Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Глиняная посуда древней руси. 1.3.1 Керамическая посуда древней Руси

Древнерусская керамика (стр. 1 из 6). Глиняная посуда древней руси


Древнерусская керамическая посуда - Записки несостоявшегося этнографа

    Не так давно я писал про предметы древнерусского обихода, в продолжение темы решил немного поподробнее написать про керамическую посуду.

ОПАРНИЦА </p>

Опарница – керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.

ПЛОШКА

Плошка – (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.

ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)

Подойник – утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».

ПОЛЕВИК ГОРШОК

Полевик горшок – полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик – керамический сосуд для носки питья в поле.

РЫЛЬНИК

Рыльник – сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик – «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова – длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.

УМЫВАЛЬНИК

Умывальник – керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.

ЧЕРЕПУШКА

Черепушка – керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд – салатов, соленьев и приправ в древней Руси.

ГОРШОК

Горшок – («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также – низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями – придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

ГОРШОК БРАТИНА

Горшок Братина – посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.

ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА

Горшок для топления масла – специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

ГУСЯТНИЦА

Гусятница – керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

ЕНДОВА

Ендова – низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.

ЖАРОВНЯ

Жаровня – печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

КАНДЮШКА

Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

КАНОПКА

Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.

КАЦЕЯ

Кацея – в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» – брызгать водою.

КАШНИК ГОРШОК

Кашник – маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

КИСЕЛЬНИЦА

Кисельница – большая миска с носиком. Кисельница – кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

КОРЧАГА

Корчага – глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово – древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.

КРЫНКА (КРИНКА)

Крынка – линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

КУВШИН

Кувшин – кувшинчик умалительно, кукшин,кука – глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.

КУВШИН КРУПНИК

Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

КУБЫШКА

Кубышка – то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.

ЛАТКА

Латка – древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится – «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

МИСКА

Миски – небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» – после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения – «обрызгивания» – в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари – блюдо, тарелку, чашу.

Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

cheger.livejournal.com

1.3.1 Керамическая посуда древней Руси. История развития керамики

Похожие главы из других работ:

Древнерусская культура

1. Литература Древней Руси. Летописи

Летописи -- это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории -- являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т. е...

Искусство Древней Руси

1. Становление искусства Древней Руси

История древнерусского искусства насчитывает почти тысячелетие. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь...

Искусство Киевской Руси

Литература древней Руси

Художественная литература, особенно беллетристика, в средние века еще не выделилась в самостоятельный род. Средневекового читателя привлекали в книгах не столько их художественные достоинства, если они вообще имели значение...

История архитектуры России и Италии

2.1 Архитектура Древней Руси

Для того чтобы рассматривать архитектурные достижения Древней Руси, необходимо в первую очередь остановиться на тех предпосылках, которые предшествовали появлению первых шедевров русской архитектурной культуры...

История библиотечной науки

Из истории Древней Руси

Абрамов, К.И. История библиотечного дела в СССР., с.3-10Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства...

Культурoлогический анaлиз рaзличных aспектов фенoмена смeха

§ 1. Смеховая культура Древней Руси

Знакомство с древнерусской смеховой культурой позволяет утверждать, что она прошла, по крайней мере, два этапа своего развития. Первый, языческий этап русской смеховой культуры связан с архаическим ритуальным смехом...

Культура Древней Руси

1. Летописание и литература Древней Руси

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сотен, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов...

Культура Древней Руси

2. Культура Древней Руси

...

Культура Древней Руси

2. Архитектура Древней Руси

Крещение Руси положило начало возведению храмов, монастырей. первоначально они были деревянными. Каменное строительство, возникшее под влиянием Византии, начинается в Киеве в конце Х в. В центре города была сооружена Десятинная церковь...

Культура древней Руси VI-XIII веков

7. Книгоиздание в древней Руси

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились...

Культура древних русичей

Языческая мода Древней Руси

И одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники - мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки. Верхней одеждой и у мужчин...

Риторика Средневековья

4. Ораторское искусство Древней Руси

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь...

Русская cмеховая культура и ее историческое становление и развитие от истоков до XVIII века

§ 1. Смеховая культура Древней Руси

Знакомство с древнерусской смеховой культурой позволяет утверждать, что она прошла, по крайней мере, два этапа своего развития. Первый, языческий этап русской смеховой культуры связан с архаическим ритуальным смехом...

Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра

II. Свадебные обряды Древней Руси

...

Художественная культура Древней Руси

Иконопись в Древней Руси

Итак, Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью...

cult.bobrodobro.ru

Керамическая посуда древней Руси — КиберПедия

Самые древние глинянные черепки, выполненные в технике черно-лощенной дымленной керамики, были найдены при раскопках в районе села Трепилье Полтавской области и датируются 5 - 6 тыс. летием до нашей эры. Их изучение археологами позволило сделать вывод, что в то время уже существовала высокоразвитая культура названная Трипильской. Можно лишь предположить когда был впервые раскручен гончарный круг , но с уверенностью можно сказать - его бег неостановлен до сих пор.

Помимо своей функциональности эта посуда несет в себе глубокий эмоциональный заряд, служит примером эстетического воспитания молодого поколения..

Изделия постепенно (в течении 3 – 4 недель) высушиваются, декорируются и обжигаются в туннельных печах твердыми породами древесины (бук, граб, дуб и т.д.) при высокой температуре. Процесс обжига длится от 2 до 3 суток, при этом учитываются погодные условия, состояния древесины, количество загрузки изделий в печь. Одним из самых ответственных моментов в процессе обжига является момент запечатки печи, после которого происходит задымление.

Горшок - ("горнец") и "гончар" ("горънчар") происходят от древнерусского "грънъ" ("горн" – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также - низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

Горшок для топления масла - специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

Гусятница - керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

Жаровня - печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

Ендова - низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.[7]

 

cyberpedia.su

Русская глиняная утварь (XII-XIX века) - Керамика - Каталог статей

Посуда или, как ее раньше называли, утварь служила русскому народу не только как емкость для хранения и приготовления пищи, но и была отражением богатой и многообразной культуры русского народа.

