Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Былины о героях древней руси. Святогор - богатырь-великан. Герои русских былин

Русские былины о богатырях - самый мирный эпос. Былины о героях древней руси


Русские былины - герои и персонажи — Щи.ру

русские былины

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Илья Муромец

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Подробнее >>

Добрыня Никитич

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Подробнее >>

Алёша Попович

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Подробнее >>

Садко

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Подробнее >>

Святогор

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Подробнее >>

Микула Селянинович

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Подробнее >>

Вольга Святославич

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Подробнее >>

Никита Кожемяка

Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Подробнее >>

Ставр Годинович

Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.

Подробнее >>

Соловей разбойник

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Подробнее >>

Змей Горыныч

Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».

Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.

Подробнее >>

Идолище Поганое

Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.

В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.

Подробнее >>

 

schci.ru

Былины о русских богатырях

Былины о русских богатырях

Если спросить современного человека о том, как он представляет былину или сказку, то с большой долей вероятности можно услышать простой ответ. Былины, сказки – это книга, в которой написано что-то про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Ну, кое-кто еще вспомнит Ивана Царевича, Василису Прекрасную, Садко.

Что такое былина

Былины и сказки – это не книжный текст, а, прежде всего, явление устное. Более того, былина – музыкальное произведение. Она поется. И древний человек в этой культуре существовал от рождения до смерти. Он верил в те события, о которых повествуют русские былины о богатырях и сказки. Он их хорошо знал, но с удовольствием многократно слушал, активно сопереживал.

Не так сейчас. У нас нет той фантазии, того воображения, той детской веры в условные события былин и сказок. Возродить эту веру, наверное, уже нельзя. Можно только попытаться понять, чем были так притягательны эти сказания для человека вплоть до конца XIX века, когда вера в них стала постепенно отмирать.

Герой былин

Исполинов русских былин нельзя считать полностью людьми. Настолько они могучие и огромные. Их деяния, их поединки несовместимы с человеческими возможностями. И сами они очень необычны. Что относится к характеристикам Ильи Муромца? Он – крестьянин. Это уже странно. Воины на Руси – целое сословие с особой психологией и навыками боя.

Они яростно бьются, и гибель в бою для них — норма. Крестьянин же из боевых орудий владеет только вилами. И смерти в бою он не ищет и не ждет, как это делает профессионал. Это первое несоответствие. Илья стар — это тоже странность. В те поры люди долго не жили, даже князья умирали в возрасте примерно сорока лет. Что уж говорить о простых людях. Вот и в этом несоответствие.

Вниманиена это не обращается, так как испытываются теплота и гордость за героя. Он совершает подвиги для защиты земли русской. Ох, как люди нуждались в вере, что придет кто-то и защитит их от напастей, от набегов татар, разбойников, подарит волю и свободу. И что интересно, былины о русских богатыряхпрактически никогда не дают картин нападений наших богатырей на кого-либо.

Они — герои мирные, только защитники, могучие и справедливые. Этот момент полностью отражает психологию русского народа – не задираться, не лезть в драку, жить со всеми в мире и согласии, но и дать отпор, когда придет время. Как это случилось во время Куликовской битвы, когда собралось народное ополчение для защиты Родины и веры.

Как это происходило и веками позже, когда вся страна в едином порыве вставала на защиту Отечества.

Широта души народа

Былину «На заставе богатырской» можно отнести к циклу «Русские былины о богатырях». Стоят наши воины и охраняют земли от ворогов. Но донеслась весть о том, что идет к нам враг.

Алешу, как самого молодого, не послали, отправился Добрыня — не выпала ему удача. Тогда Илья, старый, сам поехал. Бьется с врагом дни и ночи. Иссякают силы Ильи, упал он наземь.

Враг насел на него, взялся за нож и насмехается.

А Илья лежит и впитывает силушку русской земли. В бою смерть ему не писана. Сбросил он поганого. Но благородство и широта души Ильи сказались в том, что отпустил врага на четыре стороны, не стал Илья рубить ему голову. Это глубинное мироощущение. Русский герой жалостлив, склонен помиловать, а не добивать поверженного.

Один в поле воин

Народом создана не одна былина. Как боролся русский богатырь-одиночка, повествуется в таких сказаниях, как «Вольга Всеславьевич», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и др.

