Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Достопримечательности древней руси. Достопримечательности России -Древняя столица домонгольской Руси

Архитектурные достопримечательности Киевской Руси. Достопримечательности древней руси


Архитектурные достопримечательности Киевской Руси — МегаЛекции

Культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси не только не уступала другим европейским народам, но и во многом их опережала

Борис Греков

История художественной культуры Украины невозможна без такой яркой страницы как время Киевской Руси. Она имеет большое значение, ведь на протяжении существования этого государства была заложена основа украинской культуры. Кроме славянских традиций, творчество древнерусских мастеров испытала значительное влияние культур соседних народов, в частности передового христианского государства того времени — Византии. Это хорошо заметно в архитектуре, монументальном искусстве и иконописи Киевской Руси.

Расцвет изобразительного искусства Киевской Руси состоялся после принятие христианства и определился ориентацией на византийское искусство. Византийцы создали художественную систему, в которой господствовали суровые нормы и каноны, а красота окружающего мира воспринималась лишь как отблеск божественной красоты. Главными признаками византийского стиля в архитектуре были крестообразное планирование (так называемый «грецький» крест) и пятикупольная система зданий, а также чрезвычайная нарядность интерьеров, украшенных дорогими сортами мрамора, фресковой живописью, мозаичными изображениями и позолотой. Живопись и иконопись также создавалась за четкими правилами композиционного образного и цветного решений.

 

Архитектурные достопримечательности Киевской Руси

История развития древнерусского архитектурного искусства берет начало с конца X ст. Уже тогда в Киевской Руси существовали богатые традиции деревянного зодчества, которые позже отразились на каменной архитектуре, в частности храмных сооружений. И хотя сначала влияние византийского искусства был очень ощутимым, впоследствии в древнерусской архитектуре проявился собственный стиль. Поэтому можно сделать вывод, что мастера Киевской Руси не копировали традиции Византии, а создавали на их основе свой оригинальный художественный язык.

Образцами архитектуры, в которой больше всего прослеживается Византийское влияние, были Десятинная церковь в Киеве и Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Десятинная церковь (церковь Богородици) была возведена в эпоху княжение Владимира Большого и считается первой каменной сооружением Киевской Руси. То была одна из самых красивых архитектурных сооружений в свое время, ведь к ее строительству приобщали лучших мастеров Византии. К величайшему сожалению, здание храма было уничтожено 1240 года ордами хана Батыя. Ее возобновления в разные времена инициировали украинские митрополиты Петр Могила и Евгений Болхвитинов. Однако древнерусская церковь так и не возродилась. В настоящее время на месте ее расположения ведутся археологические раскопки.

Близким к архитектурному решению Десятинной церкви стал Спасо-Преображенский собор, который возведен 1036 года в Чернигове и замечательно сохранился до нашего времени. Этот храм — первый пример того, что древнерусские мастера стремились к созданию собственного стиля.

В некоторых элементах собора заметные приемы, не характерные для византийского зодчества, но типичны именно для древнерусской архитектуры. Здание храма содержит признаки, присущие и романскому стилю, что свидетельствует о знакомстве зодчих с культурными традициями Запада.

Жемчужиной древнерусского архитектурного искусства Киевский Софиевский собор, возведенный греческими мастерами во время правления князя Ярослава Мудрого по образцу Софиевского храма Константинополя. Упоминание о Софию Киевскую встречается в цейнейшем летописи Киевской Руси — «Повести прошлых лет». В строительстве собора были использованные достижения византийского искусства, однако в архитектуре этого пятинефного храму уже прослеживались своеобразные национальные черты. В отличие от византийских соборов, он был увенчан тринадцатью куполами, содержал две галереи. Композиционное решение

 

 

 

Софии Киевской сыграло большую роль в формировании национальных черт украинской, русской и белорусской архитектур. В результате реставрации и перестроек, проведенных в течение XVІІ —XVІІІ в., первичный вид здания собора не сохранился.

 

Следующий этап зодчества Киевской Руси отмечен второй половиною XІ — первой половиной XІІ ст., когда архитектура приобретает большей самобытности. Выделяются даже отдельные школы: киевская, переяславская, галицкая. Зодчие перешли на местные строительные материалы и разработали новые техноло-гические приемы, отличающиеся от византийских.

 

Архитектуре этого периода присущие и черты романского стиля, что проявляется во внешнем оформлении зданий. Свято успенский собор Киево-печерской Лавры, возведенный 1073—1078 лет — представляет особенности киевской древнерусской архитектурной школы. В нем уже были отсутствующие башни и галереи венчала здание лишь одна глава. Популярность архитектурной формы Свято успенского собору очень большая — его пропорции стали каноничними для многих следующих храмов Киевской Руси. Однако сама здание собора не сохранилось до наших времен: в XVІІ ст. храм было перестроено, а во время Второй мировой войны — разрушено.

 

 

Стиль архитектуры черниговской школы XІІ ст. воплощен в Борисоглебскому соборе. Об этом свидетельствует богатая резьба в декоре фасадов где мотивы романского стиля перекликаются со славянскими.

 

Еще одним характерным признаком древнерусской архитектуры черниговщины есть обмазывание кирпичных стен зданий белой известкой.

 

Самобытность архитектуры галицкой школы представляет церковь святого Пантелеймона — единственный образец древнерусского галицкого зодчество. Ученые допускают, что во времена Киевской Руси здесь были укрепления форпост княжеского города — вероятно, монастырь. Из первичного сооружения церкви святого Пантелеймона к нашему времени сохранились лишь стены, ведь в течение времени храм несколько раз перестраивался.

