Бог дождя, ветра, грома у славян. Бог ветра в древней руси


Ветер. Поверья наших предков — Славянская культура

Ветер. Поверья наших предков

Обожествляя природу, люди в старину считали, что ветры – существа живые и наделенные большой силой, их называли господами. Согласно славянской мифологии, четыре ветра, Восточный, Полуденный, Западный и Полуночный, являются сыновьями старухи – ветровой матери.  

А богом ветров был Стрибог, имя которого означало «старший», «дядя по отцу». А был еще дух Ветровой (он же Ветер, Ветреник, Ветростная сила, Ветряный, Ветряный муж).

У славян были и другие «ветровые» боги. Например, Догода олицетворял тихое приятное дуновение воздуха и был связан с ясной погодой. Он изображался в виде румяного юноши с русыми кудрями. Правда, он не ладил со своим братом Позвиздом, отвечавшего за бури и непогоду. С бороды последнего текли дожди, дыхание вызывало туманы. Когда суровый Позвизд встряхивал головой, на землю сыпался град.

О весеннем ветре говорили, что он приносит семена дождя из страны нескончаемого лета и разбивает почки деревьев. Зимние вьюги, по убеждению наших предков, случаются оттого, что нечистые духи на бегу дуют в кулак. Встречник – вихрь, который мчался по дороге, считали олицетворением свадьбы черта с ведьмой. В древних сказаниях упоминаются и ветер, который сидит на цепи на краю неба, и двенадцать вихорей, прикованных к скале в далеком океане, если кому-то из них удается освободиться, начинается буря.

По другой версии, они закованы в пещере неким персонажем, которого звали «свято с кочергой». В православной традиции это Прокопий, Устюжский чудотворец, блаженный, который изображался с тремя кочергами в руках. В разных местностях имелись, конечно же, свои особенности в представлении ветров. Так, в астраханских краях северо-западный называли «дедом в изорванной шапке».

У ветров просили помощи, например, отправляясь в плавание. В этом случае следовало непременно озаботиться обеспечением благоприятного ветра. Добиться этого, как полагали, можно было несколькими способами. В северных краях существовало поверье, что повелевать ветрами по силам финнам и лапландцам. Их приглашали на корабль, чтобы совершить обряд, который так и назывался – покупка ветра. 

Он заключался в проведении специального молебна, по окончании которого на веревочке или лоскутке ткани, припасенных вершителем ритуала, завязывали три узелка. – Это действо будто бы позволяло управлять ветрами в пути: развязывание первого узла призывало легкий, второго – сильный, третьего – ураганный.

У поморов был и еще более диковинный способ. Сначала надо было днем помолиться придорожным крестам, потом ночью всем селением выйти на берег реки и вымыть в ней котлы, затем ударить поленом по флюгарке (это поворотная железная насадка на дымовую трубу, направляющая дым по ветру, для улучшения тяги) и наконец… по памяти насчитать двадцать семь плешивых людей из числа знакомых.

По старинному преданию, Северный ветер однажды разметал урожай хлеба у одного бедного человека, и тот отправился к Отцу ветров с жалобой. Отец ветров сидел на высокой горе в образе старика в красной шапке и, выслушав посетителя призвал подопечного, чтобы тот одарил бедняка ценностями. 

К ветрам и за советом обращались: «Спроси у ветра, не будет ли ответа?». Если долго дуло холодом, полагалось молиться тихому ангелу, чтобы он задул южный ветер. И даже в любовных делах обращались за подмогой к нему. Например, существовал заговор «на семь буйных ветров», к которым обращались, чтобы они навеяли любовь в сердце девушки, которая не отвечает парню взаимностью.

Во многих народных сказках именно ветер оказывает помощь герою, которую он не получает ни от месяца, ни от солнца. И у А.С.Пушкина читаем: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…» В общем, как правило, большим почетом пользовался ветер у наших предков. Но хорошо бы все-таки обходиться как-нибудь без ураганов, да?

Валентина Пономарева 

Похожие статьи:

Фольклористика → Глубинная Книга

Боги, духи и существа → Заповеди Богов

Боги, духи и существа → Заповеди Родных Богов Наше.

История → Славяне

Альтернативная история → Ведическое очищение

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Славянские боги — Славянская культура

Славянские боги

Все славянские боги, входившие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги славян: Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл – бог смерти, образ священного небесного огня, Велес - черный бог, владыка мертвых, мудрости и магии, Стрибог - бог ветра. 

лавяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. Так, за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственен свой бог (Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог), особо почитаемый на протяжении всего сезона. Так бог Хорс почитался в период между зимним солнцестоянием и весенним (с 22 декабря по 21 марта). Ярило почитался между весенним солнцестоянием и летним (с 21 марта по 22 июня). Дажьбог почитался в период между летним солнцестоянием и осенним (с 22 июня по 23 сентября). Бог Сварог почитался между осенним солнцестоянием и и зимним (с 23 сентября по 22 декабря).