Они до известной степени однотипны. Но повторяемость и узнаваемость, предчувствие победы наших достаточно часто встречаются в былинах.

Конечно, слушатель ждет того, что вопреки всем испытаниям герой выйдет из них целым и невредимым.

Этим и заканчивается почти каждая былина. Как боролся русский богатырьАлеша Попович с коварным, злобным Змеевичем? Здесь главную роль сыграла не сила, а смекалка богатыря. «Не могу я его силой взять, возьму хитростью», — решает Алеша и после перипетий одолевает врага и остается в Киеве в дружине князя.

Восприятие былин в разные времена

Современному человеку сложно включиться в неспешное повествование, в многословное описание русского быта и природы. Однако средневековые люди жили в совершенно иных темпах. Для них обстоятельность, описательность, полное развитие темы были необходимыми. Народу требовалось постоянное подтверждение доброты, доверчивости, мощи своих героев и лукавства и коварства врага.

Под напевы сказителей русские былины о богатырях утверждали в народе неизбежность справедливости. Для слушателей все это было знакомо с детства, все было родным, узнаваемым. Не было, выражаясь научно, приращения информации. Не было новизны, что свойственно для человека наших дней. Войдите в мир фольклора, и многое будет непривычно, кроме, может быть, имен, да и то не всех.

Защитники и освободители — это сказочные герои и русские богатыри. Былины и сказки появились из веры в чудо, которого в реальности не было. Разница состоит в том, что в былине это героическое деяние — на благо многих. А в сказке происходят события, которые касаются непосредственно только героя. Сказка развлекала, давала передышку от труда. А в былину верили.

Добрыня Никитич поборол змея, освободил не только девицу-красавицу, но главное — русских людей. Ну, должен же кто-то позаботиться о православных? Бояре-то русские недобры. А Добрыня совершает подвиг не для себя лично, а во имя родной русской земли. Он по натуре дипломат, бьется редко. Но побеждает умом и находчивостью.

Это тоже важно народу – мирное улаживание конфликтов.

В заключение надо подчеркнуть, что вся добродушная и миролюбивая натура русского человека – это наши русские былины о богатырях. Это глубоко мирный эпос, который редок на фоне всемирной культуры.

Источник: https://www.syl.ru/article/179145/new_russkie-byilinyi-o-bogatyiryah—samyiy-mirnyiy-epos

Русские былины — герои и персонажи

Русские былины - герои и персонажи

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Илья Муромец (русский богатырь)

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе.

Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года.

Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Подробнее >>

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Подробнее >>

Алёша Попович (русский богатырь)

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Подробнее >>

Садко (новгородский богатырь)

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Подробнее >>

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Подробнее >>

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Подробнее >>

Вольга Святославич (русский богатырь)

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Подробнее >>

Никита Кожемяка (киевский богатырь)

Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Подробнее >>

Ставр Годинович (черниговский боярин)

Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.

Подробнее >>

Соловей разбойник (антигерой)

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Подробнее >>

Змей Горыныч (змей-дракон)

Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».

Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.

Подробнее >>

Идолище Поганое (злодей)

Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.

В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.

Подробнее >>

Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

Русские Богатыри. Былины и сказки (аудиокнига)

Лет сто назад и даже позднее московская и петербургская публика могла слушать подлинное исполнение былин (как их ещё называли — старин, старинок).

В концертных залах перед студентами, учёными, художниками и прочими образованными людьми выступали знаменитые народные сказители Иван Трофимович Рябинин, Пётр Иванович Рябинин-Андреев, Ирина Андреевна Федосова, Марья Дмитриевна Кривополенова.

 Однако долгое чтение целых былин и былинных циклов младшим читателям, скорее всего, покажется делом непосильным. Тогда, по желанию, можно обратиться к переложениям.

Традиция литературной обработки былин для детей восходит к тому времени, когда пишущие и читающие взрослые сами только что заинтересовались устной народной поэзией, то есть к середине XIX века. Сегодня в детских и школьных библиотеках можно найти несколько старых и несколько новых прозаических пересказов.

Показательна история книги «Русские богатыри: Былины и героические сказки в пересказе для детей И.В.Карнауховой».