 

 

 

Киевский Софиевский собор

 

 

 

Десятинная церковь(Руины)

 

 

Спасо-Преображенский собор

 

Монументальная живопись Киевской Руси

 

Как и в западноевропейском средневековье, архитектура Киевской Руси была главным видом искусства, которому подчинялись другие. Среди видов изобразительного искусства первое место принадлежит монументальной живописи, которая также появилась на основе византийских традиций. Константинопольские художники, украшая соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Потом приемы и технологию византийских художников переняли и усовершенствовали местные художники.Древнерусская мозаичная живопись Х-ХII в. может быть поделена на два типа: высокохудожественные мозаики пола, которые фрагментарно сохранились до нашего времени в некоторых храмах эпохи Киевской Руси, и мозаичная настенная живопись, которой украшали важнейшие в символическом плане и наиболее осветленные части храмов – центральный купол, алтарь.Чрезвычайно высокий уровень технического и художественного мастерства киевских художников в области мозаичной живописи служил образцом для западноевропейских мастеров. Палитра смальт, которыми были набраны мозаичные полы и оформлены интерьеры черниговских, киевских, переяславских храмов, отличалась чрезвычайным цветным разнообразием. Так, во время создания мозаик собора Софии Киевской, мастера применили около 180 оттенков разных цветов.

Про чрезвычайно высокий художественный уровень мозаичного искусства на территориях Украины свидетельствуют ансамбли мозаик Софии Киевской, фрагменты мозаик Златоверхого собора Михайловского монастыря, Десятинной церкви, Успенского собора Киево-Печерской лавры, Михайловского собора Выдубицкого монастыря.

Так как мозаика принадлежит к сложным и дорогим техникам монументального искусства, большой популярности в Киевской Руси приобрела фресковая живопись. Известными есть циклы настенных росписей Софии Киевской, которые изображают сюжеты Евангелия, Старого Завещания, а так же святого Георгия та архангела Михаила – покровителей княжеского рода. Уникальными памятниками фресковой живописи есть росписи на стенах башен, где размещены ступеньки, которые поднимались князь с женой и свитой. Тут представлены сцены светской жизни Киевской Руси. Так, на южной стороне собора сохранился коллективный портрет семьи князя Ярослава Мудрого – его жены Ирины и дочек Елизаветы, Анастасии и Анны. Это произведение – древнейший образец портретного жанра украинской живописи: костюмы женщин изображены довольно точно, лица, несмотря на условность, передают индивидуальные черты.

Фрески эпохи Киевской Руси отличаются суровостью наследования традиций византийской живописи и торжественной монументальностью.

 

Живопись русского Средневековья — фреска, мозаика, икона — неизменно вызывала и продолжает вызывать огромный интерес у любителей искусства и учёных всего мира. Ежегодно миллионы людей приезжают в Новгород Великий или Киев, чтобы насладиться в древних соборах фресками средневековых живописцев. Среди образованных людей России почти не найти таких, у кого нет в доме хотя бы одного художественного альбома с фотографиями икон или фресок.

 

Древнерусская монументальная живопись появилась во времена расцвета Киевской Руси — при князьях Владимире Святом (980—1015 гг.) и Ярославе Мудром (1019—1054 гг.). До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Этот князь крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от Византии — сильнейшего и наиболее просвещённого в ту эпоху государства во всём христианском мире. Новая религия утвердила единого Бога на огромном пространстве от Ладоги до Чёрного моря, на многие века определив облик русской истории и культуры.

 

Византийские правители — василевсы — считали себя прямыми наследниками римских императоров, которые распоряжались когда-то судьбами десятков и сотен народов. Отсюда притязания василевсов на вселенское господство, отсюда блеск царских церемоний и роскошь константинопольского двора. Византийская знать, обладавшая утончённым вкусом, была богословски образованна, прекрасно знала античную литературу и искусство.

 

В отличие от языческого Древнего Рима духовную и художественную жизнь Византии определяла Церковь — главный заказчик строительства и украшения храмов. К X—XI вв. в византийском искусстве сложилась такая система росписи храма, которая наиболее точно и полно воспроизводила сущность христианского учения в зрительных образах.

 

 

 

 

Живопись :икона

 

Иконопись Киевской Руси

 

Становление иконописи Киевской Руси происходило во второй половине ХI – в начале XII в. До этого иконы были преимущественно византийские и греческие. Вместе с расширением строительства храмов возникла древнерусская школа иконописи. Ее основателем считают митрополита Иллариона. В Киево-Печерском патерике вспоминается про первых известных иконописцев Киевской Руси – Алипия и Григория. Про последнего рассказывали, что ему помогают ангелы: он мог за несколько часов написать и позолотить образ (обычно на это тратили несколько недель). Давние мастера придерживались сурового иконописного канона. Его появление связано с преданиями о том, что первые иконы или появились сами по себе («Спас Нерукотворний»), или были написаны художниками, которые лично знали или помнили святых (по поверью, икона Владимирской Божьей Матери была написана евангелистом Лукой). Следовательно, православная церковь никогда не допускала написание икон за воображением или с натуры. Иконописные изображения создавались по определенным правилам. Условность письма должна была четко отделять божественный мир от земного и подчеркивать в ликах Христа, Богоматери и святых их наземную сущность. Для этого фигуры изображались плоскими и неподвижными, применялась обратная перспектива, были невозможными любые временные проявления (время года или сутки).Условный золотой фон икон символизировал божественный свет, фигуры не имели теней, так как в «Царстве Божьем» их нет. Что бы четко придерживаться канона, иконописцы пользовались как образцом византийскими иконами или словесным описанием иконописного сюжета. Иконы ХI – ХII в., созданные Алипием и Георгием, не сохранились, но летописи свидетельствуют, что эти творения вывозили в разные места Киевской Руси, где они служили каноническим образцом для других иконописцев

 

 

Книгопечатание на Руси

 

1 марта 1564 г. основатель массового книгопечатания Иван Федоров (ок. 1510–1583) вместе с Петром Мстиславцем завершил работу над первой русской многотиражной печатной книгой "Апостол".

