в утолщении ствола поэтому и низ ствола называется КОМель. И дерево спиливали под КОМель, то есть брали часть дерева до Кома. Духи деревьев тоже в это время просыпаются, и вот им-то и идёт первый блин!!! Первые блины несли в лес и клали на пни, то есть на место где живёт Ком. Согласитесь, нести блин к берлоге где вот-вот проснётся голодная Зверюга дело далеко небезопасное :) Да и как правило все известные берлоги люди к весне опустошали.

Теперь дальше о Бере. Он просыпается вместе с Комами, то есть Хозяин Леса вступает в свои права и вот тут нужно некое разъяснение.

Чем питаются духи? Конечно силой (энергией) духом.

Когда печётся обрядовый блин, он ассоциируется с Солнышком, и в него хозяйка закладывает свою силу (энергию) свой дух. Кладя блин на пень Кому ему и посвящается Сила. А сам блин - плоть? Вот эта плоть посвящается Беру хозяину леса! Но не с тем чтобы он его сам съел (медведь да ещё и голодный у деревни гость очень даже нежелательный), а с тем, чтобы он как ХОЗЯИН распределил его по своим наиболее нуждающимся подопечным. Кому в семье несли всё добытое? Конечно главному в семье - хозяину, а он уже распределял кому оно нужнее. Вот и тут такая же аналогия. Отдали Хозяину Леса, а тот голодную птичку к блину послал, или мышку, или ещё кого с голода страдающего.

Таким образом одно действо вмещает в себя три основных момента 1. одариваем силой пробуждающихся Комов, 2. оказываем честь Хозяину Леса Беру, 3. подкармливаем местных зверушек и птичек, кои к весне уже всю еду в лесу как правило подъели.

Вообще Масленица да и все другие славянские народные праздники очень ёмкие по своим содержаниям которые заложены друг в друга как матрёшка в матрёшке, но многие исследователи диссертации пишут глядя только с одной стороны. Отсюда и появляются такие теории которые никак не могут подтвердить доказательствами. Источник - AlexsandraDARA

* Дополнительная информация:На сайте «Пища Ра» вы найдете подробнейший рассказ об артефактах и свидетельствах древнейшей истории человечества. - http://www.peshera.org

pandoraopen.ru

Медведь как оберег семейного очага на Руси. Забытая свадебная традиция

Мудрость русского народа невозможно переоценить: у него ничего не бывает случайно, повсюду присутствует символика, всему придается значение. Правда, в XX веке в связи с изменением идеологии множество праздников и примет было утеряно и забыто. Коснулось это и свадебных обрядов. На смену им пришла регистрация в ЗАГСе, фотосессия, застолье с зажигательным тамадой и бытовые подарки гостей. А в начале XXI века вообще стали перенимать традиции Запада. Так, например, на многих торжествах сейчас используют свадебную арку, а в конце вечера невеста бросает свой букет незамужним подругам, а жених - подвязку невесты.

Если мы все же вернемся к истокам, то обнаружим, что отношение к свадьбе у русского народа всегда было ответственным - жениться один раз и на всю жизнь. Поэтому свадебный обряд был не только красив, но и наполнен различными знаками и символами. Присутствовали обязательные элементы: сватовство, сговор, подготовка приданого, особые подарки, пир, ритуальные танцы и песни. Свадьба не обходилась без особых символичных обрядов, таких как покрытие головы невесты после венчания. Традиция берет начало в древности, когда славянка до замужества ходила с непокрытой головой, и во время церемонии покрытие головы означало взятие в жены. В жениха и невесту бросали соль, дом устилали сеном как символом будущего благосостояния.

Существовали и другие свадебные ритуалы, о которых знают немногие. Речь идет о традиции дарить молодоженам фигурку медведя с вырезанным именем “Тихий” (в более поздние времена “Тихон”) как оберег счастья и благосостояния в браке. Ещё в Древней Руси во времена язычества медведь считался хранителем домашнего очага. По поверьям его изображения и изваяния приносили семье благополучие, достаток, спокойствие и удачу.