Каждый предмет посуды существенно отличался от другого по материалу и способу изготовления, не смотря не то, что русской материальной культуре, в целом, свойственна общность черт. Каждый элемент утвари имел свое название, сохраняющее лексику той или иной этнографической группы русских, в зависимости от места ее проживания. Оригинальная художественная отделка каждого предмета посуды несла определенный смысл. Она не только давала возможность определить мастера, изготовившего ее, но и указывала на место утвари в быту.

Материалом для изготовления утвари служило дерево, глина, металл, стекло.  Это зависело от способа приготовления блюда - варки, жарки, кипячения, соления, квашения.

За многолетнюю историю русского народа, утварь для дома существенно изменилась: многие виды старинной посуды вышли из употребления, элементы других нашли применение в современной посуде.

Данные археологов свидетельствуют о том, что первые предметы утвари наших предков были самыми простейшими. После распространения пашенного земледелия на юге и севере Древней Руси, развития производительных сил и разделения труда среди населения княжеств восточных славян, появились ремесленники. Были среди них те, которые занимались изготовлением утвари не только для себя, но  и для продажи. Это и гончары (изготавливали глиняные изделия с помощью гончарного круга), и кузнецы (делали кованую утварь), и бондари (занимались изготовлением деревянной посуды) и другие мастера.

После появления в Х-ХШ веках первых русских городов, стали создаваться центры ремесел и торговли, в которых изготавливали и продавали различную посуду.

Самая распространенная утварь Древней Руси - глиняная посуда. В конце IX - начале Х века произошел переход от лепной керамики к гончарной. Глиняной посудой пользовались все славянские народы, ели из нее практически все блюда. Посуда, которая нам известна, почти вся изготавливалась с помощью гончарного круга. Исходя из ее формы, ее можно разделить на три типа: посуда в форме овала, цилиндра или перевернутого усеченного конуса. Овальные горшки служили для варки пищи. Южные и северные славяне готовили пищу в котлах, обогреваемых снизу, но овальный горшок обогревался сбоку.

На территории Новгорода археологи часто находили практически все необходимые для приготовления еды элементы утвари: тарелки (глубокие и мелкие), миски, ложки, плошки, 

кринки, кувшины, чаши, корчаги. На раскопках в Суздале обнаружили много изделий из керамики XI-XIV веков. По материалам раскопок ученые пришли к выводу, что видов домашней утвари в X-XI века было очень много.

Горшки применяли для приготовления пищи в небольших количествах, воду носили и хранили в ведрах, кумганах, корчагах, ендовах, кувшинах, воду для умывания держали в рукомоях и лоханях. Напитки подавали в ендовах, мушормах, ведрах, кувшинах, сулеях, четвертинах, братинах. Пили из кружек, чаш, кубков, корцов, ковшей, достаканов, чарок, овкачей, болванцев.

В середине XVII века в моду вошли сложные глиняные изделия - "ценинные" сосуды. Они были покрыты глазурью и служили для подачи напитков – меда, кваса и браги.

Опарница

Для замешивания теста на хлеб или пироги использовали горшки яйцевидной или конусовидной формы. Внутри такие горшки были покрыты поливой (цветной глазурью). Названий для данных горшков было множество, даже в пределах только Вологодской губернии. Их называли кринка, опарница, челпан, квашонка, пекарка, ставок, пирожная, корчага, ставка. На Алтае горшки для замеса теста называли колыванка.

У каждой хозяйки обязательно был горшок для приготовления щей. Щи оставляли в печи прямо в горшке, и они упревали, становясь наваристее и вкуснее. Это происходило благодаря специальной форме горшка. Тепло от печи равномерно распределялось по всей посудине и в ней ничего не пригорало. Были в хозяйстве и горшки помельче - для разогрева щей. Но подавали готовую пищу на стол не в горшках, а на большом блюде - глиняном или деревянном. Хозяйки Владимирской губернии имели отдельный горшок для приготовления сладких супов. 

Имелись у хозяек и ухваты (северные и центральные губернии) или рогачи (южные губернии). Эти приспособления изготавливались под форму горшка и помогали ставить или вынимать горшок из печи. Ухват, как и чапельник (сковородник) и кочерга, всегда находились на одном месте - у печи. В XIX веке глиняный горшок сменил чугунок (металлический горшок). Жарили и запекали в плоских сковородах, металлических или гончарных (латках, жаровнях, плошках).

ЛаткаЛатками пользовались для того, чтобы тушить мясо. Латка представляла собой плоскую невысокую миску с двумя ручками. В Нижегородской губернии латку называли мясницей, в Вологодской - жаровницей, жаровней, тушонкой. В Ярославской губернии для тушения использовали тушку - округлую миску с ручкой. В Тверской губернии для растапливания сала пользовались растворником - небольшим горшком с трубчатым рыльцем. 

Латки (глиняные сковороды) использовали для жарки рыбы и овощей. Латки на Кубани называли чапликами.

Кашник

Кашники (маленькие горшочки из глины) служили для приготовления, разогрева и подачи на стол каши. В Нижегородской губернии кашники называли еще кубанами, по форме они были похожи на репку. В Вологодской губернии их называли накровками, плошками и по форме они были более круглыми.

Глиняная утварь для холодца и заливной рыбы была очень разнообразна - округлой, треугольной, квадратной формы. Такую посуду украшали рисунками сбоку и по дну, покрывали цветной глазурью.

ПолевикВ период сенокоса актуальна была посуда, позволяющая долго хранить тепло пищи. Например, для каши и щей использовали сдвоенные горшки в форме шара, с ручкой посередине. Их называли двоешками в Витебской и Смоленской губернии, двойничками - в Московской, шанками - в Ярославской. Кашу носили в яйцевидном горшке с ручкой, который называли полевик. Таких горшков на севере не делали.Елейник

Для хранения растительного масла использовали елейники или кубышки (небольшие кувшины), которые имели форму шара или яйца. У кувшина была ручка и носик (рыльце). 

Носик и горлышко кувшина закрывались пробками из дерева. В Вологодской губернии такие кувшины носили названия рыльничек, носник, кубышка, разливчик, рученька, рыльник. В Калужской губернии для хранения масла использовали бочонок - сосуд цилиндрической формы из белой глины. Он был широкий в центре и сужался к верху. Кумганы - кувшины яйцевидной формы, с ручкой и узким горлышком, которое соединялось с рыльцем пластичной перегородкой, использовали для хранения масла из семян льна в Новгородской губернии. В Московской губернии в подобных кувшинах хранили патоку.