 

Грамота на Руси существовала издавна, но книга пришла к нашим предкам с принятием христианства. В древнейшей русской летописи – "Повести временных лет" под 1037 г. сообщается , что Киевский Великий Князь Ярослав Мудрый, почитавший книжное учение, собрал в храме Софии множество книгописцев для перевода и переписки книг. Так была создана первая библиотека, насчитывавшая к концу ХI века около ста тысяч рукописей. В той же летописи читаем проникновенную хвалу книге, высокочтимой в средневековой Руси: «Велика бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас на пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Книги суть реки, напояющие мудростью вселенную, в книгах – неизмеримая глубина».

Киевская Русь поражала Европу грамотностью. Дочь Ярослава Мудрого Анна – королева Франции была единственным грамотным человеком в ее новой, французской семье и подписывалась "Анна русса", а король просто ставил крестик. Так что факт изобретения книгопечатания немцем Иоганном Гуттенбергом в 1444 г. говорит лишь о большей технической практичности европейцев, но не о большей грамотности.

Иван Федоров учился в университете в г. Кракове. В юности жил и работал в Малороссии, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру). По приезде в Москву Иван Федоров оказался в окружении митрополита Макария и получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле. Принимал участие в работе комиссии по исправлению рукописных церковных книг (устранению разночтений и еретических вставок – наследия жидовствующих и других еретиков).

Книгопечатание на территориально расширявшейся Руси было вызвано потребностью снабжения строящихся храмов богослужебной литературой с выправленными каноническими текстами. Второй причиной была необходимость предотвратить распространение с запада дешевой и массовой печатной униатской литературы, поставить преграду католической экспансии на Восток.Издание печатных книг к тому времени уже не было большим новшеством. На Западной Руси первые печатные книги на кириллице распространились в начале XVI века благодаря Франциску Скорине. С опытом издательского дела за границей, вероятно, познакомил русских книгопечатников в Москве писатель-публицист Максим Грек. Обучаясь в конце XV – начале XVI в. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателю Альду Мануцию. В 1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов церковных книг

 

В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда. Русским книгопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги, созданные как в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески, с учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству, переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати. Так что введение книгопечатания в России стало возможно и благодаря техническим умениям русских людей, которые позволили быстро создать "неведомый до того" печатный стан.

 

Еще до появления в Москве Ивана Федорова по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.) была создана небольшая типография. Известны следующие ее издания: Узкошрифтное Четвероевангелие (1553–1554), Триодь Постная (1555–1556), Триодь Цветная (1556–1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558–1559), Среднешрифтная Псалтырь (1559–1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563–1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564–1565). Исследователями точно установлено их московское происхождение. Однако это были лишь единичные книги (не датированные, без титульных листов, без заглавий). Все они были предназначены для собственного повседневного богослужения

 

 

 

 

Иван Федоров и Иван Грозный. С рисунка А.Базилевича.

 

 

В 1563 по приказу Царя Иоанна Васильевича IV в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь Никольская улица рядом с Кремлем). Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в типографии и взял в подручные Петра Тимофеева сына Мстиславца и Марушу Нефедьева.

19 апреля 1563 г. «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой – Деяниями и посланиями святых Апостолов (которые ныне сокращенно именуют Апостол) с изображением апостола и евангелиста Луки на фронтисписе.

Работа эта длилась около года. 1 марта 1564 г. первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская многотиражная печатная книга. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начла XVI в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI века.Вслед за "Деяниями св. Апостолов" Федоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 г. – два издания "Часовника" (Часослова), тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению. Тиражи в несколько сот экземпляров считались по тем временам большими.Отношение к новшеству вызвало протест значительной группы духовенства. Ведь рукописное создание богослужебных книг обычно торжественно начиналось как важное духовное дело после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался поначалу как нечто бездуховное и подозрительное. Кроме того, труд монахов-переписчиков становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле.

 

 

Поскольку же главный защитник Ивана Федорова – митрополит Макарий умер в 1563 г., первопечатники остались без покровительства. В 1566 г. в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они решили покинуть Московию. Возможно, причиной их эмиграции был также крутой поворот (начало опричных расправ в 1565 г.) в поведении Царя Иоанна, вскоре получившего прозвище Грозного.

Первопечатники перебрались в русскоязычную тогда Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Литва как раз в эти годы объединялась с Польшей в Речь Посполиту. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. В первой напечатанной за пределами Московской Руси книге – "Учительном Евангелии" (Заблудовском) 1568 г. печатники именуют себя «Иван Федорович Москвитин» и «Петр Тимофеевич Мстиславец»; за пределами Московской Руси Иван Федоров всюду называл себя "москвитином". В 1569 г. Петр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Федоров продолжал работать в Заблудово, издав "Псалтырь" с "Часословцем" (1570).

Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х гг. Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Иван Федоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 г. «друкарь москвитин» организовал уже собственную типографию и в 1574 г. сумел переиздать "Апостола" в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Тем самым он положил начало книгопечатанию и в Малороссии.

В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой – "Азбука", по его словам – «для пользы русского народа». (Единственный экземпляр "Азбуки" И. Федорова обнаружен в 1939 г., ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета.)

 

 

Вскоре Иван Федоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой – Константина Острожского – устроить новую типографию в главном городе его владений – Остроге на Волыни. Около 1580 г. по инициативе этого князя там была открыта "Острожская академия семи свободных наук", в которой преподавался и церковно-славянский язык. По предложению и при поддержке князя Иван Федоров в 1580–1581 гг. издал тут второе издание "Азбуки", напечатал Новый завет с "Псалтырью", помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского. Здесь же Федоровым была издана знаменитая "Острожская Библия" – первая полная Библия на церковно-славянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.

Иван Федоров был не только первопечатником, но и политическим деятелем Руси времен Ивана Грозного. Он обладал многочисленными и разнообразными талантами – был военным инженером и изобретателем, писателем, полиграфистом-новатором.

5 декабря 1583 г. И. Федоров умер. Похоронен во Львове в Свято-Онуфриевском монастыре. В 1977 г. здесь был открыт музей Федорова, но в 1990 г. монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.

К настоящему времени известны двенадцать печатных изданий Ивана Федорова – памятники русского типографского искусства. Отлитые Федоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника – инициалами "И.Ф.". Отличительная особенность книг Федорова – наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.

 

После отъезда Ивана Федорова в Литву книгопечатание в Москве было перенесено в Александровскую слободу, но в конце XVI века вернулось в столицу. Ученики Федорова – печатники Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины, Никифор Тарасиев и другие – продолжили его дело, издав около 20 печатных книг, причем в 1597 г. "Апостол" был снова издан тиражом в 1050 экземпляров.

 

В 1909 г. в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин). В 1998 г. на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком – первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.

 

 

 

megalektsii.ru

Достопримечательности России -Древняя столица домонгольской Руси

Продолжая наше путешествие по древнейшим городам страны, мы приглашаем вас, посетить Старую Ладогу, которая сегодня скромно именуются селом Ленинградской области, но она возникла еще раньше Новгорода и была столицей Руси при Рюриках. 

Действительно русский дух сохранился на этой земле и его шепот проскальзывает в сказочных пейзажах и видах холмов, которые вдохновляли художников на их картины.

Варяжская улица ведет гостей древней тропой к стенам Успенского монастыря, а по пути их встречают огромные скульптуры князей. Сама обитель была построена в 1116 году, а собор ее является древнейшим шедевром Руси до нашествия монголов. Его красота покоряет туристов, но вот история этого уголка довольно мрачная.

Сюда заключали многих отвергнутых жен, и Лопухина тоже попала сюда после того, как ее отверг царь Петр. Жена  Ганнибала тоже была сослана сюда после измены своему арапу, а вскоре она скончалась. К сожалению, все могилы время не сохранило, только кенотафы поведают гостям о таких событиях. 

Достопримечательности России -столица домонгольской Руси.Фото 1

Довольно интересным сооружением является крепость, которая строилась в 864 году, после чего Олег заменил ее стены из дерева каменными. После него твердыню еще много раз достраивали, а сегодня тут находится интересный музей с находками ученых. Во время похода по историческим местам комплекса стоит посетить Георгиевскую церковь с ее романтизмом архитектуры и белыми стенами.

Образец зодчества 12 века покоряет простотой своих фасадов, где все детали гармонично сочетаются между собой, дальше храм Предтечи поведает вам о временах Годунова и красочных ярмарках в 16 веке возле стен Ивановского монастыря, от которого ничего не осталось кроме этого здания.

Здесь также можно увидеть колокольню с памятными колоколами тех эпох, а дальше церковь Солунского тесно связана с покровителем воинов и строилась после смутного времени на Руси. Убранство храма не сохранилось, но кованый замок хитрой конструкции можно тут увидеть гостям. 

Двигаясь по Волховскому проспекту, вы будете созерцать древние дома и храмы, пока не попадете в Никольский монастырь, а там уже церковь Златоуста покажет уникальную архитектуру 19 века с обилием резных элементов и роскошными интерьерами, где вы будете поражены росписями стен и видами образов.

Достопримечательности России - столица домонгольской Руси.Фото 2

Дальше храм Николая поведает о 12 веке и его особенностях, а после него все туристы отправляются гулять по территории обители.

Ее основал Невский  в 1241 году после славной победы, также тут сохранилась реликвия из Бари и впечатлений от такого уголка будет много.

Дальше вас ждет загадка пещеры Танечкина, где добывался пещаник, но потом здесь возникло природное чудо в виде галерей с туннелями и озером. Однако красота этого мира под землей опасна, так как обвалы и потопы, тут частые явления.

Еще одна изюминка древности ждет туристов в Сопках, где они видят огромный курган. По словам историков тут захоронен один варяжский князь, но предания повествуют о том, что именно тут Олега укусила змея и похоронили героя в этом месте. 

Мы с вами прощаемся с фантазиями и реальностью старины, но сохраним воспоминания о том, как удалось прикоснуться к этой древнейшей земле, видевшей свои расцветы и закаты на стыке эпох.  

www.worldtourizm.ru

Достопримечательности Великого Новгорода с фото и названиями

Великий НовгородТем, кому интересна история, обязательно стоит посетить город, откуда взяла свое начало Россия. В черте Новгорода и его окрестностей великое множество культурных и архитектурных памятников Древней Руси. Каждое его место связано со старыми легендами, и оставило свой отпечаток в становлении державы.