Такой культ медведя связан с представлением о медведе как существе, близком человеку. Доказательством этого служили различные названия медведя: «старик», «дед», «дедушка», «дядя», «муж», «жена». Манси называли его «лесная или горная женщина»1, кеты- «шерстной человек», якуты - «князь зверей», буряты - «царь-человек», айны - «маленькое дорогое божественное создание». Подобные эвфемизмы возникли вследствие поверья, что опасное животное может сразу появиться, если его назвать по имени.

Н. Рерих “Человечьи праотцы”. 1911 г.

Интересной выглядит точка зрения о происхождении самого слова “медведь”, которая выражается в том, что оно явилось результатом замены прошлого табуированного имени этого животного, неизвестного сейчас, а потом само слово «медведь» стало табуированным и заменялось названиями, которые были обозначены выше, и такими эпитетами как «бурый», «косолапый», «тихий», «мохнатый», «старый».

Также у древних славян медведь был олицетворением бога Велеса. Знак Велеса в языческом представлении являлся символом терпения и упорства, стремления к духовному познанию и талисманом, приносящим земной достаток.

Велес

Знак Велеса

Но вернемся к свадебным обрядам. На самом празднестве образ медведя занимал центральное место. Всё опять же связано с народными поверьями, согласно которым медведь защищает от нечисти, являясь чистым животным, и злые духи не могут принимать его облик2. Ряженый в шкуру медведя выполнял эту функцию, оберегая жениха и невесту от происков нечистой силы. Со временем медведь приобрел символику плодовитости и плодородия3, в связи с этим образ медведя напоминал на свадьбе об одной их главных целей брака - рождении детей, и по поверью, помогал семье укреплять род.

Важная роль отводилась медведю не только у славян, но и в свадебных обрядах мордвы Поволжья. В своем исследовании «Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: историко-этнографические, региональные, языковые аспекты», В.И. Рогачев отмечает, что «сам свадебный обряд был призван не только придать легитимность браку, но также запустить находящийся в покое потенциал репродуктивности, обеспечивающий рабочие руки». Поэтому «от свадьбы требовалось, чтобы она сразу дала толчок к деторождению».4 В связи с этим на колени невесты сажали детей, кормили молодых яичницей и т.д. Ряженый медведь на празднике бегал за молодыми девушками с толкушкой, выполняя ту же функцию. Интересен тот факт, что по поверьям мордвы если медведь снился девушке, то это было к богатому жениху. А в свадебной поэзии народа можно встретить упоминание «овто» - медведя, который в старину считался покровителем рода, семьи.

У мордвы-каратаев «аю»- медведь является ключевым персонажем среди ряженых. «Персонаж олицетворял тотема-покровителя, обеспечивающего, по представлениям людей, достаток, благоденствие, счастье новой семье»5. Поэтому фигура «аю» была сквозной в свадебном обряде, и ему посвящались песни.

Что касается славян, то особое отношение к медведю сохранилось и после принятия христианства. Он остался символом плодородия, покровителем брака - ряженые как и в язычестве переодевались в шкуру медведя. Кроме того, на свадьбе «медведем» и «медведицей» называли жениха и невесту.

«Свекор батька говорит; «К нам медведицу ведут» свекровь матка говорит «людоедицу ведут»6

На свадебном празднестве кричали: “Медведь в углу!”, невеста отвечала: “Петра Ивановича люблю”7 и целовала жениха. Также была традиция, согласно которой первую брачную ночь молодожены могли провести на шкурах медведя.

Существовали приметы, которые отражали сохранение связи медведя и брака. Например, приводили ручного медведя в дом, и, если он ревел, то скоро в этом доме будет свадьба. А девушке снился медведь к жениху, свадьбе или прелюбодеянию8. “Видеть во сне медведя - ожидать сватов.”9

В преданиях и фольклоре медведь иногда предстает как брачный партнер. Например, мотив выхода замуж за медведя представлен в русских песнях:

«Медведь-пыхтун по реке плывет; кому пыхнет во двор, тому зять в терем»10

В период становления христианства на Руси в IX-XIII вв. сохранилось особое отношение к медведю, поэтому люди продолжали называть медведя разными эвфемизмами, например, эпитетом “тихий”. Одна из версий происхождения этого эвфемизма - от слова "тихо", которое, по поверью, произносили вблизи берлоги медведя. Как уже было сказано, медведь в представлении русского крестьянина не только опасное животное, которое свирепеет, если его разбудить или просто встретить, но и священное животное предков. Память об этом сформировало поверье: нужно сказать "тихо", если услышишь шорох в лесу, тогда медведь уйдет и не станет нападать.