Сварог

Сварог - бог огня. Один из главных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на санскрите — небо, небесный свод, «var» — огонь, жар. Отсюда идут и все славянские производные — варить, сварганить, верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» — у индоевропейцев мать-прародительница). В уже более позднее время Сварог переменил свой пол. По аналогии с греческим Зевсом он стал родителем для множества богов-сыновей, Сварожичей, имеющих огненную природу: Перун (?), Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл.

У славян практически все небесные боги имеют в своей основе огонь. Благодаря трудам Сварога люди научились владеть огнем, обрабатывать металл, создали по «образу и подобию» небесных — плуг, клещи и колесницу, и именно Сварог дал им законы и знание. Затем он отошел от дел и передал бразды правления сыновьям. Юные боги Хорс, Даждьбог, Ярило — тоже огненные или солнечные.

По свидетельству Дитмара (умер в 1018), языческие славяне чтили Сварога более других богов; некоторые признавали его за одно существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн. В мифах белых народов бог молотом кует - творит мир, высекая молнии и искры, у всех он имеет то или иное отношение к огню.

Культ Сварога наиболее активно использовался в языческой практике трупосожжения. У балтийских славян Сварожич (иначе называвшийся Радгостом) почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копья, а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря. У чехов, словаков и украинцев со Сварогом можно связать огненного духа Рарога.

Сварог - старое солнце, едущее в колеснице, холодное и темное. Природа по-стариковски молчит, одеваясь в белые снежные одежды. Люди в домах утепляют окна, жгут лучины и едят то, что вырастили летом, поют песни, рассказывают сказки, шьют одежду, чинят обувь, делают игрушки, топят печи. И ждут рождения Хорса, готовя наряды для колядования.

Хорс

Хорс – бог солнца. Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный - все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнем, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ солнца, описанный иносказательно.

Начало нового года славяне отмечали 22 декабря - в день зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день рождается маленькое ярое солнце в образе мальчика - Хорса. Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как упоминается в 'Слове о полку Игореве') растет, и солнце крепнет.

Наши предки встречали солнцестояние колядками, носили на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) - солнце, надевали на себя личины тотемных зверей, которые связывались в сознании людей с образами древних богов: медведь - Велес, корова - Макошь, козел - веселая и одновременно злая ипостась Велеса, конь - солнце, лебедь - Лада, утка - Рожаница (прародительница мира), петух - символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.

На горе жгли колесо, обвязанное соломой, как бы помогая солнышку светить, потом начинались катания на санках, коньках, лыжах, игра в снежки, кулачки и бои стенка на стенку, песни, пляски, состязания, игрища. Люди ходили друг к другу в гости, каждый старался получше угостить пришедших, чтоб в новом году было в доме изобилие.

Суровая северная Русь любила молодецкие потехи. Вынужденные жить и работать в тяжелых условиях, наши пращуры вплоть до ХХ века слыли народом веселым и гостеприимным, умевшим отдыхать. Хорс - мужское божество, воплощающее стремление мальчиков и взрослых мужей к знанию, духовному росту, самосовершенствованию, к преодолению встречающихся в жизни трудностей и нахождению верных решений.

Ярило

Ярило - бог зачатия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Ярила знаменовал торжество плодотворящей любви, он одними исследователями относится к потомкам Сварога, а другими — к потомкам Велеса. Вполне вероятно, что в этом нет нестыковки. Если учесть, что некогда Сварог был богиней (Велес никогда пола не менял), то Ярило — дитя обоих родителей. В сознании деревенских жителей даже в XIX веке Ярила представлялся молодым красивым женихом, принимающем участие во всевозможных праздниках весны и ищущим себе красавицу невесту. Ярила давал хороший урожай, здоровое потомство, он изгонял зиму и холода. Само имя Ярила происходит от слова «ярый» — сильный, мощный. Недаром в западных землях у него было другое имя — Яровит.

Между тем, корень «яр» присутствует в таких чисто женских сочетаниях: яровая корова — ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые хлеба. А вот в чисто женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра (весна). Ярило — сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой.

Ярило, ярость, яровые, Яр (у северян в древности означало 'село'), т.к. раньше жили в избах с очагом; яркость, - эти слова объединены понятием усиления яркости, света. Действительно, после приходи весны идет быстрое прибавление дня и усиление тепла. Все оживает, растет, тянется к солнцу. Природа воскресает в образе прекрасной Лады. Ярило, растопляя снега, живит матушку – землю талой водой. Ярило - солнце в образе молодого, полного сил жениха скачет на коне к своей Ладе. Спешит создать семью и народить детей (урожай, детенышей зверей, птиц, рыб и т.д.).