Количество памятных мест и зданий здесь так велико, а их история настолько насыщена, что обязательно понадобится путеводитель с описанием и с адресами, а также конспект, чтобы не упустить обилие интересных деталей.

Новгородский кремль

Прежде всего, стоит остановиться на самой заметной и величественной постройке города – Новгородском кремле. У него есть и другое название – Новгородский детинец, является самым древним, сохранившимся на всей территории России.

Время строительства этого памятника древнерусской архитектуры обозначено примерно серединой XI столетия. Согласно историческим сведениям, Кремль, расположившийся на левом берегу Волхвов, служил местом вече (форма управления землями на тот момент). Князья Новгорода не жили в детинце, а лишь приходили на вече.

В связи с необходимостью улучшения оборонительных сооружений реконструкция кремлевских стен Новгорода шла до 20-х годов XV века. Деревянные конструкции полностью сменились каменной кладкой. Отличительной чертой детинца – надвратные церковные постройки, возведенные практически у каждого входа в кремль.

Посещавшие это место утверждают, что первое знакомство с Новгородским детинцем лучше начинать входом на его территорию с Ярославова дворища, по мосту через Волхов. Именно с данного ракурса открывается наиболее впечатляющая панорама, как на сам Кремль, так и на реку.

У начала перехода расположена смотровая площадка со скульптурой девушки, сидящей на парапете. Ходит легенда, что если посидеть рядом с ней некоторое время, это обязательно принесет удачу. Справа от врат находится Софийская звонница, в которой располагается выставка старинных колоколов.

На центральной алее установлен памятник, посвященный тысячелетию Руси. Установлен он был в 1862 году. К тысячелетней годовщине провозглашения Рюрика князем. Именно от его коронации общепринято вести счет образования Руси как государства. Очертания величественного памятника кому-то напоминают легендарную шапку Мономаха, но большинство придерживается версии, что он символизирует колокол, возвещающий потомкам о великом прошлом Руси. Диаметр гранитного постамента составляет примерно 9 метров, а высота – 16 метров. Гранит для него везли из сердобольских каменоломен, недалеко от Ладоги. Бронзовые его элементы были изготовлены в Санкт-Петербурге.

На монументе имеется 17 фигур, изображающих величайших исторических персон, шести основных вех истории России:

  1. Основание государства представляют Рюрик и языческий славянский бог Перун.
  2. Следующий поворот в истории, а именно крещение Руси, означен фигурами князя Владимира, разрушающего статую языческого бога, и женщины, протягивающей ребенка главе государства.
  3. Следующим важным историческим событием показано освобождение русских земель от татаро-монгольского ига. Здесь центральным образом является Дмитрий Донской, глядящий вслед отступающим войскам противника.
  4. Четвертое событие – основание самодержавия. В данной композиции князь Иван III принимает символ власти от поверженного татарина. Также рядом находятся побежденные латвийский воин и немецкий рыцарь. За спиной князя стоит сибиряк, символизирующий присоединение этой земли.
  5. Далее следует начало правления Романовых. Здесь Минин преподносит Михаилу Романову скипетр и шапку Мономаха, а Пожарский защищает монарха мечом.
  6. И последняя веха – победа над шведами и основание Русской Империи. Этот период символизируют Петр I и парящий над ним ангел.

Это не все легендарные события и личности, что показаны на монументе, но оценить эту впечатляющую композицию стоит лично.

На территории Кремля сразу бросаются в глаза Владычные палаты. Это невероятная по размерам и своей архитектуре резиденция архиепископа. Сам ансамбль являет собой смесь жилых и религиозных построек.

Территория Кремля делится на северную и южную половины зданием Присутственных мест. В нем разместилась музейная экспозиция «История Новгородского края» и «Древнерусская иконопись», а также многие другие. Представленная здесь собранная коллекция может быть сопоставима с богатством собраний Русского Петербургского музея и Третьяковской галереей.

Здесь же на территории древнего Кремля есть напоминания о сравнительно недавних событиях истории. Тут можно найти мемориальную доску в честь освобождения от немецко-фашистских захватчиков, а также «Огонь Вечной Славы».

Деревяницкий монастырь

Деревяницкий монастырьНа правом берегу реки Деревянки, притока Волхвы, в северной части города находится бывший монастырь, принадлежавший Новгородской епархии. На его территории сохранилось немного построек. Основная их часть датируется XVIII веком. Самыми знаковыми являются церковь Успения Богородицы, колокольня, а также женское епархиальное училище конца XIX столетия.

Первое упоминание встречается в 1335 году, однако на тот момент здание уже существовало, поскольку в источнике говорится о постройке на его территории церкви, называемой Воскресения на Деревянице. Основателем монастыря считается святой Моисей.

Соборы и церкви

История Руси была плотно связана с православием и достопримечательности Великого Новгорода в немалой степени составляют церкви и соборы, имеющие древнейшую историю.