Одновременно с приходом православия стало популярным среди русского народа имя Тихон, которое пришло к нам из Греции в X-XIII ввеках. Греческое имя Τύχων происходит от имени греческой богини удачи и фортуны Тюхе и в переводе означает «удачливый» или “приносящий удачу”.

Предположительно именно созвучие прилагательного "тихий" и православного имени Тихон послужило причиной сначала величать этим именем царя русской тайги, а потом и фигурку этого животного при дарении как талисман семейного очага, сопутствия удачи в браке и делах. Так, в традиционном свадебном обряде некоторых народностей Сибири упоминается подарок в виде фигурки медведя, которого величали “Тихон”.

Приготовление невесты к свадьбе начиналось заранее. Девичник был важным элементом этих приготовлений и прощания с родным домом и мог продолжаться от недели до двух недель. У невесты собирались около 15 «шитниц» и «девишниц», которые вместе шили до вечера, пели прощальные песни, причитания. Вечером их навещал жених с привезенным им ларцом с лакомствами (крупными и мелкими орехами, пряниками, конфетами, изюмом), и перстнями, румянами, зеркальцем, мылом, гребешком и другими подарками. Невеста же в ответ угощала чаем жениха и парней, сопровождавших его, и дарила будущему мужу фигурку медведя "Тихона". Чем фигурка была больше и изысканней, тем большее уважение проявляла невеста своему суженому.

Символика этого подарка берет начало в традиции, согласно которой в свадебном обряде «медведем» довольно часто называют жениха…”11, о чем было сказано выше, так как это животное в язычестве было священным, и являлось символом умения быть трудолюбивым хозяином мира, мудрым хранителем запасов и умелым купцом - главные мужские черты, важные для построения крепкой семьи. А также медведь в символике древнерусских символов и знаков12 означает умение быть хорошим учителем, воспитателем детей - в семье это играет не последнюю роль. Знак медведя изображался преимущественно на мужских талисманах, и такой подарок невесты знаменовал принятие ею главенствующей роли мужа в семье, так как он от природы наделен нужными свойствами сильного покровителя и защитника, а для мужчины этот подарок был напоминанием о той ответственности, которая лежала на его плечах. После свадьбы фигурка медведя ставилась в доме новобрачных как оберег счастливого брака, тишины и мира в семье.

Таким образом, медведю присуща брачная символика, его образ присутствует в свадебных обрядах и песнях, подарках, это оберег семейного счастья и благоденствия. Подарок фигурки медведя жениху, которого величали Тихон, был одной из тех многочисленных добрых традиций, которые были забыты, но сегодня постепенно возрождаются.

1 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01- Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 213 2 Русская мифология. Энциклопедия.- М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006, с. 64 3 Краткая энциклопедия славянской мифологии: ок.1000 статей/ Н.С. Шипарова - М. ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Русские словари”, 2003. с. 353-354 4 Рогачев В.И. “Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: историко-этнографические, региональные, языковые аспекты», Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.09 : Казань, 2004 - c. 396 5 Рогачев В.И. “Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: историко-этнографические, региональные, языковые аспекты», Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.09 : Казань, 2004 - c. 396 6 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 213 7 Толстая С.А. Славянская мифология: энциклопедический словарь — М.: Эллис Лак, 1995- с. 295-296 8 Смирнов М.И. Культ и крестьянское хозяйство в Переяславль-Залесском уезде. По этнографическим наблюдениям (Текст)/ М.И. Смионов// Труды Переславль-Залесского историко-художественного и краеведческого музея. Старый быт и хозяйство Переславской деревни. Переславль-Залесский, 1927.- Вып.1 с.70 9 Морозов И.А. Женитьба добра молодца: происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»/ “женитьбы»- М. Государственный республиканский центр русского фольклора: издательство «Лабиринт», 1998.- с. 249 10 Поэзия крестьянских праздников- Л.: Советский писатель, 1970 - с. 171 11 Морозов И.А. Женитьба добра молодца: происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»/»женитьбы» - М. Государственный республиканский центр русского фольклора: издательство «Лабиринт»1998- с. 249 12 Никитина А. «Узорочье». «Словарь символов и знаков, встречающихся в вышивке, чеканке, литье» Серия “Кладезь Рода” Санкт-Петербург: Издательство АРТЕЛЬ “ВОРОЖЕЯ”, 2013 г. с. 47

Просмотров: 5715

statehistory.ru в ЖЖ:

statehistory.ru

Мифология славян. Мифы - России

Кто видал, чтоб медведь летал: он пеший, как леший!