К летнему солнцестоянию Ярило набирает полную силу. Он живет в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К 22 июня Ярило превращается в Белбога, день самый длинный, природа обласкана им и любит его. Состояние Ярилы - состояние всех молодых парней. В четвертый месяц года (ныне апрель) русичи начинали самые важные для всего славянского рода сельскохозяйственные работы.

Даждьбог

Даждьбог – бог плодородия, олицетворял силу и яркость светила, его тепловые характеристики, животворящее тепло и даже правила мироздания. От Даждьбога (дающий бог) ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ. Символами Даждьбога служили серебро и золото — светлые, пылающие металлы.

Даждьбог, дать, дождь - слова однокоренные, имеющие значение 'делиться, раздавать'. Даждьбог посылал людям не только дождь, но и солнце, напитывающее землю светом и теплом. Даждьбог – это осеннее небо с облаками, дождями, грозами, а подчас и градом. 22 сентября - осеннее равноденствие, праздник Рода и Рожаниц, день Даждьбога и Макоши.

Весь урожай снят, ведутся последние сборы в садах и огородах. Все жители деревни или города выходят на природу, зажигают огонь, вкатывают на гору горящее колесо - солнце, водят хороводы с песнями, играют в предсвадебные и ритуальные игры. Потом выносят на главную улицу столы, ставят на них лучшую еду и начинают общий родовой пир. Соседи и родичи пробуют пищу, свою приготовленную другими, хвалят, все вместе славят Солнце, землю и Русь - матушку.

Даждьбожьи (солнечные) внуки - так называли себя Русичи. Символические знаки солнца (солнечные розетки, солнцевороты) у наших предков присутствовали везде - на одежде, посуде, в украшении домов. Всякий русский мужчина обязан создать большую семью - род, накормить, вырастить, воспитать детей и стать Даждьбогом. В этом - его долг, слав, правда. За каждым из нас стоят бесчисленные предки - наши корни, и каждый должен дать жизнь ветвям - потомкам.

Велес

Велес - хозяин Дикой Природы. Водчий на всех Дорогах. Господин Путей, покровитель всех путешественников. Хозяин Нави, властитель непознанного, черный бог. Посмертный судья и прижизненный испытатель, могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов. Податель богатств. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам. Бог удачи.

Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог. Ему подчинялись все низшие духи. Волшебной обителью Велеса стал остров Буян. В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка.

Велес был лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людские души поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу — обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов.

Велес - хранитель седой старины и безмолвных костей предков. Последняя ночь октября - день поминовения дедов (на Западе - Хелловин). В этот день русы провожали с кострами и музыкой волынок и дудок духов природы и умерших за год родичей под снег.

Семаргл

Семаргл – бог смерти. Семаргл, смрад, мерцание, Цербер, собака Смаргла, смерть - эти понятия в своей сути означают потустороннее божество - огненного волка или собаку. У древних славян это - огненный волк с крыльями сокола, очень распространенный образ. Русы видели Семаргла как крылатого волка, или волка с крыльями и головой сокола, а иногда и лапы его были соколиными.

Если вспомнить мифологию, то мы увидим, что не только конь был посвящен солнцу, но и волк, и сокол. Стоит посмотреть на летописные буквицы, рамки, древние вышивки и украшения домов, домашней утвари, доспехов, и мы увидим что волк-сокол Семаргл встречается на них очень часто. Для русов Семаргл был так же важен, как для китайцев - дракон, а для кельтов - единорог. Волк и сокол стремительны, бесстрашны (нападают на превосходящего силой противника), преданны (волк, даже будучи голодным, не сожрет сородича, как собака). Воины часто себя отождествляли с волками (воин - вой волк).

Не стоит забывать, что волк и сокол очищают лес от слабых зверей, излечивая природу и производя естественный отбор. Образ серого волка и сокола часто встречаются в сказках, былинах, песнях, древних памятниках письменности, таких, как 'Слово о полку Игореве'. В каждом славянине живет Семаргл, который сражается с болезнями и злом в теле человека. Пьющий, курящий, ленивый, деградирующий человек убивает своего Семаргла, заболевает и умирает.

Перун

Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов.

Перуну приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка.

Перуна представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы — золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перун в эпоху двоеверия. Главным оружием Перуна были камни, стрелы, а также топоры, являвшиеся предметами языческого культа.

Хотя Перун имел отношение к холоду (он рождался в первый месяц зимы), но Дни Перуна - его пора - начинались 20 июня и заканчивались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по павшим в боях воинам - собирались на курганах и красных горах, устраивали пиры, ратные потехи, мерялись силой между собой в беге, метании оружия, плавании, скачках на конях. Убивали купленного вскладчину быка, жарили и ели его, пили меды и квасы. Проводили посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные испытания, в воины и опоясать себя оружием Рода.

У наших предков всегда было много внешних врагов, велись постоянные войны. Щит и меч почитались как символ Перуна, его подарок мужчине. Оружию поклонялись и его боготворили. Но в смертельный бой шли не только мужчины. Часто среди убитых русичей на поле боя враги с удивлением находили женщин, сражавшихся со своими мужьями плечом к плечу. Им тоже покровительствовал златоусый Перун.