Впервые книга вышла в 1949 году и с тех пор неоднократно — заслуженно — переиздавалась.

Детская писательница Ирина Валерьяновна Карнаухова — ровесница ХХ века. Родилась в Киеве, в восемнадцать лет заведовала библиотекой, в двадцать пять поехала в фольклорную экспедицию, собирала сказки в Заонежье, на Пинеге, Печоре, в Поморье, в тридцать пять стала Бабушкой Ариной — сказочницей на Ленинградском радио.

Бабушку Арину полюбили, приглашали на детские праздники. Она приходила в архангельском сарафане до пят, шитом серебряной тесьмой, и в платочке, повязанном «венчиком», говорила:

У Ирины Валерьяновны открылся талант. Она написала книги «Сказки и предания Северного края», «Сказки бабушки Арины», написала пьесу «Старинка стародавняя про могучего русского богатыря Илью Муромца».

В книге «Русские богатыри» И.В.

Карнаухова пересказала былины про Вольгу Всеславьевича, Микулу Селяниновича, Святогора, Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алёшу Поповича, Василису Микулишну, Соловья Будимировича, Садка Новгородского, Михайла Казарянина, Данилу Игнатьевича, князя Романа. В «Краткой литературной энциклопедии» справедливо сказано, что произведения И.В.Карнауховой «отмечены художественным вкусом».

Здесь мы представляем вам аудио версию этой замечательной книги.

Русские Богатыри. Былины и сказки

Былины и героические сказки в пересказе для детей И. В. Карнауховой. Читают: заслуженная артистка России Наталия Минаева, Алексей Ковалёв, Иван Калинин

Источник: http://www.gusli.su/russkie_bogatyri_audioknigi/

Былины о русских богатырях. Новгородские былины

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И. П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в забвение.

Былины, по замечанию В.П. Аникина, это «героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточно-славянскую эпоху и развившиеся в условиях Древней Руси…».1

Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа.

Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом.

Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.2

О высоком эмоциональном воздействии былин на слушателей вспоминал известный фольклорист П.Н. Рыбников. Впервые он услышал живое исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул…

«Меня разбудили, – вспоминал он, – странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал.

Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением.

Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления.

Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением на лице.

Присев на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певец и начал петь другую песню; тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом госте.

Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Мой новый знакомец, Леонтий Богданович из деревни Середки Кижской волости, пообещал мне сказать много былин.

Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда такого свежего впечатления».2

Об исполнении былин и об отношении крестьян к их содержанию свидетельствует этнограф В.Н. Харузина:

«День был воскресный и народу в деревне много. Горница быстро наполнилась народом […]. Сели на лавках, на кровати, жались в дверях. Вошел Утка [сказитель Никифор Прохоров], невысокого роста старик, коренастый и плечистый.

Седые волосы, короткие и курчавые, обрамляли высокий красивый лоб, редкая бородка клинушком заканчивала морщинистое лицо, с добродушными, немного лукавыми губами и большими голубыми глазами. Во всем лице было что-то простодушное, детски беспомощное […].

Утка далеко откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвел взглядом присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось; исчезло все лукавое, детское и наивное.

Что-то вдохновенное выступило на нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки; румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка нервно подергивалась шея.

Он жил со своими любимцами-богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем былины и все присутствующие.

По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они.

Утка кончил и торжествующим взглядом окинул все собрание. С секунду длилось молчание, потом со всех сторон поднялся говор.

– Ай да старик, как поет… Ну уж потешил […]

– Пожалуй, и сказка все это, – нерешительно проговорил один мужик. На него набросились все.

– Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было.

– Мне вот что думается: кому же это под силу – вишь ведь как он его.

– На то и богатырь – ты что думаешь?.. Не то что мы с тобой – богатырь!.. Ему что? Нам невозможно, а ему легко, – разъясняли со всех сторон».3

Герои былин. Русские богатыри.

Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних.

Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией.

Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Подциклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные.

Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил.

В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями.

Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах.

Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация.

Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.7

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк.

Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста.

Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:

«Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита.

А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются.

Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа».8

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города.

События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах.

Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко».

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой.

В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств.

Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин.

В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы.

Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В.

Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие.

Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи».

Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».9

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В. Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз Новгороду».

Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью.

Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Источник: https://cyberpedia.su/4x77eb.html

65-school.ru

богатырь-великан. Герои русских былин :: SYL.ru

У каждого народа существуют былины, сказания, мифы или легенды, уходящие своими корнями в незапамятные времена. И в них обязательно есть самый сильный герой. Имеется такой и у нас – Святогор-богатырь. Это сказочный герой всех славян, но русины считают себя его прямыми потомками, а Святые горы в их представлении – это самый высокий пик Карпат. Там, как они считают, до сих пор живет сказочный великан, который стоит на страже порядка во всем славянском мире.

«Средь лесов и диких гор жил когда-то Святогор…»

Святогор-богатырь – один из самых древних былинных героев, и сказания о нем не принадлежат ни киевскому, ни новгородскому циклам, хотя его пути пересекаются и с Ильей Муромцем, и с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, героем новгородских легенд. О сказочном силаче-великане существует много сказаний, основных сюжетов не меньше семи. Сведения, изложенные в них, часто разнятся, но неизменными всегда остаются размеры героя и его необычайная сила. Основными историями, связанными со Святогором, является случай с переметной сумой, которую он не может сдвинуть с места, и трагическая смерть великана: по одной из версий, он, пытаясь хотя бы приподнять все ту же котомку, уходит в сырую землю, по другой – замуровывает себя в каменном гробу заживо. Почти везде указывается тот факт, что из-за чрезмерного веса его не выдерживала «мать Сыра Земля», поэтому он не покидал Святых гор, где обитал и в честь которых был назван.

Множество вариантов

В других былинах указывается иная причина его неподвижности – он стоял на страже между Явью и Навью и не мог покинуть пост. Тем не менее, однажды Святогор-богатырь решился оставить охраняемую им границу между Светом и Тьмой. Отправился он прямо на небеса, выстроив лестницу прямо к божественному престолу. Эта легенда объясняет необычайную силу героя. Всевышний не рассердился на Святогора за дерзость, а наоборот, предложил ему выбрать желание, которое будет осуществлено. Великан попросил силы и мудрости, он не знал, что боги ничего не делают без умысла. Богатырь действительно стал сильнее всех, но не смог поднять крышку каменного гроба, в котором и был погребен заживо. Часто былины накладываются одна на другую и невозможно понять, сколько, например, жен было у Святогора, почему он «божественный» (правда, дохристианский). Потому ли, что сын божества (где-то отцом указан Род, где-то - Вий), или потому, что побывал на небесах?

Аналогии из былин других народов

По одной из легенд, на страже он стоял у столба, подпирающего небо, и в этом случае Святогор-богатырь напоминает греческого Атланта. Вообще необходимо отметить, что с некоторыми национальными героями наш былинный великан похож, как брат-близнец. Особенно много общего у него с финским богатырем по имени Калеви-поэга. Оба они живут в скалистых горах, оба вброд моря переходят, леса для них - что трава. У обоих мечи, с которыми не может справиться никто, кроме них. И одного, и другого на картинках, иллюстрирующих былины, часто изображают лежащими: они очень любили поспать. И Святогор, и Калеви-поэга, обладая исполинской силой, в определенный момент не могут справиться с легкой задачей: первый - поднять с земли небольшую сумку, подброшенную Микулой Селяниновичем, второй – открыть деревянную дверь в подземном царстве. В жизни обоих фигурирует кузнец, и оба они находятся под властью рока. Очень много общего у Святогора с легендарным великаном-силачом Самсоном. В этом случае интересным является тот момент, что у еврейского и славянского героев жены были предательницами.

Никакой конкретики

У Святогора непорядочной женщиной была та жена, которая соблазняла Илью Муромца, за что и была убита мужем. По одним сказаниям, богатырь-гора носил ее в хрустальном ларце за спиной. По другой легенде, женой героя-великана была красавица, на которую указала ему древнеславянская богиня судьбы Макошь. Эту женщину Святогор убил в начале отношений. И тут сведения разнятся. По одной из версий, по указанному богиней адресу находилась ужасная змея, по другой – девушка, покрытая отвратительными язвами и струпьями. Понять героя можно. Он наносит удар мечом в грудь и уходит, а суженая оживает и превращается в красавицу. И опять сведения о том, как влюбленные соединились, разнятся.