КринкиДля хранения молока и кисломолочных продуктов использовали специальную посуду. Корову доили в дойник (подоенка, подойник) из дерева, у которого имелся выдолбленный носик из осины. Иногда его выдалбливали из цельного куска дерева, но к концу XIX века чаще стали делать бондарные дойники. Использовали и маленькие дойники из глины, с горизонтальной ручкой и высоким коротким рыльцем-втулкой (Пермская, Московская, Вологодская губернии). В Нижегородской губернии доили молоко и в цилиндрическое глиняное ведерко с крышкой. В Новгородской губернии использовали сосуд с очень широким горлом и рыльцем - носак.

В Нижегородской губернии процеживали молоко в глиняные кринки через кусок холста, вставленный в деревянную воронку. Кипятили молоко в черпаке - маленьком цилиндрическом сосуде с ручкой и сливом.  В Новгородской губернии для сливок использовали сливочник - округлый сосуд с ручкой и изогнутым горлом. Кринки для хранения молочного в Московской губернии называли банками, в Орловской- кубанями, в Тульской - махотками. Северяне пользовались низкими кринками, южане - высокими.

Сливочное масло готовили сбиванием сметаны мутовкой (или руками) в узких кринках или комошницах. В невысокой миске с небольшим рыльцем топили масло. Эту миску называли топтушка, мазильница, рыльник, тпушка, роговик, масляник, рожонка (рожанка). Масло топили в масленке - горшочке с расширяющимся стенками, с ручкой и сливом. Масленки бывали с крышками и без. Хранили масло в небольших широкогорлых кувшинчиках с ручкой. Емкость для сметаны называли сметанник, носушка, латочка.

Готовое масло хранили в больших бочках для продажи на ярмарках, или держали в маленьких глиняных корчагах или туесах (сосудах с вставным дном цилиндрической формы).

КандюшкаНапитки, которые употребляли каждый день, вроде чая и кваса, пили из кандюшек - глиняных цилиндрических кружек. Были и деревянные кружки для кваса, их украшали фигурками коней, знаками, изображающими солнце. Корцы (большие ковши с длинной ручкой, выдолбленные из дерева) служили для зачерпывания питьевой воды из бочек, для розлива жидкостей. 

Посудой из стекла до начала ХХ века пользовались совсем мало, зато широко пользовались металлической - медной и чугунной. Кроме того, пользовались стаканами и стопками из цинка.

Процедура чаепития стала распространенной с конца XVIII века, для кипячения воды и заваривания чая использовали чайники из глины и металла. До появления самоваров использовали сбитенники, внешне они похожи на чайники, но с внутренней трубкой для угля и поддувалом. В них варили и сбитень - напиток из меда, шалфея, зверобоя и пряностей. Сбитень продавали прямо на улицах.

Затем появились чайные наборы посуды. Зажиточные семьи использовали фарфоровую посуду, бедные - глиняную. В конце XIX века популярностью пользовался кузнецовский фарфор.

В Нижегородской губернии кофе заваривали в глиняных округлых кофейниках, которые были оснащены подставкой на ножках.

Соль на столе стояла в солонках или солоницах. На Севере пользовались деревянными солонками в форме уточки. Были солонки и в форме стула, с изображением людей и животных. Украшали солонки резьбой. Для дороги и работы иногда плели солонки из бересты. В Смоленской губернии в конце XIX - начале ХХ века начали делать токарные соломки с резьбой. Были в обиходе и солонки из глины, на широкой ножке.

Для особых случаев, например, церковных праздников, в доме каждого крестьянина была специальная посуда. На Спас (6 августа) для освящения ржи, гороха, и яблок в Тверской губернии использовался небольшой кувшин из глины с горлом в виде трубочки. Был у каждой семьи и горшок шаровидной формы с рукояткой, в котором готовили кутью. Во время поста пользовались не той посудой, что в обычные дни.

Многую посуду (корчаги, горшки, кувшины и т.д.) освящали одновременно с пищей - ставили на дне утвари крест в окружности.

Была специальная посуда и для приготовления киселей - кисельницы, латки. Внутри такую посуду красили, делали волнистые края, изображения рыб или раков, круги. Кисель после застывания выкладывался на тарелку вверх узором.

Квасник

Квас готовили в корчагах из глины или в кадках из дерева. Внизу емкостей имелось отверстие для слива сусла. Во Владимирской губернии квас хранили в кваснике из глины. Этот квасник имел необычную дисковидную форму, благодаря которой он долго оставался холодным. В Московской губернии квас хранили в чернолощеном округлом кувшине с высоким горлом. В Вологодской губернии для хранения кваса использовали рученьки - глиняные сосуды с рыльцем, ручкой и крышкой. В Петербургской губернии квас держали в горшке с широким горлом. К столу квас или брагу подавали в кумганах - красивых шаровидных кувшинах.

Кумган

Пиво было обязательным праздничным напитком, и для его приготовления в доме был целый набор утвари. Для варки пива использовали: русло (длинное корыто), сливальник (круг из дерева с дырочками для процеживания пива), лопатку для перемешивания сусла, железный или деревянный чан, лейку со сливом, ковши для вычерпывания сусла. Пиво варили не только для небольших семейных праздников, но и для коллективных. Дома его готовили в глиняных корчагах, в общественных пивоварнях - в больших металлических чанах. Готовое пиво хранили в больших сосудах, таких как горлач (Тверская губерния, сосуд из красной глины, с узким горлом), корчага (Московская губерния, чернолощеный сосуд яйцевидной формы с высоким горлом), пивной кувшин (Ярославская губерния, сосуд с расширяющимся стенками, большой ручкой и рыльцем).

Квас хранили в небольшом бочонке из дерева с квадратным отверстием сверху- логуне. В Новгородской губернии медовуху хранили в цилиндрическом сосуде из глины, с широкой центральной частью и узким горлом, которое затыкали красивой пробкой. Мед хранился в глиняных банках, которые называли в Нижегородской губернии ставнями.