Стрибог

Стрибог - бог ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались в более поздние времена для совершения заговоров и заклятий на тучи или засуху. В своем подчинении Стрибог имел различного рода Ветры (имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы. Другим — Позвизд или Посвист, злой северный ветер.

Существует несколько трактовок самого имени Стрибога: Стрый — то есть старый, старший бог или стръга — глагол, обозначающий длительность в пространстве, протяженность чего-либо. Стриж, стремительный, быстрый, шустрый, стремление, струя - все эти понятия означают поток, скорость, распространение, растекание. Если соединить все это в одно, перед нами - образ ветра и все, что с ним связано. По одной из версий Стрибог посылает в мир Яви свои ветры-стрелы и помогает солнечным лучам-стрелам оплодотворять землю. Этот бог всегда в сказках под именем Ветра выступает разрушителем козней и самой Смерти. Суть Стрибога неоднозначна: он, как повелитель стихий, посылает живительную влагу и несущие жизнь облака, но в то же время, он насылает на землю ураганы и засуху, а вместе с ними — смерть.

В апреле прилетит Стрибог с востока молодым теплым дневным дуновением. Ночью же он будет дышать холодной сыростью. Летом Стрибог задует с полудня (юга), днем обжигая жаром, а ночью лаская теплом. А осенью, налетев с заката (запада), как и весной, будет днем греть, а ночью - холодить. Осенью и весной Стрибог разгоняет тучи, открывая теплое, светлое солнце. Летом он приносит дожди в засуху, чтоб не погиб урожай, зимой вращает крылья мельниц, перемалывая зерно в муку, из которой потом замесят хлеб. Русы считали себя стрибожьими внуками. Стрибог - это наше дыхание, это воздух, в котором звучат слова, распространяются запахи и рассеивается свет, позволяющий нам видеть окружающее. 

Похожие статьи:

Красота и здоровье → Очищаем воду при помощи Ярилы - Трисветлого

Поэзия → Азбука со славянскими персонажами - Марина Царь Волкова

Космос → Славянская астрология

Боги, духи и существа → Коловрат всебожья

Красота и здоровье → Древнеславянская Здрава

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Бог дождя, ветра, грома у славян

Перун – бог грома, дождя и ветра в славянской мифологии. Издавна его считали одним из самых сильных обитателей языческого пантеона. Ему поклонялась практически вся Киевская Русь, за исключением лишь некоторых восточных регионов. В своей славе Перун превозмог даже Сварога, некогда считавшегося непоколебимым оплотом славянского государства.

бог дождя

Перун является сыном великого бога Сварога и богини Лады. Легенды описывают его появление следующим образом. Однажды Матерь Сва (первоначальное имя Лады) съела огромную щуку, в которой был заключен дух самого бога Рода. И тут же час невероятная сила пронзила ее тело. Она почувствовала, что в ее чреве зародилась новая жизнь.

Ее муж Сварог понял – у них появится сын, чья сила превзойдет всех, кто живет на этом свете. И действительно, вскоре Лада родила мальчика. В день его рождения молнии и ветра взбесились. Они грохотали так, что казалось мир треснет на части. И когда, казалось бы, пришел конец всему, появился Перун. Мальчик приказал непогоде успокоиться, и тут же все затихло.

С тех пор бог дождя ежедневно практиковался в управлении стихией. Повзрослев, он смог обуздать не только ветер, но и молнию. С тех пор не было божества более могущественного, чем он, так как никто не мог выстоять против силы небесного света.

бог ветра дождя

Облик Перуна

Сегодня довольно сложно сказать, каким был бог дождя. Мифология славян весьма размыта. По большей части из-за того, что древние сказания передавались из уст в уста. Это коверкало их. К тому же часть мифов и вовсе была утеряна во время крещения Руси, так как христиане заставили славян забыть о старых богах.

И тем не менее некоторые детали облика Перуна смогли сохраниться до наших дней. Например, изначально бога молнии изображали в виде взрослого, крепкого мужчины с седыми волосами. Позже мнение волхвов разделилось. Одни говорили, что у него золотая борода, а вместо усов сгустки молний, иные рассказывали о том, что он ничем не отличался от простых смертных, помимо хорошо сложенного тела.

Единственное, в чем соглашалась все – это воинственное обмундирование бога. Он всегда ходил в искусно выкованных доспехах и шлеме. К тому же небесный воин всегда держал в одной руке огромную дубину (иногда его изображают с мечом или копьем), а в другой - дубовый щит.

Сила небожителя

Перун управлял силами дождя, ветра и молнии. Однако, люди редко просили его послать с неба воду в засушливые времена. Это связано с тем, что для славян Перун был воплощением воинственного бога. Свои силы он использовал для сражения, а не для земледелия.