Вполне определенные параметры

Каждый момент жизни древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. А как не совпадают сведения о Святых горах! Выше назывались Карпаты. Кроме них упоминаются Урал, Алтай, и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений. Несомненно, как отмечалось, лишь то, что это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей, в ширину - 6. Что у него был сказочный меч и что он был славянином. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.

Не совсем былина

«Святогор-богатырь» - былина, повествующая об одиночестве великана, о том, как он тяготился своей силой, как мечтал хотя бы часть ее передать кому-то. Рассказывается в ней и о встрече с Микулой Селяниновичем, о неподъемной сумке, в которой была заключена вся тяга земли, о пророчестве кузнеца и о встрече Святогора с будущей женой. Это не совсем былина, это стихи-сказка, принадлежащая перу Л. Н. Толстого и входящая в цикл «Сказки для детей». В ней гениальный писатель в доступной для детей форме пересказал славянские сказания об одном из первых былинных героев. Хотя и героем его назвать трудно, потому что он не совершал подвигов, как, например, Илья Муромец. Образ его в чем-то очень трагичен: Святогор одинок и тяготится невостребованной силой, хотел небо поменять местами с землей, в результате неразумной похвальбы получил неподъемную сумку.

Реальные подтверждения

Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X века. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см при норме в 15. По всему видно, что «силен и могуч богатырь Святогор». Этими словами начинается русская народная сказка «Святогор», которая полностью перекликается со сказкой в стихах Льва Николаевича. В них описаны одни и те же события.

Преемственность поколений

Почти во всех былинах отмечается факт передачи великаном перед смертью части своей огромной силы Илье Муромцу. Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, вдохнул мощь в богатыря из Мурома. И это очень символично. Сам Святогор не охранял рубежи отечества от недругов, не совершал подвигов во славу родины, зато передал часть своей исполинской силы известному поборнику за величие Руси – Илье Муромцу, и таким образом стал как бы хранителем славянского рода. Из древних русских великанов-силачей самым популярным, пожалуй, является именно богатырь Святогор. Фото великана, точнее художественные изображения, которых очень много (воспроизведены почти все ключевые моменты его жизни – Святогор с сумой, богатырь, убивающий страшную змею, и т. д.), прилагаются. Он относится к старшим богатырям. И если о Вольге Святославовиче еще хоть что-то известно, то о Сухане, Полкане и Колыване знают лишь специалисты.

Популяризация русских былин

Чуть больше известно о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче, который и подбросил переметную суму Святогору. Русские былины имели напевную форму, но о нашем великане таких почти не сохранилось. Поэтому, отвечая на вопрос, какова форма былины «Святогор-богатырь», можно констатировать, что это былина в прозе, являющаяся более поздним явлением в русских сказаниях. Герои отечественных былин не так многочисленны, как, скажем, древнегреческие. Известных совсем немного – Святогор и Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Сейчас они стали особенно популярными благодаря серии прекрасных отечественных мультипликационных фильмов.

www.syl.ru

Русские былины. Былины о русских богатырях — Сказки. Рассказы. Стихи.

Собрание былин о русских богатырях. Полный список. 

Былины об Алеше Поповиче

 

Алёша Попович и Тугарин ЗмеевичАлеша Попович и сестра братьев ПетровичейАлеша Попович едет в Киев

 

Былины о Добрыне Никитиче

 

Добрыня Никитич и Змей ГорынычДобрыня Никитич и Алеша Попович Добрыня и змейДобрыня и Василий КазимировичДобрыня и Дунай сватают невесту князю ВладимируЖенитьба ДобрыниПоединок Добрыни с ДунаемДобрыня и Маринка

 

Былины об Илье Муромце

 

Илья Муромец и Соловей Разбойник Илья Муромец и Калин-царь Исцеление Ильи МуромцаИлья Муромец и CвятогорИлья Муромец в ссоре с князем ВладимиромИлья Муромец и голи кабацкиеИлья Муромец и Идолище в КиевеИлья Муромец и Идолище в Царе-градеБой Ильи Муромца с сыномТри поездки Ильи Муромца