 

Реформы Петра I, проведенные им в XVIII веке, способствовали расслоению общества, что привело к значительным изменениям в быту. Выделился особый класс - дворяне. Они стремились подчеркнуть свое отличие от низов общества, сознательно приобретали дорогую посуду, которая в то время была мерилом богатства владельца.

В то время расширились и экономические связи России с Европой, из-за чего в Россию стали попадать различные предметы роскоши, посуда из стекла, фарфора, фаянса. Появилось много новшеств и под влиянием иностранной кухни, особенно французской. В быт русских людей проникло много новых вещей, сервизов примерно в середине XVIII века. Это было связано с производством фарфора в Европе. В 1762 году был издан манифест о вольности дворянства, и дворянство стало окружать себя роскошью.

Пиры и застолья длились несколько дней и требовали большого количества посуды. Часто использовался фарфор мануфактур Западной Европы (венский, мейсенский, берлинский).

В конце XVIII века система питания снова изменилась. Это произошло за счет расширения границ Российской империи, развития земледелия, животноводства. Пища знати становилась все более изысканной, популярными стали зарубежные блюда, много внимания уделялось сервировке стола. Конечно, увеличился и ассортимент посуды. Иногда для приготовления пищи использовали до 56 предметов! Это были и квашни с лоханями, и бочонки с ведрами, и горшки, и корчаги, и ухваты.

 

Популярность европейской кухни привела к использованию металлических форм для пудингов, венчиков для взбивания сливок и других приспособлений. Очевидной становилась необходимость изготовления своего фарфора.

В 1744 году открылось первое предприятие по производству фарфора в России - Императорский завод в Петербурге. Он изготовлял как обычную посуду, так и посуду на заказ. Вся посуда, изготовленная на заводе, отличалась тщательной росписью, белизной фарфора, блеском и чистотой красок.

Позже (в 1740-е годы) появился завод Гребенщикова, на котором выпускались майоликовые изделия: тарелки для супа, блюда, судочки с коричневой, синей и белой росписью.

В 1763 году открылся частный фарфоровый завод Гарднера в селе Вербилки (Дмитровский уезд, Московская губерния). Здесь выпускали изделия, доступные всем. Небогатые люди могли себе позволить купить белые фаянсовые сосуды. В 1811 году в городе Горбунове того же уезда открылся завод А.Г. Попова.

Большой вклад в историю развития русского фарфора внесли и другие мелкие заводы, особенно Гжельского района. Это заводы братьев Новых, Дунашевых, Квартальных, Кустаревых, Самсоновых, Храпуновых и др. Их продукцию любили и могли себе позволить широкие массы.

Конец XIX - начало XX веков связано с деятельностью огромного концерна "Товарищество М.С. Кузнецова", которое производило фарфор. Существовало много частных фирм, производивших фарфор, например, в Москве известны были фирмы во главе с братьями Анохиными, Бармиными, Гулиными, Кудиновыми, в Петербурге - с братьями Корниловыми. Мастера этих заводов создавали самобытный, разнообразный фарфор.

art-fusing.ru

ИНТЕРЕСНО!:История русской глиняной утвари - sundoo79

R6hQKp6MDLIДанные археологов свидетельствуют о том, что первые предметы утвари наших предков были самыми простейшими. После распространения пашенного земледелия на юге и севере Древней Руси, развития производительных сил и разделения труда среди населения княжеств восточных славян, появились ремесленники. Были среди них те, которые занимались изготовлением утвари не только для себя, но и для продажи. Это и гончары (изготавливали глиняные изделия с помощью гончарного круга), и кузнецы (делали кованую утварь), и бондари (занимались изготовлением деревянной посуды) и другие мастера.

После появления в Х-ХIII веках первых русских городов, стали создаваться центры ремесел и торговли, в которых изготавливали и продавали различную посуду.

Самая распространенная утварь Древней Руси - глиняная посуда. В конце IX - начале Х века произошел переход от лепной керамики к гончарной. Глиняной посудой пользовались все славянские народы, ели из нее практически все блюда. Посуда, которая нам известна, почти вся изготавливалась с помощью гончарного круга. Исходя из ее формы, ее можно разделить на три типа: посуда в форме овала, цилиндра или перевернутого усеченного конуса. Овальные горшки служили для варки пищи. Южные и северные славяне готовили пищу в котлах, обогреваемых снизу, но овальный горшок обогревался сбоку.

11На территории Новгорода археологи часто находили практически все необходимые для приготовления еды элементы утвари: тарелки (глубокие и мелкие), миски, ложки, плошки, кринки, кувшины, чаши, корчаги. На раскопках в Суздале обнаружили много изделий из керамики XI-XIV веков. По материалам раскопок ученые пришли к выводу, что видов домашней утвари в X-XI века было очень много.

Горшки применяли для приготовления пищи в небольших количествах, воду носили и хранили в ведрах, кумганах, корчагах, ендовах, кувшинах, воду для умывания держали в рукомоях и лоханях. Напитки подавали в ендовах, мушормах, ведрах, кувшинах, сулеях, четвертинах, братинах. Пили из кружек, чаш, кубков, корцов, ковшей, достаканов, чарок, овкачей, болванцев.

29

В середине XVII века в моду вошли сложные глиняные изделия - "ценинные" сосуды. Они были покрыты глазурью и служили для подачи напитков – меда, кваса и браги.

Для замешивания теста на хлеб или пироги использовали горшки яйцевидной или конусовидной формы. Внутри такие горшки были покрыты поливой (цветной глазурью). Названий для данных горшков было множество, даже в пределах только Вологодской губернии. Их называли кринка, опарница, челпан, квашонка, пекарка, ставок, пирожная, корчага, ставка. На Алтае горшки для замеса теста называли колыванка.29У каждой хозяйки обязательно был горшок для приготовления щей. Щи оставляли в печи прямо в горшке, и они упревали, становясь наваристее и вкуснее. Это происходило благодаря специальной форме горшка. Тепло от печи равномерно распределялось по всей посудине и в ней ничего не пригорало. Были в хозяйстве и горшки помельче - для разогрева щей. Но подавали готовую пищу на стол не в горшках, а на большом блюде - глиняном или деревянном. Хозяйки Владимирской губернии имели отдельный горшок для приготовления сладких супов.29Имелись у хозяек и ухваты (северные и центральные губернии) или рогачи (южные губернии). Эти приспособления изготавливались под форму горшка и помогали ставить или вынимать горшок из печи. Ухват, как и чапельник (сковородник) и кочерга, всегда находились на одном месте - у печи. В XIX веке глиняный горшок сменил чугунок (металлический горшок). Жарили и запекали в плоских сковородах, металлических или гончарных (латках, жаровнях, плошках).