А с течением лет он и вовсе превратился в главного покровителя воинов. Поэтому отправляясь на войну, мужчины и женщины просили у Перуна благосклонности. Они верили, что если дух бога коснется их оружия, то ни один враг не сможет победить их в честном бою. А гроза в канун битвы свидетельствовала о том, что небожитель услышал молитвы верующих.

Помимо этого, славяне верили в то, что Перун оберегает матушку-природу. Изо дня в день он ходит по лесам и полям, наблюдая за тем, чтобы люди разумно использовали подаренное им богатство. Более того, бог дождя обладал чудесной силой. Он мог превращаться в любого зверя или птицу.

 бог дождя мифология

Атрибуты Перуна

Бог дождя у славян часто ассоциировался с дубом. В целом в этом нет ничего удивительного. Ведь русский народ всегда считал это дерево величественным. Поэтому именно с его ствола волхвы вырезали тотемы, олицетворяющие облик бога Перуна. Самый знаменитый из них находится на острове Хортица, что на Украине.

Еще одним атрибутом бога является боевой топор. Он – символ воинственного начала громовержца. Поэтому все русские воины носили при себе амулет в виде секиры, который охранял их в бою.

Не менее значимым в культе Перуна был цветок ирис. Его рисовали на всех тотемах, посвященных богу. Более того, сами святыни выстраивали так, чтобы они напоминали шесть лепестков этого растения.

В более поздние века язычества волхвы добавили еще один символ в копилку небожителя – особую руну, которая называлась звезда Перуна. Славяне верили в то, что ее сила способна защитить от любой беды. Поэтому ее вырезали не только на тотемах и идолах, но и рисовали на одежде и боевых щитах.

бог дождя у славян

Поклонение Перуну

Бог дождя быстро затмил других богов славянского пантеона. Это было связано с тем, что он помогал воинам в сражениях. Поэтому князья и воеводы стремились задобрить его всеми силами, возводя все новые и новые алтари в его честь. Более того, даже миролюбивый народ просил у Перуна благословения. Ведь по преданиям, оно могло принести успех и удачу в любом начинании.

Что касается обрядов, то большинство из них проводилось под чутким надзором жрецов и волхвов. Получить этот священный титул могли лишь избранные люди. Чаще всего это происходило еще в детстве, когда один из священнослужителей замечал в ребенке таинственную силу. На практике это говорило о том, что жрецы могли назвать волхвом любого, кто им приглянулся.

Священный праздник

Бог дождя, как и любое другое божество, имел собственный день в славянском календаре. Праздновали его 20 июля. В этот день волхвы собирали людей вместе возле главного алтаря. Здесь они пели ритуальные песни, водили хороводы и подносили Перуну свои дары. В качестве ритуальной жертвы использовали быка или петуха.

После этого народ возвращался в город или деревню и продолжал праздновать. Примечательно то, что в этот день на Руси проходили первые парады войск. Воины дружным строем проходили по улицам города, демонстрируя окружающим свою силу и сплоченность.

В конце дня на окраине зажигали огромный костер. На нем сжигались те дары, что были принесены на алтарь днем. Полученный впоследствии пепел разбрасывали по полям в надежде на то, что Перун не оставит их без дождя.

бог грома дождя

Миф о Перуне

Существует множество древних сказаний о громовержце. Большинство из них прославляет силу Перуна. Например, самый известный из них рассказывает о том, как юного бога вместе с его сестрами украл Скипер-зверь (человек-скорпион). Страшным колдовством обладал он: мальчика чудище погрузил в вечный сон, а беззащитных девушек превратил в чудовищ.

Но с годами старшие братья нашли Перуна. Пробудив уже взрослого мужчину от сна, они вручили ему чудо-меч. Благодаря ему сразил небожитель чудище дикое, а после расколдовал сестер.

fb.ru

Бог ветра у славян

бог ветра у славян

Стрибог – бог ветра у славян. Есть несколько версий его появления. Согласно одной из них возник он из искр, которые появлялись во время того, как Сварог бил молотом об Алатырь. В некоторых источниках Стрибог появился из дыхания Рода. Славяне называли его рассеивателем богатства, а все из-за крутого нрава. В его подчинении находятся птицы и эфирные духи-ветра.

Что известно о боге ветра у древних славян?

Представляли Стрибога седым стариком, одетым в лазурные одежды. Постоянным атрибутом является золотой лук, которого он держит в руках. На некоторых изображениях Стрибог плывет на воздушном корабле, а в руках у него рог и копье. Жил он на краю света в лесу или на острове в центре океана. Он редко выходил на связь с другими богами. Славяне почитали Стрибога поскольку он не только посылал живительную влагу, но и буры, и смертельные ураганы. Его неизменным помощником является мифическая птица Стратим, в которую он мог самостоятельно перевоплощаться.