 

Былины о русских богатырях

 

Богатыри на Соколе-кораблеСадкоВавила и скоморохиИван — гостиный сынВольга и Микула СеляниновичСтавр ГодиновичБой Василия Буслаева с новгородцамиБулат ЕремеевичБутман КолыбановичВасилий БуслаевВасилий Игнатьевич и БатыгаВолх ВсеславьевичГлеб ВолодьевичДанило ЛовчанинДюк Степанович и Чурило ПленковичИван ГодиновичИдолище сватает племянницу князя ВладимираКалика-богатырьКнязь Роман и братья ЛивикиКнязь Роман и Марья ЮрьевнаКоролевичи из КряковаМамаево побоищеМихайло ДаниловичМихайло КазаренинМихайло ПотыкРахта РагнозерскийСадков корабль стал на мореСвятогор и тяга земнаяСмерть Василия БуслаеваСоловей БудимировичСорок каликСухмантийХотен БлудовичЦарь Саул Леванидович и его сынЦарь Соломан и Василий ОкуловичЧурило и КатеринаЧурило Пленкович у князя Владимира

 Что такое былина.Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

 Классификация.По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

 Былины и историческая действительность.Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].

 Собирательство.На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.

 ————————————————————————————-[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.[3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.

 

Читать все русские былины. Содержание.Перейти в раздел «Русские народные сказки»  

skazkibasni.com

Илья Муромец — сообщение о русском богатыре

В веках осталась память о великих героях Древней Руси. Один из них — богатырь Илья Муромец. Мой доклад посвящен этому удивительному герою.

Былины про богатыря

Про богатырей в Древней Руси слагались легенды и былины. Былины — это героические песни, которые старички-сказители исполняли, наигрывая на гуслях. Это такой старинный струнный инструмент.

Про Илью Муромца есть много былин, и у каждой ещё несколько десятков вариантов. Эти произведения были очень популярны в древности. Особенно на Русском Севере, где сохранилось больше всего произведений, посвященных Илье Муромцу и его службе князю Владимиру. В южных областях Илья Муромец часто изображался казаком и никому не служил. Но неизменным оставались огромная сила Ильи и его роль защитника Русской земли от захватчиков.

Былинный русский богатырь.

Чудесное исцеление и первые подвиги Ильи

Былины рассказывают, что 33 года Илья не мог вставать: его ноги были парализованы. Но однажды в дом пришли странники. Они так просили больного принести им воды, что Илья не выдержал и попытался встать. Ему это удалось, он принес воды, но странники велели ему пить самому. Он выпил воды, исцелился и приобрел огромную силу. Странники рассказали Илье, где найти богатырского коня и доспехи и отправили Илью к князю Владимиру. По дороге русский богатырь совершил подвиг, защитив город Чернигов от кочевников.

Победа над Соловьем-разбойником

Черниговцы пожаловались Илье на Соловья-разбойника, и богатырь победил и взял преступника в плен. Учёные считают, что это был или руководитель настоящей разбойничьей шайки, или командир отряда кочевников. Илья выстрелил, ранил Соловья и отвёз к князю. Владимир велел разбойнику свистнуть. От этого свиста все сильно напугались, а несколько человек погибли. Илья казнил Соловья, чтобы больше он не мог причинить зла.

Идолище поганое

Затем Илья одолел Идолище поганое, которое захватило Киев. Богатырь совершил этот подвиг, переодевшись нищим странником, чтобы проникнуть во дворец, уже захваченный врагом. Он легко победил Идолище, схватив его одной рукой. Затем герой вышел во двор и перебил всех врагов клюкой, то есть костылем странника.

Калин-царь

Илья Муромец — один из самых любимых в народе богатырей, ведь он был из крестьян. Его более всех уважали и почитали. Даже на картине В.М.Васнецова «Три богатыря» могучий герой изображен в центре как самый сильный. А вот князь не любил Илью. Однажды он три года держал богатыря в темнице, желая уморить голодом. Но дочь князя тайком носила Илье поесть. И когда на Киев напал Калин-царь, князь раскаялся в том, что уморил богатыря, а дочка призналась, что кормила героя и он жив. Илью выпустили, и он, не тая злобы перед лицом общей опасности, отправился на бой. Но другие богатыри, тоже обиженные князем, не захотели воевать за Владимира. Перебив почти всех врагов, Илья все же попал в плен. Но на помощь ему приходят другие богатыри, и вместе они побеждают врага.