  1. Софийский собор построен в Великом Новгороде в начале XI столетия и был копией киевского собора святой Софии, хотя и получил несколько отличительных особенностей. Впоследствии и сам задал архитектуру новгородских церквей. Архитектура здания представляет собой мощное и величественное здание с пятью куполами, из которых четыре цвета свинца, центральный – отливает позолотой. Данная постройка – это второе возведение церкви. Первая была выстроена плотниками из древесины, простояв полстолетия, она сгорела в пожаре. Ходит легенда, что в соборе немало тайников, в которых князья новгородские и другие знатные граждане хранили накопленные богатства.
  2. Церковь Федора Стратилата была возведена 1360 году, и по сей день она наиболее точно сохранилась. Почти на всех сводах и столбах этого храма сохранились древние фрески. Изначально церковь построена у русла ручья, но в советские времена он был засыпан под постройку трассы.
  3. Церковь Успения на Волотовом поле, постройка которой датируется примерно XIV веком до момента разрушения в Великую Отечественную войну сохранила не менее 200 фресок. Однако к 2001 году государственные чины Германии и России достигли соглашения в восстановлении памятника истории и культуры русской земли и совместными усилиями мастеров обеих стран, церковь вновь была восстановлена.
  4. Также паломникам или любителям архитектуры будет интересно посещение Ярославова дворища. Тут сохранились соборы и церкви XII-XVI столетий. Это впечатляющий духовный и архитектурный ансамбль строений, который необходимо увидеть.
  5. Еще почитателям древности будет интересно посетить Витославлицы. Это природный и архитектурный заповедник, музей пот открытым небом, собравший в себе множество древних деревянных церквей.

Рюриково Городище

Рюриково ГородищеЕсть в окрестностях города и более древние необычные памятники славянской культуры, предшествующие крещению Руси. Одним из них является Рюриково Городище. Оно образовалось примерно в VIII столетии до н. э. По легенде именно из него был приглашен на обряд княжения основатель династии.

Читайте также: Варшава: все достопримечательности с качественными фото

Помимо древних культурных памятников, в городе имеются:

  • музей изобразительных искусств, собравший немалую коллекцию рисунков, картин скульптур. Основную часть составляют конфискованные у дворян предметы искусства. Потому коллекция способна впечатлить любых ценителей;
  • в городе также располагается филармония и Академический театр драмы и немало других возможностей культурного досуга;
  • для детей Новгород может предложить посещение кукольного театра «Роджер» Дворец культуры или новгородский театр для детей и молодежи «Малый».

Все это основные достопримечательности древнего города. Он предлагает большое количество экскурсий по памятным местам за приемлемые цены. Также без труда можно проложить собственный маршрут для осмотра культурных ценностей.

korolcat.ru

Достопримечательности Старой Руссы (Фото)

Вид с верху на Старую Руссу фото

Город Старая Русса – один из самых древних русских городов, расположенный на берегу речки Полисть и её притока Порусья. Некогда один из богатейших городов Древней Руси, сегодня Старая Русса – это третий по своей величине город в Новгородской области, с древней, насыщенной событиями многовековой историей. Старая Русса привлекает сегодня и археологов, и поклонников творчества Достоевского, и любителей отдыха на водах, и, конечно, православных паломников. Ведь здесь сохранились такие христианские святыни, как: Спасо-Преображенский монастырь, Троицкая церковь, Никольская церковь, Воскресенский собор, церковь Мины и другие памятники древнего зодчества, являющиеся главными достопримечательностями городка.

Фотография башни в Старой Руссе

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь фото

Одной из главных достопримечательностей древнего города является Спасо-Преображенского монастырь – древнейший памятник зодчества Старой Руссы. Основан он был при новгородском князе Ярославе Владимировиче в 1192 году игуменом Мартирием, ставшим впоследствии архиепископом Новгородским. Первыми постройками монастыря были несколько келий и деревянный храм, который сгорел в 1198 году. Но буквально за 70 дней, был воздвигнут новый, теперь уже каменный, знаменитый Спасский собор, являющийся сегодня одним из главных памятников архитектуры и достопримечательностей города. В 1442 году был построен Преображенский соборный храм с пятиярусным иконостасом, а в 1630 году – небольшой храм Рождества Христова.

Фотография Спасо-Преображенский монастырь вид сбоку

Весь этот комплекс монастырских строений, несмотря на разорения, которым подвергался монастырь, сохранился и до наших дней. Сегодня здесь хранятся части святых мощей пятидесяти угодников, перенесенных в 1805 году из Новгородского Софийского собора, а также чудотворная икона Божией Матери «Старорусская» – одна из самых главных святынь городка, перевезённая сюда греками из Ольвиополя.

Ныне в монастыре размещена экспозиция краеведческого старорусского музея.

Церковь святого Великомученика Мины

Церковь святого Великомученика Мины фотография

Заслуживает особого внимания и церковь Великомученика Мины. Основанная в XIV веке, эта уникальная церковь замечательна древностью своей архитектуры. По своему виду – это небольшое четырехстолпное строение кубической формы, длиною 8 сажен 1 аршин, а шириною – 4 сажени 1 аршин.

Достопримечательностям церкви мог бы позавидовать любой музей. Главные среди них – храмовой образ Св. мученика Мины в чудесах, выполненный с использованием меди, золота и серебра; напрестольный восьмиконечный посеребрённый и позолоченный крест, а также Евангелие издания 1657 года, окованное на ножках.

Воскресенский собор в Старой Руссе

Воскресенский собор в Старой Руссе фото

Рассказывая о достопримечательностях и памятниках культуры Старой Руссы, нельзя не упомянуть и о великолепном Воскресенском соборе, воздвигнутом в 1692-1696 гг. на месте деревянной церкви, построенной в 1611-1617 годах. Этот собор не перестраивался и менялся в архитектуре до 1828 года, когда по Высочайшему соизволению Государя Императора Николая Павловича произошло увеличение и распространение соборного храма. В 1834 году Воскресенский собор был освящен Епископом Старорусским преосвященным Тимофеем.