Бога ветра у восточных славян также почитали за его способность уничтожать врагов и различных злодеев. Земледельцы просили у Стрибога прислать облака с дождем и не сушить землю. Почитали его и моряки, которые молили о попутном ветре. Мельники приносили Стрибогу дары в виде муки и зерен, которые развевали по ветру. Идол и храмы славянского бога ветра ставили на морских островах, возле рек и морей. Идол Стрибогу есть в Киеве среди семи самых важных богов славян. Чтобы задобрить бога ветра, в жертву ему приносили воронов, хлебные крошки и мясо, а в праздники к идолам клали остатки праздничных блюд.

В общем, люди четыре раза в год отмечали день Стрибога:

  1. Вешний. Праздновали в апреле, когда ветра становились теплыми.
  2. Ветрогон. Дары богу приносили в августе, когда ветра начинали напоминать о приближении осени.
  3. бог ветра у восточных славян
  4. Листобой. Праздновали в сентябре, при первых холодах.
  5. Весновей. Почитали бога в феврале, когда чувствовалось приближение весны.

Бог ветра в славянской мифологии имеет свой знак, который выглядит, как перевернутая английская буква N и пересекающая его кривая линия. Этот символ помогал людям сохранить свой дом и поля от непогоды. Наносили его на судна, что моряки не боялись шторма. Мельники строили ветряки, которые напоминали знак Стрибога. В качестве амулета рекомендуется использовать этот символ людям, в жизни которых часто происходят различные скандалы и споры. Поможет он найти правильный путь в сложной ситуации. Символ Стрибога будет полезен для людей, которые хотят контролировать все перемены в своей жизни.

 

womanadvice.ru

Боги древней руси | Экстрасенсорика на 4-Women.ru

В славянской культуре пантеон подразделялся на богов функциональных и солнечных, и правил всеми ими могучий Сварог (иногда его называют Род). В категорию функциональных божеств входили Перун, Велес, Стрибог и Семаргл, каждый из которых являлся покровителем определенной категории населения или повелителем некой силы. Солнечные боги, как правило ассоциировались с временами года, и их было четверо – Дажьбог, Хорс, Ярило и сам повелитель — Сварог.

Солнечные боги древней Руси

Каждый из солнечных древних богов Руси имел власть во время определенного времени года. Между зимним и весенним солнцестоянием (то есть с 22 декабря по 21 марта) главенствовал бог Хорс. Далее наступало время царствования бога Ярило – до летнего солнцестояния, 22 июня.

Следом наставало время Даждьбога, и оно длилось до 23 сентября – осеннего солнцестояния. Почитать Сварога было принято в оставшийся период года, до 22 декабря.

Функциональные языческие боги древней Руси

Одним из самых известных функциональных богов славян вплоть до наших дней остается Перун – владыка молний и покровитель воинов, защитник. Не менее известен Велес, имя которого часто используют для наименования современных компаний – он являлся покровителем торговли, мудрости, магии и книг, а также был правителем мира мертвых. Не смотря на то, что правил умершими Велес, богом смерти был Семаргл. Последний, четвертый функциональный бог – Стрибог, покровитель ветра.

Великие боги древней Руси

Более подробно рассмотрим отдельных, наиболее известных богов древней Руси и славян вообще.Начиная описание славянского пантеона, невозможно не упомянуть Сварога – одного из главных богов, покровителя огня и жара.

Он – небесное божество, которое олицетворяет собой и мать всего живого. В древности его считали божеством с женским началом, позже – с мужским.Интересно то, что в славянской культуре небесные божества связываются именно с огнем. Считается, что именно Сварог открыл людям искусство управления пламенем – научил обрабатывать металл, создавая кованные изделия и многое другое. С другой стороны, Сварог обеспечил людей законами и знаниями, после чего посчитал свою миссию завершенной и уступил бразды правления сыновьям – Ярилу, Даждьбогу и Хорсу.Особо почитался и бог Хорс, который по легенде рождается 22 декабря в образе мальчика-солнца, которое завершает ход старого солнца, и открывало новый год. Это божество с мужским началом, которое символизировало стремление юности к знаниям и росту, преодолению трудностей и поиску новых решений.

Встречали Хорса колядками, коловратом, маскарадом с личинами тотемных зверей. Было принято жечь на горе колесо, чтобы помочь солнцу светить ярче, и все это сопровождалось веселыми народными гуляниями.

Еще один известнейший бог – Ярило, символизирующий пробуждение природы, зачатия, новой жизни. Он представлялся людям бравым женихом, который мог даровать хороший урожай и крепких детишек.

Даждьбог, один из самых любимых народом божеств, олицетворяет силу солнца, его тепло, а также высшие законы сотворения мира. Обращаясь к нему, люди ожидали исполнения мечтаний, избавления от болезней и других земных благ. Считалось, что это божество дает людям и солнце, и дождь.