Латками пользовались для того, чтобы тушить мясо. Латка представляла собой плоскую невысокую миску с двумя ручками. В Нижегородской губернии латку называли мясницей, в Вологодской - жаровницей, жаровней, тушонкой. В Ярославской губернии для тушения использовали тушку - округлую миску с ручкой. В Тверской губернии для растапливания сала пользовались растворником - небольшим горшком с трубчатым рыльцем.

Латки (глиняные сковороды) использовали для жарки рыбы и овощей. Латки на Кубани называли чапликами.

Кашники (маленькие горшочки из глины) служили для приготовления, разогрева и подачи на стол каши. В Нижегородской губернии кашники называли еще кубанами, по форме они были похожи на репку. В Вологодской губернии их называли накровками, плошками и по форме они были более круглыми.

Глиняная утварь для холодца и заливной рыбы была очень разнообразна - округлой, треугольной, квадратной формы. Такую посуду украшали рисунками сбоку и по дну, покрывали цветной глазурью.

В период сенокоса актуальна была посуда, позволяющая долго хранить тепло пищи. Например, для каши и щей использовали сдвоенные горшки в форме шара, с ручкой посередине. Их называли двоешками в Витебской и Смоленской губернии, двойничками - в Московской, шанками - в Ярославской. Кашу носили в яйцевидном горшке с ручкой, который называли полевик. Таких горшков на севере не делали.

29полевикДля хранения растительного масла использовали елейники или кубышки (небольшие кувшины), которые имели форму шара или яйца. У кувшина была ручка и носик (рыльце).Носик и горлышко кувшина закрывались пробками из дерева. В Вологодской губернии такие кувшины носили названия рыльничек, носник, кубышка, разливчик, рученька, рыльник. В Калужской губернии для хранения масла использовали бочонок - сосуд цилиндрической формы из белой глины. Он был широкий в центре и сужался к верху. Кумганы - кувшины яйцевидной формы, с ручкой и узким горлышком, которое соединялось с рыльцем пластичной перегородкой, использовали для хранения масла из семян льна в Новгородской губернии. В Московской губернии в подобных кувшинах хранили патоку.елейникелейникДля хранения молока и кисломолочных продуктов использовали специальную посуду. Корову доили в дойник (подоенка, подойник) из дерева, у которого имелся выдолбленный носик из осины. Иногда его выдалбливали из цельного куска дерева, но к концу XIX века чаще стали делать бондарные дойники. Использовали и маленькие дойники из глины, с горизонтальной ручкой и высоким коротким рыльцем-втулкой (Пермская, Московская, Вологодская губернии). В Нижегородской губернии доили молоко и в цилиндрическое глиняное ведерко с крышкой. В Новгородской губернии использовали сосуд с очень широким горлом и рыльцем - носак.

В Нижегородской губернии процеживали молоко в глиняные кринки через кусок холста, вставленный в деревянную воронку. Кипятили молоко в черпаке - маленьком цилиндрическом сосуде с ручкой и сливом. В Новгородской губернии для сливок использовали сливочник - округлый сосуд с ручкой и изогнутым горлом. Кринки для хранения молочного в Московской губернии называли банками, в Орловской- кубанями, в Тульской - махотками. Северяне пользовались низкими кринками, южане - высокими.

Сливочное масло готовили сбиванием сметаны мутовкой (или руками) в узких кринках или комошницах. В невысокой миске с небольшим рыльцем топили масло. Эту миску называли топтушка, мазильница, рыльник, тпушка, роговик, масляник, рожонка (рожанка). Масло топили в масленке - горшочке с расширяющимся стенками, с ручкой и сливом. Масленки бывали с крышками и без. Хранили масло в небольших широкогорлых кувшинчиках с ручкой. Емкость для сметаны называли сметанник, носушка, латочка.

Готовое масло хранили в больших бочках для продажи на ярмарках, или держали в маленьких глиняных корчагах или туесах (сосудах с вставным дном цилиндрической формы).

Напитки, которые употребляли каждый день, вроде чая и кваса, пили из кандюшек - глиняных цилиндрических кружек. Были и деревянные кружки для кваса, их украшали фигурками коней, знаками, изображающими солнце. Корцы (большие ковши с длинной ручкой, выдолбленные из дерева) служили для зачерпывания питьевой воды из бочек, для розлива жидкостей.

КандюшкакандюшкаПосудой из стекла до начала ХХ века пользовались совсем мало, зато широко пользовались металлической - медной и чугунной. Кроме того, пользовались стаканами и стопками из цинка.

Процедура чаепития стала распространенной с конца XVIII века, для кипячения воды и заваривания чая использовали чайники из глины и металла. До появления самоваров использовали сбитенники, внешне они похожи на чайники, но с внутренней трубкой для угля и поддувалом. В них варили и сбитень - напиток из меда, шалфея, зверобоя и пряностей. Сбитень продавали прямо на улицах.

Затем появились чайные наборы посуды. Зажиточные семьи использовали фарфоровую посуду, бедные - глиняную. В конце XIX века популярностью пользовался кузнецовский фарфор.

В Нижегородской губернии кофе заваривали в глиняных округлых кофейниках, которые были оснащены подставкой на ножках.

Соль на столе стояла в солонках или солоницах. На Севере пользовались деревянными солонками в форме уточки. Были солонки и в форме стула, с изображением людей и животных. Украшали солонки резьбой. Для дороги и работы иногда плели солонки из бересты. В Смоленской губернии в конце XIX - начале ХХ века начали делать токарные соломки с резьбой. Были в обиходе и солонки из глины, на широкой ножке.