(Пословица)

Хозяином языческого леса являлся, несомненно, медведь — самый сильный зверь. Именно он считался защитником от всяческого зла и покровителем плодородия. Недаром с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Медвежий праздник — комоедицы — праздновался 24 марта как весенний праздник пробуждающегося после зимней спячки в берлоге медведя. К этому дню пекли специальные кушанья, а в самый праздник надевали вывороченные шерстью вверх тулупы и шубы и исполняли особый танец, воспроизводящий движения просыпающегося медведя.

Комоедицы вплотную примыкают к весеннему равноденствию и к древней, дохристианской Масленице. Предполагается, что именно с этого праздника пробуждения при

роды и начинался сложный масленичный весенний цикл. Природа здесь олицетворялась медведем. Славяне считали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением. Именем этого зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

О древнем культе медведя свидетельствуют многочисленные археологические находки. В славянских могилах, вместе со следами трупосожжения, найдены кости медвежьих лап с когтями, в славянских курганах — глиняные модели медвежьих лап. Вплоть до XX в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, защищающий своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Такая медвежья лапа носила название скотьего бога Широко распространено представление о медведе как о самом Велесе, которого в летописях часто называют скотьим богом.

Многочисленные упоминания о медвежьей лапе сохранил русский сказочный фольклор. Например, в архаичной сказке "Медведь", в которой, по всей вероятности, пропущены какие-то звенья, осталось одно: хозяин леса карает людей, использующих его отрубленную лапу в хозяйстве.

Жил-был старик да старуха, детей у них не было. Старуха и говорит старику "Старик, сходи по дрова". Старик пошел по дрова; попал ему навстречу медведь и сказывает "Старик, давай бороться". Старик взял да и отсек медведю топором лапу ушел домой с лапой и отдал старухе: "Вари, старуха, медвежью лапу". Старуха сейчас взяла, содрала кожу села на нее и начала щипать шерсть, а лапу поставила в печь вариться Медведь ревел-ревел, надумал и сделал себе липовую лапу идет к старику на деревяшке и поет

Скрипи, нога, Скрипи, липовая! И вода-то спит, И земля-то спит, И по селам спят, По деревьям спят; Одна баба не спит, На моей коже сидит, Мою шерстку прядет, Мое мясо варит, Мою кожу сушит.

В те поры старик и старуха испугались. Старик спрятался на полати под корыто, а старуха - на печь, под черные рубахи Медведь взошел в избу, старик со страху кряхтит под корытом, а старуха Закашляла. Медведь нашел их, взял да и съел

Миф о Медведе — хозяине леса и могущественном божестве — сохранился в русских сказках, где героиня попадает к нему в дом в густой лесной чаще, становится его женой, а их сын Иван Медвежье Ушко (Медведко) превращается в могучего богатыря. Этот полумедведь-получеловек выступает главным героем в обширном цикле сказок. Богатырь растет не по дням, а по часам и приобретает силу неимоверную. Во всех сказочных сюжетах он идет к людям — причем, как правило, перед этим убивает своего медвежьего родителя. Так сказки донесли до нашего времени отголоски языческого ритуального убийства медведя, которого почитали родным — отцом или дедом.

В сказках сохранился даже обряд отчленения медвежьей головы. Иногда богатырь берет себе медвежью шкуру. Во всех сказках о Медвежьем Ушке человек-медведь оказывается на дне глубокого колодца, и люди сверху пытаются убить его огромным камнем в полтораста пудов. Здесь, очевидно, запечатлена память о первобытной охоте на пещерного медведя, которого охотники убивали в ловчей яме, забрасывая его сверху камнями.

Отголоском ритуальных медвежьих действ является обычай включать "медведя"-человека в вывороченном тулупе в группу ряженых на зимних Святках и на Масленицу. У такого медведя был вожак; ряженые заходили в избы и там, где их принимали, устраивали танцы.