Кинематографический Илья Муромец.

Чужой богатырь

Прославился Илья и победой над каким-то чужим богатырем, равным ему по силе. Три дня и три ночи бились они, и только в конце Илья все же победил и расшиб врага об землю.

Преподобный Илья

Удивительно, но у Ильи Муромца был прототип — монах Киево-Печерской Лавры. Исследовав его мощи, ученые пришли к выводу, что он и в самом деле долго страдал тяжелой болезнью позвоночника и не мог ходить. Но потом он выздоровел и стал богатырем. Около 40 лет — это тогда считалось уже старостью — он ушёл в монастырь и умер примерно в 45 лет. Монах Илья Муромец считается святым.

Настоящий Илья тоже был знаменит своей огромной физической силой, богатырским сложением и воинскими победами. Но князю Владимиру он не мог служить, потому что жил на 200 лет позже.

Илья Муромец — это и герой былин, и реальный герой Древней Руси.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Вы можете оставить комментарий к докладу.

www.doklad-na-temu.ru

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей

Перейти к былинам

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста?рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям всех других народов. Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по несколько вариантов, более или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются ещё единством изложения: они проникнуты элементом чудесного, чувством свободы и духом общины. Независимый дух былевого русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохранённой вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не захваченными крепостным правом. Дух общины, воплощённый в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа. Первые былины были сложены, вероятно, еще до Крещения Руси и носили черты очень древнего языческого эпоса, хотя в последующем в достаточной мере "христианизировались". Они отличаются от более поздних былин слабым развитием исторического, достоверного содержания и хронологической неопределенностью времени действия. Из героев былин к дохристианскому циклу принадлежат Святогор, Микита Селянинович, Волъга. Многие их мотивы относятся к так называемым "бродячим сюжетам", коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы. Порой языческое влияние чувствуется и в былинах более позднего происхождения, а точнее говоря, там, где в дохристианские сюжеты народная фантазия внесла действия своих любимых героев позднего времени.

Русская Земля

О, светло светлая, И украсно украшенная, Земля Русская! И многими красотами Удивлена еси: Озеры многими Удивлена еси, Реками и кладязьми Месточестными, Горами крутыми, Холмы высокими, Дубравами частыми, Польми дивными, Зверьми различными, Птицами бесчисленными, Городы великими, Селы дивными, Винограды обительными, Домы церковными И князьями грозными. Бояры честными, Вельможами многими! Всего еси исполнена Земля Русская!

sokrnarmira.ru

Русские былины о богатырях - самый мирный эпос :: SYL.ru

Если спросить современного человека о том, как он представляет былину или сказку, то с большой долей вероятности можно услышать простой ответ. Былины, сказки – это книга, в которой написано что-то про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Ну, кое-кто еще вспомнит Ивана Царевича, Василису Прекрасную, Садко.

Что такое былина

Былины и сказки – это не книжный текст, а, прежде всего, явление устное. Более того, былина – музыкальное произведение. Она поется. И древний человек в этой культуре существовал от рождения до смерти. Он верил в те события, о которых повествуют русские былины о богатырях и сказки. Он их хорошо знал, но с удовольствием многократно слушал, активно сопереживал.

Не так сейчас. У нас нет той фантазии, того воображения, той детской веры в условные события былин и сказок. Возродить эту веру, наверное, уже нельзя. Можно только попытаться понять, чем были так притягательны эти сказания для человека вплоть до конца XIX века, когда вера в них стала постепенно отмирать.