сбитеньпродажа сбитняДля особых случаев, например, церковных праздников, в доме каждого крестьянина была специальная посуда. На Спас (6 августа) для освящения ржи, гороха, и яблок в Тверской губернии использовался небольшой кувшин из глины с горлом в виде трубочки. Был у каждой семьи и горшок шаровидной формы с рукояткой, в котором готовили кутью. Во время поста пользовались не той посудой, что в обычные дни.

Многую посуду (корчаги, горшки, кувшины и т.д.) освящали одновременно с пищей - ставили на дне утвари крест в окружности.

Была специальная посуда и для приготовления киселей - кисельницы, латки. Внутри такую посуду красили, делали волнистые края, изображения рыб или раков, круги. Кисель после застывания выкладывался на тарелку вверх узором.

Квас готовили в корчагах из глины или в кадках из дерева. Внизу емкостей имелось отверстие для слива сусла. Во Владимирской губернии квас хранили в кваснике из глины. Этот квасник имел необычную дисковидную форму, благодаря которой он долго оставался холодным. В Московской губернии квас хранили в чернолощеном округлом кувшине с высоким горлом. В Вологодской губернии для хранения кваса использовали рученьки - глиняные сосуды с рыльцем, ручкой и крышкой. В Петербургской губернии квас держали в горшке с широким горлом. К столу квас или брагу подавали в кумганах - красивых шаровидных кувшинах.

Пиво было обязательным праздничным напитком, и для его приготовления в доме был целый набор утвари. Для варки пива использовали: русло (длинное корыто), сливальник (круг из дерева с дырочками для процеживания пива), лопатку для перемешивания сусла, железный или деревянный чан, лейку со сливом, ковши для вычерпывания сусла. Пиво варили не только для небольших семейных праздников, но и для коллективных. Дома его готовили в глиняных корчагах, в общественных пивоварнях - в больших металлических чанах. Готовое пиво хранили в больших сосудах, таких как горлач (Тверская губерния, сосуд из красной глины, с узким горлом), корчага (Московская губерния, чернолощеный сосуд яйцевидной формы с высоким горлом), пивной кувшин (Ярославская губерния, сосуд с расширяющимся стенками, большой ручкой и рыльцем).

Квас хранили в небольшом бочонке из дерева с квадратным отверстием сверху- логуне. В Новгородской губернии медовуху хранили в цилиндрическом сосуде из глины, с широкой центральной частью и узким горлом, которое затыкали красивой пробкой. Мед хранился в глиняных банках, которые называли в Нижегородской губернии ставнями.

Реформы Петра I, проведенные им в XVIII веке, способствовали расслоению общества, что привело к значительным изменениям в быту. Выделился особый класс - дворяне. Они стремились подчеркнуть свое отличие от низов общества, сознательно приобретали дорогую посуду, которая в то время была мерилом богатства владельца.

В то время расширились и экономические связи России с Европой, из-за чего в Россию стали попадать различные предметы роскоши, посуда из стекла, фарфора, фаянса. Появилось много новшеств и под влиянием иностранной кухни, особенно французской. В быт русских людей проникло много новых вещей, сервизов примерно в середине XVIII века. Это было связано с производством фарфора в Европе. В 1762 году был издан манифест о вольности дворянства, и дворянство стало окружать себя роскошью.

Пиры и застолья длились несколько дней и требовали большого количества посуды. Часто использовался фарфор мануфактур Западной Европы (венский, мейсенский, берлинский).

В конце XVIII века система питания снова изменилась. Это произошло за счет расширения границ Российской империи, развития земледелия, животноводства. Пища знати становилась все более изысканной, популярными стали зарубежные блюда, много внимания уделялось сервировке стола. Конечно, увеличился и ассортимент посуды. Иногда для приготовления пищи использовали до 56 предметов! Это были и квашни с лоханями, и бочонки с ведрами, и горшки, и корчаги, и ухваты.

Популярность европейской кухни привела к использованию металлических форм для пудингов, венчиков для взбивания сливок и других приспособлений. Очевидной становилась необходимость изготовления своего фарфора.

В 1744 году открылось первое предприятие по производству фарфора в России - Императорский завод в Петербурге. Он изготовлял как обычную посуду, так и посуду на заказ. Вся посуда, изготовленная на заводе, отличалась тщательной росписью, белизной фарфора, блеском и чистотой красок.

Позже (в 1740-е годы) появился завод Гребенщикова, на котором выпускались майоликовые изделия: тарелки для супа, блюда, судочки с коричневой, синей и белой росписью.

В 1763 году открылся частный фарфоровый завод Гарднера в селе Вербилки (Дмитровский уезд, Московская губерния). Здесь выпускали изделия, доступные всем. Небогатые люди могли себе позволить купить белые фаянсовые сосуды. В 1811 году в городе Горбунове того же уезда открылся завод А.Г. Попова.

Большой вклад в историю развития русского фарфора внесли и другие мелкие заводы, особенно Гжельского района. Это заводы братьев Новых, Дунашевых, Квартальных, Кустаревых, Самсоновых, Храпуновых и др. Их продукцию любили и могли себе позволить широкие массы.

4114494Конец XIX - начало XX веков связано с деятельностью огромного концерна "Товарищество М.С. Кузнецова", которое производило фарфор. Существовало много частных фирм, производивших фарфор, например, в Москве известны были фирмы во главе с братьями Анохиными, Бармиными, Гулиными, Кудиновыми, в Петербурге - с братьями Корниловыми. Мастера этих заводов создавали самобытный, разнообразный фарфор.

Источник

sundoo79.livejournal.com

Гончарная лавка - История глиняной и керамической посуды

Изделия из глины – керамика - были известны еще в глубокой древности. Они может быть даже являются первыми изготовленными человеком материалом. Определено, что время появления керамики на Земле относится к эпохе мезолита и неолита.

По мере развития и усовершенствования процессов, а так же в зависимости от условий обработки, свойств сырья постепенно сформировались отдельные виды керамики. 

Археологические раскопки, проводимые во многих древнерусских городах, принесли доказательства того, что на Руси было широко развито гончарное ремесло. Тогда в Древней Руси применялись в основном двухъярусные гончарные горны, в котором нижний топочный ярус зарывался в землю. Реже встречались одноярусные горны.

Двухъярусный горн

Горшки овальной формы из глины, а так же глиняные котлы, служили основной утварью в приготовлении пищи, с помощью их готовилась жареная и варенная пища.