Мифическим значением медведя объясняются некоторые народные приметы и суеверия: Видеть медведя во сне — богатым быть. Если медведь дорогу перебежал — Жди удачу. В море не долЖно поминать медведя, не то подымется буря.

Истинное название этого зверя-божества было столь священно, что никогда не произносилось вслух, и поэтому не дошло до нас. Медведь — прозвище зверя, оно означает медоведающий. Слово "берлога" сохранило более древнее звучание — "бер", что значит "бурый". Берлога — логово бера. Позднее охотники не решались уже произносить и слово "медведь", дабы не помянуть его некстати, и называли его то Михаилом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой. На Руси существовало поверье о встрече охотника с сороковым медведем. Она признавалась роковой, а этот "сороковой" медведь якобы являлся воплощением самого Лешего, и не было охотнику от него спасенья.

В более поздних легендах Медведь связывается с человеком. Существует поверье о том, что медведи были некогда людьми. Люди эти жили в лесу, ни с кем не знались и были нехлебосольны, негостеприимны. Однажды зашел к ним какой-то благочестивый старец, постник и сухоядец, и, постучавшись тщетно подряд у всех ворот, прошел все село из края в край, отряс прах с ног своих и проклял недобрых хозяев, велев им жить отныне в берлогах.

mifijslavyan.ru

Зовут меня Медведь. БелПресса

Наверное, сейчас кому-то я открою большую тайну: не любое русское имя – славянское, и не любое славянское имя – русское. Вот моё имя – Мария – русское, но не славянское. Оно у меня древнееврейского происхождения, и в наш язык пришло из византийской культуры. Может быть, кто-то удивится, узнав, что из двоих персонажей русской народной сказки «Маша и Медведь» славянское имя носит только один – сам медведь.

Наследство Византии

Исконных, славянских русских имён до наших дней дошло совсем немного. В современном обиходе из них популярны единицы, это, как правило, мужские имена: Богдан, Станислав, Всеволод, Вадим (от «вадить» – спорить) – по пальцам пересчитать можно. Женщин в нынешней России славянскими именами называют ещё реже: Людмила, Бажена (означает – «желанное дитя») – вот, пожалуй, и всё.

Привычные нам Иван, Василий, Пётр, Анастасия, Катерина и Татьяна совсем не славянского происхождения, а древнееврейского, древнеримского и древнегреческого: они пришли к нам вместе с христианством, через греческое посредство. Большая часть русских имён так или иначе заимствована из западной культуры. Привычные для нашего уха имена Игорь, Олег и парное ему женское Ольга скандинавского происхождения (от Ингвара и Hélgi, что по-скандинавски – «святой»).

Ряд имён из славянских корней возник на славянской почве как калька греческих, которые «дословно» перевели на русский – например, Вера, Надежда, Любовь (Пистис, Элпис, Агапе), Лев (Леон). К славянским дохристианским они не относятся.

Между тем до христианства славянских имён на Руси было великое множество. Давайте их вспомним!

Мрак и Громобой

Значительную часть славянских имён составляли имена двухосновные. Именно такие из языческих, как правило, до сих пор пользуются спросом у россиян. А было их несметное количество: Доброжир, Тихомир, Ратибор, Гостомысл, Велимудр, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар, Милонег, Будигост, Громобой, Братислав, Красимир и Казимир.

Святославы, Ярополки, Всеволоды и прочие Ярославы – особый пласт имён, княжеских, которые употреблялись преимущественно в правящем роду. У наших предков на Руси был довольно обширный список популярных имён: Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Веселин, Данко, Гордыня, Дарён, Мрак, Мстивой, Твердята.

Женскими именами, заканчивающимися на «-слава», тоже в основном называли княжон: Предслава, Болеслава, Всеслава, Верхуслава, Звенислава, Горислава. Отдельные их них звучали необычайно красиво и мелодично: Голуба, Любава, Милава, Богумила, Купава, Малуша, Томила, Мирослава, Малюта, Прекраса, Добродея, Цветава, Пламена, Забава, Гостята.

Раз нашлась, так и нечего смотреть

На Руси были в ходу и «отрицательные» имена. Нежданой или Найдой могли назвать девочку для того, чтобы «обмануть» возможную болезнь, чтобы хворь не пришла в дом. Раз дочка родилась «неожиданно», «нашлась», то вроде как и нечего болезни на неё глядеть: пройдёт стороной.