Герой былин

Исполинов русских былин нельзя считать полностью людьми. Настолько они могучие и огромные. Их деяния, их поединки несовместимы с человеческими возможностями. И сами они очень необычны. Что относится к характеристикам Ильи Муромца? Он – крестьянин. Это уже странно. Воины на Руси – целое сословие с особой психологией и навыками боя. Они яростно бьются, и гибель в бою для них - норма. Крестьянин же из боевых орудий владеет только вилами. И смерти в бою он не ищет и не ждет, как это делает профессионал. Это первое несоответствие. Илья стар - это тоже странность. В те поры люди долго не жили, даже князья умирали в возрасте примерно сорока лет. Что уж говорить о простых людях. Вот и в этом несоответствие. Внимание на это не обращается, так как испытываются теплота и гордость за героя. Он совершает подвиги для защиты земли русской. Ох, как люди нуждались в вере, что придет кто-то и защитит их от напастей, от набегов татар, разбойников, подарит волю и свободу. И что интересно, былины о русских богатырях практически никогда не дают картин нападений наших богатырей на кого-либо. Они - герои мирные, только защитники, могучие и справедливые. Этот момент полностью отражает психологию русского народа – не задираться, не лезть в драку, жить со всеми в мире и согласии, но и дать отпор, когда придет время. Как это случилось во время Куликовской битвы, когда собралось народное ополчение для защиты Родины и веры. Как это происходило и веками позже, когда вся страна в едином порыве вставала на защиту Отечества.

Широта души народа

Былину «На заставе богатырской» можно отнести к циклу «Русские былины о богатырях». Стоят наши воины и охраняют земли от ворогов. Но донеслась весть о том, что идет к нам враг. Алешу, как самого молодого, не послали, отправился Добрыня - не выпала ему удача. Тогда Илья, старый, сам поехал. Бьется с врагом дни и ночи. Иссякают силы Ильи, упал он наземь. Враг насел на него, взялся за нож и насмехается.

А Илья лежит и впитывает силушку русской земли. В бою смерть ему не писана. Сбросил он поганого. Но благородство и широта души Ильи сказались в том, что отпустил врага на четыре стороны, не стал Илья рубить ему голову. Это глубинное мироощущение. Русский герой жалостлив, склонен помиловать, а не добивать поверженного.

Один в поле воин

Народом создана не одна былина. Как боролся русский богатырь-одиночка, повествуется в таких сказаниях, как «Вольга Всеславьевич», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и др. Они до известной степени однотипны. Но повторяемость и узнаваемость, предчувствие победы наших достаточно часто встречаются в былинах. Конечно, слушатель ждет того, что вопреки всем испытаниям герой выйдет из них целым и невредимым.

Этим и заканчивается почти каждая былина. Как боролся русский богатырь Алеша Попович с коварным, злобным Змеевичем? Здесь главную роль сыграла не сила, а смекалка богатыря. «Не могу я его силой взять, возьму хитростью», - решает Алеша и после перипетий одолевает врага и остается в Киеве в дружине князя.

Восприятие былин в разные времена

Современному человеку сложно включиться в неспешное повествование, в многословное описание русского быта и природы. Однако средневековые люди жили в совершенно иных темпах. Для них обстоятельность, описательность, полное развитие темы были необходимыми. Народу требовалось постоянное подтверждение доброты, доверчивости, мощи своих героев и лукавства и коварства врага.

Под напевы сказителей русские былины о богатырях утверждали в народе неизбежность справедливости. Для слушателей все это было знакомо с детства, все было родным, узнаваемым. Не было, выражаясь научно, приращения информации. Не было новизны, что свойственно для человека наших дней. Войдите в мир фольклора, и многое будет непривычно, кроме, может быть, имен, да и то не всех.

Защитники и освободители - это сказочные герои и русские богатыри. Былины и сказки появились из веры в чудо, которого в реальности не было. Разница состоит в том, что в былине это героическое деяние - на благо многих. А в сказке происходят события, которые касаются непосредственно только героя. Сказка развлекала, давала передышку от труда. А в былину верили. Добрыня Никитич поборол змея, освободил не только девицу-красавицу, но главное - русских людей. Ну, должен же кто-то позаботиться о православных? Бояре-то русские недобры. А Добрыня совершает подвиг не для себя лично, а во имя родной русской земли. Он по натуре дипломат, бьется редко. Но побеждает умом и находчивостью. Это тоже важно народу – мирное улаживание конфликтов.

В заключение надо подчеркнуть, что вся добродушная и миролюбивая натура русского человека – это наши русские былины о богатырях. Это глубоко мирный эпос, который редок на фоне всемирной культуры.

www.syl.ru