Такая глиняная посуда имела форму, которая позволяла приготовить еду в русской печи. Посуда с пищей в процессе приготовления располагалась среди горящих дров или углей и обогревались огнем не снизу, как на открытом огне, а по бокам. Горшок, который был наполовину снизу более узким, чем посредине, ставили в печь и обкладывали вокруг дровами. Таким образом, он был со всех сторон охваченным жаром.

В ходу в русской избе были разнообразные по форме и по размеру горшки. Они предназначались для всевозможных целей – приготовления похлебок, каш, овощей, подогрева воды и прочего. Чтобы горшок с готовой пищей можно было сразу взять в руки из печи, его оплетали берестой.

Всю посуду берегли, обращались с ней очень аккуратно. Если вдруг горшок дал трещину, его сразу же оплетали берестой и уже использовали только для хранения продуктов. О таком горшке ходит загадка: «Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал».

Большое значение имела керамическая посуда в ведении домашнего хозяйства. И неудивительно, что горшку посвящалось народное творчество. В фольклоре проведена связь судьбы горшка с человеком. Он служил атрибутом на свадьбах и в погребальных обрядах. К примеру, разбитый горшков в доме, где прошла первая брачная ночь молодых, символизирует перелом и перемену в судьбах девушки и юноши, которые стали мужчиной и женщиной. В поверьях народ горшок наделил силой оберега, это сосуд, в котором сохранялась сила волшебства.

Так же считали, что посуда из глины имеет способность принимать от людей негативную энергию и наполнять человека той силой, которая получена глиной за многие века от солнца, воды, воздуха, земли - четырех первоэлементов и главных стихий. Мытье посуды – это не только очищение от остатков еды, оно имеет гораздо больший смысл, - это очищение от негативной энергетики. 

Верили в то, что посуда из красной глины имеет потоки космического излучения. Эта глина благоприятно взаимодействует с кровью человека, нормализует ее состав , выступает так же оберегом, при этом разрывает энергетическую связь с недобрым человеком, приносит силу, удачу, счастье, очищает тонкое тело человека от негативного воздействия. Еще с давних времен на Руси ходил обычай маленькому ребенку надевать на ручку браслет из глины или на шею – бусы . Таким образом ставили защиту перед чужим энергетическим влиянием, сохраняли способности и силы ребенка, охраняли от энергетического вампиризма. А пища, которая приготовлена и подана в глиняной посуде , быстрее восстанавливает силы человека, лучше усваивается организмом, потому что к еде добавляется энергия глины, особенно это заметно при добавлении приправ и усилению их пряных свойств.

Керамическая посуда таит в себе удивительное очарование, она приковывает к себе взгляд и возникает желание непременно ее приобрести. И то, что она может не вписаться в интерьер дома – это не имеет большого значения. Маленькие сувениры из глины придаю особый колорит дому. А почему вдруг так происходит? В глине заложена сильная энергетика, она воздействует на подсознание человека.

Примечательно, то что, в квартире с керамической посудой или другими изделиями из глины жизнь протекает благостной, потому что керамика становится своеобразным приемником, трансформатором и передатчиком тонкой энергии. Глине свойственно отрицательную энергию окружающих тел, мебели, пищи поглощать, а положительную - отдавать. Если вы возьмете в руки чашку или горшочек и подержите немного в ладонях, то вы почувствуете, как становится приятно, легко и спокойно: это произошел приток светлой, обновленной энергии, вобранной глиной из окружающего пространства.

xn--80aaaajc7cfpbi0a3gvf.xn--p1ai

Древнерусская керамика

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КЕРАМИКИ КАК ОТРАСЛИ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1. ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО

Говоря о керамике Древней Руси невозможно не упомянуть известного русского учёного Б.А. Рыбакова Он говорит о двух системах горнов: — «двухъярусную с прямым пламенем» и «горизонталь­ную с обратным» (более совершенную). По своему происхождению первую систему, распространенную в небольших русских городах он связывает с устройством провинциальных римских горнов (гепдельбергского типа, а донецкий вариант — с фанагорийским), а вторую, встречаемую в более крупных городах, следует сближать с керченскими позднеримскими печами». Несмотря на то, что Рыбаков выводит типы русских горнов из гептельбергского, фангорийского, а также из керченских более поздних горнов, он, однако, почему-то забывает называть причину, дающую право ему это делать.

Обязательное применение горнов городскими мастерами повело к образованию термина «гърнъчаръ» гончар. Т.И. Макарова тоже подтверждает тот факт, что гончары были в городах, но она говорит, что «гончары, как правило, селились на окраинах городов», образуя гончарные «концы» и слободы»[1] .

Вспоминая о гончарных концах нужно возвратиться опять-таки к «Ремеслу Древней Руси» и воспользоваться выдержкой из этой книги: «Гончарные концы Новгорода убедительно свидетельствуют в пользу возросшего значения городского гончарного дела.

Ранний русский город IX—X вв. был местом первого применения I-го гончарного круга. Отсюда, из городских мастерских на княжеских и боярских дворах новая техника начала распространяться вширь, проникая в деревню.

Городская посуда Смоленска и Чернигова уже в X в. далеко опередила по своему качеству деревенскую.

Городские гончары значительно лучше готовили глиняное тесто, не применяя грубых примесей вроде дресвы. Существенно отличаются изделия городских гончаров от деревенских большой тщательностью отделки, большим разнообразием форм. По сравне­нию с деревней, гончарное дело в русских городах сделало значительные успехи. Целые кварталы крупных городов получили название по гончарам»[2] .

Способ загрузки горна удалось проследить только во Вщиже несмотря на плохую сохранность горна.

Вщижский горн был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил уже к концу, но еще не был завершен.

Рыбаков Б.А. приводит пять типов гончарных горнов, найденных в донецком городище. Вот что он пишет по этому поводу: «В Донецком городище (остатки русского города Донца, куда прибежал князь Игорь Святославич из половецкого плена) раско­пано пять горнов. Четыре из них очень близки к вщижскому и райковецкому, но отличаются существенной конструктивной деталью: топочное помещение разделено вдоль глиняной подпорной стенкой, на которой лежит центральная часть череня.