Были популярны и Немилки, и Погонейки, и Досады. Имена создавались из причастий – Ждан, Неждан, Хотен, по порядку рождения – Первуша, Вторак, Третьяк, Девятко, из животного и растительного мира – Жаворонок, Медведь, Орёл, Орех, Щука, Заяц и Волк.

Как рассказала руководитель белгородского клуба исторической реконструкции «Хранители»  Инесса Максимова, все славянские имена никакой религиозной нагрузки не несли, а отражали либо черту характера, либо предрекали судьбу, а ещё с их помощью выражалось отношение коллектива (семьи) к человеку – Храбр, Блуд, Искрен.

С XIII века князей на Руси, как правило, нарекали лишь христианскими именами, а бояр, посадских и крестьян часто называли двумя: одним для мирской жизни, другим – при крещении.

Извините, как вас по матчеству?

Интересно, что с XV века древнеславянские имена (многие из них теперь совсем непривычны нашему современному слуху – Валуй, Твердило, Доброгост) стали переходить в разряд прозвищ, превращаясь в фамилии, а с XIII века на Руси у высших слоёв общества начинают появляться отчества (на юго-западе Руси, кстати, их употребляли очень редко). Иногда встречались отчества, образованные и от женских имён, как, например, Семён Катеринич, Олег Настьич. Возможно, если бы этот элемент древней культуры сохранился, то, помимо отчества, мы имели бы и «матчество». Любопытно, что в XIV–XV веках отчества стали часто употребляться в качестве имени – Никитич, например, Ярославна или Брячеславна.

Православное имя, которым крестили ребёнка, долгое время считалось тайным оберегом, чтобы злые силы не знали о нём, да и нынче многим нашим соотечественникам при крещении дают второе имя. По словам историка Инессы Максимовой, женщина в Древней Руси за свою жизнь могла менять имя несколько раз: одно получала при рождении, по желанию могла выбрать другое при совершеннолетии. А потом, выйдя замуж, снова могла поменять имя, если мужу оно было не по нраву.

«Меняли имя и вдовы, уходящие в монастырь, покидающие мирскую жизнь, – рассказывает Инесса Максимова. – Именно поэтому по летописям и разным документам даже специалистам бывает непросто понять, кто из женщин на Руси, грубо говоря, кем являлся».

Кстати, русское имя Светлана – единственное в своём роде, возникшее в русской литературе и получившее широкое распространение в качестве настоящего личного имени. Изначально специалисты по ономастике – науке, изучающей имена собственные, – предполагали, что имя имеет древнеславянское или древнерусское происхождение, но эти гипотезы не подтвердились. Имя было придумано и впервые использовано Александром Востоковым в романсе «Светлана и Мстислав» (1802), а широкую известность приобрело после публикации баллады «Светлана» в 1813 году, созданной поэтом-романтиком Василием Жуковским.

Они возвращаются

Невероятно много красивых древнерусских имён исчезло из обихода, постепенно было вытеснено христианской культурой, хотя сохранялись они довольно долго. В других славянских государствах – Польше, Чехии, Сербии, Черногории, Украине, к примеру, – исконных собственно славянских имён в употреблении сохранилось гораздо больше, чем у нас. Почему так?

По мнению Инессы Максимовой, этому есть свои объяснения. Маленькие народы, такие как сербы или черногорцы, всегда были окружены враждебно настроенными соседями, которые постоянно совершали набеги и грабили население. Потому они оставались в культурном смысле более консервативными и были озабочены сохранением исконных черт. Русский же народ, как и американцы, более открыт, любопытен, ему всё интересно. При этом, как государствообразующий, всегда был вынужден стоять на позициях дипломата, эдакого плавильного котла наций, который перемешивал в себе множество различных культурных традиций. Именно поэтому наша культура всегда легко принимала заимствования. Тем не менее в последнее время, говорит Инесса Максимова, славянские имена стали возвращаться в Россию.

P.S. Этот и другие материалы читайте в новом номере журнала «ОнОнас», который с 17 апреля распространяется в высших и средних учебных заведениях, учреждениях культуры и досуга, кафе и кинотеатрах.

www.belpressa.ru