Одним из воинственных, но уважаемых богов являлся Перун – он повелевал молнией и громом, и именно по его повелению тучи могли скрыться с небес. Он считался одним из созидающих мир божеств, ведь именно его силой питались растения, и пробуждалась жизнь. Кроме этого, почитался Перун в неспокойные времена, поскольку был покровителем воинов, князя и дружины.Боги и богини древней Руси изучены не так полно, как греческие или римские, но обращаясь к корням славянской культуры, можно открыть для себя много интересных фактов.

Видео: Что будет, когда вернутся на землю древние славянские Боги?

Видео: РОДНЫЕ БОГИ — Славянские Боги

Видео: Древние летописи.Секреты обольщения древних богов.. практическая черная магия боги древней руси.

4-women.ru

кто он? Как зовут бога ветра?

бог ветра у грековВетер – это незаменимый помощник для человека. Сейчас с его помощью получают электроэнергию, выращивают растительные культуры и т.д. Поэтому в легендах и мифах разных народов ветер занял достойное место. Так, у многих язычников одним из самых главных персонажей в мифах и легендах был бог ветра. Однако каждый народ называл и изображал его по-разному.

Не ветер бушует над бором

Если исследовать мифологию всех национальностей, то можно обнаружить более сотни разных богов, которые считались покровителями ветра. Не последнее место в пантеоне богов практически каждого народа занимает языческий бог ветра - повелитель одной из фундаментальных стихий мироздания – воздуха. Имен владыки воздушной стихии не счесть, у каждого народа его называли по-разному, при этом одаривая аналогичными полномочиями и способностями. Борей, Нот, Зефир, Эол, Эвр, египетский Амон, индийский Ваю и славянский Стрибог – неполный перечень имен бога ветра.

Имен владыки воздушной стихии не счесть

Давайте рассмотрим персонажей из наиболее известных языческих религий.

1. Древний Иран. Бог ветра – Вайю. Это даже не один бог, а близнецы. Только первый Вайю злой, он пытается причинить вред душам умерших правоверных. Эта его ипостась соответствует злому северному ветру. А второй Вайю добрый, он переправляет их через мост Чинват в долину вечного упокоения. Этот бог у жителей Древнего Ирана ассоциировался с теплым весенним ветром, несущим за собой жизнь. Такой сюжет приведен в пехлевийских священных текстах. А гимн «Яшт» XV повествует о Вайю – грозном божестве, которое является посредником между землей и небом. Помимо всего прочего, древние иранцы считали его покровителем воинов и всего воинского сословия.

2. Древняя Индия. Бог ветра – Ваю. Конечно, имя этого божества похоже на прозвище древнеиранского Вайю, но они сильно отличаются друг от друга. Ваю – бог, имеющий приятную внешность, отличающийся тысячью глазами и быстротой мысли. Ездовое животное у этого божества – олень. Но часто Ваю носится под небом в сверкающей колеснице вместе с самим Индрой. Бог ветра славится своей щедростью, благосклонностью, богатством. В жертву ему приносят животных белого окраса. В благодарность Ваю часто ниспосылает жертвователю сына (и вообще, его дом наполняется детским смехом), а это самая большая награда. Также бог ветра не обделяет имуществом, конями, быками, славой, убежищем и защитой от неприятелей тех, кто поклоняется ему.

3. Древний Египет. Бог ветра – Шу. На египетских рисунках это божество изображали человеком, опершимся одним коленом о землю и придерживающим руками небесный свод. Шу также является одним из судей в загробном мире.

4. Древний Китай. Бог ветра – Фэнбо. Определенной внешности у этого божества нет. Его изображали, то псом, имеющим человеческое лицо, то кометой, то Фэйлянем – пятнистым, как барс, оленем с птичьей головой и змеиным хвостом.

5. Древняя Япония. Бог ветра – Фудзин. Изображался в виде человека, несущего за спиной мешок, в котором сложены все смерчи, ветры и ветерки. Согласно древнеяпонской легенде, на заре мира Фудзин выпустил один ураган, чтобы тот рассеял туман между земной твердью и небесным сводом.

Ветер – стихия ветреная

Душа неравноценная духу, но близка к нему. Дух – это дуновение, это движение воздуха, а значит ветер. Именно поэтому боги ветров гораздо ближе к человеку, чем остальные стихийные. Они уже внутри, уже формируют намерения, поведение, мировосприятие.

Здесь интересно посмотреть генеалогию богов ветра. Чаще всего они не вписаны в общие иерархические системы и являются пришельцами. Бог ветра прилетает вместе с ветром и улетает так же неожиданно.Можно подумать и об изображениях богов ветров. Практически везде (кроме Китая) они крылаты и напоминают ангелов. Или демонов – крылатые посланцы богов у древнегреческих философов были демонами вне зависимости от плюса или минуса в этической мотивации. Заманчиво продолжить линию бог ветра – ангел – душа, но так как это может привести к ненужным мыслям и открытиям, лучше просто принять это сходство как данность.