О горнах пишет также Т.И. Макарова, но она в отличие от Рыбакова даёт краткую характеристику. Она пишет: «Техника производства керамических изделий изменялась очень медленно. До наших дней в гончарном производстве применялся гончарный круг двух конструкций: более древний и примитивный – ручной (низкий, приводится в движение рукой) и более усовершенствованный – ножной»[3] . «В настоящее время известны горны из раскопок в Киеве, Вышгороде, Донце, Вщиже, Старой Рязани, Белгороде и Райковецком городище.

Все исследованные горны относятся к позднему времени, к XII— XIII вв., а два датируются даже годами непосредственного напа­дения татар (Вщиж — 1238 г. и Белгород — 1240 г.). Вопрос о вре­мени появления горнового обжига в силу этого остается открытым.

Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец X — на­чало XI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.

Вторым косвенным доказательством существования горнов в более раннее время является наличие в Приднепровье в XI в. местной выработки амфор, требовавших очень высокой темпе­ратуры для получения ярко красного обжига толстых стенок. Гончарные горны были различной конструкции. Наи­более простая обнаружена при раскопках, проведённых во Вщиже в 1940 г Рыбаковым Б.А. Он описывает своё исследование так: « Горн находился на краю города, близ вала, у реки, (но внутри городских стен). Он имел два яруса - нижний, топочный, где горели дрова, и верхний —, обжигательный, куда закладывалась посуда. Ярусы были разделены горизонтальной перегородкой из хорошо обожженной глины, толщиной от 10 до 14 см. На нижней поверхности перегородки были видны отпечатки выгоревших впо­следствии деревянных креплений, каркаса, на которые первоначально накладывалась сырая глина. Горн был овальный в плане (180 X 130см), внешние стенки сложены из глины (обожженной лишь с внутренней стороны) и с внешней стороны присыпаны мощным слоем песка. Это делалось для уменьшения теплопроводности стенок и для со­хранения жара внутри горна. Перегородка между ярусами (совре­менное название — «черень», украинское — «чершь») находилась от пола топки («кабины») на высоте 35 см. По окружности череня шли 12 сквозных отверстий (прогары, продухи), посредством которых жар проникал в обжигательную камеру. Температура внутри горна, очевидно, превышала 12000 , т.к. вся нижняя поверхность череня и продухи были покрыты толстой коркой зелёной стекловидной массы, образовавшейся от плавления глины. Покрытие горна не прослежено»[4] .

О появлении гончарного производства написано и в книге «Археология СССР: Русь, замок, село». Здесь поверхностно рассказывается о гончарном деле: «керамическое производство, уходящее своими технологическими традициями в глубь тысячелетий, до последнего времени базировались на довольно элементарной технической основе. Технологический процесс производства керамики состоял из четырёх последовательных операций. Первая – подготовка сырья для производства изделия, т. е. приготовление специальной глиняной массы. Вторая операция – формовка, т.е. изготовление формы самого изделия. Третья – разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение. Четвёртая операция – обжиг, обеспечивающий физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия.

Продукцией древнерусских мастеров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки, и, наконец, расписные писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды – горшки, крынки, жбаны, миски, сковород. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, афоры и ряд подобных изделий.

Подавляющее большинство деревенской посуды изготовлено на ручном круге. Переход от лепной керамики к гончарной, т.е. круговой, произошёл в конце IX – начале X в»[5] .

Говоря о гончарном деле, невозможно не упомянуть о том, что кроме гончарных горнов в Киевской Руси существовали ещё и русские печи, а также гончарные круги. Но прежде чем преступить к описанию вышесказанного, необходимо сказать о том, что печи использовались гончарами не в городах, а в деревнях, в городах же использовали горновой обжиг.

Остановимся на гончарных кругах. Мы обращаемся к Рыбакову Б.А., опираясь на его исследования, существовавшие уже в середине XX в: «Гончарный круг, издавна известный в причерноморских городах, в римское время продвинулся вверх по Днепру и Днестру в область полей погребальных урн, но с падением римской культуры был забыт там. Для северных областей за тысячу, а для южных – за пятьсот лет до Киевской Руси началась необъяснённая до сих пор, постепенное огрубение керамических изделий. Утолщались стенки, увеличивалось количество примесей, ухудшался обжиг. И только в IX веке происходит сравнительно быстрый переход к гончарному кругу, производящему заметное улучшение качества глиняной посуды. Можно думать, что первоначально гончарный круг возник в южной половине южных земель, а уже оттуда проник и на север. В этом убеждают более быстрое развитие и совершенствование керамических форм на юге и примитивность их на севере, в лесной полосе.

Введение гончарного круга означало переход к ремесленному производству, переход изготовления горшков из рук женщин в руки мужчин-специалистов. В гончарном деле в IX-X вв. происходило тоже самое ,что в это время происходило на северо-востоке в меднолитейном деле – замена женского домашнего производства – мужским ремесленным.

Форма древнейшего гончарного круга нам неизвестна, т.к. все части его (может быть за исключением оси) были деревянные и ни разу не были встречены в раскопках.

Этнографические материалы сохранили до нашего времени почти все звенья эволюции техники гончарного дела»[6] .

Скорее всего, существовало 2 типа круга: «Круг первого типа был усовершенствован добавлением де­ревянного подпятника («порплицы»), который принимал на себя давление круга, уменьшая трение, и придавал устойчивость всей системе, центрируя ось («веретено»)».

Второй тип был несколько иначим. «Две плоскости круга, надетые на ось и соединенные спицами (или «цевками»), по­степенно отдалялись друг от друга, чем также создавалась боль­шая устойчивость. Основной точкой опоры становилась порплица на нижней стороне верхнего круга. Ось удлинялась, и верхний круг надевался на нее сверху. Спицы и нижняя плоскость не несли никакой тяжести и служили только для устойчивости, не позволяя кругу колыхаться. Ось представляла собой кол, вертикально врытый в землю. Гончар при работе на таком кругу сидит на особой ска­мейке, более высокой, чем скамейка архаичного круга. Такая конструкция круга позволяла гончару изредка действовать ногами для ускорения движения или остановки. Отсюда оставался только один шаг к переходу на круг ножного типа.

mirznanii.com