В восьмидесятые годы прошлого века здесь был краеведческий музей, но сегодня собор действующий.

Дом-музей Фёдора Михайловича Достоевского

Фотография дома-музея Достоевского

Несомненно, в число главных достопримечательностей города входит Дом-музей Фёдора Михайловича Достоевского. Он расположен на улице, которая носит имя великого писателя. Фёдор Михайлович приехал впервые в город в 1872 году, и последующие восемь лет Старая Русса стала постоянным местом отдыха и для него самого, и для его семьи. Сегодня в музее Достоевского хранятся подлинные вещи великого русского писателя, его документы и книги. Между прочим, именно в этом доме Достоевским были написаны его знаменитые романы: «Братья Карамазовы» и «Бесы», а также другие известные произведения. Сохранился в Старой Руссе и «Дом Грушеньки», в котором некогда проживала Агриппина Меньшова, ставшая реальным прототипом той самой Грушеньки Светловой из романа «Братья Карамазовы». Сегодня Дом Грушеньки по улице Глебова – также одна из достопримечательностей городка.

Муравьевский фонтан

Муравьевский фонтан в Старой Руссе фото

Ещё одна интереснейшая достопримечательность города – так называемый «Муравьевский фонтан». Фактически, это бьющий из земли столб чистейшей минеральной воды. Фонтан был открыт в 1854 году по распоряжению министра Муравьевского, в честь которого и был назван. Сегодня это самый мощный минеральный источник в Европе, привлекающий туристов и желающих оздоровиться его целебными водами.

Вообще, о здравнице города – одной из его главных достопримечательностей, следует сказать отдельно.

Курорт «Старая Русса»

Фотография входа в курорт Старая Русса

Курорт «Старая Русса» – это один из древнейших курортов северо-западной России. Основанный более 140 лет назад, и сегодня этот курорт является одной из главных достопримечательностью города, фактически его визитной карточкой. Здесь находится девять минеральных источников, в том числе два питьевых, которые по своим целительным уникальным свойствам не уступают аналогичным минеральным источникам Европы. Кроме того, здесь же расположено уникальное озеро, со дна которого активно добывается лечебная сульфидно-иловая грязь «Старорусская» – одна из лучших среди предлагаемых курортами России и Европы.

Курорт Старая Русса фото

Так что, посетив Старую Руссу, вы оздоровитесь и душой, и телом.

obzor-mest.ru

Шедевры древней Руси - Туристическая компания Geo Tour

1 день

Сбор группы ст. метро Перово в 7.15. Автобус с табличкой "название тура" будет стоять по адресу Зеленый проспект, дом 20 ( 20 метров от выхода из метро). (Первый вагон из центра после стеклянных дверей в переходе на право выход в город). Схема проезда >>>

Отправление в 07:30 в Суздаль ~ 220 км. Увлекательная путевая экскурсия.

Наши роскошные выходные в живых оазисах истории Древней Руси начинаются знакомством с великолепным и неисчерпаемым Суздалем.Суздаль - "столица" Золотого Кольца России, город неисчерпаемый, колоритный, особенный…Суздаль - город потрясающей красоты и редкой гармонии живописнейших окрестных видов и древних величественных монастырей, храмов, старинных деревянных домиков. Здесь категорически запрещено высотное строительство и можно любоваться всеми древними красотами Суздаля практически в нетронутом и прекрасно отреставрированном виде, это город-открытка! Суздаль - уникальное собрание выдающихся шедевров зодчества, большинство из которых не имеет гражданства, ибо принадлежит всему человечеству... В этом городе, как ни в одном другом, можно проникнуться подлинным духом древней матушки-Руси и полностью раствориться в самой ее истории.

Тысячелетняя история Суздаля связана с именем великого князя Владимира Мономаха, который начинает на берегу реки Каменки строительство мощного крепостного укрепления. Это величественное сооружение - Суздальский кремль. Вы полюбуетесь ансамблем Суздальского кремля - самой древней достопримечательностью Суздаля, ведь его строительство начато еще в X веке! Вы увидите древнейший Рождественский собор, древние Архиерейские палаты, построенные в XV веке, деревянная Никольская церковь, возведенная в 1766 году, Успенская церковь XVII века и Христорождественская церковь. построенные в XV веке, деревянная Никольская церковь, возведенная в 1766 году, Успенская церковь XVII века и Христорождественская церковь.

Неповторимый перл русского зодчества, в котором вы побываете - грандиозная бесстолпная Крестовая палата, площадью 330 кв.м.! Это подлинное архитектурное диво, возведенное в конце XVIII века, и главная достопримечательность суздальского кремля, ведь здесь хранятся редчайшие сокровища окрестных монастырей и церквей, которыми вы полюбуетесь.

Обед.Одним из "центров" заточения боярынь и княжон аристократических фамилий, замешанных в "делах московских" в средние века, становится Покровский женский монастырь. Здесь в разное время отбывали ссылку Соломония Сабурова, жена князя Василия III, дочь Ивана III Александра, одна из жен Ивана Грозного, жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евдокия Лопухина и другие заложницы политических страстей или просто надоевшие вельможным мужьям несчастные женщины. Драгоценные вклады сановных пленниц в казну монастыря, а также завещанные ими земли и угодья, превращают Покровский монастырь в один из самых богатых и влиятельных в Суздале. Вы сможете полюбоваться великолепной обителью со смотровой площадки и оценить ее величие и красоту.