Как зовут бога ветра и когда его зовут? Только в начале битвы или чтобы поплыли корабли. Бог ветра как первый покровитель геополитики. А это тоже повод задуматься.

Божества ветра в системе древнего мироустройства

Как известно, самая логичная и известная нам система мироустройства, где у каждого бога свое место и свои истории жизни, у древних греков. Греческие мифы и легенды так подробны, что с ними не сравнятся даже китайские и японские иерархические божественные системы, где у каждого божества свой ранг и количество звездочек на погонах. Так, с чьей-то легкой руки богини бриза стали гарпиями.В Китае и Индии особых реформ в царстве богов не было, с самого начала стихийные божества опасны и враждебны, в делах божественной управы относятся к демонам. Ведический Марута (сравним с нашей Марой-Мораной) – не бог, но демон ветра и непогоды. Попробуй здесь определись, как зовут бога ветра!

Ветер на Олимпе

Бог ветра у греков не один. Олимпийскими ветрами заведовало несколько божеств.Самым суровым был Борей, бог северного ветра. Он был сыном Зари и Звездного неба. Интересно предположение греков о связи севера с зарей. Кстати, они очень уважали Гиперборею, далекую северную страну, где теперь расположена Россия. Оттуда, например, в Грецию явился Аполлон.

И во многих источниках (не вполне официальных, конечно) предполагается, что многие греческие боги – это славянские божества, в какой-то момент выбравшие своим местом жительства Грецию и ассимилировавшиеся там. Не известно, как все, но Борей точно имеет скифские корни. По греческим легендам он живет по Фракии и превращается в коня. Его брат Зефир – бог ветра западного. Известен романом с гарпией (опять ветреная дама) Подагрой, и от этого брака родились кони Ахиллеса.Бог южного ветра - Нот. Он приносит туманы и влажность. Эвр - неожиданный бог юго-восточного ветра. Восточного ветра в космогонии греков нет. Он не родня другим богам, лишен человеческого облика и губит корабли. Интересно, откуда он примчался в греческие края? И самый известный – Эол. Просто полубог ветра. Сын Эллина. Загадочная фигура и, похоже, из другой сказки. Подарил Одиссею мех, в котором были спрятаны ветры, с наказом не открывать. Одиссей не послушался.

Стрибог и …

В славянской мифологии ветры не персонифицированы. Имя Стрибога образовано от слова «стрег», означающего «дядя по отцу», «старший». Появился этот бог благодаря дыханию Рода. Стрибог способен вызывать и укрощать бури, а также превращаться в своего помощника, мифическую птицу Стратим. Бог ветра у древних славян – это не столько само божество воздушной стихии, сколько дед всех ветров. Если копаться в его генеалогии, то ведические и индоевропейские корни имени и особенностей поведения показывают его первоначальную идентичность Богу-Небу. Единым богом, от брака с которым Мать-Земля понесла природу и людей.Стрибог гораздо больше Перуна может претендовать на эту функцию. Он бог космогонический, допотопный, в отличие от бога воинов и правителей Перуна. Живет Стрибог, как положено, на черной скале на море-океане. Чем занимается – источники умалчивают. Грозит и веет, как ему и положено. Корабли топит. Тем не менее он один из богов странного и эклектичного пантеона Владимира. На вопрос о том, почему именно этот набор упоминает «Повесть временных лет», ответа, кажется, не нашел ни один из исследователей.

Бог ветра в изобразительном искусстве

Загадочный гипербореец Борей оказался на одной из самых известных картин мировой истории, на «Весне» Боттичелли. В мистической традиции Приората Сиона, в этой картине видят прибытие Марии Магдалины на Юг Франции, после которого она и стала наиболее чтимым женским символом эзотерической традиции. И встречают весну-Марию во Франции не только нимфы и сама Франция (дама в платье, усеянном синими цветами), но Борей. На картине он, правда, маленький, но, что интересно, летит с востока.

Ветрам стихи и прозу посвящал

Интересны божества ветра в одной из сказок Андерсена. Путь в поисках рая проходит у молодого человека через пещеру ветров, где фигуры Северного, Западного, Восточного и Южного ветров выпускают из своих мешков бури, губящие человечество. Несмотря на то что ветра довели-таки юношу до Рая, человеческая природа помешала ему остаться там навсегда, и он вновь вернулся в пещеру ветров. Интересно, что у Максимилиана Волошина есть хорошая фраза: «Я язычник по плоти и верю в реальное существование всех языческих богов и демонов, в то же время не могу мыслить вне Христа». Вот и подтверждение – боги ветра, ранние боги человечества, демоны признают Христа и готовы не только уступить ему власть над человеческими душами, но и сопроводить человека в Царство Божие, но человек слаб. И в своей слабости он становится неинтересен даже ветреным богам.

fb.ru