Одна из суздальских архитектурных жемчужин и уникальная святыня города - Спасо-Евфимьев монастырь, в который мы с вами направимся. Он основан (только вдумайтесь!) в 1350 году! Это самый эффектный, если можно так выразиться, монастырь города, настоящая неприступная цитадель на крутом живописном берегу Каменки. Вы полюбуетесь мощными стенами и башнями древней обители и насладитесь красотой и святостью ее древних храмов. Звонница Спасо-Ефимьевского монастыря - редкий тип звонницы с галереями, а ее колокола славятся совершенно особенным, "малиновым" звоном. Сегодня вы насладитесь праздничными переливами волшебных колокольных суздальских звонов…

Настоящая сказка в дереве - суздальский Музей деревянного зодчества. Здесь "русский дух, Русью пахнет!", ведь этот колоритный музей - редкое собрание подлинных деревянных построек самого разного назначения - от изб деревенской бедноты и хором зажиточных селян, до уникальных ветряных мельниц. Это живая, теплая история, к которой вы сможете буквально прикоснуться…

Отправление в Кидекшу.Кидекша - древнейшее село, основанное еще в дославянские времена, чья история неразрывно связана с историей Суздаля. Сегодня нам представится уникальная возможность насладиться красотой редчайшего перла белокаменного зодчества домонгольской Руси - церковью Бориса и Глеба, возведенной Юрием Долгоруким в 1152 году! В интерьере церкви сохранились фрагменты уникальных подлинных фресок XII века, которыми вы сможете полюбоваться. Переезд во Владимир (~35 км.)

Размещение в гостинице "Русская Деревня". Ужин (за доп. плату)

2 день

Завтрак в гостинице. Освобождение номеров. День потрясающих открытий яркого, роскошного Владимира!Владимир... Удивительный город средоточия русской истории, город уникальных памятников и ошеломляющих, вселенской красоты пейзажей. Достопримечательности Владимира - всемирно признанные шедевры древнерусского зодчества, послания наших далеких предков, зашифрованные в камне и редкие образцы их вечного искусства! Владимиро-Суздальская архитектурная школа в мире признана уникальной, и целый ряд памятников древнерусского зодчества Владимирской области внесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как Белокаменные памятники Владимира и Суздаля.

Сегодня нам выпадет редкая возможность насладиться красотой Белокаменного собора Успения Пресвятой Богородицы. Возведенный князем Андреем Боголюбским в 1160 году, величественный собор был самым главным храмом Северо-Восточной Руси и даже резиденцией митрополита. После нападения монголо-татар собор сильно пострадал, но в начале XV века, пострадавшие от пожара настенные фрески Успенского собора восстанавливают знаменитые иконописцы - Андрей Рублев и Даниил Черный. Фрески сохранились до сих пор. Кстати, именно по образцу Успенского собора Владимира, знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил Успенский собор Московского Кремля.

Ажурный Дмитриевский собор, куда мы отправляемся - еще один из шедевров белокаменной летописи города. Построенный во времена правления князя Всеволода Большое Гнездо в начале XII века, он олицетворял собой подъем и величие Владимирской земли. Строили этот собор только русские зодчие. В 1918 году под слоем штукатурки были обнаружены подлинные фрески со сценами Страшного Суда. И сегодня мы сможем насладиться древнерусским художественным гением.Вы полюбуетесь и самым знаменитым памятником Владимира - Золотыми Воротами. Несмотря на то, что до наших дней Золотые ворота сохранились частично, они и по сию пору поражают своей мощью, красотой и великолепием.Самый интересный, современный и творческий музей Владимира - Музей "Хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки". Стилистика музея весьма оригинальна и креативна, и выполнена в символичном образе хрустальной реки, с использованием визуальных образов, особенного, "струящегося" света, и чарующей музыки. Здесь вы полюбуетесь выдающимися хрустальными шедеврами знаменитого гусевского стекольного производства, уникальными лаковыми миниатюрами, а также аутентичной владимирской вышивкой в редких техниках "Владимирский шов" и "белая гладь".

Обед.Наше сказочное путешествие продолжится в Боголюбово. Это дворцовая резиденция храбрейшего и мудрейшего русского князя Андрея Боголюбского. Именно из Боголюбова "некоронованный царь Руси" вершил великие дела по объединению разрозненных княжеств под единой властью. Сейчас дворцовая резиденция князя - красивейший действующий Свято-Боголюбский женский монастырь, в котором мы насладимся красотой Палат Андрея Боголюбского и посетим древнейший собор Рождества Пресвятой Богородицы.

К юго-востоку от Боголюбова, на холме посреди бескрайнего поля, у места впадения Клязьмы в Нерль, стоит одинокая белоснежная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, построенная в 1165 году. Эта церковь не только самая значимая из достопримечательностей Владимира. Это - символ России по признанию ЮНЕСКО. Шедевр мирового каменного храмового зодчества и вершина творчества владимиро-суздальских мастеров, церковь Покрова на Нерли самый лиричный памятник архитектуры, образец гармонии и "поэма в камне". Сегодня вы сможете вблизи насладиться красотой невероятного шедевра и упиться благодатью удивительного святого уголка Руси, близкого и дорогого для сердца каждого русского патриота… (Прогулка к церкви проводится в благоприятные погодные условия) Наши невероятное путешествие - настоящий "пир души" каждого культурного человека!

Отъезд в Москву(~190 км). Прибытие в Москву вечером (в зависимости от транспортной ситуации).

www.geotour.ru